Раздел 4 Цифровая эпоха: традиции и новации
И. Е. Прозоров
Соотношение библиографической и аналитической деятельности в цифровую эпоху
Рассмотрены основные приоритеты электронной среды информационных коммуникаций. Феномен информационного самообеспечения трактуется как обязательный элемент социальной деятельности. Традиционные институты социальной памяти (информационные службы, библиотеки, архивы, музеи) оцениваются как инициаторы и непосредственные создатели качественного (информационно насыщенного и достоверного) электронного контента. Предполагается, что в электронной эпохе сохраняются базовые компоненты профессиональной библиографической деятельности, которая органично и существенно дополняется аналитическими технологиями в своем развитии.
Ключевые слова: электронные коммуникации, библиотека, электронный контент, качество, библиограф, аналитик.
Электронные технологии поиска, обработки, хранения и распространения информации стали повседневной реальностью современного общества. Первые навыки работы с мобильными компьютерными устройствами современный человек получает не многим позже знакомства с куклами и плюшевыми игрушками. Зарубежные исследователи (П. Годвин и др.) констатируют вхождение во взрослую жизнь «поколения Интернета» - активных участников социальных групп, мыслящих гипертекстами, живущих в атмосфере «непрерывного частичного внимания», ориентированных на использование единого ресурса с простым поиском1.
Развитие электронных информационных ресурсов и сервисов направлено на повышение роли самообслуживания пользователей, на формирование информационно-комфортной среды. Своевременный и простой доступ к информации в глазах пользователей становится ведущим ценностным критерием информационно-поисковых систем. Эта тенденция проявляется и в области информационного обеспечения профессиональной деятельности, нацеленной на использование корпоративных информационных систем, не предусматривающих участие профессионального аналитика.
Потребность в информации выступает не только важнейшей социальной, но и фундаментальной биологической потребностью человека. Недостаток информации не только препятствует социализации индивида, но в крайнем
1 Веб 2.0, библиотеки и информационная грамотность / под ред. П. Годвина, Дж. Паркера. СПб.: Профессия, 2011. 237 с.
своем выражении на биологическом уровне вызывает синдром «сенсорного голода», ведущий к затуханию жизненных реакций1. Феномен информационного самообеспечения существовал всегда и будет сопровождать в дальнейшем любую осмысленную человеческую деятельность, профессиональную, образовательную, любительскую.
Профессиональная деятельность специалистов по работе с информацией, возникнув в структуре общественного разделения труда в прошлом, в условиях усложнения информационных потребностей общества сохраняет тенденцию развития по пути дальнейшей дифференциации (по сфере применения, по ведущим методам, по целевым пользовательским группам и т.п.). Простота доступа к информации позволяет пользователю быть самому себе библиографом, аналитиком и т.п., но, добавим, до определенного предела, пока требования к полноте, достоверности, точности, оперативности, а еще более - к аналитическому представлению в концентрированном, свернутом, готовом для непосредственного использования виде наиболее существенной информации -не станут критичными при решении поставленной задачи.
Современный мир стал менее библиотеко-, музее-, архивоцентричным. Традиционные институты социальной памяти потеряли свою монополию на доступ к информации, к накопленному культурному наследию, массивам научнозначимой информации. Пользователи, порой, предпочитают нетворческое потребление готовой полнотекстовой информации, а вместо музейного, архивного оригинала - информационный объект-заменитель. Это хорошо в определенных целях и пределах. Безусловно, доступность удаленным пользователям библиотечных и архивных документов - огромное благо, равно как возможность ознакомления с виртуальной музейной экспозицией или библиотечной выставкой новых поступлений делает предметно-конкретным наши знания, снимает барьеры времени, расстояния и имущественного неравенства. А для находящихся в непосредственной близости с библиотекой, иным информационным учреждением (службой) пользователей сетевой доступ делает еще ближе и доступней их услуги и ресурсы.
При этом необходимо подчеркнуть, что, в значительной степени, именно традиционные институты социальной памяти (информационные службы, библиотеки, архивы, музеи) выступают инициаторами или непосредственными создателями более-менее качественного (т.е. достаточно информационно насыщенного и достоверного) электронного контента. В силу исторически сложившихся функций, а именно: собирания и обработки документальной информации для ее общественного использования.
Профессиональное создание ресурсов обеспечивает основу для профессионального информационного обслуживания - предоставления необходимой
1 Дулатова А. Н., Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 171 с.
