Научная статья на тему 'Соответствие основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» профессиональному стандарту педагога: анализ принципов и содержания'

Соответствие основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» профессиональному стандарту педагога: анализ принципов и содержания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
620
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / PREPARATION OF BACHELORS / PRIMARY EDUCATION / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Ивановна, Курин Андрей Юрьевич, Позднякова Наталья Владимировна

Проанализированы принципы, отражающие приоритеты в отборе учебного материала и раскрывающие способы достижения целей обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»: соответствия вузовской подготовки педагога структуре его профессиональных компетенций, фундаментальности педагогической подготовки с опорой на психологическое знание, целостности педагогической подготовки, согласованности предметно-методи-ческих знаний, практической направленности педагогической подготовки, формирования профессиональной субъектной позиции будущего педагога. Проведен анализ соответствия трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте педагога, компетенциям, формируемым согласно ФГОС ВО в процессе изучения блоков дисциплин учебного плана («Базовый», «Психолого-педагогический», «Предметно-методический» и «Практики») основной образовательной программы по профилю «Начальное образование». Проведен анализ соответствия основной образовательной программы подготовки по профилю «Начальное образование» (прикладной бакалавриат два вида профессиональной деятельности) профессиональному стандарту педагога, показана связь трудовых действий, умений, знаний профессионального стандарта с формируемыми компетенциями подготовки будущих бакалавров по данному профилю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Татьяна Ивановна, Курин Андрей Юрьевич, Позднякова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORRESPONDENCE OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF BACHELOR’S PREPARATION ON PROFILE “PRIMARY EDUCATION” TO PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER: ANALYSIS OF PRINCIPLES AND CONTENT

The principles reflecting priorities in educational material selection and revealing the ways of achievement of aims of education on training direction “Pedagogic Education”, profile “Primary Education” are analyzed. The accordance to higher educational institution preparation of a teacher, structure of his professional competences, fundamentality of pedagogical preparation basing on psychological knowledge, entirety of pedagogical preparation, coherence of objective-methodological knowledge, practical direction of pedagogical preparation, formation of professional subjective position of the future teacher are studied. The analysis of correspondence of work functions, declared in professional standard of a teacher is made. Competences formed according to Learning standard of higher education in the process of study of block of disciplines of educational plan (“Basic”, “Psychological-pedagogical”, “Objective-methodological” and “Practice”) of basic educational program on profile “Primary Education” are considered. The analysis of accordance to basic educational program of preparation on profile “Primary Education” (applied baccalaureate two types of professional activity) professional standard of a teacher, the connection of work actions, skills, knowledge of professional standard with the formed competences of future bachelors’ preparation on this profile is shown.

Текст научной работы на тему «Соответствие основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» профессиональному стандарту педагога: анализ принципов и содержания»

УДК 37.061+372.3.4

СООТВЕТСТВИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО ПРОФИЛЮ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

СТАНДАРТУ ПЕДАГОГА: АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И СОДЕРЖАНИЯ

© Татьяна Ивановна ГУЩИНА

кандидат педагогических наук, доцент, директор Педагогического института Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: tguasot@gmail.com © Андрей Юрьевич КУРИН кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, зам. директора Педагогического института по науке Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: kurinandrey@mail.ru © Наталья Владимировна ПОЗДНЯКОВА кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории

и методики дошкольного и начального образования Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина E-mail: nata_poz@mail.ru

Проанализированы принципы, отражающие приоритеты в отборе учебного материала и раскрывающие способы достижения целей обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»: соответствия вузовской подготовки педагога структуре его профессиональных компетенций, фундаментальности педагогической подготовки с опорой на психологическое знание, целостности педагогической подготовки, согласованности предметно-методических знаний, практической направленности педагогической подготовки, формирования профессиональной субъектной позиции будущего педагога. Проведен анализ соответствия трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте педагога, компетенциям, формируемым согласно ФГОС ВО в процессе изучения блоков дисциплин учебного плана («Базовый», «Психолого-педагогический», «Предметно-методический» и «Практики») основной образовательной программы по профилю «Начальное образование». Проведен анализ соответствия основной образовательной программы подготовки по профилю «Начальное образование» (прикладной бакалавриат - два вида профессиональной деятельности) профессиональному стандарту педагога, показана связь трудовых действий, умений, знаний профессионального стандарта с формируемыми компетенциями подготовки будущих бакалавров по данному профилю.

