Научная статья на тему 'Состояние крестьянского коневодства Курской губернии в 80-е гг. XIX В. '

Состояние крестьянского коневодства Курской губернии в 80-е гг. XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОТОВОДСТВО / КРЕСТЬЯНСКОЕ КОНЕВОДСТВО / КУРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / XIX В. / livestock / peasant horse-breeding / Kursk Province / the XIX century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Самойлова Е. Н.

В статье рассматривается крестьянское коневодство Курской губернии. Анализируются количественные и качественные характеристики конского поголовья, выявляются причины упадка крестьянского коневодства и возможные пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF PEASANT HORSE-BREEDING IN THE 80-IES. XIX CENTURY (BY THE EXAMPLE OF KURSK PROVINCE)

The article deals with the peasant horse-breeding. Shows the variation of the basic parameters analysis of the horse population of Kursk Province. Identifies the causes of decline in that period, and possible ways out of crisis situation in the industry.

Текст научной работы на тему «Состояние крестьянского коневодства Курской губернии в 80-е гг. XIX В. »

УДК 94/99

СОСТОЯНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО КОНЕВОДСТВА КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В 80-Е ГГ. XIX В.

© 2011 Е. Н. Самойлова

аспирант каф. истории России e-mail: samoylova.e.n@narod.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается крестьянское коневодство Курской губернии. Анализируются количественные и качественные характеристики конского поголовья, выявляются причины упадка крестьянского коневодства и возможные пути выхода из кризисной ситуации, сложившейся в отрасли.

Ключевые слова: скотоводство, крестьянское коневодство, Курская губерния, XIX в.

Из всех отраслей коневодства самым массовым в России являлось крестьянское коневодство. В то же время именно данная отрасль находилась в тяжелом состоянии -крестьянская лошадь не только не улучшалась, а наоборот, постепенно вырождалась. В большинстве своем она была малорослая (почти половина общего поголовья лошадей были «недомерками»), слабосильная, недостаточного веса; от нее нельзя было ожидать ни хорошей работы, ни высококачественной племенной продукции.

На состоянии крестьянского коневодства сказывались как общие недостатки, свойственные в то время животноводству России (хозяйственные потребности отдельных областей и всего народного хозяйства не являлись решающими факторами при выборе пород для разведения и размещения их по территории страны; племенная работа во многом имела подражательный характер и чаще всего ориентировалась на выставочный или ипподромный успех, а не на повышение хозяйственно-полезной ценности животных и др.), так и отношение правительства к крестьянскому коневодству в целом (причем этот фактор и стал решающим). Правительство ориентировалось в основном на поддержку государственного и частного коннозаводства, да и то лишь верхового и выставочного направлений.

Государственные затраты на улучшение крестьянского коневодства были ничтожно малы. Это признавалось даже в официальных документах. Так в «Записке о современном состоянии государственного коннозаводства» за 1886 г. отмечалось, что «Главное Управление (коннозаводства - Е.С.) выделяло для крестьянского коневодства весьма незначительные средства в виде уступки в безвозмездное пользование сельских обществ в самом ограниченном количестве казенных жеребцов, подходящих к сорту их маток; между тем заводские конюшни остаются переполненными жеребцами верхового сорта, не находящими спроса в среде сельского населения»1.

Воспользоваться заводскими жеребцами могли, разумеется, лишь зажиточные крестьяне, да и то, как отмечали современники, «не каждый из них в состоянии заплатить 2-4 рубля за случку его кобылы с казенным жеребцом»2. Основная масса кобыл покрывалась местными жеребцами низкого качества, и в лучшем случае -улучшенными жеребцами частных владельцев.

Самостоятельно же мелкое, раздробленное крестьянское хозяйство вести свое коневодство удовлетворительно не могло, а точнее - не умело, «потому, что крестьянин не заботится о лошади - своей прямой помощнице и кормилице»3. Сплошь и рядом встречались такие издержки крестьянского конепользования, как плохое

кормление и содержание, в частности жеребых и подсосных кобыл и молодняка, ранняя вольная случка еще неразвитых кобылок и жеребчиков и т. д.

В крестьянском хозяйстве Курской губернии была распространена «порода лошадей, настолько установившаяся, что она получила название “крестьянской лошади”, лошади этой породы низкорослы, не выше 1 арш. 12 верш. и слабосильны»4. В 1882 г. таких лошадей насчитывалось 67% от всего состава5. Эта порода могла бы иметь достоинство как рабочая сила, но только при хорошей выдержке, которой, к сожалению, не было, так как большая часть крестьян не соблюдала необходимого ухода за лошадьми: молодых жеребят употребляли слишком рано в работу, не дав им окрепнуть; маток подвергали тяжелым работам; мало заботились о хороших коновалах в случае болезни лошадей6.

