Научная статья на тему 'Соревновательная практика как элемент развития лыжных гонок и ее современные тенденции'

Соревновательная практика как элемент развития лыжных гонок и ее современные тенденции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
991
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Терёхин А. М.

В данной работе рассмотрены актуальные проблемы современной отечественной методики тренировки в лыжных гонках. Результаты исследования показывают, что для современного этапа развития лыжного спорта характерно определенное несоответствие между состоянием соревновательной практики и процессом формирования теории и методики спортивной тренировки, отражающей её изменения, произошедшие в последнее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Терёхин А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitive practice as an element of the ski racing development and its modern tendency

In the present work the actual problems of the modem native methods of the training in ski racing are considered. The results of the investigation show that for the recent period of ski racing development is typical some discrepancy between the condition of the competitive practice and the forming process of the theoiy and methods of sport training, that reflects its change, that has happened during the last time.

Текст научной работы на тему «Соревновательная практика как элемент развития лыжных гонок и ее современные тенденции»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 796.П А. М. ТЕРЁХИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛЫЖНЫХ ГОНОК

И ЕЁ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ_

В данной работе рассмотрены актуальные проблемы современной отечественной методики тренировки в лыжных гонках. Результаты исследования показывают, что для современного этапа развития лыжного спорта характерно определенное несоответствие между состоянием соревновательной практики и процессом формирования теории и методики спортивной тренировки, отражающей её изменения, произошедшие в последнее время.

! Современный взгляд на развитие лыжных гонок свидетельствует о более новом и качественном подходе к тренировочному процессу. Совокупность всех факторов, влияющих на спортсмена в его соревновательной деятельности, в последнее время показы-_ | вает, что характер подготовки складывается с точки 2 ! зрения как спортивного календаря соревнований, | | так и функциональных возможностей спортсмена, | | для чего следует более рационально использовать £ I методические средства при подготовке к. ответствен-11 ным соревнованиям.

! Наиболее интенсивно развивающейся областью научной дисциплины является теория и методика

спорта. Это научное направление представлено работами Л.П. Матвеева, В.Н. Платонова, С. Н. Гуськова и других исследователей.

С начала 90-х г. XX в. в развитии и функционировании спорта происходят значительные изменения, в первую очередь они наблюдаются в программе соревнований. В лыжных гонках добавляются новые дисциплины, а также расширяются рамки коммерческих соревнований, что оказывает существенное влияние на тренировочный процесс спортсмена, структуру подготовки к Олимпийским играм, все это требует существенного изменения в построении методики подготовки спортсмена. Актуальность этой

проблемы отмечают как ведущие отечественные, так и зарубежные ученые Железняков (Болгария), Мра-цек (Германия) [1|.

В этой связи особый интерес представляют исторические данные по практике и теории лыжного спорта, на основании которых можно выявить закономерности их развития.

Стремление к возможно более широкому использованию соревновательной практики - одна из отличительных черт современного спорта. Формы тренировки, моделирующие условия соревнований и сами соревнования создают предпосылки, необходимые ДЛЯ достижения высоких результатов. Следствием отсутствия возможности участвовать п необходимом количестве соревнований является недостаточно полная адаптация спортсмена к факторам соревновательной ситуации и в связи с этим закономерное снижение эффективности соревновательной деятельности [2).

Соревнования являются специфическим ядром спорта. Успешное выступление спортсмена или команды в главных соревнованиях — олимпиадах и чемпионатах мира - является пока одной из главных целей системы подготовки спортсменов высшей квалификации [2].

Вместе с тем соревнования рассматриваются в качестве средств подготовки. Им, как и другим компонентам, присущи специфические особенности, позволяющие решать задачи, не реализуемые с помощью системы тренировки. Соревнования характеризуются тем, что должны включаться в систему подготовки только в том объеме, в каком они будут способствовать обеспечению готовности спортсмена к высшим достижениям в главных стартах года [3].

Дальнейшая разработка научных основ лыжного спорта требует проведения углубленных исследований всех его аспектов развития. Среди них имеет большое значение научная разработка вопросов методики обучения и методики тренировки. Успех решения этой задачи во многом зависит от глубокого и всестороннего изучения истории развития этих методик.

