УДК 910 (470.11)(093)+94(470.11)(093)+271(470.11)(093)
ЯКОВЛЕВ Сергей Александрович, аспирант кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник «Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника». Автор двух научных публикаций
СОЛОВЕЦКИЙ АРХИПЕЛАГ В ВОСПОМИНАНИЯХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ-ИНОСТРАНЦЕВ
XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА
Автор на основе структурно-семантического анализа и количественных методов исследует процесс изменения образа Соловецкого архипелага у посещающих его иностранцев. В статье рассматриваются: эволюция восприятия архипелага с XVIII до начала XX века, особенности формирования образа Соловков.
Образ, восприятие, Соловецкий архипелаг, иностранцы
Изучение образа России в мировосприятии иностранцев - востребованная тема. Ее разработкой занимаются представители разнообразных наук - историки, филологи, психологи и др. За последние годы выделилось особое направление - «ималогия» («имэджинология»). Но восприятие Русского Севера иностранцами не подвергалось пристальному вниманию, рассматривались лишь отдельные аспекты в общей картине восприятия России, хотя визиты иностранцев на Русский Север не были редкостью. Посещали его люди разных национальностей: шведы, норвежцы, австрийцы, французы, финны, поляки, немцы, евреи и др. Значительная часть иноземцев находилась здесь транзитом. Многие оседали на долгое время, принимали русское подданство, некоторые из них прочно закрепились в России. Существовали и
© Яковлев С.А., 2011
нелегальные поселенцы, уже в ХУ1-ХУП веках можно встретить указы, ограничивающие нахождение иноземцев в России1; в канцелярию Архангельского губернского правления направлялись циркуляры и списки лиц, запрещавшие или ограничивающие въезд иностранцам2. Охватить это многообразие одной статьей невозможно, одно лишь их перечисление займет несколько десятков страниц.
Объектом данного исследования является восприятие Соловков иностранцами, посещающими острова. В качестве предмета выступает образ Соловецкого архипелага. Под образом понимается субъективная картина мира, существующая в единстве с материальными объектами - самим носителем образа (субъектом), другими людьми, пространственным окружением и временной последовательностью событий.
Хронологические рамки: XVIII - начало XX века. Именно в XVIII веке появляются путешественники, приезжающие в Россию не по политическим и торговым делам, но и с познавательными и развлекательными целями, возникает понятие «турист»3, применимое к российским реалиям. Со второй половины XVIII века стали появляться научно-популярные описания Соловков. Вторая временная граница связана с закрытием Соловецкого монастыря и превращением Соловецкого архипелага в труднодоступную для посещения зону. Территориально исследование охватывает как сам Соловецкий архипелаг, так и пути следования иностранцев по Белому морю до Соловецкого архипелага.
Тема изучения восприятия иностранцами России (так и восприятия русскими людьми иностранцев4) востребована различными науками и обладает ярко-выраженной динамикой. Но, к сожалению, большинство работ носят иллюстративный характер и не отражают особенностей восприятия и топику представлений. Конкретные труды по восприятию Русского Севера иностранцами отсутствуют.
В качестве методологической основы исследования выбран структурно-семантический и контент-анализ текстов воспоминаний. Рассматривались два пласта сведений - конкретно-исторический (бытовые описания и темы) и социокультурный (отвлеченные суждения авторов). К социокультурному пласту, как показателю личного отношения автора к описываемому, было обращено повышенное внимание. Выборка производилась по следующим критериям: а) слова, отражающие отношение к религии, б) слова светского характера. Структура состояла из трех групп: 1) материальная категория (материальные предметы, географические объекты, культовые объекты), 2) личностная категория (физические лица, звания, сан), 3) абстрактная категория (абстрактные понятия, термины, физические явления). Такой способ анализа позволил выявить отношение автора к религии, степень знания реалий русской жизни. Немаловажно то, что в результате такого анализа первичная информация (информация,
полученная непосредственно автором) отделяется от вторичной (полученной из других источников). Для удобства подсчета и определения плотности употребления слов высчитывались коэффициенты к общему количеству слов. Такая методика помогает выделить особенности функционирования текста, такие как «композиция, топика, повествовательная техника, его предпосылки и формы аргументации»5. Для выявления конкретных географических мест, привлекших наибольшее внимание автора, проводился подсчет слов, характеризующих эти места. Слова были структурированы по двум признакам - пассивному и активному. Слова, отнесенные к пассивной группе, носят описательную функцию (визуальные наблюдения автора и его размышления). Слова активной группы отражают личное участие автора в описываемых событиях. Такое разделение по группам также помогает выявить вторичность или первичность источника, показать места заимствования описательной части у других авторов, влияние ранее изданных трудов. Также рассматривался интерес авторов к конкретным предметам, местам, людям, физическим явлениям и религиозным обрядам. Сведения эти были соединены в единой таблице для определения предпочтений автора.
