Научная статья на тему 'Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра'

Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / БАКАЛАВР / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / EDUCATIONAL SPHERE / PERSONAL AND SOCIAL SAFETY / EDUCATION CONTENT / PROFESSIONAL TRAINING / COMPETENCY APPROACH / BACHELOR / NATURAL-SCIENCE EDUCATION / EDUCATIONAL MODULE / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бырылова Елена Анатольевна

В статье на примере профиля «Безопасность жизнедеятельности» раскрыты возможности сохранения культурного наследия факторы учета угроз, создание культуроориентационного обеспечения профессиональной подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бырылова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conservation and Protection of Cultural Heritage in the System of Professional Bachelor Education

The article describes the opportunities of conservation of cultural heritage: factors of threats accounting, cultural and orientation provision of professional education at the example of the Personal and Social Safety educational profile

Текст научной работы на тему «Сохранение и защита культурного наследия в процессе подготовки бакалавра»

Е. А. Бырылова

(Санкт-Петербург)

СОХРАНЕНИЕ И ЗАЩИТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

В статье на примере профиля «Безопасность жизнедеятельности» раскрыты возможности сохранения культурного наследия - факторы учета угроз, создание культуроориентационного обеспечения профессиональной подготовки

С развитием науки, техники и производства роль образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» в социальной сфере постоянно возрастает. Это обусловлено еще и тем, что экстремальные ситуации экологического, техногенного и антропогенного характера, связанные с нарушением баланса в окружающей среде, могут быть не менее опасны, чем природные катаклизмы. В то же время негативное влияние рыночных отношений в обществе приводит к девальвации традиционных духовных ценностей, в том числе и ценностей культуры, которые, как и природа, нуждаются в бережном отношении и защите.

В заданном контексте актуальна проблема сохранения и защиты культурного наследия и культурных ценностей.

Культурное наследие - научный, нравственный и эстетический капитал невозместимой ценности. Наравне с другими высшими достижениями народа это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом [6]. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы, поскольку накапливание веками культурного фонда - основа преемственности в развитии человечества.

Ценностный характер культурного наследия очевиден. В его основе находится совокупность признаваемых обществом

культурных ценностей, оно само по себе обладает большой значимостью для жизнедеятельности общества. Культурное наследие состоит из таких аспектов прошлого, которые люди охраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных и духовных формах.

Культурные ценности в широком смысле слова - система жизненно значимых для человека и общества объектов, состояний, потребностей, целей, на основе которых осуществляется регуляция человеческой жизнедеятельности, формирование того или иного отношения к объектам окружающей культурной среды [6].

Особую роль в сохранении и защите культурного наследия играет образовательная деятельность на всех уровнях: в школах и специальных учебных заведениях, в системе высшего профессионального образования. В этом контексте важно выделить следующие основные вопросы сохранения и защиты культурного наследия как важнейшего компонента содержания процесса профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования в педагогическом вузе по профилю «Безопасность жизнедеятельности»:

1. Определение понятия «Защита культурного наследия». Безопасность интересов России в духовной сфере предполагает защиту культурного и духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни; противодействие разрушению памятников культуры; осознание важности культуроохранной

деятельности [5]. Под защитой культурного наследия нами понимается создание благоприятных социальных условий, в том числе воспитательного характера, для его сохранения и развития.

2. Выделение объекта и субъектов защиты национального культурного наследия. Объектом является система культурных ценностей, созданных поколениями разных народов на протяжении веков их совместной жизнедеятельности. В качестве субъектов безопасности здесь выступают личность, семья, общество, государство.

3. Определение угроз безопасности культурному наследию современной России. В теоретическом плане необходимо понять саму суть угрозы, которая представляет собой совокупность условий и факторов, создающих предпосылки для возникновения опасности разрушения культурного наследия и недопущения его духовного влияния. Основными угрозами безопасности культурного наследия могут выступать: подмена или уничтожение памятников культуры, составляющих национальное достояние; разрушение механизмов сохранения и функционирования культурного наследия в социуме; утрата культурного достояния народов России, особенно малых; игнорирование гражданского, нравственного и эстетического воспитания населения; чрезвычайные ситуации различного генеза (природные, техногенные, экологические, социальные); вооруженные конфликты, террористические акты, вандализм (преднамеренная порча или разрушение объектов культуры из хулиганских или иных побуждений).

