Научная статья на тему 'Сохранение и способы трансляции традиционной народной культуры в современном обществе (Западно-Сибирское Зауралье)'

Сохранение и способы трансляции традиционной народной культуры в современном обществе (Западно-Сибирское Зауралье) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1918
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА / TRADITIONAL CULTURE / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ / CULTURAL AND EDUCATIONAL / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Демина Лилия Васильевна

В Западно-Сибирском Зауралье в контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры региона, ее глубокого понимания и популяризации среди широких слоев населения, использования творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре, в работе с детьми и молодежью, уделяя большое внимание сохранению уникального свойства в ней нет творцов и потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processes of globalization and modernization affect modern society very much. It actualizes issues concerning coaxing young generation into the hard work dealing with culture preservation and its consecutive development. These efforts are aimed at popularizing and recognizing traditions among the youth. Modern performers and explorers try to actualize folklore in the forms of games, customs and all the things that can be interesting for people. Despite of all difficulties it is safe to say the modern youth find traditional culture valuable. To my opinion traditional culture has good chances to survive as soon as it goes throw adaptation to casual life.

Текст научной работы на тему «Сохранение и способы трансляции традиционной народной культуры в современном обществе (Западно-Сибирское Зауралье)»

^ Теория и история культуры 61

СОХРАНЕНИЕ И СПОСОБЫ ТРАНСЛЯЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (ЗАПАДНО-СИБИРСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ)

Л. В. Демина

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

В Западно-Сибирском Зауралье в контексте всех процессов модернизации, этнизации и глобализации современного общества остаются актуальными вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры региона, ее глубокого понимания и популяризации среди широких слоёв населения, использования творческого потенциала, заложенного в традиционной культуре, в работе с детьми и молодежью, уделяя большое внимание сохранению уникального свойства - в ней нет творцов и потребителей.

Ключевые слова: традиционная народная культура региона, культурно-воспитательный, культурное наследие

Processes of globalization and modernization affect modern society very much. It actualizes issues concerning coaxing young generation into the hard work dealing with culture preservation and its consecutive development. These efforts are aimed at popularizing and recognizing traditions among the youth. Modern performers and explorers try to actualize folklore in the forms of games, customs and all the things that can be interesting for people. Despite of all difficulties it is safe to say the modern youth find traditional culture valuable. To my opinion traditional culture has good chances to survive as soon as it goes throw adaptation to casual life.

Key words: traditional culture, cultural and educational, cultural heritage.

Наиболее устойчивой и жизнеспособной частью культуры является традиция, противопоставляемая новациям, с одной стороны, и обогащенная ими, с другой. При взаимодействии традиции и новации множественные традиции не отмирают, а постепенно видоизменяются, принимая вид новаций (2). Традиционная культура представляет собой сферу концентрации опредмеченного коллективного опыта прошлого и рождения инноваций, обеспечивающих адаптацию традиционных культурных норм к изменяющимся условиям существования этноса. Благодаря инновационным элементам происходят изменения в традиции. По замечанию Э. С. Маркаряна, «любая иннова-

ция, если она принимается коллективом, сте-реотипизируется и превращается в традицию», благодаря чему происходит «постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образование новых», в чем исследователь видит адаптивное свойство традиционных систем и основу их жизнеспособности (1). Общественный быт сибиряков, включающий в себя общественную активность людей в разных проявлениях, в том числе и участие в праздниках, ярмарочных развлечениях, посещение учреждений досуга и культуры, включает в себя традиционные элементы, постоянно сопровождающиеся инновациями.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 61-66

Традиционная народная культура является не только основой для духовного единства народа, но и культурно-образовательным институтом современной личности. Она сохраняет уникальное свойство в условиях современной жизни - в традиционной культуре нет творцов и потребителей. Творческий потенциал, заложенный в традиционной культуре, используется в современном обществе в работе с детьми и молодежью. Именно традиционная культура может стать средством адаптации человека к противоречивой жизни современного общества, где давно назрела необходимость создания досугового пространства для передачи социально-культурного опыта. Речь идет не о создании, например, новых фольклорных коллективов, ориентированных на сценическое воплощение фольклора, а о создании межвозрастных объединений, где фольклор становится средством коммуникации и самореализации, где создается фольклорная среда для совместного проведения праздников. Несмотря на то, что традиционные формы культуры в современном мире глубоко трансформированы, тем не менее, народное творчество остается вдохновителем современных исканий во всех областях культуры.