Определенные возможности для улучшения местной породы лошадей давала Курская конюшня государственного коннозаводства. За шесть первых лет (1885— 1891 гг.) ее существования на пунктах было собрано 228 производителей, из них 111 -рысистой породы, давших 1428 жеребят; 131 - рабочего сорта, от которых получено 1948 жеребят, и 46 верховых - 442 жеребенка7.

Отдельные зажиточные крестьянские хозяйства пытались сами заняться выращиванием лошадей; тем более что стоимость выращивания лошади в собственном хозяйстве почти равнялась ее стоимости во взрослом состоянии. Оценить рабочие качества лошади при ее покупке также было затруднительно, поэтому многие хозяева считали выгодным выращивать лошадей у себя. Это обходилось в среднем в 121 руб. 40 коп. (стоимость питания). Некоторые крестьяне научились это делать настолько хорошо, что нередко продавали своих выкормков от заводских жеребцов за 200300 руб. и дороже.

Для мелкого же крестьянского хозяйства выращивание лошади являлось невозможным, так как при сравнительной слабости крестьянского бюджета возврат затраченных средств мог состояться только через 2,5-3,5 года после рождения приплода, так как продажа молодняка в более раннем возрасте встречалась редко и была невыгодной. Поэтому многие крестьяне переходили к покупке лошадей на ярмарках.

Насколько же было обеспечено лошадьми крестьянское хозяйство Курской губернии? Дадим количественную и качественную характеристику. В 1882 г. при проведении военно-конской переписи в европейской части России было зафиксировано 12055880 лошадей8. В Курской губернии насчитывалось 680373 лошади, что составляло 5,6% от их общего количества. При этом частным землевладельцам принадлежало 53272 голов, или 7,8%, городским обывателям - 6361, или 0,9%, крестьянским хозяйствам - 620740, или 91,3%, то есть абсолютное большинство. Курская губерния в переписи числилась в Центральной коннозаводческой области. Этот регион представил самые высокие показатели; например, по количеству лошадей на крестьянский двор он занимал одно из ведущих мест в империи. Наибольшее количество конского поголовья насчитывалось в Обоянском уезде (61398 лошадей), наименьшее в Новооскольском (29609 лошадей)9.

Средняя плотность конского состава составляла 16,7 голов на квадратную версту, варьируясь от 10,5 (Новооскольский уезд) до 20,2 (Путивльский уезд). Сравнительно с числом жителей больше всего лошадей оказалось в Тимском уезде -41,3 голов на 100 жителей, менее всего в Новооскольском - 20 голов; в масштабах всей губернии это отношение составило 31,110.

Крупных лошадей, выше 2 аршин, в губернии насчитывалось только 15,1%; средних, от 1 аршина 14 вершков до 2 аршин, - 29,5%, и мелких, ниже 1 аршин

14 вершков, - 55,4%11. При этом у крестьян процент более рослых лошадей составлял

41,9%, у помещиков - 71,6%, приблизительно такой же процент лошадей этого роста (74,3%) наблюдался и у городских владельцев.

В Курской губернии в крестьянском хозяйстве обычно было 1-2 лошади на 6-7

членов семьи - с такой массой тягловой силы большинству хозяйств выйти из нужды

было сложно. А были и вовсе безлошадные хозяйства. В середине 1880-х гг. в пяти

уездах губернии (Белгородский, Грайворонский, Корочанский, Ново- и

Старооскольский) из 113584 крестьянских дворов безлошадными являлись 26839, или

12

23,6%; однолошадными - 31861, или 28,0%; с двумя лошадьми - 29759, или 26,2% . В итоге, по обеспечению рабочими лошадьми 77,8% крестьянских дворов являлись бедными.

По данным следующей военно-конской переписи 1888 г., общее число лошадей

13

в Европейской России увеличилось и составило 12675657 голов . Однако количество лошадей в Курской губернии сократилось, составив 666133 голов, или 5,2% от их общего числа. При этом помещикам принадлежало 57377 лошадей, или 8,6%, городским жителям - 5941 и 0,9%, крестьянским хозяйствам - 602815 и 90,5%14. В некоторых уездах (Курском, Льговском, Обоянском, Путивльском, Суджанском, Щигровском) сокращение достигло от 6,2% до 13%. Наибольшее количество конского поголовья в губернии насчитывалось в Обоянском уезде (58124 лошади), наименьшее в Льговском (34045 лошадей)15.

