Научная статья на тему 'Соотношение памяти и категории времени в психике человека'

Соотношение памяти и категории времени в психике человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
797
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЯ / ПАМЯТЬ / ИЗУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ / TIME / MEMORY / STUDYING / DATA / PSYCHOLOGY / PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Савельев Александр Евгеньевич

Данная статья посвящена анализу изучения в психологии и философии вопроса восприятия человеком категории времени как одного из элементов процессов познания мира и сохранения поступающей информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение памяти и категории времени в психике человека»

Савельев Александр Евгеньевич

кандидат исторических наук (e-mail: [email protected])

Соотношение памяти и категории времени в психике человека

Аннотация

Данная статья посвящена анализу изучения в психологии и философии вопроса восприятия человеком категории времени как одного из элементов процессов познания мира и сохранения поступающей информации.

Annotation

This article is devoted to the analysis of studying the question of perception the category of time by human as one element of processes the universe's cognition and in-coming data's saving in psychology and philosophy.

Ключевые слова: время, память, изучение, информация, психология, философия.

Key words: time, memory, studying, data, psychology, philosophy.

Жизнь любого человека неразрывно связана с феноменом времени. С момента рождения и до своей смерти индивид является частью временного потока, воплощающегося лично для него в непрерывную череду событий, которые и составляют человеческую жизнь. Так как отражение окружающего мира является непрекращающимся ни на мгновение процессом, то эффективность сохранения информации в памяти тесно связана с когнитивными механизмами отражения времени. Только благодаря восприятию времени в широком смысле слова (его отражению познавательными процессами) происходит и отражение того, что изменяется с течением времени. Можно сказать, что отражение изменения является первичным по отношению к отражению самой воспринимаемой, представляемой или мыслимой реальности, поэтому в памяти хранятся следы отражения изменения объектов отражения, при этом динамика этих изменений в интервалы времени различна в зависимости от того, на каком уровне психического происходит отражение. Подобное утверждение приводит к выводу, что организация памяти может быть понята только на основе представления о психическом времени, в котором существует смысловая реальность.

Первым, кто обратил внимание на связь памяти и отражения времени, был Аристотель, хотя попытки осмыслить этот феномен предпринимались еще во времена досократиков, не случайно широко известно изречение Гераклита Эфес-

ского: "Нельзя в одну и ту же реку войти дважды", отражавшее мнение философа, что мир находится в постоянном и непрекращающемся движении. Аристотель изложил свою точку зрения на данный вопрос в трактате "О памяти и воспоминании". По его мнению, время - это свойство движения, поэтому отражение времени происходит только посредством отражения движения. Можно сказать, что восприятие изменений, происходящих в определенный период, является, по существу, восприятием самого интервала времени. Размышляя о сущности памяти, философ писал: "Ощущение происходит от внешних предметов, а припоминание - из души, направляясь к движениям или остаткам их в органах чувств" [1]. Оценивая концепцию памяти Аристотеля, Л.М. Веккер отмечал, что, по мнению философа, "... через посредство памяти и на основе движения объективное физическое время воспроизводится в субъективном психическом времени как свойстве души" [2]. В целом, Аристотель был первым, кто высказал мнение, что через отражение движения воспринимается время изменения объекта отражения и, в результате, сам объект отражения и память о событиях прошлого.

В дальнейшем феномен времени стал изучаться только в XVIII в. Одним из первых на него обратил внимание Иммануил Кант, считавший время априорным условием познания человеком мира, при этом он полагал, что идея времени может быть выведена эмпирически. Можно привести ряд определений, которые великий немец-

13

кий философ давал понятию времени: "чистая форма чувственного содержа-ния" [3], "форма внутреннего чувства, то есть созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния" [4], "априорное условие всех явлений вообще: оно есть непосредственное условие внутренних явлений (нашей души) и, тем самым, косвенно также условие внешних явлений" [5]. Кант считал, что время и пространство не могут выступать в качестве объектов познания, поэтому философ относил их к априорным условиям познания. В свою очередь, по мнению Канта, понятие изменения нельзя причислить к априорным условиям, так как "все другие, относящиеся к чувственности понятия, даже понятие движения, соединяющее в себе и пространство, и время, предполагают нечто эмпирическое" [6]. При этом, по мнению философа, существует лишь психическое время, а не физическое, так как, по его мнению, "про-странство и время исчезли бы", если бы "мы устранили наш субъект или же только субъективные свойства наших чувств вообще"[7].

Любопытный взгляд на проблему времени имел французский философ конца XIX в. Ж. Гойо, который соотносил психическое время с сенсорными ощущениями, полагая, что идея последовательности является результатом не мыслительных усилий, а мышечных и внутренних ощущений [8].

