ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2015. № 2. С. 156-158.
УДК 802.0 Н.Г. Гичева
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАГМАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ XIX И XX ВЕКОВ
Статья посвящена исследованию прагматических средств выражения вербальной агрессии на материале англоязычной литературы XIX и XX вв. Обозначены ключевые позиции, составляющие теоретическую базу исследования, выделены наиболее часто употребляемые способы выражения вербальной агрессии в речи. Приведены результаты сопоставительного анализа средств выражения агрессии в литературных произведениях в двух временных срезах.
Ключевые слова: эмоции, вербальная агрессия, диахрония, обвинение, порицание, оскорбление, угроза.
Вниманию читателя предлагаются результаты исследования и размышлений по поводу феномена, который в последние годы является объектом изучения в таких научных областях, как психология, психолингвистика, социолингвистика, коммуникативная лингвистика, лингвокультурология и др. Речь идет о вербальной агрессии, сложном и до сих пор неоднозначно понимаемом и определяемом явлении. Исследования способов проявления различных человеческих эмоций позволяют расширить представления о природе эмоционального состояния и поведения, связанного с ним, о воздействии их на говорящего и слушающего, о вариативности их проявлений. Важность исследований подобной направленности связана также и с необходимостью поиска путей контроля над проявлениями отрицательных эмоций для улучшения психологического климата как в человеческих коллективах, так и в обществе в целом.
В исследовании предпринята попытка сопоставительного анализа двух синхронных срезов языковых форм выражения речевой агрессии. Языковым материалом выбраны английские и американские литературные произведения, моделирующие реальное устное общение XIX и XX вв. Основным критерием отбора материала послужила степень популярности литературных произведений в соответствующем временном срезе. Для проведения исследования XIX века выбраны следующие произведения: Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (1847); Уилки Коллинз «Лунный камень» (1868). ХХ век представлен произведениями Дэна Кунтза «Маска» (1981), «Дверь в декабрь» (1985), «Тик-Так» (1996), а также Бетти Махмуди и Уильяма Хоффера «Только не без моей дочери» (1988). Произведения Дэна Кунтза, известного американского писателя, были не только переведены на несколько десятков языков, но и экранизированы. События книги Бетти Махмуди и Уильяма Хоффера «Только не без моей дочери» основаны на реальных событиях и априори отражают речь реальных людей. Для максимальной объективности объем литературных источников достаточен (XIX в. - 785 стр., XX в. - 808 стр.), также соблюдено количество авторов в каждом временном срезе. Гипотетически авторы, принадлежащие к разным векам, отражают разные тенденции развития общества, что воплощается в средствах выражения эмоций героев их произведений. Очевидно, что предлагаемая выборка не претендует на исчерпывающую, но может служить одним из возможных вариантов проведения исследований подобного рода.
© Н.Г. Гичева, 2015
Сопоставительный анализ прагматических средств выражения агрессии...
157
Обратимся к ключевым позициям, составляющим теоретическую базу данного исследования. В связи с тем, что деятельность человека в большинстве случаев протекает в его взаимодействии с другими людьми, агрессивность часто является одним из важных способов достижения цели. Агрессивное поведение может выражаться как в физической, так и в вербальной форме. В качестве рабочего в большинстве лингвистических исследований принимается определение, данное Ю.В. Щербининой, при котором агрессия понимается как «любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту» [1, с. 14]. Под вербальной агрессией понимается выражение негативных эмоций как через форму высказывания, так и через его содержание [2]. Отметим, что исследователи, понимая необходимость выделения эксплицитной и имплицитной вербальной агрессии, до сих пор не сошлись во мнениях по поводу единой общепризнанной классификации. Однако факт того, что агрессия может быть выражена как в эксплицитной, так и в имплицитной форме, не вызывает сомнения.
А.К. Михальская выделяет явную (эксплицитную) и скрытую (имплицитную) вербальную агрессию [3, с. 166]. Важной представляется точка зрения Ю.В. Щербининой о частой сочетаемости имплицитной агрессии с эксплицитной, что не только придает высказываниям высокую степень порицания, но и характеризует напряженное и раздраженное эмоциональное состояние говорящего [1, с. 139]. Сложность однозначного выделения эксплицитной или имплицитной вербальной агрессии определяется многими экстралингвистическими факторами: многогранностью человеческой эмоциональности, ситуацией общения, окружением и др. Согласимся также с выделением Ю.В. Щербининой на основании использования теории речевых жанров ряда преимуществ, позволяющих проводить анализ форм речевой агрессии: возможность реализации системного подхода в изучении речевой агрессии; возможность включения в анализ тех или иных форм вербальной агрессии большого числа параметров описания и критериев оценки; возможность применения единых принципов описания многообразных по форме и содержанию агрессивных высказываний [1, с. 153].
