М.А. Изотов, А.А. Хачатурян
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Проблема обеспечения коллективной безопасности на пространстве Содружества Независимых Государств (СНГ) возникла сразу же после распада СССР, с которым практически перестали существовать Вооруженные Силы как единая система и один из важнейших факторов обороны страны от внешних военных угроз. Оценка возможностей самостоятельных вооруженных сил государств СНГ, реальное их состояние свидетельствовали о необходимости коллективной защиты.
На начальном этапе была предпринята попытка создать Объединенные Вооруженные Силы и единую армию на правах долевого участия всех республик. 15 мая 1992 г. в Ташкенте между Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном было подписано первое Соглашение о создании Договора о коллективной безопасности (ДКБ). В 1993 г. к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия.
Начальный этап создания и развития ДКБ не отмечался единством взглядов и подходов к вопросам безопасности. Азербайджан в связи с конфликтом с Арменией в Нагорном Карабахе по формальным признакам посчитал, что Договор неэффективен. Грузия вошла в открытую оппозицию по отношению к «Кремлю». Узбекистан не определился в выборе своего места и, видимо, посчитал в то время более перспективным военное сотрудничество с США и Пакистаном. Все это привело к тому, что в 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан из Договора вышли.
Пройденный этап становления и развития Договора о коллективной безопасности не был напрасным. За период 1995-2000 гг. был подготовлен и принят ряд важных нормативных актов, которые составили основу для практической организации военного сотрудничества и решения задач в области совместной военной политики. Главными из них стали Соглашение об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Догово-
ра о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. - и положения по его реализации; Решение о Коллективных силах быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе (КСБР); Решение о совместной подготовке кадров для вооруженных сил государств, входящих в ДКБ, и другие. Этим самым были созданы условия, позволившие трансформировать Договор о коллективной безопасности в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и 7 октября 2002 г. в Кишиневе были подписаны Устав ОДКБ и Соглашение о ее правовом статусе. 18 сентября 2003 г. после завершения процедуры ратификации в государствах - членах ОДКБ, Устав ОДКБ и Соглашение о ее правовом статусе вступили в силу.
2 декабря 2003 г. Генеральная ассамблея ООН своим решением приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Это означало, что ОДКБ превратилась в полнокровную международную организацию и в соответствии с главой 8 Устава ООН признана в качестве регионального объединения по безопасности.
Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности (СКБ), куда входят все главы государств. Постоянно действующий орган ОДКБ - Секретариат. Он осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности других структур Организации. Руководство Секретариатом ОДКБ осуществляет Генеральный секретарь Организации. Кроме этого органами ОДКБ являются:
- Совет министров иностранных дел (СМИД) - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики;
- Совет министров обороны (СМО) - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества;
- Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.
Практическая деятельность ОДКБ на современном этапе вызывает большой интерес в мире, что подтвердилось результатами проведенной 20 января 2005 г. международной научно-практической конференции. Высокий уровень участников конференции - от представителей всех институтов власти
государств-членов ОДКБ, научных и общественных организаций до ООН, ОБСЕ, ШОС - определил ее практическую значимость. Были подняты и глубоко раскрыты проблемы в области укрепления взаимодействия и консолидации усилий государств-членов ОДКБ по противодействию современным угрозам; военному, военно-политическому, военно-техническому и военно-экономическому сотрудничеству; развитию внешнеполитических связей с такими международными организациями, как СНГ, ЕврАзЭС, ОБСЕ, ШОС, ОЦАС и Советом Безопасности ООН.
В августе 2001 г. сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона (КСБР ЦАР), с октября 2003 г. в их составе начала функционировать российская авиабаза с местом дислокации г. Кант (Киргизия).
Решениями Душанбинской сессии СКБ ОДКБ от 28 апреля 2003 г. расширена сфера применения Соглашения об основных принципах военнотехнического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. на весь состав вооруженных сил государств, входящих в ОДКБ; внесены соответствующие изменения в протокол о порядке осуществления контроля за целевым использованием продукции военного назначения, поставляемой в рамках Соглашения; создан постоянно действующий рабочий орган Организации и Совета министров ОДКБ - Объединенный штаб ОДКБ, который начал действовать с 1 января 2004 г., что позволило осуществлять более качественную работу по дальнейшему развитию военного сотрудничества.
