Научная статья на тему 'Состав затрат для целей бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность'

Состав затрат для целей бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихин В. В.

Для целей планирования и бухгалтерского учета организаций, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность, все затраты на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг), называемые расходами по обычным видам деятельности, группируются по экономическим элементам однородным первичным видам затрат, соответствующим простым элементам процесса труда. В статье подробно рассматривается группировка затрат в целях бухгалтерского и налогового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав затрат для целей бухгалтерского и налогового учета в организациях, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность»

СОСТАВ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В. В. СЕМЕНИХИН,

руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Состав затрат для целей бухгалтерского учета. Для

целей планирования и бухгалтерского учета организаций, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность, все затраты на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг), называемые расходами по обычным видам деятельности, группируются по экономическим элементам — однородным первичным видам затрат, соответствующим простым элементам процесса труда. Рассмотрим такую группировку подробнее.

Бухгалтерский финансовый учет затрат на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих из-дательско-полиграфическую деятельность, должен быть организован в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России ot06.05.1999 № ЗЗн (далее - ПБУ 10/99).

В соответствии с положениями ПБУ 10/99 затраты на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг) представляют собой расходы по обычным видам деятельности.

Согласно п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности организация, осуществляющая издательско-полигра-фическую деятельность, должна обеспечить их группировку по следующим элементам затрат:

— «Материальные затраты»;

— «Затраты на оплату труда»;

— «Отчисления на социальные нужды»;

— «Амортизация»;

— «Прочие затраты».

Рассмотрим последовательно каждый из названных элементов.

В элемент «Материальные затраты» включаются расходы, связанные с приобретением и исполь-

зованием материально-производственных запасов (далее — МПЗ). К бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:

— используемые в качестве сырья, материалов и тому подобного при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

— предназначенные для продажи, включая готовую продукцию и товары;

— используемые для управленческих нужд организации полиграфии.

В частности, в издательствах в состав материальных затрат включаются следующие расходы:

— на материалы, используемые при изготовлении издательской продукции (бумага, картон, переплетные материалы и др.), для обеспечения издательского процесса; для упаковки и других целей, включая предпродажную подготовку; для хозяйственных нужд (содержание, эксплуатация основных средств и тому подобное);

— на запасные части и расходные материалы, используемые для ремонта компьютерного и другого оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного и другого имущества;

— на комплектующие изделия и (или) полуфабрикаты, используемые в изготовлении издательской продукции и (или) требующие дополнительной обработки в издательстве;

— на топливо и энергию всех видов;

— на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

К работам (услугам) производственного характера относятся: выполнение отдельных работ по подготовке изданий; обслуживание основных средств;

транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) по перевозкам грузов (материалов и готовой продукции).

В элемент «Затраты на оплату труда» включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, а также стимулирующие начисления и надбавки; компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; единовременные поощрительные начисления, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами.

В организациях, осуществляющих издательс-ко-полиграфическую деятельность, к затратам на оплату труда относятся:

— суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда;

— суммы начислений стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

— суммы начислений стимулирующего или компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, за совмещение профессий, за знание иностранных языков и тому подобное, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством;

— расходы на частичную оплату или бесплатное предоставление работникам коммунальных услуг, питания и продуктов, бесплатного жилья (денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальныхи иныхподобныхуслуг) в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ;

— расходы на бесплатно выдаваемые работникам в соответствии с законодательством РФ предметы (включая форменную одежду, обмундирование), остающиеся в личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам);

— сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных или общественных обязанностей в соответствии с законодательством РФ о труде;

— расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории РФ и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников издательств, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном за-

конодательством РФ, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

— суммы денежных компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работника;

— суммы начислений работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников издательства;

— суммы единовременных вознаграждений за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством РФ;

— суммы надбавок, обусловленных районным регулированием оплаты труда, в том числе по районным коэффициентам за непрерывный стаж работы, за работу в тяжелых природно-климатических условиях, в соответствии с законодательством РФ;

— расходы на оплату труда на время учебных отпусков, предоставляемых работникам издательства в соответствии с законодательством РФ;

— расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ;

— суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ.

