Научная статья на тему 'Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история»)'

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2596
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / СТУДЕНТЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / GREAT PATRIOTIC WAR / PATRIOTISM / HISTORICAL MEMORY / PATRIOTIC EDUCATION / STUDENTS' PROJECTS / STUDENTS / PRACTICE-FOCUSED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попп Иван Александрович, Бурова Алена Игоревна

В статье описывается необходимость и значимость целенаправленного патриотического воспитания, сохранения исторической памяти нашего народа. Несмотря на многочисленные дискуссии в научной среде, авторы понимают историческую память как своеобразный феномен общественного сознания, совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей той или иной общности людей. Одним из таких событий, память о которых объединяет современное российское общество и выступает в качестве важнейшего элемента национальной идентичности нашего народа, является Великая Отечественная война. Необходимо отметить, что одной из тенденций последних лет, обусловленных техническим прогрессом, становится виртуализация истории и исторической памяти: в век информационных технологий и неограниченных потоков информации средства ретрансляции памяти вышли на новый уровень, что выразилось в создании в последние годы огромного количества веб-сайтов. Одним из таких онлайн-проектов является «Живая история», который разработан с целью сохранения исторической памяти современной молодежи. Этот всероссийский проект за счет использования новейших информационных технологий позволяет вовлекать представителей разных возрастных групп населения, охватывает всю обширную территорию нашего отечества, объединяет общественные и административные структуры, образовательные организации, обеспечивает преемственность поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попп Иван Александрович, Бурова Алена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preserving the historical memory of the Great Patriotic War: practicAL approach (By implementing national student patriotic project "Living History")

The article describes the need for and the importance of purposeful patriotic education, preserving the "historical memory" of our people. Despite numerous discussions in the scientific community, the authors understand the "historical memory" as a kind of phenomenon of social consciousness, the totality of perceptions of the past events significant for the majority of the representatives of the community. One of such events is the Great Patriotic War, the memory of which unites contemporary Russian society and acts as an essential element of the national identity of our people. It should be noted that one of the trends of recent years, due to technological advances, is "virtualization of history and historical memory": in the age of information technology and unlimited streams of information retransmission of memory media reached a new level, which resulted in the creation of a huge number of web sites. One of these on-line projects is the "Living History", which is designed to preserve the "historical memory" of modern youth. This all-Russia project, using the latest information technology, allows to involve representatives of different age groups of the population, covers the entire vast territory of our country, combines social and administrative structures, educational institutions and ensures the continuity of generations.

Текст научной работы на тему «Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне: практико-ориентированный подход (на примере реализации Всероссийского студенческого патриотического проекта «Живая история»)»

УДК 37.035.6-057.875

ББК Ч448.005.22 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Попп Иван Александрович,

кандидат исторических наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью, директор центра реализации студенческих проектов и программ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: popp82@mail.ru

Бурова Алена Игоревна,

специалист по воспитательной работе, центр реализации студенческих проектов и программ, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: Lyonchik_7777@list.ru

СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»)1

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Великая Отечественная война; патриотизм; историческая память; патриотическое воспитание; студенческие проекты; студенты; практико-ориентированный подход.

АННОТАЦИЯ. В статье описывается необходимость и значимость целенаправленного патриотического воспитания, сохранения исторической памяти нашего народа. Несмотря на многочисленные дискуссии в научной среде, авторы понимают историческую память как своеобразный феномен общественного сознания, совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей той или иной общности людей. Одним из таких событий, память о которых объединяет современное российское общество и выступает в качестве важнейшего элемента национальной идентичности нашего народа, является Великая Отечественная война. Необходимо отметить, что одной из тенденций последних лет, обусловленных техническим прогрессом, становится виртуализация истории и исторической памяти: в век информационных технологий и неограниченных потоков информации средства ретрансляции памяти вышли на новый уровень, что выразилось в создании в последние годы огромного количества веб-сайтов. Одним из таких онлайн-проектов является «Живая история», который разработан с целью сохранения исторической памяти современной молодежи. Этот всероссийский проект за счет использования новейших информационных технологий позволяет вовлекать представителей разных возрастных групп населения, охватывает всю обширную территорию нашего отечества, объединяет общественные и административные структуры, образовательные организации, обеспечивает преемственность поколений.