В центре внимания автора статьи оказались
6 иностранцев6, оставившие свои воспоминания
0 посещении Соловков. Цели их поездок были разные - научные экспедиции, военные кампании, туристические поездки. При создании своих произведений авторы не ориентировались на предшествующих путешественников (за исключением Диксона и Летбриджа), что позволяет выявить общее и различное в восприятии Соловков, исключая заимствования авторов друг у друга. Большое значение играют также и разные национальности авторов. Объемы текстов, посвященных Соловкам, различны (Ромм - 2 304 слова, Шегрен - 42, Леннрот -
1 452, Омманей - 1 363, Диксон - 11 235, Летбридж - 6 996). Некоторые тексты воспоминаний были переведены7 и привлечены учеными8 . Воспоминания Диксона и Летбриджа были переведены частично и с большими по-
грешностями, что потребовало работы с оригинальными изданиями9. Раппорт Э. Омманея о действиях в Белом море приводит Алан Летбридж10, который в свою очередь заимствовал его у А. Бодди11.
Шесть представленных произведений ярко воссоздают образ Соловецкого архипелага. С XVIII до начала XX века образ этот не претерпел значительной трансформации. Как ни странно, в центре модели восприятия Соловков находится человек. В зависимости от личных предпочтений автора описываемые люди могут относиться к разным социальным группам - паломники, арестанты, монахи. Человек является лидером и реформатором окружающего мира («Father John having no objection to use his lead»12). Человеку и социальной группе противостоит суровая северная природа. При подходе к архипелагу она враждебна, пустынна, непривычна и таинственна. С ней тесно связан путь к архипелагу - он опасен и труден. В воспоминаниях XVIII века противостояние природы и человека наиболее заметно. К середине XIX века монастырь становится известен, опасность морского пути уходит на второй план, описания суровой северной природы смягчаются, путешественники прибывают на архипелаг уже заранее осведомленными об истории и географических особенностях островов. Во второй половине XIX века на первый план выходит тема человека как личности, с его внутренними исканиями и стремлениями. Европейцев интересует природа, преломленная через преобразовательскую деятельность человека - это наиболее понятно иностранцу с его практицизмом и привычке к реформам, преобразованию окружающего мира. В произведениях иностранцев преобладают описания хозяйственных служб и построек монастыря, а не храмов, часовен и т.п., что опять же говорит о повышенном интересе к работе, к действию («Work is the sign of a religious life»13). Через преобразовательскую деятельность изменяется и природа - стано-
вится мягче, приспосабливается к человеческому существованию и даже изменяет своим основополагающим принципам («love is banished from the saintly soil»14). Религиозность, православие, христианство в произведениях иностранцев оказываются на втором месте, несмотря на желание некоторых авторов раскрыть эту тему. Вопросы религии лишь дополняют тему человека, являются своеобразными вкраплениями в основной рассказ. Леннрот и Шегрен не затрагивают темы соловецких святынь, соборов, церквей и других христианских памятников. В процессе формирования и описания образа Соловков прослеживаются следующие особенности:
- при описании реалий русской жизни авторам не хватает слов, чтобы выразить все увиденное. Аппаратом понятий, свойственному русскому человеку, иностранцы оперировать в должной мере не могут, но широко употребляют исконно русские и диалектные слова;
- описания, составленные учеными, схожи друг с другом, их объединяет внимание к одним и тем же объектам;
- заметки, оставленные в результате «туристических» поездок, схожи по структуре и объектам внимания;
- воспоминания отличает большое количество ассоциаций и аналогий как с европейскими, так и азиатскими объектами;
- характерен большой интерес к русским людям, их внешности, судьбе, поведению; в большей степени к арестантам, паломникам, чем к самим монахам. Такие описания можно охарактеризовать как «человеческий пейзаж»;
- необходимо отметить большее внимание к вопросам экономической жизни, чем религиозной;
- национальность и социальное положение автора воспоминаний не сильно влияют на выбор объектов внимания и описания;
- только к середине XIX века сформировались клише «знаменитый Соловецкий монастырь», «широкоизвестный монастырь».
Примечания
1 «А велено Свейских перебещиков всех, которые учнут приходити в государеву сторону с свейской стороны, без отпусных Свейских державцев, высылати с государевы стороны за рубеж в свейскую сторону тотчас, и приимати их вперед в государеву сторону однолично не велено...» (Акты Археографической экспедициии. Т. 3. N° 263. Память Обонежской пятины Нагорной половины губному старосте Забелину о запрещении принимать шведских перебежчиков, 1636 июля 31 день).
2 ГААО (Гос. арх. Арх. обл.). Ф. 4. Оп. 25. Д. 1. Дело о воспрещении въезда в пределы России иностранкам Анжелике Бове и Ефросинии Фуме, 1841; Там же. Д. 2. Дело о невпуске в пределы России австрийской помещицы графини Кордули Фредели, 1841; Там же. Д. 643. Книга записи лиц, которым запрещен въезд в пределы России, 1866.
3 Е.М.Л. Английский турист в Петербурге в 1774 г. // Исторический вестник. Год второй. СПб., 1881. С. 822-834.
