Научная статья на тему 'Сопровождение введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику образовательной деятельности школ Пермского края'

Сопровождение введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику образовательной деятельности школ Пермского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1454
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОВЗ / ФГОС НОО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ / ФГОС ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошнина О.Р., Лестова Н.Л., Аюпова Е.Е., Богомягкова О.Н., Наумов А.А.

В статье представлены результаты деятельности рабочей группы Министерства образования и науки Пермского края по организационному, информационному, методическому сопровождению введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО в Пермском крае. Описаны разработанные группой: алгоритм внедрения и проектирования современной практики реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, модели образовательного пространства для разных групп обучающихся с ОВЗ, рекомендации к построению программ коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошнина О.Р., Лестова Н.Л., Аюпова Е.Е., Богомягкова О.Н., Наумов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику образовательной деятельности школ Пермского края»

УДК 376

Ворошнина О. Р., Лестова Н. Л., Аюпова Е. Е., Богомягкова О. Н., Наумов А. А., Перетягина А. Г.

Сопровождение введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в практику образовательной деятельности школ Пермского края

Аннотация: В статье представлены результаты деятельности рабочей группы Министерства образования и науки Пермского края по организационному, информационному, методическому сопровождению введения ФГОС ОВЗ и ФГОСУО в Пермском крае. Описаны разработанные группой: алгоритм внедрения и проектирования современной практики реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, модели образовательного пространства для разных групп обучающихся с ОВЗ, рекомендации к построению программ коррекционной работы.

Ключевые слова: обучающийся с ОВЗ, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), модель образовательного пространства, программа коррекционной работы.

Современное состояние образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью в России и мире определяется сменой социально-культурной парадигмы, связанной с переходом от социально обусловленной полезности человека к уникальности и ценности его личности и самого факта жизни вне зависимости от продуктивности, работоспособности и возможности приносить обществу пользу. Современные международные и российские документы подтверждают право на полноценную жизнь, включение в широкое социокультурное пространство, интеграцию в общество, получение общего и профессионального образования всеми лицами с ОВЗ и инвалидностью.

Особым, в известной степени поворотным, моментом в развитии общего образования детей с ОВЗ стало принятие в 2014 году Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лиц с ОВЗ: ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ (далее - ФГОС ОВЗ)

[2], ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее - ФГОС УО [3]. Спецификой данных документов является то, что они не только регламентируют требования к структуре адаптированной образовательной программы, к условиям и результатам ее реализации. Их главная ценность состоит в том, что стандарты позволяют максимально вариативно учесть возможности и особые образовательные потребности (далее - ООП) обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологической картины, психолого-педагогических условий развития и образования ребенка в раннем периоде его жизни и других факторов.

Обозначенная вариативность является, с одной стороны, безусловным и бескомпромиссным приоритетом и достижением современного образования, позволяющим ориентировать его содержание на достижение максимально возможных результатов в области академической и жизненной компетентности каждого ребенка с ОВЗ, включая

тех из них, кто традиционно считался «необ-учаемым». С другой стороны, наличие значительного числа вариантов образовательных траекторий (от двух до четырех вариантов ФГОС в зависимости от нозологической группы, не считая разнообразия и уникальности вариантов специальных индивидуальных программ развития - СИПР) вызывает у педагогов школ значительные трудности в создании специальных образовательных условий в соответствии с рекомендованным обучающемуся с ОВЗ вариантом образования. Сложность ситуации усугубляется также тем, что дети с ОВЗ имеют право обучаться в общеобразовательных организациях разных типов - специальных и инклюзивных. В Пермском крае сегодня более половины детей с ОВЗ школьного возраста обучаются в условиях инклюзивных школ. Традиционно педагоги инклюзивных школ испытывают серьезные мотивационные, информационные, коммуникативные и технологические трудности в работе с детьми с ОВЗ. Данное положение дел усугубляется и становится еще более сложным в связи с введением ФГОС ОВЗ и ФГОС УО.

