Научная статья на тему 'Сопровождение одаренных детей и оценка системы поддержки одаренности в разных странах мира'

Сопровождение одаренных детей и оценка системы поддержки одаренности в разных странах мира Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1530
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / GIFTED CHILDREN / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ / SUPPORT SYSTEM / GIFTED CHILDREN DETECTION / ОЦЕНКА И МОНИТОРИНГ / MONITORING AND EVALUATION / ПОДГОТОВКА НАСТАВНИКОВ / MENTOR TRAINING / ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потанина Александра Викторовна, Сафонова Наталья Михайловна, Синичкина Анастасия Александровна

В статье рассмотрены модели поддержки одаренных детей в различных государствах: европейских странах, Сингапуре, США. Обобщение зарубежного опыта позволило выявить основные векторы системы сопровождения, общие и частные подходы к оценке и мониторингу эффективности государственной или внутришкольной системы поддержки. Результатом исследования стало понимание актуальности разработки модели мониторинга как в нашей стране, так и в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE GIFTED CHULDREN SUPPORT AND ITS EVALUATION IN DIFFERENT COUNTRIES

The article deals with the models of the gifted children support in different countries of the world such as European countries, Singapore and the United States of America. Summarizing the foreign experience in this sphere the authors of the article managed to distinguish the main aspects in monitoring the system of the gifted children support in several states and in separate schools. The results of the investigation include understanding the importance of developing and improving the system of monitoring the gifted children support system in the Russian Federation and in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Сопровождение одаренных детей и оценка системы поддержки одаренности в разных странах мира»

УДК 376.545

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ Н ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОДАРЕННОСТИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

Потанина А.В., Сафонова Н.М, Синичкина А.А.

В статье рассмотрены модели поддержки одаренных детей в различных государствах: европейских странах, Сингапуре, США. Обобщение зарубежного опыта позволило выявить основные векторы системы сопровождения, общие н частные подходы к оценке н мониторингу эффективности государственного или внутриш-кольной системы поддержки. Результатом исследования стало понимание актуальности разработки модели мониторинга как в нашей стране, так и в Республике Татарстан.

Ключевые слова: одаренные дети; образование; система поддержки и сопровождения; выявление одаренности; оценка и мониторинг; подготовка наставников.

SYSTEM OF THE GIFTED CHULDREN SUPPORT AND ITS EVALUATION IN DIFFERENT COUNTRIES

PotaninaA.V., SafonovaN.M., SinichkinaA.A.

The article deals with the models of the gi fted children support in different countries of the world such as European countries, Singapore and the United States of America. Summarizing the foreign experience in this sphere the authors of the article managed to distinguish the main aspects in monitoring the system of the gifted children support in several-states and in separate schools. The results of the investigation include understanding the importance of developing and improving the system of monitoring the gifted children support system in the Russian Federation and in the Republic of Tatarstan.

Keywords: gifted children; education; the support system; gifted children detection; monitoring and evaluation; mentor training.

Введение

Большинство стран мира признают наличие особых образовательных потребностей у всех детей, в том числе и одаренных. Актуальность данной темы определяется необходимостью выявления одаренности, индивидуализации и дифференциации обучения одаренных детей, а также создания целостной системы их поддержки и сопровождения. Недоработанными остаются вопросы оценки эффективности работы такой системы поддержки одаренных детей в образовательных учреждениях и в государстве в целом.

Материалы и методы

Целью настоящего исследования является описание и сравнительный анализ подходов к поддержке и сопровождению одаренных детей в разных странах мира, а также выявление векторов и критериев оценки данной системы. Методами исследования послужили общенаучные методы описания, анализа и сравнения существующих систем поддержки одаренных детей и оценки их эффективности.

Результаты

В большинстве скандинавских стран (Норвегия, Дания, Швеция и Финляндия) не существует отдельных образовательных учреждений для одаренных детей. Однако законы в сфере образования данных государств определяют обязательную дифференциацию и индивидуализацию обучения такой категории детей. В указанных странах образовательные программы для учащихся с особыми способностями стали возможны благодаря гражданской активности. В Финляндии вопрос о дополнительных мерах поддержки одаренных не ставится, так как организация индивидуального подхода в обучение детей достигла высокого уровня.

