Научная статья на тему 'Состояние и перспективы международного сотрудничества Новосибирской области со странами ближнего и дальнего зарубежья в 1996-2000 гг'

Состояние и перспективы международного сотрудничества Новосибирской области со странами ближнего и дальнего зарубежья в 1996-2000 гг Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
542
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / THE INTERNATIONAL COLLABORATION / A REGIONAL COMPONENT OF POLICY OF THE STATES / THE INTERNATIONAL COLLABORATION OF NOVOSIBIRSK REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернобай Ольга Леонидовна

В статье проводится анализ состояния и перспектив международного сотрудничества Новосибирской области со странами ближнего и дальнего зарубежья в период с 1996 по 2000 гг., в котором экономический кризис сопровождался политическим. На основе исследования динамики развития внешнеэкономических связей Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. автором статьи делается вывод об интенсификации международных связей Новосибирской области со странами АТР и СНГ. В целом подчеркивается, что в международном сотрудничестве регионов Российской Федерации стала появляться политическая составляющая, а в международных отношениях и внешней политике государств региональная составляющая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чернобай Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS AND PERSPECTIVES OF INTERNATIONAL COLLABORATION OF THE NOVOSIBIRSK REGION WITH THE NEIGHBORING FOREIGN COUNTRIES IN 1996-20001Siberian institute of the international attitudes and region sciences

The article is devoted to analysis of a condition and prospects of the international collaboration of the Novosibirsk region with the neighboring foreign countries from 1996 till 2000.This period is characterized by economic and political crisis. The results obtained show intensification of the international collaboration of the Novosibirsk region with the countries APR and the CIS. It is stressed that political component began to appear in the international collaboration of regions of the Russian Federation and a regional component in the international collaboration and foreign policy of the states.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы международного сотрудничества Новосибирской области со странами ближнего и дальнего зарубежья в 1996-2000 гг»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© О.Л. Чернобай

УДК 94(47)

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ СО СТРАНАМИ БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В 1996-2000 ГГ.

О. Л. Чернобай (Новосибирск, Россия)

В статье проводится анализ состояния и перспектив международного сотрудничества Новосибирской области со странами ближнего и дальнего зарубежья в период с 1996 по 2000 гг., в котором экономический кризис сопровождался политическим. На основе исследования динамики развития внешнеэкономических связей Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. автором статьи делается вывод об интенсификации международных связей Новосибирской области со странами АТР и СНГ. В целом подчеркивается, что в международном сотрудничестве регионов Российской Федерации стала появляться политическая составляющая, а в международных отношениях и внешней политике государств - региональная составляющая.

Ключевые слова: международное сотрудничество, региональная составляющая политики государств, международное сотрудничество Новосибирской области.

Вторая половина 1990-х гг. в России характеризуется тем, что начался новый и очень сложный этап развития страны. Потребительский рынок был наполнен разнообразными товарами, но эта проблема была решена не в результате развития собственного производства, а за счет увеличения импорта в обмен на топливноэнергетические ресурсы, металлы и другие сырьевые материалы. Приватизация привела к тому, что новые собственники бывших государственных предприятий были не заинтересованы в обновлении производственной и технической базы. Сократились вложения в производственный сектор, но при этом возросли инвестиции в топливно-энергетический комплекс. Снижалась конкурентоспособность отечественных

товаров не только на мировом, но и на внутреннем рынке. К 1998 г. экономика страны вошла в депрессивное состояние, что привело к полному финансовому обвалу (дефолту). Экономический кризис сопровождался политическим.

На международной арене Россию не видели в качестве равноправного союзника. Ей в лучшем случае отводилась роль младшего партнера. Россия оставалась отгороженной от Запада визовыми и таможенными барьерами, его рынки защищались высокими тарифами, квотами и другими регуляторами. Все это оказало отрезвляющее воздействие на российскую политическую элиту. К середине 1990-х гг. окрепло убеждение в том, что единственным

Чернобай Ольга Леонидовна - кандидат исторических наук, доцент, Сибирский институт международных отношений и регионоведения.

E-mail: olgachemobaj@,yandex. ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

надежным ориентиром внешней политики должна стать защита национальных интересов.

Изменившиеся внутренние и внешние условия существования России ставили новые задачи в области координации международной деятельности между ее различными субъектами. Во второй

половине 1990-х гг. в стране начало

формироваться единое правовое

пространство по регулированию

международных связей регионов. Общими вопросами координации стало заниматься Министерство иностранных дел России. В данный период были подписаны два указа Президента Российской Федерации: «О

координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» [5, с. 94] и «Основные положения региональной

политики в Российской Федерации» [6, с. 108-110], которые давали государству право брать под контроль международную деятельность субъектов Российской Федерации и требовать от них учёта

ввозимого в регионы России конкурентнообразующего и антимонопольного импорта, что приносило большую экономическую выгоду.

В стране были сформулированы

принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К основным из них относились: единство

внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации; единство системы

государственного регулирования ВТД и

контроля за её осуществлением; единство политики экспортного контроля; единство таможенной территории России; приоритеты экономических мер государственного

регулирования ВТД; равенство участников ВТД и их не дискриминация; защита государством законных интересов участников ВТД; исключение

неоправданного вмешательства государства и его органов в ВТД [7, с. 58].

В свою очередь, государство брало под контроль международную деятельность

субъектов Российской Федерации, что проявлялось в следующих требованиях. Регулируя импорт, регионы должны учитывать конкурентно-образующее и антимонопольное значение импорта. Регулируя экспорт, необходимо поставлять на внешние рынки товары, по которым страна имеет сравнительные преимущества и которые являются конкурентоспособной продукцией. Осуществляя экспортноимпортные поставки, необходимо было исходить из обеспечения безопасности

страны. Говоря об экспортных поставках, необходимо помнить, что в подавляющем числе случаев главными субъектами международного экономического

сотрудничества являются конкретные

регионы и конкретные предприятия.

Исследование динамики развития внешнеэкономических связей

Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. показало, что структуру экспорта Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. определяли чёрная металлургия, химическая и деревообрабатывающая промышленность [3, с. 84; 90-92]. Тесное сотрудничество Новосибирской области в сфере экономики и международной торговли сложилось со странами ближнего зарубежья

- Украиной, Беларусью, Казахстаном,

Молдовой, Узбекистаном [2]. Разрушение сложившихся в советское время экономических связей между регионами России, либерализация внешнеторговых

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

связей субъектов обусловили

интенсификацию международных связей

Новосибирской области со странами АТР и СНГ. Развивая международные связи,

Новосибирская область применяла разнообразные формы сотрудничества.

Актуальной формой сотрудничества в исследуемый период стало участие регионов в международных организациях и конференциях. Большой опыт такого сотрудничества имеет Европа, где созданы общеевропейские, европейские

региональные и субрегиональные

организации. Основная цель данных организаций - защита интересов местных и региональных властей на общеевропейском уровне в сферах, затрагивающих их компетенцию. К деятельности этих организаций все активнее подключалась и Российская Федерация. Так, например, в 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, а значит, ее регионы, в том числе и Новосибирская область, стали членами Конгресса местных и региональных властей Европы - КМРВЕ, который является одним из основных подразделений Совета Европы -СЕ [4, с. 162]. В результате, международные связи вывели Новосибирскую область на дипломатический уровень. Стали активно осуществляться международные переговоры и визиты зарубежных дипломатов в Новосибирск. Так, например, в декабре 1997 г. в Новосибирске состоялся Круглый стол между деловыми кругами Франции и Новосибирской области при

непосредственной поддержке

администрации Новосибирской области, Посольства Франции в России и РЕФРАНС -Сибирского бюро Экономического отдела Посольства Франции. Делегация Франции, возглавляемая Чрезвычайным и

Полномочным Послом Франции в

Российской Федерации г-ном Юбером Коленом де Варьером, включала министра-советника по экономическим и коммерческим делам Посольства Франции г-на Кресса, торгового атташе г-на Г. Ламана, а также представителей тринадцати французских фирм.

С российской стороны в работе Круглого стола приняли участие более ста представителей деловых кругов

Новосибирской области, Кемерово, Новокузнецка, Барнаула, Бийска, Томска, представляющих около сорока крупных компаний, торговых и туристических фирм, банков [1, Л. 24-25].

