Научная статья на тему 'Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне'

Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
623
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КУЛЬТУРА / ИНТЕРНЕТ / ВЕБ-ДИЗАЙН / РУНЕТ / САЙТ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INTERNET CULTURE / THE INTERNET / WEB DESIGN / RUNET / WEBSITE / GLOBALIZATION / INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляшенко Екатерина Сергеевна

В статье описаны особенности веб-сайтов российского Интернета в контексте соотношения глобального и национального. Исследование креолизованных текстов Рунета подтвердило идею о том, что современный дизайн российских сайтов характеризуется заимствованием западных способов формообразования. Автор подчёркивает, что одним из основных механизмов, способствующих развитию отечественного веб-дизайна и интеграции российского сегмента интернет-культуры в глобальную, является участие России в интернациональных проектах. Исследованы электронные образы, характерные для интернет-культуры, проявившиеся в Рунете. Электронные образы российского Интернета имеют специфику, соответствующую трансформирующемуся этапу культуры. Доказано, что контент-сайты различных видов перемещаются в соответствующий сегмент. Графические символы веб-дизайна рассмотрены как особые веб-феномены. Исследованы некоторые особенности электронного фольклора. В рамках исследования сайтов проведён анализ плакатов-демотиваторов. Для проведения исследования использованы семантический, аксиологический, феноменологический методы; сравнительно-сопоставительный и иконологический анализ произведения искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio of Global and National Characteristics in Russian Web Design

The article is devoted to website features of the Russian Internet in the context of a ratio of global and national characteristics. Research of Runet creolized texts confirmed the idea that modern design of the Russian sites is characterized by adoption of the western ways of morphogenesis.The author emphasizes that one of the main mechanisms promoting development of domestic web design and integration of the Russian segment of the Internet culture into global one is Russia’s participation in international projects. On an example of Runet, electronic images typical for the Internet culture were investigated. Electronic images of the Russian Internet have the specifics corresponding to the changing stage of culture. It was proved that different types of content websites move to the corresponding segment. Graphic symbols of web design are considered as special web phenomena. Some features of electronic folklore were investigated.Within the scope of websites research, the analysis of demotivator posters was made. Semantic, axiological, phenomenological methods, as well as comparative and iconological analysis of a work of art were used for our research.

Текст научной работы на тему «Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне»

УДК 008 ББК Ч11

Екатерина Сергеевна Ляшенко

ассистент,

Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: kreativfho@mail.ru

Соотношение глобального и национального в российском веб-дизайне1

В статье описаны особенности веб-сайтов российского Интернета в контексте соотношения глобального и национального. Исследование креолизованных текстов Рунета подтвердило идею о том, что современный дизайн российских сайтов характеризуется заимствованием западных способов формообразования. Автор подчёркивает, что одним из основных механизмов, способствующих развитию отечественного веб-дизайна и интеграции российского сегмента интернет-культуры в глобальную, является участие России в интернациональных проектах. Исследованы электронные образы, характерные для интернет-культуры, проявившиеся в Рунете. Электронные образы российского Интернета имеют специфику, соответствующую трансформирующемуся этапу культуры. Доказано, что контент-сайты различных видов перемещаются в соответствующий сегмент. Графические символы веб-дизайна рассмотрены как особые веб-феномены. Исследованы некоторые особенности электронного фольклора. В рамках исследования сайтов проведён анализ плакатов-демотиваторов. Для проведения исследования использованы семантический, аксиологический, феноменологический методы; сравнительно-сопоставительный и иконологический анализ произведения искусства.

Ключевые слова: интернет-культура, Интернет, веб-дизайн, Рунет, сайт, глобализация, информационная культура.