— суммы начислений штатным работникам издательства во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

— расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

— расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате издательства, за выполнение ими работ по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

— суммы доплат инвалидам, предусмотренные законодательством РФ;

— другие виды выплат в пользу работников, предусмотренных трудовыми договорами и (или) коллективным договором.

В элемент «Отчисления на социальные нужды»

включаются обязательные отчисления единого социального налога; страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также взносы на дополнительное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний:

— от суммы расходов на оплату труда работников списочного и несписочного состава издательства;

— от суммы авторского гонорара, а также выплат по договорам гражданско-правового характера (взносы в Фонд социального страхования РФ в данном случае не начисляются).

В элемент «Амортизация» включаются суммы амортизационных отчислений по амортизируемому имуществу (основные производственные средства, нематериальные активы), которое принадлежит организации на праве собственности и используется ею для извлечения дохода.

Унитарные предприятия, получившие амортизируемое имущество от собственника в хозяйственное ведение или в оперативное управление, а также некоммерческие образовательные учреждения, осуществляющие издательско-полиграфическую деятельность в коммерческих целях, амортизируют его в общеустановленном порядке.

Правила формирования в бухгалтерском учете организации, осуществляющей издательско-по-лиграфическую деятельность, информации об основных средствах установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01).

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости на основании п. 7 ПБУ 6/01. При этом перечень затрат, включаемых в первоначальную стоимость основных средств, приведен в разделе втором ПБУ 6/01 «Оценкаосновныхсредств».

Суммы амортизации определяются исходя из первоначальной стоимости основного средства и сроков его полезного использования.

В соответствии с п. 4 ПБУ 6/01 под сроком полезного использования основного средства понимается период, в течение которого использование объекта основного средства приносит организации экономические выгоды (доход).

Срок полезного использования объекта основных средств определяется в соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 исходя из следующих условий:

— ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), влияния естественных условий и агрессивной среды, систем проведения ремонтов;

— нормативно-правовых ограничений использования объекта.

Согласно п. 18 ПБУ 6/01 основой для определения годовой суммы амортизационных отчислений служит первоначальная или остаточная стоимость объекта в зависимости от выбранного способа ее исчисления:

— линейный способ;

— способ уменьшаемого остатка;

— способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Способ начисления амортизации избирается применительно к каждой группе основных средств исходя из специфики их эксплуатации. Применение выбранного способа проводится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Кроме того, объектами для начисления амортизации являются нематериальные активы (далее — НМА), принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с установленным порядком, включая принятые в хозяйственное ведение, оперативное управление, полученные по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации.

В бухгалтерском учете организации, осуществляющей издательско-полиграфическую деятельность, НМА принимаются к учету по первоначальной стоимости.

Порядок определения первоначальной стоимости НМА изложен в Положении по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденном приказом Минфина России от27.12.2007 №1 53н (далее - ПБУ 14/2007).

Норма амортизации НМА напрямую зависит от срока их полезного использования, который определяется согласно п. 26 ПБУ 14/2007 при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из следующих условий:

— срокадействия прав организации нарезультат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

— ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Согласно п. 28 ПБУ 14/2007 амортизационные отчисления по НМА начисляются одним из следующих способов:

— линейным способом;

— способом уменьшаемого остатка;

— способом списания стоимости пропорционально объему полиграфических работ (услуг).

Применение выбранного способа по группе однородных НМА проводится в течение всего их срока полезного использования.

