СОГЛАШЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ «ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
© Пахомова Е.О.*
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Статья представляет собой анализ действующих социально-экономических соглашений в России как формы государственно-частного партнерства власти и бизнеса. В условиях кризиса они способствуют «удержанию» российской экономики на плаву, а в некоторых регионах способствуют даже ее росту. Анализ базируется на практике заключения соглашений в Кемеровской области.
Ключевые слова взаимодействие власти и бизнеса, частно-государственное партнерство, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве.
В современной России на региональном и местном уровне накоплено значительное число проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями бизнеса и органов государственной власти и местного самоуправления. Среди них особенно важными являются задачи привлечения инвестиций, обеспечение развития территорий, создание условий для перехода на новую инновационную модель экономического роста. Однако современная экономическая доктрина в сфере взаимодействия бизнеса и органов власти ориентирована на либеральную модель «малого государства». В ее основе лежит минимальное вовлечение органов власти всех уровней в хозяйственную деятельность, что отражает российское гражданское, бюджетное и антимонопольное законодательство, содержащее ряд ограничений хозяйственной деятельности органов региональной власти и местного самоуправления. Оно устанавливает серьезные ограничения для участия органов публичной власти государственных и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. В результате в российской экономике сформировался и постоянно воспроизводится институциональный разрыв, отражающий несовпадение между нормативной картиной, закрепленной в законодательстве и реальными потребностями хозяйствующих субъектов. Разрыв частично компенсируется за счет локализации и сегментации хозяйственной среды, растущих барьерах между корпоративным сектором и некорпоративным сектором, расширения сферы теневых и неформальных отношений. Но все эти меры носят паллиативный характер и не способствуют развитию эффективных форм взаимодействия бизнеса и власти.
* Магистрант кафедры Экономической теории и государственного управления.
В России сформировался спрос на институты частно-государственного партнерства (ГЧП), началась активная работа по созданию условий для их развития и уже осуществляется ряд проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1]. Механизмы ГЧП стали частью федеральных и региональных программ социально-экономического развития. Однако уровень теоретической и методической проработанности проблем в этой сфере значительно отстает от практики. Современное российское законодательство также не готово регулировать ГЧП в полном объеме. Особенно ярко все эти проблемы проявляются на региональном и местном уровне. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает методологическая и теоретическая проработка моделей ГЧП и исследование реальных формальных и неформальных практик взаимодействия бизнеса и власти в регионах, способных создать основу для формирования эффективной модели организационно-правовых механизмов регулирования частно-государственного партнерства в российской экономике.
В России проекты ГЧП начали реализоваться с 2000-х годов. На сегодняшний день, по данным федерального портала «ГЧП-инфо», в России реализуется 317 проектов [2]. Однако если внимательно посмотреть на структуру проектов, можно увидеть, что не все они могут быть отнесены к ГЧП. Большая часть проектов - это инфраструктурные проекты, полностью финансируемые за счет федерального и регионального бюджета. Более детальный анализ проектов показывает, что доля ГЧП проектов еще ниже. Это связано с тем, что администрации регионов часто к ГЧП проектам относят инфраструктурные проекты, реализуемые на основе государственного заказа, в рамках социально-экономических соглашений, федеральные и целевые программы. Одни и те же проекты могут проходить и как отдельный проект и как проект ГЧП в рамках программ развития инновационных кластеров, особых экономических зон и т.д.
В большинстве регионов России ГЧП приобрело форму заключения договоров о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве (партнерстве) (ССС) между администрацией регионов и владельцами угольных компаний - основных инвесторов в экономику регионов. Бизнес-структуры получают поддержку власти субъекта Федерации на присутствие в регионе. В свою очередь региональная власть за счет ССС обеспечивает стабильность ситуации в регионе. В рамках соглашений решаются вопросы развития инфраструктуры регионов, поддерживается занятость, идет финансирование социальных программ, которые хронически недофинансируются из центра. Фактически, ССС подменяют собой не только ГЧП проекты, но и промышленную политику и политику развития регионов [3]. Кузбасс является одним из наиболее показательных регионов в части использования ССС как инструмента политики развития региона [4].
Особенно выделяются на общем фоне соглашения о социально-экономическом сотрудничестве власти и бизнеса, получившие широкое распро-
странение в таких регионах, как Ярославская, Ивановская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Кемеровская и Иркутская области. Они активно используются администрациями регионов и муниципалитетов для решения вопросов развития производственной и социальной инфраструктуры и выполняют функции ГЧП по производству общественных или квазиобщественных благ, направленных на решение важнейших социально-экономических проблем.