Ekaterina Sergeevna Lyashenko

Assistant, Transbaikal State University (Chita, Russia), e-mail: kreativfho@mail.ru

Ratio of Global and National Characteristics in Russian Web Design

The article is devoted to website features of the Russian Internet in the context of a ratio of global and national characteristics. Research of Runet creolized texts confirmed the idea that modern design of the Russian sites is characterized by adoption of the western ways of morphogenesis.The author emphasizes that one of the main mechanisms promoting development of domestic web design and integration of the Russian segment of the Internet culture into global one is Russia’s participation in international projects. On an example of Runet, electronic images typical for the Internet culture were investigated. Electronic images of the Russian Internet have the specifics corresponding to the changing stage of culture. It was proved that different types of content websites move to the corresponding segment. Graphic symbols of web design are considered as special web phenomena. Some features of electronic folklore were investigated.Within the scope of websites research, the analysis of demotivator posters was made. Semantic, axiological, phenomenological methods, as well as comparative and iconological analysis of a work of art were used for our research.

Keywords: Internet culture, the Internet, web design, Runet, website, globalization, information culture.

Глобальная телекоммуникационная сеть тернета. Формообразующим фактором интеринформационных и вычислительных ресурсов нет-культуры является веб-дизайн, который с

приобретает свойства технически доступного помощью системы символов, знаков, метафор,

и социально-массового явления, затрагивающе- встроенных текстов отражает особенности раз-

го все сферы человеческой деятельности, что вития современного общества. В семантике веб-

является важным показателем, обусловливаю- дизайна российских сайтов отразились черты,

щим значимость исследования культуры Ин- характерные для интернационального дизайна

'Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу Минобрнауки РФ, № 6.3676.2011..

238 © Е. С. Ляшенко, 2013

веб-ресурсов, а также связанные с культурными традициями и ценностями современной России. В связи с этим является актуальным анализ культурных механизмов развития и функционирования отечественного веб-дизайна.

В данной статье приводятся некоторые результаты исследования семантики сайтов российского Интернета. Для проведения исследования было выбрано 120 наиболее популярных среди российских пользователей сайтов на момент мая 2012 г. Анализ эмпирической базы проводился в течение второй половины 2012 г. Для выявления этих адресов были использованы данные мирового центра статистики «Alexa. The Web Information Company» [12] и отечественного проекта «LiveInternet», в котором разработана система статистики Рунета, обновляющаяся в режиме online и выдающая повременной рейтинг сайтов по темам [10]. Составленный список представляет собой комбинацию наиболее используемых адресов двух статистических источников.

Среди сайтов, чаще посещаемых российскими пользователями, отмечены и зарубежные ресурсы, что свидетельствует о некоторой размытости границ российского Интернета, а также открытости культуры Рунета. В результате исследования были выявлены характеристики семантики современных веб-сайтов на примере российского сегмента Интернета. Среди этих характеристик присутствуют общие с глобальной интернет-культурой и некоторые особенные черты Рунета.

В результате исследования были выявлены характеристики российского веб-дизайна в контексте современных культурных трансформаций (становление информационной культуры, влияние глобализационных процессов на сегменты Глобальной сети). Количество функций реального мира, выполняемых с помощью Интернета, постоянно увеличивается. Расширение функциональности сайтов - один из шагов к построению информационного общества. Задача дизайна при этом - достижение в человекокомпьютерном взаимодействии максимального удобства, ясности, чёткости и надёжности. Глобализационные процессы заметно отразились в веб-дизайне, определённые группы сайтов разных государств имеют сходство в графическом оформлении, следует отметить, что изначально Интернет был явлением западной культуры. Сегодня национальная принадлежность сайта в дизайне может быть выражена отдельными изображениями. Национальная символика в сайтах

встречается достаточно редко, как и отражение различных типов культур (этнических, региональных, национальных).

В глобальных масштабах развитие информационной культуры напрямую связано с использованием информационных технологий, а также с высокопроизводительным коллективом, взаимодействующим на основе информационно-коммуникационных технологий [8].

О становлении информационной культуры в России свидетельствует появление и развитие проектов, связанных с новейшими видами деятельности: привлечение целевых посетителей, фрилансеров, формирование почтовых рассылок, агрегаторов партнёрских программ, создание оффер, появление сайтов регионального уровня, в том числе небольших городов и районных центров. В настоящее время возникают и становятся особо востребованными сайтостроительные и блогостроительные проекты. Особенно много таких проектов начинает создаваться после 2003-2005 гг. Появляются сайты определённой тематики, свидетельствующие о становлении современной разветвлённой инфраструктуры интернет-культуры.

