Научная статья на тему 'Соотношение ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек в вузе МВД России'

Соотношение ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек в вузе МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ-ДЕВУШКИ / КАРЬЕРА / СЕМЬЯ / ЖЕНЩИНА / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / FEMALE CADETS / CAREER / FAMILY / WOMAN / FEMININITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Браженская Наталья Евгеньевна

В статье рассматривается взаимосвязь ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек вузов МВД России. На основе исследования, проведенного в Дальневосточном юридическом институте МВД России, приводятся данные о значимости карьерных достижений и семейных отношений для курсантов, слушателей и студентов-девушек, предлагаются методы педагогического воздействия на формирование ценностных ориентаций в целях избежания деформации феминного начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of orientations toward family and career concerning female cadets trained at Interior higher educational establishments of Russia

The paper deals with interdependence of orientations in connection with building up a family and making a career as far as the female cadets of the Interior higher educational establishments are concerned. On the basis of the research done at the Far East Interior Institute of Russia some data are given concerning the importance of career achievements and family relations for female cadets and female students and some methods are suggested concerning educational influence on molding value orientations in order to avoid the deformation of feminine origin.

Текст научной работы на тему «Соотношение ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек в вузе МВД России»

УДК 371.044.4

H.Е. Браженская*

Соотношение ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек в вузе МВД России

В статье рассматривается взаимосвязь ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек вузов МВД России. На основе исследования, проведенного в Дальневосточном юридическом институте МВД России, приводятся данные о значимости карьерных достижений и семейных отношений для курсантов, слушателей и студентов-девушек, предлагаются методы педагогического воздействия на формирование ценностных ориентаций в целях избежания деформации феминного начала.

Ключевые слова: курсанты-девушки, карьера, семья, женщина, женственность.

N.E. Brazhenskaya*. Correlation of orientations toward family and career concerning female cadets trained at Interior higher educational establishments of Russia. The paper deals with interdependence of orientations in connection with building up a family and making a career as far as the female cadets of the Interior higher educational establishments are concerned. On the basis of the research done at the Far East Interior Institute of Russia some data are given concerning the importance of career achievements and family relations for female cadets and female students and some methods are suggested concerning educational influence on molding value orientations in order to avoid the deformation of feminine origin.

Keywords: female cadets, career, family, woman, femininity.

На протяжении многих веков в европейских странах и России утверждалось мнение, что единственным предназначением женщины является забота о семье и продолжении рода. Вся жизнь девочек и девушек была подготовкой к переходу в новую, «мужнюю» семью. Это нашло отражение в обрядовых традициях: первоначально белое платье невесты и фата были символами погребального савана, т.е. женщина умирала в родительской семье, чтобы родиться в новой. Лишь в христианскую эпоху такой наряд стал символом непорочности. Семья воспринималась обществом как союз на всю жизнь, задача которого — родить и поднять как можно большее число детей.

Экономические изменения конца XIX и XX вв. позволили женщинам включиться в производственную деятельность, а к концу столетия широко распространились ориентации женщин на карьеру. Одновременно стало обостряться противоречие между семейными и карьерными ценностями. Одним из негативных последствий преодоления этого противоречия является отказ либо от семьи, либо от карьеры.

Возрастание численности женщин, состоящих на службе в органах внутренних дел и Вооруженных силах, в совокупности с другими изменениями в нормах поведения и ценностях общества, приводит к изменению самосознания девушек, выбирающих профессию в силовых структурах. Учебные заведения МВД России осуществляют подготовку курсантов обоего пола не только по специальностям «психология», «экономика», «юриспруденция», но и «правоохранительная деятельность», которая длительное время считалась сугубо мужской. Какое влияние на ценностные ориентации курсантов-девушек оказывает обучение в специализированном вузе? Как они планируют построить свою жизнь в координате двух ценностей — семья и карьера?

Для ответа на эти вопросы исследовались ориентации курсантов-девушек на семью и карьеру на разных этапах обучения. Было проведено тематическое сочинение, единое для первых-пятых курсов оперативно-розыскного и следственного факультетов, а также для первых, вторых и пятых курсов факультета по оказанию платных образовательных услуг и иной, приносящей доход деятельности (специальность «юрист», гражданско-правовая специализация, далее по тексту — «специальный факультет»), Дальневосточного юридического института МВД России. Всего в опросе приняли участие 219 курсантов-девушек, слушателей-девушек и студенток.

Опрашиваемым был предложен план, который состоял из пяти вопросов.