Popp Ivan Aleksandrovich,

Candidate of History, Assistant Lecturer of Department of Advertising and Public Relations; Director of Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Burova Alyona Igorevna,

Specialist of Center for Implementation of Students' Projects and Programs, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PRESERVING THE HISTORICAL MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: PRACTICAL APPROACH

(BY IMPLEMENTING NATIONAL STUDENT PATRIOTIC PROJECT "LIVING HISTORY")

KEY WORDS: the Great Patriotic War; patriotism; historical memory; patriotic education; students' projects; students; practice-focused approach.

ABSTRACT. The article describes the need for and the importance of purposeful patriotic education, preserving the "historical memory" of our people. Despite numerous discussions in the scientific community, the authors understand the "historical memory" as a kind of phenomenon of social consciousness, the totality of perceptions of the past events significant for the majority of the representatives of the community. One of such events is the Great Patriotic War, the memory of which unites contemporary Russian society and acts as an essential element of the national identity of our people. It should be noted that one of the trends of recent years, due to technological advances, is "virtualization of history and historical memory": in the age of information technology and unlimited streams of information retransmission of memory media reached a new level, which resulted in the creation of a huge number of web sites. One of these on-line projects is the "Living History", which is designed to preserve the "historical memory" of modern youth. This all-Russia project, using the latest information technology, allows to involve representatives of different age groups of the population, covers the entire vast territory of our country, combines social and administrative structures, educational institutions and ensures the continuity of generations.

1 Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00339.

Проблема исторической памяти, инструментов ее формирования и механизмов ретрансляции на протяжении последних десятилетий вызывает большой интерес со стороны исследовательского сообщества. Несмотря на достаточно широкий круг трудов зарубежных и отечественных авторов, посвященных этой тематике [1; 14; 16; 17; 20], в настоящее время дискуссионными остаются вопросы о взаимоотношениях истории как науки и исторической памяти, исторической памяти и исторического сознания, ее коллективном и индивидуальном началах. Кроме того, современные авторы не могут предложить однозначного подхода к определению рассматриваемой дефиниции [4; 9; 19; 21]. В рамках данной статьи мы понимаем историческую память как своеобразный феномен общественного сознания, совокупность представлений о событиях прошлого, значимых для большинства представителей той или иной общности людей. Одним из таких событий, память о которых объединяет современное российское общество и выступает в качестве важнейшего элемента национальной идентичности нашего народа, является Великая Отечественная война.

В последние десятилетия проблема сохранения исторической памяти воспринимается на государственном уровне как одна из важнейших задач патриотического воспитания [2; 15]. В соответствии с этим на законодательном уровне утверждаются основополагающие документы, способствующие развитию исторических знаний нашего народа, укреплению чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечению преемственности поколений, воспитанию граждан, любящих свою родину и семью, имеющих активную жизненную позицию. Все это способствует повышению уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации [3; 11; 18].

Необходимо отметить, что одной из тенденций последних лет, обусловленных техническим прогрессом, становится «виртуализация истории и исторической памяти»: в век информационных технологий и неограниченных потоков информации средства ретрансляции памяти вышли на новый уровень, что выразилось в создании в последние годы огромного количества веб-сайтов, цель которых - актуализировать знания о прошлом, сделать их доступными для молодого поколения, предпочитающего получать информацию в режиме онлайн [5]. Так, с целью сохранения исторической памяти современной молодежи в Ураль-

ском государственном педагогическом университете уже с 2013 г. реализуется проект «Живая история», который в 2015 г. вышел на всероссийский уровень [4; 6].

