Научная статья на тему 'Состояние и проблемы внедрения МСФО в Приморском крае'

Состояние и проблемы внедрения МСФО в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТОРСКАЯ КОМПАНИЯ / РЕАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА / ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ МСФО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко М. Е.

В статье дан анализ перехода системы бухгалтерского учета на принципы, закрепленные в Международных стандартах финансовой отчетности на примере Приморского края, рассказывается о важности формирования системы мониторинга содержания учебных программ, включая программы дополнительного профессионального образования, даны рекомендации для решения кадровой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы внедрения МСФО в Приморском крае»

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МСФО В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

м. е. василенко,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Институт международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

Современная глобализация экономики ставит на первый план проблему сопоставимости финансовой отчетности, связанную с различием национальных систем бухгалтерского учета. Внешняя экономическая политика России, направленная на интеграцию в мировые финансовые рынки в максимально короткие сроки, требует принятия ряда мер, направленных на усиление конкурентоспособности российских предприятий. Возникла необходимость представления иностранным партнерам и инвесторам в понятной им форме информации о финансовом состоянии предприятия.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для определения предприятий малого и среднего бизнеса необходимы следующие главные критерии:

1) отсутствие обязательства представлять свою финансовую отчетность широкому кругу пользователей;

2) выпуск финансовой отчетности общего назначения для внешних пользователей.

К внешним пользователям относятся:

• владельцы, не участвующие в управлении бизнесом;

• существующие и потенциальные кредиторы;

• кредитно-рейтинговые агентства и др.

Дочернему предприятию, материнское предприятие которого использует полную версию МСФО или которое является частью консолидированной группы, использующей полную версию МСФО, не запрещается пользоваться МСФО в своей собственной финансовой отчетности, если оно само не обязано представлять финансовую отчетность широкому кругу пользователей.

Предприятие не обязано представлять свою финансовую отчетность широкому кругу пользователей, если:

1) его долговые или долевые инструменты не обращаются на открытом рынке;

2) оно не является фидуциаром в отношении активов широкого круга сторонних лиц, что является одним из видов его основной деятельности.

Это типично для банков, кредитных союзов, паевых фондов и инвестиционных банков, брокеров/дилеров ценных бумаг, страховых компаний.

Каждая страна, решившая применять упрощенный стандарт, может разработать количественные критерии отнесения тех или иных компаний к категории малых и средних. Но обязательство по опубликованию является обязательным критерием при рассмотрении возможности составления отчетности по МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса.

В Приморском крае с 2009 г. на 9,5 % увеличилось количество предприятий малого и среднего бизнеса (до 26,3 тыс. компаний). Их оборот вырос на 16,5 % и составил 175,5 млрд руб.

Наибольшую долю среди предприятий малого и среднего бизнеса, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю (Примстат), составляют предприятия оптовой и розничной торговли (44 %), в то же время, например, их доля в других видах экономической деятельности значительно ниже:

• в рыболовстве — 17 %;

• в строительстве — 10 %;

• в обрабатывающих производствах — 8 %;

• в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — 2 %.

При этом в экономике Приморского края наиболее значимые объемы иностранных инвестиций приходились в 2011 г. на обрабатывающие производства (30,3 %), оптовую и розничную торговлю (26,1 %), операции с недвижимым имуществом, аренду и услуги (19,9 %), сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (14,4 %), транспорт и связь (6,8 %).

Основные страны, осуществляющие значительные вложения в Приморский край — Китай, Япония, Южная Корея, зачастую являются и основными поставщиками товаров на рынке Приморья, работают не только с крупными, но средними предприятиями, т. е. проблема предоставления понятной международным инвесторам отчетности является достаточно актуальным вопросом для всех компаний Приморского края. Международные стандарты финансовой отчетности — наиболее приемлемый инструмент для решения данной проблемы. В настоящее время МСФО разрешены и обязательны к использованию более чем в 100 странах мира. Их широкая распространенность обусловлена обеспечением сравнимости финансовой отчетности компаний из разных стран, высоким качеством раскрываемой информации.

Россия, являющаяся частью мировой экономической системы, тоже нацелена на внедрение и использование МСФО. При этом все большую актуальность приобретает вопрос составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО в связи с началом формирования рыночной экономики и выходом российских предприятий на международный рынок.

Из этого следует, что МСФО являются своеобразным сводом принципов составления финансовой отчетности организаций, но также могут выступать базисом, который необходим как крупным, так и средним компаниям для принятия управленческих решений.

Отчетность, составленная с применением МСФО, как говорит некоторый опыт, накопленный в Приморском крае, считается более информативной, надежной и в большей степени отражающей реальное положение дел в компании.