I. Как Вы себя видите через десять лет (где работаете, имеете ли семью, как выглядите, как ощущаете себя и т.д.)?

2. Что нужно делать сейчас, чтобы через десять лет стать такой, как Вы себя видите? Какие действия надо предпринять, и кто Вам в этом может помочь?

3. Насколько Вы сейчас ощущаете в себе женские качества? Что нужно делать, чтобы развить в себе Женщину? Что бы хотелось дополучить? От чего хотелось бы отказаться?

4. Есть ли человек, на которого Вы бы хотели бы быть похожи внешне и внутренне?

5. Изменились ли Вы за годы обучения в вузе? Что в Вас изменилось?

* Браженская, Наталья Евгеньевна, преподаватель кафедры психологии и педагогики Дальневосточного юридического института МВД России. Адрес: Россия, г. Хабаровск, переулок Казарменный, 15. E-mail: netbr@yandex.ru

* Brazhenskaya, Nataliya Evgenievna, lecturer in psychology and pedagogy of the Far East Interior Institute of Russia. Address: 15 Kazarmenny pereulok, Khabarovsk, Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 4 апреля 2011 года.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

Психология

По инструкции предложенный план сочинения был необязательным, за основу взята адаптированная к нашему исследованию методика сочинения «Я в профессии через 10 лет» [1, с. 57-70]. Курсантам, слушателям и студентам-девушкам ДВЮИ МВД России предоставлялась возможность свободно рассуждать на заданную тему «Я через десять лет». Большинство написавших придерживались предложенного плана, что позволяет сравнить суждения девушек разных курсов и специальностей по каждому вопросу. Следует особо подчеркнуть, что рассматривалась не информация о планах девушек, а проективная часть ответов, раскрывающая жизненные предпочтения, цели, отношения к себе, карьере, семье, окружающим людям.

В целях дополнения и более глубокого раскрытия отношения девушек к вопросам семьи и карьеры была предложена анкета, составленная автором статьи. Анкета состоит из восьми разделов: о себе (двадцать шесть вопросов), здоровье (одиннадцать вопросов), семья (десять вопросов), карьера (пятнадцать вопросов), дружба (шесть вопросов), мужчины (одиннадцать вопросов), внешность (шесть вопросов), общие (тринадцать вопросов).

Анализ ответов на вопросы сочинения «Как Вы себя видите через десять лет (где работаете, имеете ли семью, как выглядите, как ощущаете себя)» показал отношение девушек к ценностям «семья» и «карьера», к вопросам создания семьи и достижению карьерных результатов, свои ощущения в будущем.

Для интерпретации и сравнения данных было необходимо выбрать единую систему координат, которая позволяла бы сопоставлять разного рода высказывания. Ответы курсантов, слушателей и студентов-девушек анализировались с трех точек зрения. Во-первых, отношение к карьере: на каком месте по значимости в системе ценностей стоит эта категория, связана ли она со службой в органах внутренних дел, перспективы. Во-вторых, ценность материального благополучия для семейной жизни. В-третьих, взаимодействие категорий «семья» и «карьера», которое состоит в попытках их соединения или противопоставления.

При рассмотрении первоочередности категории «карьера» при раскрытии первого вопроса сочинения выявлена определённая закономерность (табл. 1).

Та&лыца 1

Перзоочередность карьеры для курсант о в-девушек_____________

Факультет Оп грат пене-рс :ыст ап Курс : 2 Количест 30 [в процентах) 32 30

3 75

4 71

3 57

С лгдст венный 1 50

2 23

3 70

4 п0

5 40

Специапшын ! 42

2 25

5 ■00

Как видно из таблицы, от первого курса ко второму ориентация на карьеру снижается, а на третьем курсе начинает возрастать (от 70%), что объясняется ориентированием учебной деятельности и воспитательной работы на развитие профессиональных качеств. Снижается значимость карьеры после прохождения стажировки на пятом курсе. Отдельно стоит обратить внимание, что на первом курсе оперативно-розыскного факультета 82% девушек на первое место ставят карьеру, в отличие от 50% их ровесниц со следственного факультета. На пятом курсе специального факультета 100% студенток на первое место ставят карьеру. Это можно объяснить неизвестностью места работы после окончания вуза, которой нет у слушателей-девушек, так как они уже знают, куда будут направлены для прохождения дальнейшей службы.

Из двухсот девятнадцати респондентов при ответе на первый вопрос лишь 4% вообще не рассматривали вопрос о семье. Наиболее типичный их ответ: «Работаю в ФСБ России (МВД России, адвокатской конторе)». Однако это наблюдается лишь на первом курсе всех трех факультетов. Поэтому, несмотря на увеличение значимости карьеры, к третьему курсу она не рассматривается обособленно от семьи.

