Научная статья на тему 'Состояние института семьи в современной России'

Состояние института семьи в современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3584
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ГОСУДАРСТВО / ОТЦОВСТВО / МАТЕРИНСТВО / ДЕТИ / СИРОТЫ / ДЕМОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / РАЗВОД / ДЕТСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / FAMILY / STATE / PATERNITY / MOTHERHOOD / CHILDREN / ORPHANS / DEMOGRAPHY / SOCIAL SPHERE / DIVORCE / CHILDHOOD / STATE SUPPORT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние института семьи в современной России»

Цинченко Г.М., к.социол.н., доцент1

СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Северо-западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, кафедра социологии и социальной работы, galina_ts55@mail.ru

Взаимосвязь государственной семейной политики и Национальной стратегии действий в интересах детей обусловлена двумя главными принципами провозглашенных в Декларации ООН от 3 декабря 1986 года «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях»: «Каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка» (статья 1), «благополучие ребенка зависит от благополучия семьи» (статья 2). Очевидно, что в той мере, в какой государство способно создать условия, ограждающие благополучную семью от распада и разрушения, оно способно защитить и ребенка, проживающего в этой семье. Вопросы детства, защиты прав детей рассматриваются в сквозь призму института семьи, обеспечения семейного благополучия. Семья - консервативный институт, который не меняется мгновенно, тем более под воздействием только экономических факторов. Трансформация института семьи обусловлена более глубокими общественными процессами, связанными с изменениями социальной, культурной, духовно-нравственной среды. Специфика и уникальность семьи в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Сущность и смысл семьи состоит не просто в воспроизводстве населения, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. В народном сознании древнерусского человека род, народ, Родина связаны не просто одним морфологическим корнем, а отражали специфику миропонимания, идею развития общества. Русское православие усиливает духовное содержание рода и семьи. Семья выступает не только социальным сообществом супругов, родителей и детей, но и духовной ячейкой, "малой церковью". Такой подход к институту семьи позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблем семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

К традиционным семейным ценностям относятся ценности брака, понимаемого исключительно как союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах

1 Tsinchenko G.M. Status of institute of a family in modern Russia.

978

государственной регистрации актов гражданского состояния или совершаемый в соответствии с религиозными традициями, заключаемого супругами с целью продолжения своего рода, рождения и совместного воспитания детей, основанного на уважении к родителям и авторитете родительской власти, характеризующегося добровольностью, совместным бытом и проживанием под общим кровом, устойчивостью брака, связанной с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению1.

Современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях. На протяжении почти тысячелетия традиционной для России являлась многодетная семья, основанная на супружестве отца и матери. Даже последнее дореволюционное поколение женщин (1914-1918 годов рождения) и уже в советское время сохранило верность традиции. 42,3% женщин этого поколения стали многодетными матерями, родив троих и более детей. Матерью с одним ребенком стала только каждая пятая женщина того поколения2. Тогда как в современной России 2 из 3 матерей имеют по одному ребенку, а многодетными становятся не более 7% женщин. Многодетные семьи составляют 5,8% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Утрачиваются традиции многодетной семьи, в которой старшие дети присматривают за младшими, примеряя на себя роль взрослого воспитателя. Эти отношения, возникающие между братьями и сестрами, невозможно заменить отношениями между ребенком и родителями^. Возможно и с этим связано то, что современные дети, будучи окружены только взрослыми членами семьи, не взрослеют достаточно долго. Однако, более 1/3 россиян идеальной для себя считают семью с тремя и более детьми, которую они хотели бы иметь, если бы имели все необходимые для этого условия.

Меры демографической политики 2006-2012 годов улучшили демографические показатели. Уровень рождаемости вырос на 15 % , по вторым рождениям - на 17, 5 %, по третьим - на 26, 3 %. Уровень смертности снизился на 10 %. В среднем на 2,3 года увеличилась продолжительность жизни россиян, и составила в среднем 69,8 лет, для женщин - 75,6 года, для мужчин - 64 года. В 2011 году впервые за последние 12 лет отмечено не падение, а рост численности детского населения. По сравнению с 2010 годом численность детского населения увеличилась на 600 тыс. человек. Однако принятые меры демографической политики, обусловленные прежде всего задачами увеличения численности населения России, мало повлияли на современное состояние

См.: Меморандум Второго Форума Всероссийской программы «Святость материнства», Нижний Новгород, 20-21 ноября, 2012.

