Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития ИКТ сектора в системе интеграции на постсоветском пространстве'

Состояние и перспективы развития ИКТ сектора в системе интеграции на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ИКТ СЕКТОР / СНГ / REGIONAL INTEGRATION / ICT SECTOR / CIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полушкина И. Н.

В статье на основе исследования роли ИКТ-сектора в экономическом развитии отдельных стран и интеграционных группировок представлен анализ состояния и тенденций, выделены направления и задачи, стоящие на пути развития ИКТ-сектора в регионе СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полушкина И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and prospects of the ICT sector development in the system of integration on the territory of the former Soviet Union

Based on the studies of the ICT sector role in the economic development of individual countries and integrated groupings, the article analyses the status and trends, highlights tendencies and tasks of the ICT sector development in the CIS region.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития ИКТ сектора в системе интеграции на постсоветском пространстве»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 339.924

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИКТ СЕКТОРА В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© и. н. ПОЛУШКИНА Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, кафедра экономической теории e-mail: Poirinic@mail.ru

Полушкина И. Н. - Состояние и перспективы развития ИКТ сектора в системе интеграции на постсоветском пространстве // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 477-483. - В статье на основе исследования роли ИКТ-сектора в экономическом развитии отдельных стран и интеграционных группировок представлен анализ состояния и тенденций, выделены направления и задачи, стоящие на пути развития ИКТ-сектора в регионе СНГ.

Ключевые слова: региональная интеграция, ИКТ сектор, СНГ.

Polushkina I. N. - Status and prospects of the ICT sector development in the system of integration on the territory of the former Soviet Union // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 477-483. - Based on the studies of the ICT sector role in the economic development of individual countries and integrated groupings, the article analyses the status and trends, highlights tendencies and tasks of the ICT sector development in the CIS region.

Keywords: regional integration, ICT sector, CIS.

В настоящее время все страны мира в большей или меньшей степени осуществляют процесс информатизации. Стремительное внедрение и активное развитие информационно-телекоммуникационных технологий сегодня выступает источником роста как отдельной экономики страны, её международной конкурентоспособности, так и интеграционных региональных группировок.

Рассмотрим сначала роль ИКТ сектора в экономическом развитии и повышении конкурентоспособности отдельной страны. Участвуя в международной интеграции, она интегрирует свои воспроизводственные процессы с группой других стран, получая синергетический эффект. Между тем, влияние отрасли ИКТ на экономическое развитие, рост и производительность труда плохо исследовано и трудно прогнозируется. Реальное комплексное влияние развития ИКТ сектора на международную интеграцию и конкурентоспособность также слабо разработано в экономической литературе.

Многие согласны с тем, что с самого начала «компьютерной революции» ИКТ способствовали экономическому развитию, повышению производительности и экономическому росту, но как именно и в какой степени, - до сих пор остается предметом дискуссий.

Ещё в 1987 г. американский экономист Роберт Солоу обнаружил феномен, позднее названный

«компьютерный парадокс» или «парадокс производительности» - известное наблюдение: «Компьютерная эра видна везде, но только не в статистике производительности» [17]. Состоял он в том, что инвестиции в компьютеризацию производства по рынку в целом, с одной стороны, не приводили к увеличению прибыли или улучшению производительности труда, с другой стороны - как ни странно, приводили к еще большим инвестициям в компьютеризацию производства.

Неожиданный рост производительности в конце 1990-х не подтвердил парадокс Солоу. Так, в феврале 2000 года в докладе двух экономистов Стефена Оли-нера и Даниеля Сичела, подготовленном для Федеральной резервной системы США, утверждалось, что хотя применение компьютеров «почти не повлияло» на рост производительности в США в начале 1990-х, «это влияние проявилось во второй половине десятилетия». Исследователи пришли к выводу, что «информационные технологии были ключевым фактором, обеспечившим рост производительности» [18] и сегодня в результате информационные технологии обеспечивают около 2/3 роста производительности труда. Например, по данным ОЭСР за десятилетие - с 1995 г. по 2005 г. ИКТ и связанные с ним сектора экономики обеспечили до 60 % прироста производительности труда в экономике.