В то же время категория «карьера» при ответе на первый вопрос отсутствует у 13% девушек. Они ориентированы на создание и посвящение своей жизни семье. Свое будущее они видят так: «Счастлива в браке, имею мужа и двоих детей» или «Моя жизнь с мужем и детьми очень счастливая». В зависимости от курсов процентное соотношение девушек, ориентированных на семью, распределилось следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Первоочередность семьи для курсантов-девушек

Факультет Оперативно-розыскной Курс 2 Количест во (в процентах) 10 15

3 13

4 30

5 14

Следственный 1 25

2 13

3 0

4 30

5 0

Специальный 1 13

2 25

5 0

При ответе на четвертый вопрос раздела «Семья» анкеты: «Если нужно будет выбрать, что Вы предпочтете: семью или карьеру?» 9% всех опрошенных девушек отдали предпочтение карьере. Уже к четвёртому курсу девушки однозначно выбирают семью. В зависимости от специальности и курса обучения в случае выбора откажутся от семьи только курсанты и студенты-девушки первых курсов трех факультетов, 30% курсантов-девушек второго курса оперативно-розыскного факультета, 13% и 21% курсантов-девушек третьего курса оперативно-розыскного и следственного факультетов соответственно. Ни одна девушка второго курса следственного и специального, четвертых и пятых курсов всех факультетов не откажется от семьи.

Однако, несмотря на то, что в случае выбора 91% опрошенных девушек предпочтет семью, на вопрос анкеты: «Хотели бы Вы быть домохозяйкой, оставив работу и учебу?» только 9% девушек дали положительный ответ. При этом ни одна из опрошенных второго и третьего курсов следственного факультета, второго и пятого курсов специального факультета, пятого курса оперативно-розыскного факультета не рассматривает возможность отказа от работы в пользу домашнего хозяйства. Наибольшее количество девушек, желающих оставить работу, наблюдается на пятом курсе следственного факультета — 21%.

Заслуживает внимания отношение девушек к материальному достатку в семье. В разделе анкеты «Семья» были заданы противоположные вопросы: «Согласны ли Вы с утверждением «С милым рай и в шалаше»?» и «Могли бы Вы выйти замуж за нелюбимого, но богатого?». При ответе на первый вопрос 43% респонденток согласились с вышеуказанным утверждением (табл. 3).

Таблица 3

Соотношение ответов девушек на вопросы., связанные с материальным

благополучием

Согласны ліг Вы с утверждением «С милым !\5сілп 5ы Вы ЕЫЙ1Н замуж за нелк5имого.

раті в шілшіе? й но богатого

Согласны в; его - 43% Согласны всего - 25%

1 опера шея о-рсялс кной- 69% 1 операггсЕН г-розыскной -93%

1 следственный - 50% 1 СЛЄДСТЕ енньтй - 30%

! слеші альный - 46% 1 спеппальньш - 31%

2 опера ше а о-роалс ыней - 22% 2 оперативне-розыскной -36%

2 следственный - 54% 2 следственный— 13.5%

2 специальный -100% 2 специальный -17%

3 оператаЕно-рсалскнен - 63% 3 операгнвно-рошскнсй -0

3 следственный - 43% 3 следственный - 21%

4 опера тлен о-розысжнрн —17% 4 оператггЕно-розыскной - 0

4 следс те енный — 40% 4 слєдсте енн ый - 20%

5 опера гнвн о-рсзыскнсй - 25% 5 оператгсЕно-рсзыскной -13%

5 следственный - 43% 5 следственный - 13%

5 спелпзльнып-0 5 спепнальный -17%

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 2 (50) 2011

Психология

При сопоставлении этих двух вопросов обнаруживается, что больше девушек, готовых провести свою жизнь в любви в шалаше (43%), чем с нелюбимым, но богатым (25%). При этом, несмотря на то, что более половины курсантов-девушек первого курса оперативно-розыскного факультета согласны с первым утверждением, 93% из них же готовы ради финансового благополучия отказаться от любви. Сопоставив данные с информацией о большей значимости карьеры, можно сделать вывод, что увеличение потребности в профессиональных результатах приводит к уменьшению финансовой зависимости и ожиданий «богатых папочек», образ которых современными средствами массовой информации активно пропагандируется.

