Научная статья на тему 'Сохранение культуры ненцев в XXI веке'

Сохранение культуры ненцев в XXI веке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1495
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTURE / LANGUAGE / NENETS / THE TRADITIONS / THE PRESERVATION OF TRADITIONS / THE MINORITY PEOPLES ЩF THE NORTH / YANAO

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Огородникова Е.А.

Рассматривается проблема сохранения языка и культуры ненцев и возможные пути ее решения. Показаны главные причины утраты ненецкого языка и культуры, обозначены способы их сохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEEPING THE CULTURE NENETS OF XXI CEUTURE

This given scientific article deals with the problem of keeping the culture and language of Nenets people and possible ways of solving that problem. Тhe main reason of loss of the Nenets language and culture is shown, ways of their preservation are designated.

Текст научной работы на тему «Сохранение культуры ненцев в XXI веке»

УДК 009

Е. А. Огородникова

г.Санкт-Петербург, Россия

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ НЕНЦЕВ В XXI ВЕКЕ

Аннотация. Рассматривается проблема сохранения языка и культуры ненцев и возможные пути ее решения. Показаны главные причины утраты ненецкого языка и культуры, обозначены способы их сохранения.

Ключевые слова: Культура, язык, ненцы, традиции, сохранение традиций, малочисленные народы, север, ЯНАО E. A. Ogorodnikova

Saint-Petersburg, Russia

KEEPING THE CULTURE NENETS OF XXI CEUTURE

Abstract. This given scientific article deals with the problem of keeping the culture and language of Nenets people and possible ways of solving that problem. ^e main reason of loss of the Nenets language and culture is shown, ways of their preservation are designated. Keywords: Culture, language, Nenets, the traditions, the preservation of traditions, the minority peoples щf the North, YANAO.

Сегодня население нашей планеты говорит примерно на 7 тысячах языков. Несмотря на это, «языковое разнообразие» планеты под угрозой, в среднем каждые две недели исчезает один язык. По словам американского ученого-философа Д. Харрисона, автора книги «Когда умирают языки», в лингвистическую «Красную книгу» можно было бы внести более 40 % языков мира. Если сравнить с ситуацией животного мира, то тут ситуация складывается куда более благополучно: под угрозой исчезновения находится всего 8 % видов растений и 18 % видов млекопитающих.

Ученые не перестают утверждать, что с того момента, как появились языки, они стали смешиваться и поглощать друг друга. Однако сегодня, когда все население Земли стремительно превращается в единое информационное пространство, этот процесс принял устрашающие масштабы. Этот вопрос касается и нашей страны, в том числе и моего родного региона.

На самом севере нашей страны находится Ямало-Ненецкий автономный округ. Территория ЯНАО расположена в арктической зоне на севере крупнейшей в

мире Западно-Сибирской равнины и занимает обширную площадь - более 750 тыс. кв. км. Более ее половины расположено за Полярным округом, охватывая низовья Оби, бассейны рек Надыма, Пура и Таза, полуострова Ямал, Тазов-ский, Гыданский, группу островов в Карском море, а также восточные склоны Полярного Урала. Ямало-Ненецкий автономный округ - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов.

Одними из самых сложных, многогранных, не имеющих однозначной трактовки, вызывающие многолетние споры, являются проблемы сохранения языка, традиций и обычаев коренного населения. В 2015 г. Ямало-Ненецкий автономный округ отметил юбилейную дату - 85 лет. В округе проживает около 67 % (29 тыс. чел.) жителей из числа малочисленных народов Севера - ненцев.

История культуры ненецкого народа началась с первым появлением человека на заснеженных просторах ямальской тундры. Прошлое и настоящее этого коренного малочисленного народа овеяно огромным количеством легенд и мифов. Ненцы являются одним из самых круп-

ных самодийских народов. Самоназвание ненэць - «человек», ненэй ненэць - «настоящий человек» было введено в официальное употребление в 1930 г.

Традиционное занятие этого народа

- оленеводство. Национальной особенностью этой отрасли является круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак. Олени питаются ягилем, по мере истощения кормовых запасов ненцам приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют оленеводы с семьями. К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное жилище - чум (мя). В центре чума раньше разжигали костер, сейчас растапливают железную печь. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - предметы языческого культа, домашняя утварь, посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду, одежду и другие элементы быта складывают на специальные сани.