Исследование креолизованных текстов Рунета подтвердило идею о том, что современный дизайн российских сайтов характеризуется заимствованием западных способов формообразования. На русский язык переводится теоретическая и практическая литература по веб-дизайну: работы Дж. Зельдмана, Я. Нильсена и др. Развитию отечественного веб-дизайна способствует участие России в интернациональных проектах (из исследуемой группы их оказалось 13). Например, русскоязычный «Google» перенял следующие черты дизайна одноимённого международного проекта, являясь его частью: систему фильтрации, безопасный поиск с доступными пояснениями, отсутствие зашумления рекламой, доступность с многих новейших устройств, поиск по изображениям, приближение к принципам семантической сети. Пример заимствования целого сайта - портал «Вконтакте», который официально существует с 10 октября 2006 г. (калька с «Facebook» 2004 г.), причём, «Facebook» также содержит русскоязычный сегмент.

Другой формой, перенятой у западной культуры, являются коллективно наполняемые энциклопедии. Свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый, - пример высокой электронной культуры. Отсутствие

рекламы в таких проектах воспринимается как черта высокого уровня развития культуры информационных порталов, а дизайн указанного типа сайтов, как правило, гармоничен, лаконичен, удобен.

В Рунете также существуют проекты, успешно распространяющиеся среди зарубежных пользователей (например, АУ1ТО и др.).

На примере Рунета проанализированы традиции и инновации в интернет-культуре. Это соотношение проявляется в следующем.

- отмечено расширение сфер взаимодействия с внесистемой, в том числе вторичный уровень взаимодействия внутри системы интернет-культуры;

- контент-сайты стали занимать свою определённую нишу;

- появляются новые способы удобного структурирования информации (например, связанные с мультиплатформенностью);

- в стандартных схемах композиции начинают выделяться классические приёмы формообразования;

- региональные сегменты общероссийских проектов могут приобретать вид симулякров.

Эпоха электронных образов породила новые визуальные знаки, характерные вебфеномены. Различные электронные образы могут входить в состав приёмов веб-дизайна. Отметим, что пользователь интернет-культуры теперь не только способен целостно охватить информацию, но и сам участвовать в её формировании, взаимодействовать с ней.

В данном контексте выделено характерное явление эпохи электронных образов - ти-ражированность. Количество тиражей размещённой на различных ресурсах фотографии может зависеть от количества просмотров и настроек приватности, поскольку изображения распространяются на многочисленных мониторах пользователей. Стало привычным явлением размещение в Интернете личных образов-фотографий, в том числе детских. (Отметим, что в некоторых архаичных культурах ребёнка в возрасте до одного года не называли своим именем). Интересен в данном отношении лозунг: «Живой Журнал - это возможность выразить себя, поделиться своей жизнью и связаться с друзьями в сети» [4].

Кроме отражения глобальных черт, Рунет имеет свои особенные характеристики, выражаемые в большем или меньшем распространении определённых явлений интернет-культуры.

