Научная статья на тему 'Составляющие успеха деятельности предприятий на рынке парикмахерских услуг - мнение профессионалов'

Составляющие успеха деятельности предприятий на рынке парикмахерских услуг - мнение профессионалов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составляющие успеха деятельности предприятий на рынке парикмахерских услуг - мнение профессионалов»

4. Романова А.Н. Принятие решений по производству и продаже продукции при колебании цен // Менеджмент инноваций. 2008. №4. С. 284-287.

5. Романова А.Н. Роль планирования в современных условиях //От синергии знаний к синергии бизнеса. Сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. Омск, 2015. С. 242-245.

6. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 4 С. 83 - 86.

7. Стрик Л.А. Совершенствование организации управления процессом планирования доходов и расходов в судоходных компаниях : автореф. дис канд. экон. наук: 08.05.03/ Л.А.Стрик; науч. рук.проф. И.И. Яновский; НГАВТ. - Новосибирск,- 2006. - 23 с.

8. Стрик Л.А. Инструменты тактического планирования в строительстве // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплекса и освоение стратегически

важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки. Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 214-216.

9. Хэмел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня: Пер. с англ.- М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.- 288 с.

10. Метелев С.Е., Воловиков Б.П.Ушакова Т.В.Производственный менеджмент . Омск: Издатель ИП Васильев В.В., 2008. - 128 с.

11. Метелев С.Е., Чижик В.П., Елкин С.Е.Калинина Н.М.Инвестиционный менеджмент. Москва: из-во ФОРУМ: ИНФРА-М,2015 - 288 с.

12. Метелев С.Е., Елкин С.Е. Sustainable of economic development: management and strategy. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы IV международной научно-практической конференции (29 октября 2012 года). - В 2-х частях.-Ч.2./Отв. Редактор Наумов А.В. - Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2012, c. 264-270.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА РЫНКЕ ПАРИКМАХЕРСКИХ УСЛУГ -МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

ДЕМЧЕНКО Л.И.,

к.т.н, доцент

ТУПИКИНА ЮВ,

внештатный маркетолог, Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Стремление выглядеть красиво было свойственно человеку на протяжении всей истории. Не важно, кто мужчина или женщина - желание выглядеть красиво и индивидуально не имеет пола. Стильная стрижка, модная укладка, ухоженные руки и светящиеся счастьем и здоровьем лицо всегда привлекают внимание [1].

Парикмахерский и салонный бизнес на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих в стране. Рост объемов оказания услуг в нем составляет 15-20% в год. По мнению специалистов, причин такой популярности несколько. Во-первых, рынок салонов красоты обладает высокой рентабельностью и сравнительно малым периодом окупаемости -в среднем необходимо около 1,5-2 лет для возврата инвестиций и выхода на стабильную прибыль. Это означает, что показатель доходности на рынке превышает 60 % годовых, что намного больше, чем «банковский процент» или большинство инвестиционных инструментов на рынке. Далеко не все предприятия малого бизнеса могут похвастаться такой высокой степенью доходности. Во-вторых, общий уровень конкуренции на рынке салонов красоты ниже, чем, к примеру, на рынке розничной торговли или общепита. На территории г.Оренбурга, по данным отдела по

координации бытового обслуживания и услуг комитета потребительского рынка, в 2015 году функционировало более 620 парикмахерских, салонов красоты и косметологических центров, а также заведений, в которых представлены отдельные виды услуг: например, пирсинг - салоны, солярий - клубы, тату - салоны, ногтевые студии и другое.

Учитывая, что только в областном центре проживает порядка 600 тыс. человек, и спрос на услуги «салонного бизнеса» постоянно растет, становится понятно, что 620 точек - это весьма скромная цифра. Следует учесть факт, что по неофициальной статистике число «салонов на дому» в 3 раза превышает число зарегистрированных и вставших на учет в налоговую инспекцию салонов.

