Научная статья на тему 'Состояние готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников'

Состояние готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ) ЗАВИСИМОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ / УРОВНИ ГОТОВНОСТИ / PREVENTION OF GAME (COMPUTER) DEPENDENCE / READINESS / READINESS COMPONENTS / READINESS LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шавыркина Екатерина Викторовна

В статье рассматривается состояние готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников. Представлены результаты проведенного опроса, направленного на выявление исходного состояния готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шавыркина Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READY STATE OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY TO ACTIVITY UNDER THE PREVENTION OF GAME (COMPUTER) DEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

In the article, ready state of students of teacher training University to activity under the prevention of game (computer) dependence of schoolchildren is considered. Results of the spent poll directed on revealing of an initial ready state of students of teacher training University to activity under the prevention of game (computer) dependence of younger schoolchildren are presented

Текст научной работы на тему «Состояние готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников»

УДК 378 (045)

СОСТОЯНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ИГРОВОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ) ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ1

Шавыркина Екатерина Викторовна аспирант

Мордовский государственный педагогический институт, Саранск, Россия

В статье рассматривается состояние готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников. Представлены результаты проведенного опроса, направленного на выявление исходного состояния готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников

UDC 378 (045)

READY STATE OF STUDENTS OF TEACHER TRAINING UNIVERSITY TO ACTIVITY UNDER THE PREVENTION OF GAME (COMPUTER) DEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Shavyrkina Ekaterina Viktorovna Postgraduate student

Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk, Russia

In the article, ready state of students of teacher training University to activity under the prevention of game (computer) dependence of schoolchildren is considered. Results of the spent poll directed on revealing of an initial ready state of students of teacher training University to activity under the prevention of game (computer) dependence of younger schoolchildren are presented

Ключевые слова: ГОТОВНОСТЬ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИГРОВОЙ (КОМПЬЮТЕРНОЙ) ЗАВИСИМОСТИ, КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ, УРОВНИ ГОТОВНОСТИ

Keywords: READINESS, PREVENTION OF GAME (COMPUTER) DEPENDENCE, READINESS COMPONENTS, READINESS LEVELS

Происходящие в обществе изменения ценностных ориентаций повлекло за собой появление и развитие негативных социальных явлений. Одним из таких явлений стало резкое увеличение числа зависимых от компьютерных игр младших школьников. Компьютерная зависимость осознается не каждым школьником, а прочная возможность противостоять этой зависимости формируется у него за пределами совершеннолетия.

Проблема компьютерной зависимости определяется множеством тесно связанных между собой причин. К ним можно отнести: нежелание общества признавать проблему компьютерной зависимости, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых вебсерверов в сети Интернет и др. Вместе с тем в немалой степени решение этой проблемы зависит от готовности студентов - будущих учителей к

1

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ 11-36-00375а2 «Технологии подготовки студентов вуза к деятельности по предупреждению игровой зависимости школьников».

деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости [21; 22].

Проблема подготовки к деятельности и формированию готовности к ее осуществлению - одна из центральных в педагогике. Данной проблеме посвящены труды ряда авторов (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.И. Мищенко, В.А. Сосновский и др.).

Понятие «готовность» начинает встречаться в научных публикациях 50-60-х годов XX века в работах Б.Г. Ананьева. Оно связано с исследованиями человека как субъекта деятельности.

В работах М.И. Дурай-Новаковой готовность рассматривается не только как предпосылка, но и как регулятор реальной деятельности, обеспечивающий включенность субъекта в ее исполнение [9, 24].

М. И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко считают, что «готовность к тому или иному виду деятельности - это целенаправленное выражение личности, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение» [10, 38].

А.И. Мищенко в готовности педагога выделяет относительно самостоятельную мотивационную, теоретическую, практическую готовность, а также креативность, как готовность и способность к продуктивному педагогическому творчеству [15, 23].

Мотивационная готовность на высшем уровне проявляется в профессионально педагогической направленности. Ее составляющими элементами является когнитивный, эффективно-оценочный и поведенческий компоненты, имеющие свои критериальные показатели: знание, познавательный интерес, личностно значимый смысл осуществляемой деятельности.

Теоретическая готовность не сводится лишь к знаниям, она выявляет себя через педагогическую деятельность, основывающуюся на развитом

психолого-педагогическом сознании, в свою очередь, определяющим способ педагогической ориентировки, педагогическое мышление. Критериальными показателями теоретической готовности является сформированность аналитических, прогностических и проективных умений, а также знания личностного смысла.

Практическая готовность также состоит из когнитивного, операционного и мотивационного компонентов, проявляется через внешне наблюдаемые педагогические умения: организационные и

коммуникационные.

