Научная статья на тему 'Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве: обеспечение экономической безопасности Японии (экономический патронат правительства и центрального банка)'

Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве: обеспечение экономической безопасности Японии (экономический патронат правительства и центрального банка) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ASIA PACIFIC / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / ECONOMIC CRISIS / ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гордиенко Д.В.

Тема. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии при ее участии в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Цели. Провести сравнительную оценку уровня экономической безопасности Японии и государств участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительств и центробанков этих стран. Методология. В настоящей работе рассмотрены показатели экономической безопасности Японии: объем валового внутреннего продукта; валовой сбор зерновых; доля инвестиций в основной капитал; доля расходов на оборону; доля затрат на научные исследования и разработки; децильный коэффициент дифференциации доходов населения; уровень безработицы; уровень монетизации; объемы внешнего и внутреннего долга и др. С помощью статистических и эконометрических методов проведена оценка перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центробанка страны. Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Японии и государств участников ТТП, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительств и центробанков этих стран. Предложенный подход позволяет выявить приоритеты экономической политики руководства страны в современных условиях. Выводы. Уровень экономической безопасности Японии может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих защищенность ее национального хозяйства, реализованную в рамках экономического патроната правительства и центрального банка страны. Сделан вывод о том, что соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве должно установить новые регламенты мировой торговли, предложить новые стандарты, учитывая новые тенденции мирового развития, обеспечив прирост уровня экономической безопасности Японии и других государств участников ТТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гордиенко Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Agreement on Trans-Pacific Strategic Economic Partnership. Ensuring economic security of Japan: Economic patronage of the government and the Central Bank

Importance The article discusses prospects of change in the economic security of Japan, while it participates in the Trans-Pacific Partnership. Objectives The research represents a comparative evaluation of economic security of Japan and member countries of the Trans-Pacific Partnership as part of economic patronage of governments and central banks of the countries. Methods The research reviews Japan's economic security indicators. Using statistical and econometric methods, I evaluated how economic security of Japan might change as part of economic patronage of the government and Central Bank of the country. Results The article proposes an approach to a comparative evaluation of changes in economic security of Japan and member countries of the Trans-Pacific Partnership. The approach facilitates identifying priorities of the national government's economic policies under the current circumstances. Conclusions and Relevance The economic security level of Japan can be presented as multiplicands describing whether its national economy is protected. I conclude that the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement should set forth new regulations of global trade, suggest new standards, considering new trends in global development, and increasing the economic security level of Japan and other member countries of the Trans-Pacific Partnership.

Текст научной работы на тему «Соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве: обеспечение экономической безопасности Японии (экономический патронат правительства и центрального банка)»

ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

СОГЛАШЕНИЕ О ТРАНСТИХООКЕАНСКОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЯПОНИИ (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПАТРОНАТ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА)

Дмитрий Владимирович ГОРДИЕНКО

доктор военных наук, действительный член (академик) Академии военных наук, профессор кафедры государственного

регулирования экономики, РАНХиГС при Президенте РФ, Москва, Российская Федерация

gordienko@ane.ru

История статьи:

Принята 06.07.2016 Принята в доработанном виде 29.08.2016 Одобрена 22.09.2016

УДК 336.717 JEL: N45, 019

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, мировой финансово-экономический кризис, экономическая безопасность

Аннотация

Тема. В статье рассматриваются перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии при ее участии в Транстихоокеанском партнерстве (ТТП).

Цели. Провести сравнительную оценку уровня экономической безопасности Японии и государств - участников Транстихоокеанского партнерства, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительств и центробанков этих стран. Методология. В настоящей работе рассмотрены показатели экономической безопасности Японии: объем валового внутреннего продукта; валовой сбор зерновых; доля инвестиций в основной капитал; доля расходов на оборону; доля затрат на научные исследования и разработки; децильный коэффициент дифференциации доходов населения; уровень безработицы; уровень монетизации; объемы внешнего и внутреннего долга и др. С помощью статистических и эконометрических методов проведена оценка перспективы изменения уровня экономической безопасности Японии, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительства и Центробанка страны.

