Научная статья на тему 'Соотношение рыночных и нерыночных регуляторов рынка жилищно-коммунальных услуг'

Соотношение рыночных и нерыночных регуляторов рынка жилищно-коммунальных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИ-ОБОСНОВАННЫЙ ТАРИФ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СПРОС / ПРЕДЛОЖЕНИЕ / HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES / THE STATE AND MARKET REGULATION / THE ECONOMICALLY REASONABLE TARIFF / PRICING / THE STANDARD LEGAL BASE / INNOVATIONS / THE STATE QUALITY CONTROL / THE CONCESSION AGREEMENT / COMPETITIVENESS / DEMAND / THE OFFER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Червякова Елена Дмитриевна

В статье рассматриваются механизмы регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Одной из наиболее острых проблем в сфере ЖКХ была и по-прежнему остается проблема регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В статье выделены две отличающиеся друг от друга позиции по формированию экономически обоснованных тарифов. Первая состоит в том, что экономически обоснованными тарифами являются минимально возможные тарифы, которые являются основой текущего производства жилищно-коммунальных услуг, другие же полагают, что экономически обоснованный тариф это такой тариф, когда учтен платежеспособный спрос населения. Рассмотрена технология формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которая состоит из шести этапов: определение цены производства услуг с учетом фактических и плановых затрат предприятий ЖКХ; определение цены на ЖКУ для потребителя на основе оценки платежеспособного спроса населения и возможностей бюджета для дотирования отрасли; установление компромисса между ценой производства услуг и ценой потребителей; проведение экспертизы экономического обоснования тарифов специальной организацией; утверждение экономически обоснованного тарифа; утверждение тарифа для населения. Рассматриваются основные регуляторы рынка жилищно-коммунальных услуг: нормативно-правовая база, ценообразование жилищно-коммунальных услуг, инновации, государственный контроль качества. Сформированы инструменты и содержание рыночных и нерыночных регуляторов рынка жилищно-коммунальных услуг. Важной задачей остается обеспечение сбалансированности рыночных и нерыночных регуляторов в сфере ЖКХ. В условиях экономической нестабильности это выражается в определении границ государственного вмешательства в рынок жилищно-коммунальных услуг на разных стадиях нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF MARKET AND NON-MARKET REGULATORS OF THE MARKET OF HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES

Introduction. This article is devoted to the mechanisms of regulation of the market of housing-and-municipal services. A problem of regulation of tariffs for housing-and-municipal services is one of the most burning issues in housing sector. This article is allocated to two different from each other positions about formation of economically reasonable tariffs. The first position is based on economically reasonable tariffs are minimum possible tariffs which are a basis of the current production of housing-and-municipal services; others believe that economically reasonable tariff is such tariff when solvent demand of the population is considered. The technology of formation of economically reasonable tariffs for housing-and-municipal services consists of six stages: determination of the price of production of services taking into account the actual and planned expenses of the enterprises of housing and communal services; determination of the price for the consumer on the basis of an assessment of solvent demand of the population and opportunities of the budget for dating of branch; establishment of a compromise between the price of production of services and the price of consumers; carrying out examination of an economic justification of tariffs by the special organization; statement of economically reasonable tariff; the statement of a tariff for the population. The main regulators of the market -and-municipal services are standard and legal base, pricing of housing-and-municipal services, innovations, state quality control. Tools and the maintenance of market and non-market regulators of the market of housing-and-municipal services are created. Ensuring balance of market and non-market regulators in housing sector is an important task. In the conditions of economic instability it is expressed in delimitation of the state intervention in the market of housing-and-municipal services at different stages of instability.

Текст научной работы на тему «Соотношение рыночных и нерыночных регуляторов рынка жилищно-коммунальных услуг»

16. Starkova N.O., Rzun I.G., Savateeva A.S. Os-novnye napravleniya i problemy privlecheniya inostran-nyh investicij v RF (The main directions and problems of foreign investments attraction in Russia) // Sovremennye tendencii v ekonomike i upravlenii: novyj vzglyad. 2014, № 30, S. 209-214.

17. Peskova D. R. Kommercheskaya tajna v sisteme ehkonomicheskih otnoshenij (Commercial secret in the system of economic relations) : monografiya. Moskva: MAKS Press. 2011.

