Научная статья на тему 'Солидарности'

Солидарности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
752
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / SOCIOLOGY OF YOUTH / СОЛИДАРНОСТИ / МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / YOUTH SUBCULTURES / SOLIDARITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Луков Сергей Валерьевич

В форме энциклопедической статьи излагается содержание термина «солидарности», применяемого для обозначения нового этапа трансформации молодежных субкультур, формирующегося в первые десятилетия XXI в. Характеризуются работы российских социологов, разрабатывающих проблемы молодежи с применением этого термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solidarities

This article, originally written for an online encyclopedia, summarizes the notion of ‘solidarity' a term developed by Russian social scientists to refer to a new stage in the evolution of youth subcultures in the first decades of the 21st century.

Текст научной работы на тему «Солидарности»

DOI: 10.17805/zpu.2016.1.27

Солидарности*

С. В. Луков (Московский гуманитарный университет)

В форме энциклопедической статьи излагается содержание термина «солидарности», применяемого для обозначения нового этапа трансформации молодежных субкультур, формирующегося в первые десятилетия XXI в. Характеризуются работы российских социологов, разрабатывающих проблемы молодежи с применением этого термина. Ключевые слова: социология молодежи; солидарности; молодежные субкультуры

* Подготовлено в рамках работы над проектом «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» (грант РГНФ № 15-03-12019/14в).

The article was prepared as part of the project "Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia" (with financial support from the Russian Foundation for the Humanities, grant No. 15-03-12019/14в).

Солидарности — термин для обозначения нового этапа трансформации молодежных субкультур, формирующегося в первые десятилетия XXI в.

Трактовку данного термина дает российский социолог молодежи Е. Л. Омельченко, директор Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ. По ее концепции, классические субкультуры послевоенного периода представляли собой «закрытые сообщества, которые очень ярко отличались от мейнстрима» (Омельченко, 2015: 27). В конце 1980-х годов молодежные субкультуры испытали на себе давление коммерциализации и уже не могли сохранять свою закрытость в условиях глобальных информационных потоков, они «стали растворяться в более широком молодежном пространстве», сформировались «буферные субкультуры» (рейверы, эмо и др.), которые «ориентированы на определенное потребление — музыкальное, культурное, экономическое, они подстроились под рынок». Третий период в развитии молодежных субкультур определяется Омельченко как «период образования новых солидарностей» (там же).

Данная аналитическая конструкция используется социологами для обозначения того, как молодежь XXI в. ответила на феномен аномии — потери ценностных ориентиров: молодежь «стала искать новые ценностные векторы, которые помогают формировать низовые "солидарности", отличать "своих" от "чужих". Это различение "своего" теперь происходит не на уровне культурных символов, которые легко подделать, а на более глубоком уровне — согласия с тем или иным ценностным вектором» (там же). В итоге солидарности «размывают» субкультуры.

Характеристика российской молодежи с обозначением тематики солидарностей была дана Е. Л. Омельченко в ее докладах «От пофигистов до прагматиков: поколения молодежной солидарности постперестроечной России» на конференции «Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии» (Москва, январь 2010 г.), «Вперед к солидарностям и назад к субкультурам» на международной конференции «Молодежные солидарности XXI века: старые имена — новые стили/пространства/практики» (г. Ульяновск, август 2010 г.), «Новые молодежные солидарности 21 века» на Встрече партнеров Г.Белля «Гражданское общество России 21 века» (Москва, ноябрь 2010 г.), «"Свои" и "чужие" в городе: в поисках молодежных солидарностей» на публичном семинаре НИУ ВШЭ (в соавторстве с Г. А. Сабировой, Санкт-Петербург, апрель 2011 г.), "Some Thoughts on Dynamics within Youth Solidarities and Generational Shifts Russia and Europe" на конференции "Youth Studies in Russia and Europe" (Хельсинки, Финляндия, ноябрь 2011 г.), «Молодежный вопрос: смена оптики. От субкультур — к солидарностям» на конференции «Социология в действии» факультета социологии НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург, март 2012 г.), «Молодежные солидарности в глобальной и локальной перспективах» на международной конференции «Революции и протестные движения: история и современность» факультета свободных наук и искусств СПбГУ (Санкт-Петербург, март 2012 г.), "Youth Solidarities in Local and Global Perspectives" на Пятом научно-исследовательском форуме Центра изучения России, Центральной и Восточной Европы (Fifth CRCEES Research Forum; Глазго, Великобритания, май 2012 г.), «Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст и эмпирические находки» на II Конгрессе Социологической ассоциации Украины «Социология и общество: взаимодействие в условиях кризиса» (Харьков, Украина, октябрь 2013 г.), «Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры?» на III международном конгрессе «Современная молодежь в современной библиотеке» (Москва, октябрь 2013 г.) и др.

Тема солидарностей раскрывается в ряде работ Е. Л. Омельченко (Новые молодежные движения ... , 2011; Омельченко, 2012, 2013ab, 2014).

В теоретическом отношении трактовка солидарностей продолжает работы Омельченко и ее школы в области социологии молодежи, развивает выдвинутую ею концепцию культурной нормализации молодежи (Омельченко, 2000, 2003, 2004; Нормальная молодежь ... , 2005). Она также близка к подходам, разрабатываемым на основе те-заурусной концепции молодежи (Луков, 2012).