Результаты. Предложен подход к сравнительной оценке изменения уровня экономической безопасности Японии и государств - участников ТТП, реализованного в рамках экономического патроната со стороны правительств и центробанков этих стран. Предложенный подход позволяет выявить приоритеты экономической политики руководства страны в современных условиях.

Выводы. Уровень экономической безопасности Японии может быть представлен в виде сомножителей, характеризующих защищенность ее национального хозяйства, реализованную в рамках экономического патроната правительства и центрального банка страны. Сделан вывод о том, что соглашение о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве должно установить новые регламенты мировой торговли, предложить новые стандарты, учитывая новые тенденции мирового развития, обеспечив прирост уровня экономической безопасности Японии и других государств - участников ТТП.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Глобализация характеризуется не только позитивными чертами, но и несет в себе существенные противоречия, которые,

в частности, отчетливо проявились в период последнего мирового финансово-экономического кризиса. В связи с этим перемены в мире, связанные с глобализацией, обусловливают необходимость принятия высшим политическим руководством России оперативных и адекватных решений по нейтрализации, локализации и/или устранению вызовов и угроз национальной безопасности, которые возникают и непрерывно трансформируются в процессе эволюции всей системы современных международных отношений.

Глобализация характеризуется интенсификацией процессов стирания некогда существовавших и казавшихся незыблемыми экономических, политических и культурных границ между

http://fin-izdat.r

странами и цивилизациями. Происходит унификация человеческого сознания, понижается роль национального государства и его суверенитета на фоне утверждения межгосударственных систем как основы мирового социально-экономического развития. В этих условиях предстоит сделать выбор внешне политиче с кого и социально-экономического вектора развития и Российской Федерации1 [1, 2].

Анализ современного состояния обеспечения экономической безопасности ряда ведущих государств мира в условиях глобализации позволил выявить ряд тенденций, которые по характеру своего проявления можно разделить на

1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002; Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Пуляев В.Т. Краткая экономическая энциклопедия. СПб.: Петрополис, 1988; Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М, 2006. 810 с.

эигпа1/пайопа1/ 153

две группы: группу тенденций развития форм и группу тенденций развития способов обеспечения экономической безопасности государства. Рассмотрение перечисленных тенденций через механизм действия основных законов и закономерностей развития сложных нелинейных открытых экономических систем позволило выявить закономерности обеспечения экономической безопасности, которые, в свою очередь, позволили определить основные формы обеспечения экономической безопасности государства: экономический патронат, экономическую кооперацию и экономическое противоборство [3-6].

В рамках экономического патроната обеспечивается внутрисистемная безопасность подсистем экономического назначения страны, если совокупность этих подсистем рассматривать как целостную систему, то есть обеспечивается безопасное (с экономической точки зрения) функционирование каждой подсистемы управления национальным хозяйством, экономического обеспечения, производства и т.п. внутри более глобальной (например, государственной) управляющей системы. В рамках реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории государства, могут

выступать соответствующие макроэкономические

2

показатели .

Показателями-индикаторами экономической безопасности государства могут быть: 1) объем валового внутреннего продукта (ВВП); 2) валовой сбор зерновых, млн т; 3) доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП; 4) доля расходов на оборону, % к ВВП; 5) доля затрат на гражданскую науку, % к ВВП; 6) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, %; 7) доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, %; 8) доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения, %; 9) децильный коэффициент дифференциации доходов населения; 10) уровень безработицы, в % к экономически активному населению; 11) уровень монетизации, % к ВВП; 12) внешний долг, % к ВВП; 13) внутренний долг, % к ВВП; 14) доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % общего объема расходов бюджета; 15) дефицит федерального бюджета (бюджета центрального

2 Экономическая безопасность России. Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 896 с.

154 №р://йп-^й.г

правительства), % к ВВП; 16) уровень инфляции, %; 17) объем золотовалютных резервов, млрд долл. США; 18) отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта, %; 19) доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов, %.

