Научная статья на тему 'Состав и содержание основных элементов финансовой политики коммерческого банка'

Состав и содержание основных элементов финансовой политики коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / БАНК / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РИСКИ / ELEMENTS / FINANCIAL POLITICS / FINANCIAL RESOURCES / BANK / FINANCIAL PLANNING / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонцева Светлана Владимировна

В данной статье обоснована важность формирования в коммерческих банках финансовой политики. Автором обозначены и подробно исследованы основные элементы финансовой политики коммерческого банка. Выделены базовые принципы финансовой политики коммерческого банка, на которых основываются взаимосвязь и взаимодействие составляющих ее элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE Composition and THE purport of the commercial bank financial politics main elements

The article includes substantiation of financial politics elaboration importance in commercial banks. The author has marked in and investigated in detail the main elements of commercial bank financial politics. The author has also formulated the basic principles of correlation and interaction of the commercial bank financial politics elements.

Текст научной работы на тему «Состав и содержание основных элементов финансовой политики коммерческого банка»

УДК 336.71

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

С. В. Симонцева

Ивановский государственный университет

В данной статье обоснована важность формирования в коммерческих банках финансовой политики. Автором обозначены и подробно исследованы основные элементы финансовой политики коммерческого банка. Выделены базовые принципы финансовой политики коммерческого банка, на которых основываются взаимосвязь и взаимодействие составляющих ее элементов.

Ключевые слова: элементы, финансовая политика, финансовые ресурсы, банк, финансовое планирование, риски.

В настоящее время коммерческие банки функционируют в условиях, которые характеризуются высокими темпами изменений и разноплановостью экономических процессов, существенной неопределенностью в выборе наиболее рациональных направлений развития, значительным воздействием на параметры финансовой деятельности банка факторов внешней среды. Данное обстоятельство приводит к резкому возрастанию роли и значения долговременных программ развития финансовой деятельности коммерческого банка и соответствующих им краткосрочных программ, которые могут быть объединены в рамках финансовой политики коммерческого банка. Формирование комплексной финансовой политики коммерческого банка позволит спрогнозировать перспективы развития финансовой деятельности банка, оценить внутренний финансовый потенциал и скоординировать действие различных подсистем управления финансовыми ресурсами банка для достижения поставленных целей.

Несмотря на важность финансовой политики коммерческого банка, в экономической литературе вопросы, связанные с ее формированием, не проработаны должным образом. Ученые исследуют лишь отдельные аспекты финансовой политики коммерческого банка, отводя ей подчиненную роль по отношению к финансовой стратегии [7, с. 298-303]. Анализ сущности финансов коммерческого банка, сложившихся подходов к трактовке общего понятия «политика» [9, с. 12] позволяет нам сформулировать следующее определение финансовой политики. Финансовая политика коммерческого банка представляет собой совокупность принци-

пов, методов и способов выполнения последовательно связанных действий по формированию и трансформации финансовых ресурсов банка в целях выполнения функций банка как предпринимательской структуры в условиях нестабильности факторов внешней среды.

Следует отметить, что общая банковская политика относится к числу стратегических планов коммерческого банка и определяет, во-первых, долговременные цели банка, во-вторых, пути развития банка, и, в-третьих, комплекс мер по их реализации (совокупность тактических действий) [3, с. 167]. Финансовая политика коммерческого банка как составная часть общей банковской политики определяется ее основными направлениями. Следовательно, финансовую политику банка можно определить как стратегию и тактику банка в области формирования и трансформации его финансовых ресурсов, т.е. совокупность финансовой стратегии и финансовой тактики банка.