В Швеции в качестве эксперимента в 2003 году запущена трехгодичная программа для одаренных детей в двух достаточно моло-

дых университетах. Следует заметить, что данная программа имеет государственное финансирование, для получения которого понадобились десятилетия упорных усилий исследователей и учителей.

Во многих странах на законодательном уровне существует возможность принимать свои нормативные положения в отдельной образовательной организации. Такие внутришкольные документы разрешают при определенных условиях осуществлять более ранний прием в школу, интенсифицировать обучение по определенным предметным областям на последнем этапе обучения в школе и в университетах, сдачу экзаменов экстерном. В Германии, в федеральной земле Нижняя Саксония, с 1995 года действует закон об ускоренном обучении одаренных учащихся [3, с. 103-109]. На современном этапе данное положение действует в школьном законодательстве всех земель ФРГ. Индивидуальный план развития каждого школьника в скандинавских странах стал обязательным документом.

В 1988 году в Германии запущена летняя программа «Немецкая школьная академия» (Deutsche Schüler Akademie). На формирование концепции программы школы большое влияние оказала американская программа для одаренных учащихся старших классов (CTY). В программе принимают участие одаренные школьники от 16-19 лет. Правительство ФРГ оказывает финансовую поддержку «Немецкой школьной академии», поэтому родители одаренных детей оплачивают только треть всех расходов. Дети из малообеспеченных семей учатся бесплатно. Участниками программы являются высокоодаренные дети из всех федеральных земель Германии. Как правило, они являются победителями конкурсов и олимпиад. Каждое лето в программе участвуют 90 учащихся [4].

Разнообразие образовательных стратегий в школьной системе Австрии представлено программами для одаренных учащихся всех девяти округов страны. В рамках программ функционируют летние программы и обширная сеть конкурсов, соревнований, олимпиад, школьных и внешкольных ресурсов обогащения и ускорения, специализированных классов и школ. При государственной поддержке осуществляется обучение одаренных детей и специальная профес-

сиональная подготовка учителей. У каждой школы своя стратегия обучения одаренных детей, так как строгих требования ни к содержанию обучения, ни к сертификации учителей в официальных документах не прописано. Даже наличие документа о подготовке учителей является желательным, а не обязательным условием.

В Великобритании одаренные дети не обучаются отдельно, они включены в общий образовательный процесс. В школах существует ряд мер выявления высоких способностей детей, расширенные и интенсивные учебные планы и сопровождение одаренных. В соответствии с программой Национальной ассоциации одаренных детей осуществляется мониторинг и сопровождение данной категории учащихся [5].

Каждая школа ежегодно публикует программу работы с талантливыми и одаренными детьми на год. Документ отражает основные векторы политики школы в работе с одаренными детьми, определяет круг и обязанности ответственных сторон, определяет критерии оценки эффективности процесса в целом.

На примере школы «Alekley Wood» в Англии можно продемонстрировать то, как система работает в целом в школах Великобритании. Попадая в школу, ребенок проходит тесты, выявляющие его особые способности. Одаренность при этом не выявляется только на основе тестирования, но на основе многих критериев. Эти критерии знает каждый учитель, который также проводит оценку одаренности ребенка. Критерии включают мнение родителей, оценку творческих работ, предыдущие достижения и т.д. То есть учитель отвечает за выявление потенциала ребенка и правильный выбор им учебных курсов.

В школе назначается руководитель программы поддержки одаренных детей в текущем учебном году, который в свою очередь координирует работу учителей. Координация касается выявления и сопровождения одаренных учащихся, согласования работы с отстающими.

Руководители методических объединений разрабатывают критерии оценки одаренных детей по предметным областям, регулярно обновляют списки одаренных детей и осуществляют методическое сопровождение по индивидуальным образовательным траекториям. Для сопровождения выявленных обучающихся организуются

регулярные собрания по обеспечению их необходимыми предметными курсами, участием в различных конкурсах и соревнованиях. От методического объединения назначается учитель, который держит связь с Главным координатором по работе с детьми с высоким потенциалом. В задачи данного лица, кроме описанных выше, входит работа с отчетом за предыдущие годы, выявление и составление списков способных детей по всем предметным областям, обработка данных и составление отчета и плана работы с определенными категориям одаренных учащихся, знакомство с данными документами руководителей МО и учителей. Главный координатор осуществляет мониторинг процесса сопровождения одаренных детей и ежегодно составляет отчет о продвижении каждого способного ученика.

Сайт министерства образования Сингапура также предоставляет информацию о работе с одаренными детьми и их дальнейшем сопровождении [6]. Согласно статистике Сингапура только три ребенка из 100 ООО являются особо одаренными академически. Выявление одаренных детей осуществляется на основе результатов тестирования, при этом министерство образования Сингапура рекомендует следующие тесты: тест Стэнфорд-Бине (SB-5) или Wechsler Intelligence Test (WISC-IV). Если ребенок будет идентифицирован как одаренный, для него будет составлен план персонализированного образования (PEP). Реализация данного плана предполагает написание отчета об академической успеваемости ребенка, его социальном и эмоциональном развитии в конце каждого семестра.

Таким образом, в большинстве стран национальная программа работы с одаренными детьми и далее подготовленные на ее основе программы работы с одаренными учащимися в школе предполагают мониторинг и оценку работы принятой системы. Важным вектором мониторинга работы с одаренными детьми в мировых практиках является оценка работы подготовленных наставников для одаренных детей.

На данный момент в педагогических университетах не только в Австрии, но и в Швейцарии существуют программы подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Европейский Совет по высоким способностям (ECHA Diploma) с 1996 года осуществляет обучение учителей.

В ФРГ важную роль играет подготовка педагогов для работы с одаренными учащимися. Особое внимание обращается на индивидуальность и оригинальность методики преподавания учителя. На преподавателя возлагается ответственность за развитие потенциала и таланта ребенка. Учитель обязан поддержать интересы и дарования учащегося.

Дифференцированный подход к разным типам высокоодаренных детей является важным пунктом. Исследование Г. Гснцс. У. Занд-фукса показало, что предварительным условием интегративного содействия одаренным детям является предоставление достаточной свободы действий с тем, чтобы управлять учебным процессом самостоятельно [7, 8]. Для достижения данной цели учитель должен овладеть разнообразными методами и приемами обучения. Меняется взгляд на роль учителя в общении с одаренными детьми. Учитель не только сопровождает процесс обучения и осуществляет консультации, но и проявляет уважение к личности одаренных детей, принимает во внимание их потенциал, потребности, непривычные образовательные траектории и образ мышления.

В США разработана национальная система наставничества, которая функционирует с 1990 года [9]. Данная система позволяет оценить и работу наставников с одаренными детьми. Американцы более склонны оценивать работу системы, нежели работу наставников. Поэтому изначально уделяется большое внимание отбору и обучению наставников, что также прописано в указанной программе. К инструментам оценки эффективности системы наставнической поддержки в США относятся: анкета самооценивания (для наставника), содержащая вопросы о работе, управлении и оценке системы наставничества; анкета для подопечного об отношениях внутри пары (наставник-подопечный), которая включает ряд вопросов, позволяющих оценить работу внутри пары по следующим индикаторам: взаимоотношения, целеполагание, внешние сопутствующие индикаторы (включение в программу поддержки, влияние родителей и т.д.); итоговый отчет, подготовленный местными органами управления системы наставничества; совещание по оценке работы программы с участием партнера MENTOR и администрации программы наставничества;

разработка плана улучшения работы программы на следующий год, включающего разработку тренингов для наставников; национальное и/или местное признание программы удовлетворительной.

При этом индикаторами эффективности программы являются: количество наставников, которых вновь приняли на работу, и количество доступных наставников для работы по программе; участие наставников в обучающих программах; время, затраченное на «подбор» пары наставник-подопечный; наличие обратной связи от наставников, подопечных, родителей или опекунов; наличие эффективных инструментов оценки участников; опора на сравнение предыдущих и настоящих результатов подопечных, наличие прогресса в их достижениях; периодическая оценка эффективности программы (в том числе оценка результатов групп обучающихся, работающих с наставником, и групп сверстников без наставников) [9].