2 Захаров С.В. Рождаемость в России: первый и второй демографический переход. Извлечение/Электронная версия журнала «население и общество» Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

3 Социализация детей в современной русской семье//http://www.cЫldsy.ruЛib/frtides/id/10261.php

института семьи.

Общее число семей между переписями населения 2002 и 2010 годов сократилось на 2,4% и составило 40 млн.665 тыс.579 семей. При этом темпы сокращения числа семей чуть выше, чем темпы сокращения численности населения (2,4% против 1,9%), сокращается доля семей с несовершеннолетними детьми в общей численности семей. По данным переписи населения 2010 года семьи с несовершеннолетними детьми составляют 42,5% от общего числа семей. И если в 2002 году каждая 2-я российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 году -только 2 из 5 семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 годов на 17,7%. Растет число бездетных семей. Каждая 3-я семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 года число бездетных семей выросло на 7,4%. По прежнему среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке, и одним ребенком (67% семей против 68% в 2002 году). В однодетных семьях проживает почти половина несовершеннолетних детей. А это значит, что ребенок проводит свободное время дома среди взрослых, и практически лишен полноценного общения с сиблингами (братьями и сестрами)1 vii. 5. Современное российское общество относится более терпимо к неполным семьям, в то время как в традиционной российской семейной культуре неполная семья являлась скорее исключением. Между переписями населения 2002 и 2010 годов число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. В сравнении с 1996 годом доля неполных семей выросла в 2,5 разаviii. Каждый 3-й ребенок проживает в неполной семье, 88% из них это материнские семьи. Семья без отца становится нормой. Между тем, социализация детей из неполных семей уже с дошкольного возраста характеризуется некоторой неполноценностью. У детей из неполных семей отсутствует образец гармоничных межличностных отношений между мужчиной и женщиной, на который они могли бы ориентироваться в будущем. В традиционной русской культуре основным типом семьи была большая многопоколенная семья, в которой совместно жили несколько поколений родственников, один из которых выполнял роль главы рода. Постоянное и тесное сотрудничество трех поколений в семье - не анахронизм, а необходимое условие разрешения духовного кризиса семьи и общества. Современные дети воспитываются в однопоколенных семьях в непосредственном взаимодействии только с родителями. Воспитательное влияние бабушек и дедушек в таких семьях значительно снижено. Согласно переписи 2010 года доля многопоколенных семей составляет 30%, правда между переписями 2002 и 2010 годов число многопоколенных семей увеличилось в 2 раза. Рождение ребенка усиливает для семьи риски попасть в категорию бедных почти 10 миллионов детей (если судить по числу получателей стандартных региональных пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного на ребенка в субъекте Российской Федерации) или 4 из 10 детей проживают в малоимущих семьях. Малоимущие семьи с

1 Там же

несовершеннолетними детьми более чем на 30% беднее малоимущих бездетных семей. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом в 2010 году, почти 60% в структуре потребительских расходов семей с несовершеннолетними детьми составляют расходы на питание и на оплату услуг. Причем в сравнении с 2007 годом доля этих расходов выросла на 6%. Более 40% семей с двумя и более детьми имеют долги по кредиту или иным долговым обязательствам. Высока нуждаемость семей с детьми в жилье. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Росстатом в 2010 году, размер общей площади жилья, который приходится на одного члена семьи, в семьях с несовершеннолетними детьми почти на 1/3 меньше, чем в семьях без детей. Более половины семей с несовершеннолетними детьми оценивают свои жилищные условия как удовлетворительные, то есть «жить модно», но качество жилья оставляет желать лучшего. Каждый 5-й ребенок живет в семье, имеющей плохие жилищные условия, в том числе каждый 3-й из них - в возрасте до 1 года. Косвенным подтверждением такого вывода является то, как семьи распоряжаются средствами материнского (семейного) капитала. 97% владельцев сертификатов, распорядившихся средствами, направили их на улучшение жилищных условий семьи. В то же время, репродуктивные намерения россиян, согласно результатам выборочного обследования россиян «Семья и рождаемость», проведенного Росстатом в сентябре-октябре 2009 года, напрямую зависят и от уровня жизни и от жилищных условий семьи. Так, самый высокий показатель ожидаемого числа детей (1,85) оказался у семей, имеющих высокий уровень жизни, и жилье среднего качества. В современной российской семейной культуре развод и рождение вне брака уже не являются аномальными явлениями. С 1992 года началось стабильное увеличение числа семей, основанных на незарегистрированном браке, следствием которого стало увеличение числа внебрачных детей. Доля внебрачных детей хотя и снижается, но остается высокой в общей численности детского населения. Ежегодно каждый 3-й ребенок, а с 2010 года - каждый 4-й ребенок рождается вне брака. Но даже сам факт регистрации брака еще не является гарантией его устойчивости. Внутрисемейные конфликты, распад семьи, разводы стали более привычными явлениями, чем крепкие, устойчивые, благополучные семьи. Распадается почти каждый второй брак. В 2011 году на 1000 браков приходилось 509 разводов, в 2012 году - уже 529. 60% браков расторгаются в первые 5 лет совместной жизни. Увеличилась доля разводов супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Если в 2005 году каждый второй развод был связан с несовершеннолетними детьми, то в 2011 году на 3 развода приходится 2 развода супругов, имеющих несовершеннолетних детей. Между тем, нахождение в браке влияет на принятие женщиной решения о рождении второго или последующего ребенка. Суммарный коэффициент рождаемости у замужних женщин выше чем у их незамужних сверстниц в возрастной группе 25 -29 лет - на 10%, в возрастной группе 30-34 года -на 18%, в возрастной группе 35-39 лет -на 17%, в возрастной группе старше 40 лет - на 20%. Средний интервал времени между вступлением в брак и рождением первого ребенка у лиц, состоящих в незарегистрированном браке, почти в 2 раза длиннее (более 2 лет), чем у лиц,

