состояние и возможности РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА в РОССИИ
А.А. Бурмистрова,
доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина,
кандидат экономических наук [email protected]
Н.К. Родионова,
доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина,
кандидат экономических наук [email protected]
И.С. Кондрашова,
доцент кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина,
кандидат экономических наук is [email protected]
В статье рассматриваются основные проблемы развития сельского хозяйства. Представлены основные подходы к решению данной проблемы. Анализируются пути агроэкономического роста в сельском хозяйстве на современном этапе развития.
Ключевые слова: сельское хозяйство, регион, модернизация, агропромышленный комплекс.
УДК 631.115:338.43 ББК 65.321.4
Сельское хозяйство — основа экономики любой страны. Даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию — основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов.
На сегодняшний день, мы можем наблюдать, как сельское хозяйство России постепенно выходит из затяжного экономического и финансового кризиса. За последние годы в аграрной политике России произошли серьезные изменения, благодаря тому, что сельское хозяйство отнесено к приоритетным отраслям.
Из-за недостаточной поддержки государства, а также сильного износа основных фондов сельское хозяйство России в течение долгого периода не могло обеспечить весь внутренний рынок продовольствием, но работа в этом направлении идет. Так, по словам министра сельского хозяйства России, в отрасли за последние 3 года произошли качественные изменения, которые обеспечили устойчивый производственный рост в основных видах сельскохозяйственной продукции, улучшили социальную ситуацию в сельской местности, увеличили доступность финансовых ресурсов для производителей, а также сделали отрасль наиболее привлекательной для инвестиций, как зарубежных, так и отечественных. Также министр отметил, что одним из важных достижений стало повышение результативности использования средств. Выделенные из федерального бюджета средства на мероприятия Госпрограммы по модернизации сельского хозяйства обеспечили не большой, но все-таки рост сельхозпроизводства — на 9,8%, производительности труда — на 15,6% по сравнению с аналогичными показателями 2011 года [2].
Но, несмотря на некоторые положительные моменты, в стране еще имеется ряд проблем по возрождению отрасли. Одной из таких проблем является плохая техническая оснащенность сельского хозяйства. Меры по ее решению принимаются, но они малоэффективны. Большое количество сельскохозяйственных предприятий страны пользуется импортной техникой, а это в свою очередь связано с тем, что не все люди, задействованные в сельском хозяйстве, обладают достаточными знаниями и навыками по работе с 424
ней [7]. Техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства России предполагает наличие высококвалифицированных кадров. Недостаточный уровень развития человеческого капитала в АПК особенно наглядно проявляется в несоответствии качества и структуры кадрового потенциала инновационным потребностям:
— наряду с развитием техники и технологий необходимы существенные изменения в направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (для работы на 1000 га зерновых при современных технике и технологии достаточно всего двух, но высококвалифицированных работников; при беспривязном содержании коров один квалифицированный работник может обслуживать не менее 60 коров и т.п.);
— сельские кадры стареют, усиливается дефицит специалистов (менее 40% хозяйств обеспечены высококвалифицированными агрономами, зооинженерами, механиками и экономистами с высшим образованием);
— неразвита институциональная среда инновационного развития агропромышленного комплекса, что, например, проявляется в недостаточности консультационных и научно-внедренческих институтов, в то время как один высококвалифицированный консультант вполне может заместить по своей результативности труд соответствующих специалистов 10-12 средних хозяйств [4]. Решение задачи технического оснащения сельского хозяйства России также является приоритетным направлением модернизации, как отрасли, так и всего агропромышленного комплекса страны в целом.
Вступление России в ВТО подвергает риску развитие АПК, так как открывается доступ для сильных конкурентов, для борьбы с которыми потребуются значительные силы. Низкая экономическая оценка состояния нынешнего АПК страны связана с низкой конкурентоспособностью, но это можно исправить, если со стороны государства будет осуществляться весомая поддержка. Как известно, АПК России обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность страны, поэтому отказ от этой отрасли как от неконкурентоспособной просто невозможен [5]. Модернизация АПК в целом напрямую зависит от модернизации его составных частей. Агропромышленный комплекс России состоит из 4 сфер:
1. отрасли, создающие средства производства для сельского хозяйства;
2. само сельское хозяйство;
3. отрасли, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства;
4. инфраструктура вышеназванных отраслей.
Достижение эффективности каждой из этих сфер будет
способствовать росту эффективности всего сельского хозяйства, что в свою очередь выведет его на более высокий конкурентоспособный уровень. Исходя из этого, основной целью развития АПК России является достижение конкурентоспособного инновационного самодостаточного экспортоориентированного агропромышленного комплекса, который в свою очередь сможет обеспечивать продовольственную безопасность страны. Но для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, таких как:
1. создание институциональной и инфраструктурной среды;
2. создание инновационной среды, включающей также внедрение инноваций;
3. улучшение инвестиционного климата;
4. развитие науки и научного обеспечения;
5. подготовка высококвалифицированных кадров [9].