Креативность, как готовность и способность к продуктивному педагогическому творчеству, с наибольшей полнотой проявляется на практике через творческое решение педагогических задач. Уровневыми проявлениями критериальных показателей выступают алгоритмические действия, квазиалгоритмическая педагогическая деятельность и творческая педагогическая деятельность.

Мотивационная, теоретическая, практическая готовность и креативность будущего учителя в структуре его готовности тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство в конечном итоге выражается в педагогической деятельности и мышлении, которое проявляется в характере решения учебно-воспитательных задач. Единство относительно самостоятельных видов готовности педагога, а следовательно, и целостности его личности зависит от уровня развития профессионального самосознания.

Таким образом, видно, что состояние готовности студентов -будущих учителей к деятельности следует понимать как сложное образование. Оно имеет динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимости.

Готовность студентов - будущих учителей к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших

школьников выражается в наличии личностно-значимого смысла в профилактической деятельности в отношении младших школьников; оптимальном уровне теоретических знаний о видах и способах профилактики игровой (компьютерной) зависимости; сформированности умений, необходимых для успешной реализации профилактической работы; наличии рефлексивной позиции студентов, способствующей решению профилактических задач в отношении младших школьников к игровой (компьютерной) зависимости.

Основываясь на идеях компетентностного (А.М. Аронов,

В.А. Болотов, И. А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, И. Д. Фрумин и др.), системного (В.С. Безрукова, А.Я. Данилюк, Л.В. Ишкова,

В.А. Монахова, И.П. Раченко, В.К. Сидоренко и др.), личностного (К. А. Абульханова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.), деятельностного (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) и антропологического (В.А. Вагнер, М.И. Демков, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, К.К. Сент-Илер, К. Д. Ушинского и др.) подходов, в структуре готовности студентов к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников мы выделяем следующие компоненты: 1) мотивационный, выражающийся осознанное отношение студентов к деятельности по предупреждению игровой зависимости младших школьников; 2) когнитивный, объединяющий совокупность знаний студентов о сущности и специфике деятельности по предупреждению игровой зависимости, ее видах и технике; 3) операционный, основанный на комплексе компетенций профилактической деятельности, применяемой в структуре собственной профессиональной деятельности; 4) рефлексивный, характеризующий познание и анализ студентами явления собственного сознания и деятельности [5; 12; 19; 11].

Рассмотрим данные компоненты более подробно.

«Мотивацией объясняется выбор между различными возможными действиями, между возможным содержанием мышления, интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» [24, 33].

Мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.К. Маркова, Дж. Олпорт и др.), имея ввиду источник побуждения. Следовательно, любую форму поведения можно объяснить с двух позиций:

- с внутренней: в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, то есть источником побуждения выступает сам субъект деятельности. В этом случае мотивацию определяют личностные диспозиции, следовательно, мы имеем дело с диспозиционной мотивацией;

- с внешней: в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают внешние условия и обстоятельства его деятельности, то есть можно говорить о стимулах, исходящих от сложившейся ситуации, и, соответственно, о ситуационной мотивации.

Механизм формирования мотивации, по А. Маслоу [14, 108], простирается «сверху-вниз». Отсюда специально организованные условия профилактической деятельности: взаимоотношения, возникающие в ней, избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивое мотивационное образование.

По мнению Р.С. Немова, мотивация объясняет «целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели» [16, 392].

Потребность является одним из мотивационных образований. Сущность потребности проявляется в интересе как индивидуальной форме ее проявления. Познавательный интерес определяется как ведущий мотив

учебной деятельности, «как индивидуальная ценность каждого

обучающегося, связанная с его личностным смыслом» [27, 31].

Познавательные интересы будущего учителя, ориентированного на деятельность по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости сосредоточиваются вокруг: потребности в научном понимании

многообразных аспектов личностной ориентации образования; потребности в осмыслении собственного опыта, степени эффективности педагогической деятельности; потребности использовать знания в собственной практической деятельности при работе с младшими школьниками.

В процессе формирования готовности студентов познавательный интерес к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости проходит следующие стадии развития: ситуативный интерес, результативно-учебный интерес, процессуально-содержательный, адаптивный, учебно-познавательный, преобразующий, профессиональный и научный интересы [3; 18; 23; 25, 22].

Мотивация личности студента - будущего учителя обусловлена ее педагогической направленностью, включающей ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности будущего учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогический ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения. «Развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся» [7; .4; 13, 41].