В современном российском Интернете происходит массовое распространение симу-лякров. Это сенсационные новости, в которых заголовки-ссылки, построенные по принципу гиперболизации, ведут к более реальным описаниям события или к раскрывающимся спискам, не имеющим отношения к фактическому означаемому; ссылки, которые могут сопровождаться эффектной фотографией. Описываемое явление широко распространено в Рунете. Различные по целям сайты могут стать полем для размещения симулякров, создаваемых рекламой. С данной точки зрения можно рассматривать некоторые фотографии как вид симулякров. Множество характерных электронных образов создаётся в социальных сетях. Такой акт самосознания, как выделение собственной личности, с помощью симулякра, является проявлением пользования собственными именами. Образ складывается из никнейма, изображения, заполнения личных данных, дизайна собственной страницы, сайта. Принадлежность группе требует от участников быть собой и представителем этого объединения. За явлением «быть собой» предполагается широкий разброс сущностей: от маски создаваемого образа до театральности создаваемого поведения. Биография также может быть си-мулякром. Изображения-симулякры «друзей», «друзей друзей», «общих друзей», «людей» на страницах участников социальных сетей, как правило, выстраиваются в колонки в зависимости от настроек. Часть зарегистрировавшихся «друзей» уже не посещает страницу, определённые друзья, обменявшись несколькими сообщениями, и в реальной жизни являясь далёкими знакомыми, перестают общаться. «Друзьями» могут быть малознакомые люди, однофамильцы. В таких собществах одним из основных способов самовыражения является размещение значительного количества фотографий, которые могут быть только электронными образами, созданными графическим редактором на основе реальных черт, или случайно выбранными изображениями. В новостных лентах создаётся мозаичность и незавершённость от добавляющейся в больших количествах информации о выделенных и отмеченных статусах, фотографиях, начатых играх. Система различными способами предлагает варианты добавления «друзей» в «подборку».

Отмечается появление сайтов по созданию новых типов симулякров (проведению оффер, продвижению сайтов). Веб-дизайн представляет собой оформление изделия, но иногда из-за

отсутствующего содержания или контента остаётся только одна форма, имеющая вид симуля-кра, как например, когда при нажатии на ссылки открываются пустые страницы или информация на сайте не заполнена по всем разделам.

Среди исследованных 120 современных примеров - 58 сайтов охарактеризованы как информативные ресурсы, содержание которых полностью соответствует заявленным заголовкам и ссылкам, на 22 сайтах встречаются включения симулякров в баннерной рекламе, отмечены сайты с высоким количеством симулякров (16 примеров). В некоторых случаях определение знаков без означаемого представляется затруднительным. Современное развитие вебсреды ставит под вопрос критерии определения симулякров. Сегодня распространены сайты по производству новых видов симулякров (деятельность организаций, занимающихся продвижением сайтов в поисковых системах).

Рунет содержит многочисленные контент-сайты с высокими показателями посещений, дизайн которых может быть случаен. Это доказывает, что значительную часть российского сегмента Интернета можно отнести к проявлениям массовой культуры. Тем не менее, нельзя согласиться с распространённым утверждением, что массовые тенденции полностью характеризуют российский Интернет: об этом свидетельствует деятельность распространяющихся веб-студий. Все масштабные проекты предполагают различные более или менее совершенные системы фильтрации (цензуры) информации, настройки отображения которой в большинстве из них можно изменять; наличие таких настроек обусловлено большим количеством текстов антикультуры.

Российский Интернет, в отличие от западного, имеет ярко выраженную префигура-тивную направленность. Для выполнения ряда действий в Интернете родители зачастую обращаются с вопросами к своим детям, российских пользователей пенсионного возраста на момент начала 2000-х гг., по данным социологических исследований, немного [3].

Изучение образцов веб-дизайна Рунета привело к выводам, что они несколько размылись, маргинализировались. Сегодня Рунет можно охарактеризовать следующей идеей Ю. М. Лотмана: «В пространстве, лежащем за пределами нормы (на норме основанном и норму нарушающем), мы сталкиваемся с целой гаммой возможностей: от уродства (разрушение нормы) до расположенной сверх нормы полноты положительных ка-

честв» [7, с. 73]. Идеалы и образцы Рунета существенно стали зависеть от возможностей Сети и распространения симулякров в ней.

До 2005 г. в сайтах Рунета достаточно редко встречались композиции, рассчитанные на полное отсутствие зашумления дизайном, с использованием больших «зон молчания». Современные сайты представляют более чёткое разделение по целям и зашумление дизайном теперь может присутствовать в некоторых контент-сайтах и существенно детерминированных рекламой ресурсах. Появляются новые графические приёмы (из эмпирической базы исследования 12 примеров авторских находок), в том числе приёмы, направленные на мульти-платформенность, отмечаются сайты, имеющие высокую художественную ценность, новые динамичные интерактивные приёмы. При этом выделяются тенденции, ставшие классическими: стиль «юзабилити», стандартные неизменяемые приёмы формообразования.