Улучшение нормативно-правового регулирования деятельности субъектов агропромышленного комплекса России в значительной мере будет способствовать модернизации в области институционального развития, для этого нужно более подробно рассмотреть противоречия в законодательных актах и по возможности снять их, также необходимо обеспечить защиту прав частной собственности и обеспечить прозрачность в государственном управлении АПК. Тенденция, направленная на модернизацию АПК будет более стабильной и системной, если она будет подкреплена четко структурированными нормативно-правовыми актами, в числе которых можно выделить Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации и ряд других актов [1].
Немаловажную роль в модернизации АПК играет и создание современной инфраструктуры, которая подразумевает строительство дорог, жилья, открытие школ и учреждений культуры с целью привлечь в село молодежь и создать для нее достойный образ жизни. Главной задачей при улучшении инвестиционного климата является создание благоприятных для инвесторов нормативно-правовых условий, благодаря предоставлению различных льгот и преференций. Инновационная деятельность и обучение высококвалифицированных кадров тесно связаны с развитием науки и научного обеспечения. Проблема привлекательности труда на предприятиях агропромышленного комплекса наряду с внедрением НИОКР непосредственно в производство, является наиболее значимой в данном направлении, для этого необходимо, безусловно, широкое
привлечение инвестиций [6]. По словам профессора С.С. Ильина, необходимо обеспечивать интенсивное ресурсосберегающее развитие сельского хозяйства, его материально-технической базы и инфраструктуры на основе эффективного использования инноваций и инвестиций, более пропорционального и устойчивого динамичного развития АПК. Решение поставленных задач возможно лишь при построении определенной стратегической модели развития АПК на федеральном, территориальном и отраслевом уровне. Понятно, что на федеральном уровне очень трудно учесть потребности конкретного региона и предприятия. Здесь возникает потребность в планировании бюджета на определенный период, а также возникает необходимость в стимулировании активного использования этого планирования. В.М. Иванченко считает, что только такое планирование, которое способно выработать на макроуровне оптимальные решения по узловым вопросам научно-технического, экономического и социального развития общества и соединить их с реальными интересами владельца — хозяина средств производства в любых действенных формах в основном звене может стать базой целостной системы планового управления экономикой [3].
Подводя итог, можно сказать, что модернизация — сложный многоступенчатый и долгосрочный процесс перехода из текущего состояния на более качественный и технологически более высокий уровень. Но, как и везде в этом процессе существует ряд препятствий:
1. люди, которым постоянно нужно развиваться для того чтобы отстаивать свои прогрессивные интересы;
2. плачевное состояние сельскохозяйственного машиностроения и сельского хозяйства;
3. достаточно низкий уровень эффективности государственного управления, как в целом, так и комплекса в частности [8].
Дальнейшее развитие страны, а также достижение продовольственной безопасности и независимости государства во многом зависят от преодоления подобных препятствий.
Настало время, когда нам нужно спасать не только сельхозпроизводителя, но и потребителя продовольствия от диких скачков цен, от некачественной продукции, разрушительной силы «саморегулирующейся экономики». Надо признать, что реформа 90-х годов привела к обезземеливанию крестьян, искорежила землепользование, уничтожила техническую оснащенность деревни, создала чудовищную продовольственную зависимость от иностранного капитала. Село необходимо спасать от полного уничтожения. Судьба села зависит от отношения власти к крестьянину, а от его выживания зависит благополучие и безопасность всей страны.
Литература
1. Бочарова О.Н., Потокина С.А., Ланина О. И. Концептуальные аспекты обеспечения многофункциональной конкурентоспособности агропромышленных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. — 2012. — №5-6.
2. Иванченко В.М. Планирование как исторический феномен жизнедеятельности человека и общества. — М.: Наука, 2009.
3. Ильин С.С. Государственное экономическое регулирование аграрной сферы АПК России: история, теория и практика: монография. — М.: Социум, 2009.
4. Кожевникова Т.М., Мамонтов В.Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Международный экономический журнал. Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. — 2012. — №1.
5. Кожевникова Т.М., Саяпин А.В. Проблемы модернизации структуры сельского хозяйства в условиях вступления России в ВТО // Международный журнал. Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. — 2011. — № 10.
6. Родионова Н.К., Кондрашова И.С., Бурмистрова А.А. Модернизация региональной инфраструктуры развития сельского хозяйства // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. — 2012. — №9.
7. Рябых В.Н., Гладышев А.Б. Формирование и защита национально-государственных интересов России на международной арене в условиях глобализации мировой экономики // Международный экономический журнал. Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. — 2012. — №1.
8. Харитонова Е.В., Муравьева Н.А. Региональное инновационное развитие АПК в современных условиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов. — 2013. — №1.
9. http://www.vniitsh.ru