Некоторые учёные утверждают, что новые технологии произвели в экономике США фундаментальные

и устойчивые изменения, ведущие к долговременному улучшению перспектив роста. Тот факт, что рост производительности в США остался значительным даже после спада, начавшегося в 2000 году, по-видимому, подкрепляет эту точку зрения. Другие исследователи отрицают эту связь. В целом, несмотря на то, что взаимосвязь ИКТ и производительности труда уже давно является предметом дискуссий экономистов мира, появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что инвестиции в ИКТ - особенно в совокупности с фундаментальными организационными изменениями - могут оказывать существенное позитивное влияние на производительность. Подобное влияние касается не только непосредственной окупаемости инвестиций. Так, например, исследование, проведенное Министерством торговли США, показало, что инвестиции в информационные технологии, которые были сделаны американскими компаниями за последние годы, оказали широкое и долгосрочное влияние на оживление роста производительности в стране [19].

Исследование, сделанное Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD, ICT and economic growth: Evidence from OECD countries, industries and firms, 2003 г.), также свидетельствует, что имеется очевидная положительная связь между использованием ИКТ и ростом производительности труда. Однако простое приобретение информационных технологий не является достаточным условием для получения экономических преимуществ. Существенное влияние на способность компаний извлекать выгоды от использования ИКТ часто оказывают такие факторы, как правовая и нормативная среда, доступность необходимых трудовых ресурсов и умение ускорять организационные изменения.

Влияние ИКТ на экономическое развитие большинства европейских стран пока менее очевидно, чем в США. В более крупных странах Европы показатели роста выпуска продукции и производительности не повысились, а с середины 90-х годов XX века разрыв с уровнем производительности в США фактически стал увеличиваться. Это произошло после длительного периода, когда казалось, что Европа сможет достичь таких же показателей.

В середине 2000-х аналитической службой журнала «The Economist» Economist Intelligence Unit (EIU, www.eiu.com) был подготовлен информационный документ «Реализация преимуществ ИКТ и экономический рост в Европе» [7]. Исследования для данного доклада осуществлялись в трех направлениях:

Первое направление. Было проведено эмпирическое исследование по изучению величины влияния ИКТ на экономический рост. Исследование основывалось на структурной модели по 60 странам (26 развитых и 34 развивающихся стран) за период с 1995 по 2002 год.

Второе направление: Был проведен опрос 100 руководителей компаний по проблемам коммерческого использования ИКТ для повышения производительности труда и экономического роста. В опросе участво-

вали представители малых и крупных организаций из 18 отраслей (он проводился в феврале-марте 2004 г).

Третье направление. Проведены подробные беседы с большим количеством европейских политиков, руководителей бизнеса и видных ученых в данной области.

Результаты, полученные в ходе программы исследований, можно вкратце изложить следующим образом. Проведенный анализ признал, что скандинавские страны (Норвегия, Финляндия, Швеция и Дания) и Ирландия наиболее развиты с точки зрения ИКТ [3] и в целом подтвердил ту точку зрения, что в развитых странах ИКТ сильно взаимосвязаны с экономическим ростом. В то же время в развивающихся странах влияние ИКТ мало, и проведенный анализ показал, что, возможно, ИКТ начинают обеспечивать рост ВВП на душу населения только по достижении некоторого порога в своем развитии. Вместе с тем, доклад подкрепляет широко распространенное мнение, что развертывание и использование ИКТ начинает влиять на экономический рост только после некоторого периода адаптации. В докладе дана попытка ответить на вопрос: «Почему крупные инвестиции Европы в ИКТ не принесли того экономического роста и повышения производительности, как это было в США?» [5]. Сделан вывод: ИКТ в значительной степени служат причиной отставания Европы от США за последние годы с точки зрения экономического роста. Структурный анализ свидетельствует, что ИКТ служат причиной ни много ни мало 0,4 процентных пунктов из 0,52 процентных пункта разницы между ростом ВВП на душу населения в США и в большой тройке еврозоны (Германия, Франция, Италия) в период с 1995 по 2002 год. Прогнозы Economist Intelligence Unit также говорят о том, что Европа едва ли ликвидирует этот разрыв, если не будут сделаны существенные шаги вперед в таких областях, как профессиональная квалификация, инновации и конкуренция. Они играют ключевую роль в достижении результатов от информационных технологий. Слабость управленческих навыков и понимания информационных технологий, а также недостаток культуры инноваций подрывают попытки европейских предприятий наладить продуктивное использование ИКТ. Слабые места в наиболее остро проявляются в малых и средних предприятиях Европы.

