Научная статья на тему 'Сооружения для зимних видов спорта в Красноярском крае периода советской истории'

Сооружения для зимних видов спорта в Красноярском крае периода советской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
602
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНОЯРСК / СССР / ЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ / ГОРНОЛЫЖНЫЕ ТРАССЫ / САННЫЕ ТРАССЫ / БАЗЫ / ЛЫЖНЫЕ ТРАМПЛИНЫ / СПАРТАКИАДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Блянкинштейн Ольга Николаевна

В статье излагается история создания сооружений для зимних видов спорта в городе Красноярске и Красноярском крае советского периода. Рассматривается массовое строительство лыжных баз, трасс, формирование горнолыжных комплексов. Особое внимание уделяется трамплинам и санным трассам. Обозначаются изменения в этой области, произошедшие в постсоветское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constructions for Winter Sports in the Soviet History of Krasnoyarsk Region

The article deals with history of creation of constructions for winter sports in Krasnoyarsk and Krasnoyarsk Region during the Soviet period. The mass construction of skiing lodges, ski trails, formation of ski centers is considered. Particular attention is paid to ski jumps and luge tracks. The changes in this sphere are marked, which were happened in the post-Soviet period.

Текст научной работы на тему «Сооружения для зимних видов спорта в Красноярском крае периода советской истории»

УДК: 725.8 ББК:38.712.8

О.Н. Блянкинштейн, г. Красноярск

Сооружения для зимних видов спорта в Красноярском крае периода советской истории

Аннотация

В статье излагается история создания сооружений для зимних видов спорта в городе Красноярске и Красноярском крае советского периода. Рассматривается массовое строительство лыжных баз, трасс, формирование горнолыжных комплексов. Особое внимание уделяется трамплинам и санным трассам. Обозначаются изменения в этой области, произошедшие в постсоветское время.

Ключевые слова: Красноярск, СССР, лыжные трассы, горнолыжные трассы, санные трассы, базы, лыжные трамплины, спартакиады.

Освоение Сибири, проживание в условиях долгой и снежной сибирской зимы издавна были связаны с перемещением по снегу. Возникнув из утилитарных жизненных потребностей, лыжный спорт стал одним из самых массовых и доступных видов спорта, который пользуется большой популярностью у людей любого возраста. В советской системе физического воспитания велась масштабная работа по развитию лыжного спорта.

Природно-климатические условия Красноярска были благоприятны для развития всех видов лыжного спорта. Зима приходит рано, снег лежит долго, рельеф вокруг города обеспечивает много снежных склонов и прекрасных спусков для горных лыж.

Большинство красноярцев всегда любили лыжный спорт и прогулки на лыжах. Окрестности Красноярска были изрисованы линиями лыжных трасс. Путь движения лыжника называли «лыжня». Вначале лыжню кто-то прокладывал (проходил первым, оставляя след из двух параллельных полос), за ним двигались другие лыжники, фиксируя лыжню каждым последующим передвижением все четче.

Вокруг Красноярска на левом и правом берегах всегда было много лыжных дорог, ближних и дальних. В послевоенное время вокруг Красноярска построили несколько десятков лыжных баз, в 1960-70-х гг. их насчитывалось уже около сотни. Удачным местом расположения многочисленных лыжных баз различных ведомств стала Березовая роща в непосредственной близости от Студенческого городка. Между разными предприятиями города существовало даже определенное соревнование по строительству лыжных баз. Директор каждого завода считал своим долгом построить лыжную базу для своего предприятия. У одних ведомств были маленькие временные сооружения баз, другие старались строить постоянные капитальные сооружения, зачастую двухэтажные здания с хранилищем и прокатом на 1000 пар лыж и больше (рис. 1) [7].

На лыжных базах всегда можно было взять лыжи напрокат, переодеться, после катания отдохнуть. Но многие базы были больше, чем просто место переодевания и проката лыж. Например, на лыжной базе строителей стояло пианино, и, вернувшись с лыжной прогулки, можно было услышать приятную музыку, все умеющие и желающие могли сыграть на этом инструменте [7, с. 35]. Лыжные базы были тем местом, где проводили профессиональные

праздники, праздники «Начало сезона», «Проводы зимы» с самоваром ипирогами. На таких базах люди с семьями отдыхали на свежем воздухе в непринужденной, доброжелательной обстановке.

