Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития малых инновационных предприятий в России'

Состояние и тенденции развития малых инновационных предприятий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякова А.А., Бойко А.А.

Рассмотрено состояние малых инновационных предприятий, их количественные характеристики, тенденции развития, а также приведены факторы, препятствующие становлению малого инновационного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития малых инновационных предприятий в России»

Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»

УДК 338.3.001.76

А. А. Косякова Научный руководитель - А. А. Бойко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИИ

Рассмотрено состояние малых инновационных предприятий, их количественные характеристики, тенденции развития, а также приведены факторы, препятствующие становлению малого инновационного предпринимательства.

За последние два года (2009-2011 гг.) сектор малого предпринимательства России существенно был подвержен негативным последствиям разразившегося мирового финансово-экономического кризиса, проявившиеся в резком падении числа предприятий в ряде регионов, снижению спроса, а, следовательно, и выручки, а также сокращению числа рабочих мест.

В тоже время нельзя не отметить тот факт, что последствия кризиса, дадут новый толчок к продвижению новых, смелых, инновационных бизнес-проектов, столь необходимых для выполнения программы по модернизации экономики.

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого предпринимательства, который является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий. Особая роль здесь принадлежит той части малых предприятий, которые являются инновационно-активными и занимаются созданием инновационного продукта, доведением научно-технических новшеств до возможности их коммерческого использования.

Малое инновационное предприятие (МИП) - это малое предприятие, специализирующееся на исследованиях и разработках инновационных технологий, продуктов, услуг на основе использования объектов интеллектуальной собственности и имеющее потенциал для внедрения и коммерциализации инновационных разработок, с численностью рабочих до 100 человек.

Малые предприятия выполняют особую роль в экономике; они служат связующим элементом, начиная от идеи и ее развития, и заканчивая готовой продукцией. Однако научные разработки далеко не в каждом случае становятся инновационным продуктом, а открытие новых инновационных технологий не всегда применимо в производстве. Поэтому именно малые организации чаще других рискуют в процессе превращения знаний в товар. Вследствие повышенного риска происходит процесс исчезновения одних фирм и возникновение других. Благодаря этому возникает некий баланс функционирующих малых инновационных предприятий, обеспечивающий их «критическую массу» в реальном секторе экономике. Следует отметить, что малые фирмы часто создают среду, в которой инициатива и личная заинтересованность работников играют ключевую роль в функционировании организации.

Доля наукоемкого, инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России незначительна и составляет, по разным оценкам, от

1,4 до 3,5 %. В Европе данный показатель значительно больше, доля инновационных предприятий в малом бизнесе составляет 60 %, а в Японии - 80 %. Из всех малых наукоемких предприятий России не более 15 % можно назвать по-настоящему инновационными. Они проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Доминирующая же масса предприятий лишь эксплуатирует научный и инновационный потенциал, накопленный еще в советское время [2].

Качественные показатели деятельности малого инновационного бизнеса в России также невелики. Доля МИП в производстве ВВП страны, по примерным оценкам, находится на уровне 0,8-1 %, а доля налоговых поступлений в доходы бюджетной системы не превышает 0,05 % [1]. В развитых странах на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования или услуг приходится от 70 до 85 % прироста валового внутреннего продукта. [3].

При анализе факторов, препятствующих развитию малых инновационных предприятий, на первый план выходят следующие: отсутствие комплексной правовой базы, учитывающей интересы малых фирм; нехватка оборотного капитала, а именно доступа к кредитам на приемлемых условиях; недостаточная экономическая и юридическая грамотность руководства малых предприятий; невысокая активность со стороны крупных предприятий в процессе сотрудничества.

К негативным факторам относятся также высокие административные барьеры и проблемы с контрольно-надзорными органами, затрудненный доступ к производственным площадям, высокое налоговое бремя и недостаток мощностей, отвечающих современным требованиям, отсутствие реальной государственной помощи, наличие устаревшей системы организации производства и неразвитой информационно-консалтинговой инфраструктуры. В последние годы существенно обострил ситуацию дефицит квалифицированных кадров, в связи с отсутствием программ подготовки научных работников.

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется непрерывностью и масштабностью инновационного процесса, поэтому важно исследовать теоретические основы функционирования малых инновационных предприятий промышленности, которые в своей деятельности ориентированы на разработку новых знаний, широкомасштабное внедрение наукоемкой продукции в промышленное производст-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

во, а также быструю коммерциализацию результатов научных открытий.