На сегодняшний день большинство экономических исследований, посвященных изучению связи между ИКТ и экономическим развитием и ростом, сосредоточено на развитых странах. Однако есть все основания полагать, что современные технологии имеют такую же важность для менее развитых стран и их объединений. ИКТ технологии расширяют возможности для реализации целей социально-экономического развития. На макроэкономическом уровне использование ИКТ увеличивает уровень конкурентности рынков, повышает экспертные оценки инвестиционной привлекательности национальной экономики. На микроэкономическом уровне эффективное использование ИКТ может помочь организациям более

рационально использовать имеющиеся у них ресурсы и повысить свою конкурентоспособность, улучшить экономические показатели, увеличить их инвестиционную привлекательность. Отрасли традиционного материального производства, обзаводятся некой программной оболочкой, технически воплощенной в опутывающих это производство сетях, которая запускает и обслуживает процессы производства. Материальное производство становится более эффективным с точки зрения научно-технического прогресса. Новые производительные силы теряют свою прежнюю жесткость. Они способны выполнять любые производственные заказы, меняя как собственные характеристики, так и номенклатуру выпускаемой продукции в результате растущей виртуализации экономики. Постоянный рост информационных потоков позволяет оперативно моделировать, изменять и обновлять существующие производственные системы.

Воздействие развития ИКТ на изменение уровня и качества жизни населения может выражаться в следующем:

1. Создание новых рабочих мест, как в ИКТ-секторе так и в других отраслях национальной экономики.

2. Перераспределение доходов через денежные переводы как между экономиками и субъектами различных государств, а также трудовых мигрантов в пределах одного государства из более развитых в менее экономически развитые территориальные образования.

3. Рост доходов работников ИКТ сектора приводит к росту их расходов на товары и услуги, что приводит к формированию новых рабочих мест в первую очередь в сфере услуг и в целом воздействует положительным образом на динамику национальной экономики.

4. Повышение качества товаров и услуг, потребляемых населением, снижение затрат на их приобретение.

5. Рост свободного времени за счет рационализации системы управления, совершения сделок купли-продажи при помощи ИКТ.

Все вышесказанное приводит к росту уровня жизни работников ИКТ и членов их семей. Кроме этого работающие активно вовлекаются в систему повышения образовательного уровня и квалификации, что влечет накопление человеческого капитала и, соответственно росту стоимости их рабочей силы.

Формируется также новый тип социальной взаимосвязи, или социальных сетей, новые типы сообществ, в которые объединяются люди из разных стран благодаря Интернету[9].

Элементы ИКТ сектора, такие как совместные спутниковая связь, информационно-телекоммуникационная инфраструктура и другие, становятся «клубными общественными благами» [4] региональной интеграции, а последняя способствует достижению умножения и совместного их потребления.

Информационно-телекоммуникационные технологии выступают как фактор развития самой

интеграции. Они позволяют получить следующие эффекты:

1) В сфере стратегии интеграции и политики обеспечиваются информационные потребности интеграционных структур, идентификация агентств и ведомств, расширяется свободный обмен информацией.

2) Значительно облегчаются сложные операции управления, вовлекающие многие государственные учреждения, предприятия и граждан. При создании унифицированной системы взаимного информационного обмена они могут выполняться полностью в электронной форме.

3) Снижаются трудозатраты на организацию интеграционных связей и бизнес-контактов, высвобождается время как один из главных ресурсов. Информационно-телекоммуникационные технологии -инструмент снижения трансакционных издержек (на 25-75 %). Сюда можно отнести следующие статьи:

• Поиск информации о товаре, клиенте и т. д.