В 1960-х гг. именно в Березовой роще были построены лыжные базы высших учебных заведений: технологического, медицинского и политехнического институтов. Эти базы в сильно обветшавшем состоянии существуют и работают по сей день.

Физкультурно-спортивные занятия на лыжах зимой сильно ограничиваются продолжительностью светового дня, поэтому не случайно появилась идея осветить лыжню. Первая освещенная лыжная трасса в Березовой роще строилась силами разных заводов: деревянные столбы предоставил лесоперевалочный комбинат, электропровод на 2,5 км — судостроительный завод, строители под руководством заведующего базой Е.И. Тихомирова претворяли идею освещенной лыжной трассы в жизнь. Просуществовало освещение трассы один сезон, летом деревянные столбы украли. Вопрос о ее восстановлении через несколько лет подняли спортсмены из краевой сборной команды лыжников, она им была очень необходима. Трассировку новой освещенной лыжни выполняли с учетом пожеланий и требований тренеров краевых лыжных команд. При строительстве применяли надежные железобетонные опоры, ямы под них рыли с применением ямобуров, стараясь не навредить природе. Трассу построили за две недели. В эксплуатацию трассу приняли как уличное освещение дороги до Университета. Это стало возможно в связи с тем, что большая часть лыжной трассы почти совпадала с путями передвижения от Студенческого городка и Академгородка до Красноярского университета. Освещенная трасса заработала всерьез и надолго. Во время разрухи 1990-х гг. пострадали проводка, фонари и само освещение. Сохранились железобетонные опоры. В 2011 г. трасса была восстановлена и сейчас освещает лыжню для любителей вечерних лыжных пробежек.

К зимним спартакиадам народов СССР в 1982 и 1986 гг. в Красноярске были проложены лыжные трассы в соответствии со стандартами союзных соревнований. В Березовой роще завершилось формирование лыжного стадиона «Динамо» со стартовым городком и судейской. В Ветлужанке у плодово-ягодной станции недалеко от пионерского лагеря «Радуга» был также построен стартовый городок. Организацией и строительством занимались Октябрьский районный комитет партии и другие организации Октябрьского района. Коллектив Краснояр-скводстроя за короткое время выполнил строительство запланированных сооружений.

В это же время была проведена огромная работа по организации биатлонного стадиона у подножия Николаевской сопки: построены стартовая площадка, стрельбище, судейская, общежитие, раздевалка. Незадолго до соревнований был восстановлен земляной пулегасящий вал и завезены снеговые пушки, необходимость в которых возникла из-за недостатка снега в тот момент. Чтобы продлить время лыжных тренировок в межсезонье и в летнее время, недалеко от биатлонного стадиона сделали асфальтированную лыжероллерную трассу для тренировок и соревнований на роликовых лыжах.

Биатлонный городок, стрельбище, зимние стадионы Красноярска достойно служили советскому спорту — здесь занимались и воспитывались будущие чемпионы, в том числе и олимпийские.

Известно, что еще до Великой Отечественной войны в Красноярске проходил чемпионат СССР по горным лыжам. Послевоенное оживление горнолыжного спорта приходится на начало 1960-х гг. Отдельные спортсмены пешком поднимались в горы и пытались тренироваться на склонах. Но для достижения результатов тренировочного процесса нужен был механизированный подъем лыжника в гору. Первый подъемник, сделанный на основе горной лебедки, работал в урочище Каштак — прекрасном месте для горнолыжного спорта на правом берегу Енисея. Здесь было выстроено двухэтажное кирпичное здание горнолыжной базы ДСО

108

«Труд» с хранилищем для лыж и жилым помещением. К базе подходили трассы слалома, слалома-гиганта и скоростного спуска [3]. Вторым подъемником, смонтированным в Каш-таке, был уникальный по тем временам специальный чехословацкий бугельный подъемник, с помощью которого можно было подняться на высоту 1800 м.

