Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
УДК 347.45/.47
О.П. Казаченок
СООТНОШЕНИЕ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ И ДОГОВОРА РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
В статье рассматриваются актуальные проблемы договора оказания туристических услуг и договора реализации туристского продукта. Автором анализируются противоречия действующего законодательства, определяющее понятия вышеуказанных договоров и высказываются предложения по устранению выявленных противоречий.
Ключевые слова: договор, предмет договора, туристические услуги, туристический продукт.
Заключение договора оказания туристических услуг является широко распространенным в правоприменительной практике.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок оказания туристических услуг, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 10 указанного Закона реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а также между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
Таким образом, ФЗ «Об основах туристской деятельности» вводит понятие договора реализации туристского продукта. Под туристическим продуктом ст. 1 ФЗ понимает комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Нормы, прямо регулирующие указанный вид договора в ГК отсутствуют. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Вместе с тем, ч. 2 указанной статьи упоминает услуги по туристическому обслуживанию в качестве одного из возможных видов договора возмездного оказания услуг. Таким образом, Гражданский кодекс также прямо указывает на правовую природу рассматриваемого договора.
В этой связи стоит заметить недостаточную ясность подхода законодателя к раскрытию понятия договора реализации туристского продукта. Ситуация, при которой Гражданский кодекс рассматривает указанный вид отношений применительно к договору возмездного оказания услуг, а Федеральный закон содержит в себе другое понятие, «реализация туристского продукта», сущность и правовая природа которого в должной степени в законе не раскрывается, вносит значительную путаницу в определении правовой природы рассматриваемых отношений.
Так, Н. Сирик отмечает, что данная проблема должна быть разрешена именованием в указанном законе анализируемого договор договором возмездного оказания туристских услуг. [6, с. 2]
Думается, следует данную проблему разрешать следующим образом.
Понятие «договор на реализацию туристических услуг» не стоит рассматривать как понятие, наполненное правовым содержанием, как отдельный непоименованный вид договора. Данное понятие следует рассматривать как некое общее понятие, именующее собой различные
© Казаченок О.П., 2014.
DOI: 10.15350/2221-7347.2014.5-6.00052
36
ISSN 2221-7347
Экономика и право
виды договоров, заключаемых между туристом и обслуживающей его организацией. Данный подход обусловлен самой спецификой рынка оказания туристических услуг. Согласно п. 1 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» [3], под исполнителем понимаются туроператор, который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта или от имени которого заключается этот договор, а также турагент, действующий на основании договора с сформировавшим туристский продукт туроператором и заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта от своего имени, но по поручению и за счет туроператора в соответствии законодательством. Из этого следует, что турист может заключать договор не только собственно с туроператором, т.е. субъектом, сформировавшим туристический продукт, но и с турагентом, действующим от своего имени, но по поручению и за счет туроператора. Таким образом, не касаясь правовой сущности отношений между туристом и обслуживающей его организации, стоит сказать, что формально в рассматриваемых отношениях могут иметь место не только договора оказания услуг, но и агентские договора. Именно поэтому законодатель не исходит в ФЗ от установления конкретного вида договора, а указывает лишь его общее «наименование», а конкретный вид договора в соответствии с Гражданским кодексом избирается субъектами соответствующих правоотношений.
Таким образом, понятия «Договор оказания туристических услуг» и «договор о реализации туристского продукта», думается, не совпадают. Вместе с тем, как мы выяснили, договор оказания туристических услуг является договором реализации туристического продукта (обратное не всегда справедливо).
Под договором возмездного оказания туристических услуг понимается «договор на туристическое обслуживание, по которому одна сторона (туроператор) обязуется оказать другой стороне (туристу) самостоятельно или с привлечением третьих лиц единый комплекс туристских услуг в соответствии с целью путешествия и на условиях, определенных договором, а другая сторона (турист) обязуется оплатить оказанную услугу». [4, с. 128]
Кроме того, поскольку все особенности, вкладываемые ФЗ «Об основах туристской деятельности» в указанный договор, справедливы для договора оказания туристических услуг, особенностями договора оказания туристических услуг являются следующие существенные условия, отличающие его от других договоров оказания услуг:
размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор (при заключении договора с турагентом);
информацию о возможности туриста в случае возникновения обстоятельств, указанных в статье 17.4 ФЗ, обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.
Перечень существенных условий рассматриваемого договора дан законодателем в ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности».
Договор на оказание туристских услуг является публичным договором. [5, с. 32]. Предметом договора являются услуги по туристическому обслуживанию (тур), под которым в соответствии с Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» понимается комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, организации экскурсий, в том числе с гидами-переводчиками, а также другие услуги в зависимости от целей путешествия. Сторонами договора являются турагент или туроператор, обладающие лицензией на занятие этим видом деятельности, и гражданин-потребитель.
37
Новый университет. 2014. № 5-6(39-40)
ISSN 2221-7347
Особенностью туристических услуг является их неоднородность. Они включают в себя и услуги по перевозке пассажира до места отдыха, причем зачастую с использованием нескольких видов транспорта, и гостиничное обслуживание, и экскурсионное и т.п. При этом гражданин наделяется всеми правами, предоставляемыми по этим видам договоров, большинство которых также являются публичными.
Туристический договор заключается в письменной форме, и в нем должны быть отражены все услуги, которые будут оказываться туристу независимо от того, кто их будет предоставлять.
По общему правилу отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Применительно к рассматриваемому договору под уклонением от заключения договора понимается не только официальный отказ, но и непредставление необходимой информации. При этом перечень информации, в обязательном порядке предоставляемой туристу, шире по сравнению с аналогичным перечнем, закрепленным в ст. ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей». Турист в отличие от других потребителей вправе получить не только достоверную информацию от исполнителя услуги о самом исполнителе, режиме его работы и реализуемых услугах, но и требовать предоставления сведений о стране или местности, в которую планируется совершить путешествие, существующих там обычаях и традициях, возможных опасностях и др. [5, с. 37]. В случае уклонения турфирмы от предоставления информации туристу до заключения договора последний согласно ст. 426 ГК вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, № 49, ст. 5491.
3. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» Собрание законодательства РФ, 23.07.2007, № 30, ст. 3942.
4. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 128 с.
5. Мищенко Е.А. Особенности некоторых видов договоров возмездного оказания услуг. Юрист. -2003. - № 9. - С. 32-35.
6. Сирик Н.В. Договор оказания туристских услуг как средство реализации прав граждан на отдых // Туризм: право и экономика. -2009. - № 1.
Статья поступила в редакцию 15.06.2014.
КАЗАЧЕНОК Олеся Павловна - кандидат юридических наук, доцент, Волгоградский государственный университет.
UDC 347.45/.47
O.P. Kazachenok
RATIO OF THE CONTRACT OF RENDERING TOURIST SERVICES AND CONTRACT OF RENDERING OF THE TOURIST PRODUCT
The article deals with urgent problems of the contract of rendering of tourist services and the contract of realization of a tourist product. The author analyses the contradictions of the current legislation defines the notions of these agreements and proposals on elimination of the revealed contradictions.
Keywords: contract, contracts, travel services, travel product.
38