• Ведение переговоров и заключения контракта, снижение стоимости приобретаемых ресурсов при внедрении электронных закупок.

• Мониторинг контрактной дисциплины.

• Страхование от недобросовестного (оппортунистического) поведения партнеров.

• Оценка качества товаров, услуг.

• Разрешение претензий, защита от третьих лиц.

• Разработка и поддержка правовых норм и стандартов.

4) В сфере технологий обеспечивается переход на новые приложения, новые структуры данных и новые стандарты.

В результате практически нулевых издержек распространения информации и многократного роста объема её передачи растут объёмы традиционной и электронной торговли, повышается мобильность капитала, растёт конкуренция между странами на рыках товаров и труда, увеличивается волатильность финансовых рынков, повышаются производительность и темпы экономического роста.

Развитие сетевых структур и информационных технологий изменяет не только интеграционные взаимосвязи в экономике, но и характер организационных форм, в которых эти взаимосвязи осуществляются. На уровне отдельных предприятий сетевое взаимодействие развивается в виде:

- роста горизонтальной кооперации фирм-кон-курентов в отраслях, в которых существуют четкие стандарты продукции. В результате предприятия заинтересованы в сотрудничестве при разработке технологий, соответствующих единым мировым требованиям;

- аутсорсинга, при котором происходит распределение работ на основе субподряда вне области функционирования самой компании;

- кооперации предприятий и компаний в инновационной сфере, дающей возможность объединять технологии, добиваясь экономии на масштабах и синергетического эффекта от использования технологий и человеческого фактора;

- инновационных кластеров, когда на основе сложившейся системы разделения труда формируются связи между группами предприятий, отраслей, определяющие динамику каждого элемента данного кластера. В результате прогресс в одних отраслях служит стимулом для ускорения деятельности в других, смежных с ними;

- межнациональных исследовательских сетей для создания и распространения новых технологий, в первую очередь, информационных. Это помогает избегать проведения дублирующих или не перспективных проектов, выравнивает уровень стран с различными возможностями в инновационной политике в пределах регионального объединения.

Применительно к интеграционной системе постсоветского региона телекоммуникационные средства передачи информации являются одним из важнейших условий её эффективного функционирования, затрагивают основные свойства ее деятельности с ориентацией на перспективу. Это обуславливает необходимость проведения анализа современного развития сектора ИКТ в Содружестве Независимых Государств, сравнения с мировыми тенденциями в этой сфере и определения перспективных задач на будущее.

Сегодня ведущее место на мировом рынке ИКТ занимают страны ОЭСР, на которые приходится наибольшая доля рынка и объемы капитализации компаний. Одна треть доходов мирового ИКТ-рынка приходится на Европу, немного больше - на США и Японию вместе взятых, а все остальные страны претендуют всего лишь на 24,1 %.

В целом объем глобального рынка ИКТ сегодня оценивается экспертами от 1,6-2,1 трлн. долларов США до более 3,5 трлн. долларов США только по рынку ИТ и доля ИКТ в ВВП всех стран будет только нарастать. По пессимистическим оценкам, объем сектора ИКТ к 2025 году утроится, по более оптимистическим увеличится в 5-7 раз. Наиболее смелые оценки говорят, что объем материального производства после «максимального внедрения в ИКТ в жизнь общества» стабилизируется на 10 процентов ВВП, а доля ИКТ составит 90 процентов ВВП [13].

уровень информатизации национальных экономик стран-участниц СНг остаётся невысоким относительно развитых стран. В отчете за 2010 год Международного союза электросвязи опубликован последний Индекс развития ИКТ (ГОЦ16]), который располагает 159 стран в определенном порядке в зависимости от уровня развития их ИКТ и сравнивает количественные показатели за 2007 и 2008 годы. В числе первых 10 стран мира с наиболее развитыми ИКТ значатся восемь стран из Северной Европы, причем во главе этого списка второй год подряд находится Швеция. В Регионе СНГ Российская Федерация -48 место, Беларусь - 55, Украина - 58, Казахстан -69, Молдова - 73 [6]. Среди стран СНГ абсолютное лидерство по уровню развития ИКТ принадлежит России, причем наблюдается активный рост этого сектора. Если в России в 2005 году общий объем сектора ИКТ составлял 968,2 млрд. руб., то к 2010 году достиг

1 трлн 919 млрд рублей [11]. В структуре оборота сектора ИКТ примерно 14 % приходится на предприятия оптовой торговли, 49 % - электросвязи, 14 % - ИКТ-услуг и 23 % на организации, осуществляющие производство ИКТ-товаров [1].

По отношению к развитым странам ИКТ сектор Содружества Независимых Государств (СНГ) значительно отстает, но стоит отметить, что в последние 10 лет он развивался взрывными темпами. Также имеется дифференциация в уровнях его развития по странам Содружества. Это объясняется недостаточностью информационно-коммуникационной инфраструктуры в станах СНГ и количества квалифицированных кадров в области ИКТ, а также во многом несоответствием нормативно-правовой базы потребностям информатизации. Хотя надо отметить, в Содружестве прослеживается понимание данного обстоятельства и его роли в развитии экономики, в системе международной интеграции и глобальном позиционировании этих стран в мировом пространстве. В этой связи действует:

• Концепция формирования информационного пространства СНГ (от 18.10.1996);

• Стратегия сотрудничества стран СНГ в сфере информатизации (от 1.07.2003) [10].

Основные направления стратегии:

- создание благоприятной среды сотрудничества в области ИКТ;

- гармонизация законодательства и разработка регламентов стандартов;

- развитие новых направлений ИКТ;

- развитие сферы ИКТ;

- обеспечение информационной безопасности и активизация действий по пресечению киберпреступности и кибертерроризма.

Имеется комплекс взаимных договорённостей. На сегодняшний день в информационной сфере проведены работы по созданию первой очереди автоматизированной системы информационного обмена между государствами-участниками Содружества (АСИО СНГ), в рамках которой основным информационным ресурсом общего пользования стала интегрированная база данных «Документ СНГ». В составе АСИО СНГ начаты работы по созданию подсистем обмена правовой информацией, информационного обмена между пограничными войсками и органами внутренних дел (АСИО-ПВ СНГ и АСИО-МВд СНГ). Инициировано рассмотрение вопроса о создании интегрированных регистров «Население СНГ» и «Правовые единицы СНГ» [15].

В рамках проходящих саммитов, Петербургского международного экономического форума, «Инфо-форума - Евразия» и других различных мероприятий и конференций имеются постоянные площадки для обсуждения совместного развития этой сферы. Ведутся попытки по формированию информационного пространства между отдельными странами и субрегиональными группировками. К примеру, в 2010 г. на заседании Комиссии Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан подписаны Соглашение о

применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза и Соглашение о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Ряд проектов СНГ успешно реализуется, включая:

• создание парков информационных технологий, с помощью которых решаются не только проблемы диверсификации экономики, перевода ее на инновационный путь развития, но и актуальные социальные задачи повышения занятости населения, расширения числа высокоинтеллектуальных рабочих мест;

• формирование сети информационно-маркетингового центра для продвижения товаров и услуг на национальные рынки Содружества;

• организацию совместимых телемедицинских консультативно-диагностических систем;

• обеспечение информационной безопасности создаваемых государственных систем и ресурсов, особенно при использовании информационно-телекоммуникационных сетей при межгосударственном информационном обмене.

Благодаря проводимой политике и подготовленному плацдарму в последние годы развитие сектора ИКТ в государствах - участниках СНГ приобрело устойчивую позитивную динамику. В структуре рынка ИКТ СНГ большую долю занимают услуги связи и доля этой отрасли в структуре ВВП государств -участников СНГ неуклонно увеличивается. По объему продаж на первое место выходят услуги мобильной связи, далее идет фиксированная телефония. Активно расширяются позиции услуг доступа в Интернет. Стабильное положение занимают услуги кабельного и эфирного телевидения и почтовые услуги.