18. Nevskaya N.A. Indikativnoe planirovanie: opyt i perspektivy primeneniya v rossijskoj ekonomike (Indicative planning: the experience and perspectives of application in Russian economy) // Azimut nauchnyh issledo-vanij: ehkonomika i upravlenie. 2016, T. 5, № 1 (14), S.31-34.

19. Nevskaya N. A. Formirovanie sistemy indika-tivnogo planirovaniya: ekonomicheskij aspect (Formation of system of indicative planning: the economic aspect) // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015, № 5-2 (58-2), S.1136-1140.

20. Skryl' T.V. Mekhanizm territorij operez-hayushchego razvitiya kak ehlement ustojchivogo eko-nomicheskogo razvitiya (The mechanism of the territories of priority development as an element of sustainable economic development) // Ekonomika obrazovaniya. 2016, № 2 (93), S. 135-147.

Дата поступления статьи в редакцию 20.04.2016.

08.00.05 УДК 330

СООТНОШЕНИЕ РЫНОЧНЫХ И НЕРЫНОЧНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ РЫНКА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

© 2016

Червякова Елена Дмитриевна, аспирант кафедры «Экономическая теория» Нижегородского института управления - филиала ФГБОУ ВО «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы регулирования рынка жилищно-коммунальных услуг. Одной из наиболее острых проблем в сфере ЖКХ была и по-прежнему остается проблема регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В статье выделены две отличающиеся друг от друга позиции по формированию экономически обоснованных тарифов. Первая состоит в том, что экономически обоснованными тарифами являются минимально возможные тарифы, которые являются основой текущего производства жилищно-коммунальных услуг, другие же полагают, что экономически обоснованный тариф - это такой тариф, когда учтен платежеспособный спрос населения. Рассмотрена технология формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, которая состоит из шести этапов: определение цены производства услуг с учетом фактических и плановых затрат предприятий ЖКХ; определение цены на ЖКУ для потребителя на основе оценки платежеспособного спроса населения и возможностей бюджета для дотирования отрасли; установление компромисса между ценой производства услуг и ценой потребителей; проведение экспертизы экономического обоснования тарифов специальной организацией; утверждение экономически обоснованного тарифа; утверждение тарифа для населения.

Рассматриваются основные регуляторы рынка жилищно-коммунальных услуг: нормативно-правовая база, ценообразование жилищно-коммунальных услуг, инновации, государственный контроль качества.

Сформированы инструменты и содержание рыночных и нерыночных регуляторов рынка жилищно-коммунальных услуг.

Важной задачей остается обеспечение сбалансированности рыночных и нерыночных регуляторов в сфере ЖКХ. В условиях экономической нестабильности это выражается в определении границ государственного вмешательства в рынок жилищно-коммунальных услуг на разных стадиях нестабильности.

Ключевые слова: жилищно-коммунальные услуги, государственное и рыночное регулирование, экономически-обоснованный тариф, ценообразование, нормативно-правовая база, инновации, государственный контроль качества, концессионное соглашение, конкурентоспособность, спрос, предложение.

RATIO OF MARKET AND NON-MARKET REGULATORS OF THE MARKET OF HOUSING-AND-MUNICIPAL SERVICES

© 2016

Chervyakova Elena Dmitrievna, postgraduate student of the chair «Economic Theory» Nizhny Novgorod institute of management - branch of FGBOU VO of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. Introduction. This article is devoted to the mechanisms of regulation of the market of housing-and-municipal services. A problem of regulation of tariffs for housing-and-municipal services is one of the most burning issues in housing sector. This article is allocated to two different from each other positions about formation of economically reasonable tariffs. The first position is based on economically reasonable tariffs are minimum possible tariffs which are a basis of the current production of housing-and-municipal services; others believe that economically reasonable tariff is such tariff when solvent demand of the population is considered. The technology of formation of economically reasonable tariffs for housing-and-municipal services consists of six stages: determination of the price of production of services taking into account the actual and planned expenses of the enterprises of housing and communal services; determination of the price for the consumer on the basis of an assessment of solvent demand of the population and opportunities of the budget for dating of branch; establishment of a compromise between the price of production of services and the price of consumers; carrying out examination of an economic justification of tariffs by the special organization; statement of economically reasonable tariff; the statement of a tariff for the population.

The main regulators of the market -and-municipal services are standard and legal base, pricing of housing-and-municipal services, innovations, state quality control. Tools and the maintenance of market and non-market regulators of the market of housing-and-municipal services are created.

Ensuring balance of market and non-market regulators in housing sector is an important task. In the conditions of economic instability it is expressed in delimitation of the state intervention in the market of housing-and-municipal services at different stages of instability.

Keywords: housing-and-municipal services, the state and market regulation, the economically reasonable tariff, pricing, the standard - legal base, innovations, the state quality control, the concession agreement, competitiveness, demand, the offer

Введение

В последние годы в Жилищный кодекс Российской Федерации внесено немало поправок, направленных на улучшение ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, как показывает практика, реальных позитивных изменений в отрасли не произошло. Одной из основных причин, обусловивших данную ситуацию, является неразработанность механизмов регулирования в сфере производства и реализации жилищно-коммунальных услуг.

Одной из наиболее острых проблем в сфере ЖКХ была и по-прежнему остается проблема регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Несмотря на многочисленные попытки изменить ситуацию, темпы роста тарифов на услуги ЖКХ существенно превышают темпы роста цен на другие виды товаров и услуг. Известно, что ежегодно цены на коммунальные услуги увеличиваются в среднем на 20% [21].

Материалы и методы

Подчеркнем, что в настоящее время темпы роста реальных доходов населения, то есть платежеспособность потребителей услуг, не соответствуют темпам увеличения тарифов на жилищно-

коммунальные услуги, поскольку экономические санкции со стороны стран ЕС и США по отношению к России, неразвитость отечественных импортозаме-няющих производств привели к снижению реальных доходов населения. Можно сказать, что сегодня в экономике ЖКХ сформировались две противоположные тенденции: с одной стороны, снижение платежеспособности потребителей услуг, а с другой - постоянный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Заметим, что существуют и объективные причины повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги: рост цен на энергоносители, повышение цен на бензин, дизельное топливо, технологические и строительные материалы, включение в состав затрат при формировании тарифов на электрическую и тепловую энергию инвестиционной составляющей, предполагающей модернизацию основных фондов предприятий, увеличение прожиточного минимума и реформирование системы оплаты труда работников в организациях ЖКХ [10, с. 346].

Весьма актуальной остается проблема формирования экономически обоснованных тарифов. Проанализировав подходы к формированию экономиче-

ски обоснованных тарифов, можно выделить две отличающиеся друг от друга позиции. Первая состоит в том, что экономически обоснованными тарифами являются минимально возможные тарифы, которые являются основой текущего производства жилищно-коммунальных услуг [15, с. 88]. Таким образом, данный подход учитывает интересы производителя, и здесь отчетливо прослеживается рыночное ценообразование, то есть установление цен в интересах производителя.

Другие же полагают, что экономически обоснованный тариф - это такой тариф, когда учтен платежеспособный спрос населения. Таким образом, можно говорить о регулируемом подходе. Мы разделяем данную позицию, поскольку данный вид услуг имеет высокую социальную значимость, обладает свойством неисключаемости из потребления. Исключение из потребления коммунальных услуг путем увеличения их стоимости приведет к социальной дискриминации населения, что противоречит Конституции РФ. Таким образом, полный переход на рыночное регулирование цен на коммунальные услуги невозможен.

Результаты

Рассмотрим более подробно содержание инструментов регулирования в сфере ЖКХ.

В данном контексте под государственным регулированием рынка жилищно-коммунальных услуг будем понимать целенаправленный, координирующий процесс воздействия уполномоченных органов управления на данный вид рынка посредством использования мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера с целью адаптации системы ЖКХ к изменяющимся социально-экономическим условиям; под рыночным же регулированием будем понимать процесс воздействия на спрос и предложение жилищно-коммунальных услуг у участников рынка данных услуг, который управляет их поведением в соответствии с принципами и законами рынка.

Основой регулирования правоотношений между участниками жилищного процесса является соответствующая нормативно-правовая база, которая включает в себя административно-правовые, финансовые, гражданские, трудовые, семейные и т. д. нормы.

Жилищное законодательство формируется на федеральном уровне, в соответствии с которым разрабатываются нормативные и правовые акты субъектов Федерации и муниципальных образований.

Решение практических вопросов по обеспечению потребителей жилищно-коммунальными услугами находится в сфере компетенции муниципалите-

тов. Поэтому муниципальные нормативные акты должны быть тщательно разработаны и не противоречить нормативно-правовым актам субъекта РФ.

