Научная статья на тему 'Соотношение красоты и пользы в дизайне'

Соотношение красоты и пользы в дизайне Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5065
677
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ПОЛЬЗА / КРАСОТА / ЭСТЕТИКА / УТИЛИТАРНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / DESIGN / USEFULNESS / BEAUTY / AESTHETIC / UTILITY / FUNCTIONALILY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балюта Полина Андреевна

В данной статье рассматривается проблема соотношения красоты и пользы в дизайне, т.е. эстетических и утилитарных качеств объектов предметного мира. Раскрывается соотношение красоты и пользы в природе, в предметном мире древности и на протяжении всей истории человечества, а также осмысление этих понятий в трудах философов. Показывается, что изначально красота и польза существовали неразрывно, а затем, в эпоху Возрождения и до середины XIX в., их пути все больше расходились. В статье анализируется, как современный дизайн выполняет функцию воссоединения красоты и пользы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The balance of beauty and usefulness in the design

This article discusses the problem of the balance of beauty and usefulness in design that is aesthetic and utilitarian qualities of the objects of the objective world. It reveals the balance of beauty and usefulness in nature, in the world of objects of antiquity and throughout the history of mankind and also understanding of these concepts in the works of philosophers. It is shown that initially beauty and usefulness exists inseparably, and then in the Renaissance and up to the middle of the XIX century their paths diverged more. The article examines how modern design functions as a reunion of beauty and usefulness.

Текст научной работы на тему «Соотношение красоты и пользы в дизайне»

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

УДК 111.852

П. А. БАЛЮТА

Омский государственный технический университет

СООТНОШЕНИЕ КРАСОТЫ И ПОЛЬЗЫ В ДИЗАЙНЕ______________________________________________

В данной статье рассматривается проблема соотношения красоты и пользы в дизайне, т.е. эстетических и утилитарных качеств объектов предметного мира. Раскрывается соотношение красоты и пользы в природе, в предметном мире древности и на протяжении всей истории человечества, а также осмысление этих понятий в трудах философов. Показывается, что изначально красота и польза существовали неразрывно, а затем, в эпоху Возрождения и до середины XIX в., их пути все больше расходились. В статье анализируется, как современный дизайн выполняет функцию воссоединения красоты и пользы.

Ключевые слова: дизайн, польза, красота, эстетика, утилитарность, функциональность.

Человек всегда пытался определить соотношение между понятиями красоты и пользы. Уже в древнейших цивилизациях были созданы памятники, в которых запечатлены эстетические представления древних народов. Так, шумерская цивилизация оставила текст «Лето и Зима, или Энлиль выбирает бога — покровителя земледельцев». Данный литературный памятник зафиксировал первый в истории человечества спор о взаимоотношении прекрасного с полезным. Бог воздуха Энлиль решил создать на земле изобилие и сотворил двух братьев: Эмшера (Лето) и Энтена (Зиму), между которыми возник спор о том, кто из них прекраснее. По решению Энлиля прекрасным оказался Энтен, которому «были поручены все воды», а значит, он приносил больше пользы. Выраженная здесь идея «чем полезнее, тем прекраснее» предвосхищает концепции классического периода в античной философии, рассматривающие соотношение категорий пользы и красоты, утилитарно-практического и эстетического в их целостности.

В одном из диалогов Сократа рождается мысль о функциональной природе красоты: «если они [ предметы] сделаны хорошо для тех работ, ради которых мы их приобретаем, или если они по природе своей хороши для наших нужд, то они прекрасны» [1, с. 87]. Рассмотрев функциональность красивой вещи, Сократ дает анализ красоты как пользы. Однако красота, по Сократу, состоит не только в функциональной целесообразности, но и в эстетической выразительности форм предметов. Так, любая греческая ваза или иной тип сосуда имели не только определенное назначение, но и отличались по форме, которая несла определенную смысловую нагрузку. Элементы формы создавались с учетом удобства использования вещи и в то же время были средством эстетической выразительность изделия. Таким образом, Сократ выявляет двойственность красоты вещи. С одной стороны — полезность, выражающая практический смысл вещи и выступающая как мера красоты предметного мира. С другой стороны, красота создается эстетической выразительностью качеств и свойств вещи. Чем более полно и многообразно в вещи соединяются польза и красота, тем вещь целесообразнее. Тем самым Сократ утверждает характерное для античности понятие красоты как гармонии внешнего и внутреннего мира.