Целью МСФО является в первую очередь составление максимально прозрачной, надежной и высококачественной отчетности. Основной их характеристикой является их сопоставимость, т. е. возможность максимально точно сопоставить

отчетность, а значит, и результаты деятельности коммерческих компаний из различных уголков мира, занимающихся одним видом деятельности, а также результаты деятельности различных периодов одной компании. Таким образом, решается, что важно, по мнению автора, проблема сравнения эффективности и рентабельности предприятий.

В последние несколько лет российская нормативно-правовая база пополнилась перечнем документов, регулирующих сферу применения МСФО.

Однако в результате такого ускоренного внедрения МСФО наметился ряд проблем, а именно:

1) усложнение учета в связи с параллельным действием МСФО и российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ);

2) несовершенство существующих программных продуктов;

3) принципиальное различие в целях учета: МСФО направлены на предоставление максимально прозрачной информации инвесторам (к чему отечественные предприятия не готовы), в то время как составление российской отчетности в соответствии с РСБУ носит в основном фискальный характер. Принципы бухгалтерского учета в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402 «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), положениях по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008) и «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Основные принципы указаны в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», который введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». На практике существуют значительные сложности с реализацией продекларированных принципов. Это главная проблема, которая остается нерешенной до настоящего времени.

Рассматривая различия в основных принципах подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО и РСБУ, можно сделать следующие выводы:

• во-первых, основными задачами бухгалтерского

учета в РСБУ, согласно Закону № 402-ФЗ, являются формирования полной и достоверной

информации в отчетности, обеспечение информацией, необходимой для контроля за соблюдением норм законодательства, и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности;

• во-вторых, в российской практике присутствуют допущения имущественной обособленности организации, последовательности применения учетной политики, которые в качестве основополагающих допущений не предусмотрены МСФО;

• в-третьих, в российской практике большинство принципов раскрыто менее подробно, чем в МСФО;

• в-четвертых, структура принципов в российском законодательстве не соответствует МСФО (например, ограничение уместности и надежности сформулировано как требование), собственно принципы РСБУ не представлены в каком-либо одном нормативном документе и не структурированы;

• в-пятых, присутствуют различия в терминологии.

Основным принципом МСФО является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с МСФО для правильного отражения операций или событий в отчетности следует рассмотреть вопрос, соответствует ли содержание операции или события тому, каким оно представляется на основании их юридической формы. В соответствии с РСБУ операции, как правило, учитываются строго в соответствии с их юридической формой. Например, при отсутствии надлежащей документации для списания основных средств нет оснований для списания их с баланса, несмотря на то, что руководству известно о том, что такие объекты более не существуют. Пока документы на списание не будут оформлены, такие основные средства продолжают отражаться в качестве активов в балансе организации;

4) дороговизна внедрения МСФО на конкретном предприятии;

5) наконец, основная проблема — нехватка специалистов в этой области.

Приведем несколько объективных доказательств данного тезиса.

Во-первых, качество программного обеспечения учета по МСФО изначально зависит от компетенции специалиста, составляющего техническое задание. Только наличие грамотно разработанного программного обеспечения позволит разрешить

проблему совместного действия РСБУ и МСФО. В рамках реализации программного обеспечения необходимо решать проблемы методологического и методического обеспечения задач адаптации МСФО к современным аспектам ведения бухгалтерского учета на предприятиях.

Во-вторых, Минфин России обещает к 2015 г. расширить перечень организаций, обязанных применять МСФО, речь идет также и об акционерных обществах, коих в Приморье немало, соответственно, спрос на специалистов по МСФО возрастет.

В-третьих, доверие иностранных инвесторов зависит от надежности предоставляемой им отчетности, которая в свою очередь зависит от профессионализма специалистов, ее формирующих. Это особенно актуально, так как в декабре 2013 г. пройдет саммит Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на который прибудут потенциальные инвесторы.

В-четвертых, достаточно глубокими знаниями в области МСФО должны обладать менеджеры, т. е. лица, принимающие управленческие решения на основе отчетности, так как принятие грамотного решения позволит повысить конкурентоспособность конкретной компании. Вопрос подготовки специалистов усугубляется медленным расширением издательской базы и круга авторов, занимающихся публикацией учебно-практической и методической литературы в данной сфере.

В-пятых, наличие базовых знаний в области МСФО у служащих статистических и налоговых органов поможет соответствующим государственным институтам оптимизировать сбор статистических данных, а также осуществлять налоговый контроль за компаниями, перешедшими на МСФО.