Законодательство - это важнейший регулятор, определяющий «правила игры» для участников рыночного и нерыночного секторов в сфере экономики ЖКХ.

Масштабы использования государственных и рыночных регуляторов в сфере ЖКХ определяются, в первую очередь, принципиальным разделением жилищной и коммунальной сфер. Жилищная сфера является потенциально конкурентной средой в плане предоставления услуг по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда, которые могут предоставляться на конкурентной основе. Возникновение частной собственности на жилые помещения в многоквартирных домах в результате приватизации способствовало появлению такой организационно-правовой формы управления жилищным фондом как товарищество собственников жилья. Это, в свою очередь, привело к возникновению возможности более свободного установления цен (тарифов) на услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда за счет развития конкуренции на данный вид услуг [8, с. 168].

Ценообразование жилищно-коммунальных услуг осуществляется государством в целях предупреждения, ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

В Федеральном законе от 30.12.2004 № 210 определены условия, принципы и методы расчетов тарифов. Регулированию поддаются следующие тарифы: на товары и услуги организаций коммунального комплекса, на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости коммунальной сферы, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение, надбавка к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, надбавка к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [3. с. 10 ].

Сегодня направление тарифной политики Российской Федерации определяется:

-необходимостью обновления инженерных коммуникаций (электрических, тепловых, сетей водоснабжения и водоотведения) и покрытия всех затрат предприятий;

- необходимостью привлечения инвесторов в данную сферу;

- необходимостью не допустить значительного роста тарифов на энергоресурсы и услуги ЖКХ.

Начиная с конца 1990-х годов, цель преобразований в сфере ЖКХ была направлена на установле-

ние тарифов до экономически обоснованных расходов организации, которая предоставляет коммунальные услуги и постепенный уход от перекрестного субсидирования.

Практика показывает, что в современных условиях наибольшее воздействие на уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги оказывают следующие факторы:

- уровень фактических затрат производителей

услуг;

- уровень развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг;

- эффективность механизма государственного регулирования рынка услуг ЖКХ;

- уровень платежеспособности потребителей

услуг.

Очевидно, что в основе концепции экономически обоснованного тарифа должна находиться идея о необходимости согласования экономических и финансовых интересов предприятий ЖКХ с социальными целями государства [9, с. 35].

Исходя из этого, считаем, что технология формирования экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна включать несколько этапов:

I этап - определение цены производства услуг с учетом фактических и плановых затрат предприятий ЖКХ;

II этап - определение цены на ЖКУ для потребителя на основе оценки платежеспособного спроса населения и возможностей бюджета для дотирования отрасли;

III этап - установление компромисса между ценой производства услуг и ценой потребителей - осуществляется органом местного самоуправления, который на основе цены производителей, результатов оценки возможностей и готовности потребителей оплачивать соответствующее качество услуг по цене производителя, а также возможностей бюджета производить дотирование отрасли, вносит предложения по корректировки тарифов;

IV этап - проведение экспертизы экономического обоснования тарифов специальной организацией, результатами которой будут:

- установление достоверности предоставляемой информации;

- выявление необоснованности затрат;

- разработка предложений по их устранению и снижению себестоимости услуг;

- рекомендации по определению тарифов для населения в зависимости от региональных социально-экономических условий.

V этап - утверждение экономически обоснованного тарифа. Экспертное заключение для регулирующего органа является основой для формирования

тарифов на жилищно-коммунальные услуги и одновременно - основанием для их утверждения;

VI этап - утверждение тарифа для населения.

Мы считаем, что использование предложенного подхода к формированию тарифов на ЖКУ будет способствовать смягчению противоречий в политике тарифообразования в сфере ЖКХ.

Важно отметить и другой регулятор - инвестиции. В. В.Ковалев, Д. Норкотт, Ю. А.Корчагин трактуют данное понятие как долгосрочные вложения, осуществляемые с целью оперативных стратегических и других целей [11,с. 768; 12 с. 247; 13 с. 316].

На сегодняшний день сектор коммунальных услуг обладает большим потенциалом инвестиционной привлекательности, в ЖКХ есть во что вкладывать. Износ производственных и инфраструктурных объектов коммунальной сферы России составляет: износ котельных - 54 %, коммунальных сетей водопровода - 65,3 %, канализации - 62,5 %, тепловых сетей - 62,8 %, электрических сетей - 58,1 %, водопроводных насосных станций - 57,1 %, очистных сооружений водопровода - 53,9 %, очистных сооружений канализации - 56,2 % [20, с. 1].

Известно, что жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации для своего обновления требует значительных вложений. Так, по оценкам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на восстановление отрасли требуется не менее 500 млрд руб. в год [17, с. 3].

Такой объем инвестиций для реформирования ЖКХ государственный бюджет предоставить не может, поэтому реальным выходом является привлечение негосударственных инвестиций на основе концессионных соглашений.

Отметим, что в качестве объекта концессии может служить имущество, которое концессионер будет обязан создать и качественно эксплуатировать [4 с. 4]. Риски существуют, как при договоре аренды, так и при концессионном соглашении. Единственным важным отличием является наличие при концессионном соглашении возможности в договорном порядке регулировать размеры и порядок тарифов.

Сегодня концессия является самой эффективной формой государственно-частного партнерства (ГЧП) для привлечения инвестиций в коммунальную сферу. По данным Центра развития ГЧП, с 2013 по 2015 гг. количество концессионных соглашений в сфере коммунальной инфраструктуры увеличилось в 5 раз [18, с. 1].

В настоящее время в сфере ЖКХ подписано и реализуется 535 концессионных соглашений. Только за 2015 год в отрасль пришло 130 млрд руб. частных инвестиций [19, с. 1]. Как было отмечено выше, задача государства - привлекать до 500 млрд руб. частных инвестиций в год.

Важным инструментом, направленным на привлечение частных инвестиций, являются государственные гарантии, которые положительным образом действуют на заинтересованность инвестора. Но в настоящее время отсутствие законодательного определения договора, регулирующего инвестиционную деятельность, значительно тормозит приток инвестиций в отрасль ЖКХ. Ведь данное определение отсутствует в законах от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», а также в Гражданском кодексе Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Пожалуй, к одному из наиболее важных государственных регуляторов относится управление качеством жилищно-коммунальных услуг.

В настоящее время контроль и надзор над жилищно-коммунальной сферой возложен на:

- органы государственного жилищного надзора (государственные жилищные инспекции);

- Федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- подразделения Федеральной антимонопольной службы;

- подразделения инспекции по пожарному надзору Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- подразделения органов местного самоуправления,

- другие общественные организации.

Эффективность системы контроля качества заключается в удовлетворении запросов и ожиданий потребителей и поставщиков. Отлаженная структура контроля качества является важным звеном в оптимизации затрат, ведь предоставление качественной услуги должно быть важно как потребителю, так и поставщику.

Качество жилищно-коммунальных услуг необходимо оценивать на основе социально-

экономического мониторинга. Оценка качества должна осуществляться как со стороны государства, так и со стороны потребителя, обеспечивая тем самым обратную связь потребителей с государством.

Очевидно, что без инноваций невозможно эффективное развитие рынка жилищно-коммунальных услуг. Под инновациями в данном контексте мы понимаем создание нового или усовершенствование старого продукта или процесса, внедряющих в первом случаем или уже функционирующих во втором случае на рынке жилищно-коммунальных услуг. Инновации способствуют развитию конкуренции на рынке ЖКУ, которая пока слабо развита, особенно в коммунальной сфере, что обусловлено главным образом особенностями данного рынка.

Обсуждение

Основные направления развития конкуренции в сфере ЖКХ определены в Программе развития конкуренции РФ: стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний, формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций, создание условий для привлечения к управлению региональной и муниципальной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений, обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса [7, с. 6].

И хотя направления развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг обозначены в Программе в 2009 году, системных и эффективных механизмов их практической реализации до настоящего времени, по существу, нет. Следовательно, проблема регулирования рынка услуг ЖКХ по-прежнему остается актуальной, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Резюмируя изложенное, систематизируем совокупность рыночных и нерыночных регуляторов в сфере ЖКХ (табл. 1):

Вид регуляторов Содержание Инструментарий

Рыночные Приведение в соотношение спроса и предложения Экономически - обоснованный тариф

Нерыночные Формирование институциональной среды Нормативно-правовые акты, правовые институты

Создание экономических условий Тарифы

Формирование инвестиционной активности Государственные инвестиции, субсидии, кредитование, концессии

Управление качеством жилищно-коммунальных услуг Меры государственного контроля

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 - Совокупность рыночных и нерыночных регуляторов в сфере ЖКХ

Заключение

Важной задачей остается обеспечение сбалансированности рыночных и нерыночных регуляторов в сфере ЖКХ. В условиях экономической нестабильности это выражается в определении границ государственного вмешательства в рынок жилищно-коммунальных услуг на разных стадиях нестабильности. «Задача порядка в каждом конкретной случае может быть решена или через цену или через государственный орган. В народном хозяйстве должен доминировать тот или другой способ. Между ценой и ведомством нет ничего, вернее, между ними- хаос. Это означает, что если хозяйственный порядок не стимулируется через цену, то координация и стимулирование должны осуществляться через план и приказы. Здесь нет третьего пути» [14, с. 483].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.01.2016).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации 30.11.1994. № 51-ФЗ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

4. Федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) (21 июля 2005 г.).

5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3.

6. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 26.06.1991 № 1488-1.

7. Программа развития конкуренции в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 691-р

8. Болдырева И. А. Финансовый механизм сферы жилищно-коммунальных услуг: теория, методология, практика. Ростов-на-Дону : РАС ЮРГУЭС, 2008. 168 с

9. Ивонина О. Г., Озина А. М., Мальцев К. В. Жилищно-коммунальное хозяйство региона : развитие, экономика, управление: монография. Н. Новгород : Изд-во ВВАГС, 2010. 35 с.

10. Каменева Е. А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 346 с, 1 с : ил. (Консультант-юрист).

11. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. М. : Финансы и статистика, 2000. 768 с.

12. Корчагин Ю. А. Инвестиционная стратегия. Ростов н/Д : Феникс, 2006. 316 с.

13. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений. М. : Банки и Биржи: ЮНИТИ, 1997. 247 с.

14. Репке В. Коренные вопросы хозяйственного порядка // Теория хозяйственного порядка: Фрайбургская школа и немецкий неолиберализм. / Перевод с немецкого В. Гутника. М. Экономика 483 с.

15. Чернышев Л. Н Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. М. : Кн. мир, 1998. 88 с.

16. Консультант плюс. Словарь экономических и юридических терминов.

URL: http :/www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/j ekon omicheski_obosnovannyj_tarif_jeot/ (дата обращения 15.03.2016).

17. Мень М. Интервью Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации газете «Ведомости» 3 с. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-ministra-stroimunalnogo-khaystva-rossiyskoy-federatsii-mikhila/. (дата обращения 15.03.2016).

18. Жукова А. Российская бизнес газета № 1019 (40). URL: http://rn.rg.ru/2015/10/13/koncessiya.html (дата обращения 12.03.2016).

19. Информационно-аналитическое управление - пресс-служба Администрации ГО г. Уфа «Подведение итогов Всероссийского форума «ЖКХ - меняется». URL: http://ufacity.info/press/news/211766.html (дата обращения 16.03.2016).

20. ОАО «Газпром» / Инвестиции в ЖКХ: проблемы и пути решения // Газинформ № 2/33 2011. 1 с. URL: http: //www .nordcompany.ru/ufiles/file/gazinform_2 011_2.pdf , (дата обращения 15.03.2016)

21. Сведения с сайта федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/. (дата обращения 15.03.2016).

REFERENCES

1. Zhilischnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 29.12.2004 №188-FZ (red. ot 31.01.2016) .

2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii 30.11.1994, № 51-FZ.

3. Federalnyiy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2004 g. N 210-FZ «Ob osnovah regulirovaniya tarifov organizatsiy kommunalnogo kompleksa».

4. Federalnyiy zakon ot 21.07.2005 N 115-FZ (red. ot 29.12.2014) «O kontsessionnyih soglasheniyah» (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.05.2015) (21 iyulya 2005 ).

5. Federalnyiy zakon «Ob investitsionnoy deyatel-nosti v Rossiyskoy Federatsii, osuschestvlyaemoy v forme kapitalnyih vlozheniy» ot 25.02.1999 № 39-FZ.