В рамках традиционной культуры русского народа как духовной целостности складывается ряд своеобразных региональных традиций, на существование которых обращают внимание собиратели и исследователи (3). Одна из таких региональных традиций сложилась в Западно-Сибирском Зауралье (юг Тюменской области) в результате «вторичной» локализации и взаимной адаптации разнородных элементов коренных систем европейской России.

Результаты исследований показывают сосуществование на территории региона старожильческой и новопоселенческой народных традиций, представляющих творчество различных социальных слоев населения, пришедших на эти земли в разное время и из разных регионов. Носителями традиционной культуры региона являются представители двух раз-

личных по своим историко-культурным корням групп местного населения - старожилы (выходцы Поморья, Архангельской, Вологодской губерний, частично Вятской и Пермской губерний) и новопоселенцы (уроженцы западнорусских и южнорусских губерний России, Украины и Белоруссии).

Изучение и сохранение региональных традиций, поиск новых способов трансляции традиционной культуры являются актуальными задачами. В данном направлении в Тюменской области разработан и осуществляется проект «Региональный фольклор в школах юга Тюменской области» (коллектив авторов - В.Н. Евсеев, Л.В. Дёмина, С.Ж. Макашева, З.Я. Селицкая, Д.М. Мухамадиева). Изучена жанровая система фольклора юга Тюменской области, подготовлены учебно-методические комплексы для школ области: хрестоматия по региональному фольклору «Живое слово: фольклор юга Тюменской области», учебные пособия и методические рекомендации по чтению и изучению фольклора в общеобразовательных школах области, СО-диски с исполнением музыкальных и поэтических произведений разных жанров фольклора как старожильческой, так и новопоселенческой традиций. После подготовки и публикаций материалы проекта апробируются в учебно-методическом процессе по чтению и изучению регионального фольклора, «фольклоризма» произведений тюменских писателей в общеобразовательных школах гг. Тюмень, Тобольск, Ишим, Заводоуковск, Ялуторовск.

В рамках проекта ежегодно и поэтапно организовывались семинары по проблемам изучения тюменского фольклора в школах, международные научно-практические конференции «Культура и образование как фактор развития региона» (2008-2010 годы).

В процессе выполнения проекта применялись системное описание бытования словесных и музыкальных жанров славян, проживающих на территории Тюменской области, сравнительно-сопоставительный анализ фольклорных текстов и анкетирование среди учителей. В результате исследования выпол-

Теория и история культуры 63

нено описание системы активных жанров фольклора, бытующих в регионе, выделен активный жанровый состав словесного фольклора, подготовлены рекомендации по его адаптации к возрастным особенностям учащихся и образовательным стандартам в целях организации активного изучения в школах юга Тюменской области.

Анкетирование (анкеты, устные опросы учителей и преподавателей вузов) позволило определить состояние преподавания регионального фольклора в школах г. Тюмени (школы № 57, 69), г. Заводоуковска (школа № 2), г. Ишима (школы № 1, 5, 7, 31), Заводоу-ковского района (школы сел Падун, Тумано-во). Так, анализ ответов учителей начальных классов, общеобразовательных предметов «Литература», «Литературное чтение» позволяет сделать неутешительный вывод: 72% респондентов не используют паспортиризиро-ванные фольклорные тексты, не привлекают региональный фольклор в качестве учебного материала на уроках по литературе и литературному чтению в начальной школе, на занятиях факультативов и кружков, в исследовательской работе учащихся. Однако такое положение дел определяют следующие проблемы: отсутствие доступных учителям школ учебного и дидактического материала по региональному фольклору, сборников текстов, программ и методических рекомендаций; небольшое количество часов, выделенное на чтение и изучение фольклора по предмету «Литература»; методические семинары по региональному фольклору, по проблемам локальных фольклорных традиций систематически не проводятся.