В элемент «Прочие затраты», связанные с производством и реализацией, включаются:

— расходы на авторские вознаграждения (авторский гонорар), выплачиваемые по договорам на создание и использование литературных произведений и других производных произведений;

— суммы налогов и сборов (за исключением ЕСН, взносов на обязательное пенсионное страхование и добровольное страхование), начисленные в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах;

— суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги);

— расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, услуги пожарной охраны и иные услуги охранной деятельности, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций защиты экономической информации и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты);

— расходы на обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством РФ;

— расходы, связанные с набором работников, включая расходы на услуги специализированных компаний по подбору персонала;

— арендные (лизинговые) платежи заарендованное (полученное в лизинг) имущество. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной по этому оборудованию амортизации;

— расходы на содержание служебного автотранспорта;

— денежная компенсация за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок;

— расходы на командировки, в частности: на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения. Кроме того, подлежат возмещению расходы работника на дополнительные услуги, оказываемые в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на буфетное

обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); суточные; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта и иные аналогичные платежи и сборы;

— расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги;

— расходы на услуги государственного или частного нотариуса;

— расходы на аудиторские услуги;

— расходы на услуги по предоставлению сторонними организациями работников (технического и управленческого персонала) для участия в издательском процессе либо для выполнения иных функций, связанных с выпуском или реализацией издательской продукции;

— расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также раскрытие иной информации, предусмотренное законодательством РФ;

— расходы, связанные с представлением форм и сведений государственного статистического наблюдения, предусмотренных законодательством РФ;

— представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа, независимо от места проведения указанных мероприятий;

— расходы на подготовку и переподготовку (в том числе повышение квалификации) кадров, состоящих в штате издательства, на основе договоров с учебными заведениями, имеющими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус. При этом программа подготовки (переподготовки) должна способствовать повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста издательства в рамках его деятельности;

— расходы на канцелярские товары;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

—расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на услуги банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы);

— расходы, связанные с приобретением права на использование компьютерных программ и баз данных по договорам с правообладателем (по ли-

цензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 ООО руб. и обновление компьютерных программ и баз данных;

— расходы на текущее изучение конъюнктуры рынка (маркетинг), сбор и распространение информации, непосредственно связанной с выпуском издательской продукции и ее реализацией;

— расходы на рекламу изданий (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. В частности, к расходам издательства на рекламу относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых издательством; расходы на иные виды рекламы, а также на изготовление (приобретение) призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний;

— взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, в том числе профессиональным ассоциациям, творческим фондам и другим, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности;

— взносы, уплачиваемые международным организациям, если уплата таких взносов является обязательным условием для осуществления деятельности;

— расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание столовых, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы;

— расходы на научно-исследовательские разработки некапитального характера, связанные с совершенствованием издательского процесса;

— расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;

— периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности (в частности, авторскими правами);

— расходы, направленные на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, при соблюдении условий, установленных законодательством РФ;

— платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах, оплата услуг уполномоченных органов и специализированных организаций по оценке имущества, изготовлению документов кадастрового и технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости;

— расходы по договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), заключенным с индивидуальными предпринимателями, не состоящими в штате организации;

— расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и на недостающие экземпляры периодических печатных изданий в упаковках;

— расходы на замену, списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид, атакже не реализованной в установленные сроки (морально устаревшей) продукции, списываемой издательством в установленном порядке;

— другие расходы, связанные с производством или продажей.

Таковы основные элементы затрат на производство и реализацию готовой продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета организаций, осуществляющих издательско-полиграфическую деятельность.

Состав затрат для целей налогового учета. Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) установлена обязанность ведения организациями, осуществляющими издательско-полиграфическую деятельность, системы налогового учета. Целью налогового учета является получение полной и достоверной информации о формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Необходимость ведения обособленного налогового учета обусловлено тем, что информация в регистрах бухгалтерского учета формируется по правилам, во многом отличным от правил, установленных гл. 25 НК РФ.

При разработке системы налогового учета организации, осуществляющие издательско-полиграфичес-кую деятельность, могут руководствоваться Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности, согласованными МНТР РФ 25.11.2002 (далее — Методические рекомендации).

Указанные Методические рекомендации предусматривают разработку и применение регистров налогового учета двух уровней:

— регистры-расчеты для исчисления первоначальной стоимости объектов для целей налогообложения;

— регистры налогового учета.

Для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издательско-полигра-фическую деятельность, все расходы, связанные с производством и реализацией готовой продукции (работ, услуг), группируются следующим образом:

— материальные расходы;

— расходы на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации;

— прочие расходы.