состоящих в зарегистрированном браке (около 15 месяцев). Настоящим бедствием для института семьи стали аборты. В 2011 году проведено 989 375 абортов. Более 16 тыс. из них, у несовершеннолетних, достигших 15 лет, были произведены без согласия, и, скорее всего, без ведома родителей. По экспертным оценкам реальное число абортов в 5-8 раз больше и достигает 5-8 млн. в год. Каждая 10-я женщина, и почти каждая 3-я несовершеннолетняя, беременность которой прерывается посредством аборта, является первобеременной. И хотя благодаря мерам демографической политики число учтенных абортов за последние 5 лет имеет устойчивую тенденцию к снижению, однако, сохраняется отношение к абортам как к обычной медицинской процедуре, защищающей право женщины на материнство. Именно такое отношение является идейной основой для процветания «теневого» «абортивного» бизнеса. Аборт все более становится делом привычным и абсолютно приемлемым. При молчаливом попустительстве общества аборты превращаются в массовый террор против собственных детей, в отрицание ценностей семьи, святости брака и святости материнства, права на отцовство. Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей - социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских права или ограниченных в родительских правах. Отобрание ребенка из кровной семьи, лишение родителей родительских права, их ограничение в родительских правах стали самыми распространенными инструментами политики разрешения семьи и как следствие -воспроизводства социального сиротства. В 2011 году только 6% детей, отобранных у родителей (причем во внесудебном порядке), были отобраны в связи с угрозой их жизни и здоровью. Только 2% родителей, лишенных родительских прав, были лишены за жестокое обращение с ребенком. 1 из 5 родителей, ограниченных в родительских правах, был ограничен вследствие его поведения. Ежегодно около 94% отобраний детей из семьи, 90% лишений родительских прав и 80% ограничений в родительских правах производятся по усмотрению, в первую очередь, органов опеки и попечительства, и зависят от того, как они толкуют термины «невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей», «злоупотребление со стороны родителей», «ребенок, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении», «стечение тяжелых жизненных обстоятельств». Само по себе наличие несовершеннолетнего ребенка в семье становится достаточным основанием для бесцеременного вмешательства представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел во внутренние дела семьи, проникновения в жилище, постановки семьи на учет семей, находящихся в социально опасном положения, и контроля за такой семьей, в том числе с применением мер индивидуальной профилактической работы как к детям, так и к родителям. Учет семей, находящихся в социально опасном положении, ведется как органами социальной защиты и социального обслуживания населения, так и органами внутренних дел. Основания для постановки на учет расплывчаты. Не урегулирован порядок и условия постановки на учет, снятия семьи с учета. Каждая пятая семья, признанная в 2012 году находящейся в