Ключевые слова: подготовка бакалавров; начальное образование; основная образовательная программа; профессиональный стандарт педагога

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3 (167)-5-14

Современная система подготовки педагогов начального образования в вузе представляет собой гибкую, динамичную систему, адекватную требованиям ФГОС ВО, профессионального стандарта педагога. Образовательная программа подготовки педагогов начального образования построена с учетом следующей совокупности принципов, отражающих приоритеты в отборе учебного материала и раскрывающих способы достижения целей обучения по данному направлению подготовки.

Одним из основных принципов является принцип соответствия вузовской подготовки педагога структуре его профессиональных

компетенций. Согласно ФГОС ВО, в котором сформулированы требования к результатам освоения основных образовательных программ, выпускник вуза должен обладать общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными компетенциями [1]. Их формирование происходит последовательно и постепенно в процессе обучения на различных этапах освоения образовательной программы, одновременно на методологическом, теоретическом, методическом и технологическом уровнях, отражающих теоретическую и практическую готовность учителя начальных классов к профессиональной деятельности. Каждый блок дисциплин, вклю-

ченных в образовательную программу, соотнесен с компетенциями, измеряемыми и диагностируемыми в динамике учебного процесса.

Опорой принципа фундаментальности педагогической подготовки является психологическое знание. Фундаментальность педагогического образования означает направленность его содержания на формирование неизменных элементов человеческой культуры будущего педагога, способствующих реализации его творческого потенциала, развитию познавательной активности, что, в свою очередь, обеспечивает качественно новый уровень внутренней интеллектуальной, нравственной, эмоциональной культуры педагога и создает внутреннюю потребность в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни и формирует качества, позволяющие успешно адаптироваться в быстро изменяющихся социально-экономических и технических условиях [2]. Образовательная программа в соответствии с принципом фундаментальности подготовки педагога помимо профильных дисциплин включает базовые общеобразовательные, гуманитарные и естественнонаучные дисциплины, а опора на психологическое знание определяет важность формирования психологической компетентности будущего педагога в непосредственной педагогической деятельности. Знание фундаментальных идей, концепций, законов и закономерностей развития личности ребенка, ведущих психолого-педагогических теорий, основных категорий и понятий педагогики и психологии, процессов становления личности в образовательном процессе позволяет выпускникам решать различные педагогические задачи и проблемы в будущей профессиональной деятельности.

Значимость фундаментальной педагогической подготовки будущего учителя начальных классов с опорой на психологическое знание состоит в его целостности. Принцип целостности педагогической подготовки обеспечивается за счет глубокого осмысления связей между изучаемыми дисциплинами [3]. Взаимосвязь учебных дисциплин, объединение отдельных учебных дисциплин в содержательные блоки имеет своей целью создание в итоге обучения в сознании будущего учителя начальных классов целостной научной картины о человеческой лич-

ности, учебно-воспитательном процессе и педагогической действительности, служащей основой при решении профессиональных задач непосредственной педагогической деятельности.

Для осуществления педагогической деятельности выпускник образовательной программы должен обладать совокупностью предметно-методических знаний и умений, заключающихся в интеграции и согласованности теоретических знаний конкретного предмета (русский язык, математика, литературное чтение, информатика и др.) и методики его преподавания [4]. Принцип, определяющий рассмотрение совокупности устойчивых взаимосвязей между теоретическими основами изучаемого в начальной школе предмета с методикой его преподавания, назовем принципом согласованности предметно-методических знаний. Предметные и методические структуры, будучи тесно взаимосвязаны, создают объективную основу такого построения учебного процесса, при котором как при изложении теоретических аспектов изучаемой предметной области, так и при формировании методических знаний, практических умений и навыков происходит интеграция содержания предметно-методических линий в этом процессе. Принцип согласованности означает, что начинать построение содержания предметно-методической подготовки необходимо с выделения фундаментальных теоретических понятий и свойств предметной области, постепенно раскрывая внутренние связи с методикой и практикой на конкретных примерах педагогической действительности. Ведущие теоретические понятия данной предметной области знания позволяют изложить конкретные вопросы методики преподавания с научной точки зрения и взглянуть на уже известные факты с общих позиций.