В настоящее время проект представляет собой инновационный интернет-ресурс «живаяистория-ургпу.рф», где в режиме онлайн проводятся всероссийские патриотические конкурсы по различной тематике с возможностью массового вовлечения детей и молодежи через размещение, выбор и обсуждение лучших работ, создание фильмов, проведение видеопрезентаций, семинаров, круглых столов, конференций для подготовки организаторов патриотического воспитания молодежи в образовательных учреждениях страны. На сайте организован раздел «Методичка патриота», в котором все желающие могут опубликовать свою методическую разработку, положения, сценарии мероприятий, видеоматериалы и проекты. Каждый участник на сайте проекта может в автоматическом режиме получить сертификат. В разделе «Календарь мероприятий» образовательные организации могут получить информацию об актуальных конкурсах и проектах патриотической направленности (конференции, конкурсы, круглые столы, акция, спортивные соревнования, курсы повышения квалификации, выставки и др.), а также разместить информацию о своих мероприятиях. Ежегодно формируются печатные и электронные издания с методическими рекомендациями для педагогов и организаторов воспитательной работы [7].

Партнерами проекта стали следующие организации: Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, ДОСААФ России, Российский Союз ветеранов Афганистана, Свердловская областная общественная организация ветеранов «Союз ветеранов», Свердловская областная организация «Союз офицеров запаса», Региональный центр патриотического воспитания Свердловской области, Свердловская областная общественная организация ветеранов войны, труда, боевых действий, государственной службы, пенсионеров, Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы - «Инвалид войны», Уральский государственный военно-исторический музей, Свердловское отделение Российского детского фонда, Екатеринбургское отделение Российского Союза писателей и др.

Одним из важнейших достижений проекта считаем то, что в течение 2013-2016 гг. командой проекта «Живая история» подготовлено 6 документальных 40-минутных видеофильмов: «Сталинград: ты весь - По-

© Попп И. А., Бурова А. И., 2017

беда жизни!», «Подвигу лежит дорога в вечность: боевой путь в воспоминаниях ветеранов Уральского Добровольческого танкового корпуса», «1943: Уральцы на Огненной дуге», «Операция "Багратион" в воспоминаниях уральцев», «1945. Спасибо за Победу», «Маршал Г. К. Жуков - наша гордость», - посвященных истории Великой Отечественной войны. Все фильмы размещены на сайте проекта в открытом доступе и активно используются в качестве методических пособий педагогами и организаторами патриотического воспитания на уроках и классных часах.

Проект «Живая история» был представлен на различных региональных, межрегиональных и всероссийских форумах («Утро-2015», «Территория смыслов», «Утро-2016», «Итуруп» и др.), созданы страницы проекта во всех популярных в России социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», <^асеЬоок»). Ежегодно гражданско-патриотический клуб УрГПУ презентует Всероссийский студенческий проект «Живая история» в образовательных организациях Свердловской области. Участниками проекта на данный момент стали более 50 регионов, в том числе Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская, Сахалинская, Челябинская, Свердловская, Тюменская, Калининградская, Псковская область и другие субъекты Российской Федерации.

25 декабря 2015 г. подведены итоги следующих всероссийских конкурсов: конкурс детских рисунков «Дети-ветеранам», конкурс видеороликов «Лучший буктрей-лер», конкурс молодежных творческих работ в жанре письма «Сыны Отечества», конкурс мультимедийных презентаций «Связь поколений», конкурс методических разработок для педагогов дошкольного образования «С чего начинается Родина?», конкурс авторской прозы и поэзии «Трудная радость Победы», конкурс публицистических работ «Путь домой», конкурс фотографий «Моя малая Родина». За несколько месяцев в конкурсах приняли участие более 700 человек, всего на сайт было загружено 1300 конкурсных работ из 50 регионов России. По результатам работы экспертного жюри было определено 23 победителя, 40 лауреатов, 50 дипломантов. Особое внимание уделялось Востоку России. Более 400 участников представили свои работы из Сахалина, Камчатки, Магадана, Якутии, Хабаровска. Проект позволил объединить россиян в патриотическом воспитании. Лучшие работы, представленные на конкурсах, вошли в книгу «Наследие Победы». Эта книга полностью подготовлена командой

проекта, целевое назначение ее многообразно: она будет служить методическим пособием для учителей, книгой для внеклассного чтения в школах, станет памятным подарком ветеранам [10].