социально опасном положении и поставленная на учет в органах социальной защиты и социального обслуживания населения, была поставлена на учет по признаку многодетности. Почти каждая вторая семья, признанная в 2012 году находящейся в социально опасном положении и поставленная на учет в органах социальной защиты и социального обслуживания населения, была поставлена на учет в связи с тем, что являлась неполной. Основаниями для составления в 2012 году органами внутренних дел протоколов в отношении 72% семей с несовершеннолетними детьми и их постановки на учет послужило неисполнение ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей, не связанное с совершением как родителями, так и самими детьми дминистративных правонарушений или уголовных преступлений. Эта практика, ассоциируемая в общественном сознании с «ювенальной юстицией» или произвольным вмешательством чиновников в внутренние дела семьи, подрывает авторитет родительской власти, противопоставляет права детей правам родителей и вызывает обоснованный общественный протест. Такая практика, основанная на неопределенности и противоречивости семейного законодательства, дающего волю усмотрению чиновников, дорого обходится государству. Консолидированный бюджет, включающий расходы на финансирование учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, выплату пособий на детей, оплату труда приемных родителей, обеспечение жильем детей этой категории по достижении ими совершеннолетия, исчисляется в пределах 100 млд. долларов. Отбирая ребенка из кровной семьи, государство вынуждено тратить миллиарды рублей на финансирование институтов, заменяющих кровную семью ребенка (детских домов, опекунских семей, в первую очередь в форме возмездной опеки). По данным Минобрнауки России в 2010 году только на финансирование учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, было израсходовано 76,1 миллиардов рублей, при этом 74,037 миллиарда рублей составили бюджетные средства из бюджетов субъектов Российской Федерации. Следует учитывать также средства на выплату единовременных пособий при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью (с 1 января 2013 года размер федерального пособия составляет 13 087 руб.), на ежемесячные выплаты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов и приемных семьях (не менее 4 000 рублей на ребенка), на ежемесячные выплаты приемным родителям в качестве вознаграждения за труд (не менее 2 500 рублей), на обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Только из федерального бюджета на эти цели в 2012 году было выделено 6, 222919 миллиардов рублей. При этом очередь нуждающихся в жилых помещениях детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается, а растет. В 2011 году она выросла в 3 раза по сравнению с 2010 годом и составила на конец года более 223 тысяч нуждающихся, из которых 100 тысяч достигшие совершеннолетия. Современное состояние института семьи в России в значительной степени обусловлено политическими и социально-экономическими процессами, происходившими в ХХ веке. Непродуманные и неподготовленные социальные эксперименты 80- х-90-х годов прошлого столетия стимулировали нарастание разрушительных тенденций в семейных отношениях.

Россию начинают активно втягивать в систему отношений, свойственных западной цивилизации, с ее фетишизацией прав и свобод человека, в том числе прав сексуальных меньшинств. Одной из причин разрушения традиционных для России семейных ценностей, связанных с взаимоотношениями родителей и детей, явилось привнесение в современную российскую семейную культуру принципа приоритета прав ребенка, понимаемое как приоритет по отношению к правам родителей. Между тем Конвенция ООН о правах ребенка не противопоставляет права детей и права родителей, а, напротив, последовательно признает приоритет прав и обязанностей родителей руководить и управлять ребенком в осуществлении его прав, в том числе в реализации права ребенка на свободу мысли, совести и религии (статьи 5, 14 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка), важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка провозглашает принцип, согласно которому дети имеют право на особую заботу и помощь. Однако, этот принцип не предполагает противопоставление детей и родителей, подмену семьи государственными или муниципальными институтами. Напротив, Конвенция обязывает государства-участников Конвенции «предоставить семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей необходимую защиту и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». Декларация ООН от 3 декабря 1986 года «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», также подчеркивает не приоритет прав ребенка по отношению к родителям, а взаимосвязь благополучия семьи и ребенка. Отнесение принципа приоритета прав ребенка исключительно к сфере семейных отношений родителей и детей ведет к искусственному противопоставлению права одних правам других, и в конечном счете к разрушению одного из главных прав ребенка - права на семью как естественную среду для его роста и благополучия. Восстановление традиционных семейных ценностей должно начаться с совершенствования семейного законодательства. Семейный кодекс Российской Федерации был принят в 1995 году и ни разу не подвергался системному анализу и пересмотру. Между тем за двадцатилетний период истории России в условиях новой Конституции Российской Федерации отраслевое законодательство России существенно изменилось, появилось объемное и развитое региональное законодательство. Положения же семейного законодательства, умаляющие роль родителей в решении вопросов воспитания и развития ребенка, узаконивающие свободу усмотрения для органов опеки и попечительства при принятии решений, связанных с вмешательством в семейную жизнь, остаются незыблемыми. Семейное законодательство игнорирует начавшиеся стихийно процессы восстановления института церковного брака. Эксперты отмечают рост числа браков, заключаемых по религиозным обрядам, без их регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Одной из причин массового распространения абортов является несовершенство законодательства об охране здоровья граждан. Согласно этому законодательству аборт - не есть

