Научная статья на тему 'Сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития учащихся школы'

Сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития учащихся школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2369
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ТЬЮТОР / СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желтышева Любовь Анатольевна, Швалева Лариса Геннадьевна

В статье представлен опыт работы по выбору способов сопровождения индивидуальной образовательной траектории развития учащихся в условиях массовой муниципальной школы. Раскрыты особенности построения образовательного процесса на всех ступенях обучения, что позволяет достичь предметных, ме-тапредметных и личностных результатов обучения выпускника школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желтышева Любовь Анатольевна, Швалева Лариса Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития учащихся школы»

УДК 371.311.7 ББК Ч420.24

Л.А. Желтышева, Л.Г. Швалева

Сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития учащихся школы

В статье представлен опыт работы по выбору способов сопровождения индивидуальной образовательной траектории развития учащихся в условиях массовой муниципальной школы. Раскрыты особенности построения образовательного процесса на всех ступенях обучения, что позволяет достичь предметных, ме-тапредметных и личностных результатов обучения выпускника школы.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальный учебный план, тьютор, сопровождение.

Приоритетным направлением деятельности учителя в нашей школе является развитие личности ученика, его индивидуально-творческих способностей. Активную работу в данном направлении школа начала в 2001 году, получив статус краевой опорной площадки по реализации развивающего обучения на всех ступенях при ПОИПКРО.

Основными независимыми результатами работы любого образовательного учреждения являются показатели итоговой аттестации в 9-м классе и результаты ЕГЭ. Наша школа на протяжении ряда лет показывает стабильно высокие результаты: наблюдается положительная динамика успеваемости и

качества обучения, ученики школы становятся победителями олимпиад и конкурсов различного уровня. Однако при изучении запросов родителей и детей выяснилось, что часть опрошенных считает: обучение в школе недостаточно позволяет им развивать и реализовывать свои способности.

С целью разрешения данной проблемы мы изучили существующие подходы к организации обучения на третьей ступени и решили, что наиболее оптимальным вариантом является профилизация образования. Однако мы понимали, что в условиях небольшой школы (480 человек) фактически невозможно сформировать полноценные профильные классы, тем более в ситуации значительных расхождений в потребностях и интересах учащихся и их родителей. Единственный приемлемый для нас способ профи-лизации в старшем звене, который мы увидели, - это организация обучения по индивидуальным учебным планам.

В этом направлении администрацией школы разработан проект «От массовой школы - к школе для каждого». Идея проекта заключается в организации профильного обучения через организацию обучения учащихся третьей ступени по индивидуальным учебным планам.

Для успешной реализации проекта необходимы соответствующие условия: кадровый состав, материально-техническая база, оснащенность научной и методической литературой. Школа укомплектована кадрами полностью: в настоящее время в ней работают 32 педагога; основной состав педагогического

коллектива (21 человек) имеет стаж работы от 11 до 30 лет; категорий-ность составляет 72%; средний возраст педагогов: 40-47 лет. Материально-техническая база, оснащенность научной и методической литературой с каждым годом улучшаются, благодаря реализации краевых проектов. Данные показатели свидетельствуют о том, что в школе имеются все возможности преподавать учебные предметы на базовом и углубленном уровне.

Организация работы по проекту привела нас к необходимости освоения новых технологий, в частности, технологий тьюторского сопровождения. По мнению Г. Беспаловой, главной характеристикой человека современного общества является его способность к самообразованию, при котором основным субъектом планирования, организации, регулирования и осуществления образования может выступать только сам человек, ученик, личность.

В основе деятельности педагогов лежит индивидуализация образования, предполагающая выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Индивидуальный подход ориентирует на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Т.М. Ковалева считает, что учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации

учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено. Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы.

Задача педагога-тьютора, по мнению Г. Беспаловой, - это расширение образовательного пространства каждого учащегося с целью преобразования этого пространства в открытое, которое не формирует определенный образ, а имеет определенную цель: дать опыт самоопределения каждому ученику. Тьюторская деятельность может осуществляться в различных масштабах. На сегодняшний день «Международной тьюторской ассоциацией» разработан документ «Профессиональный стандарт тью-торского сопровождения формирования и реализации индивидуальных программ школьника».

В нашей практике мы занимаемся проектированием форм организации сопровождения в условиях массовой муниципальной школы, в которой тьюторство не носит и не может носить массового всеобъемлющего характера. Ввести в практику работы ставку тьютора невозможно, поэтому, говоря о тьюторе, мы подразумеваем учителя, классного руководителя, занимающего тьюторскую позицию. Педагог-тьютор специально организует ситуации в урочной и внеурочной деятельности, где возможно было бы проявить или сформировать «заказ» ученика на знания, что и за-

фиксировано в ФГОС нового поколения.

Наш опыт показывает, что основным условием, которое позволяет осуществлять индивидуальное сопровождение ребенка, является построение образовательного процесса как школы самостоятельного выбора.

В нашем случае цель педагога -способствовать подростку в осознании индивидуальных самообразовательных целей и построении индивидуальных самообразова-

тельных планов; овладении им самообразовательной деятельностью; осознании и овладении культурными средствами самообразования через такие формы, как библиотеки, кружки, спортивные секции и учреждения дополнительного образования (Детская школа искусств, Дом детского творчества, физкультурно-оздоровительный комплекс, клубы по месту жительства).

Особенность сельского поселения состоит в том, что основным средством самообразования для подростка является школа, поэтому деятельность педагогов направлена на создание условий для осознания школьником возможностей использования ресурсов школы для достижения собственных самообразовательных целей. Начав деятельность в данном направлении, мы столкнулись с рядом вопросов, и прежде всего с тем, что невозможно вести эту работу только на третьей ступени. Начинать ее надо гораздо раньше, уже с начальной школы.

Проблема разработки модели тьюторского сопровождения в условиях обычной массовой школы (какой является наша школа) заключа-

ется в том, чтобы найти механизмы такого сопровождения, которые не требуют изменения учебного плана и сохраняют классно-урочную систему. Поэтому мы определились, что тьюторскую позицию должны разделять администрация образовательного учреждения и педагог, классный руководитель. Тьютор-ское сопровождение деятельности ребенка осуществляется по следующим направлениям: сопровождение исследовательской деятельности, сопровождение индивидуальных учебных планов учащихся, профориентационной работы; сопровождение детей с девиантным поведением, одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья; сопровождение в спорте; сопровождение внешкольной образовательной деятельности и др.

Нами апробирована такая организационная форма осуществления сопровождения образовательной траектории учащихся, как тьютор-ский класс. Именно ее мы считаем наиболее эффективной в условиях массовой школы. Суть ее состоит в том, что сопровождение ученика осуществляется в двух направлениях.

Во-первых, педагог осуществляет индивидуальное сопровождение каждого учащегося: работает над проблемами осознания и уточнения познавательного интереса, формирования индивидуальной планкарты познавательного маршрута, рефлексирует вместе с учеником способы, виды и эффективность его познавательной деятельности, обсуждает выявленные проблемы.

Во-вторых, педагог удерживает общую образовательную ситуацию

в классе как ситуацию открытого образования. Здесь индивидуальная работа ученика с педагогом рассматривается как ресурс такого образования. Взаимодействие строится вокруг единства деятельности, а не предметности: например, сбор портфолио, совместный проект, участие в различных мероприятиях.

Чтобы помочь ребенку сделать осознанный выбор своего образовательного маршрута, нами разработана карта образовательных ресурсов, которая начинается с формулировки учеником образа будущего. Он определяет себе образование, будущее желаемое место работы, объем доходов, структуру времени, досуг, карьерный рост, круг общения, географическое место жительства и т.д. В карте представлен учебный план школы и компоненты образовательного процесса вне плана, прописаны цели реализации ресурса, продукт деятельности, условия, форма (очная/ заочная), место получения (включены ресурсы не только школы, но и учреждений поселка), сроки реализации, преподаватели. Ребенок имеет возможность взять эту карту домой и вместе с родителями сделать выбор образовательных ресурсов.