Основными игроками на рынке связи СНГ являются российские операторы мобильной сотовой связи России: МТС, «ВымпелКом» (с торговой маркой «Билайн») и «МегаФон». Они присутствуют практически во всех странах Содружества. С 2000 года российские операторы начали выходить на международные рынки связи, ими были предприняты первые шаги по развитию единого телекоммуникационного рынка в странах Содружества. Основной стратегией вхождения стало слияние и поглощение местных операторов связи. Такой способ наиболее распространен в телекоммуникационной индустрии, так как предусматривает использование уже имеющейся инфраструктуры и абонентской базы приобретаемого оператора связи. Кроме корпоративной интеграции идёт сооружение магистральных путей по территории стран-участниц (например, «Транс-Азиатско-Европейская ВОЛС (волоконно-оптическая линия связи)» (ТАЕ), создание совместных предприятий с мировыми лидерами инфо-коммуникаций. Полностью частный характер этих крупнейших компаний сыграл положительную роль в формировании их глобальной конкурентоспособности и активности.

Важным механизмом сотрудничества в телекоммуникационном секторе постсоветских государств на наш взгляд является Региональное содружество в области связи (РСС), созданное 17 декабря 1991 года в качестве регионального представительства и проводника политики международного союза электросвязи (МСЭ). В состав РСС входит Координационный совет государств - участников СНГ по информатизации и более десятка рабочих органов с широкой сферой деятельности. В числе перспективных проектов РСС рассматривается развитие Транснациональной евразийской информационной супермагистрали (ТЕИС), объединяющей Западную Европу и бассейн Тихого океана. Слабая пропускная способность международных каналов доступа в Интернет привела к риску «изоляции» стран региона от всего мира. Это в долгосрочной перспективе может негативно повлиять на социально-экономическое развитие. Для обеспечения международных подключений важно создание соответствующей инфраструктуры.

ТЕИС будет обеспечивать страны, по которым она проходит, интернет-доступом, телекоммуникационными системами и информационными ресурсами. Большинство стран СНГ и их соседи при подключении к супермагистрали получат увеличение объемов интернет-трафика, снижение цены на трафик и улучшению качества; возможность совершенствовать телекоммуникации и модернизировать экономическое развитие с помощью онлайн-торговли.

Сравнительно недавно РСС приняло проект стратегии сотрудничества стран-участниц РСС до 2015 г. Согласно документу, доля информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в ВВП стран СНГ к 2015 г. должна достигнуть не менее 4 %, кроме того, участники содружества рассчитывают продвинуться в международных рейтингах в сфере ИКТ не менее чем на 10 позиций. Рост объема услуг связи по сравнению с 2010 г. в странах сотрудничества должен увеличиться более чем в полтора раза, а доступ в Интернет будут иметь не менее 50 % населения стран СНГ. Уровень проникновения услуг широкополосного доступа (ШПД) в Интернет ожидается на уровне не менее 25 %. Количество компьютеров, согласно проекту стратегии, прогнозируется на уровне не менее 30 устройств на 100 жителей, а компьютерная грамотность населения повысится до 50 %. Планируется также перевести 50 социально значимых госуслуг в электронную форму. Таким образом, цифровой разрыв между государствами СНГ сократится не менее чем на 20 % [14].

Каждый год в информационно-телекоммуникационной сфере развиваются интеграционные связи между бизнес-сообществом стран СНГ не только в области связи. Среди известных предприятий на рынке СНГ можно выделить такие как:

• корпорация «Oracle СНГ» - партнерская сеть, объединяющая в регионе более 900 организаций. В Украине и Молдове сеть объединяет 120 ИТ-ком-паний, около 100 - в Казахстане, 37 - в Беларуси и 8 - в Азербайджане[8]. В Oracle Partner Network вхо-

дят более 360 компаний-разработчиков программного обеспечения из стран СНГ.

• «SAP СНГ» - безоговорочный лидер на рынке поставок программного обеспечения и сопутствующих услуг. Доля рынка SAP составляет 53,9 %, а объемы совместных с партнерами продаж в СНГ - 60 млн. евро.