информации по запросам пользователей. В сущности, именно потребность в последнем и служит движущей силой создания электронных информационных массивов и традиционных справочно-информационных, библиотечных, архивных, музейных фондов.
Упрощение технологии доступа к большим массивам распределенной информации создает лишь предпосылки развития информационной культуры пользователей и не отменяет значения профессиональных информационных услуг. В массе своей, пользователь ориентирован на простые поисковые процедуры, при этом кажущаяся простота и комфортность использования электронных сетевых ресурсов приводит, нередко, к снижению мотивации обращения к иным источникам и способам поиска.
Широкая доступность информационных ресурсов еще не означает всеобщую компетентность в собственных информационных потребностях, серьезных навыков по переводу потребностей на язык формализованных запросов, которые еще нужно знать к каким источникам поиска, в какой последовательности и каким способом нужно адресовать. Это как раз именно то, что составляет суть профессиональных способностей специалистов информационного обслуживания: библиографов, информационных аналитиков, информационных менеджеров и т.п.
Представим себе, что все информационные ресурсы общества оцифрованы и выставлены в Интернете для всеобщего и бесплатного (как бы это наивно ни звучало) использования. Добьемся ли мы этим удовлетворения информационных потребностей предельно разнообразных групп пользователей (по профессиональному признаку, мотивации и целям потребления информации)? Очевидно, что нет. Без поискового аппарата и методик его использования и актуализации, обеспечивающих необходимую глубину раскрытия содержания ресурсов, мы будем «скользить по поверхности», не постигая сути запрятанной информации. Отметим также, что естественный процесс развития науки, ее структуры и терминологии, усложнение и дифференциация профессиональных сфер деятельности на каждом конкретном историческом этапе будут требовать специфического и разного, по разным признакам раскрывающего содержание ресурсов, поискового аппарата. Следовательно, услуга по профессиональному созданию и поддержанию в актуальном, соответствующем историческому моменту, состоянии информационно-поискового аппарата, профессиональная услуга по осуществлению информационного поиска для конкретного потребителя и конкретной задачи будут востребованы всегда, какие бы технологии работы с информацией не использовались обществом.
При этом, в основе информационной деятельности, как и прежде, будет лежать библиографическая технология - деятельность на основе использования библиографических ресурсов и средств, прежде всего, средств информационного поиска. Можно только согласиться с И. Г. Моргенштерном - проводится ли поиск в библиографическом массиве или в полнотекстовых ресурсах, он не меняет своей сущности. Он остается поиском библиографическим, то
есть, поиском, основанном на применении информации об искомых документах. Ибо мы не можем оперировать всей полнотой содержания необходимых документов, но используем признаки (индикаторы поиска: элементы описания, ключевые слова, уникальные сочетания знаков и др.), за которыми скрываются необходимые источники информации. В этом проявляется коммуникативная функция библиографии: служить заместителем документа. Даже в условиях предоставления предпочтительной для пользователя полнотекстовой информации (подборок изданий с закладками, дайджестов, фирменных досье, реферативной, обзорно-аналитической информации и др.) библиографический поиск будет выступать промежуточным, но необходимым элементом.
Как бы мы ни называли специалиста, осуществляющего информационное обслуживание или создающего необходимую информационно-ресурсную базу для него - референт-аналитик, информационный аналитик, информационный менеджер, инженер по знаниям, консультант, библиограф - в основе их деятельности лежит профессиональное использование библиографической информации. Для одних она будет выступать основным (одним из основных) средством и результатом деятельности, для других - необходимым средством создания конечного продукта (услуги). Суть работы всех этих специалистов одна: предоставление нужной информации, актуализация знания на основе выявленных связей между документами. Содержание профессионального труда субъекта библиографической деятельности заключается в выявлении соответствия между информационной потребностью, выраженной в запросе, и информационными ресурсами. Высшим мастерством при этом выступает выявление неявного соответствия и неочевидных связей средствами информационного анализа, важнейшей составляющей которого выступает библиографическая технология.
Таким образом, в электронной эпохе сохраняются базовые компоненты профессиональной библиографической деятельности, которая органично и существенно дополняется аналитическими технологиями в своем развитии.
Электронные технологии дают обществу новые, дополнительные возможности повышения эффективности использования информационных ресурсов. Однако определяющая роль в полноценной реализации этих возможностей принадлежит профессиональному информационному работнику, уверенно совершающему смысловой «переход» между полнотекстовыми и вторично -документальными ресурсами.