Лит.: Омельченко, Е. Л. (2000) Молодежные культуры и субкультуры. М. : Ин-т социологии РАН. 264 с.; Омельченко, Е. Л. (2003) Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж. Альманах социальных исследований. №18. С. 145-166; Омельченко, Е. Л. (2004) Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск : Симбирск. кн. 184 с.; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики (2005) / под ред. Е. Л. Омельченко. Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та. Ч. 1: «Нормализация» наркотических практик в молодежной среде: теоретико-методологическая проверка; Ч. 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты. аутентичные свидетельства за и против «нормализации». 180 + 139 с. (книга-перевертыш); Новые молодежные движения и солидарности России (2011) / под ред. Е. Л. Омельченко, Г. А. Сабировой. Ульяновск : Изд-во Ульяновск. гос. ун-та. 208 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Омельченко, Е. Л. (2012) Субкультуры, поколения, солидарности? К вопросу концептуализации новых форм коммуникации в молодежной среде // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества : в 4 кн. / отв. ред. Е. Г. Ясин. М. : Изд. дом НИУ ВШЭ. Кн. 3. 571 с. C. 478-488; Омельченко, Е. Л. (2013a) Молодежный вопрос: поворот к исследованию новых молодежных солидарностей (вступительное слово) // Социологические исследования. №10. С. 51; Омельченко, Е. Л. (2013b) Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст // Социологические исследования. №10. С. 52-61; Омельченко, Е. Л. (2014) От субкультур — к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. №1. С. 3-8; Омельченко, Е. Л. (2015) Молодое, незнакомое / Е. Л. Омельченко, О. Филина (корр.) // Огонек. № 41. С. 26-29.

Дата поступления: 13.01.2016 г.

solidarities S. V. Lukov (Moscow University for the Humanities)

This article, originally written for an online encyclopedia, summarizes the notion of 'solidarity' — a term developed by Russian social scientists to refer to a new stage in the evolution of youth subcultures in the first decades of the 21st century.

Keywords: sociology of youth; solidarities; youth subcultures

References: Omelchenko, E. L. (2000) Molodezhnye kul'tury i subkul'tury [Youth cultures and subcultures]. Moscow, Publ. House of the Institute of Sociology, RAS. 264 p. (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2003) Kul'turnye praktiki i stili zhizni rossiiskoi molodezhi v kontse XX veka [Cultural practices and lifestyles of Russia's youth at the end of the 20th century]. Rubezh. Al'manakh sotsial'nykh is-sledovanii, no. 18, pp. 145-166. (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2004) Molodezh': otkrytyi vopros [Youth: An open question]. Ulyanovsk, Simbirskaia kniga Publ. 184 p. (In Russ.); Normal'naia molodezh': Pivo, tusovka, narkotiki [Regular youth: Beer, scene, drugs] (2005) / ed. by E. L. Omelchenko. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University Publ. Pt. 1: «Normalizatsiia» narkoticheskikh praktik v molodezhnoi srede: teoretiko-metodologicheskaia proverka ['Normalization' of drug practices in youth milieu: A theoretical and methodological examination]; Pt. 2: Postoronnim vkhod ne vos-

preshchen: Narrativy, dnevniki, artefakty... autentichnye svidetel'stva za i protiv «normaliza tsii» [Admittance possible: Narratives, diaries, artefacts. authentic evidence in favor of and against 'normalization']. 180 + 139 p. (In Russ.); Novye molodezhnye dvizheniia i solidarnosti Rossii [New youth movements and solidarities in Russia] (2011) / ed. by E. L. Omelchenko and G. A. Sabirova. Ulyanovsk, Ulyanovsk State University Publ. 208, [1] p. (In Russ.); Lukov, V. A. (2012) Teorii molodezhi: mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of the youth: An interdisciplinary analysis]. Moscow, Kanon+ Publ., RPOD "Reabilitatsiia". 528 p. (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2012) Subkul'tury, pokoleniia, solidarnosti? K voprosu kontseptualizatsii novykh form kommunikatsii v molodezhnoi srede [Subcultures, generations, solidarities? On conceptualizing new forms of communication in youth milieu]. In: XII Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia po problemam razvitiia ekonomiki i obshchestva [12th International conference on economic and social development] : in 4 bks. / ed. by E. G. Yasin. Moscow, Publ. House of the Higher School of Economics. Bk. 3. 571, [5] p. Pp. 478-488. (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2013a) Molodezhnyi vopros: povorot k issledovaniiu novykh molodezhnykh soli-darnostei (vstupitel'noe slovo) [The youth issue: A turn towards studying new youth solidarities (An introduction)]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 10, p. 51. (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2013b) Solidarnosti i kul'turnye praktiki rossiiskoi molodezhi nachala XXI veka: teoreticheskii kontekst [Solidarities and cultural practices of Russia's youth at the beginning of the 21st century]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 10, pp. 52-61. (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2014) Ot subkul'tur — k solidarnostiam i nazad k subkul'turam? Spory o terminakh i etnografiia molodezhnoi sotsial'nosti [From subcultures to solidarities and back to subcultures? Debates on terminology and the ethnography of youth solidarity]. Etnograficheskoe obozrenie, no. 1, pp. 3-8 (In Russ.); Omelchenko, E. L. (2015) Molodoe, neznakomoe [The young, unknown] / E. Omelchenko and O. Filina (corr.). Ogonyok, no. 41, pp. 26-29. (In Russ.).

Submission date: 13.01.2016.

Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, магистр социальной работы (Германия), заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: sv-lukov@rambler.ru

Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Master of Social Work (Germany), Deputy Director, Center for the Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: sv-lukov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.