Однако в эпоху средней классики существовали и другие мнения о соотношении красоты пользы. Например, Платон, несмотря на своё частое отождествление красоты с благом, в конце концов, благо резко противопоставляет красоте и даже ставит его выше всего прочего: благо по своей красоте превосходит красоту всех вещей, всей науки и даже самой истины. Аристотель также весьма четко разделяет красоту и благо. Сущность красоты у него сводится к математической структуре существующего. Именно математика и сами числа не выражают никакой вещественности и образуют собой неподвижную и созерцательно данную область в противоположность благу. Не случайно математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Так как же соотносятся красота и польза — противоположные понятия или тесно связанные и обусловливающие друг друга? В природе, например, проявляется единство красоты и пользы: так, яркая окраска оперенья птиц привлекает особей противоположного пока, а внешняя броскость цветов растений служит для привлечения внимания насекомых. Такая приспособленность к среде и соответствие структуры и функции является естественной в мире неодушевленной и живой природы. Но человек по аналогии с собой переносит на природу представление о целесообразности и, соответственно, о красоте. Тем самым, превращая природу в источник для формирования эстетических представлений и чувства красоты.

Осмысляя эффект такой «целесообразности» в природе, а также факт удовлетворения от полезности своих действий и их результатов, человек стремился выявить не только источник целесообразности, но и её форму. Эта форма, или как её охарактеризовал И. Кант, целесообразность без цели есть красота. Он четко зафиксировал отличие красоты от пользы и тем положил начало эстетике. По мнению Канта, красота в чистом виде существует в вещах природы, которые не имеют цели или идеи в самих себе, в человеке же красота связана с моралью. Суждения вкуса Кант определяет так: «Прекрасно то, что познаётся без посредства понятия как предмет необходимого удовольствия» [2, с. 138]. Наряду с переживанием прекрасного немецкий мыслитель выражает возможность переживания воз-

вышенного, их отличие заключается в том, что «прекрасное служит для изображения неопределенного понятия рассудка, возвышенное — для такого же понятия разума». Прекрасное философ ассоциирует с природой, а возвышенное — с искусством, утверждая, что последнее не применимо к природе, так как предмет природы «как бы заранее предназначается для нашей способности суждения», т.е. не требует «серьёзной работы воображения», в отличие от предмета искусства, предстающего перед нами не в «завершённом виде». Таким образом, можно сделать вывод, что природа, как её видит Кант, по сути своей целостна и завершённа и привносит эти качества в каждое отдельно взятое своё творение. В то время как произведение искусства требует построения такой завершённости и открытия смысла. Кроме того, И. Кант различал свободную и «связанную», «обусловленную» красоту. Свободной красота бывает лишь в «поле» эстетического созерцания (и творчества), но это «поле» неизбежно связано с реальной жизнедеятельностью. Поэтому красота никогда не теряет связи с различными видами целесообразной и полезной деятельности.

Начиная с древности, человек в трудовой деятельности не только создавал изделия, которые удовлетворяли насущные утилитарные потребности, но и творил их по законам красоты, в частности, украшая различными орнаментами. Однако красота вещи по-прежнему была тесно связана с полезностью и не существовала отдельно от пользы, так, например, орнамент на изделиях был не только украшением, но и был связан с религиозно-магическими обрядами и действами. Связь красоты с полезными предметами продолжала своё развитие и в народном декоративноприкладном искусстве, в художественном ремесле и художественной промышленности. Так, народные мастера не делали вещей, предназначенных только лишь для любования ими, их изделия всегда имели определенное утилитарное назначение. Красота этих изделий всегда была связана с их непосредственной полезностью.