Таким образом, выполнение проекта «Региональный фольклор в школах юга Тюменской области» помогает реализовать национально-региональный компонент программ по литературе в общеобразовательных школах и решает ряд образовательных и педагогических задач: нравственное воспитание, знакомство учащихся с народной культурой своего региона, с национальными традициями в их региональном проявлении, со спецификой ус-

тного народного творчества на примере региональных вариантов народных произведений.

В применении к изучению регионального фольклора учтены принципы, лежащие в основе динамики человеческой культуры: принцип наследования (трансляции) культуры с передачей нравственного, житейского опыта, творческих способностей от поколения к поколению («дети-взрослые», «молодые-пожилые»); принцип последовательности, учитывающий возрастные особенности школьников, а также подчиненный логике «от простого содержания к сложному»: в младшем школьном возрасте изучение жанров детского фольклора (эмоционально-деятельностное отношение к миру), в старшем возрасте - сложных обря-дово-фольклорных комплексов с применением исследовательских приемов (рациональные способы познания, направленные на постижение причинно-следственных связей, умение за фактом увидеть закономерности развивающегося явления искусства и действительности); принцип социализации личности, проявляющийся в работе школьника с региональным фольклором: с одной стороны, традиционная народная культура демонстрирует базовые ценности, с другой, социализирует его в повседневной действительности в системе обрядов и нравственных законов; фольклор как коллективное творчество погружает школьника в фольклорную среду, выполняющую воспитательную, нравственную и развивающую роли, органично знакомит детей с местными традициями: коллективными, семейными; принцип самоопределения построен на выборе школьника определенных интересов.

Изучение регионального фольклора предполагает непрерывный сравнительный анализ, что поможет учителю развивать не только образное, но и рациональное мышление школьника. Соблюдение данных принципов позволит реализовать единство обучения, воспитания и развития при освоении народной культуры в ее региональных проявлениях.

В целях сохранения и развития традиционной народной культуры Тюменской области, ее пропаганды создан фольклорно-этно-

графический центр «Росстань» на базе МОУ ССШ «Лира» № 73 с углубленным изучением предметов искусств. Основными направлениями нашей работы являются: научно-исследовательское, учебно-методическое, просветительское.

1. Научно-исследовательское - организовано 49 фольклорно-этнографических экспедиций в 26 районов Тюменской области (1986-2008 годы; руководитель Л.В. Дёмина), собрано более 10000 единиц фольклорных образцов, создан каталог фольклорно-этногра-фического материала старожилов и новопоселенцев региона; изданы и составлены учебно-методические пособия с нотным материалом, которые необходимы в работе руководителей фольклорных ансамблей, народных хоров;

2. Учебно-методическое - созданы фольклорные классы, работающие по стандартным и авторским программам (1-9 классы), отделение фольклора в МОУ ССШ «Лира» № 73. Основной акцент сделан на изучении славянского фольклора: определяется роль русской культуры, происходит сравнение разных культурных традиций с выявлением их различных и сходных элементов, что становится содержанием курсов в старших классах. Участие в организованных фольклорных ансамблях разных возрастов («Росстань», «Поле-тье», «Верея», «Росток», «Дид-Ладо», «Клюква») формирует у учащихся навыки народной манеры исполнения на материале песен Западно-Сибирского Зауралья (старожильческая, новопоселенческая песенные манеры) и других регионов России, прививает навыки сценической культуры, умение работать со зрителями (формирующие задачи); знакомит учащихся с основными обрядовыми (календарными, семейно-бытовыми) комплексами, уделяя внимание особенностям обрядовой культуры старожилов и новопоселенцев региона; создает условия для саморазвития и самовыражения личности; прививает детям бережное отношение к культурным традициям своего и других народов, заселяющих регион (воспитывающие задачи). Знакомство с традиционной культурой народов, проживаю-