Все ответы на вопрос сочинения «Что нужно делать сейчас, чтобы через 10 лет стать такой, как Вы себя видите? Какие действия надо предпринять и кто Вам в этом может помочь?» сгруппированы в три группы по следующему критерию: первая группа — действия, необходимые для достижения профессиональных целей; вторая группа — действия, необходимые для достижения личных целей, третья группа — люди, которые могут помочь в достижении поставленных целей.

Основное действие, необходимое для достижения поставленных профессиональных целей курсантами-девушками, — получение образования. На это указывают более 90% опрошенных. При этом образование представляется панацеей, которая поможет не только найти хорошую должность, поступить в адъюнктуру, но и найти супруга. Обучение предполагается только отличное — красный диплом или как минимум набор знаний, необходимый для осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел. На втором месте по популярности ответов — иметь цель и добиваться ее (54%). Далее — заводить друзей и не терять старых (24%). Для достижения личных целей, таких как замужество, рождение детей, поддержание себя в хорошей физической форме, девушки имеют четкую картину действий: «следить за собой», «заниматься спортом», «отказаться от пирожных», «питаться здоровой пищей», «меньше нервничать», «познакомиться с мужем», «совмещать семью и карьеру», «перебороть в себе лень», «беречь свои силы и чувства», «следить за своим здоровьем». Ответы первой и второй группы — 73% и 41% соответственно. В достижении поставленной цели девушки надеются на самих себя (69%), родных и близких (19%), друзей (10%) и любимого человека (2%). Следует обратить внимание на то, что на мужчин как на возможных помощников полагается совсем немного девушек. Самый главный человек, на которого опрошенные могут рассчитывать, — они сами.

Отвечая на вопрос «Насколько Вы сейчас ощущаете в себе женские качества? Что нужно делать, чтобы развить в себе Женщину? Что бы хотелось дополучить? От чего хотелось бы отказаться?», девушки связывают понятия «женщина» и «материнство». Вот фраза из одного из сочинений: «Во мне проснулся материнский инстинкт уже сейчас». Происходит наложение более широких категорий «женщина» и «женственность» на категорию «материнство». Курсанты пятого курса так комментируют проявление в себе женских качеств: «Женщина всегда остается женщиной — это ее природа, и ничего менять не надо, просто у каждой женственность проявляется по-своему», «Когда женщина рожает, то становится матерью и развивает в себе женские качества на все 100%». Однако, несмотря на слияние понятий, 57% девушек ощущают, что женские качества еще недостаточно развиты в них. Только слушатели-девушки пятых курсов обоих факультетов считают, что в них достаточно развиты женские качества. Курсант-девушка первого курса так описала свое состояние на данный момент: «Я — мужчина, переодетый в женщину, я как солдат в юбке». В то же время девушки, указавшие на недостаточное количество в себе женских качеств, испытывают желание развить их. Из того, чего не хватает им, чтобы в достаточной мере ощутить себя женщиной, указывались следующие качества: нежность, мягкость, женственность, любовь и уважение к себе. Отказаться девушки хотели бы от следующего: от продуктов, отрицательно влияющих на фигуру (сладкого, пирожных, тортов, жирного), — 54%, от вредных привычек (курения, алкоголя) — 47%, от нецензурной лексики — 45%, невнимания к внешности и поведению — 32%, от резкости в себе — 26%, от лени — 13%.

Девушки осознают необходимость развития в себе женских качеств, что является важным шагом на пути к изменениям. Однако при ответе на вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя женственной?» были получены иные данные: 33% курсантов-девушек, обучающихся на младших курсах обоих факультетов, указали, что считают себя недостаточно женственными. Предполагаем, что это вызвано тем, что анкета — это первый блок исследования, а сочинение — последний. В процессе ответов на вопросы девушки по-иному взглянули на себя и женственность. В то же время на вопрос анкеты «Хотели бы Вы быть более женственной» 59% опрошенных ответили положительно. Этот показатель совпадает с данными, полученными при анализе сочинений (показатель девушек, которые еще недостаточно ощущают в себе женские качества).

Как влияет организация обучения и воспитания в специализированном вузе на девушек? Чтобы это выяснить, в сочинении им был задан вопрос: «Изменились ли Вы за годы обучения в вузе?». 99% опрошенных курсантов-девушек ответили положительно. 76% увидели в себе внутренние изменения, 49% внешние. Самое популярное внутреннее изменение — я повзрослела (100%). Среди отрицательных изменений девушки отмечают: стала грубее, нервнее, тверже, до вуза я была лучше, появилась агрессивность. 34% курсантов-девушек указывают — «Стала сильнее», а 29% — «Недоверчивей к людям». Из положительных изменений следует отметить: стала серьезнее (37%), ответственнее (28%), умнее (25%), самостоятельней (25%), сдержаннее (23%). Девушки замечают негативные изменения, произошедшие с ними, но не знают, как их остановить.