Обозначенные причины привели к созданию в 2016 году рабочей группы, деятельность которой в соответствии с приказом Министерства образования и науки Пермского края от 14 мая 2015 г. № СЭД-26-01-04-367 «Об утверждении плана-графика введения ФГОС ОВЗ и перечня апробационных площадок по введению ФГОС ОВЗ в Пермском крае» [4] направлена на организационное, информационное, методическое сопровождение введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО в Пермском крае. В состав рабочей группы вошли преподаватели и сотрудники кафедр специальной педагогики и психологии, теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», отдела воспитания и социализации Института развития образования Пермского края, ГКУ

ПК «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», педагоги и представители администрации 13 школ -апробационных площадок Пермского края.

Основные направления деятельности рабочей группы по сопровождению введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО были определены в соответствии с анализом практики образования детей с ОВЗ, мониторингом информационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных потребностей участников апробационных площадок:

• мониторинг информационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных потребностей участников апробационных площадок в контексте повышения эффективности научно-методического сопровождения введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО в Пермском крае;

• организация образовательного пространства для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, разработка алгоритма внедрения и проектирования современной практики реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, создание модели образовательного пространства для разных категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с требования ФГОС ОВЗ, ФГОС УО;

• организация образовательной деятельности обучающихся в условиях специальных (коррекционных) школ, общеобразовательных (инклюзивных) учреждений в соответствии с современной нормативной базой и требованиями ФГОС;

• проектирование, содержательное наполнение и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП) в части целеполагания, планирования результатов их освоения и проектирования системы оценивания в образовательных организациях разных типов в соответствии с требованиями образовательных стандартов и ООП обучающихся разных нозологических групп;

• разработка системы оценки достижения планируемых предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО для 1-2-х классов;

• составление методических рекомендаций по разработке программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО;

• создание открытого информационного ресурса «Сопровождение введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в Пермском крае»;

• повышение профессиональной компетентности педагогов Пермского края в вопросах образования и сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО.

Кратко охарактеризуем основные результаты деятельности рабочей группы.

С целью выявления основных трудностей, которые имеются у педагогов школ - апроба-ционных площадок, была разработана анкета для проведения мониторинга. В мониторинге приняли участие 56 педагогов школ - апро-бационных площадок. Целью мониторинга стало изучение информационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных потребностей участников рабочей группы в контексте повышения эффективности научно-методического сопровождения введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО в Пермском крае. В качестве наиболее выраженных затруднений участники рабочей группы обозначают следующие: отсутствие учебников и методических пособий, дидактических разработок для реализации требований ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, проектирование и оценивание личностных и предметных результатов освоения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, трудности проектирования программы коррекционной работы, разработки СИПР. Разрешение обозначенных проблем и трудностей стало основным содержанием деятельности рабочей группы.

Проблема организации образовательного пространства тесно связана с созданием системы специальных условий, позиционируемых в специальной педагогике и психологии как совокупность особых образовательных потребностей, которые позволяют максимально реализовать энергетические, когнитивные и эмоциональные возможности ребенка с ОВЗ. Создание специальных условий - это и очень серьезный организационный этап введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО, так как каждый образовательный стандарт представляет собой совокупность требований к условиям получения образования определенного уровня. В рамках деятельности рабочей группы были предложены и опробованы алгоритм внедрения и проектирования современной практики реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС УО и модель образовательного пространства для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требования образовательных стандартов.