Формирование горнолыжной базы «Буревестник» на Николаевской сопке тоже началось в 1960 г. с первого горнолыжного спуска и первого подъемного механизма, состоящего из электродвигателя, редуктора и пеньковой веревки [7, с. 45]. В 1962 г. был приобретен и установлен лыжный подъемник ВЛ-200 чешского производства. Использование даже маленьких лыжных подъемников в тренировочном процессе уже давало результат. В 1964 г. Красноярск мог гордиться чемпионом СССР по горнолыжному спорту среди юношей. Но заветной мечтой был большой стационарный подъемник на вершину Николаевской сопки. К концу 1964 г. построили канатную бугельную дорогу чехословацкого производства ВЛ-1000. Работы проводили ударными темпами. Рабочей силой была бригада студентов-горнолыжников: с помощью специалистов с кафедры геодезии сделали геодезическую съемку, выбрали трассу, расчистили ее, провели работы по бетонированию опор. Начаты работы были в августе 1964 г., а к ноябрю были уже готовы фундаменты под опоры. С наступлением зимы подъемник был торжественно открыт.

Постепенно обустраивалась база у подножия сопки: построили здание с лыжехранилищем и ремонтными мастерскими, помещениями для переодевания и питания. Занимались и улучшением самой трассы спуска. В те годы была создана детская школа горнолыжного спорта.

В Дивногорске осваивалась 1200-метровая трасса слалома-гиганта с хорошим чехословацким подъемником. Горнолыжные трассы с подъемниками выстроили в Железногорске, в Кан-ске, в Талнахе рядом с Норильском.

В 1970-х гг. писали, что Красноярск может и должен вырасти в крупнейший спортивный центр, стать настоящей столицей горнолыжного спорта в России [3]. В это время началось строительство новой трассы в Бобровом логу, в проектировании которого использовались не только лучшие советские наработки того времени, но и зарубежный опыт устройства горнолыжных спусков. Задумано было устройство канатно-кресельной дороги. Ее строительство шло сложно и трудно, пока не придумали использовать для подъема бетона наверх артиллерийский тягач. Дорога была построена благодаря концентрации усилий строителей, спортсменов, хозяйственников, партийных работников. Одновременно в Чехословакии изготовляли подъемники, но из-за событий августа 1968 г. их отгрузили позже почти на два года. После возведения дороги и подготовки трасс создали горнолыжную школу (рис. 2). Развернулась преподавательская и тренерская работа, проводились регулярные занятия десятков классов, сотни ребятишек успешно занимались горными лыжами под руководством опытных тренеров. Молодежь охотно шла в Бобровый лог. Дорога работала с большой нагрузкой, особенно в субботу и воскресенье.

Во время строительства Саяно-Шушенской ГЭС спортсмены, представители ГЭС и алюминиевого завода выбрали на горе Гладенькой уникальное место для занятий горными лыжами. Энтузиасты стали строить эту сложную трассу длиной 3240 м с перепадом высот в 830 м: пробивать дорогу в горах, чистить ее от камней и валунов, возводить опоры, делать не рядовой, а уникальный, подъемник. К изготовлению частей и деталей натяжного устройства был подключен красноярский завод «Сибтяжмаш». Трасса, какой еще не было в Советском Союзе, была построена. Здесь сочеталось все: протяженность, сложность, крутизна и скорость.

Горнолыжных баз и трасс в Красноярском крае появлялось все больше. Из Краевой горнолыжной федерации стали выделяться другие родственные виды спорта, например по прыжки с трамплина.

Трамплины для прыжков на лыжах всегда строили мальчишки из снега на склонах, чтобы хоть чуть-чуть подпрыгнуть и ощутить чувство полета. В Красноярске имеется собственная история освоения этих сложных с инженерной точки зрения спортивных сооружений.

Первые два малых трамплина для прыжков на лыжах мощностью 14 м и 40 м в Красноярске были построены в 1939 г. Их проектировали и строили выпускник Московского института физкультуры А. Плесский и мастер спорта М. Капустин при активной поддержке горспортко-митета. По их инициативе тогда же был построен самый мощный в стране 75-метровый трамплин [2]. При выборе места обратили внимание на естественный, почти готовый профиль трамплина на одном из горных склонов недалеко от речки Базаихи и деревообрабатывающего комбината. «Сколотили из досок что-то вроде катушки на старте, козырек для стола отрыва, убрали землю, где-то подсыпали снежку, провели еще кое-какие работы — и трамплин готов. Да какой трамплин получился! Его опробовали. Полеты получались дальние. Через спорткомитет страны были посланы телеграммы — приглашения сильнейшим спортсменам» [7, с. 63]. В марте 1940 г. в Красноярске на этом трамплине состоялся чемпионат СССР по прыжкам на лыжах. Лучшие спортсмены показали результаты сразу более 70 м, а москвич К. Ку-дряшов прыгнул на 82 м. Это было высшее достижение, показанное на трамплинах СССР. Лишь в 1959 г. на новом горьковском трамплине этот результат был превышен. А красноярский трамплин, несмотря на его охрану в военные годы, был предан забвению.