Использование проектного подхода, технологии проектной деятельности позволяет воспитывать у молодых людей коммуникабельность, морально-нравственные качества, формировать навыки интеллектуальной и информационной работы, желание и умения позитивного воздействия на окружающих. Патриотическая направленность проектной работы с молодежью обеспечивает становление молодых людей как граждан своего Отечества, знающих историю родины и действующих во имя интересов России. По итогам проекта за 2015 г. была создана замечательная выставка работ, которые были опубликованы на сайте проекта живаяисто-рия-ургпу.рф: рисунки, эссе, письма, бук-трейлеры, методические разработки, презентации, фотографии, публицистические работы, поэзия и проза. Это работы участников из разных уголков нашей родины, увековечивающие память о защитниках России, рассказывающие об историческом подвиге нашего народа, завоевавшего право для современного поколения жить счастливой жизнью в свободной стране. Представленные работы убеждают в том, что в молодых россиянах глубоко укоренились чувство патриотизма, сопереживание людям военного поколения, гордость за героизм, мужество и силу духа предков [12].

За 2016 г. в результате реализации проекта получены следующие результаты:

1) фильмы проекта «Живая история» рекомендованы Министерством общего и профессионального образования Свердловской области к использованию на уроках истории;

2) проект стал победителем XII Областного творческого конкурса «Камертон» и награжден дипломом лауреата в номинации «Кино-видеофильмы» за фильм «1945. Спасибо за Победу!» среди профессиональных работ;

3) проведено 13 всероссийских патриотических конкурсов с общим количеством участников более 2200 человек;

4) просмотр видеосюжетов на канале ютуб достиг 10000; фильм проекта «1945. Спасибо за Победу» посмотрели свыше 1000 человек;

5) 65 волонтеров проекта «Живая история» координировали шествие «Бессмертного Полка» в г. Екатеринбурге;

6) проведены четыре церемонии награждения победителей проекта, организованы выставки лучших работ и напечатаны две книги по итогам проекта;

7) создан привлекательный бренд-бук проекта, выпускалась сувенирная продукция, которая пользуется большой популярностью среди молодежи;

8) в реализацию проекта вовлечено не менее 1250 средних и 40 высших образовательных организаций;

9) награждено более 100 победителей и призеров конкурсов и др.

В 2016 г. представители проекта «Живая история» уделили особое внимание 120-летию со дня рождения Георгия Константиновича Жукова, выдающегося полководца XX века, Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза. Его имя навсегда вошло в историю не только нашей родины, но и всего мира. Несмотря на то что Г. К. Жуков родился вдали от Урала, его жизнь тесно связана с нашим краем. Здесь в годы Гражданской войны Георгий Константинович служил рядовым красноармейцем, в 1948-1953 годах командовал войсками Уральского военного округа, а с 1950 по 1958 гг. избирался депутатом Верховного Совета СССР по Ирбитскому и Нижнетагильскому избирательным округам [8, с. 54-82].

Уральцы всегда чтили память о великом полководце. Более 300 участников из разных уголков нашей родины опубликовали на сайте проекта живаяистория-ургпу.рф детские рисунки, фотографии, письма, публицистические работы, видеоролики, мультимедийные презентации, авторскую прозу и поэзию, посвященные Георгию Константиновичу, его биографии и военным достижениям. Представленные работы убеждают в том, что в молодых россиянах глубоко укоренились чувство патриотизма, гордость за героизм, мужество и силу духа предков.

По итогам конкурса создана выставка лучших работ «Георгий Константинович Жуков - Маршал Победы».

Кроме того, в память о ратных подвигах Г. К. Жукова и внесенном им вкладе в развитие опорного края державы еще 20 лет назад благодарные уральцы воздвигли Маршалу Победы памятник на добровольно собранные средства. Накануне 50-летия Победы 8 мая 1995 г. на площади возле здания штаба Приволжско-Уральского военного округа состоялось торжественное открытие памятника, надпись на постаменте которого гласит: «Жукову Г. К. - солдату и Маршалу от уральцев». В честь этого события команда проекта создала фильм «Маршал Г. К. Жуков - наша гордость», сценарий которого написал почетный председатель Фонда Г. К. Жукова в Екатеринбурге, участник Великой Отечественной войны А. В. Левченко [22].