При формировании комплексной финансовой политики коммерческого банка необходимо рассмотреть ее как систему взаимосвязанных элементов, функционирование которых направлено на получение конкретного результата. Отсутствие системности в процессе формирования финансовой политики, напротив, может привести к низкой результативности деятельности банка и распылению имеющихся финансовых ресурсов [5, с. 37]. Согласно системному подходу принято создавать модель изучаемого объекта [8, с. 14]. В экономической литературе отмечается, что при построении модели в ее структуре принято выделять такие элементы

[6, с. 55], как: 1) целевые; 2) ресурсные; 3) функционально-организационные; 4) регулирующие; 5) результирующие. В соответствие с приведенной схемой мы можем сформировать модель финансовой политики коммерческого банка. При формировании данной модели необходимо учитывать, что финансовая политика должна быть неотъемлемой частью общего корпоративного управления в банке и не противоречить стратегическим целям деятельности банка.

Г лобальной целью стратегического управления в кредитной организации выступает достижение устойчивого долгосрочного роста стоимости банка при сохранении его финансовой устойчивости и соблюдении законодательных требований и ограничений [8, с. 30].

Основными направлениями корпоративного управления в кредитных организациях в соответствии с законодательством РФ [1, п. 2] являются: распределение полномочий, вопросов компетенции и подотчетности между органами управления, организация эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов; определение и утверждение стратегии развития деятельности кредитной организации и контроль за ее реализацией (включая построение эффективных систем планирования, управления банковскими рисками и внутреннего контроля); предотвращение конфликтов интересов, которые могут возникать между участниками (акционерами), членами совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов, служащими, кредиторами, вкладчиками, иными клиентами и контрагентами; определение правил и процедур, обеспечивающих соблюдение принципов профессиональной этики; определение порядка и контроль за раскрытием информации о кредитной организации.

С точки зрения автора, при формировании системы элементов финансовой политики коммерческого банка, необходимо конкретизировать и дополнить перечень элементов, приведенный в описанной ранее общей схеме построения моделей, а также определить их содержание, учитывая следующие аспекты:

1) объединение в рамках финансовой политики банка его финансовой тактики и стратегии и их взаимосвязь;

2) соответствие финансовой политики стратегическим целям деятельности банка;

3) включение финансовой политики в общую систему корпоративного управления в коммерческом банке, предполагающего соблюдение определенных законодательством требований и ограничений в данной сфере;

4) осуществление в рамках реализации финансовой политики функций управления финансовой деятельностью банка, которые включают планирование, организацию, регулирование и контроль;

5) нестабильность факторов внешней среды и учет их воздействия на объекты финансовой политики банка.

Система элементов финансовой политики, по нашему мнению, может быть представлена следующим образом (см. рис. 1):

1) цели финансовой политики коммерческого банка;

2) финансовые ресурсы коммерческого банка;

3) система организации финансовой деятельности банка;

4) система финансового планирования;

5) система регулирования финансовой деятельности банка, включающая методы, рычаги и инструменты финансовой политики;

6) система контроля финансовой деятельности банка;

7) система обеспечения финансовой деятельности банка (нормативно-правовое обеспечение, информационное обеспечение, технологическое обеспечение);

8) система внешней поддержки финансовой деятельности банка;

9) результаты проведения финансовой политики;

10) ограничения (риски) финансовой деятельности банка.

Рассмотрим содержание, взаимосвязь и взаимодействие выделенных нами элементов финансовой политики коммерческого банка.

1. Цели финаисово11 политики банка. Конечной целью формирования и реализации эффективной финансовой политики коммерческого банка, на наш взгляд, является увеличение количества и качества финансовых ре-

сурсов банка при минимизации расходов банка и обеспечении необходимых уровней прибыльности и ликвидности с учетом всех видов банковских рисков. Поставленная цель позволяет выделить основные объекты финансовой

политики: 1) количество и качество финансовых ресурсов банка; 2) объемы доходов и расходов банка; 3) уровень прибыльности деятельности банка; 4) уровень ликвидности банка; 5) уровень риска банка.

Элементы финансовой политики коммерческого банки:

Цель (¡тнансовой политики банка - увеличение количества и качества финансовых ресурсов банка при шитпгацпн расходов банка н о6еспечемш необходимых уровней прибыльности II ликвидности с учетом всех видов банковских рисков

Финансовые

ресурсы

коммерческого

банка

Система органи иппт і['тнансовой деятельности банка

Системарегулі ¡рования (¡тнансовоіі деятельности банка (методы, рычат п і інструменти фпнанс ов ой по ш пт па і банка)

Система ірннансового нлатціоаіння

^-----1--------------------1—

т.....г......т +

I I

I

I

Система контроля і/пінансочон деятельности банка I--------*-

Система обеспечения (¡тнансовой деятельности банка

Резупынаты проведения финансовой политики банка

I

•« -і

I

N -I О

Система внешнегї поддержки г/тнансовой деятельности банка

Ограничения (риски) г]тнансовой деятельности банки

Рис. 1. Элементы финансовой политики коммерческого банка: состав и взаимосвязь

2. Финансовые ресурсы коммерческого банка. Учитывая более глубокую изученность в экономической литературе вопросов, связанных с формированием финансовой политики и финансовой стратегии предприятия, отметим, что финансовые ресурсы выделяют в качестве одного из элементов при рассмотрении финансовой стратегии предприятия [5, с. 38]. Под финансовыми ресурсами банка мы понимаем совокупность средств коммерческого банка, выраженных в денежной форме, которые могут быть использованы банком для выполнения своих функций и получения прибыли. Из данного определения следует, что успешное функционирование банка и, в частности, развитие его финансовой деятельности зависит от состава имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов, от их качественного состояния, использования по отдельным видам, от возможностей привлечения в случае необ-

ходимости дополнительных финансовых ресурсов. Именно финансовые ресурсы банка и их характеристики задают исходные условия для разработки его финансовой политики и выступают одним из критериев при оценке эффективности ее реализации. Все это обусловливает важность данного элемента и его тесную взаимосвязь со всеми остальными элементами финансовой политики коммерческого банка. С позиции автора, состав финансовых ресурсов банка может быть представлен следующим образом: 1) Денежные доходы банка, прибыль от банковских операций и других сделок, операционная прибыль и прочая прибыль; 2) Денежные накопления банка (резервный фонд и др.), использование которых дает банку возможность дальнейшего выполнения им своих функций, а также возможность роста доходов в перспективе; 3) Денежные поступления (взносы в уставный капитал; принятые вклады и депозиты; сред-

ства, поступившие на расчетные и текущие счета клиентов, на корреспондентские счета других банков; кредиты других банков и др.), выступающие главным источником банковской трансформации с целью получения дохода; 4) Доходные активы банка, средства в кассе банка, корреспондентские счета в других коммерческих банках, кредиты физическим, юридическим лицам и другим коммерческим банкам, вложения в ценные бумаги, вложения в основные средства, нематериальные активы.

3. Система организации финансовой деятельности банка. Данный элемент финансовой политики банка имеет большое значение, поскольку неэффективная организация финансовой деятельности банка сделает невозможным отлаженное действие и взаимодействие других элементов. Система организации финансовой деятельности банка представляет собой совокупность взаимосвязанных внутренних структурных подразделений и служб банка, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам его финансовой деятельности и несущих ответственность за результаты этих решений [11, с. 7]. Данная система активно влияет на процессы формирования и трансформации финансовых ресурсов банка, оптимизацию финансовых результатов банка. Ее функционирование должно способствовать достижению общей цели финансовой политики банка. По мнению автора, состав органов управления и подразделений коммерческого банка которые ответственны за определение и проведение его финансовой политики, можно сформировать следующим образом: 1) Совет директоров банка определяет стратегические цели финансовой политики банка, рассматривает и утверждает общую финансовую политику коммерческого банка, которая должна обеспечить эффективную финансовую деятельность банка и укрепление его рыночных позиций. В функции Совета директоров входит также рассмотрение отчетов о реализации финансовой политики и принятие решений о внесении в нее принципиальных изменений. 2) Правление банка является исполнительным органом и осуществляет следующие функции: определение путей реализации приоритетных на-

правлений финансовой деятельности банка, обозначенных Советом директоров с учетом уровня совокупного риска, принимаемого банком; общий контроль за соблюдением внутрибанковского законодательства при формировании и реализации финансовой политики банка; организация подготовки и представления Совету директоров годовых отчетов о результатах финансовой деятельности банка, а также отчетов о реализации финансовой политики. Отдельные вопросы, отнесенные к компетенции Правления банка, могут быть делегированы им Комитету по финансовой политике банка. 3) Комитет по финансовой политике банка создается для руководства и координации финансовой деятельности банка и обеспечивает согласование и реализацию стратегических и тактических финансовых целей. Выделение автором данного комитета обусловлено сложностью формирования эффективной финансовой политики, ее комплексностью и важностью для успешного функционирования банка. В функции данного комитета входят следующие: разработка финансовой политики банка, обеспечение условий для ее эффективной реализации; создание комитета анализа и оценки финансовых ресурсов банка, комитета по управлению активами и пассивами, комитета по привлечению средств физических лиц, комитета по привлечению средств юридических лиц, комитета по привлечению средств финансовых рынков, определение компетенции данных комитетов, утверждение положений о них; составление рекомендаций по внесению изменений в финансовую политику банка для ее совершенствования и представление их на утверждение Совету директоров банка. 4) Планово-экономическое управление выполняет следующие функции: организация процессов перспективного, текущего и оперативного планирования финансовой деятельности банка и контроля за выполнением планов; осуществление мониторинга информационной базы, используемой в процессах финансового планирования; формирование и развитие нормативной и методологической базы процессов финансового планирования.

5) Управление контроля за рисками осуществляет контроль за соблюдением ограничений финансовой деятельности банка, предусмот-

ренных финансовой политикой, направленных на снижение финансовых рисков банка; организует идентификацию и оценку уровня рисков. 6) Юридический отдел следит за изменениями и нововведениями в законодательных документах, регламентирующих финансовую деятельность коммерческого банка, доводит полученную информацию до соответствующих подразделений, подготавливает разъяснительные материалы и контролирует соблюдение общего и внутрибанковского законодательства при формировании и реализации финансовой политики банка. 7) Управление безопасности проверяет клиентов и контрагентов банка и выносит заключение о возможности сотрудничества с ними, формирует список недобросовестных клиентов и контрагентов и доводит его до соответствующих подразделений. 8) Отдел бухгалтерского учета и отчетности формирует базу данных о проведенных операциях, предоставляет эти данные планово-экономическому управлению. 9) Подразделения банка, непосредственно осуществляющие операиии по формированию и трансформаиии финансовых ресурсов составляют отчеты о проведенных операциях в соответствие с требованиями, установленными планово-экономическим управлением. Данные подразделения объединяются в две группы: 1) центры привлечения источников финансовых ресурсов (отдел по привлечению во вклады средств населения, отдел по привлечению в депозиты средств юридических лиц, отдел ресурсов и ценных бумаг и др.) и 2) центры трансформации финансовых ресурсов (отдел по кредитованию физических лиц, отдел по кредитованию юридических лиц, отдел по инвестиционному кредитованию и др.).

Необходимо отметить, что изложенная выше структура органов управления и подразделений банка, обеспечивающих проведение финансовой политики, индивидуальна для каждого банка и выстраивается на практике с учетом его потребностей, а также факторов внешней и внутренней среды его функционирования. Поэтому состав, название и набор функций подразделений в этой структуре в различных банках могут варьироваться. Неизменными остаются тесная взаимосвязь этих подразделений, неукоснительное

соблюдение сотрудниками банка общего законодательства РФ, внутрибанковского законодательства, следование принципам финансовой политики банка.