Таким образом, направленность будущего учителя,

ориентированного на предупреждение игровой (компьютерной) зависимости младших школьников, определяет систему базовых отношений учителя к миру и самому себе, является основой саморазвития и профессионализма, формирует мотивацию к действенной ориентации на

предупреждение игровой (компьютерной) зависимости младших школьников.

Следующим компонентом является когнитивный компонент, который непосредственно связан с уровнем мотивации и входит в управляющую часть действия. Эта составляющая представляет собой следствие познавательной деятельности и характеризуется объемом знаний, стилем мышления учителя, в целом является ориентировочной основой деятельности. Содержание интеллектуальной сферы открывает для учителя «свободный и вариативный выбор новых знаний, новых целей, ценностей и личных смыслов» [20, 23].

И. Щербаков включает в когнитивный компонент самый широкий спектр знаний - мировоззренческие, гуманитарные, профессиональные, предметные [26, 16].

Степень информированности будущего учителя о видах и способах профилактики игровой (компьютерной) зависимости, применяемых в отношении младших школьников, характеризуется объемом знаний в этой области. Знание обогащает собственное видение проблематики в области предотвращения зависимого поведения. Педагогические знания будущего учителя, ориентированного на предупреждение игровой (компьютерной) зависимости, можно представить как сведения о методологических основах такой деятельности, об их сущности и специфике, характерных признаках и различных подходах к классификациям. Знания должны рассматриваться как основание для ориентации личности в многообразии научных подходов к проблеме предупреждения игровой (компьютерной) зависимости младших школьников, являющейся предпосылкой их оптимального применения [1; 2; 6; 8].

Содержание мотивационного и когнитивного компонентов предопределяет стратегию поведения будущего учителя,

ориентированного на предупреждение игровой (компьютерной) зависимости младших школьников.

Операционный компонент, основанный на комплексе психологопедагогических умений и навыков, характеризует реализацию этой стратегии. Критериями операционного компонента готовности студентов -будущих учителей к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников выступает уровень сформированности системы умений, необходимых для успешной реализации данного вида деятельности.

Наряду с мотивационным, когнитивным и операционным компонентами в структуре готовности студентов к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших

школьников также важен рефлексивный компонент.

Рефлексивный компонент характеризует познание и анализ будущим учителем явлений собственного сознания и деятельности.

Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних

психических актов и состояний. Понятие рефлексии возникло в

философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

В качестве критериев рефлексивного компонента готовности

студентов к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников выделены сформированность рефлексивной позиции, позитивное самовосприятие.

Таким образом, критериями готовности студентов к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших

школьников выступают: познавательный интерес к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших

школьников; личностно-значимый смысл проведения деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших

школьников; уровень теоретических знаний о видах и способах деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; уровень сформированности системы умений, необходимых для успешной реализации деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; сформированносгь рефлексивной позиции, позитивное самовосприятие.

При рассмотрении формирования готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников, как аспекта процесса профессиональноличностного становления будущего учителя, нами было выделено три уровня сформированности данного вида готовности: адаптивный,

функциональный, творческий.

Адаптивный уровень готовности к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников характеризуется неустойчивым отношением студентов к данному виду деятельности. Цели и задачи деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников будущим учителем определены в общем виде. К психолого-педагогическим знаниям студенты безразличны, отсутствует система знаний, а также готовность к их использованию в конкретных педагогических ситуациях. Деятельность по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников строится по заранее отработанной схеме без использования творчества.

Функциональный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников: студенты высоко оценивают роль знаний о данном виде деятельности, проявляют стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками профилактической деятельности. Данному уровню

характерен более высокий коэффициент удовлетворенности студентами деятельностью по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников. При данном уровне развития готовности к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников студентами успешно решаются конструктивнопрогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профилактических действий.

Творческий уровень проявления готовности к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов данного вида деятельности. Деятельность студентов связана с постоянным поиском; происходит выделение новых технологий по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; студенты - будущие учителя готовы передавать свой опыт другим [17, 40].

На основе уровневых характеристик готовности студентов к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников нами была осуществлена диагностика исходного состояния готовности к освоению данного вида деятельности среди студентов третьего курса факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева.

Целью являлось определение качественного и количественного уровня готовности студентов к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников.

При анализе данных было выявлено, что основная масса студентов (63%) имеет адаптивный уровень готовности к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников. У студентов данного уровня знания об особенностях и

специфике предупреждения игровой (компьютерной) зависимости младших школьников поверхностны и несистематизированны; данный вид деятельности строится по заранее отработанной схеме, алгоритму; рефлексивная позиция не сформирована.