С развитием профессионального искусства деятельность художника и ремесленника все больше противопоставляется, а соответственно, понятия красота и польза разделяются. Особенно это проявляется в эпоху Возрождения, когда утверждается понятие «высокого искусства», не связанного с утилитарностью, а статус художника, творца прекрасного, становится высоким как никогда раньше. Дальнейшее разделение красоты и пользы происходит с развитием капитализма и товарно-денежных отношений, искусство все больше отделяется от материального производства, которое, будучи основанным на ручном труде, постепенно уступает место индустрии. Технический прогресс все больше входит в жизнь людей и все заметнее начинает влиять на их мировоззрение и эстетические представления. Появляется целый ряд изделий чисто утилитарного назначения, которым вообще отказано в праве быть красивыми, — это фабричные станки, рабочие инструменты, различное производственное оборудование. Первые образцы промышленных изделий были далеко не совершенными и уступали по качеству продукции ремесленного производства. Кроме того, обнаружилась эстетическая инородность в окружающей среде изготовленных машинным способом изделий, непривычность их форм и самой мысли о массовом тиражировании абсолютно идентичных изделий. Мыслители того времен высказывали опасения за судьбы человеческой культуры. Шиллер в своих

«Письмах об эстетическом воспитании человека» писал, что одна из величайших задач культуры состоит в том, чтобы в физическом, материальном окружении людей форма была подчинена эстетическим законам, ибо только из эстетического, а не чисто утилитарного может развиться «Моральное состояние» [3, с. 13— 14]. И хотя некоторые изделия машинного производства, которые, как считалось, должны были быть красивыми и чрезмерно украшались — мебель, стулья, светильники — истинной красоты в них не было, они представляли собой безвкусную массовую продукцию, рассчитанную на внешний эффект. Приглашенные на промышленные предприятия художники в целях повышения эстетических качеств изделий занимались стайлингом внешней формы, не понимая при этом сути индустриального формообразования. В большинстве случаев, вследствие стереотипов мышления разработчиков и заказчиков, такой стайлинг сводился к примитивному украшательству, имитации трудоемкого ручного труда.

Кризисная художественная ситуация в области формообразования предметного мира, сложившаяся в европейских странах в середине XIX века, стала причиной зарождения дизайна, который с точки зрения красоты и пользы осмысливает и оформляет предметы, учитывая особенности не только их внешнего вида, но и необходимое функциональное и композиционное единство. Таким образом, именно дизайн был призван решить проблему соотношения красоты и пользы и выполнить задачу не отождествления или противопоставления этих понятий друг другу, а гармоничного их сочетания.

Мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения впервые высказывается и аргументируется Г. Земпером в теоретическом труде «Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика», изданном в 1860 — 63 гг. [4, с. 73]. Дальнейшее развитие идей функционализма связывают с Чикагской архитектурной школой, значение которой состоит в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой. Одним из самых известных представителей Чикагской школы был Луис Салли-вен. В своих архитектурных творениях при минимуме декора он стремился достичь гармонии с помощью пропорций основных объёмов, ритма окон, совершенства отделки и деталей [3, с. 31]. Считая критерием истинности творчества соотношения формы и функции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она является, в чем ее отличие от нас и других вещей... Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма» [3, с. 45]. Так возникла формула Салливена «Форма следует за функцией», ставшая лозунгом функционализма, направления, сложившегося в 20-е гг. ХХ в. и сыгравшего значительную роль в объединении в объектах предметного мира эстетичной формы и функционально-конструктивной основы, т.е. красоты и пользы. В своих изделиях дизайнеры-функционалисты утверждают новое понимание красоты визуальной формы предметов, которое базируется на основе соответствия внешнего вида изделия его функциональной направленности и утилитарной полезности. Хороший дизайн предполагает баланс между эстетической красотой, надежностью и безопасностью, практичностью, ценой и функциональными возможностями. Дизайн

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ДИЗАЙН. РЕКЛАМА

ДИЗАЙН. РЕКЛАМА ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

должен подсказывать, для чего предназначено устройство, как оно работает, что с ним можно сделать и — через обратную связь — что происходит с ним в определенный момент времени. Если человек в процессе зрительного восприятия объекта легко определяет его назначение и способ функционирования, понимает язык материала и технологии, у него возникает положительное эстетическое чувство, в результате чего он воспринимает форму данного объекта как красивую [5, с. 45].