Электронные образы могут приобретать уродливые монструозные формы, которые на данный момент (2011-2012 гг.) присутствуют в Рунете. Изображения различных существ, которых позволили сделать новые графические редакторы и воображение, в больших количествах встречаются на некоторых контент-сайтах. Д. Голынко-Вольфсон отмечает, что монстр - это объект культуры, полученный в результате декомпозиции традиционных высоких смыслов [2]. Такие культурные деформации свидетельствуют о трансформирующемся характере культуры Рунета. Про безобразное в кризисную эпоху пишет А. А. Осанов: «Оказываясь наедине с собой и своими проблемами, ощущая себя покинутым и одиноким в чуждом ему мире, человек неизбежно приходит к мысли об относительности и шаткости любых ценностей, об отсутствии смысла жизни и несовершенстве мироздания. Само мировосприятие человека ... оказывается пронизанным пессимистическими идеями о дисгармоничности и хаотичности мира ... Именно подобное мироощущение рождает обострённый интерес ко всему уродливому, ужасному и злому, что окружает человека, подстерегая на каждом шагу и постоянно вторгаясь в его жизнь» [9, с. 3].

При этом среди наиболее популярных российских сайтов выделены ресурсы, отвечающие высоким эстетическим требованиям (более 50 примеров), что также подтверждает тенденции разделения сайтов по целям и наличие качественных трансформаций в культуре Рунета.

Среди специфичных веб-феноменов Интернета в Рунете отмечены следующие.

- дизайн способствует переводу текстов в разные системы, в сферу «on-line» успешно переходят знаки из «off-line»;

- появляются успешные имитации явлений реального мира, формируемые вебдизайном: веб-галереи, сферические визуализации, электронные системы объявлений, снабжённых большим количеством фотографий, логотипизация событий. Формируется собственное направление в графике: веб-графика;

- интерактивность достигает высокого уровня, создаются интерактивные игры вебдизайна с пользователем;

- гиперрреализм встречается редко, в виде исключения и как художественный приём;

- ряды новостных лент отличаются ри-зомностью, открытостью и незавершённостью. Создаются удобные структурированные архивы с теоретической возможностью доступа к информации различных дат публикации и различных типов;

- появляются свои характерные графические символы, например, стилизованный шар-глобус, конверт, дом и т. д.

Веб-дизайн способен определять сценарий поведения пользователей, это наиболее ярко выражено в офферах, рекламе. В системе дизайна сайта предусматривается реклама в открытом виде или в динамичном пошаговом посещении соответствующих ссылок и форм, при котором создаётся эффект выбора информации. Веб-дизайн управляет вниманием посетителя с помощью следующих механизмов: динамично сменяющихся изображений, расставления акцентов, пауз в визуальной композиции, анимационных эффектов сложных контрастных сочетаний фирменного стиля. Ускорение в поиске информации приводит к манипулированию пользователем, создаются новейшие системы фильтрации, используются некоторые принципы семантической сети.

В рамках анализа сайтов проведено исследование характерных креолизованных текстов -веб-плакатов демотиваторов. В целом было изучено более 2 тысяч плакатов на нескольких сайтах. Демотиваторы - плакаты на чёрном фоне определённого формата, получившие широкое распространение в Интернете. Они динамически наполняются пользователями, выстраиваются согласно формируемому рейтингу и, следовательно, являются выражением настрое-

ния пользователей, их идеалов. О популярности этих плакатов свидетельствует их повсеместное цитирование в Интернете: в социальных сетях, дневниках, блогах и других проектах. Было сделано несколько описаний тематического содержания демотиваторов (в феврале 2011 г. и в мае 2012 г.). В демотиваторах ярко проявилась особенность современного фольклора: целостный охват события, креолизация изображения, словесного текста и оформления, быстрое реагирование на происходящие события. Для демотиваторов характерно явление мемов, как графических, так и фразеологических.

