инвестиций; проведение комплексной оценки (duediligence)предприятий; осуществление инвестиций, выбор оптимальных организационных и контрактных форм для них; мониторинг, контроль и консультирование предприятий, подбор топ менеджеров для них; организация успешного выхода из инвестиций в планируемыесроки.
Администрации необходимо тесно взаимодействовать с такими фондами, содействовать их развитию, непосредственно участвовать в их деятельности.
Актуальность проблемы привлечения и эффективного использования инвестиционного ресурса в хозяйственном обороте обусловлена физически и морально устаревшими основными фондами, необратимостью научно-технического процесса. Непрерывное появление все новых и новых технологий вызывает постоянное преобразование экономической системы, усиливает конкуренцию на рынке. В какой-то момент уже будет невозможно управлять новой хозяйственной действительностью старыми методами. На современном этапе из возможных способов повышения активности предприятий по вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот может стать механизм инвестиционного стратегического и инновационного управления.
Список литературы:
1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001.
2. ТрифиливаА.А. Оценка эффективности инновационного предприятия. - М.: «Финансы и статистика», 2005.
3. Саак А.Э. Инвестиционная политика муниципального образования. -СПб.: Изд-во «Питер», 2010.
4. Лапыгин Ю.Н. Инвестиционная политика. - М.: КНОРУС, 2005.
5. Официальный сайт Администрации Брянской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bryanskobl.ru.
СОСТОЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
© Лаврентьева М.А.*, Гуськова И.В.
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород
В статье рассматриваются проблемы сокращения и старения населения Приволжского Федерального округа, вопросы увеличения демографической нагрузки на лиц трудоспособного возраста на рынке труда, снижения численности трудовых ресурсов. Авторы сделали акцент
* Старший преподаватель кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита.
на то, что важную роль в преодолении сложившейся ситуации играет стимулирующая политика в области демографического развития страны и ее регионов.
Демографическая ситуация в ПФО сходна с ситуацией по России в целом, поскольку в округе происходит значительное снижение численности населения. В соответствии с данными Предварительных итогов переписи населения 2010 г. население сократилось во всех субъектах округа за исключением республики Татарстан, где численность населения увеличилась на 0,2 % за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью [1].
Численность населения Приволжского федерального округа за последние двадцать лет стремительно уменьшилась (табл. 1).
Таблица 1
Численность населения в Приволжской федеральном округе за 1990-2010 гг.
Показатели Период
1990 г. 11995 г. |2000 г. |2002 г. |2005 г. |2008 г. |2010 г.
Российская Федерация
Численность населения всего, млн. чел. 148,3 148,3 146,3 145,2 142,8 141,9 141,9
В % от общей численности населения 100 100 100 100 100 100 100
Приволжский федеральный округ
Численность населения всего, млн. чел. 31,8 32,0 31,5 31,1 30,7 30,2 30,1
В % от общей численности населения 21,4 21,6 21,5 21,5 21,5 21,3 20,9
Анализируя данные табл. 1 можно сделать следующие выводы:
1. численность населения Приволжского федерального округа за период с 1990 г. по 2010г. в абсолютных значениях уменьшилась на 1,7 млн. чел.;
2. доля населения в ПФО от общей численности населения РФ, в период с 1995 г. по 2005 г. не увеличивалась, а оставалась практически неизменной, что связано с перемещением населения из бывших республик СССР, а также этническими перемещениями в республики Поволжья;
3. вследствие экономического кризиса 2008 г. доля населения ПФО уменьшилась, на наш взгляд это объясняется оттоком в районы с более устойчивой экономической ситуацией, такими как Центральный и Северо-Кавказский.
Для проведения исследования изменения численности населения ПФО особое внимание следует уделить пропорции городского и сельского населения в общей численности населения региона, для уточнения какая часть населения округа имеет наибольшую тенденцию к уменьшению (табл. 2).
Таблица 2
Доля городского и сельского населения в общей численности населения Приволжского федерального округа, тыс. чел.
1989 1998 2000 2005 2006 2008 2009 2010
Численность населения всего, в т.ч. 31765 32178 31703 30710 30511 30241 30158 30109
городское 22511 22661 22376 21571 21423 21293 21189 21164
доля в общей численности, % 70,87 70,42 70,58 70,24 70,21 70,41 70,26 70,29
сельское 9294 9239 9327 9139 9088 8948 8969 8945
доля в общей численности, % 29,26 28,71 29,42 29,76 29,79 29,59 29,74 29,71
Анализ табл. 2 показывает:
1. доля городского и сельского населения в общей доле населения Приволжского федерального округа практически не изменяется;
2. наибольшую долю в общей численности населения ПФО занимает городское населения, поскольку на протяжении многих десятилетий процесс урбанизации предопределял переток сельского населения в города, что также показывает, что в округе наибольшую часть занимают промышленные предприятия;
3. доля сельских жителей в населении округа остается практически стабильной. Основным фактором сокращения сельского населения является естественная убыль как следствие превышения числа смертей над числом рождений. К фактору, замедляющему процесс сокращения - административно-территориальные преобразования некоторых городских поселений в сельские.
На фоне снижения численности населения необходимо отметить уровень рождаемости в ПФО (рис. 1).
Рис. 1. Уровень рождаемости, тыс. чел.