После войны трамплины стали появляться на обоих берегах Енисея. В 1952 г. в окрестностях левобережной части Красноярска на Николаевской сопке усилиями тренера Л. Безрукова были построены тренировочные 20- и 30-метровые трамплины [2]. Появившиеся возможности тренироваться быстро дали результаты — уже в 1955 г. в сборную СССР по лыжному двоеборью и прыжкам вошли два красноярских спортсмена.

В 1958 г. на правом берегу в урочище Каштак был построен 50-метровый трамплин. Его проектирование и строительство связано с именем инженера Валентина Петровича Толсти-хина. «Самообразование и дар от бога позволили ему стать одним из самых авторитетных расчетчиков профилей трамплинов. Осуществлял же проекты он, выбирая такие склоны, которые превращались в трамплины в основном за счет земляных работ» [7, с. 63]. Валентин Толстихин одним из первых осваивал Каштак, в первой половине 1960-х гг. он строил там малые трамплины. Трамплины вместе с горнолыжной трассой дали начало развитию горнолыжного комплекса в этом месте.

Когда на уровне Спорткомитета Российской Федерации и Всесоюзной федерации лыжного спорта для проведения IV зимней Спартакиады народов РСФСР 1974 г. был выбран Красноярск, встала задача строительства больших трамплинов, так как соревнования требовали включения в программу прыжков с 90-метрового трамплина, а в стране такого просто не было. Сроки строительства были невероятно жесткие, и велось оно с большими трудностями. Огромная работа по устройству крупных трамплинов для прыжков на лыжах была проведена на уже осваиваемых склонах Каштака и Николаевской сопки.

К 1974 г. на Николаевской сопке был построен 70-метровый трамплин. В урочище Каштак вводится в эксплуатацию 100-метровый трамплин (рис. 3). По своим размерам трамплин в Каштаке относился к категории полетных, то есть длина прыжка на них составляла более 100 м. Таких трамплинов, как в Каштаке, было в мире всего пять, в нашей стране он был самый крупный. Строил его трест «Строймеханизация», сложные монтажные работы выполнял трест «Сибтехмонтаж». В итоге получился трамплин мощностью гораздо более 90 м. Спортсмены не только края, но и всего СССР стали осваивать полеты на лыжах. В течение 11 лет после окончания строительства на нем ежегодно проводили чемпионат СССР по полетам на лыжах, и в Красноярск вновь вернулось высшее достижение страны по дальности полета

110

— 154 м, которые пролетел горьковчанин В. Захаров в 1982 г.

К сожалению, при выборе места для большого трамплина не в полной мере были учтены ветры, зачастую дующие в долине Каштака. Они, бывало, мешали прыжкам. В этом случае спортсмена сносило ветром в сторону, что небезопасно. Трамплины вообще небезопасные спортивные сооружения, требующие очень тщательной и ответственной подготовки к эксплуатации. Вполне возможно, что недостаточное внимание к состоянию площадки приземления 70-метрового трамплина в Каштаке во время соревнований в 1986 г. привело к гибели спортсмена О. Серова [1]. Эта трагедия, а также введенные международной федерацией изменения «кривой» трамплина, которым не отвечал 100-метровый, привели к закрытию трамплинного комплекса Каштака. На то, чтобы привести супертрамплин в соответствие с новыми требованиями, денег все время не было. Потом он сильно пострадал при лесном пожаре, сгорела часть самого трамплина и судейская вышка, остатки долго растаскивали дачники. Все последующие годы Каштаковский комплекс зарастал березками, но сейчас еще можно увидеть следы большого трамплина в густой лесной растительности.