4. Система финансового планирования. Финансовое планирование позволяет оценить перспективы и определить потенциальные возможности развития финансовой деятельности банка. Именно с помощью системы финансового планирования определяются все основные методы и способы регулирующего воздействия на финансовые ресурсы банка. В экономической литературе к целям финансового планирования (бюджетирования) относят обоснование планов развития банка и согласование финансовых целей и параметров, достижение которых обеспечивает реализацию стратегии банка [8, с. 204]. Бюджетирование называют количественным аспектом планирования, предполагающим стоимостное измерение конкретных целевых ориентиров и способов их достижения и находящим свое выражение в форме специального документа (бюджета); процедурой планирования, способствующей управлению расходами и доходами банка, с целью установления необходимого баланса спроса и предложения на финансовые ресурсы банка и обеспечения необходимого уровня прибыльности [7, с. 105]. Систему финансового планирования, на наш взгляд, можно считать базовым элементом финансовой политики банка, поскольку данная система оказывает сильное влияние на другие элементы финансовой политики. Так, финансовое планирование позволяет обосновать достижимость целей финансовой политики, согласовать стратегические и тактические цели в рамках организации перспективного и текущего финансового планирования, определить источники финансовых ресурсов банка и эффективно распределить их, оценить риски финансовой деятельности и источники их покрытия, обеспечить возможность последующего контроля за достижением целевых показателей и, соответственно, за реализацией финансовой политики, а также оценить ее результаты.

5. Система регулирования финансовой деятельности банка, включающая методы, рычаги и инструменты финансовой политики, организует процессы формиро-

вания и трансформации финансовых ресурсов коммерческого банка в соответствие с действующим законодательством и финансовыми планами банка. Посредством данной системы обеспечивается отлаженное функционирование и взаимодействие различных элементов финансовой политики. Рассмотрим подробнее составляющие данной системы.

1) Финансовые методы. «Метод» в философском словаре трактуется как способ построения системы, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [10, с. 358 - 360]. В экономической литературе нет единого мнения по поводу понятия и состава финансовых методов [2, с. 60; 12, с. 27; 4, с. 107]. Финансовые методы, используемые банком, по нашему мнению, представляют собой приемы и операции, с помощью которых обеспечиваются и контролируются процессы формирования и трансформации финансовых ресурсов банка. Сформулированное определение позволяет включить в состав финансовых методов, применяющихся в банковской деятельности, следующие методы: методы управления финансовыми потоками банка, методы привлечения, методы резервирования, методы трансфертного ценообразования, методы ценообразования по банковским операциям и услугам, методы структурного анализа финансовых показателей, методы финансовых измерений, методы формирования профессиональных суждений, методы финансового прогнозирования, методы оценки рисков и др. На основании использования этих методов в банке должна быть сформирована комплексная методика формирования и трансформации его финансовых ресурсов. 2) Финансовые рычаги. Финансовые рычаги управления включают основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности. В банковской практике используется как стандартный набор финансовых рычагов (доход, прибыль, дисконт, дивиденд, котировка валютных курсов, штрафы, пени, неустойки и т.д.), так и специфические финансовые рычаги, характерные для

банковской деятельности: процентные ставки, тарифы и комиссионные по операциям банка, условия предоставления банковских продуктов и услуг, страховой депозит, льготный период погашения обязательств, процент отчисления в резервы на возможные потери по активным операциям. 3) Финансовые инструменты. Финансовые инструменты управления включают контрактные обязательства банка, обеспечивающие механизм реализации отдельных управленческих решений банка и фиксирующие его финансовые отношения с клиентами, инвесторами, акционерами, контрагентами на финансовом рынке, государственными органами, международными финансово-кредитными организациями и другими экономическими субъектами.