В-третьих, по сравнению с тем же рынком продуктовой розницы, аптек, электроники, для которого характерно наличие сильных сетевых компаний (примерно 50 %), довлеющих над остальными игроками, в салонном бизнесе доля действительно известных фирм не превышает 20% рынка. Кроме того, развитие индустрии красоты, появление новых процедур и косметических препаратов приводит к популяризации услуг среди населения, повышает денежный приток и, как следствие, доходность бизнеса.

Рисунок 1. Стаж работы специалистов сферы услуг г. Оренбурга, принявших участие в опросе

Целью проведенного исследования являлось выявление тенденций развития парикмахерских услуг с точки зрения специалистов индустрии красоты, определение положительных и отрицательных сторон деятельности в современных рыночных условиях.

Авторами статьи было проведено маркетинговое исследование, направленное на изучение и анализ рынка парикмахерских услуг г. Оренбурга, а также выявление предпочтений работников в названной сфере.

В качестве основного метода исследования был использован письменный опрос (анкетирование). Выборка производилась методом отбора среди парикмахерских, салонов - парикмахерских и салонов красоты г. Оренбурга.

В опросе приняли участие 100 человек, из них: 34 человека, работающих в парикмахерских (34%), 33 специалиста, работающих в салонах парикмахерских (33%) и 33 человека из салонов красоты (33%).

Большая часть опрошенных работников индустрии красоты работают в этой сфере от 10 лет и больше (39%), 25% опрошенных имеют опыт работы в сфере услуг от 1 года до 5 лет, меньше 1 года -23% и 13 человек имеют опыт работы в выбранной сфере от 6 до 10 лет. Для наглядности представим эти данные на рисунке 1.

Более 50% специалистов работают достаточно давно в этой сфере, любят свою профессию, их устраивает вознаграждение за труд. Многие создают постоянную клиентскую базу, которая с годами только расширяется, соответственно, растет доход.

46 специалистов из 100 опрошенных считают, что чаще всего услугами салонов - парикмахерских пользуются женщины, 44 считают - мужчины и всего 10 человек выбрали категорию дети. Сегодня посетители соляриев и косметических салонов больше не делятся по половому признаку: аудитория мужчин, которые следят за своей внешностью выровнялась с женской. Просто мужчинам, приобщившимся к здоровому образу жизни, это пришлось по нраву, они стали больше внимания уделять своей внешности. В целом, популяризация здорового образа жизни, интересные образы, используемые в рекламе спортивных товаров, мест отдыха и туризма, принесли свои результаты.

Далее рассмотрим популярность различных услуг с точки зрения персонала. Чаще всего, отмечают специалисты салонов и парикмахерских, посетители пользуются парикмахерскими услугами - 52%, услугами мастеров ногтевого сервиса - 29%; 8% - услугами косметологов, 2% - услугами массажиста, 9% - посещают других специалистов. К ним можно отнести посещение солярия и визажиста.

Как видно из рисунка 2, наиболее востребованными являются парикмахерские услуги.

Клиенты предпочитают обращаться в специализированные заведения, которые соответствуют их уровню претензий к качеству и ассортименту оказываемых услуг, уровню обслуживания, цене. Клиент выбирает то заведение, где ему оказывают лучший сервис, где он чувствует себя комфортно. Важно помнить, что клиент хочет получить гарантию результата. Рынок парикмахерских услуг развивается очень быстро, многие специалисты на дому просто не успевают следить за ним или не имеют возможности приобретать новейшие препараты, новые технологии и оборудование в виду ограниченности доступных ресурсов. С другой стороны, клиенты становятся все более просвещенными и информированными, заинтересованные посетители могут узнавать тренды отрасли и новости в Интернете.

В исследовании принимали участие специалисты салонов, салонов-парикмахерских, парикмахерских, находящихся в центре города и в северном жилом массиве - наиболее густонаселенных частях города. 87% опрошенных считают, что заведение сферы парикмахерских услуг удачно расположено с коммерческой точки зрения, и лишь 13% имеют противоположное мнение.

Расположение в центре города является большим преимуществом, заведения находятся в местах проходимости большого количества потенциальных посетителей, за исключением района МЖК (Молодежный жилой комплекс). Почти рядом с каждым салоном имеется удобная парковка и остановка маршрутов общественного транспорта. Все это влияет на посещаемость парикмахерских в целом.