щих вместе на одной территории, проходит на занятиях курса «Культура народов Сибири» и имеет своей целью воспитание уважения к иным культурным традициям. В школе посредством организации фольклорных классов создана фольклорно-этнографическая среда: классный музей народного быта «Из бабушкиных сундуков», тематический кабинет «Русская изба», существует преемственность культурных традиций в проведении народных массовых праздников совместно со взрослыми. Воспитывается понимание у учащихся, что окружающие их люди (преподаватели, родители) и они сами являются носителями фольклорной традиции в разном объеме ее содержания.

3. Просветительское - организация областных фольклорных праздников на базе школы и выездных мероприятий в регионе. Особый интерес представляют современные народные календарные праздники с ориентацией на традицию данной местности:

а) Рождество Христово в д. Осиновка Ви-куловского района (новопоселенцы XIX века Могилевской губернии) - сохранение обрядового действия выноса иконы и переноса ее по расстеленной соломе из одного дома в другой, украшение иконы цветами, платками, подношение даров (деньги, сладости), а также сегодня добавилось участие батюшки с церковным песнопением; в с. Новоберезовка Арома-шевского района (переселенцы гомельской губернии) - ходьба с рождественской звездой по улицам деревни, исполнение рождественских песен («Небо и земля ныне торжествуют», «Ново радость стала, как на небе пала»), изготовление обрядовой еды;

б) Масленица в с. Архангельское Исетс-кого района (старожилы, родом из Архангельской губернии) - сохранились обряды разжигания костров по главной улице села, катания на лошадях, срывания ленточек всадниками со столбов;

в) праздник Красная горка в д. Стрехнино Ишимского района (старожилы «чалдоны») -хороводные гулянья по улицам села;

г) праздник Троицы в с. Бердюжье (ста-

Теория и история культуры 65

рожилы) отмечается шествием с березками по улицам села, гулянием в роще, украшением троицкой березки, бросанием венков в озеро, качанием на качелях, появлением русалок;

д) праздник Ивана Купала в Нижнетав-динском районе Тюменской области - обряды обливания водой, купания в реке.

Сценарии праздников представляют собой сочетание традиционных обрядов и современных элементов театрализованного праздника; обязательными сегодня становятся концертные выступления фольклорных ансамблей с песнями, бытующими в районе. В содержание праздника, с одной стороны, входит оформление праздника, определяемое временем года, местом проведения, климатическими условиями; а с другой - вовлечение зрителей в атмосферу праздника с помощью игр, конкурсов, аттракционов, а также различных действий рассказчиков, музыкантов, артистов. Сопоставляя традиционную и современную модели народных праздников, можно отметить десакрализацию и превращение праздников в массовое зрелище, постепенное изменение формы вследствие подмены атрибутивных компонентов обряда на современные; изменение содержания и временных канонов, рождение новой поэтико-мифологи-ческой подоплеки обряда, новой символики, что ведет, по сути, к рождению нового явления. Современная модель традиционных календарных и семейно-бытовых праздников становится вторичной.

Для Центра «Росстань» остаются важными осмысление и передача из поколения в поколение традиционной народной культуры; развитие молодёжного фольклорного движения в области (во всех направлениях); привлечение интереса к традиционной культуре профессионалов и любителей народного творчества. Создание единого методического фонда по фольклору Тюменской области на базе центра «Росстань» помогает активизировать совместную работу филологов, педагогов, музыковедов и этнографов в едином русле социокультурной деятельности. Накопленные и систематизированные фольклорно-этногра-

фические материалы, наблюдения и обобщения, касающиеся закономерностей традиционной западносибирской культуры, имеют не только узколокальное, но и общенаучное значение.