Кратко охарактеризуем модели, предложенные научными руководителями и участниками рабочей группы. В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» [1] термин «образовательное пространство» представлен в ст. 3, где обозначен принцип «единства образовательного пространства», ст. 11, п. 1, ФГОС ОВЗ говорит о необходимости обеспечения «единства образовательного пространства Российской Федерации». Нормативные документы не дают определений данного понятия. Вместе с тем его анализ позволил более точно рассмотреть подходы к моделированию и созданию модели образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ. Образовательное пространство как составляющая более широкого социального пространства представляет собой образовательный континуум во всем многообразии системных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных,

а также духовно-информационных составляющих, целостность которого обеспечивается интеграционными процессами, проявляющимися на всех его уровнях и затрагивающими все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса. Говоря об образовательном пространстве, уместно иметь в виду определенным образом связанные между собой условия, которые могут оказывать влияние на образование человека. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося. Таким образом, «образовательное пространство» - это место (условия), где может произойти развитие человека или качественные изменения с ним.

Уровни образовательного пространства:

1. Условия, обеспечивающие реализацию ФГОС: организационные, нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические, финансовые - базис, задаваемый законодательными документами.

2. Системно-деятельностный подход как идеология образовательного пространства, его аксиологический базис, определяющий содержательное наполнение следующих уровней.

3. Самостоятельно определяемая образовательной организацией образовательная система, например «Школа 2100», «Школа России» и др.

4. АООП как отвечающие требованиям ФГОС ОВЗ, например обучающихся с сенсорными нарушениями (при условии дополнения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся).

5. Организационно- и содержательно наполненная система урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ, включая учебный план, график, содержание урочной и внеурочной деятельности.

6. Планируемые результаты: личностные, предметные, метапредметные как совокуп-

ность академических и жизненных компетенций.

7. Модель выпускника начального общего образования, включающая личностные качества, академические достижения и т. п.

На основе предложенных уровней может быть выстроена модель образовательного пространства для обучающихся с сенсорными нарушениями: глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих. Данная модель является, на наш взгляд, адекватной и при организации образования по другим вариантам ФГОС ОВЗ и ФГОС УО.

Другой вариант модели, ориентированной на сопровождение введения ФГОС ОВЗ в отношении обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС), представлен ниже.

Компоненты модели образовательного пространства обучающихся с РАС.

1. Целевой: цель, задачи.

2. Организационный (условия, средства, субъекты): особенности и специфика учреждения, условия набора в школу и распределение по классам детей с РАС, взаимодействие субъектов образовательного пространства, внутриведомственное и межведомственное взаимодействие, средства реализации образовательной деятельности обучающихся с РАС, организация коррекционно-развива-ющей среды.

3. Содержательный: концепция образовательной среды, развертывание образовательной деятельности, комплексное (психологическое и социально-педагогическое) сопровождение обучающихся с РАС, АООП.

4. Оценочно-результативный: ожидаемый результат, критерии результативности, система мониторинга.

Разные модели, разработанные представителями рабочих групп, рекомендованы для внедрения в практику общеобразовательных организаций разного типа в Пермском крае.

Далее представим разработанный и принятый в качестве базового для образова-

тельных организаций, реализующих АООП, алгоритм, включающий этапы/шаги проектирования и внедрения практики реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью:

1. Создание координационного совета.

2. Анализ условий внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

3. Планирование деятельности образовательной организации для качественного внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

4. Моделирование деятельности образовательной организации для реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

5. Апробация модели внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

6. Мониторинг деятельности образовательной организации на предмет соответствия требованиям ФГОС ОВЗ.

7. Корректировка деятельности образовательной организации по результатам мониторинга.

8. Стабильное функционирование образовательной организации в режиме практик внедрения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

Обсуждение предложенного и принятого рабочей группой алгоритма показало, что п.п. 5-6-7 реализуются циклично, опираясь на необходимость практики, фактические результаты и динамику внедрения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО в конкретной образовательной организации. Последний этап (шаг) предполагает завершение режима инновационной деятельности и начало режима стабильного функционирования образовательной организации. Инновационный характер алгоритма доказал право считаться таковым, так как в процессе введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО продемонстрировал возможность трансляции и воспроизведения.