4. Культуроориентированное организационно-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов безопасного типа поведения на уровне бакалавриата и магистратуры - создание комплекса специализированных учебных планов и программ, методических пособий на основе гуманизации образовательного процесса; внедрение новых технологий, форм эффективной организации культуроохранной деятельности будущих педагогов и школьников.

Петербургская стратегия сохранения культурного наследия [3] определяет

основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия города и окрестностей, актуализируя его социальное и образовательное значение. Образовательные курсы должны использовать исторические, художественные и этические ценности, воплощенные в культурном наследии, для воспитания достойных граждан современного общества. Привить молодежи уважение к многообразию культурных традиций и толерантность, умение противостоять проявлениям ксенофобии и национальной исключительности - актуальная задача дня. Данная образовательная идеи важна как для сохранения самого культурного наследия, так и для поддержания общественного порядка в Санкт-Петербурге.

Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется «гармонией разнообразия» - удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Поэтому необходимо создать условия, способствующие подготовке будущего учителя безопасности жизнедеятельности к осознанному использованию культурного потенциала города, развитию духовно - ценностных ориентаций и формированию общекультурной компетентности учащихся.

Прежде всего, культурное наследие Северной столицы наделено познавательными функциями потому, что оно является материализованным источником информации о минувших эпохах или несёт на себе следы воздействия исторического прошлого. Воспитательное влияние памятников отечественной и мировой культуры, которыми богат «Град Петров», определяется их духовно-нравственным и эстетическим потенциалом, способностью оказывать на молодёжь благотворное эмоциональное воздействие [1].

Сочетание этих двух факторов делает культурное наследие Петербурга средством педагогического воздействия, формирования убеждений и в конечном итоге одним из приоритетов, определяющих общественное сознание и поведение.

Именно поэтому будущему учителю безопасности жизнедеятельности необхо-

димы знания о культурном наследии и понимание необходимости способствовать его сохранению и защите от потенциальных угроз; способность решать профессионально-педагогические задачи с использованием культурного кругозора, жизненного опыта, ценностных ориентаций.

Принято считать, что педагогическое образование обеспечивает готовность выпускника к взаимодействию с другими людьми в процессе трансляции культуры, обмена культурными ценностями, способами деятельности, опытом самореализации. В этой связи можно утверждать, что выпускник современного педагогического университета готов не только к профессиональной деятельности в традиционной роли учителя, преподавателя, воспитателя и т.п., но и к деятельности в значительно более широкой сфере «человек-общество-че-ловек». Результатом подготовки учителя безопасности жизнедеятельности является формирование у него профессиональной культуры, представляющей собой систему общечеловеческих идей, профессиональноценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий в педагогической деятельности в обучении безопасному поведению, усвоенных студентом в процессе профессиональной подготовки, практической деятельности. Наличие такой культуры позволяет будущему учителю (в контексте комплексной подготовки человека к предупреждению и преодолению опасных ситуаций) формировать опыт безопасного поведения, который определяется следующими составляющими:

- знанием о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах её предупреждения, способах её избежать);

- умением действовать в ситуациях, чрезвычайных и опасных для здоровья человека;

- владением методиками обучения безопасности жизнедеятельности человека;

- мировоззренческой подготовкой;

- нравственной, психологической, физической, а также коммуникативной, правовой, эстетической и экологической готовностями.

В этом случае меняется содержание традиционного показателя готовности выпускника педагогического университета к такой деятельности, а формирование его готовности должно осуществляться не только средствами общепрофессиональных и профильных дисциплин, но и за счёт общих гуманитарных и социально-экономических курсов, включённых в содержание любого из компонентов государственного образовательного стандарта: федерального, национально-регионального, вузовского.

