Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса РФ'

Состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса РФ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
432
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Галимов Ю. Ф.

В статье рассматриваются основные показатели туристической деятельности в России и мире, состояние и перспективы развития туризма в стране на ближайшие годы. Освещаются проблемы сдерживающие рост конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса РФ»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РФ

© Галимов Ю.Ф.*

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа

В статье рассматриваются основные показатели туристической деятельности в России и мире, состояние и перспективы развития туризма в стране на ближайшие годы. Освещаются проблемы сдерживающие рост конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса.

В условиях углубляющихся процессов глобализации в начале XXI века туристические услуги стали самым «продаваемым» в мире продуктом, опередив по этому критерию многие важнейшие товары, определявшие до последнего времени структуру международной торговли, более того, на сегодняшний день туризм - один из самых прибыльных видов бизнеса после экспорта нефти и автомобилей. Для многих государств, в том числе тех, которые входят в категорию мировых лидеров, туристический сектор создает все больше рабочих мест, обеспечивает стабильное поступление денег из зарубежных стран и является одним из основных источников доходов.

Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. Является одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры, транспорта, безопасности, гостиничного бизнеса, и других.

ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития, способствующего сохранению мира и сближению народов путем ведения «диалога между культурами».

Современная индустрия туризма является одним из крупнейших секторов мировой экономики. По оценкам Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям (WTTC), в 2009 г. в сфере туризма было занято 235,8 миллионов человек или 8,2 % общей численности занятых в мировой экономике (это примерно один человек из двенадцати работающих). Туристская индустрия добавляет в общей сложности 3,6 % в мировой ВВП напрямую и 10,4 % с учетом косвенного воздействия [1, с. 2]. Доля туризма в стоимости экспорта услуг превышает 1/3. На сегодняшний день, по данным Всемирного Совета Путешествий и Туризма (World Travel & Tourism Council), на долю туризма и связанных с ним отраслей приходится 8.3 % рабочих мест мира, 9.3 %

* Аспирант кафедры Экономической теории и социально-экономической политики.

международных инвестиций, 12 % экспорта и 3,6 % мирового валового внутреннего продукта. Туристы расходуют 10.2 % всех средств, которые тратятся мировыми потребителями [3].

Все больше стран в мире, отдавших предпочтение стратегии экономического развития сферы туризма, признают важнейшую роль туризма в борьбе с безработицей и бедностью, а также в повышении темпов экономического роста.

Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) отводит России место в первой десятке мировых лидеров по темпам роста числа новых рабочих мест в туристической индустрии. По этому показателю Россия обгоняет таких представителей туристического рынка, как Германия, Испания и Франция. Прогнозы на ближайшие десять лет в отношении нашей страны также оптимистичны - число работников туристического рынка должно увеличиться почти на 1,5 млн человек. Таким образом, по темпам роста данного показателя Россия может обогнать среднемировые индикаторы [2, с. 119].

В России, однако, в силу ряда причин сфера туристической деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2 % мирового потока туристов [2, с. 119].

Туристический рынок в России перспективен и является одним из самых динамично развивающихся в мире. В 2009 году нашу страну посетили 21,3 млн. иностранных граждан, из которых около 15 процентов прибыли с туристскими целями, количество иностранных туристов, посетивших Россию в 2010 году, составило чуть больше 2-х миллионов, а в 2011 году, выросло на 9,5 процентов и составило более 2,3 млн. человек [4]. Всего страну за 2011 год посетило 24,9 млн. иностранных граждан почти из всех стран мира, при этом большинство прибывающих были из стран СНГ, а 9,2 миллиона человек были из стран дальнего зарубежья.

Однако туристский потенциал России используется далеко не в полной мере, согласно прогнозу Всемирной туристской организации Россия при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры способна принимать в год до 40 млн. иностранных туристов [4].

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса России на международном рынке, и, как результат, препятствующими реализации его потенциала, являются [4]:

- слабо развитая, а в ряде регионов отсутствующая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде регионов отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга);

- недостаток профессиональных кадров и как следствие низкий уровень обслуживания и организации туристских комплексов;

- недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.

Все это вместе приводит к тому, что отдых в России, например в Краснодарском крае, обходится дороже, чем турпутевка в такие страны как Египет или Турция, это подтверждается разницей между показателями въездного и выездного туризма.

Преодоление указанных ограничений невозможно только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства, которое в настоящее время носит фрагментарный характер и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. В ближайшей перспективе недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в Российской Федерации может привести к:

- дальнейшему снижению конкурентоспособности российского туристского продукта на международном и внутреннем туристском рынке (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и невысокого качества предоставляемых туристских услуг);

- снижению внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

- снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных секторах экономики, а также уменьшению доходов населения;

- увеличению выездного туристского потока и ухудшению платежного баланса страны.