Важным направлением деятельности рабочей группы стала разработка системы оценивания предметных результатов первых двух лет обучения по АООП в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО. В рамках консультации, проведенной с научными руководителями рабочих групп (по нозологиям), были разработаны рекомендации по созданию системы оценивания предметных результатов, которые включили пояснительную записку и описание собственно предметных результатов.

В пояснительную записку вошло краткое описание системы оценивания достижения планируемых предметных результатов освоения АООП, включающей:

• ООП обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп;

• основные цели и направления оценочной деятельности (знает... умеет... готов применить...);

• описание объекта оценивания (предметная область);

• критерии и содержание оценки (количественные, качественные);

• процедуры и состав инструментария оценивания (в соответствии с ООП обучающихся с ОВЗ);

• формы представления результатов (в соответствии с ООП обучающихся с ОВЗ).

Система предметных результатов может быть представлена следующим образом:

• вариант по ФГОС;

• предметная область;

• п редме т;

• предметные результаты по годам обучения (1-й класс, 1-й дополнительный и т. д.).

Данная структура разрабатываемых материалов обусловлена необходимостью более детального освещения вопросов оценивания предметных результатов в связи с введением ФГОС ОВЗ и ФГОС УО, то есть со сравнительно высокой новизной процесса оценивания в современных условиях, с одной стороны, и значительным числом

обучающихся с ОВЗ, которые получают начальное общее образование в условиях общеобразовательных школ, то есть в условиях инклюзивного образования, с другой. Представляется, что описанная в материалах рабочей группы детализация относительно специфики ООП, специальных условий, способов и т. д. оценивания будет полезна всем учителям, работающим с детьми с ОВЗ.

Важным и достаточно проблемным направлением деятельности рабочей группы стало составление методических рекомендаций по разработке программ коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО. Актуальность этой работы обусловлена прежде всего тем, что коррек-ционная работа является неотъемлемой и крайне важной частью адаптированной образовательной программы, реализуемой в соответствии с любым вариантом образования по ФГОС ОВЗ, ФГОС УО. Анализ практики образования обучающихся с ОВЗ в инклюзивных школах показал, что именно эта часть программы вызывает затруднения, связанные с отсутствием или недостаточностью опыта образования обучающихся с ОВЗ, отсутствием специалистов, одной из задач которых является разработка, реализация и отслеживание результатов освоения адаптированной программы в целом и ее коррекционной составляющей, в частности. Кроме того, проведение коррекционной работы является одной из ключевых ООП обучающихся с ОВЗ. Педагоги и администрация общеобразовательных (инклюзивных) школ демонстрируют непонимание конкретных образовательных потребностей обучающихся разных нозологических групп. Поэтому крайне важной задачей для участников рабочей группы стало содержательное наполнение программ коррекционной работы, реализуемых для обучающихся разных нозологических групп.

Участниками рабочей группы были выработаны требования к структуре программы

коррекционной работы и обозначены маркеры ее соответствия требованиям ФГОС ОВЗ, ФГОС УО.

Программа коррекционной работы должна содержать:

1. Общие положения: апелляция к ФГОС, принципы реализации программы коррекционной работы, цель коррекционной работы, маркировка основных задач коррекционной работы и распределение их в приоритетной последовательности (в соответствии с потребностями нозологии и годом обучения).

2. Основные направления (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, социально-педагогическое, информационно-просветительское).

3. Программы работы узких специалистов (перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся с ОВЗ и освоение ими АООП НОО).

4. Функционирование психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:

• система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего: психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их ООП; мониторинг динамики развития обучающихся и их успешности в освоении АООП НОО; корректировку коррекционных мероприятий;

• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников Организации и других организаций, специализирующихся в области социально-психолого-педагогической поддержки семьи и других социальных институтов, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

5. Планируемые результаты коррекцион-ной работы.

6. Возможные риски, связанные с невозможностью достижения планируемых результатов, и варианты их преодоления.