Решением СКБ ОДКБ от 18 июня 2004 г. утверждены Основные направления коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010г. и дальнейшую перспективу.
Таким образом, за непродолжительный период ОДКБ удалось выйти на новый уровень взаимодействия и нарастить его интеграционный потенциал, что было подчеркнуто на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, состоявшейся 23 июня 2005 г., в ходе которой приняты решения: об утверждении Концепции Программы военно-технического сотрудничества государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности - на период 2006 - 2010 гг. Совету министров обороны ОДКБ поручено своим решением определить заказчика и исполнителя проекта Программы ВТС, а также утвердить технико-экономическое обоснование ее разработки; о Концепции создания объе-
диненных военных систем ОДКБ; о развитии и совершенствовании нормативноправовой базы, регламентирующей деятельность КСБР ЦАР; о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств - членов ОДКБ в формате Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ, опираясь на следующие дополнительные принципы:
• обеспечение возможности создания объединенных группировок войск, выполняющих задачи противовоздушной обороны (ПВО) в регионах коллективной безопасности;
• обеспечение в регионах коллективной безопасности совместного применения войск, сил и средств, выполняющих задачи ПВО государств -членов ОДКБ, во всем воздушном пространстве регионов по единому замыслу и плану;
• централизованное управление войсками, силами и средствами ПВО государств - членов Организации.
Следующий этап развития ОДКБ будет направлен на повышение эффективности и способности Организации оперативно реагировать и упреждать возможные угрозы и предпосылки к ним как для национальной, так и для коллективной безопасности государств-членов ОДКБ.
Нельзя не учитывать и факты перманентного расширения НАТО. В частности активизацию действий на кавказском и центральноазиатском направлениях, связанных с реализацией программы «Каспийская охрана» (использование натовских мобильных сил быстрого реагирования в защите нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан). Особую обеспокоенность вызывают усилия НАТО по вопросам деятельности организации ГУАМ, намерения создать на пространствах СНГ новые объединения, альтернативные ОДКБ, а также попытки вмешиваться в политическую деятельность государств-участников СНГ под лозунгом дальнейшего продвижения демократии, ее ценностей и свобод.
Определены приоритетные направления дальнейшего развития ОДКБ:
1. Совершенствование механизмов согласования и координации позиций государств - членов ОДКБ по вопросам обеспечения международной и региональной безопасности.
2. Выработка согласованных позиций и скоординированных подходов по острым международным проблемам, создающим угрозу дестабилизации в зоне действия Организации.
3. Создание объединенных военных систем ОДКБ должно происходить на основе согласованных концептуальных взглядов на цели, принципы и задачи, которые возлагаются на объединенные (региональные) группировки войск (сил). Правовую основу для создания и развития этих систем определяют Основные направления коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденные Советом коллективной безопасности 18 июня 2004 г.
4. Согласование и выработка общей линии на противодействие незаконному обороту стрелкового оружия, а также переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), утилизацию излишков боеприпасов для обычных вооружений и ликвидацию противопехотных мин.
В части ПЗРК 19 сентября 2003 г. в Ялте главами государств-участников СНГ подписано Решение о введении на пространстве СНГ учета и взаимного оперативного уведомления о проданных и приобретенных переносных зенитных ракетных комплексах типа «Игла» и «Стрела».
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 13 февраля 2004 г. и Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству разработан и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (МИДом России, Минобороны России, Минюстом России, Минэкономразвития России, ФСБ России, СВР России, Федеральным агентством по промышленности) проект многостороннего межправительственного Соглашения о порядке обмена оперативной информацией о проданных (переданных) и приобретенных ПЗРК типа «Игла» и «Стрела» между государствами-участниками СНГ, предусматривающий определение единого формата, порядка и сроков передачи сведений о проданных (переданных) и приобретенных ПЗРК, в том числе иностранного производства, между государствами-участниками СНГ. Проект данного документа направлен по дипломатическим каналам в государства для рассмотрения.