Приведенные выше примеры демонстрируют достаточно разные взгляды и подходы к системе поддержки и сопровождения одаренных детей и молодежи за рубежом.

Заключение

Проведенное исследование показало, что мониторинг и оценка системы поддержки в одних странах представлены в общих чертах, в других странах (Германия, США) определены четкие критерии оценки работы системы в целом и работы наставников в частности. Отсутствие детально разработанной системы мониторинга и оценки в мировой практике определило необходимость разработки и апробации собственной системы мониторинга в Республике Татарстан. При этом несомненно, что подобная оценка эффективности системы поддержки должна носить не разовый, а системный и регулярный характер.

Информация о спонсорстве

Исследование выполнено при поддержке гранта AHO «Казанский открытый университет талантов 2.0», договор авторского заказа№06 от «05» сентября 2017 г. (Комплексная научно-методическая разра-

ботка по теме «Возможности самореализации детей и молодежи и система минимальных требований в поддержке развития потенциала детей, молодежи в системе образования и семье»). Финансирование работы ВНИК осуществляется в рамках реализации мероприятия Госпрограммы: №2.1 «Формирование научно-экспертного совета и внедрение системы мониторинга и оценки эффективности стратегического управления талантами в Республике Татарстан.

Список литературы

1. Портал психологических изданий PsyJoumals.ru [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n4/24498_full. shtml [Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы - Психологическая наука и образование. 2009. № 4] (дата обращения: 25.02.2018).

2. Henze G., Sandfuchs U. Erster Zwischenbericht der wissenschaftlichen Begleitung des „Schulversuchs zur intergrativen Förderung von Schülerinnen und Schülern mit besonderen Begabmigen an der Grundschule Beuthener Straße in Hannover. Universität Hildesheim. 1998. 246 S.

3. Попова Jl.В. Образовательные программы для одаренных детей в странах Европы // Психологическая наука и образование. 2009. № 4. С. 101-114.

4. Graumann О. Auswirkungen von Armut im Kontext von Schule // Schule in Not. Eine Institution sucht Verbündete. Bad Heilbrunn. 2011. S. 69-87.

5. The Gifted and talented children the U К [Электронный ресурс]. U RL: http://www.mensa.org.uk/gifted-talented (датаобращения: 27.02.2018).

6. Exceptionally gifted Children. Ministry of Education in Singapore [Электронный ресурс]. URL: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/ gifted-education-programme/exceptionally-gifted-children (дата обращения: 27.02.2018).

7. Heinbokel A. Überspringen von Klassen // Übergange in Bildung und Ausbildung. Klinkhardt-Verlag. 2014. 246 S.

8. Henze G., Sandfuch U., Zumhasch C. Integration hochbegabter Grundschüler. Längsschnittuntersuchung zu einem Schulversuch. Bad Heilbrunn: Klinkliard. 2006. 246 S.

9. The National Mentoring Partnership in the USA [Электронный ресурс]. URL: http://www.mentoring.org/(дата обращения: 27.02.2018).

Ю.Бобкова Е.Ю., Магсумов Т. А.. Максимов Я.А. Профессиональные стандарты в сфере образования: инновации в организации образовательного процесса: учебник. Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House, 2017. 168 с. DOI: 10.12731/ profstandart2017.

11. Аминов T.M. Средства общения в педагогической деятельности // Формирование системы ценностей в гуманитарной и социально-экономической подготовке учителя: Тезисы выступлений научно-практической конференции педагогических вузов Башкортостана. Уфа: Башкирский государственный педагогический институт, 1994. С. 43-45.

References

1. Portal psyhologicheskih izdaniy PsyJoumals.ru [The Portal of Psychological Issues] [Е-sourse]. URL: http://psyjoumals.ru/psyedu/2009/ n4/24498_full.shtml [Obrazovatelnye Programmy dlya Odareimyh Detey Evropy - Psyhologicheskaya Nauka I Obrazovanie - 2009. № 4] (reference date: 25.02.2018).

2. Henze G., Sandfuchs U. Erster Zwischenbericht der wissenschaftlichen Begleitung des „Schulversuchs zur intergrativen Förderung von Schülerinnen und Schülern mit besonderen Begabungen an der Grundschule Beuthener Straße in Hannover. Universität Hildesheim. 1998. 246 S.