Цель работы заключается в исследовании процессов становления и развития соревновательной практики, теории и методики тренировки в лыжном спорте.

Закономерности развития отечественной теории и методики лыжного спорта являются объектом исследования. Предметом исследования является процесс развития соревновательной практики, методики подготовки спортсменов в лыжных гонках, развитие теории и методики лыжного спорта как научной учебной дисциплины.

Целевая направленность работы определила постановку и решение следующих задач:

1. Изучить процесс становления и развития соревновательной практики и методики тренировки в лыжном спорте.

2. Выявить особенности развития соревновательной практики, теории и методики тренировки на современном этапе.

Методы исследования.

1. Анализ и обобщение теоретических сведений.

2. Изучение и сопоставление методических положений и разработок в их историческом аспекте.

3. Анализ программ Олимпийских игр, Чемпионатов мира и протоколов соревнований.

4. Контент-анализ.

Источниковую базу исследования составили научно-методическая литература, учебники, учебные пособия, периодические издания.

Научная новизна состоит в изучении особенностей становления и разви тия методики тренировки в лыжном спорте и выявление закономерностей развития лыжных гонок на современном этапе с учетом соревновательной практики.

Теоретическая значимость заключается в том, что в теории и методики лыжного спорта будет дополнен исторический раздел по развитию лыжных гонок на современном этапе с учетом соревновательной практики.

Практическая значимость выполненного исследования заключаются в том, что его результаты могут бытьдчполиены в раздел теории и методики лыжного спорта и высших и средних учебных заведениях.

Результаты исследования

Разви тие и формирование системы соревновательной практики является важнейшей составляющей спорта. 'Значительное влияние на это оказывают совокупность социальных, политических и экономических процессов, происходящих в России и во всем мировом сообществе. Естественным образом эволюционировали международные программы соревнований в лыжных гонках, во многом благодаря поддержке влиятельных спонсоров и меценатов [4].

Особую роль в этом процессе на современном этапе играют средства массовой информации и телевидение, которые: стали нетолько ак тивными популяризаторами спорта, но и одним из финансовых источников ого развития. Кроме того, под воздействием коммерциализации и профессионализации спорта меняется система проведения соревнований.

В международном масш табе лыжные гонки стали в XX веке одним из наиболее интенсивно развивающихся видом спорта, о чем свидетельствуют создание в 1924 году Международной федерации лыжного спорта и включение лыжных гонок в программу мировых соревнований. Это стало началом проведения зимних Олимпийских игр и чемпионатов мира [5|.

На рисунках 1 и 2 отражено изменение программы соревнований у лыжников-гонщиков и лыжниц-гопщиц на Олимпийских играх.

Кстати сказать, лыжные гонки среди женщин вошли в олимпийскую программу впервые на шестых зимних Олимпийских играх 1952 года, которые прошли в столице Норвегии — Осло [6].

Международная федерация лыжного спорта, проводившая с 1925 года чемпионаты мира по своим дисциплинам, позднее (в послевоенный период) приняла решение о том, чтобы соревнования по этим видам, прошедшие на всех зимних олимпийских играх, начиная с 1 зимней Олимпиады 1924 года, зарегистрировать и как чемпионаты мира [7].

Динамика соревновательных дистанций на мировых первенствах представлена на рисунках 3 и 4.

Из приведенных иллюстраций видно, что программы соревнований О.И. и Ч.М. по лыжным гонкам претерпели значительные изменения в количестве и длине дистанций. Во многом это связано с ростом популярности лыжного спорта и характерной для начала 80-х г. XX века технической революцией в лыжных ходах, обусловленной модернизацией инвентаря [3].

Основные изменения программы соревнований состояли в следующем: в 1981 году впервые применялся коньковый ход; после пробного сезона 1984/85 г. этот стиль стал официальным. Программа соревнований чемпионата мира 1987 г. и Олимпийских зим-

Рис.1. Динамика соревновательных дистанций у лыжников-гонщиков на Олимпийских играх

Рис. 2. Динамика соревновательных дистанций у лыжниц-гонщиц на Олимпийских играх

Рис. 3. Динамика соревновательных дистанций у лыжников-гонщиков на чемпионатах мира

Рис. 4. Динамика соревновательных дистанций у лыжниц-гонщиц на чемпионатах мира

них игр 1988 г. была разделена на свободные и классические дистанции [4].

