Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития транспорта в Якутии'

Состояние и перспективы развития транспорта в Якутии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
525
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / КОМПЛЕКС / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Марчук М. А.

В статье рассмотрен ранспортный комплекс Якутии и перспективы развития транспорта в Р(СЯ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития транспорта в Якутии»

6. Второе дыхание речного флота // Argus Нефтетранспорт. - 2012. -Вып. XII, № 2. - С. 5-8.

7. Государственная программа РФ «Развитие судостроения на 2013 -2030 годы». - Утверждена распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2514-р.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА В ЯКУТИИ

© Марчук М.А.*

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Нерюнгри

В статье рассмотрен ранспортный комплекс Якутии и перспективы развития транспорта в Р(СЯ).

Ключевые слова транспорт, комплекс, развитие.

Транспортный комплекс Якутии - очень важная составляющая экономики Якутии и всего северо-востока России, обеспечивает перемещение жизненно важных грузов, товаров, людей, играет важнейшую роль в обеспечении так называемого северного завоза и комфортных условий проживания на Севере, обеспечивает бесперебойное снабжение стратегически важных отраслей экономики - предприятий горнодобывающей промышленности и других. Транспортная сеть не только обеспечивает потребность экономики и населения в перевозках, но и служит материальной базой для социально-экономического развития региона.

Транспорт Якутии - очень большая отрасль народного хозяйства, в которой заняты десятки тысяч людей. Её отличают следующие характерные черты:

Многообразие. В Якутии представлены практически все виды транспорта железнодорожный, авиационный, автомобильный, водный (морской и речной) и трубопроводный. Отсутствует электротранспорт - нигде в Якутии нет электрифицированных железных дорог, трамваев и троллейбусов в городах. Сложная транспортная схема - сезонность и дороговизна транспорта. Дешёвым круглогодичным транспортом охвачен только юг республики, точнее, полоса вдоль АЯМа. Крайний Север, и вообще весь север Якутии, вынужден жить на сезонном обеспечении грузами и использовать дорогие виды транспорта - например, авиационный, что напрямую сказывается на стоимости жизни на Крайнем Севере.

* Студент.

Рис. 1. Карта Республики Саха Якутия

Железнодорожный транспорт в Якутии - одна из важнейших составляющих частей транспортной системы республики. С развитием железнодорожного транспорта в республике связываются перспективы интенсификации её экономического развития, освоение месторождение ряда полезных ископаемых, включение значительной части территории республики (на которой проживает большинство её населения) в зону круглогодичной транспортной доступности и снижение затрат на организацию северного завоза.

Начало железнодорожному транспорту в Якутии было положено в 1976 г., когда её границу пересёк путеукладчик строящегося Малого БАМа (Тында -Нерюнгри). Амуро-Якутская железнодорожная магистраль строится постепенно до сих пор, в декабре 2011 г. рельсы дошли до станции Нижний Бес-тях, по состоянию на апрель 2012 продолжаются работы по сдаче участка Томмот - Нижний Бестях во временную эксплуатацию. Планируется также строительство транспортного перехода (моста или тоннеля) через реку Лену, для того чтобы связать с общероссийской железнодорожной сетью непосредственно столицу республики город Якутск. В юго-восточной Якутии также близко к завершению строительство тупиковой железнодорожной линии Улак - Эльга, соединяющей БАМ с Эльгинским угольным месторождением. По критериям надежности, точности, безопасности и экологии железнодорожный транспорт получает отличные оценки от пользователей своих услуг. По словам топ-менеджера, современное железнодорожное сообщение немыслимо без высоких скоростей. При этом сегодня уже можно с уверенно-

стью говорить о том, что Россия входит в число стран с высокоскоростным железнодорожным сообщением. За прошедший год поездами «Сапсан» совершили поездки около 2 млн. пассажиров, поезда заполняются на 90-100 %.

£

Рис. 2. Воздушный транспорт Якутии

Воздушный транспорт - остаетсяосновным круглогодичным пассажирским видом транспорта Республики Саха (Якутия). На долю авиации в 2013 году приходится 78,9 % пассажирооборота республики. Бурное развитие авиации в XX веке способствовало освоению северных территорий России. По сей день множество населённых пунктов на Севере связаны с внешним миром почти исключительно воздушным путём. В советское время, особенно в период так называемого «развитого социализма», авиация в Якутии была очень развита и обеспечивала надёжную транспортную связь как внутри республики, так и связь республики с другими регионами СССР. После наступления рыночных времён авиация резко сбавила свои обороты. Закрылось множество аэропортов, прежде всего небольших. Цены на билеты стали труднодоступными, по этой причине население в большой своей массе стало избегать авиации и предпочитать другие возможности перемещения, если таковые имеются.

Тем не менее, Якутия продолжает оставаться регионом России с довольно развитым воздушным транспортом. В республике на начало 2011-х гг. действует 23 аэропорта. Авиационный транспорт остаётся основным круглогодичным пассажирским видом транспорта в республике. На долю авиации здесь приходится около 65 % пассажирооборота. Авиация широко используется не только в перевозках пассажиров на дальние расстояния, но также в перевозках на относительно короткие расстояния - во внутрирайонных и межрайонных республиканских сообщениях. Воздушный транспорт выполняет задания МЧС, функции санитарной авиации и другие авиа работы.

На территории Якутии размещено три аэропорта государственного значения (Якутск, Тикси, Чокурдах), 35 аэродромов (включая неиспользуемые) местных воздушных линий и 195 посадочных площадок. Взлётно-посадочные полосы с искусственным покрытием оборудованы в девяти аэропортах: Якутск, Мирный, Тикси, Чокурдах, Черский, Вилюйск, Чульман, Алдан,

Полярный. Большинство аэропортов в настоящее время находятся либо в критическом состоянии, либо в стадии прекращения своего существования. В ближайшее время намечается закрыть ряд аэропортов, в то же время реконструировать 16 аэропортов, в восьми из них построить новые здания и сооружения.

Рис. 3. Водный транспорт Якутии

Водный транспорт - продолжает оставаться основой транспортной системы республики, о чем свидетельствует средняя дальность перевозки речным транспортом, которая превышает в 12-15 среднюю дальность перевозки железнодорожным и автомобильным транспортами. На сегодняшний день основной вид транспорта в республике, играет очень большую роль в обеспечении северного завоза. Именно во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит основной завоз грузов как в республику, так и внутри неё.

Протяжённость эксплуатируемых водных путей на её территории составляет 21,8 тыс. км, из них на обслуживаемые пути приходится 13,6 тыс. км. Якутия обладает разветвлённой сетью водных путей сообщения: участок Северного морского пути; через всю её территорию протекает р. Лена -главная водная магистраль с притоками рек Алдан и Вилюй; в северной части республики - рекиАнабар, Оленёк, Яна, Индигирка и Колыма. Морской транспорт обслуживает 12 арктических улусов - от Хатангского залива до пункта Певек, а также районы Чукотки. Особенностью СМП как водной транспортной магистрали является его ледовитость и краткость навигационного периода (40-70 дней). Всё это обуславливает необходимость специального технического оснащения магистрали и особую организацию плавания (строительство ледоколов, использование воздушного флота для ледо-

вой разведки, создание специальной метеослужбы, средств навигационного слежения и т.д.).

Сеть водного транспорта республики составляют пять речных портов (Ленский, Олёкминский, Якутский, Нижнеянский, Белогорский) и два морских арктических порта - ОАО «Тиксинский морской порт» и ОАО «Зеле-номысский морской порт».