Рассмотрим последовательно каждую из вышеназванных групп.

Перечень материальных расходов для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издательско-полиграфическую деятельность, приведен в ст. 254 НК РФ. По своей сути он идентичен составу материальных затрат для целей бухгалтерского учета, хотя имеет некоторые особенности.

Так, согласно подп. 2 и 3 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам также относятся:

— потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов (далее — МПЗ) в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ;

— технологические потери при изготовлении или транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве или транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла или процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья.

При этом в цену приобретения МПЗ для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издательско-полиграфическую деятельность, не включаются:

— затраты по содержанию заготовительно-складского подразделения, если оно имеется в составе такой организации;

— проценты по заемным средствам (кредитам банков и займов) независимо от сроков их начисления.

Следовательно, в регистре-расчете цены необходимо скорректировать их оценку, сформированную в бухгалтерских регистрах. При отражении в регистре налогового учета расходов на МПЗ, списываемые на затраты организации, следует исходить из данных соответствующего регистра-расчета цены МПЗ.

Подробный перечень расходов на оплату труда для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издательско-полиграфическую деятельность, приведен в ст. 255 НК РФ. Он ана-

логичен составу затрат на оплату труда для целей бухгалтерского учета.

Итак, в расходы на оплату труда, связанные с производством и реализацией готовой продукции (работ, услуг), включаются:

— любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, а также стимулирующие начисления и надбавки;

— компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;

— единовременные поощрительные начисления, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

Все остальные виды вознаграждений не уменьшают налогооблагаемую прибыль, но при этом на них не начисляют единый социальный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и добровольное страхование.

Кроме того, согласно п. 16 ст. 255 НК РФ в состав расходов на оплату труда включают платежи работодателей по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Для целей налогообложения совокупная сумма таких платежей не должна превышать 12% от суммы расходов на оплату труда.

Взносы (платежи) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, принимаются в размере, не превышающем 6 %от суммы расходов на оплату труда.

К числу расходов на оплату труда отнесены также затраты на возмещение работникам уплаченных процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья. Согласно п. 24.1 ст. 255 НК РФ такие расходы учитываются для целей налогообложения прибыли в размере не более 3 % от суммы расходов на оплату труда.

Таким образом, в регистр налогового учета следует включить сумму указанных расходов, превышающую установленные нормы в целях увеличения налоговой базы.

Для целей налогообложения прибыли амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу определяются линейным или нелинейным методами.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 158-ФЗ) с 01.01.2009 были внесены изменения в часть вторую НК РФ, связанные,

в частности, с порядком и методами начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов.

С 2009 г. организация, осуществляющая изда-тельско-полиграфическую деятельность, может изменять применяемый метод начисления амортизации с начала очередного налогового периода. При этом она может переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Пунктом 11 ст. 1 Закона№ 158-ФЗ был уточнен порядок применения линейного метода (ст. 259.1 НК РФ), а также по-новому изложен порядок начисления амортизации при нелинейном методе (ст. 259.2 НК РФ).

Анализируя порядок расчета сумм амортизации при линейном методе, изложенный в ст. 259.1 НК РФ, можно сделать вывод, что в целом данный порядок не изменился.

Как и раньше, сумма начисленной за один месяц амортизации по объекту амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Однако уточнено следующее: при расчете нормы амортизации принимается во внимание срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах и без учета сокращения или увеличения этого срока в соответствии с абз. 2 п. 13 ст. 258 НК РФ (без учета коэффициентов, повышающих либо понижающих норму амортизации).

Согласно п. Зет. 259.1 НК РФ начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в объекты основных средств, являющиеся предметом аренды, начинается у арендатора (либо у арендодателя) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию.

Согласно п. 4ст. 259.1 НК РФ начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования, начинается у организации-ссудодателя (либо у организации-ссудополучателя) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию.

Новый порядок расчета сумм амортизации при нелинейном методе изложен в ст. 259.2 НК РФ, вступившей в силу с 2009 г.