Глубоко проанализировал вопрос восприятия времени человеком Б. Рассел, который указал, что прошлое осознается индивидом только благодаря "переживанию следования в течение одного являющегося настоящего" [9]. Таким образом, по Расселу, прошлое всегда существует в настоящем, так как ". для того, чтобы знать, что мы имеем в виду под словами "то, что я вспоминаю, было", нужно, чтобы слово "то" относилось к какому-то настоящему состоянию сознания, и, вместе с тем, если только слово "было" действительно выражает то, что было, это слово "то" должно относиться к чему-то, имевшему место в прошлом. Таким образом, выходит, что слово "то" должно относиться к чему-то такому, что одновременно является и на-стоящим, и прошедшим" [10]. Тем не менее, исследователь считал "время являющегося настоящего" не субъективным, а объективным явлением [11]. Субъективное же (психическое) время всегда относится к прошлому. Ученый сделал вывод, что имеется два источника познания времени. Один - это "восприятие следования в течение одного являющегося настоящего, другим является воспоминание" [12]. Рассел придавал очень большое значение памяти, ведь благодаря ей

расширяется время являющегося настоящего. Можно сказать, что память расширяет время, в котором живет человек. Исследователь писал: "Каждый момент моего опыта содержит в себе пространство восприятия, которое не является пространством физики, и время вос-приятия и воспоминания, которое не является временем физики и истории. Мое прошлое, каким оно было в свое время, не может быть отождествлено с моим представ-лением о нем, и моя объективная история, которая имела место в объективное время, отличается от субъективной истории моих настоящих воспоминаний, которые объективно имеют место теперь" [13]. В целом, Рассел высказал мысль, что физическое время воспринимается индивидом лишь через отражение изменений состояний определенного объекта отражения.

А.С. Эддингтон полагал, что в феномене времени следует различать физическое время, которое он называл "фиктивным", и "наше чувство времени", относящееся к феноменологии психического отражения. Свою концепцию ученый основы-вал на теории относительности А. Эйнштейна и считал, что физическое время не является однородным и его нельзя рассматривать отдельно от наблюдателя. Оно все-гда связано с определенной системой отсчета, зависящей от позиции наблюдателя, который движется вместе с Землей, при этом разные наблюдатели могут использо-вать различные системы отсчета. Именно поэтому исследователь и называл физическое время "фиктивным". У человека же, по его мнению, имеется чувство времени, о котором, впрочем, как полагал Эддингтон, следует говорить только в отношении "к линейной цепи событий вдоль нашего собственного пути через мир"[14].

Собственно понятие "психическое время" было введено в научное обращение Дж. Уитроу, рассматривавшему проблему времени в контексте философии естествознания. Анализируя особенности психического времени и его связь с процессами восприятия, ученый пришел к выводу, что восприятие и вообще осознание чего-либо требует мысленного воспроизведения уже произошедших событий, а потому восприятие времени представляет собой восприятие комбинации из длительности, последовательности и одновременности: "Сначала нам необходимо отметить тот факт, что прямое восприятие изменения, хотя оно определенно обнаруживается в виде последовательности, требует одновременного присутствия при нашем осознании событий в другой фазе представления. Комбинация одновременности и последовательности в нашем

14

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 3

восприятии означает, что время нашего сознательного опыта больше похоже на движущуюся линию, чем на движущуюся точку" [15]. Таким образом, Уитроу указал на одно из главных свойств памяти - она сохраняет последовательность событий и включает этот ряд в симультанную структуру настоящего. То, что происходило в прошлом, воплощается в настоящем в эффекте одновременного присутствия прошлого в актуальном содержании сознания. Без памяти восприятие лишалось бы осмысленности и становилось бы дискретным, при этом, в каждый дискретный момент человек не понимал бы, что он собственно воспринимает. В любом настоящем есть элементы, относящиеся к прошлому и будущему, поэтому психическое время можно определить как величину перманентно многонаправленную. Несомненно, что к прошлому относится и то, что произошло несколько десятков лет назад, и то, что завершилось секунду назад. Именно поэтому память имеет очень сложную, многослойную структуру.