6. Система контроля финансовой деятельности банка. Данный элемент финансовой политики коммерческого банка предназначен для наблюдения за процессами формирования и трансформации финансовых ресурсов банка и проверки соответствия этих процессов законодательным требованиям и ограничениям, целям финансовой политики, финансовым планам банка, а также для выявления нарушений в осуществлении указанных процессов. Система контроля финансовой деятельности банка воздействует на различные элементы финансовой политики: позволяет следить за работой органов и подразделений, ответственных за проведение финансовой политики банка, за эффективностью применения финансовых методов, рычагов и инструментов, за полнотой использования информационного и технологического обеспечения финансовой деятельности, за уровнем принимаемых рисков. Важность рассматриваемой системы обусловлена ее необходимостью для обоснованного устранения выявленных недостатков.

7. Система обеспечения финансовой деятельности банка представляет собой систему, которая предоставляет банку сведения о законодательных требованиях и ограничениях финансовой деятельности, внешнюю и внутреннюю по отношению к коммерческому банку финансовую информацию, новейшие подходы, технологии и средства, необходимые для осуществления анализа и оцен-

ки финансовых ресурсов банка, финансового планирования, регулирования, подготовки и реализации эффективных оперативных управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности банка, для проведения контроля за их результатами. Данная система включает в себя три подсистемы: нормативно-правовое (законодательное) обеспечение, информационное обеспечение и технологическое обеспечение. 1) Норма-тивно-правовое обеспечение. Важность данного элемента обусловлена необходимостью соответствия финансовой политики и ее отдельных положений требованиям законодательства РФ и международным стандартам. В нормативно-правовом обеспечении финансовой политики коммерческого банка можно выделить 3 уровня: наднациональный (регламентирующие документы, которые создаются международными организациями, такими как Базельский комитет по банковскому регулированию, Организация экономического сотрудничества и развития и др.); общероссийский (законодательные документы РФ, которые регулирует деятельность коммерческого банка как юридического лица и кредитной организации) и внутрибанковский (законодательные документы, формируемые соответствующими подразделениями конкретного банка исходя из специфики его функционирования. 2) Информационное обеспечение банка состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации, которая используется, управляющими и служащими банка и удовлетворяет интересы широкого круга внешних ее пользователей (ЦБ РФ, основные кредиторы банка, внешние аудиторы и т.д.). Выделим основные аспекты информации, необходимые при формировании финансовой политики коммерческого банка: уро-

вень, условия и перспективы развития экономики страны и региона, где банк осуществляет свою деятельность; конъюнктура финансового рынка (объемы сделок, доходность, уровень процентных ставок, темпы изменений и т. д. на денежном, валютном, фондовом, кредитном, депозитном рынках, рынке драгоценных металлов); характеристики деятельности банков-конкурентов на различных сегментах рынка; потребности и

финансовые возможности клиентов - юридических и физических лиц и т.д. 3) Технологическое обеспечение. Стремительное развитие электронных технологий и высокая конкуренция на рынке банковских услуг, особенно после активного внедрения на рынок иностранных банков, повышают значимость технологического обеспечения финансовой деятельности банка. Новые технологии позволяют банкам обрабатывать информацию более эффективно, что снижает затраты на предоставление кредитов, идентификацию контрафактных кредитных карт и др., повышает качество обслуживания клиентов.

8. Система внешней поддержки финансовой деятельности банка. При определении элементов финансовой политики банка необходимо выделить систему внешней поддержки финансовой деятельности банка [11, с. 7], которая: включает межбанковские кредиты и депозиты, выступающие инструментами регулирования банковской ликвидности, фонды обязательного резервирования и страхования депозитов, средства которых могут использоваться банком для погашения своих обязательств в случае неплатежеспособности, льготное налогообложение и т. д.