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок, покрышек чума занимаются женщины. Основная пища коренного населения - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб, а излюбленный напиток - чай. Его, как и металлическую утварь, выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду

- миски, чашки, ложки - ненцы изготовляли сами.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум -управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена Я-небя - «Мать земля» - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов-хозяев. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак и т.п.), чтобы духи

даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле.

На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. За многие столетия ненцами создано огромное историческое и культурное наследие, главными составляющими которого являются язык, обычаи, обряды, традиции, фольклор, живопись, литература, народные промыслы. Мы решили выяснить, как на самом деле складывается ситуация с сохранением и развитием культуры ненцев на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в условиях XXI века.

Объект данного исследования -традиции и культура ненцев. Предмет -сохранение культурного наследия ненцев в условиях XXI века.

Сегодня Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и премьер-министром Д. А. Медведевым ставится задача формирования у граждан России высокого патриотического сознания и верности Отечеству. Воспитание этих качеств, как известно, начинается с малого, близкого и родного - любви и уважении к своей малой родине, ее людям и истории, традициям и обычаям.

Противоречие заключается в том, что с одной стороны - власть (департамент по делам коренных малочисленных народов Севера Ямала), общественность (Ассоциация малочисленных народов Севера «Ямал - потомкам», департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа) заинтересованы в сохранении и развитии этнокультуры, проводятся окружные олимпиады по родному языку и литературе коренных малочисленных народов Севера. В рамках учебного плана реализуются предметы, отражающие специфику региона: география ЯНАО, родной язык, родная литература, литературное краеведение, культура народов Ямала, работают национальные творческие кружки.

С другой стороны, большая часть молодых родителей-ненцев не стремится привить своим детям знания родного (ненецкого) языка; современная молодежь

не проявляет интереса к истории и традициям своего народа.

В третьей части ст. 44 Конституции Российской Федерации говорится, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данному вопросу посвящены и другие нормативные акты, такие как Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1487 (ред. от 17.05.2007) «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации; ст. 40. Сохранение объекта культурного наследия), Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06 октября 2003 г. (ст. 14. Вопросы местного значения поселения; ст. 15. Вопросы местного значения муниципального района; ст. 50. Муниципальное имущество).

Нормативные документы регионального уровня, а именно: Устав (основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа принят Государственной думой Ямало-Ненецкого округа 19 мая 1998 г. №22 и Закон ЯНАО от 06.10.2006 N 48-ЗАО (ред. от 18.04.2007) «Об объектах культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа». Органы власти Российской Федерации и ЯНАО уделяют большое внимание проблеме сохранения культурного наследия и этноса малочисленных народов.

Для того чтобы выяснить позицию общественности к проблеме сохранения культурного наследия ненцев в условиях XXI века, было решено провести социологическое исследование. В анкетировании приняло участие 123 представителя малочисленных народов Севера (ненцев). Было опрошено 63 человека в возрасте от 14 до 30 лет и 60 человек в возрасте от 40 до 55 лет.

Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Сколько Вам лет?

2. Знаете ли Вы родной (ненецкий) язык?

3. Говорите ли Вы дома на ненецком языке?

4. Соблюдаете ли Вы ненецкие обычаи?

По данным проведенного социологического исследования, ненецким языком владеют 80% опрошенных в возрастной категории от 40 до 55 лет, и всего 38% опрошенных возраста 14-30 лет. Каждый день дома общаются на родном языке 28%, редко - 17% и вообще не используют в домашнем общении ненецкий язык 55% опрошенных в возрасте 14-30 лет. В старшей возрастной категории дома общаются на родном языке 75% респондентов, 18% используют родной язык редко, а 7 % не используют вообще. На вопрос «Соблюдаете ли вы ненецкие обычаи?» положительно ответили 43% опрошенной молодежи и 45% взрослого населения, редко соблюдают традиции 31 % в возрасте 14-30 и 35% населения в возрасте 40-55 лет, вообще не соблюдают традиции 26% молодежи и 20% взрослого населения.