При нелинейном методе амортизация начисляется исходя из суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы)

на 1-е число месяца, за который рассчитывается сумма начисленной амортизации, и установленной нормы амортизации.

Под суммарным балансом понимается суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, определяемая по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из срока полезного использования, установленного при введении данных объектов в эксплуатацию.

Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется на 1-е число месяца, для которого определяется сумма начисленной амортизации. Фактически суммарный баланс каждого месяца будет представлять собой разницу между суммарным балансом на начало предыдущего месяца и суммами начисленной за этот месяц амортизации.

Суммарный баланс каждой амортизационной группы (подгруппы) ежемесячно уменьшается на суммы начисленной по этой группе (подгруппе) амортизации.

Кроме того, согласно п. бет. 259.2 НК РФ начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты основных средств, являющиеся предметом аренды, начинается у арендатора (или у арендодателя) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.

Согласно п. 7 ст. 259.2 НК РФ начисление амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты основных средств, полученные по договору безвозмездного пользования, начинается у каждой из сторон названного договора с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором капитальные вложения были введены в эксплуатацию.

Таковы основные изменения порядка расчета амортизационных отчислений, которые вступили в силу с 01.01.2009.

Подробный перечень прочих расходов для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издательско-полиграфическую деятельность, приведен в ст. 264 НК РФ. Он аналогичен составу прочих затрат для целей бухгалтерского учета.

Однако для целей налогового учета некоторые расходы, приведенные в данной статье, подлежат нормированию. Рассмотрим их подробнее.

Представительские расходы — это издержки на официальный прием и обслуживание представителей других предприятий, ведущих переговоры с целью установить и поддержать взаимное сотрудничество и деловые контакты, атакже участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа.

Согласно п. 2ст. 264 НК РФ к представительским расходам для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издательско-полиграфическую деятельность, относятся:

— затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);

— издержки на транспортное обеспечение, но только на доставку к месту проведения представительского мероприятия;

— буфетное обслуживание во время переговоров;

— оплата услуг переводчика, не состоящего в штате организации, на период проведения представительского мероприятия.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией в размере, не превышающем 4 % расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный период.

Пример 1. Издательство на проведение официального приема и обслуживание представителей других предприятий израсходовало 60 000руб., в том числе:

— 30 ООО руб. — на подготовку официального обеда;

— 10000руб. — на организацию транспорта;

— 20000руб. — на проведение экскурсии по городу.

Необходимо определить норму представительских расходов, включаемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль при условии, если фонд оплаты труда издательства составил 300 000руб.

Расходы на проведение экскурсии по городу в сумме 20 000руб. в целях налогового учета не признаются представительскимирасходами.

Таким образом, расходы организации, признаваемые представительскими в целях налогового учета, составят 40000руб. (30 000руб. +10000руб.).

Однако в составе прочих расходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль издательство может учесть представительские расходы в размере 12 000руб. (300000руб. х 4%).

Согласно абза. 2 — 4 п. 4ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу для целей налогообложения прибыли организации, осуществляющей издатель-ско-полиграфическую деятельность, относятся:

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

*

—расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, или о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Рекламные расходы, связанные с приобретением (изготовлением) призов, для проведения рекламной кампании, атакже расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 — 4 п. 4ст. 264 НК РФ, для целей налогообложения прибыли признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Пример 2. Издательство приняло участие в рекламной кампании. Затраты на приобретение призов составили 30 000руб. Выручка от реализации составляет 1200000руб. без НДС.

Необходимо рассчитать предельный размер нормируемых рекламных расходов для целей налогообложения прибыли.

Максимальная сумма нормируемых рекламных расходов, которую издательство сможет учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль за этот отчетный период, составит 12 ООО руб. (1200000руб. х 1%).

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах: Федеральный закон от22.07.2008 № 158-ФЗ.

3. Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (согласованы МНТР Российской Федерации 25.11.2002).

4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, Приказ Минфина России от06.05.1999 № ЗЗн.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007: Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина

России от 30.03.2001 № 26н. *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.