Процесс овладения студентами системой знаний, умений и практических навыков решения профессиональных задач осуществляется с учетом принципа практической направленности педагогической подготовки. Данный принцип диктует определенные требования к профессиональной направленности процесса обучения: максимально приблизить учебную обстановку к реальной профессиональной деятельности учителя в начальной школе; гибко сочетать теоретиче-

ские и практические методы и формы обучения; обеспечивать связь передового педагогического опыта обучения и воспитания младших школьников в прошлом, настоящем с перспективными направлениями развития школьной практики.

Подготовка педагога не может иметь практической направленности без приобретения студентом опыта непосредственной педагогической деятельности, которая предусмотрена в образовательной программе и реализуется в различных видах практик (учебной, производственной и преддипломной), цель которых состоит в погружении студентов в профессиональную педагогическую среду начальной школы, в которой студент может соотнести свои представления о профессии учителя с требованиями, предъявляемыми системой начального образования, пройти этапы своего личностного профессионального становления от рефлексивного педагога до педагога-практика [5]. Организация работы над проектами, учебно-исследовательской работы студентов, насыщение образовательного пространства активными методами обучения (деловыми, ролевыми, имитационными играми, кейсовыми технологиями и пр.), увеличение доли творческой самостоятельной работы студентов -все это обеспечивает реализацию принципа практической направленности подготовки педагога и формирует готовность выпускников образовательной программы к выполнению заданных профессиональным стандартом педагога трудовых функций.

Интеграция теоретической и практической подготовки будущего педагога, усиление ее практической направленности в процессе обучения способствуют осмыслению студентом учебной и будущей профессиональной деятельности, его места в ней, формированию субъектной позиции по отношению ко всем сторонам педагогической действительности, что определяет принцип формирования профессиональной субъектной позиции будущего педагога. За время обучения по образовательной программе у будущего педагога формируется адекватное понимание своей профессиональной роли, значимости педагогической деятельности, осознание профессиональных качеств личности учителя, которые выражаются в форме представлений, взглядов, установок и профессио-

нальных и личностных позиций, реализуемых в дальнейшем в социальной активности и практической профессиональной деятельности.

Развитие профессиональной педагогической деятельности у будущего педагога в процессе обучения отражено в содержательной и технологической составляющей, что позволяет осуществить постепенный переход от учебной деятельности студента к профессиональной деятельности педагога. Содержание учебного материала дисциплин образовательной программы определяет формы учебно-профессиональной деятельности студентов профиля «начальное образование», позволяющие моделировать и конструировать познавательные и практические задачи будущей педагогической деятельности и предоставляя возможность студентам осмысливать, апробировать и рефлексировать различные компоненты реальной педагогической деятельности. Постепенно учебная деятельность студента приближается к реальным условиям педагогической практики, приобретая при этом более сложную структуру, по составу функций приближенную к профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Профессиональная субъектная позиция будущего педагога в процессе освоения образовательной программы реализуется в проектировании им индивидуального образовательного маршрута. Предоставление студенту возможности выбора способов достижения целей, тем творческих работ, форм их выполнения, поощрение собственного взгляда на проблему, стимулирование его аргументированных выводов способствует овладению будущим педагогом способами когнитивной, организационной и творческой деятельности.

Рассмотренные принципы в реальном образовательном процессе выступают во взаимосвязи и взаимозависимости и функционируют как целостная система. Поэтому каждый принцип приобретает свое действительное значение лишь в тесной связи с другими. Только совместное действие данных принципов обеспечивает правильное определение задач обучения, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности.

Основная образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование», реализуемая ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», соответствует требованиям ФГОС ВО и профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», определяющему содержание подготовки выпускников данного профиля. Дисциплины и практики, включенные в учебный план основной образовательной программы, сочетают закрепленные за ними компетенции, формируемые у выпускника согласно требованиям ФГОС ВО, и формируемые знания, умения и отрабатываемые трудовые действия на основе профессионального стандарта педагога.

Основная образовательная программа по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» предусматривает освоение следующих обобщенных трудовых функций.

A. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях начального общего образования

Трудовые функции: А/01.6 6 Общепедагогическая функция. Обучение; А/02.6 6 Воспитательная деятельность; А/03.6 Развивающая деятельность.

B. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

Трудовая функция В/02.6 6 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования [6].