К зимним Спартакиадам СССР 1982 и 1986 гг. в Красноярске на Николаевской сопке был создан уникальный комплекс из пяти трамплинов. Учебный К-15, малый К-31, средний К-56 и реконструированный К-90 кучно расположились на восточном склоне сопки (рис. 4). Малый и средний трамплины были оборудованы летним искусственным покрытием, что дало возможность красноярским прыгунам на лыжах проводить круглогодичные учебные тренировки. Большой трамплин К-120 построили чуть севернее. На этих трамплинах проводились финальные старты Спартакиад. По итогам многочисленных соревнований 120-метровый трамплин был признан лучшим в стране.

Наличие качественных трамплинов разной мощности и развитой учебно-тренировочной базы для прыгунов на лыжах способствовало развитию этого сложного, но красивого и зрелищного вида спорта. Красноярские прыгуны на лыжах с трамплина постоянно становились победителями и призерами кубков и чемпионатов страны, входили в состав сборных команд СССР. В 1988 г. Э. Субоч стал чемпионом СССР, что дало ему право участвовать в этапах кубка мира и XV Олимпийских играх в Калгари [5].

С 1990 г. этот вид спорта в крае пришел в упадок. В 1996 г. энтузиасты приступили к его возрождению, и на малых трамплинах до начала 2000-х гг. тренировались юные спортсмены. В настоящее время трамплины находятся в опасно ветхом состоянии и не функционируют.

Днем рождения санного спорта в Красноярске считается 25 декабря 1974 г., когда состоялась первая тренировка на спортивных санях на снежных склонах Бобрового лога, и через месяц члены сборной команды края приняли участие в зональных соревнованиях в Братске [6]. Первую команду энтузиастов-саночников собрал скалолаз А.Н. Ферапонтов накануне зимней Спартакиады народов РСФСР. В 1975 г. под его руководством началось строительство первой санной трассы в Мокром логу Свердловского района на территории лыжной базы Красноярского завода медицинских препаратов. Силами спортсменов-энтузиастов к началу сезона трасса в деревянном исполнении длиной 450 м была построена, последующие годы она была достроена до 750 м. Трасса получилась слабенькой и коварной, однако ее параметры позволяли выполнять требования на присвоение спортивного звания «Кандидат в мастера спорта СССР». Санный спорт стали развивать многие спортивные общества. В январе 1978 г. при ДСО «Спартак» была открыта детско-юношеская спортивная школа по санному спорту.

Вторую санную трассу Красноярского края построили 1979 г. в поселке Бархатово, в 39 км от границы города Красноярска. Выбор этого места неслучаен: пересеченная местность и горы вокруг поселка; снежный покров держится дольше, чем в Красноярске; ДСО сельских физкультурников «Урожай» решили основательно развивать санный спорт; директор

111

бархатовской птицефабрики и Краевой профсоюз работников сельского хозяйства оказались союзниками и помощниками. Трассу строила группа энтузиастов, впоследствии ставших известными в крае тренерами и спортсменами, помогали студенты. Председатель городской федерации «Горные сани» Сергей Бирюков вспоминает: «Мы очень серьезно рассчитали свою трассу. Строили несколько месяцев, закончили зимой... Это была единственная, наверное, в мире трасса, выполненная целиком из листвяка» [4]. До 1982 г. бархатовская трасса была основной в подготовке спортсменов-саночников, как детского возраста, так и спортсменов международного уровня. Позже эту трассу удлинили и приспособили для бобслея.

Третья санная трасса была построена в 1982 г. к V зимней Спартакиаде народов СССР с учетом международных требований. Сооружение строилось по проекту института «Союз-спортпроект», располагалось на крутом лесистом склоне Торгашинского хребта (рис. 5). Длина трассы — 1060 м, перепад высот — 128 м, 12 виражей. Были запроектированы три старта: мужской на дистанции 1000 м, женский — на 750 м, юниорский — на 500 м. Строительство началась в июле 1981 г. и было осуществлено в очень короткий срок — за 7 месяцев. Из-за недостатка времени Главкрасноярскстрой отказался от выполнения работ, и строительство было поручено Сибхимстрою.

Фундаменты под опоры желоба возводились с трудом, зачастую приходилось взрывать грунт. Все работы велись в три смены. Проектом предусматривалась подача бетона в гору лебедкой, но пошли по пути использования трелевочного трактора, который брал подъем под углом 30 градусов, неся на себе бадью с полкубом бетона. Было переработано 80 тыс. кубометров скального грунта, забетонированы фундаменты 400 опор. Одновременно велась большая работа по строительству серпантина дороги. На ее отсыпке и строительстве в течение двух месяцев работало 12 КрАЗов. Красноярские судостроители изготовили 400 шпангоутов девяти типов для монтажа самого желоба трассы. На отметках стартов были сооружены капитальные домики, а в конце трассы финишный дом [7, с. 79]. Казалось бы не выполнимая в короткие сроки стройка была завершена к началу соревнований 4 марта 1982 г.

Трасса получилась сложной, на ней развивалась очень большая скорость саночников, риск и опасность были велики. Для их уменьшения необходимы были коррективы. Спрямление части трассы было выполнено в 1983-84 гг. Многие спортсмены показывали на этой трассе прекрасные результаты. Трасса по сложности и размерам была похожа санную трассу в Сараево и могла использоваться для тренировок и оттачивания мастерства накануне XIV Зимних Олимпийских игр. В 1986 г. на санной трассе Торгашинского хребта были проведены соревнования VI зимней Спартакиады народов СССР, и эта трасса была признана лучшей в России.

Долгое время красноярцы и гости города любовались светящимися ожерельем, которое вечером загоралось на лесистом склоне гор правобережья: изящными замысловатыми криволинейными линиям и филигранным кольцом [7, с. 80].

Активная эксплуатация санных трасс продолжалась до 1990 г., затем они постепенно пришли в негодность. В 1992 г. отделение санного спорта было закрыто, два года трассы не функционировали. В 1996 г. усилиями энтузиастов и при поддержке краевого Спорткомитета удалось восстановить трассу на Торгашинском хребтеи провести чемпионат России в 1997 г. В настоящее время Торгашинская санная трасса является тренировочной базой для начинающих саночников и, несомненно, нуждается в реконструкции.

Изложенные факты позволяют утверждать, что строительство спортивных сооружений в Красноярском крае в годы советской власти во многом определялось строительным энтузиазмом спортсменов и руководителей предприятий. Мощным поводом к возведению уникальных спортивных сооружений являлись зимние спартакиады народов РСФСР и СССР, проводившиеся в Красноярске. Создание достойных сооружений для зимних видов спорта

112

в советский период, благоприятные природно-климатические условия Красноярского края, а также внимательное и заинтересованное отношение к спорту со стороны руководства края, отдельных районов и ряда промышленных предприятий способствовали широкому массовому развитию зимних видов спорта и достижению высоких результатов в санном спорте и во всех видах лыжного спорта.

Список использованных источников

1. Артюхова Т. Судьба самых больших трамплинов России — Красноярский // Московский комсомолец. — 13.04.2006. [Электронный ресурс]. — URL: http://tramplin.perm.ru/russia_hills/ rus/krasnoyarsk.htm (дата обращения: 24.03.15).

2. История развития прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья в Красноярском крае // Академия зимних видов спорта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.azvs-krsk. ru/page/25 (дата обращения: 05.05.15).

3. Мельников В. Сибирская благодать // Спортивная жизнь России. — 1970. — №3. — С. 10-11.

4. Николаев А. Сергей Бирюков: «Красноярский рецепт полезен до сих пор» // Городские новости. — №2896. — 23.12.2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://gornovosti.ru/tema/ stadion/sergey-biryukov-krasnoyarskiy-retsept-polezen-do-sikh-por47474.htm (дата обращения: 11.04.15).

5. Развитие горнолыжного спорта в Красноярском крае // Академия зимних видов спорта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.azvs-krsk.ru/page/! (дата обращения: 25.04.15).

6. Развитие санного спорта в Красноярском крае // Академия зимних видов спорта [Электронный ресурс]. — URL: http://www.azvs-krsk.ru/page/37 (дата обращения: 25.04.15).

7. Сизов Л.Г. Краснояры — в спорте яры. — Красноярск: Платина, 2003. — 184 с.

Рис. 1. Лыжная база завода самоходных комбайнов [7, с. 29]

Рис. 2. Горнолыжная школа в Бобровом логу [5]

Рис. 5. Санная трасса на Торгашинском хребте [7, с. 78]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.