Исследуемый материал позволяет говорить о трех основных формах выражения вербальной агрессии, актуализирующихся разными способами: унижение (оскорбление, враждебное замечание, грубый отказ), подавление (порицание, жалоба, клевета) и принуждение (угроза и грубое требование).
Прагматическими целями вышеобозна-ченных форм выражения вербальной агрессии являются: понижение статуса собесед-
ника, изменение в отрицательную сторону самочувствия адресата; ограничение действий адресата и влияние на его дальнейшие действия.
В работе рассматривались 147 текстовых извлечений из произведений XIX в. и 309 извлечений авторов XX в. Исследуемый материал показал, что как в XIX в., так и в XX в. одной из наиболее частых форм выражения агрессии в речи является оскорбление. Анализ выборки свидетельствует, что, несмотря на значительное увеличение случаев использования вышеуказанного речевого жанра - 36 (XIX в.) и 76 (XX в.), основные способы выражения агрессии остаются одинаковыми:
• высказывания, в которых присутствуют прилагательные с прямым отрицательным значением, характеризующие качества характера или поведения адресата («People think you are a good woman, but you bad, hard - hearted» [1, c. 39]. «You are such a bad person» [6, p. 78]);
• высказывания, в которых негативное
отношение говорящего выражается сочетанием прилагательного и существительного с прямыми отрицательными значениями,
направленное на адресата с полной или эллиптической структурой («You mean, miserable, heartless coward!» [4, p. 316], «You smug bastard» [9, p. 169]);
• высказывания, в которых вербальным оскорблением является существительное с прямым отрицательным значением, направленное непосредственно на реципиента, при этом они могут иметь эллиптическую грамматическую форму и могут быть направлены на третье лицо («Superintendent Seegrave is an ass» [5, p. 85]; «I’ll do it, you asshole!» [7,
p. 109]).
На основании проведенного анализа возможно выделить наиболее очевидные сходства и различия агрессивных речевых жанров:
1. Для оскорблений XX в., выраженных словосочетаниями, имеющими прямые отрицательные значения, характерно наличие нецензурной лексики, что неприемлемо для литературы XIX в.
2. Качественные изменения наблюдаются у существительных, употребляемых в переносных значениях. В XIX в. использовались сравнения с нелицеприятными качествами животных (хитрость лисы), в XX в. преобладают сравнения с частями тела («These assholes doesn’t read newspapers» [8]).
3. Изменились способы выражения ярких эмоций. Частое использование восклицательного знака в конце предложения (XIX в.) сократилось в XX в., так как основная эмоциональная нагрузка ложится на смысловое содержание высказывания.
4. Большее наличие в XIX в. существительных, унижающих человека, практиче-
158
Н.Г. Гичева
ски исчезает в литературе XX в. за счет расширения допустимого словарного запаса ненормативной лексики.
5. Отметим и факт характерного употребления «You-конструкций» для литературы XX в., когда говорящий описывает не свое отношение к человеку, а действия, вызывающие негативные чувства у адресата. Авторы XIX в. предпочитали употребление «I-конструкции», т. е. тактику непосредственного выражения эмоций, а не тактику обвинения, характерную для XX в.
6. Порицание, являясь в основном имплицитной формой выражения агрессии в XIX в., начинает проявляться эксплицитно в литературе XX в. в формах грубого требования, угрозы, оскорбления и враждебного замечания.
7. В XIX в. авторы в речи своих героев отдавали предпочтение косвенному проявлению угрозы. В XX в. все большую популярность получают эксплицитные угрозы, направленные непосредственно на собеседника.
Причинами изменений, произошедшими в агрессивно-речевом поведении, можно считать изменение морально-этических норм общества. Возрастает уровень агрессивности
социума в целом, увеличивается количество межрасовых и межгосударственных войн, что находит отражение в речи народа и объясняет изменения в языке.
Представляется, что продолжение исследования диахронических срезов при изучении вербальной агрессии позволит с большим пониманием причин ее появления отнестись к ее рассмотрению, анализу и определению языковых способов ее выражения и контроля.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М. : КомКнига, 2006. 360 с.
[2] Buss A. H. The psychology of addression. N. Y. : Wiley, 1961.
[3] Михальская А. К. Основы риторики: мысли и слово. М. : Просвещение, 1996. 416 с.
[4] Вю^ё C. Jane Eyer. Penguin Popular Classics, 1847. 447 р.
[5] Collins W. The Moonstone. Words worth Editions, 1868. 338 р.
[6] Koontz D. The Mask. Jobe Books, 1981. 85 p.
[7] Koontz D. The Door to December. Signet Books,
1987. 170 p.
[8] Koontz D. Tick Tock. Headline, 1996. 92 р.
[9] Mahmoody B., Hotter W. Not without my daughter. Corgi Books, 1988. 423 p.