Одним из последних глобальных специализированных научных исследований на тему перспективы российской экономики в индустрии туризма явился, разработанный совместно с Оксфордским центром экономического прогнозирования (ОБР), обзор тенденций и направлений развития России и прогнозы до 2016 года «Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику Российской Федерации». Исследования проводились в соответствии со стандартом экономической оценки туристической индустрии, принятым в 2000 году Статистической комиссией ООН, и сочетались с независимым исследованием вопроса ведущими специалистами в этой области. Система вспомогательных счетов туризма (их еще называют - сателлитные счета) дает возможность оценить влияние туризма на другие сектора экономики, связанные с туризмом и производящие необходимые туристической индустрии товары и услуги [3].

Согласно выводам, проведенного исследования Всемирным советом по туризму (ВСПТ), туристический сектор имеет значительные возможности влияния на будущее экономическое и социальное развитие России. В ближайшие десять лет ежегодный рост доли туристической индустрии в ВВП составит 5,1 %. Практически по всем показателям туристический сектор в России до 2016 года будет развиваться динамичнее, чем в Европейском сою-

зе. В исследовании отмечается неравномерное развитие туризма в стране -лишь 20 % территории страны используется для туризма, а в Москве сосредоточено более 50 % гостиничных номеров, которыми располагает Россия.

При этом ВСПТ отмечает, что Россия обладает достаточным потенциалом, чтобы в течение ближайших десяти лет стать одной из ведущих стран мира в сфере туризма и путешествий. Задача Всемирного совета по путешествиям и туризму заключается в том, чтобы дать направления для принятия решений. Рекомендации являются исходной точкой процесса - ВСПТ подтверждает готовность оказывать поддержку по принятию и внедрению эффективных стратегий развития, однако работать должны сами российские участники туристского сектора. В процесс разработки стратегии развития туризма должны быть вовлечены государственные структуры, частный бизнес и научные институты.

В документе изложен ряд выводов и рекомендаций по оптимизации потенциальных возможностей индустрии туризма в России и по принятию и внедрению эффективных стратегий развития этого сектора, в числе которых необходимо отметить основные из них [3]:

- необходимо проводить широкую разъяснительную кампанию по развитию имиджа туризма, чтобы все население поняло необходимость развития туризма и создаваемые им преимущества, затрагивающие все слои общества;

- условием успешного развития туризма в России является долгосрочное планирование на федеральном уровне - необходимо разработать новую национальную политику развития туризма;

- серьезное внимание следует уделить проведению маркетинговых мероприятий, обратив особое внимание на продвижение брэнда «Россия»;

- требует совершенствования национальная статистика, внедрение и активное использование методов вспомогательного счета туризма, так как в настоящее время в рамках общей статистической отчетности исследование результатов деятельности предприятий сферы туризма ведется не в полной мере.

- ближайшей целью российского правительства должно быть обеспечение максимально возможного равенства в распределении выгод от сферы туризма между всеми регионами и слоями населения;

- продвижение идеи ответственности за сохранение природной, социальной и культурной среды.

С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальной и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении первоочередных задач по развитию туристско-рекреационного комплекса в Российской Федерации, созданию конкурентоспособного рынка туристских услуг и повышению уровня и качества жизни российских граждан.

Список литературы:

1. Коковский Г.И. Обеспечение конкурентоспособности туриндустрии России на международном рынке туристских услуг: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Г.И. Коковский; Санкт-Петербургский гос. универ. экон. и фин. - СПб., 2011 - 23 с.

2. Миянова Г.Р. Развитие лечебно-оздоровительного туризма в Республике Башкортостан / Г.Р. Миянова // Экономика и Управление: научно-практический журнал. - 2012. - № 3. - С. 119-121.

3. Всемирный совет по туризму и путешествиям ^ТТС) [Электронный ресурс] / Российская Федерация. Влияние туризма и путешествий на рынок труда и экономику. - Режим доступа: http://www.wttc.org/site_media/uploads/ downloads/russianfed2006rus.pdf (дата обращения: 03.06.2012).

4. О Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/gov/results/11494 (дата обращения 3.06.2012).

ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ ДЕПРЕССИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Крупин А.И.

Администрация Палехского муниципального района Ивановской области, Ивановская область, п. Палех

В статье рассмотрены возможности применения понятия депрессив-ности в отношении муниципальных образований. Проанализированы особенности неравномерного развития муниципальных образований депрессивного региона на примере Ивановской области.

Большинство исследователей вопросов депрессивности отмечают характерное для депрессивных территорий наличие однородности в структуре экономики (моноотрасли) и демонстрировавшиеся ранее неплохие темпы развития, в настоящее время значительно более низкие по отношению к избранной базе сравнения, в качестве которой обычно выступает среднероссийский уровень. Кроме того, для таких территорий типично резкое снижение уровня жизни населения.

Во многих публикациях и исследованиях на тему региональной депрес-сивности термины «депрессивная территория» и «депрессивный регион» употребляются как синонимы. В то же время в ряде определений депрес-сивности региона указывается возможность выделения территорий более низких таксономических единиц - районов и городов. На это указывают Ф.М-Г. Топсахалова [5], Е.Г. Коваленко [2]. В частности, последний отмеча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.