9. Результаты проведения финансовой политики. Результаты финансовой политики выражаются в финансово-экономических показателях деятельности коммерческого банка и должны соответствовать целям финансовой политики. Таким образом, согласно сформулированным нами ранее целевым ориентирам финансовой политики, мы можем выделить основные группы данных показателей: 1) показатели, характеризующие качество финансовых ресурсов (показатели сбалансированности активной и пассивной части финансовых ресурсов, показатели стабильности ресурсов, показатели стоимости ресурсов, показатели диверсифицированности и структуры ресурсов, показатели эффективности использования заемных средств по доходам и по вложениям, показатели оценки клиентской базы и др.); 2) показатели, характеризующие уровень и структуру доходов и расходов банка; 3) показатели, характеризующие уровень прибыльности деятельности банка;

4) показатели, характеризующие уровень

ликвидности банка; 5) показатели, характеризующие уровень риска банка. Необходимо отметить, что в коммерческих банках должны составляться отчеты о проведении финансовой политики, в которых должны быть отражены ее результаты.

10. Ограничения (риски) финансовой деятельности банка. При формировании финансовой политики необходимо учитывать различные риски, сопутствующие осуществлению финансовой деятельности коммерческого банка. На наш взгляд, к основным видам рисков финансовой деятельности банка можно отнести риски проведения пассивных операций (депозитный риск, эмиссионный, риск снижения финансовой устойчивости и др.), риски проведения активных операций (кредитный риск и др.), рыночные риски (валютный, процентный и фондовый риски), риски несбалансированной ликвидности и потери ликвидности, операционные риски, риски, связанные с качеством клиентской базы, риски, связанные с качеством управления финансовой деятельностью банка. Непрерывный контроль всех обозначенных рисков будет способствовать повышению результативности финансовой политики. В соответствии с нормативными требованиями ЦБ РФ и стандартами управления рисками, банк должен обеспечить покрытие ожидаемых рисков за счет прибыли (текущего дохода), формируя резервы на возможные потери; покрытие непредвиденных рисков обеспечивается собственным капиталом банка.

Рассмотренные взаимосвязь и взаимодействие составных элементов финансовой политики коммерческого банка должны выстраиваться, по мнению автора, на следующих принципах: эффективности, оптимальности и адекватности, осторожности, понятности и непротиворечивости, ориентированности на клиентов, гибкости, технологично-

сти, принципе постоянного совершенствования финансовой политики.

В заключение отметим, что при практическом использовании выделенных нами элементов финансовой политики коммерческого банка, необходимо учитывать сложность и комплексность их состава, тесную взаимосвязь, характер взаимодействия и взаимовлияния, а также внешние и внутренние условия их формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Письмо ЦБ РФ № 119-Т от 13 сентября 2005 г. «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях». // СПС «Консультант Плюс».

2. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. -М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Бибикова Е. А. Сберегательная политика: теория и методология. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005.

4. Бланк И. А. Концептуальные основы финансового менеджмента. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003.

5. Журова Л. И. Механизм формирования финансовой стратегии предприятия. // Финансы и кредит. 2011. №6.

6. Камионский С.А.. Менеджмент в российском банке. Опыт системного анализа и управления. - Деловая библиотека " Омскпромстройбанка": http://www.bankir.ru.

7. Копченко Ю. Е. Финансовое обеспечение деятельности коммерческого банка: методология и механизмы финансирования. Дис. д. э. н. Саратов, 2009.

8. Поморина М. А. Концепция финансового управления в системе стратегического менеджмента банка. Дис. д. э. н. М., 2009.

9. Федоткина О.П. Депозитная политика региональных коммерческих банков. Дис. д. э. н. Саранск, 2006.

10. Философский энциклопедический словарь. / С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1989.

11. Хольнова Е. Г. Составляющие финансового механизма отечественного банковского менеджмента. // Финансы и кредит. 2008. № 28.

12. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА - М, 2007.

Рукопись поступила в редакцию 27.06.2011.

THE COMPOSITION AND THE PURPORT OF THE COMMERCIAL BANK FINANCIAL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

POLITICS MAIN ELEMENTS

S. Simontseva

The article includes substantiation of financial politics elaboration importance in commercial banks. The author has marked in and investigated in detail the main elements of commercial bank financial politics. The author has also formulated the basic principles of correlation and interaction of the commercial bank financial politics elements.

Keywords: elements, financial politics, financial resources, bank, financial planning, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.