Таким образом, студенты Уральского государственного педагогического университета создали долговременный проект «Живая история», который способствует сохранению исторической памяти нашего народа, использует новейшие информационные технологии, позволяет вовлекать представителей разных возрастов, охватывает всю обширную территорию нашего отечества, объединяет общественные и административные структуры, образовательные организации, обеспечивает преемственность поколений. Девиз проекта «Живая история в каждом из нас!» полностью соответствует основной задаче проекта, заключающейся в массовом вовлечении в патриотическое воспитание молодежи Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вельцер Х. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М., 2005. - С. 56-57.

2. Владимир Путин: «Главный ресурс мощи России в нашей исторической памяти» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/20i3/03/i5/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_ rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (дата обращения: 12.01.2017).

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2016-2020 годы : утв. постановлением Правительства РФ от 30 дек. 2015 г. № 1493 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/21341/ (дата обращения: 12.01.2017).

4. Грибан И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 11(12). - С. 334-342.

5. Грибан И. В., Грибан О. Н. Актуальное прошлое: веб-ресурсы как инструмент сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне / / Преподавание истории в школе. - 2016. - № 1. - С. 34.

6. Грибан И. В., Попп И. А. Не потерять связь поколений: проект «Живая история. 70 лет Великой Победы» / / Педагогическое образование в России. - 2015. - № 8. - С. 112-117.

7. Живая история. Всероссийский проект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://живаяистория-ургпу.рф/metodichka-patriota/35-video.html (дата обращения: 12.01.2017).

8. Кириллов А. Д., Каёта Г. М. Урал в жизни Маршала Победы. - Екатеринбург, 2016. - 96 с.

9. Мазур Л. Н. Образ прошлого: формирование исторической памяти // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 243-256.

10. Наследие Победы. Сб. лучших работ всероссийских конкурсов студенческого патриотического проекта «Живая история» за 2015 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/doc-58480982_437257383 (дата обращения: 12.01.2017).

11. Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 г. : утв. распоряжением Правительства РФ от 29 нояб. 2014 г. N° 2403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 12.01.2017).

12. Попп И. А. «Живая история в каждом из нас»: об инновационных проектах в патриотическом воспитании молодежи Российской Федерации // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : мат-лы XIV Междунар. науч. конф. (Лиссабон, 12-21 авг. 201б). - М. : МАНПО, 2016. - С. 357-3б4.

13. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере Всероссийского патриотического проекта «Живая история») / / Педагогическое образование в России. - 20l5. - Ж l2. - С. 2l0-2l4.

14. Поршнева О. С. Феномен исторической памяти о войне // Уральский вестник международных исследований. - 2005. - Вып. 4. - С. ll2-ll9.

15. Путин предостерегает от забвения исторической памяти // Известия. - 2007. - 9 мая.

16. Репина Л. П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006. - С. 19-4б.

17. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 2. Образы прошлого. -СПб., 2006. - 751 c.

18. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. : утв. Указом Президента РФ l9 дек. 20l2 г. Ж l666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70284810 (дата обращения: 12.01.2017).

19. Тощенко Ж. Т. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния / / Новая и новейшая история. - 2000. - Ж4.

20. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М., 2005. - С. 1б-50.

21. Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб, 2003. - 424 c.

22. Фильм «Маршал Г. К. Жуков - наша гордость» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.youtube.com/watch?v=LnypNE5YKys (дата обращения: 12.01.2017).

REFERENCES

1. Vel'tser Kh. Istoriya, pamyat' i sovremennost' proshlogo. Pamyat' kak arena politicheskoy bor'by // Pamyat' o voyne б0 let spustya: Rossiya, Germaniya, Evropa. - M., 2005. - S. 5б-57.

2. Vladimir Putin: «Glavnyy resurs moshchi Rossii v nashey istoricheskoy pamyati» [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa: http: //ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vladimir_putin_glavnyj_resurs_mowi_ rossii_v_nashej_istoricheskoj_pamyati (data obrashcheniya: 12.01.2017).