Любой предмет как продукт дизайна содержит в себе две составляющие: функциональную и формообразующую Соотношение данных понятий в предмете может быть различным, поскольку невозможно найти единственно правильную наилучшую форму, максимально соответствующую функциональному назначению объекта. Форм всегда будет множество, это объясняется тем, что функция абстрактна, а форма всегда конкретна. Приступая к проектированию какого-либо объекта, дизайнер преобразовывает абстрактную функцию в конкретную форму. Результаты такого преобразования зависят от чело-века-творца, который и является критерием красоты и полезности изделия. Роль дизайнера в создании изделий разного плана не одинакова. Так, например, сложные машины, станки, приборы в первую очередь должны соответствовать функциональным требованиям к их форме. В этом случае творческая свобода дизайнера ограничена, т.к. форма таких изделий тесно связана с их конструкцией, а значит, первостепенной задачей дизайнера является правильная организация функции во внешней форме изделия. Эстетическая выразительность изделий технического назначения достигается за счет обеспечения оптимального функционирования, применения прогрессивных материалов, конструкций и технологий, выявления в форме функциональных возможностей изделия.

Существует и другая группа изделий, функциональная составляющая которых подчиняется их эстетическому назначению, к ним, прежде всего, относятся предметы быта, интерьера, одежды. Область творческой свободы дизайнера таких изделий гораздо шире и разнообразнее, а их художественная выразительность достигается за счет совершенства композиционного решения, соответствия стилю, моде и образному решению, а также следования технологическим и конструктивным требованиям формообразования.

Основная задача дизайнера заключается в том, чтобы найти равновесие между декоративностью и функциональностью, так, чтобы формы технических изделий не были перегружены чрезмерными декоративными элементами, а формы предметов, в которых художественно-образные качества должны быть первостепенны, не были эстетически бедны. Как излишняя технизация формы предмета, так и неуместный её декоративизм не позволяют получить объект с высокими эстетическими качествами, а значит, и достигнуть гармонии красоты и пользы.

Подводя итог вышесказанному, сошлюсь на авторитетное мнение компании Арр1е, известной высоким уровнем дизайна своих изделий. В книге «Уроки дизайна от Арр1е» говорится: «Понятие просто красиво отражает приверженность компании Арр1е простоте и обещание, что каждый продукт будет прекрасен, но не поверхностно и без излишеств, а так, что эта красота выйдет за рамки внешнего вида, охватив и функциональность» [6, с. 192]. В этом и заключается сущность современного дизайна, призванного привести соотношение красоты и пользы к равновесию.

Библиографический список

1. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. В 8 т. Т . VIII / А. Ф. Лосев. — М. : Искусство, 2000. Кн. I . — 832 с. Кн. II. — 676 с.

2. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. — М. : Искусство, 1994. — 367 с.

3. Аронов, В. Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / В. Р. Аронов. — М. : ВНИИТЭ, 1992. — 122 с.

4. 100 дизайнеров Запада / В. Р. Аронов [и др.] — М. : ВНИИТЭ, 1994. - 206 с.

5. Норманн, Д. Дизайн привычных вещей / Дональд Норманн ; пер. с англ. — М. : Вильямс, 2006. — 384 с.

6. Эдсон, Д. Уроки дизайна от Арр1е / Джон Эдсон ; пер. Д. Кириенко. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. — 240 с.

ВАЛЮТА Полина Андреевна, аспирантка, ассистент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: Ро1та.Ъа1уи1а@таЦ. т

Статья поступила в редакцию 10.10.2013 г.

© П. А. Валюта

Книжная полка

Грошев, И. В. Системный бренд-менеджмент : учеб. для вузов по специальностям менеджмента и маркетинга / И. В. Грошев, А. А. Краснослободцев. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 655 с. -ISBN 978-5-238-02203-1.

Комплексный подход к изучению бренда, принятый в учебнике, представляет его как один из инструментов маркетинговой деятельности, направленной не только на достижение экономических и социально-психологических целей организационной системы, но и на поддержание ее стабильности и целостности. Бренд как исключительно зарубежная маркетинговая технология является непременным атрибутом любой хозяйственной системы, вовлеченной в рыночные отношения. Рассматриваются различные аспекты системного бренд-менеджмента: экономическое содержание бренда, его формирование и продвижение, трансформация бренда, стратегии брендинга и т. д. Большое внимание уделяется бренду как психологическому началу и социально-культурному феномену. На примерах брендинга территории и персонального брендинга показывается формирование уникальных брендов. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям маркетинга и менеджмента, а также специалистов, занимающихся проблемами маркетинга и бренд-менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.