Помимо этих нововведений в период 1988-2004 годов включались и другие дисциплины — это смешанная эстафета 2 этапа женщины + 2 этапа мужчины (классический и свободный стиль), эстафета-спринт свободным стилем от 6 до 10 этапов у мужчин и от 4 до 6 этапов у женщин (командный спринт), а также дуатлон (классический + свободный стиль).

В настоящее время процесс трансформации программы мировой системы соревнований в лыжных гонках продолжается, так как особое влияние здесь оказывают коммерческие интересы, подкрепленные финансовыми вливаниями, что сейчас можно видеть на примере этапов Кубка мира.

Программа Олимпийских зимних игр, чемпионатов мира и Кубка мира после официального внедрения конькового хода в 1988 году претерпела значительные изменения. Основными тенденциями этого процесса стало увеличение количества дисциплин, унификация "женской" и "мужской" программ, появление спринтерских дистанций, а также дистанций сочетающих свободный и классический способы передвижения [7].

Кроме этого, в индивидуальных гонках стал применяться массовый старт и старты преследования. Одним из факторов можно отметить увеличение доли пребывания спортсмена на лыжном стадионе по сравнению с пребыванием на трассе, или, иначе говоря, сделать соревнования более зрелищными [2).

Новый аспект развития лыжных гонок многосторонен и разнообразен. Современный тренер знает, что подготовить спортсмена к наивысшей физической форме — это лишь одна сторона медали, так как соревнования крупного масштаба требуют от лыжника не только его усилий, но также качественную подготовку и обработку лыжного инвентаря. Во многом совокупность этих факторов предопределяют конечный результат выступления спортсмена [1].

В последние годы в развитии спорта высших достижений наблюдается непрерывная коммерциализация. Значительно изменилась внутренняя структура индивидуальной системы соревнований, в 2-3 раза повысилась ее физическая и психическая напряженность из-за значительных экономических стимулов.

Произошло резкое увеличение числа стартов на международном уровне и снижение числа стартов внутри страны. Во многих видах спорта образовалась группа спортсменов, которые пытаются решать параллельно две главные задачи года: успешно выступать на Олимпийских играх или чемпионатах мира и в коммерческих стартах, стартах Кубков мира или Гран-при [4].

Однако параллельно решать две эти задачи большей части ведущих спортсменов мира, особенно в олимпийские годы, оказывается не под силу.

Спортсмены и тренеры не всегда учитывают фактор снижения уровня подготовленности в связи с частыми стартами и не используют в соревновательном периоде отдельных промежуточных тренировочных мезоциклов, особенно накануне важнейших соревнований, что не позволяет им сохранять состояние спортивной формы [4].

Анализ выступления спортсменов на Олимпийских играх показывает, что большинство лидеров очень редко завоевывают золотые медали, а многие из них не занимают даже призовых мест. Это показывает, что в большинстве случаев олимпийскими чемпионами становятся спортсмены, не являющиеся победителями Кубков мира или Гран-при, многие из них принимали участие в этих серийных соревнованиях лишь с определенными "тренировочными" целями, ограничиваясь участием лишь на отдельных этапах [ 1].

Анализ участия призеров Кубков мира и Гран-при показывает аналогичную закономерность с различием лишь в том, что двойные успехи у них несколько выше, но все равно в отдельные годы не превышают показателя 40-50% [4].

Слишком большое число соревнований не позволяет спортсменам проводить нормальную тренировочную работу, восстанавливая уграченные в ходе напряженных турниров физические качества и уровень подготовленности.

Специалисты уже достаточно давно установили, что в индивидуальных дисциплинах участие в серийных соревнованиях с малыми интервалами отдыха между ними должно быть непродолжительным.

Таким образом, к окончанию соревновательного периода, когда проводятся главные старты года -Олимпийские игры или чемпионаты мира - резервы адаптации становятся практически исчерпанными.

Такие объективные показатели говорят о том, что планирование календаря соревнований у спортсмена нужно определенно корректировать с учетом его индивидуальных морфофункциональных возможностей.