Водный транспорт в Якутии играет также важную роль в пассажирских перевозках, так как зачастую это не только самый удобный, но и единственный способ добраться до места назначения. Судами пассажирских компаний выполняются рейсы СПК («Ракета», «Метеор», «Восход») по Лене - из Якутска по направлениям Якутск - Сангар - Жиганск и Якутск - Олёкминск -Ленск. Благодаря неразвитости дорожной инфраструктуры Якутии летом другой альтернативы нет, пассажиропоток обеспечен. В советское время «Ракеты» ходили также и от Якутска по Лене и Алдану до Хандыги - рейс отменён в 1998 г., а когда на Вилюе была судоходная обстановка (как правило, в начале навигации) - от Якутска по Лене и Вилюю до Вилюйска. Некоторые из этих рейсов превышают 600-700 км (самый дальний - Якутск - Жиганск 771 км). «Ракета», как правило, отправляется из Якутска рано утром, около 5-6 часов и прибывает к месту назначения вечером (см. расписание), то есть для рейса в одну сторону используется почти весь световой день. Все линии обслуживаются теплоходами ещё советского производства, замены которым нет, так как эти серии давно сняты с производства. Эти суда считались далеко не новыми ещё в 80-е годы - на некоторых из них уже тогда стоял второй или третий по счёту двигатель. Якутские речники по сей день поддерживают ресурс судов-ветеранов, чинят и меняют моторы. Проходит одно десятилетие за другим, но скоростное движение на Лене не умирает.

Автомобильный транспорт также играет очень важную роль для республики, так как, при крайне недостаточном развитии железных дорог, автодороги зачастую являются единственными наземными путями сообщения. Автотранспорт в Якутии развит достаточно хорошо. Его главная уязвимая черта -опять-таки сезонность, так как в республике крайне мало хороших круглогодичных дорог, и большая часть грузоперевозок ведётся по зимникам.

Сеть автомобильных дорог на территории республики имеет протяжённость свыше 30 тыс. км, из которых более половины представлены временными (сезонными) дорогами - автозимниками. Она включает 21,8 тыс. км (65 %) дорог общего пользования, из них с твёрдым покрытием - 7,6 тыс. км. Для республики, в её масштабах, характерно слабое развитие автодорожной сети, территориальная изолированность отдельных дорог, а также значительное развитие ведомственной дорожной сети, которая фактически выполняет функции автодорог общего пользования. Транспортной связью по автодорогам с твёрдым покрытием обеспечены только 16 улусов (районов) из 33. Практически вся сеть автомобильных дорог в районах, расположенных в арк-

тических широтах, представлена зимниками с периодами эксплуатации до 8 и менее месяцев в году, то есть зимой дорожная сеть в Якутии резко возрастает за счёт зимников. Недостатки временных дорог очевидны и огромны, но есть и некоторые преимущества. Так, их обустройство не требует значительных капитальных вложений и времени - по сравнению со строительством кате-горийных дорог круглогодичного действия. Также они имеют экологические преимущества: при их сооружении не наносится значительного ущерба окружающей среде в зоне вечной мерзлоты.

Особое место в автодорожной и вообще транспортной сети республики занимает автодорога «Лена» (автомобильный АЯМ), по которой осуществляется регулярная автодорожная связь с другими регионами России. Движение по ней от железнодорожных станций Нерюнгри и Томмот очень интенсивное, что вызывает большую нагрузку и быстрое приведение в негодное состояние, особенно летом в дождливую погоду. Между тем трасса построена по нормативам 30-50-х годов и не рассчитана на такое интенсивное движение большегрузных фур. Реконструкция и капитальный ремонт автодороги, который сейчас проводится, отнесён к приоритетным проектам по формированию опорной дорожной сети республики.

В Якутии существует правильное автобусное пассажирское сообщение, прежде всего от автовокзала г. Якутска. Междугородное сообщение связывает столицу со сравнительно близкими, так называемыми «подгородными» улусами - Намским, Хангаласским, Мегино-Кангаласским, Амгинским, Чу-рапчинским, Таттинским и Усть-Алданским. Правда, кроме первых двух, все они находятся на другой стороне реки (так называемые «заречные» районы), поэтому прямое сообщение от автовокзала Якутска существует только в зимнее время. В Нижнем Бестяхе в советское время существовало своё пассажирское автопредприятие, которое в летнее время осуществляло правильные рейсы по расписанию с билетами в райцентры и некоторые другие пункты заречных районов. Однако это предприятие исчезло в 90-х годах XX в. С этих пор и по сей день пассажиров обслуживают частники на разном транспорте (ПАЗ, УАЗ, легковушки), поджидающие на пристани каждый трамвай из Якутска. Ныне в здании бывшего автовокзала Нижнего Бестяха размещается пост полиции.