В июне 2000 г. состоялось официальное открытие Отдела по развитию Посольства Италии. Это событие положило начало постоянному присутствию итальянцев в Сибирском регионе и стало способствовать установлению новых контактов и развитию плодотворного сотрудничества между итальянскими и новосибирскими фирмами и предприятиями. Тогда же Новосибирскую область посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии Джанкарло Арагона. Посла сопровождали президент Института внешней торговли Италии Фабрицио Онида, а также представители двадцати пяти итальянских фирм.

В рамках данного визита состоялась экономическая миссия, во время которой проводились встречи и контактные переговоры представителей итальянских фирм с представителями более ста новосибирских предприятий и организаций. Особое внимание было уделено инвестиционным проектам новосибирских предприятий. Был подписан меморандум о сотрудничестве между Новосибирской областью и Ломбардией [8, с. 14-15].

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

Во второй половине 1990-х гг. осуществлялось активное сотрудничество в сфере науки и техники. Немаловажную роль в развитии международных связей Новосибирской области играл ее научный потенциал. В Новосибирске действуют сибирские отделения трех российских академий наук - СО РАН, СО РАСХН, СО РАМН, в состав которых входят более ста научно-исследовательских организаций, а также сеть научно-опытных станций. Перечень важнейших разработок, предлагаемых к внедрению, состоял из 150 наименований. Перспективной

представлялась и деятельность технопарка, созданного в Новосибирске. Другими словами, еще одно важное направление международного сотрудничества - развитие рынка высоких технологий. Совместные исследования велись в области археологии, изучения нефтяных и газовых бассейнов, исследования фауны и флоры горных систем Центральной Азии и т. д. В научном сотрудничестве активно участвовали такие вузы и научные учреждения, как Новосибирский государственный

университет, Сибирский институт международных отношений и

регионоведения, Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный педагогический

университет и др.

Анализ международной деятельности Новосибирской области во второй половине 1990-х гг. выявил и имеющиеся недостатки:

1. В Новосибирской области в сфере международных связей сохранялось недостаточное развитие кадровой и организационной инфраструктуры.

Международное сотрудничество на

областном и городском уровне, а также на предприятиях и в учреждениях региона осуществлялось сотрудниками, которые имели базовое образование, во многих случаях далекое от международных отношений - железнодорожное,

ветеринарное, строительное и другое, что приводило к негативным последствиям при заключении договоров с зарубежными фирмами и компаниями.

2. В осуществлении международных

связей присутствовала излишняя

регионализация внешнеэкономической

деятельности, отсутствовал опыт

функционирования на международных рынках, а Новосибирской области не всегда хватало нужной деловой информации.

3. Излишняя ориентация на

сотрудничество со странами Западной Европы, слабое сотрудничество с бывшими странами - членами СЭВ. Россия была

заинтересована в восстановлении и развитии экономических отношений с бывшими

партнёрами по СЭВ, отношений, которые складывались десятилетиями и давали существенные результаты. Подключение к данному процессу российских регионов, укрепление сотрудничества на прочной

правовой основе имело важное значение. Да и сами страны Центральной и Восточной Европы всё больше высказывали заинтересованность в развитии торговоэкономических отношений с Россией.

Сотрудничество Новосибирской области в этом направлении осуществлялось не всегда плодотворно.

4. Расширение международной деятельности Новосибирской области неизбежно ставило вопросы согласования и координации ее с регионами иностранных государств и с федеральной властью Российской Федерации, что являлось

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

непременным условием сотрудничества. При контактах с регионами России, в том числе и с Новосибирской областью, представители зарубежных стран ставили вопрос о наличии согласия федеральных властей Российской Федерации на установление этих связей. Но не всегда такое соглашение можно было получить, поэтому представители

Новосибирской области пытались обойти МИД Российской Федерации и напрямую устанавливали партнерские связи с регионами зарубежных стран, что нарушало зарубежное законодательство.

5. Трудности в осуществлении международных связей Новосибирской области были вызваны и традиционной российской необязательностью. Посольства России часто вынуждены были обращаться в Министерство иностранных дел с просьбой напомнить руководителям региона о данных ими в ходе поездок обещаниях по обязательному подписанию соглашений, о которых они по возвращении из поездки часто забывали. Это, естественно, подрывало доверие к российским партнёрам, ставило под сомнение саму возможность дальнейшего сотрудничества с российскими регионами.