В настоящее время по линии государств-членов ОДКБ получены заключения от Республики Армения, Киргизской Республики и Республики Таджикистан.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности Организации, в том числе подготовка нормативных правовых актов, регламентирующих механизм оказания коллективной военной и военно-технической помощи государству - члену ОДКБ, подвергшемуся агрессии, или при угрозе таковой.
Секретариатом ОДКБ подготовлен проект Протокола о механизме оказания коллективной военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ, который в настоящее время проходит процедуры межведомственного согласования в российской Федерации, после чего будет направлен на рассмотрение другим государствам - членам ОДКБ.
6. Разработка Программы военно-технического сотрудничества государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности на период 2006 -2010 годов.
7. Разработка, принятие и реализация программы перевооружения объединенных группировок войск (сил) государств - членов ОДКБ на современные образцы вооружения и военной техники (ВВТ).
8. Организация совместной подготовки единой нормативно-технической документации по вопросам разработки, производства, эксплуатации, модернизации, ремонта и утилизации ВВТ, в том числе по вопросам стандартизации и каталогизации.
9. Проработка вопросов создания в формате ОДКБ информационноаналитической структуры и разработка проекта положения о базовой научноисследовательской организации государств - членов ОДКБ, деятельность которой будет направлена на изучение существующих проблем и выработку научнообоснованных рекомендаций по вопросам расширения военного и военнотехнического сотрудничества.
10. Организация деятельности Межгосударственной комиссии по военноэкономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ взамен ранее действующей аналогичной комиссии в формате СНГ.
МКВЭС СНГ была образована десятью государствами Содружества (кроме Республики Молдова и Туркменистана) 15 апреля 1994 г. и являлась органом Совета глав правительств СНГ. По роду своей деятельности МКВЭС СНГ представляла уникальный институт на постсоветском пространстве и была призвана осуществлять комплексное рассмотрение и выработку согласованных рекомендаций правительствам по вопросам многостороннего военно-экономического и научно-технического сотрудничества в оборонной промышленности государств
- участников СНГ. Однако по различным причинам работа этой комиссии практически не осуществлялась (проведено только одно организационное заседание в 1996 г.).
В связи с изменившимися политическими ориентациями и экономическими
условиями в государствах - участниках СНГ МКВЭС СНГ в 2001 г. возобновила деятельность в новом формате. Решение об этом принято на Совете глав правительств СНГ 31 мая 2001 г. шестью государствами: Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Россией и Таджикистаном. С момента возобновления деятельности в 2001-2003 гг. проведено 4 заседания МКВЭС. 15 сентября 2004 г. в Астане решением Совета глав государств - участников СНГ МКВЭС в рамках СНГ была упразднена, а на сессии Совета коллективной безопасности в Москве 23 июня 2005 г. президентами государств - членов ОДКБ принято решение о создании МКВЭС ОДКБ и утверждено Положение о ней. Создание нового формата комиссии имеет целью более полное и эффективное использование потенциала льготного сотрудничества в рамках ОДКБ; создание благоприятных условий для углубления военно-экономической интеграции национальных оборонно-
промышленных комплексов при разработке, производстве, модернизации, ремонте, обеспечении эксплуатации и утилизации продукции военного назначения, а также диверсификации и конверсии военного производства.
В настоящее время Минпромэнерго России по поручению Правительства Российской Федерации формирует состав Российской части МКВЭС ОДКБ, в который предложено включить и представителей ФСВТС России.
11. Развитие и совершенствование противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Решением СКБ предусмотрено такое развитие системы ПВО в государствах - членах ОДКБ, чтобы к 2010 г. иметь объединенную систему, позволяющую выполнять задачи ПВО во всем воздушном пространстве регионов ОДКБ по единому замыслу и плану применения.
12. Военно-техническое сотрудничество в соответствии с принятым решением Совета министров обороны Организации, утвердившим концепцию Программы военно-технического сотрудничества (ВТС) государств-членов ОДКБ на период 2006-2010 гг. Реализация поставленных целей должна произойти за счет объединения усилий государств-членов ОДКБ в области разработки и создания современных видов вооружения и военной техники. Это также обеспечит повышение качества эксплуатации и ремонта техники и совершенствование систем ее утилизации.