Работникам сферы парикмахерских услуг был задан вопрос: «Важно ли посещать специалистам индустрии красоты профессиональные конкурсы?».

52

|парикмахера | массажиста

мастера ногтевогосервиса других специалистов

косметолога

Рисунок 2. Предпочтения населения в различных услугах индустрии красоты

Парикмахер, работающий в престижном салоне красоты должен постоянно изучать новые тенденции и следовать в ногу с современными достижениями в профессии. Первоклассное мастерство - это не только индивидуальный, но и высоко профессиональный подход. Участвуя в профессиональных конкурсах, специалист повышает уровень своего мастерства, обменивается опытом. Установили, что 57% респондентов по результатам исследования -это мастера, которые не принимали участие в подобных мероприятиях, 43% из опрошенных участвовали в Чемпионатах г.Оренбурга, Оренбургской области, России и Чемпионатах Мира. С полуфинала Чемпионата Мира оренбургские мастера привозили 1 и 2 места, с Чемпионата России - 7 и 8 место, на Чемпионате г.Оренбурга занимали 1 и 2 места, на Чемпионате Оренбургской области мастерами были заняты 1,2,3 и 6 места [4].

Для того чтобы мастер перешел на новую ступень профессионализма, имел не только базовые знания и опыт работы в салоне красоты, но и умел ориентироваться в современной ситуации в выбранной сфере деятельности, ему нужно постоянно учиться у ведущих тренеров индустрии красоты. Результаты опроса показали, что 28% работающих -посещают курсы 1 раз в год, 24% - раз в 6 месяцев, 17% - указали, что посещают курсы редко и 31% парикмахеров - вообще не посещают курсы повышения квалификации.

Важным составляющим успеха большинства предприятий являются его работники. Один из японских лозунгов гласит «Уделяйте главное внимание не работе, а работнику!». В результате проведенного исследования было выяснено, что 11 % отвечавших не довольны режимом работы. Возможно, это связано с тем, что большинство предприятий работают по графику 2дня через 2 дня или 12 часов в день. Практически все салоны красоты относятся к частным предприятиям, где предприниматели самостоятельно определяют режим работы и форму оплаты труда. Многие мастера в последнее время снимают в аренду парикмахерское кресло или кабинет, чтобы работать по своим правилам, быть свободным в работе и творчестве.

Зарплата - еще один актуальный вопрос для сотрудников салонов красоты. Недовольными условиями оплаты труда оказались 35 % от общей численности отвечавших на вопросы. Следует признать, что условия оплаты труда одинаковы во всех салонах (исключения встречаются редко). Весь персонал работает на сдельной оплате труда. В среднем, мастера получают от 30 до 50% от принесенной ими выручки (в зависимости от квалификации, специализации, и, конечно, опыта работы). Социальное обеспечение в салонах красоты оставляет желать лучшего. Более 70% работодателей не оплачивают сотрудникам отпуск, ссылаясь на сдельную оплату труда. Больничные листы оплачивают лишь 60% работодателей, а о дополнительном медицинском страховании говорить не приходится вообще.

Некоторые руководители предпринимают шаги для удержания ценных кадров. Таким специалистам оплачивают посещение профессиональных выставок, конкурсов или обучение на курсах повышения квалификации, поощряют материально. В отдельных салонах красоты организуют кредитование сотрудников и корпоративный отдых. В целом ситуацию сложно назвать абсолютно благополучной. Взаимные упреки можно услышать и со стороны работодателей, и со стороны работников. Но чаще компромисс удается найти.

Еще один немаловажный аспект работы парикмахерских - условия труда. 8% из числа опрошенных не довольны условиями труда. Это связано с тем, что:

• ежедневный контакт с косметической химией может вызвать аллергию, раздражение кожи или заболевание дыхательных путей при отсутствии вентиляции или кондиционирования воздуха в помещениях;

• при большом потоке клиентов приходится часами быть на ногах.