Опрос показал, что поставленная проблема является актуальной для северного региона, и для ее решения недостаточно нормативно-правовых актов и существующих программ поддержки культурного наследия.

Для подтверждения актуальности данной темы был проведен опрос среди девочек младших классов и молодых мам. Он показал, что 98 % девочек, независимо от того, ведет ли их семья кочевой образ жизни или оседлый, играют в куклы. У 100% опрошенных девочек, чьи родители являются кочевниками, есть национальная кукла и лишь 24% девочек, чьи семьи ведут оседлый образ жизни, имеют национальную игрушку. Современные куклы есть у 78% кочевников и у 100% девочек, родители которых ведут оседлый образ жизни. 87% девочек-кочевников предпочитают национальные куклы и такой же процент детей оседлых

ненцев выбирают фабричную куклу. Опрос молодых мам показал, что 98% играли в детстве национальной куклой Нгу-хуко, 98 % хотели при этом иметь фабричную и лишь 36% опрошенных мам самостоятельно изготавливали куклу Нгухуко.

Напрашивается вопрос, почему же в условиях современного общества, когда государство старается всячески поддержать самобытные народы, культура ненцев находится в упадке? Ответ стоит искать несколькими десятилетиями ранее. В 1929-1931 гг. в ходе создания национально-территориальных административных единиц ненецкие земли оказались разделенными на три части. Кроме того, часть европейских ненцев оказалась отнесенной к Коми республике, а часть сибирских лесных ненцев - к Ханты-Мансийскому национальному округу. Преобразования, начавшиеся в 1930-е гг., означали для ненцев отнятие детей от родителей и помещение их в интернаты, что привело к протестам ненцев Ямала («мандалада») в 1934 г.

Открытые выступления продолжались на протяжении всех 1930-х годов, а последняя «мандалада» произошла в 1943 г. Сохранению языка, безусловно, способствовало и то обстоятельство, что с 1930-х гг. была создана ненецкая письменность и постепенно введена единая языковая норма для тундрового наречия, что, в свою очередь, было обеспечено близостью ненецких говоров от Канина до Таймыра. «Только в конце двадцатого века представители коренных народов Севера заговорили о негативной тенденции утери культурных традиций и языка. Стремление этносов Ямала, с одной стороны, сохранить свою культурно-языковую самобытность, укрепить свою самостоятельность, с другой - удержать, выжить, развить себя в границах интеграции и интернационализации» [2. С. 215].

Ямало-Ненецкий автономный округ занимает ведущее место в России по запасам природного газа и нефти. Немудрено, что промышленное освоение север-

ных регионов изменило традиционный уклад жизни, систему ценностей коренного населения. Основной на сегодняшний день, достаточно реальной угрозой сохранения и развития традиционной культуры ненцев Ямала является сокращение нетронутых промышленным освоением и чистых в экологическом: отношении земель. Традиционное природопользование и индустриальное развитие столкнулись на Ямале в виде интересов двух культур - традиционной и индустриальной, которые приковывают к ямальской проблеме пристальное внимание общественности.

В годы советской власти Ямало-ненецкий автономный округ стал многонациональным регионом, на его территории проживают представители по меньшей мере тридцати национальностей. Тесно взаимодействуя, представители различных культур в разной степени перенимают традиции друг друга, больше всего заметно это на территориях, наиболее отстраненных от центра нашей страны. Влиянию подвержены не только традиции и обычаи, но и языки малочисленных народов. Говорить на ненецком языке становится просто неактуально.

Если человек работает в условиях иноязычной среды и если даже его друзья в основном говорят не на языке его национальности, то и тогда язык сохраняет жизнеспособность при условии, что он остается средством общения дома, но в таких случаях престиж языка значительно снижается. Изучая родной язык в своей семье, новое поколение усваивает мысли и чувства предшествовавших ему поколений, учится понимать свой народ и его особенности. В школе дети получают образование на русском языке, но родной язык преподается как отдельная дисциплина. Однако изучение ненецкого языка в учебных заведениях не является гарантом его выживания.