3. Gosudarstvennaya programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii» na 20162020 gody : utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 30 dek. 2015 g. Ш 1493 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/21341/ (data obrashcheniya: 12.01.2017).

4. Griban I. V. Istoricheskaya pamyat' kak issledovatel'skaya problema: analiz sovremennykh podkhodov // Byulleten' nauki i praktiki. - 201б. - да 11(12). - S. 334-342.

5. Griban I. V., Griban O. N. Aktual'noe proshloe: veb-resursy kak instrument sokhraneniya istoricheskoy pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne / / Prepodavanie istorii v shkole. - 201б. - Ж 1. - S. 34.

6. Griban I. V., Popp I. A. Ne poteryat' svyaz' pokoleniy: proekt «Zhivaya istoriya. 70 let Velikoy Pobedy» // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. - Ш 8. - S. 112-117.

7. Zhivaya istoriya. Vserossiyskiy proekt [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://zhivayaistoriya-urgpu.rf/metodichka-patriota/35-video.html (data obrashcheniya: 12.01.2017).

8. Kirillov A. D., Kaeta G. M. Ural v zhizni Marshala Pobedy. - Ekaterinburg, 201б. - 9б s.

9. Mazur L. N. Obraz proshlogo: formirovanie istoricheskoy pamyati // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Ser. 2. Gumanitarnye nauki. - 2013. - да 3. - S. 243-25б.

10. Nasledie Pobedy. Sb. luchshikh rabot vserossiyskikh konkursov studencheskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya» za 2015 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://vk.com/doc-58480982_437257383 (data obrashcheniya: 12.01.2017).

11. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki RF na period do 2025 g. : utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 29 noyab. 2014 g. Ж 2403-r [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (data obrashcheniya: 12.01.2017).

12. Popp I. A. «Zhivaya istoriya v kazhdom iz nas»: ob innovatsionnykh proektakh v patrioticheskom vospitanii molodezhi Rossiyskoy Federatsii // Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funktsiya pedagogicheskoy nauki v edinom obrazovatel'nom prostranstve : mat-ly XIV Mezhdunar. nauch. konf. (Lissabon, 12-21 avg. 201б). - M. : MANPO, 201б. - S. 357-3б4.

13. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proektnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere Vserossiyskogo patrioticheskogo proekta «Zhivaya istoriya») // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2015. -Ж l2. - S. 2l0-2l4.

14. Porshneva O. S. Fenomen istoricheskoy pamyati o voyne // Ural'skiy vestnik mezhdunarodnykh is-sledovaniy. - 2005. - Vyp. 4. - S. 112-119.

15. Putin predosteregaet ot zabveniya istoricheskoy pamyati / / Izvestiya. - 2007. - 9 maya.

16. Repina L. P. Pamyat' i istoriopisanie // Istoriya i pamyat': istoricheskaya kul'tura Evropy do nachala Novogo vremeni. - M., 200б. - S. 19-4б.

17. Savel'eva I. M., Poletaev A. V. Znanie o proshlom: teoriya i istoriya. T. 2. Obrazy proshlogo. - SPb., 200б. - 751 c.

18. Strategiya gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 g. : utv. Ukazom Prezidenta RF 19 dek. 2012 g. № 1666 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/702848i0 (data obrashcheniya: 12.01.2017).

19. Toshchenko Zh. T. Istoricheskoe soznanie i istoricheskaya pamyat'. Analiz sovremennogo sostoyaniya // Novaya i noveyshaya istoriya. - 2000. - №4.

20. Khal'bvaks M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat' // Pamyat' o voyne 60 let spustya: Rossiya, Ger-maniya, Evropa. - M., 2005. - S. 16-50.

21. Khatton P. Istoriya kak iskusstvo pamyati. - SPb, 2003. - 424 c.

22. Fil'm «Marshal G. K. Zhukov - nasha gordost'» [Elektronnyy resurs] - Rezhim dostupa: https://www.youtube.com/watch?v=LnypNE5YKys (data obrashcheniya: 12.01.2017).

Статью рекомендует канд. филол. наук, доцент М. Б. Ворошилова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.