Можно отметить, что, начиная с 90-х годов XX века, в соревновательной практике наблюдаются существенные изменения, причиной которых являются не только факторы развития спорта, но и внешние по отношению к спорту явления - коммерциализация международного спортивного движения и существенное влияние СМИ, приведшие к увеличению числа соревнований и включению в программу международных первенств нетрадиционных дис: танций [4].

Другой особенностью изменения соревновательной практики является тот факт, что с появлением новых современных дисциплин в лыжных гонках (например, спринт) стала проблема формирования и построения методики тренировки для конкретных дистанций. Во многом внедрение в программы международных соревнований коротких дисциплин ско-ростно-силовой направленности обусловлено характерной современной чертой практически любого вида спорта — сделать его более зрелищным. Таким образом, анализ современных программ соревнований по лыжным гонкам и в особенности научно-ме-■ тодической литературы свидетельствует об определенном отставании теории построения спортивной тренировки от интенсивно развивающейся соревновательной практики.

Выводы

1. Современное состояние развития методики обучения и тренировки обусловлено следующими преобразованиями:

— воздействие научно-технического прогресса на конструктивные особенности инвентаря лыжника-гонщика;

— изменение календаря соревнований, увеличение стартов как внутри страны, гак и за ее пределами, включение зрелищных спортивных дистанций в программу соревнований;

— коммерциализация лыжного спопта;

— существенное влияние средств массовой информации.

2. На развитие соревновательной практики в течение длительного времени определяющее влияние оказывали внутриспортивные факторы, для настоящего этапа развития лыжных гонок характерно интенсивное влияние внешних по отношению к спорту факгороч (коммерциализация, СМИ).

3. Анализ научно-ме годической литературы свидетельствует об определенном отставании теории построения спортивной тренировки от интенсивно развивающейся соревновательной практики.

Библиографический список

1. Ивлев A.B. К успеху через неудачи // Лыжный спорт: История развития и современный взгляд на методику тренировки: Сб. науч. тр. - Омск: СибГАФК. - 1997. - С, 37-41.

2. Бутии И.М. Лыжный спорт: Учебное пособие для студентов педагогических вузов по спец. 033100 - физ. культ. — М.: Академия, 2000. - 368 с.

3. Суслов Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы // ТиПФК. - 2002. - №11. - С. 31-33.

4. Тукманос А. Спортивные соревнования и их трансформация в 90-е годы // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы. — М.: Советский спорт, 2001. — С. 173.

5. Раменская Т.Н. Лыжному спорту в России 100 лет // Физическая культура в школе — 1995. - №6. — С. 04-70.

6. Штейнбах В.Л. Век олимпийский / В.Л Штейнбах. -М.: Тера-спорт: Олимпия PRESS. Кп.1: 1896-1963. - 2002. -342 е.: фот.

7. Сучилин A.A. Олимпийское образование: Учеб. Для студентов вузов физ. культ. / A.A. Сучилин, И.В. Печёрский. -Волгоград: Принт, 2001. - 426 с.

ТЕРЁХИН Алексей Михайлович, журналист-диктор, редактор спортивных новостей "Радио-Сибирь", г. Омёк, аспирант Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

Статья поступила в редакцию 07.09.06. © Терёхин А. М.

Книжная полка

Смолл Г. Чтобы мозгом не стареть. Библия памяти / Пер с англ. Е. Бондарчук. - М.: ACT, Астрепь, 2007.-318 с.

Одно из самых важных отличий человека от животных — наличие памяти, способной удерживать символы Без нее невозможно символическое мышление. Но за все надо платить — и способность абстрактно мыслить оборачивается огромной нагрузкой на мозг, приводящей к его преждевременному старению и заболеваниям.

В своей книге «Библия памяти» врач Гэри Смолл популярно рассказывает об устройстве мозга и дает ценные практические рекомендации о том, как поддержать его в «боевой готовности». Тут важны не только упражнения Работоспособность мыслительного органа очень сильно зависит от того, какие вещества он получает с кровью, так что для активного мозга диета важнане меньше, чем для красивом фигуры. Чтобыне мучиться пытаясь вспомнить название фильма, который вы посмотрели вчера, или имя соседа, с которым познакомились пять минут назад, придется существенно изменить образ жизни. Но результат того стоит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.