Научная статья на тему 'Составное судно на базе плавучих жестких контейнеров для перевозки лесоматериалов по малым рекам'

Составное судно на базе плавучих жестких контейнеров для перевозки лесоматериалов по малым рекам Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
111
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОСПЛАВ / КОНТЕЙНЕР / СУДНО / SHIP / TIMBER FLOATING / CONTAINERS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Барабанов В.А., Кудрявцев Г.В.

В статье рассмотрены вопросы перевозки лесоматериалов по малым рекам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOUND SHIP BASE ON FLOATING RIGID CONTAINERS FOR TRANSPORTATION OF TIMBER AT THE MINOR RIVERS

In the article is considered the problem of transportation of timber at the minor rivers

Текст научной работы на тему «Составное судно на базе плавучих жестких контейнеров для перевозки лесоматериалов по малым рекам»

УДК 630*378

СОСТАВНОЕ СУДНО НА БАЗЕ ПЛАВУЧИХ ЖЕСТКИХ КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ ПО МАЛЫМ

РЕКАМ

COMPOUND SHIP BASE ON FLOATING RIGID CONTAINERS FOR TRANSPORTATION OF TIMBER AT THE MINOR RIVERS

Барабанов В.А., Кудрявцев Г.В. (САФУ, г. Архангельск, РФ) Barabanov V.A., Kudryavtsev G.V. (Northern Arctic Federal University named after

M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia)

В статье рассмотрены вопросы перевозки лесоматериалов по малым рекам.

In the article is considered the problem of transportation of timber at the minor rivers.

Ключевые слова: лесосплав, контейнер, судно

Key words: timber floating, containers, ship

Прекращение молевого сплава привело к возникновению проблемы транспортировки лесоматериалов по малым и средним рекам из отдаленных районов. Одним из способов решения этой проблемы является создание и внедрение новых технологий лесосплава по малым и средним рекам с использованием плавучих жестких контейнеров для транспортировки лесоматериалов [1].

Кафедрой водного транспорта леса и гидравлики Северного Арктического Федерального Университета предложено для повышения транспортной загрузки малых рек использовать составное судно на базе плавучих жестких контейнеров.

Устройство судна

Общее устройство составного судна показано на рисунке 1. Судно состоит из следующих частей: 1 - форпик; 2 - плавучий жесткий контейнер; 3 - ахтерпик с двигателем, водометным движителем и рубкой управления.

Форпик, имеет клинообразную форму с округлыми боками, позволяющую судну заползать на пологий берег. Сверху форпик имеет фальшборт. На палубной части форпика имеется люк, закрываемый герметической крышкой.

В форпике размещается шкиперское устройство, якорь и якорный канат. В носовой части форпика размещается закрепленный шарнирно трап-сходня для удобства захода на судно.

Рисунок 1 - Общий вид судна: а - бок; б - корпус 1 - форпик; 2 - контейнер; 3 - ахтерпик

Плавучий жесткий контейнер.

Нами разработаны контейнеры весовым водоизмещением 50, 100 и 200 кН [2, 3]. В качестве примера приводятся техническая характеристика и устройство контейнера водоизмещением 100 кН.

Главные размеры контейнера длина L = 6,5 м, ширина В = 3,2 м, высота

Н = 1,2, осадка по конструктивную ватерлинию (КВЛ) Тквл = З м.

Контейнер (рисунок 2) представляет собой коробку 1 с полуцилиндрическими бортами 2, с обшивкой изготовленной из судовой стали, с обработанной поверхностью (рифленой) в виде сот, что (по расчетам) позволяет отказаться от поперечного и продольного набора.

Сверху контейнер имеет трюмный люк 3, который может закрываться жесткой герметичной крышкой 5, сдвигающейся по направляющим 4 или, в облегченном варианте, поливиниловым тентом. Загрузка и разгрузка контейнера происходит через люк. Выгружать контейнер из воды можно краном грузоподъемностью 120...150 кН, например, КПЛ-15-30, для этого предусмотрены рымы 6.

По бортам контейнер имеет трубы 7, в которых располагается стяжкой канат с коушами на концах, служащий для соединения контейнеров, форпика и ах-терпика в целое судно. Концы каната соединяются плоскими замками или такелажными скобами. Канат натягивается двумя малогабаритными электрическими червячными лебедками, установленными в ахтерпике, при необходимости роспуск и натяжение каната возможно вручную.

Торцовые поверхности контейнера выполняются рельефными, причем левая и правая поверхность торцов асимметричны, при соприкосновении контейнеров входят одна в другую, что позволяет при затяжке соединительного каната образовать конструкцию жесткого судна.

Днище контейнера рифленое, имеет три продольных плоских редана 8, которые создают добавочную прочность, и улучшают управляемость контейнера и

судна.

Рисунок 2 - Общий вид контейнера:

1 - коробка; 2 - борт; 3 - люк; 4 - направляющие; 5 - крышка; 6 - рымы; 7 - трубы каната соединительного; 8 - реданы

Внутренняя поверхность контейнера покрыта материалом, который обеспечивает ему положительную плавучесть и предохраняет от истирания.

Конструкция судна может состоять из одного, двух и трех контейнеров. Оптимальный вариант - два контейнера.

Конструкция ахтерпика

Форма корпуса ахтерпика такая же, как и у контейнера, носовая часть имеет стыковочный узел, а кормовая скос. Днище ахтерпика снабжено тремя продольными реданами для поддержания устойчивого курса судна при движении.

Двигатель судна - дизель (например, можно использовать тракторный дизель типа Д240 с мощностью 60...70 кВт). Движитель - водометный.

При эксплуатационных скоростях 12,5...14,5 км/ч расход топлива составит 30...35 литров на 100 км.

Корпус ахтерпика двумя продольными водонепроницаемыми переборками разделен на 3 отсека.

Средний отсек - машинное отделение, где размещаются двигатель, движитель и системы двигателя. В отсеке по левому борту размещаются топливные цистерны емкостью 500 литров.

В отсеке по правому борту размещается био-гальюн и камбуз. Для отдыха предусмотрено место в надстройке на палубе. Экипаж судна - два человека.

Технология применения составного контейнерного судна

Целью разработки явилось увеличение провозной способности малых рек и увеличение времени использования составного судна. Это достигается тем, что наличие контейнеров позволяют производить нагрузку, не задерживая при этом судно. Имея запас контейнеров на отправном пункте, их можно загружать отдельно от судна и производить замену, не увеличивая при этом время простоя судна, что важно в ранневесенний период, когда высокие горизонты воды стоят непродолжительное время.

Вверх по малой реке идут народно-хозяйственные грузы, вниз древесина.

На крупной реке устраивается перегрузочный пункт, где контейнеры или их содержимое перегружают на крупный теплоход, который доставит груз к месту назначения.

Список использованных источников

1. Обоснование технических параметров плавучих контейнеров для транспортировки лесоматериалов и результаты исследования их гидродинамических характеристик [Текст] / С. В. Самсонов, В. А. Барабанов // Известия вузов. Лесной журнал. - 2013. - № 6. - С. 57-65. -Библиогр.: с. 65 (12 назв.). - ISSN 0536-1036

2. Пат. 119332 РФ, МПК 88/12. Контейнер / Суров Г.Я., Барабанов В.А., Самсонов С.В.; заявитель и патентообладатель САФУ. №2012114041/12; заявл. 10.04.2012; опубл. 20.08.2012, Бюл. №23. 3 с.

3. Положительное решение от 22.08.2014 о выдаче патента на полезную модель №147720 РФ. Контейнер / Суров Г.Я., Барабанов В.А., Кудрявцев Г.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.