Трубопроводный транспорт в Якутии играет большую роль в обеспечении населения и предприятий дешёвым топливом, имеет большое стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности на Севере и для внешней торговли и экономических связей.

Трубопроводный транспорт на территории Якутии на начало 2010-х гг. представлен трубопроводами как федерального, так и локального республиканского значения.

Федерального значения: нефтепроводом Восточная Сибирь - Тихий океан. В Якутии он проходит через Талаканское нефтяное месторождение,

Ленск, Олёкминск, Алдан, Нерюнгри и имеет семь нефтеперекачивающих станций на её территории. Как известно из истории строительства трубопровода ВСТО, ранее планировался другой (южный) вариант прокладки, но в конечном счёте было решено остановиться на нынешнем варианте трассы, так как он даёт возможность на будущее привлечь мощности Талаканского, Верхнечонского, Чаяндинского, Среднеботуобинского и других нефтегазовых месторождений Иркутской области и Якутии. 4 октября 2008 года был осуществлён запуск в эксплуатацию в реверсном режиме части ВСТО от Талаканского месторождения до Тайшета длиной 1105 км, что позволяет осуществлять поставку нефти на Ангарский нефтехимический комбинат. По состоянию на осень 2008 года ежемесячная добыча нефти на месторождении составляет около 120 тыс. тонн.

Республиканского значения: системой газопроводов из Лено-Вилюй-ской газоносной провинции в центральную Якутию: газопроводы Тас-Ту-мус - Берге - Якутск - Мохсоголлох и Кысыл - Сыр - Мастах - Берге -Якутск, снабжающие Якутск газом Усть-Вилюйского, Мастахского и Сред-невилюйского газовых месторождений с многочисленными ответвлениями к другим населённым пунктам Кобяйского и Вилюйского улусов; газопровод Мастах - Берге - Якутск имеет выход по дну Лены на правый берег для газоснабжения заречных улусов; газопровод Вилюйск - Ленск из Средневи-люйского месторождения; нефтепровод Талакан - Витим со Среднеботуобинского нефтегазоконденсатного месторождения.

По местным трубопроводам ежегодно перекачивается порядка 1500 млн. кубометров газа и 50 тыс. тонн нефти. Особенностью магистральной газопроводной системы республики является то, что она состоит из двух локальных подсистем - Центрального и Западного региона. Обе подсистемы работают технологически независимо друг от друга. В эксплуатации находятся 4047 км

газопроводов и 110 км нефтепроводов (не считая федеральных).

* * *

Современная транспортная система развивается очень быстрыми темпами и предъявляет все больше требований к организации перевозок грузов и транспортному обслуживанию.

Технология бес перегрузочных сообщений отвечает практически всем современным требованиям к качеству перевозки. Кроме того, данная технология находится в стадии развития, что позволяет говорить о дальнейшем совершенствовании большинства транспортно-технологических систем.

Для обеспечения единой транспортной технологии необходимо соблюдать требования и правила транспортного законодательства. Эти правила касаются определения сторон, участвующих в перевозке грузов, ответственности сторон при заключении договоров, сроках перевозки, правил организации процесса транспортирования и др. Четкое исполнение всех норм

и правил перевозки грузов является залогом качественной организации транспортного процесса, сохранности груза и доставки его точно в срок грузополучателю.

Список литературы:

1. http://www.1sn.ru/3801.html (дата обращения: 12.05.13).

2. http://www.1sn.ru/46733.html (дата обращения: 12.05.13).

3. http://st-yak.narod.ru/index7-3-2.html (дата обращения: 12.05.13)

4. Журнал Мой город.

5. Итоги работы транспортного комплекса и связи Республики Саха (Якутия) за 2002 год и задачи на 2003 год. - Якутск, 2003. - 128 с.

6. Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2004.

7. Концепция освоения прилегающих территорий в зоне строительства железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск», утверждена Правительством Республики Саха (Якутия) 22 декабря 2005 г. № 720.

8. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года», утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.