Научная статья на тему 'Сохранение, восстановление породы казахская тазы и формирование ее современного облика'

Сохранение, восстановление породы казахская тазы и формирование ее современного облика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1010
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESERVATION, BREED RESTORATION OF KAZAKH TAZY AND FORMATION ITS MODERN SHAPE

The authors have developed a program for the conservation and restoration of tazy in Kazakhstan. In the course of its implementation was developed Kazakhstan"s first breed standard of Kazakh tazy, based on the authors" original method, created the breeding nucleus of the breed and began the formation of new breeding centers of cultivation in Kazakhstan. All these forms are the basis for national and international recognition of the breed.

Текст научной работы на тему «Сохранение, восстановление породы казахская тазы и формирование ее современного облика»

СОХРАНЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОРОДЫ КАЗАХСКАЯ ТАЗЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЕЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЛИКА

К.Н. Плахов1, А. С. Плахова2

Союз обществ охотников и рыболовов Республики Казахстан (Казохотрыболовсоюз), elchor@mail.ru 2Пограничная академия Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан, kazkors@mail.ru

Борзые-тазы - одна из древнейших пород собак, относимая к борзым восточной группы, как нельзя более приспособленная к кочевому укладу жизни народов Азии. Их многочисленные изображения на петроглифах Южного Казахстана датируются различными историческими эпохами, вплоть до Х-Х11 тысячелетия до нашей эры (Плахов, Плахова, 2005). О популярности охоты казахов с тазы упоминали путешественники и исследователи XVIII века -П.С.Паллас, И.П.Фальк, Георги.

Первые описания туркменских, казахских и хивинских тазы были сделаны П.М. Мачевариановым (1876), М.Богдановым (1878), Л.П.Сабанеевым (1892) и Я.Я. Полферовым (1898). Первый стандарт породы казахская тазы был принят Первым кинологическим съездом СССР в 1925 году и опубликован в 1932 г. (Стандарт промыслово-охотничьих собак). Он был дополнен А.А. Слудским (1939) цифровым стандартом, основанным на экстерьерных промерах. С дополнениями и изменениями он переходил в последующие редакции (с 1959 г. - уже как «среднеазиатская борзая тазы»), вплоть до последней 1995 г., утвержденной Главохотой России. В итоге облик породы (по стандарту) настолько изменился, что стали предлагать или упразднить работу с ней и перейти к салюки, или вернуться к первоначальному стандарту (Гусев, 1991).

Таким образом, когда в 1991 г. мы начали работу с породой тазы, необходимо было проанализировать ее состояние в Казахстане, определить, какой она должна быть в очищенном от метизации виде, наметить и реализовать программу по ее сохранению, восстановлению и международному признанию.

Отрицательными для существования породы факторами того периода были:

1. Распад СССР, экономический и политический кризис, охвативший все постсоветское пространство, включая Казахстан;

2. Отсутствие после работ А.А.Слудского (1939, 1965) серьезных исследований породы;

3. Отсутствие в Казахстане государственной поддержки и государственных питомников по разведению тазы. В питомнике Казахского научно-исследовательского института животноводства (КНИИЖ) было лишь небольшое поголовье тазы, которое не могло повлиять на судьбу породы.

4. Даже начатая с середины 80-х годов Казохотрыболовсоюзом программа по сохранению тазы, в ходе которой проводились учеты и выявление породного поголовья, не помогла остановить процесс сокращения численности тазы. Построенный в 1990 г. Южно-Казахстанским Обло-хотобществом на средства Казохотрыболовсоюза питомник по разведению тазы с этой породой не работал.

5. Государственные организации и ведомства, зарубежные и международные фонды, частные спонсоры средств на программы по сохранению и восстановлению породы тазы не выделяли.

6. В Казахстане не было своего стандарта породы, а к разработкам действовавших в СССР стандартов породы «среднеазиатская борзая тазы» казахстанских специалистов не привлекали.

7. В различных регионах и у различных заводчиков существовали свои собственные взгляды на породу, часто противоречивые. Поголовье было разнотипным и сильно метизированным.

8. Больше всего сказалось отсутствие в Казахстане реально заинтересованной в судьбе тазы организации и специалистов по работе именно с этой породой.

Положительными факторами стали наши молодость, вера в свои силы, опыт, возможность попытаться применить свои знания на практике и самостоятельно сохранить пусть не дикий вид, но одну из древних пород.

Работа с породой была выстроена нами с учетом основных принципов сохранения биоразнообразия в применении к конкретной породе:

1. Исследование поголовья для определения эталона и разработки стандарта, соответствующего именно породе казахская тазы. Для этого мы проводили изучение внутрипородной изменчивости (Яблоков, 1966). Всего, в ходе проведенных работ нами были осмотрены более тысячи тазы и тазыобразных собак. При возможности их измеряли, фотографировали, описывали. В качестве ассистентов на рингах выставок и племенных смотров в период с 1993 по 1994 гг. мы участвовали в описаниях и оценках экстерьера более ста тазы. Работая экспертами на рингах выставок и племенных смотров, в период с 1995 по 2012 гг. мы произвели самостоятельную оценку экстерьера более 300 тазы. Кроме того, нами были проанализированы отчеты о казахстанских выставках охотничьих собак, проведенных с 1958 по 1991 гг., из архивов Казохотрыболовсоюза и частных лиц. Также были изучены фото- и видеоматериалы, присылаемые нам любителями тазы из разных регионов Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья. Огромную помощь и консультации нам предоставляли наши соотечественники - знатоки породы, собаководы из других стран.

Целью было создание такого стандарта породы, который, во-первых, четко определял бы ее характерные признаки, во-вторых, удостоверял бы ее отличия от близких пород, в-третьих - давал бы кинологам и собаководам конкретные знания об этой породе, в-четвертых - позволял бы надежно выбраковывать метисов. Соответственно, чтобы получить качественный стандарт было необходимо применение методик, которые, независимо от предпочтений исследователя, давали бы ответ на главные вопросы: каким должен быть тот или иной параметр экстерьера (стать), описанный в стандарте, и почему. В качестве основы для разработки таких методик, нами были использованы исследования Д.Д. Готта (1935), А.А. Слудского (1939) и Э.И. Шерешевского (1962), методы сравнительной морфологии (Домбровский, 1982), оценки лошадей по проме-

рам (Балакшин, Хотов, 1992) и стандарты различных пород собак и других домашних животных. При разработке стандарта, в отличие от Д.Д. Готта и А.А. Слудского, анализ результатов измерений мы проводили с пересчетом всех параметров в ростовые индексы по критериям пользовательного характера, а не по средним значениям или моде. Поскольку тазы - собака охотничья, значит, мерилом качества ее экстерьера должна быть возможность ее использования для охоты. Отсюда складывается прямая зависимость - чем ближе собака к эталону породы, описанному в стандарте, тем выше должен быть ее охотничий потенциал. Для этого индексы для каждого показателя экстерьера распределяли по степени проявления (малая, средняя, большая) и проверяли характер их распределения по аналогично сформированным группам собак (например - по резвости - медленные, средние, быстрые; по отношению к дичи - злобные к зверю, злобные к зверю средне, не злобные; по выносливости - не стомчивые, средневыносливые, стомчивые и т.д.). Анализ такого типа является более правильным для создания стандарта аборигенной и пользова-тельной породы, чем просто описание колебаний признаков или усреднение собранных цифровых показателей (по Д. Д. Готту, 1935; А.А. Слудскому, 1939 и т.д.). Также затруднительно было бы пытаться отобрать лучших собак на основе мнений любителей тазы или экспертов (Готт, 1935) - поскольку не было хотя бы двух сходных оценок одних и тех же собак. Обследование метисов различных генераций позволило нам выделять признаки, свидетельствующие о скрещивании с другими породами, что было важно для разработки стандарта.

Первая редакция разработанного нами казахстанского стандарта тазы была утверждена Президиумом Казахстанской Республиканской Кинологической Ассоциации «Сириус» в 1996 году. Но доработка стандарта продолжалась. Новая редакция стандарта казахской тазы была рассмотрена Кинологическим Казохотрыболовсоюза и утверждена в 2000 году. Следующие редакции были утверждены Союзом Кинологов Казахстана в 2007 г., доработаны в 2009 - 2011 гг. и утверждены Национальным Клубом Породы Казахская тазы в 2011 году.

2. Одновременно мы занялись с 1993 г. формированием племен-

ного ядра породы в г. Алматы. В сложившейся ситуации, при полном отсутствии государственной и иной поддержки и недостаточности собственных средств, основной акцент был сделан нами на клубную работу. Тем более, что ни один из имевшихся частных питомников, включая и наш собственный, не мог оказать существенного влияния на породу. Мы учитывали, что при таком подходе зависишь от людей, изначально далеких от идеи сохранения и восстановления породы. Поэтому, в отличие от питомников, основная работа в кинологических клубах строится с людьми. При племенной работе мы исходили из того, что лишь единицы тазы были по-настоящему чистопородными. Поэтому вели разведение не как чистокровное, а как воспроизводственное. Это был единственный способ сформировать и сохранить, пусть небольшое поголовье, полностью соответствующее вновь созданному стандарту, но вполне достаточное, чтобы использовать его для организации и поддержки новых центров по работе с породой.

3. При разработке стандарта важным аспектом стало изучение близких пород. Нельзя было, чтобы воссоздаваемая порода не отличалась от других пород восточных борзых. Для сравнений мы использовали фотографии, промеры и видеозаписи борзых различных пород, любезно предоставляемые членами международного Интернет-Клуба Та2у-дгоир.

4. Официальное признание породы тазы складывается из трех компонентов:

а) Признание в кинологических организациях республики. Для этого в

2006 г. был создан Национальный клуб породы казахская тазы (НКП) и в

2007 г. ведущая кинологическая организация Республики - Союз кинологов Казахстана официально утвердила стандарт породы казахская тазы;

б) Признание в Казахстане. Министерством сельского хозяйства в 2009 г. была утверждена «Методика по испытанию пород на отличимость, однородность и стабильность для осуществления экспертизы и апробации селекционных достижений в животноводстве на патентоспособность». В настоящее время ведется подготовка к подаче официальной заявки на государственное признание породы тазы.

в) Международное признание. Для этого на первом этапе мы планировали объединить наши усилия с Российской Федерацией Охотничьего Собаководства. Для этого еще в 2000 г. Казохотрыболовсоюзом были высланы официальные предложения по согласованию стандарта породы в Росохотрыболовсоюз. Так как ответа не последовало, мы начали поиск других путей. Попытки провести стандарт породы через Английский и Американский Кэннел-клубы не дали результатов, поскольку для обеих организаций приоритетной породой являются персидские салюки. Уже имеющееся признание такими кинологическими организациями, как 1Си и иС1 оказалось далеким от международного. Единственным путем для этого оказалось сотрудничество с РС1 (Международной Кинологической Федерацией). Эта программа начата нами в 2006 г. созданием НКП и принятием казахстанского стандарта породы и продолжается в ходе племенного разведения породы и организации в Казахстане новых центров по цивилизованной работе с ней.

6. Для закрепления успеха по сохранению и восстановлению породы важно было учесть, что любая, даже самая эффективная природоохранная стратегия, обречена на провал, если она не будет поддержана местным населением. Поэтому уже с 1994 г. мы организовали через средства массовой информации активную популяризацию породы в Казахстане. Ее главный тезис: «Порода тазы - национальное достояние и часть культурного наследия казахского народа». Были показаны десятки передач на телевидении, опубликованы десятки статей и интервью в газетах, журналах и Интернет-изданиях. Благодаря этому в Казахстане постепенно возродился интерес к собственной породе. Мы стремились также поднимать престиж породы в среде крупных чиновников и бизнесменов. Постепенно тазы стали считаться подарком, сопоставимым по ценности с породистым скакуном и казахским седлом, украшенным серебряной чеканкой. В течение 3-х сезонов, с помощью вновь созданного Жокей - клуба, мы учреждали специальный приз (щенка тазы) победителю одной из скачек. Естественно, если крупный чиновник или бизнесмен становились владельцами тазы, то многие из их друзей или подчиненных также стремились обзавестись собакой этой породы.

Сегодня порода казахская тазы все больше восстанавливает свои позиции в Казахстане. Теперь уже успех в ее сохранении будет зависеть от цивилизованной племенной работы с ней. И если в результате удастся удержать ее от вырождения и перерождения, если мы сможем включиться с ней в мировой кинологический процесс, как его полноправные и

полноценные участники, то это и будет главным вкладом в возрождение породы на ее родине.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Балакшин О., Хотов В. Оценка лошадей по промерам США // Коневодство и конный спорт. 1992. № 7-9. С. 29-30.

Богданов М. Тазы и киргизская борзые // Природа и охота. 1878. № II. С. 45-48

Готт Д. Д. Обмеры и оценка экстерьера собак / ВКОИз. М.-Л., 1935. 143 с.

Гусев В. Г. Ваш четвероногий друг - собака. Кишинев : ІІп^е^^, 1991. 272 с.

Домбровский Б. А. Сравнительная морфология животных и синтетическая зоология. Алма-Ата, 1982. 308 с.

Мачеварианов П. М. Записки псового охотника Симбирской губернии. Минск : Изд-во Полифакт, 1876/1991. 160 с.

Плахов К. Н., Плахова А. С. История собаководства Юго-Западной Азии и Казахстана // Вестник Международного общества по сохранению аборигенных пород собак (PADS) 2005., № 5 ; № 6. (а также Интернет-сайт: www.pads.ru)

Полферов Я. Я. Охота в Тургайской области. Оренбург, 1986. 139 с.

Сабанеев Л. П. Календарь природы. М. : Наука, 1892/1964. 383 с.

Слудский А. А. Азиатская борзая тазы и охота с ней. Алма-Ата, 1939. 28 с.

Слудский А. А. Казахская борзая тазы и охота с ней // По охотничьим просторам Казахстана. Алма-Ата : Кайнар, 1965. С. 105-121.

Шерешевский Э. И. Формирование заводских пород охотничьих лаек // Рационализация охотничьего промысла. М., 1962. Вып. 10. С. 101-116.

Яблоков А. В. Изменчивость млекопитающих. М. : Наука, 1966. 363 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.