В настоящее время в Российской Федерации существуют во многом независимые для отдельных видов налогов системы бухгалтерского и налогового учета.

Такое положение значительно усложняет положение экономических служб в организациях, которые вынуждают вести параллельно два учета. Прежде всего, это относится к нормам гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой закреплен порядок исчисления налога на прибыль организаций. Необходимость ведения двойного учета связана с тем, что для целей определения налоговой базы данной главой предусматриваются отличный от правил бухгалтерского учета порядок определения стоимостной оценки активов и обязательств, деления расходов на прямые и косвенные

и способы их списания, а также свои методы определения стоимости незавершенного производства и готовой продукции. Имеются и другие принципиальные различия.

Безусловно, при таком подходе увеличиваются трудовые и материальные затраты организаций на содержание экономических служб, снижается качество определения налогооблагаемой базы.

Следует отметить, что налоговый учет представляет собой уже не просто процедуры влияния корректировок или ведение специальных регистров (таких как книги покупок и продаж для исчисления налога на добавленную стоимость), а в значительной мере — автономную систему учета для целей расчета налога на прибыль организаций. Причем в целях ведения налогового учета законодатель вводит обособленный понятийный аппарат, позаимствовав практически все термины из других отраслей законодательства (в частности, термины бухгалтерского учета), придав им новое значение и смысл, введя свою классификацию видов доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль.

Таким образом, построение системы бухгалтерского учета и отчетности, отвечающей МСФО и потребностям современной экономики, предопределяет необходимость переосмысления критериев формирования учетной и отчетной информации, более четкого определения элементов финансовой отчетности, порядка их признания и оценки, а также установления взаимосвязи между элементами финансовой отчетности.

В настоящее время существуют различные школы бизнеса по подготовке специалистов в области МСФО, которые в основном рассчитаны на клиентов, уже имеющих определенные навыки и (или) знания в сфере МСФО. Тем более обучение кадров конкретной компании, отвлечение их от текущей работы больно ударят по карманам приморского бизнеса.

Действующими в настоящее время образовательными стандартами не предусмотрена подготовка специалистов в области бухгалтерского учета и МСФО, а в перечень дисциплин, изучаемых бакалаврами и магистрами экономических направлений, МСФО не входят вообще, а на бухгалтерский учет отводится ничтожное количество часов. Таким образом, через несколько лет рынок специалистов по бухгалтерскому учету, а тем более по МСФО, обеднеет, несмотря на то, что спрос на них возрастет.

На запрос Института международного бизнеса и экономики Владивостокского государственного

университета экономики и сервиса, предполагает ли Минобрнауки России решать проблему подготовки специалистов в области МСФО и, если предполагает, то каким образом, поступил следующий ответ:

«В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ.

Таким образом, при разработке основной образовательной программы образовательное учреждение имеет возможность включить в курс по МСФО ее вариативную часть».

Процессы глобализации затрагивают не только экономику, но и образование, что в частности выражено в создании сетевых вузов, а именно, речь идет об университете АТЭС. Его создание позволит обмениваться опытом практического применения МСФО и обучения теоретическим принципам с иностранными коллегами.

Переход системы бухгалтерского учета на принципы, закрепленные в МСФО, потребует внесения изменений в процесс подготовки и переподготовки кадров учетных работников специалистов смежных областей экономики (аудиторов, финансистов). Для этой цели, по мнению автора, необходимо осуществить формирование системы мониторинга содержания учебных программ, включая программы дополнительного профессионального образования.

Подводя итоги вышесказанному, для решения кадровой проблемы рекомендуем следующее:

• готовить специалистов не «с нуля». На базе конкретного вуза вариативную часть федерального государственного образовательного стандарта подготовки бакалавра или магистра сформировать, делая упор на углубленное изучение бухгалтерского учета и МСФО;

• постоянно поддерживать профессиональное общение преподавателей российских и зарубежных вузов, представителей реального бизнеса, используя современные сетевые технологии, для обмена опытом решения актуальных проблем путем организации специализированных форумов и конференций;

• совершенствовать существующие программы дополнительного образования на основе полу-

чаемого путем сетевого межвузовского обмена опытом.

Такое объединение усилий образовательных учреждений из разных регионов и стран, аудиторских и консалтинговых компаний, реального бизнеса позволит решить не только кадровую проблему, а также другие, возникающие в процессе внедрения МСФО, проблемы.

Список литературы 1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997).

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 (в ред. от 23.07.2013).

3. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н (в ред. от 18.07.2012).

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) : приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н (в ред. от 08.11.2010) .

5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 18.12.2012) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.