Так, например, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве администрации региона и бизнеса включают в себя вопросы создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения экологической безопасности и развития природоохранной деятельности, рационального освоения природных и иных ресурсов, создания современной промышленной и социальной инфраструктуры, создания и предоставления новых рабочих мест, реализации приоритетных национальных проектов и социальных программ в интересах населения, обеспечения информационного обмена. В них включены обязательства хозяйствующих субъектов по собственной инвестиционной программе и программам финансирования производственной и социальной инфраструктуры, выплате налогов, сохранению рабочих мест, индексированию и своевременной выплате заработной платы сотрудникам предприятий, дополнительному финансированию национальных и региональных социальных программ, благотворительности. Со своей стороны администрации регионов берут на себя обязательства по обеспечению стабильно-благоприятных условий для деятельности, доступа к природным и промышленным ресурсам регионов, привлечению хозяйствующих субъектов к выполнению государственных заказов, оказывать поддержку по привлечению финансовых и инвестиционных ресурсов, содействовать развитию межотраслевых хозяйственных связей и др.
Кемеровская область стала заключать ССС одной из первых в Сибирском федеральном округе - в 2001 году. По данным Администрации Кемеровской в области в 2014 году было подписано 44 соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Коллегией Администрации Кемеровской области и крупными собственниками, работающими в базовых отраслях региона - в том числе 28 с угледобывающими компаниями [5].
В рамках ССС Администрация области берет на себя обязательства оказывать поддержку бизнесу в Кузбассе, в форме предоставления бюджетных кредитов, лоббирования интересов компаний в федеральных органах государственной власти. Особенно важным для компаний является поддержка инвестиционных проектов в сфере развития инфраструктуры (строительство и реконструкция электростанций, строительство новых железнодорожных веток). Компании, в свою очередь, обязуются наращивать инвестиции в предприятия региона, следовать принципам корпоративной социальной ответственности (регулярно платить налоги в федеральный и региональный
бюджеты, сохранять занятость и повышать уровень реальной заработной платы своих сотрудников, предоставлять им социальный пакет, поддерживать пенсионеров), принимать участие в финансировании региональных социальных программ Кузбасса [6].
Особая значимость ССС для региона состоит в том, что они предполагают долевое участие бизнеса и региональной власти в реализации важнейших инфраструктурных проектов и социальных программ на территории области, в том числе, ремонт и модернизацию материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и культуры; участие в подготовке и проведении празднования Дня шахтера; благотворительное обеспечение малоимущих слоев населения углем; обеспечение социальной защищенности работников и пенсионеров угольных компаний и членов их семей; благоустройство городской территории, строительство и ремонт объектов инфраструктуры. Так, согласно, соглашению, подписанному между Коллегией Администрации Кемеровской области и ХК Сибирский Деловой Союз о социально-экономическом сотрудничестве на 2014, год взяла на себя обязательства направить 4 млрд. инвестиций на развитие производства (из них 1,7 млрд. на развитие угольной добычи, 1,3 млрд. - в химическое производство и 1 млрд. руб. - в развитие АПК, ЖКХ, энергетики и др.), 3,3 млрд. рублей на развитие жилищного строительства (планируется ввести 103,4 тыс. квадратных метров жилья), в том числе детских дошкольных учреждений. Плановая сумма налоговых платежей в областной и местный бюджет в должна составить 5,7 млрд. рублей [7].
Для бизнеса ССС важны тем, позволяют разделить с региональными властями риски реализации крупных инфраструктурных проектов, важных для расширения бизнеса. В этом смысле показательна неудачная попытка компании «Мечел» строительства железнодорожного подъездного пути к крупнейшему в мире Эльгинскому угольному месторождению в форме частного инвестиционного проекта. Строительство железнодорожной ветки протяженностью 321 км началось в 2008 году. В этом же году компания полностью отказалась от заключения любых ССС с администрациями регионов. Строительство дороги осуществлялось в сложных климатических и горно-геологических условиях. В процессе строительства железной дороги возведено 76 мостов. Объем инвестиций составил около 40 млрд. рублей. Сегодня компания находится на грани банкротства, при этом аналитики одной из причин такого положения называют высокие расходы именно на этот инфраструктурный проект [8].
В 2016 году первое социально-экономическое соглашение было заключено с компанией ООО «Каракан Инвест». ООО «Каракан Инвест» представлено в Кузбассе ЗАО «Шахта «Беловская» (Беловский район) и ООО «Бел-коммерц» (Белово). Численность работников - 843 человека, в том числе в 2015 году создано 136 рабочих мест. Главное в соглашении на 2016 год то,
что компания сохранит объем добычи, штаты и совместно сформированную систему социальной поддержки.
В рамках этого соглашения в развитие производства инвестируют 600 млн. рублей (всего за пять лет в строительство угольного разреза и развитие производства вложено 7 млрд. рублей, а объем угледобычи составил 16 млн. т). В том числе на горно-капитальное строительство будет направлено более 350 млн., на приобретение технологического оборудования -около 250 млн. рублей. Соглашение предусматривает повышение среднемесячной зарплаты сотрудников предприятий не менее чем на 10 % - до 48 тыс. 941 рубля (в 2015 году - 44 тыс. 491 рубль). На социальную защиту работников и ветеранов будет направлено 12 млн. рублей (на уровне 2015). На создание безопасных условий труда - 9 млн. рублей (в 2015 году -8,8 млн.). На выполнение социальных программ области предусмотрено 39,5 млн. рублей [9].
Также в 2016 году были заключены соглашения с ООО «Инвест-Угле-сбыт» и ООО «Разрез «Краснобродский-Южный». Предприятия приняли обязательства по социальной поддержке работников и пенсионеров, инвестированию в развитие производства, обеспечению безопасных условий труда и софинансированию социальных программ Кузбасса. Общий объем инвестиций двух предприятий в этом году составит 60 млн. рублей, в том числе 10,5 млн. рублей - в обеспечение безопасности труда [10].
Подводя итоги анализу практики реализации ГЧП в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между органами власти и крупнейшими угольными компаниями в Кемеровской области важно отметить, что ССС оказывают двойственное влияние на развитие региона, угольных компаний и сам институт ГЧП. Содержание соглашений о социально-экономическом сотрудничестве показывает, что, несмотря на наличие в них инвестиционной составляющей, в целом они ориентированы на использование ресурсов бизнеса для реализации социальных проектов и поддержание социально-экономической стабильности территории. Поэтому ССС в условиях спада производства, дефицита регионального бюджета и недофинансирования социальных программ, позволяют обеспечивать социально-экономическую стабильность региона.
Список литературы:
1. Гоосен Е.В., Саблин К.С. Как кластер сделать кластером: международный опыт и проблемы становления кластеров в России // Управление кластерами в региональной экономике Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский государственный технический университет, Российская академия наук, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. - Новочеркасск, 2010. - С. 97-120.
2. Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pppi.ru/ projects.
3. Гоосен Е.В. Региональная дифференциация института государственно-частного партнерства в России // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. - 2013. - № 1. - С. 121-134.
4. Гоосен Е.В., Никитенко С.М., Пахомова Е.О. Опыт реализации проектов ГЧП в России // ЭКО. - 2015. - № 2. - С. 163-175.
5. Пресс-релизы соглашений областной администрации и предприятий Кемеровской области на портале администрации Кемеровской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kemoblast.ru.
6. Пресс-релизы Администрации Кемеровской области от 05.03.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kemoblast.ru/news/prom/2015/ 03/05/v-kuzbasse-prodolzhaetsya-praktika-podpisamya-soglashenij-o-sotsialno-ekonomicheskom-sotadnichestve-mezhdu-oWadministratsiej-i-predpriyatiyami-regiona.html.
7. Пресс-релизы Администрации Кемеровской области от 17.02.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kemoblast.ru/news/prom/2015/02/ 17/administratsiya-kemerovskoj-oblasti-i-hk-sibirskij-delovoj-soyuz-zaklyuchili-soglashenie-o-sotsialno-ekonomicheskom-sotrudnichestve-na-2015-god.html.
8. Алиев А. Угольный маршрут [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/2012/01/13/ugolnyij-marshrut.
9. Город новостей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.city-n.ru/view/372501.html.
10. Пресс-релиз Администрации Кемеровской области от 11.02.2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ako.ru/PRESS/viewtext.asp? C120718=On.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ
© Пахомова Е.О.*, Гоосен О.К.Ф, Гутова Л.В.*
Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Статья представляет собой анализ проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере. Проведен мониторинг проектов,
* Магистрант кафедры Экономической теории и государственного управления.
* Студент кафедры Экономической теории и государственного управления. " Студент кафедры Экономической теории и государственного управления.