13. Подготовка военных кадров. Главная цель - формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для национальных вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств - членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения. Как уже было отмечено
ранее, решением Душанбинской сессии СКБ ОДКБ расширена сфера применения Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. на весь состав вооруженных сил государств, входящих в ОДКБ. Это потребовало разработки соответствующего механизма реализации, устанавливающего общие правила, в том числе такие как: осуществление поставок ПВН по ценам, формируемым на основе цен на ПВН, закупаемую национальными вооруженными силами сторон для собственных нужд; освобождение от налога на добавленную стоимость авансовых платежей на финансирование и поставки ПВН; осуществление перевозок ПВН по тарифам, установленным для аналогичных перевозок ПВН, предназначенной для собственных вооруженных сил; установление общей ставки комиссионного вознаграждения госпосредникам государств-членов ОДКБ за обеспечение поставок ПВН.
В целях установления режима максимального благоприятствования в отношении государств-членов ОДКБ при осуществлении поставок продукции военного назначения в Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2GG4 г. № 296 « О мерах по реализации Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.», в котором: определены нормы в отношении льготного ценообразования, учета и распределения средств, полученных от продукции военного назначения (ПВН) на льготных условиях, а также определения порядка учета и зачисления в федеральный бюджет компенсаций поставляющей Стороне разницы в свободно конвертируемой валюте между ценой ПВН и ценой, сложившейся при поставках аналогичной ПВН на мировой рынок в случае ее нецелевого использования или выхода одной из Сторон из Соглашения об основных принципах военнотехнического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г.; установлено, что поставки продукции военного назначения, осуществляемые российскими предприятиями промышленности в государства-члены ОДКБ включаются в государственный оборонный заказ; установлено, что на поставки ПВН государствам-членам ОДКБ в целях обеспечения льготных условий распространяется действие Постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 1999 г. № 1141 «О государственном регулировании внутреннего ценообразования в отношении оплачиваемой за счет средств федерального бюджета продукции военного назначения,
предназначенной для поставок на экспорт»; определены минимизированные размеры комиссионного вознаграждения государственному посреднику за обеспечение экспорта ПВН государствам - членам ОДКБ в размере не более 1,5% и стоимость военно-технического сопровождения поставок ПВН, осуществляемого Минобороны России, в размере 1% контрактной стоимости поставляемой ПВН.
Реализация данного Постановления позволит: осуществить поставки ПВН для национальных вооруженных сил государств - членов ОДКБ по ценам, формируемым на основе цен на ПВН, закупаемую для собственных нужд Минобороны России. При этом соответствующей директивой Начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации предписано обеспечить осуществление военными представительствами Минобороны России согласования и контроля этих цен; освободить от налога на добавленную стоимость авансовые платежи на финансирование и поставку ПВН; осуществить перевозки ПВН по тарифам, установленным для аналогичных перевозок ПВН, предназначенной для Минобороны России; осуществить поставки ПВН из наличия Минобороны России без оплаты ее остаточной стоимости при условии оплаты проведения необходимого ремонта, предэкспортной подготовки и транспортировки; разработать общую методику расчета размера выплачиваемых государством-получателем ПВН государству-поставщику компенсаций в случае нарушения положений Соглашения.
В государства - члены ОДКБ по дипломатическим каналам были направлены на согласование разработанные ФСВТС России совместно с Минфином России проекты форм финансовых обязательств (гарантий) о выплате компенсаций, вытекающих из положений 6 и 9 Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, с просьбой проинформировать об уполномоченных органах государств на подписание указанных финансовых обязательств.
Итоги деятельности ОДКБ, особенно в последние годы, значительны. Многое сделано как в организационном плане, так и в практической плоскости. Накоплен богатый опыт, который будет способствовать успешному развитию Организации.
Если же говорить о развитии ОДКБ, то сама Организация исходит из того, что и сегодня, и в обозримой перспективе система коллективной безопасности есть и будет той основополагающей реальностью, которая в состоянии противо-
стоять современным нарастающим вызовам и угрозам.
Организация Договора о коллективной безопасности - не возврат к Варшавскому Договору и не реанимирование понятий «холодной войны». ОДКБ не соперничает с другими организациями и блоками. Ее главная задача - обеспечить безопасность и независимость своих государств.