По данным рис. 1 можно сделать следующие выводы: 1. за исследуемый период уровень рождаемости в ПФО имеет тенденцию к увеличению, т.е. количество рожденных увеличилось на 83 тыс. чел., что связано с реализацией отложенных рождений в условиях относительной стабильности и в связи с переходом в со-
став населения репродуктивного возраста поколений, рожденных в конце 70-х и в 80-х годах прошлого столетия, когда социальная политика СССР привела к значительному росту абсолютного числа рождений;
2. наименьший показатель уровня рождаемости в округе зафиксирован в 2000 г., что связано с произошедшим в 1998 г. экономическим кризисом в РФ и нестабильной ситуацией в экономике страны, имеющим негативное воздействие на процессы воспроизводства населения;
3. в период с 2006 г. по 2008 г. можно отметить наибольший скачок в показателе уровня рождаемости на 50 тыс. чел., что отражает уровень социально - экономической политики страны в целом на этот период, которая, прямым образом влияла на процессы воспроизводства населения;
4. спад в экономике, вследствие экономического кризиса в 2008 г., сопровождающийся ростом безработицы и снижением реальных доходов населения и непредсказуемость развития кризисной ситуации на перспективу внес определенные коррективы в репродуктивные планы многих российских семей, исходя из чего, можно отметить незначительное повышение показателя уровня рождаемости в 2009 г. и 2010 г.
Социально-демографическая ситуация в регионах ПФО также близка к средней по стране, что подтверждается следующими факторами:
1. гендерные диспропорции в возрастной структуре обусловлены старением населения: почти 21 % населения округа старше трудоспособного возраста, среди пенсионеров доля женщин составляет почти 70 %. Причем большую долю в возрастной категории женщин занимают жительницы сельских районов. Наиболее постаревшие и депопулирующие регионы прилегают к Центральному округу, в Нижегородской и Пензенской областях доля пожилых жителей достигает 24 %. Для республик, особенно Башкортостана, Удмуртии, Чувашии и Марий Эл, проблемы старения и депопуляции менее остры, как и для всей зоны Предуралья с более поздним началом процессов снижения рождаемости. В южных регионах ПФО, особенно в Оренбургской и Самарской областях, депопуляция и деформации возрастной структуры замедлялись благодаря более интенсивному миграционному притоку из соседних стран СНГ в 90-е годы.
2. наблюдается значительная диспропорция в возрастной структуре в виде огромной разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин вследствие высокой смертности мужчин в трудоспособных возрастах. Основной причиной смертности трудоспособных мужчин являются внешние причины (несчастные случаи, травмы и отравления), что обусловлено не только проблемами алкоголизма, но
и тяжелыми условиями труда, трудностями адаптации к новым экономическим условиям. Внешние причины являются второй по значимости причиной смерти всего мужского населения после сердечнососудистых заболеваний. В результате, в регионах ПФО, как и в среднем по стране, ожидаемая продолжительность жизни мужчин значительно ниже ожидаемой продолжительности жизни женщин в среднем на 13,07 лет (рис. 2) [2].
Рис. 2. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в ПФО, число лет
Как показывают данные рис. 2:
1. продолжительность жизни, как женщин, так и мужчин за исследуемый период имела тенденцию к уменьшению с 1998 г. до 2006 г. что было обусловлено ухудшением социально-экономических показателей, так и к увеличению, начиная с 2006 г.;
2. в среднем продолжительность жизни женщин в Приволжском федеральном округе составляет 73 года, мужчин - 60 лет соответственно;
3. особенно неблагоприятные показатели по ожидаемой продолжительности жизни при рождении среди мужчин отмечаются в начале 21 столетия, к основным причинам можно отнести негативные стратегии адаптации мужчин к изменившимся социально-экономическим условиям, высокий уровень алкоголизма на фоне занятости тяжелым физическим трудом и во вредных производствах.
К сожалению, проблемы демографического старения, низких доходов и асоциального образа жизни отражаются на здоровье мужчин и женщин. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что неблагоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в ухудшении социально-демографических и социально-экономических показателей, негативно сказывается на росте человеческого потенциала и приводит к множеству социальных проблем.
Демографическое неблагополучие страны давно стало объектом дискуссий среди специалистов, широко обсуждается общественностью, посколь-
ку по своему значению и масштабам далеко перешагнуло рамки узко демографической проблематики.
Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. была утверждена Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года N 165-р «О Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 г». Стратегия определяет основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года и предусматривает реализацию мер по преодолению различных факторов и проблем. Стратегия направлена на реализацию конкурентных преимуществ (географических, технологических, интеллектуальных) как Приволжского федерального округа в целом, так и отдельных его субъектов, что обеспечит развитие экономики и улучшение жизни людей.
Надеемся, что реализация данной Стратегии позволит вывести округ в российские лидеры инновационного технологического развития, тем самым позволит улучшить демографическое положение региона путем привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
Список литературы:
1. Предварительные итоги всероссийской переписи населения 2010 г.: Стат. сб. / Росстат. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2011. - С. 8.
2. Демографический ежегодник России: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 2001-2010.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© Мукимбекова Н.А.*
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова, Республика Казахстан, г. Костанай
Современная экономика не может обойтись без экологического механизма. Содержательной сущностью экологической экономики является сама природа, а в ней - эффективное использование природноре-сурсного потенциала и возобновление так называемого качества окружающей среды. В указанной главе определяется, какое место процедуры учета, анализа и аудита природоохранных аспектов занимают в системе экологического менеджмента предприятия.
Экологический аудит в Казахстане является новым направлением в практике природопользования, соответствующим переходному периоду эконо-
* Заведующий кафедрой Бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук.