Научная статья на тему 'Соглашения в институте несостоятельности (банкротства)'

Соглашения в институте несостоятельности (банкротства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКРОТСТВО / САНАЦИЯ / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ / СОГЛАШЕНИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INSOLVENCY / BANKRUPTCY / REORGANIZATION / FINANCIAL RESTRUCTURING / NEGOTIATED SETTLEMENT AGREEMENT / AGREEMENT / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрова К.Ю.

В работе рассмотрены актуальные и важные проблемы, посвященные правовому институту несостоятельности (банкротства). Показано, что положения Закона о банкротстве в недостаточной мере осуществляют нормативно-правовое регулирование соглашений, как эффективных средств правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Юрова К.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agreements in the insolvency institute (bankruptcy)

The paper reviews urgent and important legal insolvency (bankruptcy) institution issues. It is shown that the negotiated Law on bankruptcy provisions are insufficient for agreements legal regulations which is the basis of legal regulation effective means.

Текст научной работы на тему «Соглашения в институте несостоятельности (банкротства)»

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

Юрова К.Ю.

СОГЛАШЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Целью института несостоятельности (банкротства) признается выработка и обеспечение баланса интересов участников процедуры несостоятельности. В данном случае баланс необходимо рассматривать в качестве своеобразного компромисса интересов лиц - участников процедуры банкротства. Достигается этот компромисс при помощи правовых средств, в частности, при помощи соглашений.

В связи со сложным характером отношений несостоятельности, и, как следствие, возникающими трудностями в их регулировании, можно говорить о множестве правовых инструментов, применимых в условиях банкротства должника. Сейчас механизм правового регулирования отношений несостоятельности представляет собой сложную систему, включающую в себя несколько подсистем: предупредительный механизм, восстановительный и ликвидационный. Использование широкого ряда средств правового регулирования представляется возможным в рамках каждого из механизмов-подсистем. Тем не менее, по мнению автора, универсальным правовым средством, применимым на любом этапе банкротства, является соглашение. Именно посредством соглашения между различными субъектами устанавливаются юридические связи, а также определенный режим поведения.

Возможность заключения различных соглашений закреплена в Законе о несостоятельности (банкротстве)1, а именно: соглашения о досудебной санации, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, заключаемого в рамках финансового оздоровления, соглашения между третьим лицом (третьими лицами) и органами управления должника

0 порядке и условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника в рамках внешнего управления и конкурсного производства, соглашения об исполнении условий конкурса, заключаемого органом местного самоуправления с покупателем социально значимых объектов в рамках конкурсного производства, возможность заключения мирового соглашения и т.д.

В рамках предупредительного механизма2 примечательным является институт санации, т.е. предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей в целях восстановления его платежеспособности. Соглашение о санации, безусловно, является мощным регулятором, позволяющим восстановить платежеспособность должника на предбанкротном этапе.

Говоря о восстановительном механизме правового регулирования, нельзя не сказать о соглашении об обеспечении исполнения обязательств должника в рамках финансового оздоровления. Специфика процедуры финансового оздоровления заключается в том, что основной мерой в рамках данной процедуры банкротства является обеспечение исполнения обязательств должника в соответствии с графиком

1 Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)»//СПС КонсультантПлюс, 2015.

2 Карелина С.А. Механизм предупреждения несостоятельности (банкротства): миф или реальность действующего законодательства? // Предпринимательское право. 2013. N 3. С. 47 - 51.

17

ISSN 2313-1152

погашения задолженности. Таким образом, на данном этапе должнику предоставляется максимальная свобода, что позволяет эффективнее осуществлять меры по восстановлению его платежеспособности.

И, наконец, в рамках процесса банкротства особое место занимает институт мирового соглашения. Специфика мирового соглашения в том, что оно может заключаться на любом этапе процесса банкротства, представляя собой наиболее гибкое средство правового регулирования отношений несостоятельности.

Однако, к сожалению, законодатель не уделяет должного внимания регулированию данного вопроса, в связи с чем на практике возникает множество проблем интерпретации положений о соглашениях, заключаемых в рамках процесса банкротства. Как следствие, возникают неразрешимые конфликты интересов сторон-участников данных соглашений. Именно поэтому целесообразно на законодательном уровне внеси ряд изменений, касающихся соглашений в рамках процесса несостоятельности, а также всего института банкротства в целом. Данные меры необходимо проводить путем внесения изменений в действующее законодательство или же принятия новых законов, максимально полно отражающих потребности и интересы хозяйствующих субъектов по данному вопросу.

Так, в раздел Закона несостоятельности (банкротстве) о санации необходимо внести ряд дополнений, касающихся положения третьих лиц (санаторов) в рамках соглашения о санации. В Законе несостоятельности (банкротстве) в качестве обязательного следует закрепить условие о приложении к соглашению о санации перечня всех обязательств должника. Это послужит гарантией от введения санатора в заблуждение относительно финансового положения должника и наличия у него реальной возможности восстановления платежеспособности на основе оказанной финансовой помощи. Таким образом, снизится вероятность недостижения цели соглашения о санации и, как следствие, санатор сможет избежать значительных финансовых потерь.

В целях борьбы с безразличием правоприменителя к факту заключения соглашения о санации при принятии решения о введении одной из процедур банкротства на законодательном уровне следует закрепить конкретный срок осуществления мероприятий в рамках санации (например, 10 месяцев). Другим возможным решением данной проблемы может послужить применимое в английском праве «джентльменское соглашение», закрепляющее воздержание всех кредиторов должника от подачи в суд заявления о признании должника банкротом. Эти меры послужат гарантией от возбуждения банкротного процесса в период проведения мероприятий в рамках соглашения о санации и тем самым повысят эффективность соглашения о санации как средства правового регулирования отношений несостоятельности.

На наш взгляд, соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности в рамках финансового оздоровления также нуждается в особом внимании. В данном случае необходимо провести ряд изменений в пользу должника. Представляется целесообразным изменить срок возврата займа с момента востребования на строго определенное время, предоставив должнику возможность справиться с финансовым кризисом, задействовав другие рычаги и ресурсы и эффективно восстановить платежеспособность, а также ввести ряд ограничений в отношении третьих лиц, в целях избежания с их стороны тотального контроля над

18

Научно-практический журнал “Государство и право вXXI веке” № 2/2015

должником.

И, наконец, представляется необходимым, внести ряд изменений в законодательство о мировом соглашении. Необходимо заменить процедуру проверки судом положения кредиторов, не участвующих в заключении мирового соглашения, осуществляемую непосредственно перед утверждением сделки, на более эффективную процедуру. В качестве примера можно предложить ввести обязательный срок, предшествующий заключению мирового соглашения. В рамках отведенного срока будет осуществляться не только внесение всех требований денежных кредиторов в реестр требований, но и будет составлен полный список обязательств должника, включающий неденежных кредиторов. Помимо этого, на наш взгляд, необходимо уведомлять о рассмотрении вопроса о заключении мирового соглашения не только кредиторов-участников, но и кредиторов по неденежным обязательствам, в целях всестороннего изучения всех рисков такой сделки, возможных рисков ее утверждения.

Все это позволит свести к минимуму возможность появления уже после утверждения мирового соглашения неблагоприятных для кредиторов обстоятельств, не предвиденных ими ранее. В результате внесения таких изменений в действующее законодательство о несостоятельности мировое соглашение станет более стабильным правовым средством, регулирующим отношения банкротства3.

Литература

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)»//СПС КонсультантПлюс, 2015.

2. Карелина С.А. Механизм предупреждения несостоятельности (банкротства): миф или реальность действующего законодательства? // Предпринимательское право. 2013. N 3. С. 47 - 51.

3. Пирогова Е.С. Защита прав юридического лица - должника в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // Предпринимательское право. 2011. N 4. С. 17 - 20.

3 Пирогова Е.С. Защита прав юридического лица - должника в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // Предпринимательское право. 2011. N 4. С. 17 - 20.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.