3. Popova L. V. Obrazovatelnye programmy dlya odareimyh detei v stanah Evropy [Education programmes for gifted children in Europe] // Psyhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2009. № 4, pp. 101114.

4. Graumann О. Auswirkungen von Armut im Kontext von Schule // Schule in Not. Eine Institution sucht Verbündete. Bad Heilbrunn. 2011. S. 69-87.

5. The Gifted and talented children the UK [Е-source]. URL: http://www. mensa.org.uk/gifted-talented (reference date: 27.02.2018)

6. Exceptionally gifted Children. Ministry of Education in Singapore [E-source]. URL: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/gifted-education-pro-grannne/exceptionally-gifted-children (reference date: 27.02.2018).

7. Heinbokel A. Überspringen von Klassen // Übergange in Bildung und Ausbildung. Klinkhardt-Verlag. 2014. 246 S.

8. Henze G., Sandfuch U.. Zumhasch C. Integration hochbegabter Grundschüler. Längsschnittuntersuchung zu einem Schulversuch. Bad Heilbrunn: Klinkhard. 2006. 246 S.

9. The National Mentoring Partnership in the USA [Е-source]. URL http:// www.mentoring.org/ (reference date: 27.02.2018).

10. Bobkova E. Yiu Magsumov T.A.,Maksimov YaA. (2017). ProfessionaTnye standarty v sfere obrazovaniya: innovatsii v organizatsii obrazovaternogo protsessa: uchebnik [Professional standards in education: innovations in the organization of educational process: textbook], Saint-Louis, Missouri, USA: Science and Innovation Center Publishing House [in Russian]. DOI: 10.1273 l/profstandart2017

11. AminovT.M. (1994). Sredstvaobshcheniyavpedagogicheskoideyaterno-sti [Means of communication in pedagogical activity]. Formation of system of values in humanitarian and social and economic training of the teacher '94: NaucJmo-prakticheskctya konferentsiya pedagogicheskikh vuzovBas-hkortostcma - Scientific-practical conjerence of pedagogical universities of Bashkortostan, (pp. 43-45). Ufa: Bashkirskiigosudarstvennyipedagogich-eskii institut [in Russian].

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Потанина Александра Викторовна, доцент кафедры русского языка и литературы, кандидат филологических наук, доцент Набережночелнинский государственный педагогический университет

ул. Низаметдинова, 28. г. Набережные Челны 423806, Россия apotanina(d)mail. ги

Сафонова Наталья Михайловна, доцент кафедры педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова, кандидат психологических наук, доцент

Набережночелнинский государственный педагогический университет

ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны 423806, Россия safonova05(ci)mail. ги

Синичкина Анастасия Александровна, доцент кафедры рома-но-германских языков и методик их преподавания, кандидат филологических наук, доцент

Набережночелнннскш! государственный педагогтескгш университет

ул. Нпзаметдгтова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Россия ladyasa(ci)mail. ги

DATA ABOUT THE AUTHORS Safonova Natalja Mihailovna, associate professor of Department of Pedagogy and Psychology named after Z.T. Sharafutdinov, PhD in Psychology, associate professor

Naberezhnye Chelny Pedagogical University 28, Nizametdinov street, Naberezhnye Chelny, 423806, Russia safonova05(ci)mail. ru ORCID: 0000-0001-5394-6658

Potanina Aleksandra Viktorovna, associate professor of Department of the Russian Language and Literature, PhD in Philology, associate professor

Naberezhnye Chelny Pedagogical University

28, Nizametdinov street, Naberezhnye Chelny, 423806, Russia

apotanina(a)mail. ru

ORCID: 0000-0001-5332-0022

Sinichkina Anastasia Aleksandrovna, associate professor of Department of Roman-Germanic Languages and Methods of their Teaching, PhD in Philology, associate professor

Naberezhnye Chelny Pedagogical University

28, Nizametdinov street, Naberezhnye Chelny, 423806, Russia

ladyasa(ci)mail. ru

ORCID: 0000-0002-8163-6099

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.