Существенно влияют на отбор содержания основной образовательной программы и построение учебного процесса компетенции - цели вузовского этапа образования (уровень бакалавриата). Содержание подготовки бакалавра естественнонаучного образования является важнейшим и наиболее мобильным компонентом модульной системы профессиональной подготовки (схема 1).

В содержании выделяют следующие компоненты: знаниевый (теории, закономерности, законы, понятия, научные факты); деятельностный (система предметных умений); ценностный (система ценностей эколого-гуманистического, профессионального, педагогического характера); нормативно-правовой (нормы и правила гигиенического, экологического, профессионального, морально-нравственного характера) [4]. Все компоненты содержания находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

Реализация системного, интегративного, модульного, а также культурологического и личностно ориентированного подходов при разработке содержания подготовки бакалавра естественнонаучного образования по профилю «Безопасность жизнедеятельности» не только позволяет определить учебные модули и вычленить в них модульные единицы и модульные элементы содержания, но и даёт возможность устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Информация, включаемая в модуль, может иметь не только различную степень сложности, но и различную ценностно-смысловую нагрузку.

Основные элементы содержания подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), включая вопросы сохранения и защиты культурного наследия

Знаниевый

знания о культурном наследии

Деятельностный Ценностный

комплекс умений система ценностей

действовать с целью культуры; социальные,

сохранения и защиты эстетические, этические

культурного наследия аспекты

Нормативно-

правовой

нормы и правила использования культурного наследия и взаимодействия с ним в культурноисторической среде

Источники реализации содержания подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

-О ^ ц -О

си X 5 5

О 5

О 5

3 Ч

! * ^ О

1“

М

£ § 5 о ю О

о о 3

й ° о о

а. ф о о

® Е З С си Є ї 5 с -о ф 3 ІЗ Р 'Э ®

«ц чи

Ф

5

О

о

оо

£

э .

ю М

о

Ф

н

о

ф

ф

3

3

съ

о

о

*

о

ф

ц

ей 2 ^ ” з

то с\) I О

о о ф

■8-ї'

0 5 г

1 §

(О о

о и

ф

Ї

СО

I

15

о

о

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

о

со

ф

из

.0

*

О

3

:?

со

3

§ £

оо

о

^ о т

с « 5

-0 о Й>

і п 5

^ ^ т

ф

- >о

СГ

(о із 00 °

I °

З $ 8 8

ей

о

о

о г* съ ф О оо

м

§ I

Є 'о

& °

со

з 3

Ой

то

н

4

Ф о ї сю $ * £? § ^ І5 ^ 0) 5 ^ ^

О со » з:

то

Ь£

то

а

о

ф

к

то

ф

ей

н

о

а

то

а

о

о

|_

к

то

ей

О

Функции учебных курсов, практики и форм контроля

х

го

о

о

со

со

о

о ц о ^ о

0 о

<й * 2 І

1 си

И

£ -С Х

Ф С

.0

I—

_0

о

ф

Т

1_

о

ц

о

о

ф

х о го о со о

о

©

к

о

Р гП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ь % ° 2 о ю

£ 8 о О

СО С Ф О Ю ,

[Е н ц о ф о н X ^ .о £ с; >•» ф го £

со ф О

н Ф

° К 1= *

го

со

Ю О О § ^ * 2 *

.0 ГО

н ^ Го ю т о

о. :>

■&

° ^ т ^

ф ср

!з «3 і?!? I О

^ с5 х ^

ГО ф 2 Л п ю

Ё1 ^

- 1 го ^ со с§

СО со Ф .0

го ц Т о ^ с Ц о о ^

>

ф

т

^ х Ф (0

С СО

0 о ф ^ го °

1

© >5

СЦ

2 £ ^ О

<и і ^ О ^ |_ ^ о со X го ^ ф ^ ^ т ф о

гп

ю

.