• 4% сотрудников не устраивает место расположения парикмахерской. 42человека оказались довольны всем, а это значит, салоны красоты вновь и вновь будут дарить своим клиентам красоту и уверенность в себе!

8

Далее был задан вопрос: «Планируете ли Вы менять место работы?». Установили, что не планируют менять место работы 63% работников; планируют, но не в ближайшей перспективе - 17%; планируют поменять на более престижное место - 20% отвечавших. Многие мастера не планируют менять место работы лишь потому, что большая часть клиентской базы привыкла к тому месторасположению салона, где он находится, и далеко не все клиенты готовы ехать в другое место ради мастера, которому они отдают предпочтение. Другие, наоборот, повышают уровень квалификации и стараются найти более престижное и высокооплачиваемое место работы.

Парикмахерский бизнес на сегодняшний день является одним из развивающихся. Быстро меняются условия оказания услуг, их ассортимент, растет число салонов, созданных талантливыми предпринимателями, привносящими в этот бизнес что-то новое, креативное, индивидуальное. Появляются новые «изюминки» - в видах услуг, в подаче их

клиентам, появляются новые виды косметических средств и профессионального оборудования, совершенствуются процедуры управления предприятиями, растут требования к организации клиентского сервиса. Финансовый кризис сказался и на рынке услуг салонов красоты. Опыт прошедших кризисов показал, что салоны красоты переживают подобные «провальные» периоды несколько легче, чем представители других направлений деятельности.

Существенного падения покупательского спроса на исследуемом рынке не наблюдается. Рынок услуг салонов красоты продолжает пусть медленный, но рост, и в результате оказывается более устойчивым [3].

Список использованных источников:

1. http://www.orenburg.strana-krasoty.ru/salon.html

2. http://www.orinfo.ru/edition_number101939

3. http://knowledge.allbest.ru/marketing/3c0b65635a3a c78b5d53b89521206c37_0.html

4. http://spk-orenburg.ru/pages.aspx?id=157

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ГОРНОСТАЕВА И.Н.,

Брянский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Считается, что реклама - это просто набор слов и графических образов, с помощью которых можно воздействовать на потребителя. Но, учитывая тот факт, что в первую очередь она оказывает влияние на сознание общества, представляется важным рассмотреть психологические аспекты социальной рекламы [1].

В социальной рекламе можно выделить следующие темы:

Борьба с пороками и угрозами, предупреждение катастроф или отрицательных воздействий, обозначение благих целей. Используются наиболее актуальные опасения, напр., экономические (низкий уровень жизни и угроза его дальнейшего снижения; остановка промышленного производства и сельского хозяйства); геополитические (потеря могущества и влияния); государственные (неспособность власти эффективно править страной); духовные (отсутствие национальной объединительной идеи, общепризнанных ценностей).

Декларация ценностей. Каждый признает, что основными ценностями человека являются: здоровье, работа (карьера), семья (дети), заработок (доход), личное счастье, безопасность (комфорт) и т.д.

Призывы к созиданию. Основываются на стремлениях достижения социальных и индиви-

дуальных идеалов.

Социальная психотерапия. Используется в случае, когда массовыми являются определенные негативные эмоциональные состояния и чувства, такие как: состояние повышенной тревожности, страх; неуверенность в себе, в будущем; обеспокоенность за свою судьбу и судьбу близких; угнетенность, отчаяние, депрессивные состояния, переживание низкого группового и социального (общегосударственного) статуса и т.д. [3].

Среди критериев психологической эффективности социальной рекламы можно выделить запоминаемость, привлекательность, информативность, побудительность [2].

В России социальную рекламу производят, как правило, те же люди, что и коммерческую, причем производство социальной рекламы - это показатель профессионализма и креативности, т.к. социальная реклама должна вызывать сильные эмоции, будь то шок, страх, радость или негодование. Причем по силе своего воздействия она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама коммерческого продукта. Соответственно встает вопрос о психологических аспектах социальной рекламы.

Эмоциональный компонент рекламного воздействия определяет эмоциональное отношение к объ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.