Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития образования коренных малочисленных народов Томского Севера'

Состояние и перспективы развития образования коренных малочисленных народов Томского Севера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
151
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития образования коренных малочисленных народов Томского Севера»

УДК 37.014 (571.16)(=511.21)

Состояние и перспективы развития образования коренных малочисленных народов Томского Севера

С. М. Малиновская. Институт развития образовательных систем Российской академии образования (Томск, Россия)

Современный уклад жизни общества характеризуется ростом мобильности населения, развитием всех сфер жизнедеятельности (техника и технология, производство, наука и культура), что приводит нередко к утрате или нивелированию накопленного старшими поколениями этнического опыта и культуры и, как следствие, к возможной утрате уникальной системы этнического разнообразия страны и обеднению ее культурной палитры. В силу этого требуются специально организованные меры по возрождению, сохранению и развитию этнической культуры, особенно культуры малочисленных коренных народов. Применительно к Томской области это может относиться к коренным народностям Севера.

В Томской области большая часть коренных малочисленных народов - это народы Севера: эвенки, чулымцы (чулымские тюрки), ханты, селькупы. Они проживают на территории своего традиционного расселения в районах, относимых к территориям Крайнего Севера или приравненных к ним. Чулымские тюрки компактно живут в Тегульдетском районе. В Александровском районе проживают ханты, селькупы; в Верхнекетском районе — селькупы, эвенки; в Колпашевском — селькупы; в Каргасокском — ханты, селькупы, эвенки; в Парабельском — селькупы. Кроме того, они расселены и в других районах области, включая г. Томск. В настоящее время народы Севера не составляют большинства населения в местах своего исконного расселения. Территориальная удаленность является существенным препятствием для получения ими образования высокого уровня. При этом прерываются традиции передачи знаний языка и культуры коренных малочисленных народов Севера

последующим поколениям. Проблема сохранения этнической уникальности каждого народа и народности защищена ратифицированной в подавляющем большинстве стран мира Декларацией Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007).

На современном этапе коренные малочисленные народы Томского Севера (Нарымского края) переживают сложные культурные трансформации. Ситуация отношения к коренным народностям обостряется их малочисленностью, особенностью мест расселения и уклада жизни (суровый климат, заболоченность местности, наличие очагов природных инфекций, дисперсность расселения, особая система жизнеобеспечения). Основными демографическими тенденциями народностей Нарымского края является уменьшение средней продолжительности жизни, нуклеаризация традиционных межпоколенных семей, рост числа неполных семей, разводов и.т.д. Этнические проблемы в значительной степени связаны с высоким уровнем безработицы. Падение доходов населения приводит к проблемам с питанием, недостатком жизненно важных компонентов. Среди социальных проблем необходимо выделить проблемы с образованием и медицинским обслуживанием. Два основных фактора - плохая экология и обнищание населения - приводят к высокому уровню заболеваемости, ранней алкоголизации [1].

Регион проживания народностей Севера располагает уникальными минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, биологическими ресурсами. Интенсивное промышленное освоение без соблюдения социально-экономических требований нанесло и продолжает наносить огромный ущерб их жизнедеятельности. Изучение статистических данных за последние 10 лет показывает, что, несмотря на предпринимаемые государством меры, уровень жизни народностей Севера продолжает ухудшаться, что ухудшение положения коренных народностей на региональных рынках труда обусловлено низким уровнем их общего и профессионально-технического образования. Суть современной проблемы народностей Севера заключается в том, что эти народы теряют свои традиционные хозяйственные занятия, трудовые и бытовые навыки,

