Научная статья на тему 'Сопоставительный анализ прагматических средств выражения агрессии на материале англоязычных литературных произведений XIX и XX веков'

Сопоставительный анализ прагматических средств выражения агрессии на материале англоязычных литературных произведений XIX и XX веков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / вербальная агрессия / диахрония / обвинение / порицание / оскорбление / угроза / emotions / verbal aggression / diachronic / suppression / blame / humiliation / threat

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гичева Н. Г.

Статья посвящена исследованию прагматических средств выражения вербальной агрессии на материале англоязычной литературы XIX и XX вв. Обозначены ключевые позиции, составляющие теоретическую базу исследования, выделены наиболее часто употребляемые способы выражения вербальной агрессии в речи. Приведены результаты сопоставительного анализа средств выражения агрессии в литературных произведениях в двух временных срезах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of pragmatic means of expressing aggression in the works of English and American writers (XIX–XX centuries)

The present paper deals with the study of pragmatic means of expressing verbal agression in English literature of XIX and XX centuries. The key problems of verbal agression are touched in the article and the results of synchronic and diachronic analyses are given. The most used means of expressing verbal aggression in different periods of time are revealed.

Текст научной работы на тему «Сопоставительный анализ прагматических средств выражения агрессии на материале англоязычных литературных произведений XIX и XX веков»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 156-158.

УДК 802.0 Н.Г. Гичева

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАГМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX И XX ВЕКОВ

Статья посвящена исследованию прагматических средств выражения вербальной агрессии на материале англоязычной литературы XIX и XX вв. Обозначены ключевые позиции, составляющие теоретическую базу исследования, выделены наиболее часто употребляемые способы выражения вербальной агрессии в речи. Приведены результаты сопоставительного анализа средств выражения агрессии в литературных произведениях в двух временных срезах.

Ключевые слова: эмоции, вербальная агрессия, диахрония, обвинение, порицание, оскорбление, угроза.

Вниманию читателя предлагаются результаты исследования и размышлений по поводу феномена, который в последние годы является объектом изучения в таких научных областях, как психология, психолингвистика, социолингвистика, коммуникативная лингвистика, лингвокультурология и др. Речь идет о вербальной агрессии, сложном и до сих пор неоднозначно понимаемом и определяемом явлении. Исследования способов проявления различных человеческих эмоций позволяют расширить представления о природе эмоционального состояния и поведения, связанного с ним, о воздействии их на говорящего и слушающего, о вариативности их проявлений. Важность исследований подобной направленности связана также и с необходимостью поиска путей контроля над проявлениями отрицательных эмоций для улучшения психологического климата как в человеческих коллективах, так и в обществе в целом.

В исследовании предпринята попытка сопоставительного анализа двух синхронных срезов языковых форм выражения речевой агрессии. Языковым материалом выбраны английские и американские литературные произведения, моделирующие реальное устное общение XIX и XX вв. Основным критерием отбора материала послужила степень популярности литературных произведений в соответствующем временном срезе. Для проведения исследования XIX века выбраны следующие произведения: Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (1847); Уилки Коллинз «Лунный камень» (1868). ХХ век представлен произведениями Дэна Кунтза «Маска» (1981), «Дверь в декабрь» (1985), «Тик-Так» (1996), а также Бетти Махмуди и Уильяма Хоффера «Только не без моей дочери» (1988). Произведения Дэна Кунтза, известного американского писателя, были не только переведены на несколько десятков языков, но и экранизированы. События книги Бетти Махмуди и Уильяма Хоффера «Только не без моей дочери» основаны на реальных событиях и априори отражают речь реальных людей. Для максимальной объективности объем литературных источников достаточен (XIX в. - 785 стр., XX в. - 808 стр.), также соблюдено количество авторов в каждом временном срезе. Гипотетически авторы, принадлежащие к разным векам, отражают разные тенденции развития общества, что воплощается в средствах выражения эмоций героев их произведений. Очевидно, что предлагаемая выборка не претендует на исчерпывающую, но может служить одним из возможных вариантов проведения исследований подобного рода.

© Н.Г. Гичева, 2015

Сопоставительный анализ прагматических средств выражения агрессии...

157

Обратимся к ключевым позициям, составляющим теоретическую базу данного исследования. В связи с тем, что деятельность человека в большинстве случаев протекает в его взаимодействии с другими людьми, агрессивность часто является одним из важных способов достижения цели. Агрессивное поведение может выражаться как в физической, так и в вербальной форме. В качестве рабочего в большинстве лингвистических исследований принимается определение, данное Ю.В. Щербининой, при котором агрессия понимается как «любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту» [1, с. 14]. Под вербальной агрессией понимается выражение негативных эмоций как через форму высказывания, так и через его содержание [2]. Отметим, что исследователи, понимая необходимость выделения эксплицитной и имплицитной вербальной агрессии, до сих пор не сошлись во мнениях по поводу единой общепризнанной классификации. Однако факт того, что агрессия может быть выражена как в эксплицитной, так и в имплицитной форме, не вызывает сомнения.

А.К. Михальская выделяет явную (эксплицитную) и скрытую (имплицитную) вербальную агрессию [3, с. 166]. Важной представляется точка зрения Ю.В. Щербининой о частой сочетаемости имплицитной агрессии с эксплицитной, что не только придает высказываниям высокую степень порицания, но и характеризует напряженное и раздраженное эмоциональное состояние говорящего [1, с. 139]. Сложность однозначного выделения эксплицитной или имплицитной вербальной агрессии определяется многими экстралингвистическими факторами: многогранностью человеческой эмоциональности, ситуацией общения, окружением и др. Согласимся также с выделением Ю.В. Щербининой на основании использования теории речевых жанров ряда преимуществ, позволяющих проводить анализ форм речевой агрессии: возможность реализации системного подхода в изучении речевой агрессии; возможность включения в анализ тех или иных форм вербальной агрессии большого числа параметров описания и критериев оценки; возможность применения единых принципов описания многообразных по форме и содержанию агрессивных высказываний [1, с. 153].

Исследуемый материал позволяет говорить о трех основных формах выражения вербальной агрессии, актуализирующихся разными способами: унижение (оскорбление, враждебное замечание, грубый отказ), подавление (порицание, жалоба, клевета) и принуждение (угроза и грубое требование).

Прагматическими целями вышеобозна-ченных форм выражения вербальной агрессии являются: понижение статуса собесед-

ника, изменение в отрицательную сторону самочувствия адресата; ограничение действий адресата и влияние на его дальнейшие действия.

В работе рассматривались 147 текстовых извлечений из произведений XIX в. и 309 извлечений авторов XX в. Исследуемый материал показал, что как в XIX в., так и в XX в. одной из наиболее частых форм выражения агрессии в речи является оскорбление. Анализ выборки свидетельствует, что, несмотря на значительное увеличение случаев использования вышеуказанного речевого жанра - 36 (XIX в.) и 76 (XX в.), основные способы выражения агрессии остаются одинаковыми:

• высказывания, в которых присутствуют прилагательные с прямым отрицательным значением, характеризующие качества характера или поведения адресата («People think you are a good woman, but you bad, hard - hearted» [1, c. 39]. «You are such a bad person» [6, p. 78]);

• высказывания, в которых негативное

отношение говорящего выражается сочетанием прилагательного и существительного с прямыми отрицательными значениями,

направленное на адресата с полной или эллиптической структурой («You mean, miserable, heartless coward!» [4, p. 316], «You smug bastard» [9, p. 169]);

• высказывания, в которых вербальным оскорблением является существительное с прямым отрицательным значением, направленное непосредственно на реципиента, при этом они могут иметь эллиптическую грамматическую форму и могут быть направлены на третье лицо («Superintendent Seegrave is an ass» [5, p. 85]; «I’ll do it, you asshole!» [7,

p. 109]).

На основании проведенного анализа возможно выделить наиболее очевидные сходства и различия агрессивных речевых жанров:

1. Для оскорблений XX в., выраженных словосочетаниями, имеющими прямые отрицательные значения, характерно наличие нецензурной лексики, что неприемлемо для литературы XIX в.

2. Качественные изменения наблюдаются у существительных, употребляемых в переносных значениях. В XIX в. использовались сравнения с нелицеприятными качествами животных (хитрость лисы), в XX в. преобладают сравнения с частями тела («These assholes doesn’t read newspapers» [8]).

3. Изменились способы выражения ярких эмоций. Частое использование восклицательного знака в конце предложения (XIX в.) сократилось в XX в., так как основная эмоциональная нагрузка ложится на смысловое содержание высказывания.

4. Большее наличие в XIX в. существительных, унижающих человека, практиче-

158

Н.Г. Гичева

ски исчезает в литературе XX в. за счет расширения допустимого словарного запаса ненормативной лексики.

5. Отметим и факт характерного употребления «You-конструкций» для литературы XX в., когда говорящий описывает не свое отношение к человеку, а действия, вызывающие негативные чувства у адресата. Авторы XIX в. предпочитали употребление «I-конструкции», т. е. тактику непосредственного выражения эмоций, а не тактику обвинения, характерную для XX в.

6. Порицание, являясь в основном имплицитной формой выражения агрессии в XIX в., начинает проявляться эксплицитно в литературе XX в. в формах грубого требования, угрозы, оскорбления и враждебного замечания.

7. В XIX в. авторы в речи своих героев отдавали предпочтение косвенному проявлению угрозы. В XX в. все большую популярность получают эксплицитные угрозы, направленные непосредственно на собеседника.

Причинами изменений, произошедшими в агрессивно-речевом поведении, можно считать изменение морально-этических норм общества. Возрастает уровень агрессивности

социума в целом, увеличивается количество межрасовых и межгосударственных войн, что находит отражение в речи народа и объясняет изменения в языке.

Представляется, что продолжение исследования диахронических срезов при изучении вербальной агрессии позволит с большим пониманием причин ее появления отнестись к ее рассмотрению, анализу и определению языковых способов ее выражения и контроля.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М. : КомКнига, 2006. 360 с.

[2] Buss A. H. The psychology of addression. N. Y. : Wiley, 1961.

[3] Михальская А. К. Основы риторики: мысли и слово. М. : Просвещение, 1996. 416 с.

[4] Вю^ё C. Jane Eyer. Penguin Popular Classics, 1847. 447 р.

[5] Collins W. The Moonstone. Words worth Editions, 1868. 338 р.

[6] Koontz D. The Mask. Jobe Books, 1981. 85 p.

[7] Koontz D. The Door to December. Signet Books,

1987. 170 p.

[8] Koontz D. Tick Tock. Headline, 1996. 92 р.

[9] Mahmoody B., Hotter W. Not without my daughter. Corgi Books, 1988. 423 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.