Данный тип современного фольклора в некоторой степени пришёл на смену анекдотам, имея преимущество в веб-пространстве с преобладающим визуальным восприятием информации и специфичным дизайном. В нём отразилось мастерство фотографии и рисования средствами графических редакторов. Таким образом, демотиваторы - это синтез фольклора, дизайна и изображения. Возможно, такой синтетический фольклор является наиболее ёмким и вариативным (где, например, к одной цитате подбираются разные изображения). По способам оформления встречаются также текстовые демотиваторы, когда в качестве изображения выступает сканированный, фотографированный, набранный текст, схематичные, рисованные комиксы. Авторы демотиваторов могут вступать в своеобразный диалог, размещая комбинированные демотиваторы, содержащие графический ответ на обозначенную в другом демотиваторе проблему.

Демотиваторы в отличие от мотиваторов (также распространённых в Рунете, но не так массово, как демотиваторы) имеют более заострённую тематику. Мотиваторы являются более оптимистичными веб-плакатами, могут содержать высокохудожественный фотомонтаж и афоризм, отражать темы взаимоотношений в семье. Как правило, мотиваторы создаются пользовате-лями-женщинами, а демотиваторы - мужчинами.

Выявленные характеристики могут быть связаны с происходящими трансформациями в российском обществе. А. Н. Шеремет в исследовании «Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ» даёт следующее описание культуры российского интернета: «...сформировавшаяся субкультура современного российского интернет-сообщества является основой для формирования новой информационной культуры социума и включает

в себя соответствующие нормы и ценности, а именно: уважение свободы слова и плюрализма мнений, наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников, высокая скорость массовых коммуникаций, высокая избирательность и активность участников массовокоммуникационного процесса, диалоговые формы массовой коммуникации, рациональность, независимость, оптимизм» [11, с. 11]. Однако таким образом Интернет был охарактеризован в 2003 г. Сегодня культура Рунета продолжает трансформироваться, но мы отмечаем тенденции, прямо противоположные вышеописанным.

Продолжая идею М. Кастельса о возможности благополучного развития России, зависящего от способности освоить новейшие технологии, развить модель информационного общества, где Интернет - информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе также информационную эпоху [6], приходим к выводу о важнейшей роли интернет-культуры в современных культурных трансформациях в России. Культура Рунета -это и комплекс условий для формирования информационной культуры общества.

М. Кастельс разделяет культуру Интернета на культуру производителей-пользователей и потребителей-пользователей. «Для культуры Интернета характерна четырёхслойная структура: техномеритократическая культура, культура хакеров, культура виртуальной общины и предпринимательская культура» [6, с. 52]. Проанализируем, как эти четыре слоя выражены в России. Техномеритократическая культура, представленная техноэлитой, в России продолжает развиваться. В культуру хакеров (понимаемую М. Кастельсом в широком смысле, где хакеры - сторонники открытого кода) активно включаются отечественные программисты, участвуя в международных проектах. Культура виртуальной общины представлена в Рунете многочисленными сообществами, как внутри западных порталов, так и при создании своих. Наконец, предпринимательская культура в данном направлении также начинает развиваться.

Современному российскому обществу важно суметь оценить пространство интернет-культуры в качестве мощного интегратора национальной культуры в глобальное пространство, транслятора новейших мировых ценностей информационной культуры, не заполнять её антикультурными текстами, чтобы затем приписывать технологиям и средствам коммуникации

черты контркультуры. Важно в текстах интернет-культуры видеть не только форму передачи информации, но и средство формирования культурных ценностей, приобщения к ним. Необходимо перенимать у запада технологии, осваивать их, повышать информационную грамотность, а не копировать готовые тексты с готовым дизайном, необходимо суметь привлечь активных и творческих людей к профессиональному изучению тенденций формообразования в интернет-культуре. Интернет-культура содержит мощный потенциал для развития национальных культур в условиях модернизации и ускорения происходящих перемен. «Сеть имеет огромный инновационный потенциал. Глобальный рынок сбыта, минимальные трансакционные издержки, ключевая роль знания в структуре современного производства и низкие первоначальные издержки делают Интернет идеальным местом для старт-апов. Сеть полна идеями, она - креативная питательная среда, в которой рождается будущее, формируется социальная гармония нового типа» [5, с. 211-219].