37 % опрошенных студентов имеют функциональный уровень готовности к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников. У респондентов отмечается

целенаправленность, устойчивость и осознанность деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; стремление осуществлять данный вид деятельности носит осознанный характер и имеет личностный смысл, основывается на глубоких знаниях в области деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников, но не подкрепляется творческим переосмыслением; профессиональная деятельность направлена на выработку тактики и стратегии осуществления личностью деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; рефлексивная позиция выражается в неадекватной

самооценке собственных профессиональных возможностей и

способностей.

Творческий уровень не нашел отражения у опрашиваемых студентов. Данному уровню соответствует ярко выраженная мотивационная установка на деятельность по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; профессиональная деятельность основывается на разносторонних компетенциях о

содержании, формах, методах деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников; рефлексивная позиция выражается в стремлении наиболее адекватно реализовать себя в рассматриваемом виде деятельности и воплощается в авторскую систему работы.

Анализ полученных данных показал, что у большинства студентов готовность к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников находится на адаптивном уровне.

Сами студенты свою не готовность к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников связывают с тем, что «отсутствует подготовка», «нет достаточного количества информация», «нет соответствующих дисциплин, программ», «отсутствует время», «не заявлена, как проблема», «никому не нужно» и др. Так, 70 % респондентов не обнаруживают у себя готовность к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников, треть студентов полагают, что обладают

готовностью к данному виду деятельности.

Большинство студентов, а это 73 %, полагают, что предотвратить распространение игровой (компьютерной) зависимости может профилактическая работа. Наиболее эффективными отмечены такие мероприятия, как тренинг, мозговой штурм, показ фильма,

индивидуальная работа и т.д.

Способствовать повышению уровня готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников могут такие условия, как актуализация потенциала дисциплин вузовской подготовки для процесса формирования готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой

(компьютерной) зависимости младших школьников; освоение студентами педвуза психолого-педагогических методов и технологий предупреждения игровой (компьютерной) зависимости младших школьников в результате прохождения педагогических практик, а системообразующим условием повышения уровня готовности студентов педвуза к деятельности по предупреждению игровой (компьютерной) зависимости младших школьников могут стать разработка и введение в образовательный процесс

экспериментального элективного курса «Предупреждение игровой (компьютерной) зависимости младших школьников». В результате его реализации студенты должны овладеть: компетенциями

здоровьесбережения (знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности игровой (компьютерной) зависимости; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; свобода и ответственность выбора образа жизни); компетенциями социального взаимодействия (с обществом, коллективом, семьей, конфликты и их погашение, сотрудничество); компетенциями познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование); компетенциями деятельности (игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности).

Список литературы

1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с

2. Бухвалов В. А. Методики и технологии образования. Рига: ПрессР, 1994. 62 с.

3. Буянова И.Б. Технологии социокультурной адаптации студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 12. С. 21-29.

4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. 504 с.

5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. 1008 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Скаткин М.И. Вопросы профессиональной педагогики. М.: Высш. шк, 1968. 439 с.

7. Васильев Ю.К. Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация. М.: Знание, 1978. 46 с.

8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. М.: Профиздат, 1989. 216 с.

9. Дурай-Новакова М.И. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Республика, 1983. 40 с.

10. Дьяченко М.И., Кондыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект. Минск: Университетское, 1985. 132 с.

11. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. 2005. № 6. С. 13-29.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

13. Маркова А.К. Психология труда учителя // Кн. для учителя. М.:

Просвещение, 1993. 192 с.

14. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М.: Примпресс, 1992. С. 106-117.

15. Мищенко А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: МГУ, 1992. 44 с.

16. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2000. 688 с.

17. Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: учебное

пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. Кн.1. Брянск: Изд-во Брянского государственного

университета, 2003. 174 с.

18. Жильцов П. А. Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: сб. науч. тр. М.: Изд-во МГОПИ, 1992. 153 с.

19. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Педагогика, 1985. 146 с.

20. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 308 с.

21. Фадеева С.В. Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С.171-179.

22. Фадеева С.В. Факторы риска наркотической и компьютерной зависимости в подростковой среде // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 217-225.

23. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 240 с.

24. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. 408 с.

25. Чепляева Л.А. Экспертные карты в школьной диагностике: учеб. пособие. Балашов: Изд-во БГПИ, 1994. 48 с.

26. Щербаков А.И. Повышение качества и эффективности профессиональной подготовки учителя - важнейшая задача педагогический институтов // Психологопедагогические проблемы профессиональной подготовки учителя в высшей школе: межвуз. сб. науч. тр. СПб.: Академический проект, 1998. С. 3-25.

27. Якунин В. Психология учебной деятельности студентов: учеб. пособие. М.: Магистр, 1994. 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.