• «1С». Дилерская сеть фирмы «1С» объединяет более 5300 партнеров в 570 городах России и стран СНГ - это самая разветвленная сбытовая сеть в компьютерном мире СНГ. У «1С», более 8,5 тыс. постоянных партнеров на территории России и СНГ.

• Компания «ТехЭкспо» - организатор мероприятий, способствующих внедрению и развитию новейших технологий в области ИКТ на рынках СНГ и Восточной Европы.

• «ИКТ-Маркетинг» (ИКТМ) - профессиональное маркетинговое сообщество в индустрии ИКТ также оказывающее профессиональную помощь в построении и развитии бизнеса компаний-операторов и провайдеров услуг СНГ и Восточной Европы.

• «МФИ Софт» - российский производитель современных инфокоммуникационных решений для сетей связи нового поколения. Продукты МФИ Софт используют более 350 операторов связи в СНГ.

В целом на рынке ИКТ в СНГ на современном этапе наблюдается динамичное развитие бизнес-структур, объединение средств массовых телекоммуникаций и взаимное присоединение сетей. Однако необходимо осознавать, что программное обеспечение и информационные услуги работают на продукции электронной промышленности. На существующем проектно-технологическом базисе СНГ очень мало производств функционально сложных микросхем. Например, в ведущей стране СНГ - России до 75 % продающихся изделий электронной техники произведено за рубежом. Здесь требуется финансирование НИОКР, создание инноваций и новых технологий и разработка совместной межгосударственной стратегии дальнейшего развития.

Выделим первоочередные задачи, стоящие на пути развития ИКТ-сектора в системе интеграции СНГ:

1) Необходимо актуализировать проблему на межгосударственном уровне, инициировать исследования, разработать и обеспечить мероприятия по развитию информационных технологий, создающих условия для интеграции бизнеса и общества стран СНГ и повышения конкурентоспособности экономики. В качестве примера, можно взять исследование FISTERA, проведённое в ЕС, которое включало крупномасштабный онлайновый Дельфи-опрос, в ходе которого были проанализированы взгляды более 500 экспертов на будущее технологий информационного общества в Европейском Союзе [12].

2) Важным условием успешного развития информационно-телекоммуникационного сектора экономики России и СНГ является совершенствование системы управления сложно интегрированными и диверсифицированными объектами информационнотелекоммуникационной структуры. Применение совместной логистики в информационно-телекоммуни-

кационном секторе экономик стран носит в настоящее время фрагментарный характер. Использование на практике общей аналитической и технологической концепций логистики обеспечит оптимальное управление потоковыми процессами, возникающими в региональной экономике, позволит на наш взгляд адаптировать информационно-телекоммуникационную систему региона к требованиям современного рынка. К примеру, страны СНГ обладают транзитным потенциалом. Регион расположен на единственном коротком наземном пути передачи данных из Азии в Европу, что позволяет максимально быстро передавать данные. Однако в настоящее время эти конкурентные преимущества не реализуются в полной мере (основной объем трафика идет в обход стран СНГ, по дну двух мировых океанов и территории США). По данным ComNews Research, на долю России приходится около 6 % всего трафика Европа - Азия [2]. Еще одно преимущество наземного пути - время восстановления после аварии значительно меньше, чем на подводных путях. Например, у российских операторов ремонтные работы по восстановлению кабеля длятся не более четырех часов, что недостижимо для подводных работ. Услуги транзита трафика подразумевают предоставление в аренду каналов связи. Наличие собственной волоконно-оптической линии связи - одно из основных условий конкурентоспособности региона СНГ и входящих в него стран на рынке международного транзита данных;

3) Следует продолжать контакты между специалистами СНГ по координации и согласованию деятельности в области стандартизации, регламентации и унификации сферы инфокоммуникаций. Стоит задача обеспечения технологической инфраструктуры единого информационного пространства стран СНГ на базе автоматизированной системы спутникового телевидения и радиовещания и унифицированной сети приемных станций.

4) Настоящей необходимостью является выработка более обоснованной и понятной экономической и научно-технической политики продвижения НИОКР в сфере ИКТ-товаров в странах СНГ, как на ближайшие годы, так и на перспективу.