Приложение. СИПР: характеристика, структура, рекомендации по разработке, примеры.

Вопрос оценки соответствия содержания программы коррекционной работы ООП обучающихся с ОВЗ и требованиям ФГОС ОВЗ и ФГОС УО может быть решен посредством использования разработанных маркеров:

• Программа соответствует ООП обучающихся и варианту ФГОС ОВЗ, ФГОС УО;

• Программа содержит систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях образовательного процесса;

• В программе представлена система мониторинга индивидуальной динамики развития обучающегося данного варианта ФГОС ОВЗ/УО;

• В программе прослеживается соответствие:

a) диагностического инструментария и ООП соответствующей категории обучающихся;

b) выявленных ООП и содержания программы коррекционной работы;

c) выявленных ООП и планируемых результатов освоения программы коррекцион-ной работы;

• В программе имеются рабочие программы узких специалистов;

• В программе описан механизм внутреннего и (или) внешнего взаимодействия в рамках освоения АООП соответствующей нозологии;

• В программе отражены результаты коррекционной работы.

Одной из задач деятельности по сопровождению введения ФГОС ОВЗ, ФГОС УО в Пермском крае стало создание открытого информационного ресурса, где собран

инновационный опыт, лучшие практики и материалы школ - апробационных площадок по введению ФГОС ОВЗ, ФГОС УО в Пермском крае. Данный информационный ресурс создан и функционирует на площадке «Система дистанционного обучения ФППК ПГГПУ» по адресу: http://fppkdo.ru/. На сайте создан специальный раздел-курс «Сопровождение введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО в Пермском крае» по ссылке: http:// fppkdo.ru/course/view.php?id=321. В рамках данного ресурса представлены фрагменты адаптированных образовательных программ, методические рекомендации по разработке программ коррекционной работы для разных групп обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ, ФГОС УО, алгоритмы введения ФГОС, модели образовательного пространства для разных групп обучающихся с ОВЗ, статьи участников рабочей группы, конспекты уроков, видеофрагменты уроков и коррекционных занятий, аудиоматериалы, презентации и другие методические материалы краевых мероприятий и др.

За период деятельности участники рабочей группы организовали и провели две Всероссийские конференции «Открытый мир: объединяем усилия», 7 проектных и 5 стажировочных семинаров для педагогов школ - апробационных площадок и других общеобразовательных организаций Пермского края. В 2018 году участники рабочей группы и коллективы школ - апробационных площадок проводят 8 вебинаров и 7 стажировочных семинаров. В рамках обозначенных мероприятий традиционно представлен опыт деятельности рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ, ФГОС УО в Пермском крае.

Перспективами продолжения деятельности по научно-методическому сопровождению введения ФГОС ОВЗ и ФГОС УО в Пермском крае является продолжение работы по построению системы оценивания предметных результатов последующих лет

обучения, разработка программ коррекционной работы для первых вариантов ФГОС ОВЗ, реализующихся в условиях общеобразова-

тельной (инклюзивной) школы, разработка СИПР для четвертых вариантов ФГОС ОВЗ, второго варианта ФГОС УО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ

1. Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями от 3 августа 2018 г. http://base.garant.ru/70291362/4c3 e49295da6f4511a0f5d18289c6432/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014. № 1598 (зарегистрировано в Минюсте России от 03.02.2015 № 35847) file:///C:/Users/aser/Downloads/fgos_ru_ovz_nach.pdf.pdf

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014. № 1599 (зарегистрировано в Минюсте России от 03.02.2015 № 35850) file:///C:/Users/aser/Downloads/fgos_ru_ovz_intellect.pdf.pdf

4. Об утверждении плана-графика введения ФГОС ОВЗ и перечня апробационных площадок по введению ФГОС ОВЗ в Пермском крае//Приказ Министерства образования и науки Пермского края от14мая 2015 г. № СЭД-26-01-04-367 http://minobr.permkrai.ru/upload/iblock/0b6/4597file.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.