В округе проводится серьезная работа по модернизации системы образования и особое внимание уделяется образованию детей коренных малочисленных национальностей Севера. Обучение язы-

ку является основам условием формирования национального самосознания. С помощью языка закрепляются особенности этноса, его традиции и уклад жизни. Лучше всего владеют ненецким языком люди, проживающие в тундре, в естественных условиях и занятые традиционными отраслями северного промыслового хозяйства.

Стоит отметить существующею тенденцию - с повышением уровня образования ухудшается знание родного языка. Главной причиной этого служит то, что обучение в высших учебных заведениях происходит на русском языке и значительная часть ненецкой интеллигенции отчуждается от своих национальных ценностей. Согласно отчету департамента образования ЯНАО общее количество школьников, изучающих родной язык как предмет составляет 61 %. С одной стороны - большая часть, с другой стороны -39% из числа малочисленных народов Севера еще в школьные годы отказываются от знания родного языка.

В столь юном возрасте человек не может принять взвешенное решение, нужно ли ему изучать язык своего народа, и за выбор ребенка полную ответственность несут его родители. «Учить ребенка родному языку - это акт воли родителей, прежде всего, матери. Именно на ней как носителе культуры лежит историческая ответственность не только за будущее своих детей, но и своей нации. Историческая практика показывает: человек-маргинал не прибавляет ни одной ноты, ни одной мысли, ни одного ритма в сокровищницу национальной культуры и искусства» [1. С. 34].

Конечно, вопрос изучать или не изучать культуру своего народа сугубо личный и нравственный, ведь с практичной точки зрения, в условиях городской жизни, в знании ненецкого языка нет никакой необходимости. Это не значит, что нужно перестать преподавать родной язык, это значит, что нужно развивать национальную нравственность и прививать любовь к своей культуре и этносу.

Для описания положения языков в мировой практике существует восьми-ступенчатая система Graded Intergenera-tional Disruption Scale. Согласно ее иерархии, к первой ступени относятся языки, используемые в системе высшего образования, сфере профессиональной деятельности, на правительственном уровне и в средствах массовой информации. Вторая ступень - язык используется на более низких уровнях административной власти и в местных (региональных) средствах массовой коммуникации. Третья ступень - язык является рабочим и вне соответствующего этнического региона, им пользуются говорящие на других языках. Четвертая ступень - язык используется на уровне основного образования. Пятая ступень - язык используется как письменно, так и устно дома, в школе и в пределах общины, но не используется другими. Шестая ступень - язык используется только устно. Седьмая ступень -большинство говорящих на данном языке людей являются активным и социально интегрированным элементом, однако они относятся к старшему поколению. Восьмая ступень - большинство говорящих на данном языке людей являются престарелыми, живущими изолированно [См. об этом: 3].

Эта система наглядно показывает, в какой опасности находится ненецкий язык и культура в целом.

После всего вышесказанного назревает вопрос, что нужно сделать для того, чтобы ненецкая культура и язык не теряли своего богатого наследия. В первую очередь, нужно передавать родной язык новому поколению и максимально использовать его во всех сферах жизни. Для сохранения культуры необходимо не вытеснять традиции ненцев из повседневной жизни. Пропаганду народной культуры надо вести с раннего детства. Например, в школах на уроках технологии изготавливать с девочками традиционные куклы нгухуко, с мальчиками - нарты. Необходимо показывать подрастающему поколению, насколько важно, а главное, интересно знать свою культуру. Ненцы -

территориально разбросанный народ, а значит, следует наладить межрегиональный обмен информацией и материалами, сохранять культуру не отдельным регионом, а всей нацией.

Как бы много мы ни говорили о необходимости сохранения ненецкого языка как основы ненецкой культуры, тенденция такова, что активная пропаганда культуры коренных народов Севера чаще ведется на русском языке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конюхов А.К., Шкалин Г.Е. Функционирование финно-угорских языков. Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра. - Сыктывкар, 2008.

2. Паршуков В.Г., Цымбалистенко Н.В. Этнология региона (Ямало-Ненецкий автономный округ): учебное пособие для учащихся учреждений профессионального образования ЯНАО в двух частях, Ч. 1. - Салехард, 2012.

3. Раннут М. Пособие по языковой политике. Таллин, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.