6. Zakon RSFSR «Ob investitsionnoy deyatelnosti v RSFSR» 26.06.1991 № 1488-1.

7. Programma razvitiya konkurentsii v Rossiyskoy Federatsii: rasporyazhenie Pravitelstva RF ot 19 maya 2009 g. № 691-r

8. Boldyireva I. A. Finansovyiy mehanizm sferyi zhilischno-kommunalnyih uslug: teoriya, metodologiya, praktika. Rostov-na-Donu: RAS YuRGUES, 2008. 168 s

9. Ivonina O. G., Ozina A. M., Maltsev K. V. Zhi-lischno-kommunalnoe hozyaystvo regiona: razvitie, eko-nomika, upravlenie: monografiya. N. Novgorod : Izd-vo VVAGS, 2010, 35 s.

10. Kameneva E.A. Reforma ZhKH, ili Teper myi budem zhit po-novomu. Rostov n/D: Feniks, 2005. 348, 1 s : il. (Konsultant-yurist).

11. Kovalev V.V. Vvedenie v finansovyiy me-nedzhment. M. : Finansyi i statistika, 2000. 768 s.

12. Korchagin Yu.A. Investitsionnaya strategiya. -Rostov n/D : Feniks, 2006. 316 s.

13. Norkott D. Prinyatie investitsionnyih resheniy. M. : Banki i Birzhi: YuNITI, 1997, 247 s.

14. RYopke V. Korennyie voprosyi hozyaystven-nogo poryadka // Teoriya hozyaystvennogo poryadka: Frayburgskaya shkola i nemetskiy neoliberalizm. / Pere-vod s nemetskogo V. Gutnika. M. Ekonomika. 482.

15. Chernyishev L. N Tsenovaya i tarifnaya politi-ka v zhilischno - kommunalnom hozyaystve. M. : Kn. mir, 1998, s 88.

16. Konsul'tant pljus. Slovar' jekonomicheskih i ju-ridicheskih terminov. URL:http: /www.consultant.ru/law/ref/j u_dict/word/j ekon omicheski_obosnovannyj_tarif_jeot/ (data obrashhenija 15.03.2016).

17. M. Men'/ Interv'ju Ministra stroitel'stva i zhi-lishhno-kommunal'nogo hozjajstva Rossijskoj Federacii gazete "Vedomosti" -3 s. URL: http://www.minstroyrf.ru/press/intervyu-ministra-stroimunalnogo-khaystva-rossiyskoy-federatsii-mikhila/. (data obrashhenij a 15.03.2016).

18. A. Zhukova/ Rossijskaja biznes gazeta № 1019 (40). URL: http://rn.rg.ru/2015/10/13/koncessiya.html (data obrashhenija 12.03.2016).

19. Informacionno-analiticheskoe upravlenie -press-sluzhba Administracii GO g.Ufa «Podvedenie ito-gov Vserossijskogo foruma «ZhKH - menjaetsja». URL: http://ufacity.info/press/news/211766.html (data obrashhenija 16.03.2016).

20. OAO «Gazprom» / Investicii v ZhKH: prob-lemy i puti reshenija// Gazinform №2/33 2011. - 1 s. URL:http://www.nordcompany.ru/ufiles/file/gazinform_2 011_2.pdf , (data obrashhenija 15.03.2016).

21. Svedenija s sajta federal'noj sluzhby go-sudarstvennoj statistiki URL http://www.gks.ru/. (data obrashhenija 15.03.2016).

Дата поступления статьи в редакцию 24.03.2016.

08.00.05 УДК 336

СОСТОЯНИЕ И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

© 2016

Юркин Михаил Олегович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, менеджмент и государственное и муниципальное управление» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан (Россия) Николаева Полина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экономика, менеджмент и государственное

и муниципальное управление» Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан (Россия)

Аннотация. Введение. В статье рассмотрены проблемы становления и развития национальной платежной системы России, описаны авторы, изучающие вопросы платежных систем. Однако проблематика развития национальных платежных систем разрабатывается относительно недавно, с чем связана актуальность статьи.

Материалы и методы. Авторами произведен сравнительный анализ использования банковских платежных систем на территории России и субфедеральном уровне одного из субьектов с использованием методов системного и сравнительного анализа, сопоставления, статистические методов и экспертные оценки.

Результаты. В статье обосновывается возрастающий темп использования платежных карт населением страны, а также проанализирована тенденция к опережающему росту безналичных операций с использованием платежных карт по сравнению с операциями по снятию наличных. Проанализировав развитие НПС, авторы приходят к выводу, что наиболее эффективными инструментами национальной платежной системы являются платежные карты и система БЭСП. Предложена прогнозная модель развития Национальной платежной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.