Овладение перечисленными трудовыми функциями происходит в процессе освоения блоков дисциплин учебного плана основной образовательной программы («Базовый», «Психолого-педагогический», «Предметно-методический» и «Практики»), выделенных с учетом анализа перечня обобщенных трудовых функций профессионального стандарта, и соотнесения наиболее значимых из них с задачами профессиональной деятельности педагога начального образования.

Блок базовых дисциплин, установленный ФГОС ВО для всех профилей подготовки, по

содержательной составляющей направлен на формирование всесторонне развитой личности, использующей знания из разных областей науки для осуществления своей профессиональной деятельности. Здесь в основном преобладает знаниевый компонент, который формирует основу для дальнейшего развития соответствующих умений педагога. Психолого-педагогический и предметно-методический блоки направлены на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций педагога преимущественно по трудовым функциям обучения, воспитания и развития, заявленными в профессиональном стандарте. Важнейшее место в образовательной программе занимают учебные, педагогические, преддипломная практики, так как значительная часть трудовых действий, задаваемых профессиональным стандартом педагога, требует их формирования в условиях профессиональной или квазипрофессиональной деятельности.

Соответствие трудовых функций, заявленных в профессиональном стандарте педагога, компетенциям, формируемым согласно ФГОС ВО в процессе изучения представленных блоков дисциплин учебного плана основной образовательной программы по профилю «Начальное образование», отражено на рис. 1.

Чтобы более детально раскрыть соответствие основной образовательной программы подготовки по профилю «Начальное образование» (прикладной бакалавриат - два вида профессиональной деятельности) профессиональному стандарту педагога, покажем связь трудовых действий, умений, знаний профессионального стандарта с формируемыми компетенциями подготовки будущих бакалавров по данному профилю (табл. 1). В качестве примера сопоставим трудовую функцию воспитательной деятельности профессионального стандарта психолого-педагогическому блоку образовательной программы подготовки будущих учителей начальных классов. Из примера видно, что со всеми трудовыми действиями, умениями и знаниями функции воспитательной деятельности профессионального стандарта прослеживается четкая связь с формируемыми компетенциями образовательного стандарта подготовки по профилю «Начальное образование» (прикладной бакалавриат).

Рис. 1. Соответствие ООП по профилю «Начальное образование» (прикладной бакалавр - два вида профессиональной деятельности) профессиональному стандарту педагога

Таблица 1

Связь трудовых действий, умений, знаний профессионального стандарта педагога с формируемыми компетенциями подготовки будущих бакалавров по профилю «Начальное образование»

Название и содержание функции из профессионального стандарта педагога Компетенции из ФГОС ВО

1 2

Воспитательная деятельность

Трудовые действия Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4); готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3)

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

Проектирование и реализация воспитательных программ способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.) готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка) способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13); способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14)

2017. Т. 22, вып. 3 (167)

Продолжение таблицы 1

1 2

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3); способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7); способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

Необходимые умения Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3)

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7)

Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т. п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1)

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п. способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5)

Окончание таблицы 1

1 2

Необходимые знания Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4)

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества способность использовать основы философских и социогумани-тарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2)

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2)

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1)

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций) готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4)

Таким образом, можно сделать вывод о соответствии основной образовательной программы направления «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» требованиям профессионального стандарта педагога, которые выстраивают содержание образования через управление различными формами работы студентов с применением эффективных технологий освоения содержания и объективных методов контрольно-оценочной деятельности в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта.

Список литературы

1. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Тестов В.А. Различные подходы к понятию фундаментальности образования. URL: www.

edit.muh.ru/content/mag/trudy/052008/08.pdf (дата обращения: 11.01.2017).

3. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Курин А.Ю. Развитие педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина: образовательный блок // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 40-44.

4. Долгополова Л.В. Методологические основания гуманизации вузовского образования // Humanization of education and upbringing in the education system: theory and practice: материалы 4 Междунар. науч.-практ. конф. Prague: Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015. С. 6-10.

5. Курин А.Ю. Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего учителя // Дошкольное и начальное образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2014. С. 110-117.

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольно-

го, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» (uroven' bakalavriata) [Learning standards of training direction 44.03.01 "Pedagogic Education" (bachelor's level)]. (In Russian). Available at: http:// www.consultant.ru/ (accessed 12.01.2017).

2. Testov V.A. Razlichnye podkhody k ponyatiyu fundamental'nosti obrazovaniya [Different approaches to notions of fundamentality of education]. (In Russian). Available at: www.edit. muh.ru/content/mag/trudy/052008/08.pdf (accessed 11.01.2017).