Опираясь на полученные данные, следует отметить, что одна из основных задач сотрудников высших учебных заведений МВД России, участвующих в воспитательном процессе, заключается в

сохранении феминного начала воспитанниц. Отклонение от традиционного женского начала негативно сказывается не только на личности объекта воспитательного воздействия, но и на членах ее семьи и коллегах по работе. Процесс воспитания девушек должен стремиться к преодолению противоречия между онтологической природой женщины, проявляющейся в ролях «матери» и «супруги», и гендерными стереотипами, поддерживающими стремление к материальной независимости и карьерным достижениям. Современная женщина не должна быть отгорожена от образовательных ресурсов, но процессы образования и воспитания должны быть направлены на осознание, развитие и раскрытие феминного бытия. С этой целью курсовыми офицерами, сотрудниками отделений моральнопсихологического обеспечения и преподавателями могут применяться следующие формы воспитательного воздействия: индивидуально-воспитательные беседы с девушками на тему различных способов соблюдения баланса между карьерой и семейной жизнью; организация встреч с медицинскими работниками, психологами, на которых девушки могут получить консультации по вопросам сохранения женского здоровья, планирования беременности, построения отношений с противоположным полом, познания себя и умения контролировать негативные проявления эмоций; тренинги как в однополых, так и разнополых группах, направленные на умение общаться с ровесниками, говорить о своих чувствах, позволяющие познать себя как личность и как члена коллектива; научные кружки, посвященные женской проблематике; творческие вечера, на которых девушки могут выразить себя через слово, музыку, танец; встречи с женщинами, реализовавшими себя в материнстве или карьере, при этом следует обратить внимание на удачное соединение этих двух сфер жизни. Поставленные цели воспитательного воздействия могут быть достигнуты только в случае осознания самими девушками негативных изменений, происходящих с их личностью, и наличия желания преодолеть их. Необходимость перестройки соотношения ориентаций на семью и карьеру у девушек является важной не только для развития личности и построения гармоничных семейных отношений, но и приобретает особую значимость в рамках Национальной программы демографического развития России на период 2006-2015 гг. Воспитание женственности, формирование умения сочетать семейные и профессиональные обязанности будут способствовать решению социальных задач.

Таким образом, анализ соотношения ориентаций курсантов-девушек в вузе МВД России на семью и карьеру позволяет сделать следующие выводы.

1. Наиболее важная ценность для курсантов-девушек в период обучения в вузе — карьера. Девушки мечтают о карьерных достижениях и стремятся к ним. Осознание необходимости построения карьеры значительно возрастает к третьему-четвертому курсам, уменьшаясь после прохождения стажировки на пятом курсе. Важность карьеры для студенток специального факультета значительно выше (до 100%), чем у девушек курсантов. Это объясняется неопределённостью их будущего места работы, а также тем, что их будущая карьера оплачивается.

2. Несмотря на увеличение значимости карьеры в системе ценностных ориентаций, она не рассматривается обособленно от семьи. Для девушек непреложно сочетание профессиональных успехов и семейной жизни. Они уверены в том, что их удастся благополучно сочетать. В случае выбора 91% опрошенных девушек предпочтет семью, но только 9% девушек хотели бы посвятить себя домашним обязанностям, оставив работу.

3. Основное действие, необходимое, по мнению девушек, для достижения поставленных профессиональных целей — получение образования. При этом и в получении образования, и в карьерном росте курсанты-девушки ставят перед собой максимальные цели: красный диплом, должность начальника отдела. В то же время девушки замечают, что обучение в специализированном вузе и стремление к достижению результатов отрицательно сказывается на их женственности, но как изменить это, они не знают.

4. Проведенное исследование показало значение целенаправленного гендерного воспитания курсантов. Только с помощью квалифицированных и спланированных действий курсового руководства, профессорско-преподавательского состава, сотрудников отделений моральнопсихологического обеспечения возможно преодоление негативных последствий специализированного обучения.

Список литературы

1. Иванова, И. И. Формирование профессионального самосознания курсантов в вузах МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — СПб. — 2001.

Literature

1. Ivanova, 1.1. Molding professional self-consciousness of cadets trained at Interior Higher Educational Establishments of Russia. Thesis presented for a candidate is degree, St.-Petersburg. — St.-Petersburg, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.