ю

X

X

ф

т

I—

о

ф

X

>

X

СЦ

X о

X _ Ф .0

СО -0 О ц

Ф

>

I—

О

ф

Го С

СО

>

и_ Ц

ф го

><

^ - .0 ^ ^

!? і§ £ [з !і

Ф X

Ф о Ц о т х к т

о _ ^ о с о

сц

ф

ю

т

X >

І— I—

_о т го

О Ф і

о ^

СО ш

^ о

Н

- о ^

«2 СО

£ с ^

^ \—

І8 ^

с; ф

СЦ X

ф ® |§ го

X

ф

X

го

со

.

с

о

ф

о

.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

_0

2 !“ ^ к

ПТ 1 0

С2

X ^

X £^: ф Т ф ц со со

со

.

ф

о

ф

о ф ^ !3 > [5

ф

_0

X о

к ц о

го

І? ® с

, х о ^ о ^

І5 ф !? ІЕ ^ ф , СО ^ ^ ф ^ (0 ^ із

ІІ !Ё

■Т ? Ф го С «о о -

Ф СЦ

2 ■ го

Т

2

со

ф н

с н о

Ю Ш

гою —

О _ ф ^ -0 ц О о ГО ^ ^ х о ^

1_ о Ч т

с

Схема 1. Содержательный компонент модульной системы профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»).

Данная культуроориентированная концепция реализуется нами в настоящее время на факультете безопасности жизнедеятельности в системе профессиональной подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»). Её системообразующим звеном является факультативный курс «Сохранение и защита культурного наследия в современном обществе».

Его основная цель - освоение знаний междисциплинарного уровня в процессе изучения роли культурного наследия и культурных ценностей в безопасной жизнедеятельности человека и общества, становлении его духовной культуры. В рамках курса рассматриваются также вопросы законодательства о памятниках в России, осуществляется знакомство с некоторыми из них на примере петербургского региона. В задачи факультатива входит: показать связь культурного наследия прошлого с современным состоянием культуры общества; раскрыть объективную необходимость обеспечения безопасности культурного наследия; изучить виды угроз и методов противодействия им; подготовить будущих учителей безопасности жизнедеятельности к реализации научно-практических программ, предусматривающих сохранение и защиту культурного наследия.

В результате освоения факультативного курса студент должен приобрести знания о современном российском законода-

тельстве и международном праве по вопросам культуры, знать основные виды, типы культурных ценностей, их классификацию; деструктивные факторы, воздействующие на них; иметь представление о современных методах обеспечения сохранности памятников; деструктивные факторы, воздействующие на культурные ценности; общие положения по защите и спасению культурных ценностей в условиях чрезвычайных ситуаций. Данный курс формирует компетенции: способность к прогнозированию ситуаций, ведущих к утере или значительному повреждению объектов культурного наследия; умение осуществлять экспертную и проектную деятельность в профессиональной сфере; умение использовать нормативно-правовые акты при разработке различных социальных и культурных проектов; умение применять современные методы междисциплинарных исследований в решении проблемной ситуации. Реализация данной системы подготовки бакалавра естественнонаучного образования (профиль «Безопасность жизнедеятельности»), помимо формирования и развития общепрофессиональных и профильных (предметных) знаний, умений и навыков, содействует формированию ценностных отношений, профессиональной мотивации к педагогической деятельности, ориентируя студентов на сохранение, трансляцию и защиту культурного наследия.

Литература

1. Верб М. А. Воспитать воспитателя / Эмоциональный мир человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. - СПб.: ЛЕМА, 2009. - С.107-113.

2. Жизненный мир поликультурного Петербурга : материалы международ. науч.-практ. конф. 6-9 октября 2003 г. / под ред. Л. М. Мосоловой. - СПб.: Астерион, 2003. - 280 с.

3. Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681 «Петербургская стратегия сохранения культурного наследия».

4. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного педагогического образования : моногр. - СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2006. - 164 с.

5. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ». - М.: Ось-89, 2007.

- 64 с.

6. Энциклопедический словарь по культурологии. - М.: Центр, 1997. - С.223.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.