3. Gushchina T.I., Makarova L.N., Sharshov I.A., Kurin A.Yu. Razvitie pedagogicheskogo insti-tuta Tambovskogo gosudarstvennogo univer-siteta imeni G.R. Derzhavina: obrazovatel'nyy blok [Development of teacher training college of Tambov State University named after G.R. Derzhavin: educational blog]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus - Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2016, vol. 15, no. 2, pp. 40-44. (In Russian).

4. Dolgopolova L.V. Metodologicheskie osno-vaniya gumanizatsii vuzovskogo obrazovaniya [Methodological basis of humanisation of higher education]. Materialy 4 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. «Humani-

zation of education and upbringing in the education system: theory and practice» [Materials of the 4 International Scientific-Practical Conference "Humanization of Education and Upbringing in the Education System: Theory and Practice"]. Prague, Vedecko vydavatelske centrum "Sociosfera-CZ", 2015, pp. 6-10. (In Russian).

5. Kurin A.Yu. Problema povysheniya urovnya professional'noy kompetentnosti budushchego uchitelya [The problem of increase of level of professional competence of future teacher]. Ma-terialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie: sovremennye problemy i perspektivy razvitiya» [Materials of All-Russian Scientific-Practical Conference "Pre-School and Primary Education: Modern Problems and Prospects of Development"]. Tambov, 2014, pp. 110-117. (In Russian).

6. Professional'nyy standart «Pedagog (peda-gogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')» [Professional standard "Teacher (pedagogical activity in the sphere of pre-school, primary general, basic general, compulsory general, secondary general education) (educator, teacher)"]. (In Russian). Available at: http:// www.consultant.ru/ (accessed 09.01.2017).

Поступила в редакцию 05.02.2017 г. Received 5 February 2017

UDC 37.061+372.3.4

THE CORRESPONDENCE OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF BACHELOR'S PREPARATION ON PROFILE "PRIMARY EDUCATION" TO PROFESSIONAL STANDARD OF A TEACHER: ANALYSIS OF PRINCIPLES AND CONTENT

Tatyana Ivanovna GUSHCHINA

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of Pedagogical Institute Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: tguasot@gmail.ru Andrey Yurevich KURIN

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Head of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department, Deputy Head of Pedagogical Institute for Science Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: kurinandrey@mail.ru Natalya Vladimirovna POZDNYAKOVA

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methods of Preschool and Primary Education Department

Tambov State University named after G.R. Derzhavin E-mail: nata_poz@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The principles reflecting priorities in educational material selection and revealing the ways of achievement of aims of education on training direction "Pedagogic Education", profile "Primary Education" are analyzed. The accordance to higher educational institution preparation of a teacher, structure of his professional competences, fundamentality of pedagogical preparation basing on psychological knowledge, entirety of pedagogical preparation, coherence of objective-methodological knowledge, practical direction of pedagogical preparation, formation of professional subjective position of the future teacher are studied. The analysis of correspondence of work functions, declared in professional standard of a teacher is made. Competences formed according to Learning standard of higher education in the process of study of block of disciplines of educational plan ("Basic", "Psychological-pedagogical", "Objective-methodological" and "Practice") of basic educational program on profile "Primary Education" are considered. The analysis of accordance to basic educational program of preparation on profile "Primary Education" (applied baccalaureate - two types of professional activity) professional standard of a teacher, the connection of work actions, skills, knowledge of professional standard with the formed competences of future bachelors' preparation on this profile is shown.

Key words: preparation of bachelors; primary education; basic educational program; professional standard of a teacher DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-5-14

Информация для цитирования:

Гущина Т.И., Курин А.Ю., Позднякова Н.В. Соответствие основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» профессиональному стандарту педагога: анализ принципов и содержания // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 3 (167). С. 514. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-5-14.

Gushchina T.I., Kurin A.Yu., Pozdnyakova N.V. Sootvetstvie osnovnoy obrazovatel'noy programmy podgotovki bakalavrov po profilyu «Nachal'noe obrazovanie» professional'nomu standartu pedagoga: analiz printsipov i soderzhaniya [The correspondence of basic educational program of bachelor's preparation on profile "Primary Education" to professional standard of a teacher: analysis of principles and content]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 3 (167), pp. 5-14. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-5-14. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.