5) Построение в Содружестве международного рынка деловой информации, доступного на основе системной интеграции ИКТ-сектора.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здесь важно продолжить развитие и таких направлений, которые начали своё формирование ещё во времена СССР. К примеру, скажем, рынок электронных сделок формировался с начала 80-х гг. и прежде всего: системами заказа билетов на железнодорожном (Экспресс) и авиационном транспорте Сирена); системами электронных банковских операций; так называемыми электронными биржами; системами электронной торговли (ЭТ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ПРИМЕЧАНИЯ

1. Абдрахманова Г. И., Ковалёва Г. Г. Тенденции развития информационных и коммуникационных технологий // Форсайт. 2009. № 4 (12), С. 44-55.

2. Абсаметова А. М., Винокуров Е. Ю., Джадралиев М. А. Интеграционные процессы в телекоммуникационном секторе стран СНГ // Отраслевой обзор. Евразийский банк развития - Алматы, 2010. № 9. с. 56.

3. В каждой из этих стран также ускорился рост совокупной производительности факторов производства (СПФП) - важный критерий влияния ИКТ на производительность. Совокупная производительность факторов производства (total factor productivity) -компонент общего повышения продуктивности, который нельзя объяснить количественным ростом таких факторов производства, как капитал или труд. СПФП измеряет общую эффективность, с которой используются труд и капитал.

4. В соответствии с направлением теории общественного выбора, которая занимается исследованием общественных благ и связанных с их производством внешних эффектов.

5. За период с 1995 по 2001 год Европейский союз вложил в ИКТ почти 1,9 трлн. евро при среднем росте этого показателя на 19,5 % в год в течение этого периода. Тем не менее, с точки зрения доли ИКТ-инвестиций в ВВП, Европа по-прежнему отстает: в 2001 году в ЕС эта доля составляла 2,6% от ВВП против 4,2% в США.

6. Измерение информационного общества, 2010 год [Электронный ресур]. Режим доступа: http://www. un.org/ru/ecosoc/itu/idi.shtml.

7. Информационный доклад «Реализация преимуществ ИКТ и экономический рост в Европе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.microsoft.com/ Rus/Government/analytics/eui.mspx.

8. Информационный портал C-NEWS [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/ top/index.shtml?2009/08/11/357224

9. Мирясов Ю. А. Тенденции формирования информационного сектора экономики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/ vkhnu/Ekon/802/08muaten.pdf.

10. Она разработана на основе Соглашения о сотрудничестве в формировании информационных ресурсов

и систем, реализации межгосударственных программ государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере информатизации (от 24 декабря 1999 г.) и Решении глав правительств СНГ о «Положении о Координационном Совете государств-участников СНГ по информатизации при РСС» (от 7 октября 2002 г.).

11. Отчёт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ «Итоги работы отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации за 2010 год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru.

12. Поппер Р., Майлс Й. Технологии информационного общества и Европейские цели // Форсайт. 2008. № 1 (5). С. 52-59.

13. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru.

14. РСС повысило планку // РБК Daily. 2011. 3 июня.

15. Титова Т. Развитие нормативно-правовой базы СНГ в области информатизации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.materick.ru.

16. IDI объединяет 11 показателей в единый индикатор, который может использоваться в качестве инструмента проведения сопоставительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также средства, позволяющего отслеживать достижение прогресса во временной динамике. Он измеряет доступ к ИКТ, использование ИКТ и навыки в области ИКТ и включает такие показатели, как домашние хозяйства, имеющие компьютер, число абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет и уровни грамотности.

17. Robert M. Solow. We'd Better Watch Out // New York Times Book Review. 1987.12 July. P. 36.

18. Stephen D. Oliner, Daniel E. Sichel. The Resurgence of Growth in the Late 1990s: Is Information Technology the Story? // Journal of Economic Perspectives. 2000. Volume 14. N 4. P. 3-22.

19. U.S. Department of Commerce // Digital Economy. 2002. February. P. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.