Научная статья на тему 'Соотношение технологии незаконной смены власти с понятием терроризма'

Соотношение технологии незаконной смены власти с понятием терроризма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОР / TERROR / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ТЕХНОЛОГИЯ НЕЗАКОННОЙ СМЕНЫ ВЛАСТИ / TECHNOLOGY OF THE ILLEGAL CHANGE OF POWER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Завьялов Андрей Иванович

Применяемые в мире технологии незаконной смены власти в стране никогда не обходятся без террористических действий. В ходе анализа понятия «цветные революции» выявлено соотношение с понятием «терроризм»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the technology of illegal change of power with the notion of terrorism

Illegal change of power in the country is always connected with terrorist activities. The author correlates the notion “color revolution” with the concept of terrorism

Текст научной работы на тему «Соотношение технологии незаконной смены власти с понятием терроризма»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

Завьялов Андрей Иванович

Аспирант Научно-исследовательского центра изучения проблем национальной и международной безопасности Института международных отношений и мировой истории (ИМОМИ) Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, председатель регионального отделения Всероссийской политической партии «Партия Великое Отечество» в Нижегородской области

Andrey I. Zavialov

A post-graduate student of the Research center of studies about national and international security of the Institute of international relations and Global History of the Nizniy Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky, the head of the regional branch of the All-Russian political party "Great Motherland Party" in Nizny Novgorod region

e-mail: aznn2007@yandex.ru

Соотношение технологии незаконной смены власти с понятием терроризма

Correlation of the technology of illegal change of power with the notion of terrorism

Применяемые в мире технологии незаконной смены власти в стране никогда не обходятся без террористических действий. В ходе анализа понятия «цветные революции» выявлено соотношение с понятием «терроризм».

Ключевые слова и словосочетания: террор, терроризм, технология незаконной смены власти.

Illegal change of power in the country is always connected with terrorist activities. The author correlates the notion "color revolution" with the concept of terrorism.

Key words and word combinations: terror, terrorism, technology of the illegal change of power.

УДК 32.019.05

Современные трагические события, связанные с «цветными революциями», терроризмом, радикальными движениями актуализировали проблему анализа технологий этих феноменов. Необходимо обратиться к понятийному аппарату проблемы в правовом аспекте.

Существует ли разница между террористом, совершающим кровавые акты, и экстремистом, проповедующим радикальные изменения в обществе? Как охарактеризовать политические силы, ратующие за изменения в существующей власти? Существует объективное различие между боевиками, нападающими на подразделения оккупационной армии, и террористами, убивающими мирных жителей. Применение к той или иной организации или движению ярлыка «террористическая» иногда бывает обоснованным, а иногда радикальным. Например, в список иностранных террористических организаций Госдепартамента США вошли более 50 организаций, в том числе, Хезболла. Даже если предположить, что некоторые члены Хезболлы являются террористами, означает ли это, что все члены Хезболлы террористы? Конечно, нет. Хезболла, Хамас

Государственное и региональное управлениеState and Regional Management

и некоторые другие организации, состоящие в этом списке, у себя на родине являются влиятельными политическими силами, и в их состав входят врачи, учителя, и прочие профессионалы, не намеренные участвовать в террористической деятельности и не одобряющие ее.

Ключевыми для исследования являются проблемы участия террористических организаций либо использование террористических методов в применяемых технологиях по незаконной смене власти. Технология «цветной революции» — совокупность согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени приемов и способов воздействия на общественное сознание, реализуемых одновременно и последовательно, по единому замыслу и плану, под единым руководством с целью перераспределения социально- политической активности общества на нарушение функционирования органов государственной власти и смену правящей элиты [1, с. 1].

В Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий [2, с. 10]. С точки же зрения Госдепартамента США, термин терроризм означает «предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами обычно с целью повлиять на настроение общества» [3, с. 8]. Подобное определение терроризма вызывает вопросы, касающиеся отсутствия содержательных характеристик понятий «политическое насилие», «мирные объекты». Что такое «субнациональные» группы, особенно применительно к транснациональным или другим группам, чьи убеждения лежат за пределами каких-либо отношений к нациям?