При поддержке Правительства Тюменской области осуществляется комплексная программа, направленная на пропаганду традиционной культуры славянских народов, проживающих на территории региона: Дни национальных культур, предусматривающие смотр работы организаций по развитию национальных культур, проведение концертов, выставок народного творчества, национальной кухни, национальной литературы в городах и районах области; областные национальные фестивали - детского самодеятельного творчества «Радуга», фестиваль культур «Мост дружбы», предусматривающие смотр работы национальных общественных объединений области по развитию творчества, укреплению творческих связей между самодеятельными коллективами области; казачий фестиваль «Благовест», включающий в себя концертные программы казачьих художественных коллективов, выставки предметов казачьего быта, знаков отличия и воинской доблести, показ традиционных казачьих обрядов. Казачий фестиваль «Благовест» остается составной частью мероприятий по сохранению, изучению и дальнейшему развитию сибирской казачьей культуры, а также реализации в различных современных культурных формах казачьих традиций региона. Постепенно усиливается «научная составляющая». Так, в рамках Дней славянской письменности и культуры ежегодно Тюменское областное общество русской культуры проводит научно-практическую конференцию, посвященную комплексу славянского и христианского присутствия в Западной Сибири, взаимодействию с языками и культурами других народов региона.

Традиционный опыт поколений, понимание сущности традиций, а значит, культурных норм, поведенческих стереотипов, знаний и опыта, обычаев и привычек, воспитания, религиозных верований сегодня нужны для преоб-

разований как в общественной, так и частной жизни. И верное их толкование, правильное понимание дает нам путь и надежду в обустройстве современного общества.

Проблема изучения факторов сохране-

ния традиционной культуры относится к числу комплексных и является предметом исследования различных гуманитарных наук: культурологии, социологии, этнографии, лингвистики, фольклористики, этнопедагогики и др.

Примечания

1. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э.С. Маркарян // Советская этнография. - 1981. - № 2. - С. 78-96.

2. Народы России: [энциклопедия]. - М., 1994.

3. Щуров, В. М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве / В. М. Щуров // Музыкальная фольклористика : сб. статей / ред.-сост. А.А. Банин. - М., 1986. - Вып. 3. - С. 11-47.

4. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности / Э.Г. Юдин. - М., 1978.

ОБЩИНА И ГОСУДАРСТВО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Н. Т. Нурулла-Ходжаева

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обсуждаются роль и значение одной из интереснейших философских дихотомий современности «община и государство». Представлены обусловленные постмодернистскими тенденциями развития современных обществ взаимоотношения феноменов «индивидуализм» и «общин-ность» в государствах Центрально-Азиатского региона.

Ключевые слова: Центральная Азия, государство, община, индивидуализм.

The article proposes to discuss role and meaning of State and Community dichotomy. We believe that it allows to present post-modernistic games between individualism and communality in Central Asia.

Key words: Central Asia, state, community, individualism.

Современные споры и размышления о ценностных составляющих прошлого и настоящего проходят в контексте изменяющегося общества и нас самих. На этом фоне возникают древние как мир споры: между равенством и идентичностью, универсализмом и партикуляризмом, гражданственностью и человечностью и т.д. Такого рода дихотомии всегда вызывали интерес, однако ни одна из них не может сравниться остротой споров с парой «го-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

2 (40) март-апрель 2011 66-70

сударство и община», которая однако требует своего разрешения для каждого государства. Именно на этом фоне мы предлагаем «проследить социокультурный опыт выживаемости человека и человечества в рамках своей сущности» (1, с. 99), поскольку считаем, что общинное устройство общества имеет особые исторические предпосылки для столь длительного существования и свои исторически обусловленные взгляды на социальное сотрудни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.