4 Репневский А.В. Норвежцы в северных водах прежде и теперь: взгляд русских поморов // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2001. № 1. С. 25-33.
5Дингес М. Образ Москвы в эпоху Просвещения: от описательного стандарта к поиску русского своеобразия. «Медицинская топография» Энгельбрехта Вихельхаузена // Европейское Просвещение и цивилизация России. М., 2004. С. 94.
6 Ромм Шарль-Жильбер (1750-1795) - революционер, политический деятель, депутат Конвента, наставник П.А. Строганова. С 1779 по 1786 год живет в России, за это время совершил поездки в Финляндию (1783), к Белому морю (1784) и в Крым (1786). Шёгрен Андрей Михайлович (Andreas Johan Sjogren) (1795-1855) - финн, языковед, этнограф, путешественник, член-корреспондент Российской академии наук. На Соловках был в 1825 году. Элиас Леннрот (Elias Lonnrot) (1802-1884) - финн, языковед, врач. Был в 1842 году. Эрасмус Омманей (1814-1904) -английский адмирал, полярный исследователь. Был командующим объединенной англо-французской эскадрой, действовавшей в Белом море во время Восточной войны 1853-1855 года. Диксон (Dixon) Уильям Хепуорт, традиц. Вильям Гепворт (1821-1879) - английский публицист, историк-любитель, путешественник. Был на архипелаге в 1869 году. Алан Летбридж - английский писатель и фотограф. Был на Соловках в 1914 году.
7 Ромм Ж. Путешествие к Белому морю в 1784 году // Север. 2007. № 1-2. С. 176-192 (Подлинник дневника хранится в Строгановском фонде РГАДА); Шёгрен А.М. Путешествие доктора Шёгрена для исследования обитающих в России народов финского племени // Истор., стат. и геогр. журнал. 1829. Ч. 4. Кн. 1. С. 98-112, Кн. 3. С. 191-195 (Переизд. в кн.: Пашков А.М. Карелия и Соловки глазами литераторов пушкинской эпохи. Ч. 2. Петрозаводск, 2001. С. 55-64); Лённрот Э. Путевые заметки, дневники, письма 1828-1842. Петрозаводск, 1985.
8 Зашихин А.Н. Русский Север в сочинении УХ. Диксона «Free Russia» (1870) // XIII Ломоносовские чтения: сб. науч. тр. ПГУ Архангельск, 2001. С. 79-81 ; Сафонов М.М. История одной рукописи: Радищев и Ромм // Русская литература. 2000. № 4. С. 87-94; Его же. Жильбер Ромм и Александр Радищев, или Два «Путешествия из Петербурга в Москву» // Великая Французская революция, империя Наполеона и Европа: материалы междунар. науч. конф., посвящ. памяти проф. В.Г. Ревуненкова. СПб., 2006. С. 63-66; Чудинов А.В. О путешествии Жильбера Ромма в «Сибирь» (1781 г.): гипотезы и факты // Европа. Вып. 7. 2007. С. 84-95.
9 Dixon W.-H. Free Russia. London, 1870. (В России была опубликована частично. Полное издание было запрещено цензурой); Диксон В.Г. Швейцария. СПб., 1886. Др. публ.: в кн.: Диксон В.Г. Швейцарцы. СПб., 1872; Путевые очерки. СПб., 1878 (под заглавием «Льды и степи»); в журн.: Всемирный путешественник. 1877. № 7; Lethbridge A. The New Russia from the White Sea to the Siberian Steppe. N.Y., 1915. Частичный перевод: Летбридж А. Соловки: история и ассоциации. Новая Россия от Белого моря до Сибирской степи. 1915 г; Соловки: история и ассоциации. 1915 // Соловецкое море. 2004. № 3. С. 98-111.
10 Lethbridge A. The New Russia from the White Sea to the Siberian Steppe. N.Y., 1915. P. 48-54. Перевод отрывка Летбридж А . Соловки: история и ассоциации...
11 Boddy A.A. With Russian Pilgrims: Being an Account of a Sojourn in the White Sea Monastery and a Journey by the Old Trade Route from the Arctic Sea to Moscow. W. Gardner, Darton & Co., 1893.
12 Dixon W.-H. Free Russia. London, 1870. Vol. 1. P. 56. Отец Джон не встречал препятствий в своем лидерстве (перевод С.Я.).
13 Ibid. P. 83. Работа - признак (смысл) религиозной жизни (перевод С.Я. ).
14 Ibid. P. 61. Любовь выслана из Святой земли (перевод С.Я. ).
Yakovlev Sergey
THE SOLOVETSKY ARCHIPELAGO IN THE MEMOIRS OF FOREIGN TRAVELLERS OF THE XVIII - EARLY XX CENTURIES
The author studies the development of the Solovetsky archipelago image through the eyes of foreign visitors based on the semantic and structural analysis and quantitative methods. The evolution of the archipelago perception from the XVIII till the early XX centuries and peculiarities of the Solovki image formation are considered in the article.
Контактная информация: e-mail: jaserge@bk.ru
Рецензент - Коротаев В.И., доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова