Научная статья на тему 'Соловецкий форум-2011 «Геополитика Арктики»'

Соловецкий форум-2011 «Геополитика Арктики» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соловецкий форум-2011 «Геополитика Арктики»»

СОЛОВЕЦКИЙ ФОРУМ-2011 «ГЕОПОЛИТИКА Арктики.»

В июне 2011 года в Архангельске и на Соловецких островах прошел 14-й Соловецкий форум по теме «Геополитика Арктики». В его работе принимали участие преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Уральского федерального университета имени Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург); Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова; Мурманского государственного гуманитарного университета, Мурманского государственного технического университета, Сыктывкарского государственного университета, Архангельского филиала ВЗФЭИ; Архангельского научного центра Уральского отделения РАН, НОЦ «Институт Арктики»; Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, г. Якутск; Института экономики и организации промышленного производства и Института истории Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск; Института экономики Карельского научного центра РАН, других вузов и научных учреждений России, а также - №гШ:, Северного исследовательского института, Тромсё; колледжа Финмарк, Норвегия; журналисты федерального еженедельника «Российские вести»; радиостанции «Голос России», пресс-службы САФУ, информационного агентства «РЕГНУМ» и др. Всего для участия в Соловецком форуме поступило 112 заявок, в т.ч. из других городов России - 65.

На форуме обсуждались актуальные проблемы геополитики, арктической стратегии,

© Лукин Ю.Ф., 2011

социально-экономического развития северных территорий, этнокультурного ландшафта, экологии Арктики и Севера, а также гендерные аспекты. На пленарном и секционных заседаниях высказывались и обсуждались различные концептуальные положения, достаточно острые и дискуссионные.

Профессор И.Ф. Кефели, вице-президент Академии геополитических проблем, главный редактор журнала «Геополитика и безопасность» обратил на форуме в своем докладе «Арктика в контексте глобальной геополитики» внимание на те внешние вызовы, что стоят перед современной Россией. В частности, М. Олбрайт, будучи государственным секретарем США, заявила о России следующее: «Раз Сибирь принадлежит одной стране, ни

о какой высшей справедливости говорить не приходится». Географические особенности России и ее природные богатства можно назвать настоящим вызовом. «Новый мировой порядок будет строиться против России, на руинах России и за счет России», - считает З. Бжезинский.

Серьезный научный интерес представляет арктическая транснациональная, мирополити-ческая модель управления, которая обосновывается в докладе Н.К. Харлампьевой иМ.Л. Лагутиной, доцента и старшего преподавателя кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета. По мнению авторов, вследствие качественных системных трансформаций конца ХХ - начала XXI века в Арктике сформировалась транснациональная среда мировой политики, а на повестку дня встала проблема управления этой арктической транснациональной средой. На сегодняшний

день мировым сообществом предложены две инициативы в этом направлении: инициатива ЕС - «управление Арктикой» (модель А8+) и российская инициатива - «арктическое управление» (модель А5). Однако авторы, исходя из постулата об уникальности арктического региона, полагают, что Арктику следует рассматривать в качестве мировой экспериментальной базы для внедрения новой модели управления

- транснациональной/мирополитической. Такая модель управления направлена на согласование интересов большинства участников глобальных процессов (как государственных, так и негосударственных), обеспечивающее предупреждение возможных структурных беспорядков и решение существующих проблем. Представляется возможным говорить о формировании новой Арктической транснациональной, мирополитической модели управления: «государство (арктические страны)

- бизнес (транснациональные корпорации) -гражданское общество (неправительственные организации). Н.К. Харлампьева и М.Л. Лагутина обоснованно прогнозируют превращение Арктики в самостоятельную политическую единицу, а Россию, как обладательницу значительной ее территории, в страну - инициатора «глобального исторического проекта». Наступает «век Арктики», когда, учитывая арктическое пространственное преимущество России, можно предположить, что XXI век может стать «веком Арктической России». В этой связи усилия России должны быть направлены на консолидацию международно-правовых интересов арктических государств, а также привлечение компаний, имеющих и желающих адаптировать безопасные технологии на уникальном регионе при всеобъемлющем контроле общественных движений. Такое управление станет справедливым политическим прорывом в реализации столь необходимого для всего человечества биоэнергетического резерва.

В транснациональную модель управления Арктикой органично вписывается «Arctic union regions of Russia». Представляется актуальным

создание в Арктической зоне Российской Федерации межрегионального некоммерческого партнерства органов государственной власти и управления, муниципального самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса. В связи с этим в САФУ Институтом управления и регионологии и др. впервые в России разрабатывается инновационный проект «Архангельск - город университетский, столица межрегионального партнерства “Арктический федеральный округ”». Предполагается заключение Арктического соглашения, создание сетевой организации «Арктический союз регионов России» («Arctic union regions of Russia») и виртуального Арктического федерального округа с центром в г. Архангельске. Проблематика арктической солидарности, кооперации ресурсов для освоения Арктики как на уровне государств, так и северных регионов, провинций, муниципальных образований Арктики и Севера становится чрезвычайно актуальной и востребованной.

Научный анализ проблем, связанных со статусом Шпицбергена в исторической динамике, показан в работе А.К. Порцеля, кандидата исторических наук, доцента Мурманского государственного технического университета «Спор о Шпицбергене: точка не поставлена». В начале XXI века район Шпицбергена остается одной из конфликтных зон, где столкнулись интересы многих государств мира, в т.ч. и расположенных вдали от Северного Ледовитого океана. Поэтому для российской стороны (как, впрочем, и для других стран) в разворачивающейся «битве за Арктику» архипелаг имеет геополитическое значение. К сожалению, активизация борьбы правительства за принадлежность Шпицбергена к России или хотя бы за обеспечение ее преимущественных прав на архипелаге начиналась каждый раз в ситуации вынужденной, когда иностранные государства приступали к экспансии в отношении этой территории. Так было накануне Первой мировой войны и после ее окончания, во время начала холодной войны и на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Каждый раз российские влас-

ти были вынуждены занимать оборонительную позицию, отстаивая статус-кво архипелага. В настоящее время не урегулирован ряд международно-правовых вопросов, касающихся режима морских пространств и шельфа в зоне действия договора о Шпицбергене. По режиму пространств вокруг этого архипелага отсутствует единство мнений не только между Россией и Норвегией, но и между Норвегией и рядом других участников Парижского договора 1920 года.

В докладе на форуме «Договор между Россией и Норвегией - шаг к мирному переделу морского пространства Арктики» отмечалось, что каждая страна по-своему понимает свои национальные интересы и по-разному реализует идею многосторонней арктической солидарности1. Однако у Северной Европы и России в XXI веке стратегически появляется неплохой шанс для мирного и взаимовыгодного решения проблем освоения природных ресурсов Арктики. Россия и Норвегия в 2010-2011 годах вместе продвинулись еще на один шаг в правильном направлении по пути мирной позитивной арктической солидарности, а не военно-политической конфронтации.

Обсуждалась на Соловецком форуме и острейшая проблема милитаризации Арктики, которая до последнего времени имела почти исключительно теоретическое значение по причинам природно-климатического характера. Из-за наличия в этом регионе постоянного ледового покрова в акватории Северного Ледовитого океана и крайне тяжелых природных условий на суше деятельность всех видов вооруженных сил в Арктике была либо крайне затруднена, либо вообще невозможна. Причем по окончании холодной войны даже те воинские контингенты, которые находились в Арктике, были или сокращены, или вообще ликвидированы. В докладе А.А. Храмчихина, заместителя директора Института политического и военного анализа (Москва), был проанализирован военный потенциал приарктических стран -России, США, Канады, Дании, Норвегии и

возможные действия в Арктике вооруженных сил этих стран, а также НАТО, ЕС, Китая2. На форуме сделан важный вывод о том, что, хотя изменение природно-климатических условий и экономические интересы приарктических стран создают теоретическую возможность для милитаризации Арктики и возникновения здесь различных военных конфликтов, в обозримом будущем вероятность реализации любых мыслимых сценариев этих конфликтов представляется весьма невысокой3. США даже силами той группировки сухопутных войск и ВВС, которые дислоцированы на Аляске в мирное время, могут без особого труда занять Чукотку, где нет никаких частей вооруженных сил Российской Федерации. Однако подобная операция в политическом и военном плане не дает США никакой очевидной выгоды, при этом несет угрозу эскалации конфликта вплоть до полномасштабного обмена ядерными ударами. Причем такой сценарий становится тем более вероятен, чем меньше у России возможности освободить свою территорию обычными силами. Чукотка не представляет для США такой ценности, чтобы ради ее захвата ставить под угрозу существование собственной страны. Тем более это относится к другим участкам российского арктического побережья, поскольку применительно к ним для США существенно усложнится решение задач логистики и ПВО (из-за увеличения расстояний), а для России обе эти задачи, соответственно, упростятся.

Информационную поддержку форума осуществляли журналы «Арктика и Север», «Геополитика и безопасность». Информационный партнер Соловецкого форума - редакция ИА REGNUM опубликовала в рамках проекта «Борьба за Арктику» ряд докладов и сообщений участников Соловецкого форума-2011 как накануне проведения форума, так и в ходе его проведения4. Доклады участников форума продолжают публиковаться в третьем и четвертом номерах журнала «Арктика и Север» (сентябрь-ноябрь 2011 года).

Примечания

1 Опубликовано: Лукин Ю.Ф. Договор между Россией и Норвегией - шаг к мирному переделу морского пространства Арктики // Арктика и Север: электронн. науч. журнал. 2011. № 2 (май). URL: http://narfu.ru/aan/ article_index_years.php?SECTION_ID=848 (дата обращения: 01.08.2011).

2 Опубликовано: Арктика и Север: электрон. науч. журнал. 2011. № 2 (май). URL: http://narfu.ru/aan/article_ index_years.php?SECTION_ID=848 (дата обращения: 01.08.2011).

3 Эту позицию разделяют Лукин Ю.Ф., Повал Л.М., Храмчихин А.А. и др.

4 иА «РЕГНУМ». URL: http://www.regnum.ru/dossier/1283.html#ixzz10WRMJ0-Zj.

ЛУКиНЮрий федорович,

доктор исторических наук, профессор, директор Института управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

Контактная информация: e-mail: ylukin@atnet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.