Некоторые исследователи предполагают, что содержащиеся в памяти не ак-туализированные в данный момент смыслы входят в состав бессознательной психики. Впервые мысль об этом высказал А. Бергсон, который писал: ". идея бессозна-тельных психических состояний встречает в нас обычно энергичное сопротивление, и это потому, что мы привыкли считать сознательность существенным признаком психических состояний, так что, по господствующему мнению, психическое состояние не может перестать быть сознательным, не переставая вообще существовать. Но если сознательность - есть лишь характерный признак настоящего, то есть действующего, то не действующее, даже выходя из сферы сознания, вовсе не обязательно должно в силу этого прекратить всякое вообще существование" [16]. Таким образом, память объективно участвует в работе сознания, обеспечивая восприятие и осознание внешнего мира, если говорить о памяти, как психическом явлении. Но память участвует и в внепсихических уровнях бытия человека. В этом плане можно выделить понятие "биологический смысл" как основу структуры биологической памяти. Психический же смысл в структуре психической памяти можно разделить на три самостоятельных класса. Первый класс - это когнитивные смыслы, которые соответствуют трем уровням психического отражения: сенсорно-

перцептивному, представления и речемыслительному. Ко второму уровню относятся личностные смыслы, а к третьему - духовные,

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА при этом исследователь А.Ю. Агафонов полагает, что личностный смысл является субстратом личности, а духовный - индивидуальности [17]. По его мнению, именно это, то есть понимание личности и индивидуальности как психических, а не, например, социальных образований, способно преодолеть существующий, как считает ученый, разрыв между психологией познавательных процессов и психологией личности. Агафонов также исследовал вопрос о включенности личности и индивидуальности как психических образований в поли-семантическую структуру памяти. Он делает вывод, что ". иерархия уровней па-мяти, относящихся к сфере личностного в психике, является психическим субстратом как личности, так, вне всяких сомнений, и ее свойств, к которым традиционно относят характер, способности, темперамент и направленность" [18].

Большое значение для изучения соотношения феномена памяти с феноменом психического времени имели исследования Л.М. Веккера. Обобщив различные взгляды и экспериментальные данные, он пришел к следующему выводу: "Психическое сенсорное время неотделимо от прямого отображения движения". Опираясь на эту предпосылку, ученый предположил, что ". отображение длительности, последовательности и одновременности в структуре сенсорного времени взаимнонеобособимы. Временная длительность автоматически включает в себя последовательность. В свою очередь, сенсорная последовательность как отображение последовательности физической по необходимости включает в себя элементы одновременности, в рамках которой могут быть сопоставлены моменты "раньше" и "позже". Речь идет здесь, таким образом, о специфическом сочетании временной длительности, то есть метрики времени, временной последовательности и временной же, а не про-странственной, одновременности [19]. При этом, фактически именно фиксацию временной последовательности Веккер считал процессом памяти: ". Сенсорное отображение времени составляет основу процессов памяти" [20]. В целом, исследователь определял психическое время как время, в течение которого реализуется психическая активность субъекта отражения, и, вместе с тем, он указывал, что психическое время - это психическая проекция физического времени.

В целом, время является одним из важнейших явлений в жизни любого человека, тесно связанным при этом с некоторыми функциями человеческой психики, прежде всего с памятью, мышлением и воображением. Память позволяет

15

индивиду сохранять информацию о происходивших в его жизни событиях, оценивая их как собственное прошлое, мышление помогает анализировать настоящее, выбирая оптимальную стратегию поведения в нем, а воображение переносит сознание личности в предполагаемое или желаемое будущее, благодаря чему оказывается возможным его планирование. Таинственность феномена времени, которое невозможно непосредственно ощутить органами чувств, но которое реально существует и направляет жизнь индивида, привлекала к себе внимание философов, а позже психологов, еще со времен античности. Первоначально восприятие человеком категории времени пытались объяснить с физиологической точки зрения, однако постепенно исследователи пришли к выводу, что отражение данного явления в структурах личности является следствием действия высших психических функций индивида.

1. Аристотель "О душе"//Собрание сочинений в 3 Т. М., 1984. Т. 1.

2. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 1998. С. 509.

3. Кант И. Критика чистого разума. Минск,

1998. С. 137.

4. Там же. С. 139.

5. Там же. С. 140.

6. Там же. С. 146-147.

7. Там же. С. 147.

8. ГойоЖ. Происхождение идеи времени. СПб., 1899.

9. Рассел Б. Человеческое познание. Его сферы и границы. Киев, 1997. С. 233.

10. Там же. С. 232.

11. Там же. С. 233.

12. Там же.

13. Там же. С. 229.

14.Эддингтон А. С. Теория относительности. М., Л., 1934. С. 46.

15. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964. С. 102.

16. Бергсон А. Две памяти //Психология памяти. М., 1998. С. 278.

17. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000. С. 167.

18. Там же. С. 168.

19. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 1998. С. 543.

20. Цит. по: Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара, 2000. С. 169.

______________________________________16

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.