В то же время Министерство юстиции США определяет терроризм как «незаконное использование силы или насилия против людей или собственности в качестве средства устрашения или принуждения правительства, гражданского населения или любого их сегмента в преследовании политических или социальных задач» [4, с. 4]. Различие состоит в том, что Госдепартамент ставит во главу угла «политическую мотивированность насилия», поскольку терроризм часто считается формой коллективного насилия, имеющего политические мотивы.

В данных определениях можно выделить общие черты: направление воздействия - «на общественное сознание», общий элемент воздействия - «органы государственной власти», а также противоправность действий. Можно ли сделать вывод, что технологии незаконной смены власти являются террористическими действиями? Скорее нет.

Технологии современных «цветных революций» направлены на расшатывание и дестабилизацию обстановки в стране (регионе) и поддержание неустойчивого равновесия вплоть до создания необходимых условий и гарантированной смены режима или других спланированных изменений. Такую технологию можно называть «резонансной» или «технологией управляемого хаоса».

Прежде всего, следует отметить, что технологии не являются однозначно адаптированными к складывающимся ситуациям и могут дополняться специфическими способами и методами воздействия, в т.ч. создаваемыми непосредственно в конкретных условиях.

В Соединенных Штатах вместо принятия установленного законодательством определения Министерство Обороны предлагает свою версию определения терроризма: «Намеренное использование незаконного насилия или угроз незаконного насилия в целях устрашения, направленное на принуждение или запугивание правительства или общества для достижения целей, которые могут быть политическими, религиозными или идеологическими» [5, с. 2].

В этом определении подчеркивается, что цели террористов могут быть и не политическими, не касаться устройства государственной власти. Не ставится задача смены правящей партии или руководителя. Как, например, прекращение проведения испытаний на животных такими группами, как Фронт Освобождения Животных (ALF), или остановка вырубки леса со стороны Фронта Освобождения Земли (ELF); или даже религиозные цели, как, например, законодательный запрет абортов, или подчинение сторонников другой веры.

Нередко бывает, что за красивыми словами об идеологии, ценностях, вере скрывается единственная цель - захват власти. Но не все так однозначно. Например, Соединенные Штаты и западноевропейские государства обычно одобряют, в частности, что Израиль называет палестинских смертников террористами. Но существует много арабских государств на Ближнем Востоке, которые поддерживают дело палестинцев и заявляют, что это «борцы за свободу», или приводят некоторые другие одобрительные названия, например,

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУКА И ОБЩЕСТВО - 4/2015

State and Regional Management

католики в Северной Ирландии отказались называть Временную Ирландскую Республиканскую Армию (PIRA) террористами; протестанты Северной Ирландии не называют Объединение Обороны Ольстера (UDA) или Добровольную Дружину Ольстера (UVF) террористами, в то время, когда все эти группы однозначно несут ответственность за серьезный террор, проводимый ими на протяжении второй половины столетия.

Осуществление цветной революции предусматривает ряд последовательных действий или этапов: мониторинг и анализ политической ситуации, концентрацию и распределение сил, дестабилизацию обстановки, легализацию управляющей силы. Террористическая деятельность включает в себя подготовку, распределение сил и средств, террористический акт (либо угроза его применения), выдвижение требований или условий.

Можно ли террористической деятельностью добиться смены власти в стране? Однозначно - нет. Терроризм выступает как «острие копья» в борьбе с неугодными правительствами. «Терроризм стал визитной карточкой не только ХХ, но уже и XXI века. Отчего? Да оттого, что терроризм есть не что иное, как продолжение политики иными средствами. Точно так же, как и война в классическом определении Карла Клаузевица. Терроризм - это система страшных, бесчеловечных, кровавых действий, которая помогает одним государствам воздействовать на другие или на международную политику в целом» [6, с. 1].

Библиографический список

1. Доклад «Технологии государственного переворота», Антимайдан аналитика, http://nstarikov.ru/blog/ 53045

2. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

3. 22 US COde, Section 2656 (d) цитируется по US States Department Patterns of Global Terrorism, 1999. Washington, DC: Dept of State Publication, April 2000.

4. National Institute of Justice website on terrorism: nij.gov/topics/crime/terrorism/welcome.htm

5. US Department of Defense, Department of Defense Dictionary of Military and Assicated Terms, www.dtic.mil/doctrine/jel/new_pubs_/jp1 _02.

6. http : //nstarikov. livej ournal. com/1687269.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.