Средняя плотность конского состава снизилась до 16,2 лошадей на

1 кв. версту16. Сократилось также соотношение конского поголовья к населению - на 1888 г. этот показатель составил 29,8 лошадей на 100 жителей губернии, что на 1,3 лошади меньше, чем в 1882 г.

Снижение многих показателей объясняется не только абсолютным сокращением конского поголовья. Предыдущая перепись проводилась при неблагоприятных условиях для Курской губернии - в 1882 г. губерния пережила в сельскохозяйственном отношении тяжелый год: урожай хлебов и трав был незначительным, и с осени началась распродажа скота и лошадей из-за недостатка кормов; перепись лошадей по некоторым уездам затянулась до поздней осени, когда уже большая их часть была распродана (Ново- и Старо-Оскольский уезды). Поэтому перепись 1888 г. более правдиво отражает состояние коневодства, в том числе крестьянского, в Курской губернии.

Что касается безлошадных крестьянских хозяйств, то по переписи 1888 г. на территории губернии их было 25% - почти четвертая часть хозяйств лишалась возможности нормально вести земледельческий труд хлебопашца. На тот период в крае насчитывалось всего 226138 коневладельцев, из которых однолошадных хозяйств -60482, или 26,7%; с двумя лошадьми - 64731, или 28,6%17.

Одним из важных учетных показателей конских переписей являлся рост лошадей. По сравнению с предыдущей переписью этот показатель значительно улучшился. В 1888 г. крупных лошадей в Курской губернии насчитывалось уже 19,7%, средних - 54,1%, низких - 26,2%18. Наиболее крупный конский состав встречался в Дмитриевском, Корочанском, Курском, Старооскольском, Тимском, Фатежском, Щигровском уездах. Лошади землевладельцев, как и прежде, превосходили в росте крестьянских. Так, полномерных лошадей в помещичьих хозяйствах насчитывалось 76,3%, а в крестьянских - 51,5% (почти на 10% больше, по сравнению с 1882 г.)19. Это говорит о качественном изменении крестьянской лошади. Ее физические показатели заметно усовершенствовались всего лишь за шесть лет, прошедших с момента последней переписи. Увеличение ростового показателя, с одной стороны, указывает на хороший уход за лошадьми, а с другой - объясняет снижение общего поголовья на территории губернии. Теперь крестьянин мог обходиться в своем хозяйстве меньшим

числом лошадей, заменив слабых на более сильных и выносливых, которые могли выполнить больше работ.

Убыль конского поголовья в Курской губернии продолжалась и в последующие годы. Однако ростовые показатели сводились к постоянному увеличению числа высокомерных и полномерных лошадей. Соответственно, значение коневодства в Курской губернии надо оценивать не с количественной стороны, а с качественной, которая показывала положительные тенденции.

1 Журнал коннозаводства. 1886. №6. С. 2-3.

2 Государственный архив Курской области (далее: ГАКО). Ф. 101. Оп. 1. Д. 84. Л. 50.

3 ГАКО. Ф. 101. Оп. 1. Д. 84. Л. 50.

4 Вернер И. А. Итоги статистического обследования Курской губернии в 1887 г. Курск, 1887. С. 154.

5 Воробьев Н. В. Крестьянское коневодство Курской губернии: эволюция и районы за период 1882-1924 гг. Курск, 1924. С. 18.

6 Российский государственный исторический архив. Ф. 412. Оп.1. Д. 1185. Л. 239.

7 Описание отдельных русских хозяйств. Вып. III. Курская губерния. СПб., 1897. С. 36.

8 Военно-конская повинность 1882 года. СПб., 1884. С. IX.

9 Воробьев Н. В. Указ. Соч. С. 12.

10 Военно-конская повинность 1882 года. С. 21.

11 Там же.

12 Тройно Ф. П. Очерк социально-экономического развития Белгородчины (конец XVIII в. - 1917 г.): 400-летию Белгорода, Старого Оскола, Валуек посвящается. Белгород, 1993. С. 76.

13 Статистика Российской империи. ХХ. Военно-конская повинность 1888 года. СПб., 1891. С. 52.

14 Коневодство и перевозочные средства Европейской России: по официальным данным военно-конской переписи 1888 г. / сост. Д. Дубенский. СПб., 1891. С. 116.

15 ГАКО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3333. Л. 63.

16 Военно-конская перепись 1888 г. С. III.

17!Воробьев Н. В. Указ. соч. С. 77.

18 Коневодство и перевозочные средства Европейской России. Указ. соч. С. 113.

19 Там же. С. 116.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.