умышленное умерщвление живого организма, умышленное «изгнание плода», а всего лишь медицинская процедура - прерывание беременности. Поскольку сам термин "аборт" в законодательстве не определен, то к абортам не относятся и не учитываются в общем числе абортов медикаментозные аборты, осуществляемых с помощью специальных лекарственных средств, которые сами медики метко окрестили «бэби-капут». Оборот лекарственных средств для проведения медикаментозных абортов не ограничен. Их можно приобрести без рецепта врача и принимать вне медицинской организации. Последствия таких медикаментозных абортов для здоровья беременной женщины до конца не изучены. Принятый Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает ряд новелл, направленных на профилактику абортов, в частности, запрещает проведение аборта ранее истечения срока, установленного для обдумывания беременной женщиной своего решения о проведении аборта или об отказе от него. Кроме того закон содержит четкие правила о сроках проведения абортов, в том числе по медицинским и социальным показаниям, о необходимости получения информированного добровольного согласия женщины на проведение аборта, о праве враче отказаться от проведения аборта по убеждениям и совести. Однако, данный Федеральный закон не предусматривает ответственность медицинских работников за нарушение указанных правил. Такого рода правовой пробел оборачивается повсеместным нарушением установленных правил, ростом правового нигилизма и неуважения к закону, не оправдывающему связанные с ним ожидания общества. Между тем по экспертным оценкам даже соблюдение уже установленных правил проведения абортов позволило бы увеличить число рождений примерно на 300 тысяч в год за счет отказа беременных женщин от проведения абортов.

Одной из причин ослабления института семьи, разрушения традиционных семейных ценностей является и несовершенство современной семейной политики, для которой характерно то, что она: 1) не является самостоятельным направлением государственной политики и рассматривается обычно как часть социальной и (или) демографической политики государства, 2) не имеет единой правовой основы, в силу чего может быть охарактеризована как нечто фрагментарное, 3) отнесена к ведению субъектов РФ и в этом смысле может быть охарактеризована как некая сумма региональных семейных политик, 4) характеризуется низкой долей расходов на семейно-детский бюджет, 5) обеспечивает приоритет интересов государства: направлена на увеличение рождаемости и развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, Эти приоритеты носят чисто прагматический характер и не связаны с тем, что является приоритетным для российских семей, 6) не учитывает и не поддерживает традиционные семейные ценности. Отнесение полномочий, связанных с социальной поддержкой семей с детьми к ведению регионов обернулось большими различиями между регионами по размерам, видам, условиям выплаты пособий. Право конкретной семьи на получение мер социальной поддержки зависит от ее места жительства, а точнее от того субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает семья. Подавляющему большинству российских семей

с детьми не доступны меры поддержки семей с детьми, ибо они ориентированы в основном на поддержку беременности и родов (60% расходов, предусмотренных в федеральном бюджете 2013 года на семейно-детские пособия), либо на поддержку семей с детьми до достижения ими возраста 1,5 лет (93% расходов федерального бюджета на выплату пособий по уходу за детьми). Фактически отсутствуют меры поддержки полных семей с кровными детьми. Некоторые из процессов, наносящие вред институту семьи и традиционным семейным ценностям, могут быть отнесены к категории непреднамеренных последствий реализации мер демографической политики, направленных на увеличение рождаемости и поддержку семей с детьми.

Ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей происходит на неблагоприятном информационном фоне, изобилующем агрессивной пропагандой семейного неблагополучия, насилия, пронизанного неуважением к родителям и ненавистью к детям. Сохранение этих разрушительных процессов в семье и обществе ставит под угрозу перспективу сохранения российского народа. Выход из сложившейся ситуации может обеспечить восстановление традиционных семейных ценностей святости брака, уважения родительской власти, прочности многодетной многопоколенной семьи, любви к детям, проявляющейся, в том числе в любви к ребенку еще находящемуся в утробе матери, в сближении церкви и государства, особенно в сфере семейных отношений. Как никогда становятся актуальными слова И.А. Ильина "...человеческая семья, в отличие от "семьи" у животных, есть целый остров духовной жизни, и если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад"1. Восстановление духовных основ жизни семьи - это и преодоление духовного вакуума общества в целом. Но пройти этот путь семья сможет только при поддержке государства.

Ключевые слова: семья, государство, отцовство, материнство, дети, сироты, демография, социальная сфера, развод, детство, государственная поддержка. Keywords: family, state, paternity, motherhood, children, orphans, demography, social sphere, divorce, childhood, state support.

1 Там же

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.