Соотношение глобального и национального в веб-дизайне - актуальный и многоаспектный вопрос. А. В. Буланичев высказывает мнение о том, что современные глобализационные процессы следует рассматривать не как унификацию, а как культурную интеграцию [1]. Примеры с усвоением тенденций формообразования в веб-дизайне могут подтвердить эту идею. Сегодня сформирован феномен поисковых систем - наиболее часто используемых сайтов и распространённых среди пользователей всего мира.

Из 120 исследованных нами сайтов национальная символика присутствовала в 6 ресурсах, как правило, атрибутивно и в некоторых случаев в виде случайного набора символов. Наднациональные проекты собирают сообщества пользователей со всего мира по определённым интересам. С помощью новейших устройств усиливается унификация и глобализация. Западная схема визуальной композиции сайта становится стандартной.

Итак, поскольку в текстах культуры может быть прочитана информация о самой культуре, проведено исследование креолизованных текстов, т. е. сайтов Рунета. Для составления списка эмпирической базы исследования использованы статистические отечественные и зарубежные проекты. Культурологическая интерпретация текстов интернет-культуры привела к изучению культурных трансформаций,

в контексте которых находится современный российский веб-дизайн (становление информационной культуры, влияние глобализационных процессов на сегменты Глобальной сети). Развитие информационной культуры в России характеризует появление и распространение современных интернет-проектов. Изучение прототипов в дизайне российских сайтов привело к пониманию того факта, что отечественный веб-дизайн заимствовался по западному образцу, причём, зачастую перенималась только внешняя часть, появлялись неработающие кнопки, нефункционирующие формы. В последние годы указанные неработающие формы встречаются достаточно редко в Рунете. Однако следует отметить, что благодаря участию в интернациональных проектах, Рунет перенимает и культурные традиции Интернета. Сегодня успешно развиваются и выходят на международный уровень и российские проекты.

Эпоха электронных образов породила новые визуальные знаки, характерные вебфеномены, присущие всеобщей Глобальной сети, среди них тиражированность образов, распространение электронного фольклора, симулякров.

Отмеченное явление низкой культуры российских пользователей, характерное для

периода начала 2000-х гг., уменьшается. Рунет содержит значительное количество текстов антикультуры, но сегодня отмечается разделение значительной части сайтов Рунета по целям. Идеалы и образцы веб-дизайна Рунета зависят от возможностей Сети и наличия большого количества симулякров в ней. Сегодня сайты продолжают разграничиваться по целям, и зашум-ление дизайном встречается в некоторых контент-сайтах и рекламно-детерминированных сайтах. При этом отметим, что некоторая часть сайтов указанной категории (например сайты самых крупных поисковых систем) тем не менее отвечает современным требованиям в дизайне. Создаются сайты, соответствующие новым тенденциям мультиплатформенности. Специфические веб-феномены, характерные для Интернета, отразились и Рунете: веб-галереи, сферические визуализации и др. Современный российский веб-дизайн способен определять сценарий поведения пользователей. Анализ соотношения глобальных и национальных черт российского веб-дизайна привёл к выводу о преобладании глобального. Интернет для России - это важнейшие и необходимые условия развития информационный культуры и формирования информационного общества.

Список литературы

1. Буланичев А. В. Диалектика глобально-всеобщего и национально-особенного в массово-коммуникационных процессах современной русской культуры: дис. ... канд. филос. наук. Барнаул, 2004. 141 с.

2. Голынко-Вольфсон Д. Демократия и чудовище. Несколько тезисов о визуальной монстрологии // Художественный журнал. 2011. № 77/78. URL: http://xz.gif.ru/numbers/77-7S/ democracy-and-monster/ (дата обращения: іЗ.07. 2012).

3. Гуманитарные исследования в Интернете: сб. ст. / под ред. А. Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. 432 с.

4. Живой Журнал. URL: //www.livejournal.com/ (дата обращения: 26.05. 2012).