Подведя итог, можно сказать о том, что Россия обладает большим инновационным потенциалом, заложенным еще в советское время, значительными интеллектуальными и природными ресурсами, всё это просто необходимо использовать для создания масштабного научного сектора с использованием опыта малых инновационных предприятий в коммерциализации научных разработок. Увеличение количества малых инновационных предприятий, путем всесторонней государственной поддержки, массовая разработка, внедрение и использование новых технологий сможет помочь России преодолеть технологическое отставание от ведущих мировых стран.

Библиографические ссылки

1. Александрова А. Кризис и малый бизнес, ориентированный на науку: социально экономические условия функционирования малого бизнеса, ориентированного на наукоемкие технологии // Российское предпринимательство. 2009. № 5. Вып. 1. С. 4-11.

2. Опалева О. И., Черенкова Ю. В. Инновационный потенциал российского предпринимательства // Финансы и кредит. 2009. № 4. С. 57-66.

3. Наука и технологии в России: Россия должна стать научной сверхдержавой [Электронный ресурс]. URL: http://www.strf.ru/material. aspx?d_no= 28654&CatalogId=221&print=1.

© Косякова А. А., 2012

УДК 338.2

А. М. Кривошеина Научный руководитель - Ю. В. Данильченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЛЯ БИЗНЕС-АКСЕЛЕРАТОРА ООО «IT-INVEST GROUP»

Рассматриваются вопросы разработки стратегии развития предприятия в современных условиях.

На сегодняшний день сеть-интернет стала неотъемлемой частью нашей жизни. Компьютеризация и «интернетизация» российского общества ежегодно возрастает на 35-40 %. В 2006 году количество интернет-пользователей составляло приблизительно 27 млн, а в 2010 - 50 млн К 2010 году эта цифра возросла до 50 млн.

Не секрет, что особенно на развивающемся рынке можно найти нишу для реализации нового проекта и интернет дает такую возможность.

На столь быстро развивающемся рынке все происходит очень динамично, и всегда можно что-то упустить из вида. Чаще всего это касается процессов оптимизации и рационализации. Пока рынок позволяет работать с прибыльностью в 100 %, и конкуренция невысока - относительно безболезненно совершаются ошибки, можно не задумываться над результатами и эффективностью принимаемых решений, будь то проведенная рекламная кампания в интернете или разработанный корпоративный веб-сайт или электронный магазин. Однако такое положение не может сохраняться бесконечно.

Актуальность разработки данной проблематики связана с тем, что именно сейчас существуют все предпосылки для организации подобной компании: значительные объемы рынка (а значит большие бюджеты на интернет, как следствие готовность платить за эффективность); зрелость рынка (появление исследований и отчетов, профессиональных организаций); относительно сформированная структура рынка; тенденция к «обелению» компаний и «прозрачности» рынка; острая нехватка квалифицированных специалистов в отрасли; большой объем информации, множество источников, предоставляющих рынку противоречивую информацию.

С увеличением возможностей, как правило, увеличивается, и количество желающих этими возможностями воспользоваться. Большой спектр перспектив открывает нам сегодня интернет. И бизнес в этой сфере становится все популярнее.

Идеи интернет бизнеса мало чем отличаются от offline-сферы, только в первом случае мы имеем больше шансов на успех. Ведь интернет предоставляет непаханое поле возможностей, которые в свою очередь пока еще мало реализованы. Главное делать упор на уникальность и актуальность бизнеса как на сегодня, так и в будущем [1].

Объектом исследования является бизнес-акселератор ООО «IT-invest group». Это российская компания, созданная для разработки, запуска и продвижения инновационных интернет-бизнесов. Это вторая в своем роде организация в России, которая направляет свою деятельность на развитие эффективных инновационных проектов в сети интернет: захватывает стадии от возникновения идеи до выдвижения проекта «в свет», с организованной структурой управления и командой из высококвалифицированных специалистов. Эта организация выступает в роли операционного партнера, обеспечивая стартапам высокопрофессиональную поддержку на разных стадиях развития.

Цель компании заключается в обеспечении российского потребителя широким спектром онлайн сервисов международного уровня путем создания инновационных интернет-компаний. IT-invest group обеспечивает стартующие интернет-компании финансовой, организационной и управленческой поддержкой на стадии запуска и развития, выступая в роли инвестиционного и операционного партнера одновременно.

Учитывая, что сфера бизнеса в интернете очень скоротечно развивается, то для перспективной дея-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.