Для учащихся начальной школы предлагается по 10 часов внеурочной деятельности в 1 и 2 классах. Педагогами школы разработано более 15 программ внеурочной деятельности: «Развитие здоровой

личности», «Разговор о правильном питании», «Русские шашки», «Золотые ручки», «Акварелька», «ТРИЗ», «Мир, в котором мы живем» и др. В этом учебном году налажено сотрудничество с Домом

детского творчества, куда учителя водят группы ребят на занятия. Ребенок совместно с родителями делает выбор, что ему интересно, чем ему хочется заняться. Тем самым, ребенок получает первый опыт работы в системе дополнительного образования.

Ученики начальных классов и 5, 6, 7-го классов пробуют себя в различных интеллектуальных и творческих конкурсах, спортивных мероприятиях.

С начальной школы ребята получают первый опыт написания учебно-практических работ, успешно представляют их на школьной ежегодной конференции «Шаги в науку», которая проводится уже более 15 лет. За это время написано более 300 работ. Также ученики представляют свои работы в муниципальном конкурсе учебно-исследовательских работ учащихся, занимая призовые места. Темы для своей работы ученик предлагает в основном сам («Природа цунами», «Мои любимые кошки», «Аватар и никнейм: загадки виртуального образа в сети Интернет», «Трудоустройство подростков в поселке Суксун»).

Таким образом, в 1-7 классах решается основная задача деятельностного подхода - развитие ученика, осознающего, что и зачем он делает.

В среднем школьном возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки пока еще не могут без помощи педагога заниматься самоанализом, но уже в достаточной степени (особенно к 8-9-му классу) могут пользоваться теоретическими рассуждениями, мыслить критически и логически.

Подростковый возраст играет важную роль в плане профессионального становления личности. Именно у подростков закладывается отношение к различным видам профессиональной трудовой деятельности. На этом фоне происходит дифференциация отношения школьников к различным учебным предметам.

В 7-8-х классах реализуется проект «Все работы хороши - выбирай на вкус»: ребенок презентует перед одноклассниками ту профессию, которая для него наиболее интересна в данный момент. В рамках работы над реализацией этого проекта организуются встречи с людьми разных профессий, а также профессиональные пробы в ходе экскурсий на предприятия Суксунского района (больница, прокуратура, завод РОСОМ3), а также Пермского края.

К концу 8-го класса ребенок пробует свои силы, сдавая переводной экзамен по русскому языку, математике и одному предмету по выбору учащегося.

В 9-м классе ученик выбирает спецкурсы, которые ему необходимы для реализации своего образовательного потенциала из набора, предоставляемого школой.

Всего представлено более 10 направлений для спецкурсов. Например, «География Суксунского района и Пермского края», «Роль орфографии и пунктуации в письменном общении», «Служители Фемиды», «Основы логики» и др. Для наибольшей эффективности проведения спецкурсов часть факультативных занятий в 9, 11-м классах вынесена на шестой учебный день (суббота).

В результате выстроенной рабо-

ты по сопровождению образовательной траектории школьника до 80% выпускников 9-х классов сдают экзамены в форме тестов ФИПИ. 100% выпускников основной школы либо продолжают образование в средних специальных (профессиональных) учебных заведениях, либо приходят в школу получать среднее образование. При поступлении в 10-й класс мы не проводим вступительных испытаний, давая каждому ученику возможность получить среднее образование. Ребенок, приходя в 10-й класс, в принципе, уже может сделать осознанный выбор предметов для изучения на базовом и углубленном уровне. Но наша работа на этом не заканчивается.

Старшая школа занимает ключевое место в современном образовании: по результатам, достигнутым выпускниками старшей школы, судят об эффективности всей системы общего образования. Поэтому обратимся к построению процесса обучения на третьей ступени. Организация обучения по индивидуальным учебным планам изменила принципы формирования учебного плана школы и составления школьного расписания занятий.

В конце августа учащиеся и родители 10 и 11-го классов проходят процедуру заключения договоров, в которых фиксируется количество учебных часов для изучения на базовом и углубленном уровне, утверждается перечень образовательных ресурсов, используемых учеником для реализации своего образовательного маршрута. Этому предшествует очень важная работа: знакомим детей и родителей с алгоритмом разработки индивидуаль-

ного учебного плана, озвучиваем нормы и ограничения, в частности, обращаем внимание, что максимальное количество часов, которое соответствует нормам СанПиН, -это 37 часов при 6-дневной учебной неделе, поэтому ученик не может выбрать количество часов, большее заданной нормы.

Далее ученику совместно с родителями дается время, чтобы изучить подробно, какой спектр услуг предоставляется, то есть изучить карту образовательных ресурсов школы. Если есть необходимость, можно проконсультироваться со специалистами приемной комиссии относительно того, какой набор учебных предметов в наибольшей степени соотносится с перспективами по продолжению образования.

В результате ребенок совместно с родителями выбирает набор ресурсов, обосновывает свой выбор. Этот этап работы заканчивается подписанием трехстороннего договора (ребенок, родитель, директор). Договор имеет стандартную форму, в нем прописываются права и обязанности сторон. Как приложение к договору подписывается индивидуальный учебный план.

На следующем этапе проводится анализ индивидуальных учебных планов учащихся, составляется сводная ведомость; проводится комплектование групп, составляется расписание. Для оптимизации потоков составляется так называемое нелинейное расписание. Если при обычном варианте у каждого класса свое расписание, свои уроки, то в 9-м классе предметы учебного плана проходят у каждого класса, а на спецкурсы классы объединяют-

ся и делятся на предметные группы, которые работают в одно и то же время.

На третьей ступени у нас по одному классу, поэтому в расписании первыми и последними уроками ставятся базовые предметы или предметы по выбору, а между ними те предметы, которые посещают все ученики.

Основной единицей сопровождения на третьей ступени является так называемая тьюторская встреча - обсуждение педагогом и учеником самостоятельных шагов, сделанных ребенком для достижения своей образовательной цели.

Регулярной остается и работа с родителями старшеклассников. Один раз в четверть (как минимум) организуются встречи с учителями-предметниками (вначале учителя обязательных предметов - русского языка и математики - знакомят с динамикой достижений каждого ученика по своему предмету, затем родители расходятся по группам и работают с учителями, ведущими предметы по выбору ученика).

Таким образом, индивидуальные учебные планы продолжают формирование и развитие общекультурной компетентности, заложенной в начальной и основной школе, и позволяют сформировать допро-фессиональную компетентность учащихся.

Какие результаты обучения показывают школьники?

Выпускники школы на протяжении ряда лет показывают результаты ЕГЭ на уровне краевых по русскому языку и информатике. А по биологии, обществознанию, химии, литературе показатели выше крае-

вых. Лучший результат по биологии - 91 балл, по русскому языку -95 баллов, по химии 86 - баллов, по обществознанию - 80 баллов; три человека в 2012 году набрали более 225 баллов по трем предметам ЕГЭ (а именно: 272, 237, 228).

Ежегодно учащиеся школы принимают участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Результативность выступления составляет в среднем 50%. Ежегодно участники по литературе, биологии, ФК выходя в региональный этап и занимают там призовые места (3 место по биологии, 3-е место по литературе в 2013 году).

Стопроцентное желание учащих -ся продолжать свое образование еще раз подтверждает правильность наших действий. А главное, дети отмечают, что научились общаться, стали более раскрепощенными, что каждый, даже в базовой группе, может быть успешен.

Таким образом, все виды деятельности, организуемые педаго-

гическим коллективом школы, нацелены на одно - помочь ребенку ответить на главные вопросы: ЧТО ДЕЛАТЬ? КЕМ БЫТЬ? А значит, каждый учащийся получает возможность: достичь своего соб-

ственного образа, определить свой путь в образовании, принять ответственность за свое будущее.

Список литературы:

1.Артемова Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. - М.: Просвещение, 2002.

2.Афанасьева Т.П., Немова Н.П., Еро-шин В.И., Пуденко И.И. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии. - М.: ИУП РАО, 2006.

3.Беспалова Г. Тюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы 2007. - № 7. - С. 51-58.

4.Ковалева Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.