6. Анализ деятельности зарубежных представительств регионов показал, что и здесь были проблемы. Несогласованные действия представительств субъектов за рубежом, а также открытие нескольких представительств регионов России в одном и том же регионе в зарубежных странах приводили к их конкуренции друг с другом на международной арене, что снижало результативность сотрудничества и давало возможность зарубежным странам «играть» на наших противоречиях.

Учитывая имеющиеся недостатки, МИД России в конце 1990-х гг. взяло под контроль процесс представления интересов регионов за рубежом. Открытие и функционирование представительств регионов за рубежом было поставлено на законодательную базу, исключающую стихийность и

несогласованность, что способствовало повышению эффективности международного сотрудничества регионов Российской Федерации с зарубежными странами.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что создание во второй половине 1990-х гг. политико-правовой системы регулирования международного

сотрудничества регионов России на федеральном и региональном уровне позволило упорядочить их международную деятельность, скоординировать ее и взять под контроль со стороны государства. Регионы России, в том числе и Новосибирская область, начали эффективно сотрудничать с новыми партнёрами на международной арене и осваивали новые формы сотрудничества [9-11]. Опыт Новосибирской области в осуществлении международных связей показывает, что в международном сотрудничестве регионов Российской Федерации во второй половине 1990-х гг. стала появляться политическая составляющая, а в международных отношениях и внешней политике государств

- региональная составляющая. Это было принципиально новое явление в сфере международных связей и международных отношений. Международное сотрудничество перестало быть прерогативой только государства, регионы становились активными участниками международного сотрудничества с государствами ближнего и дальнего зарубежья.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГАНО. Ф. 2196. Оп. 1. Д. 39. - 1997. - Л. 24-25.

2. Олех Г. Л. Новосибирская область: проблемы глобализации и регионализации. - URL: http://www.zaimka.ru/today/olekh5.shtml

3. Основные показатели экономического и социального развития Новосибирской области: Статистический сборник (1996-2000 гг.). - Новосибирск, 2000.

4. Плотникова О. В. Теория, система и практика международных связей регионов. - Новосибирск, 2004.

5. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Ст. 2. п. 7 // Сборник документов и материалов международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2000.

6. Сборник документов и материалов международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2000.

7. Федеральный закон от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Гл. I. Ст. 4, п. 1-8 // Сборник документов и материалов международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. - М., 2000. - С. 58.

8. Чуфистов С. А. Международные и внешнеэкономические связи Новосибирской области // Сибирский международный. - 2002. - № 5. -С. 14-15.

9. Чернобай О.Л. Динамика развития внешнеэкономических связей Новосибирской обл. в начале XXI в. // Власть. - 2009. - № 2. - С. 12-15.

10.Чернобай О.Л. Международные связи Новосибирской обл. в 1990-е гг. // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. - 2009. - № 2. - С. 108-111.

11.Чернобай О.Л. Становление и развитие международных связей новой формации в регионах Российской Федерации в 1990-х гг. // Власть. - 2011. - № 4. - С. 152-155.

STATUS AND PERSPECTIVES OF INTERNATIONAL COLLABORATION OF THE NOVOSIBIRSK REGION WITH THE NEIGHBORING FOREIGN COUNTRIES IN 1996-2000

O.L. Chernobay (Novosibirsk, Russia)

The article is devoted to analysis of a condition and prospects of the international collaboration of the Novosibirsk region with the neighboring foreign countries from 1996 till 2000.This period is characterized by economic and political crisis. The results obtained show intensification of the international collaboration of the Novosibirsk region with the countries APR and the CIS. It is stressed that political component began to appear in the international collaboration of regions of the Russian Federation and a regional component in the international collaboration and foreign policy of the states.

Keywords: the international collaboration, a regional component of policy of the states, the international collaboration of Novosibirsk region.

Chernobaj Olga Leonidovna - candidate of historical sciences, the senior lecturer, Siberian institute of the international attitudes and region sciences.

E-mail: olsachernobaj@,yandex. ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.