5. Иванова О. В., Иванова Ю. В. Социальная гармония в современном сетевом обществе // Учёные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 4(45). С. 2і і-217.

6. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева; под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 32S с.

7. Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. СПб., 2000. 704 с.

S. Лукина Н. П. Информационное общество: состояние и перспективы социально-философского исследования // Гуманитарная информатика. 2012. Вып. і. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jumal/magazine/1/lukina.htm (дата обращения: 21.04. 2012).

9. Осанов А. А. Образ и Без-образное: феноменология виртуальных свойств // Феноменологические исследования: обзор философских идей и тенденций. Российско-американский ежегодник. 199S. № 2. URL: http://osa.sitecity.ru/ltext_і9іі0і204S.phtml?p_ident=ltext_і9іі0і2 04S.p_3011014515 (дата обращения: 22.07. 2012).

10. Рейтинг сайтов // LiveInternet. URL: http: // www.liveinternet.ru/ rating/ (дата обращения: 27.05.12 17:55).

11. Шеремет А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2003. 164 с.

12. Top Sites in Russia // Alexa. The Web Information Company. URL: http://www.alexa.com/ topsites/countries/RU (дата обращения: 23.05. 2012).

References

1. Bulanichev A. V. Dialektika global’no-vseobshhego i nacional’no-osobennogo v massovo-kommunikacionnyh processah sovremennoj russkoj kul’tury: dis. ... kand. filos. nauk. Barnaul, 2004. 141 s.

2. Golynko-Vol’fson D. Demokratija i chudovishhe. Neskol’ko tezisov o vizual’noj monstrologii // Hudozhestvennyj zhurnal. 2011. № 77/7S. URL: http://xz.gif.ru/numbers/77-7S/ democracy-and-monster/ (data obrashhenija: 13.07. 2012).

3. Gumanitarnye issledovanija v Internete: sb. st. / pod red. A. E. Vojskunskogo. M.: Mozhajsk-Terra, 2000. 432 s.

4. Zhivoj Zhurnal. URL: //www.livejournal.com/ (data obrashhenija: 26.05. 2012).

5. Ivanova O. V., Ivanova Ju. V Social’naja garmonija v sovremennom setevom obshhestve // Uchjonye zapiski Zabajkal’skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N. G. Chernyshevskogo. 2012. № 4(45). S. 211-217.

6. Kastel’s M. Galaktika Internet: Razmyshlenija ob Internete, biznese i obshhestve / per. s angl. A. Matveeva; pod red. V. Haritonova. Ekaterinburg: U-Faktorija (pri uchastii izd-va Gumanitarnogo un-ta), 2004. 32S s.

7. Lotman Ju. M. Semiosfera: Kul’tura i vzryv. Vnutri mysljashhih mirov. SPb., 2000. 704 s.

S. Lukina N. P. Informacionnoe obshhestvo: sostojanie i perspektivy social’no-filosofskogo

issledovanija // Gumanitarnaja informatika. 2012. Vyp. 1. URL: http://huminf.tsu.ru/e-jurnal/ magazine/1/lukina.htm (data obrashhenija: 21.04. 2012).

9. Osanov A. A. Obraz i Bez-obraznoe: fenomenologija virtual’nyh svojstv // Fenomenologicheskie issledovanija: obzor filosofskih idej i tendencij. Rossijsko-amerikanskij ezhegodnik. 199S. № 2. URL: http://osa.sitecity.ru/ltext_191101204S.phtml?p_ident=ltext_1911012 04S.p_3011014515 (data obrashhenija: 22.07. 2012).

10. Rejting sajtov // LiveInternet. URL: http: // www.liveinternet.ru/ rating/ (data obrashhenija: 27.05.12 17:55).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sheremet A. N. Internet kak sredstvo massovoj kommunikacii: sociologicheskij analiz: dis. ... kand. sociol. nauk. Ekaterinburg, 2003. 164 s.

12. Top Sites in Russia // Alexa. The Web Information Company. URL: http://www.alexa.com/ topsites/countries/RU (data obrashhenija: 23.05. 2012).

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.