этническую культуру и язык, и весь многовековой уклад жизни в суровых условиях Севера. Отсюда возникает историческая необходимость борьбы этих народов за выживание, возрождение и развитие. Необходима продуманная государственная политика, направленная на поддержание и усиление их жизнеспособности. В администрации Томской области в последние годы нет даже штатного отдела народностей Севера. Эти функции выполняют заведующие отделами или инструкторы, занятые другой постоянной работой. В районах развитие промыслового хозяйства рассматривается как второстепенное занятие, никаких действий по его совершенствованию и техническому оснащению фактически не осуществляется. Не уделяется должного внимания и культурно-просветительной работе, здравоохранению и образованию на Севере области. В школах в настоящее время не осуществляется изучение родных языков и истории народов Севера, приемов и навыков ведения традиционного хозяйства, обучение охотничьему и рыболовному промыслам на уроках труда. В результате современное поколение многих северных народностей или их групп утратило навыки работы в промысловом хозяйстве, не желает заниматься охотой, рыбной ловлей, хотя труд в этих отраслях приносит хороший заработок. Создалась уникальная ситуация, почти не имеющая аналогов в других регионах страны: народ, обладающий этническим самосознанием, но без традиционной культуры и фактически без родного языка - на севере Томской области и полное обрусение значительной части этого народа - в южных районах той же области. Развитию данного процесса способствовало и то обстоятельство, что:к настоящему времени все имевшиеся ранее национальные школы-интернаты для детей коренных народностей ликвидированы [2, 3]. Сегодня в области работают на общественных началах кружки по изучению языка и культуры в г. Стрежевом, г. Колпашево (кочевая школа, учитель Н.П.Иженбина), с. Парабель (язык и культура, И.А.Коробейникова), с. Каргасок (хантыйский язык и культура, Н.Б.Вялова), с. Нельмач (учитель С.Н. Чинина).

Общественные проблемы в первую очередь отражаются на детях, и, чтобы предотвратить утрату культурного наследия и исчезновение

малочисленных народов Севера, необходимо усилить социальную защиту детства. Для этого требуется изучение этносоциальных и культурных особенностей коренных народов. Издание книг и учебников на языках коренных народов, сборников фольклора и истории этих народов, развитие профессиональной ориентации, психологической поддержки и социальной инфраструктуры в местах компактного проживания. При исследовании процесса социальной защиты детей возрастает роль мониторинга как постоянного наблюдения за их состоянием, качественного анализа организации их социальной защиты: получение информации о положении детей в местах компактного проживания; выявление и анализ состояния социальной инфраструктуры детства; анализ реализации социальных программ; изучение общественного мнения по проблемам детей коренных народов.

Этнокультурный компонент развития регионального образования является актуальной проблемой, имеющий особую значимость, становясь одной из первоочередных задач теории и практики педагогики. Ведущее место в данном контексте занимает противоречие между складывающимся рынком как системой хозяйствования и низким уровнем знаний, умений и способов поведения, адекватных его природе. Вследствие этого необходимо воссоздание потенциала традиционной культуры и традиционной народной педагогики, где особое место отводится образованию при условии введения в общеобразовательную практику региона этнокультурного компонента. Решение проблемы построения образовательного процесса с опорой на этнокультурный компонент, позволит создать этносоциальную среду для полноценного формирования у детей этнокультурной компетентности, необходимой для социализации личности в современном мире. Возникла необходимость разработки образовательной модели - формирование системы, направленной на возрождение языка и культуры коренных малочисленных народов Севера на основе сохранения этнокультурных традиций. Методологическим основанием разработки образовательной модели послужили научные положения: о социальной природе воспитания, психолого-педагогической концепции социализации, о принципе культуро- и природосообразности,

принципе историзма и объективности; о гуманизации как социально-ценностной основе жизни; о новейших теоретических достижениях отечественной и зарубежной науки по проблемам этноса; о понимании этнокультурного процесса как органической составляющей общей эволюции мировой цивилизации, находящейся под воздействием различных факторов внешней этносферы: социально-экономических, политических, культурных. Важнейшим теоретическим основанием этнокультурного образования малочисленных народностей Севера является конструирование таких педагогических технологий, которые органично включают природные механизмы, координирующие повседневную деятельность и возможности человека, не отрываясь от естественнонаучных предпосылок.

Нормативно-правовые основы образовательной деятельности определены в основополагающих законодательных актах РФ и Томской области: Конституции РФ, 1993 г.; Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г.; «Об общественных объединениях», 1995 г.; «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 № 124-ФЗ (ред. от 02.07.2013); «О языках народов РФ», 1991 г.; «Национальной доктрине образования РФ до 2025 г.»; Декларации ООН о правах коренных народов от 13 августа 2007 г.; «Концепции национальной образовательной политики РФ», 2006 г.; «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.»; законе Томской области «Об образовании в Томской области», 2013 г. ; «Концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РФ» - Авторский коллектив: М.Н.Кузьмин, О.И. Артеменко и др. М.: ИНПО, 2001; «Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», утвержденной Правительством РФ 4.02.2009 г. (№ 132-р); Стратегии развития этнокультурного образования в Томской области на период 2010-2014 г.г. и областной межведомственной программы «Этнокультурное образование в Томской области на период 2010-2014 г.г.»; долгосрочной целевой программы «Развитие инфраструктуры общего образования Томской области на 2013 - 2015 годы»; видоизмененной целевой программе «Развитие системы

дополнительного образования детей и молодежи Томской области» на 2007-2009 годы; областной целевой программе «Общегражданский мир и межэтническая толерантность», 2012 -2014 гг. и др.

Исследовательский интерес для нас представляет опыт современного этнокультурного образования в штате Аляска (США), штата, близкого к Северу Сибири по географическим особенностям [4]. В 1998 г. общественным комитетом были разработаны культурные стандарты штата Аляска. В основе «культурных стандартов» лежит понимание того, что традиции родного языка и культуры местного населения каждого региона являются необходимым фундаментом для полноценного развития учеников и местного сообщества в целом. «Культурные стандарты» помогают оценить качество образования на уровне подготовленности педагогов, реализации учебных программ и деятельности школы во всем штате. Стандарты разработаны по 5 разделам: для учеников, для педагогов, учебных программ, школ и общественности региона. Предлагаемые стандарты являются дополнением, а не замещением существующих принятых образовательных стандартов. Ученики, соответствующие «культурному стандарту», способны: принимать на себя ответственность за свою роль в развитии культурного сообщества и своих обязательств как членов сообщества; знать свою родословную; усваивать и передавать традиции своего сообщества в форме устной и письменной истории сообщества; нести ответственность за окружающую среду; понимать роль местного языка, который играет решающую роль в осознании этнокультурной идентичности; жить в согласии с культурными ценностями и традициями и интегрировать их в повседневную практику; определять место своего народа в национальной политике региона и страны, в интернациональной политике и экономических системах.

Стандарты для школ определяют активное участие старейшин во всех аспектах образовательного процесса. Культурные стандарты для местного сообщества направлены на распространение идеи использования местных традиций в повседневной практике.

Развитие коренного населения невозможно без специализированной профессиональной подготовки национальных кадров.

С этой целью необходимо на базе профессиональных училищ и колледжей открыть специальности или специализации, ориентированные на профессиональную подготовку в традиционных способах деятельности народов Севера. Так, на базе ПУ № 22 с. Каргасок и ПУ № 28 с. Парабель следует открыть подготовку по специальностям «рыбак, прибрежное рыболовство и судовождение», «переработка рыбы», «скорняжное дело и пошив изделий из меха», «изделия из бересты», на базе Колпашевского медицинского училища - спецкурс «Народная медицина»; на базе колледжа общественного питания - специализацию «национальная кухня», на базе Томского губернского колледжа культуры и искусств -специализацию «этнический туризм», «этнический фольклорный ансамбль», на базе Томского и Колпашевского педагогических колледжей - специализацию «Учитель родного языка и малокомплектной школы» др. Также важно решить проблему квотирования мест подготовки кадров для коренных народностей в вузах. Рассмотреть вопрос о возможности открытия в г. Колпашево школы-интерната с начальной профессиональной подготовкой для детей коренных народностей Севера, а также нескольких комплексов «детский сад - школа» с этнокультурным компонентом образования, например, в г. Колпашево, с Парабель, с. Нельмач, с. Каргасок, с. Александровское, с. Тегульдет; создать условия для эффективной работы кочевой школы в Колпашевском районе (учитель Н.П. Иженбина); в местах компактного проживания народностей Севера на базе этнокультурных центров организовать работу кружков по изучению родного языка и культуры.

Сегодня актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане является системный, комплексный, междисциплинарный анализ принципов, условий и средств вхождения традиционной этнической культуры в современный культурный контекст, в современную социокультурную среду, в определении конкретных механизмов ее адаптации к этому контексту. Одним из важных условий решения этой задачи является, на наш взгляд, достижение единства культурно-образовательного пространства северных регионов, согласованность культурной и образовательной политики. Речь идет о формировании таких

культурно-адаптационных механизмов, которые бы, выполняя развивающие функции, сохраняли и не искажали основные ценностные установки традиционных культур, значимые для других культур [5].

© С. М. Малиновская, 2014.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014. — • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.