В рамках экономической кооперации обеспечивается экономическая безопасность государства при взаимодействии экономики страны с различными экономическими системами, не связанными с этим сектором мирового хозяйства отношениями подчиненности, то есть обеспечивается совместное функционирование национальных хозяйств и обмен экономическими ресурсами между экономическими системами различных государств мира, иностранных и международных организаций. В рамках реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории соответствующего государства, могут выступать показатели взаимовлияния экономики этого государства с различными национальными хозяйствами.

Экономическое противоборство является основной формой обеспечения экономической безопасности государства в конкурентной борьбе противостоящих сторон. Достижение и удержание превосходства в экономическом противоборстве обеспечивает безопасность функционирования систем экономического назначения государства при подготовке и в ходе конкурентной борьбы (разрешения экономического конфликта). В рамках реализации этой формы обеспечения экономической безопасности государства в качестве показателей уровня защищенности национального хозяйства, находящегося на экономической территории соответствующего государства, могут выступать показатели экономического противоборства экономики этого государства с различными национальными

" 3

хозяйствами .

Транстихоокеанское партнерство (ТТП; англ. Trans-Pacific Partnership, TPP) представляет собой международную торгово-экономическую организацию, целью которой является создание

3 Экономическая безопасность: энциклопедия. М.: ИД «Правовое просвещение», 2001; Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004; Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: учебник для вузов. СПб: Вектор, 2005. 251 с.; Основы экономической безопасности / под ред. Е.А. Олейникова. М.: Бизнес-школа, 1997. 288 с.

зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Организация создается на основе разрабатываемого торгового соглашения между ее участниками. Данная структура должна стать альтернативой АСЕАН и АТЭС, ее создание является продолжением американской политики по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной, созданию экономического блока для противостояния растущему влиянию Китая и России [7, 8].

Действительными участниками Till остаются четыре его учредителя и страны, которые ведут переговоры об условиях своего участия, а также о правилах нового торгового блока. По состоянию на октябрь 2013 г. в переговорном процессе участвуют 16 государств (табл. 1).

США, как своего рода модератор мировой экономики, пытаются выйти из наиболее жесткого цикла системного финансово-экономического кризиса. В рамках такой стратегии они пытаются создать расширенный контур управления с выходом за пределы ранее проявленной зоны американского влияния. Транстихоокеанское партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП) и Соглашение о торговле услугами (TiSA) выступают квазиинтегрированными пакетами торгово-экономиче ских соглаше ний, позволяющими реализовать такую стратегию количественно более широкого и качественно более глубокого расширения контура оперирования товарной массой и пакетом услуг [7, 8].

Таким образом, Япония и другие государства -участники Транстихоокеанского партнерства -безусловно, вовлечены и продолжают вовлекаться в процессы глобализации. В этих условиях обеспечение экономической безопасности государств - участников Транстихоокеанского партнерства реализуется в формах экономического патроната, экономической кооперации и экономического противоборства4 [3].

Оценка уровня экономической безопасности государства, реализованного в рамках

4 Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии. В кн.: Российское японоведение сегодня. К 20-летию Ассоциации японоведов. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 290-308. URL: http://ifes-ras.ru/images/abook_file/Rus_Japan_Conf_2015.pdf; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации. В кн.: Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 202-292. URL: http://ifes-ras.ru/images/abook_file/ProblemsSVA-2015.pdf

экономического патроната со стороны, например, правительства и центробанка страны, экономической кооперации и экономического противоборства, например, с 19 странами мира, может производиться по 19 х 3 = 57 показателям. При одинаковой значимости 57 компонент

защищенности национального хозяйства наименьшее возможное значение общего нормированного показателя (уровня) экономической безопасности этого государства -УэБ0тт = Ю~114 - соответствует наименьшему

уровню безопасности национального хозяйства страны. И, наоборот, наибольшее возможное

значение этого показателя - ^эБ0тах = 10114 -

соответствует наибольшему уровню экономической безопасности государства. Единичное значение общего (интегрального) нормированного показателя экономической безопасности государства - Уэб 0 = 1 -

соответствует критическому уровню безопасности национального хозяйства, понижение которого определяет опасность для экономики этого государства.

Изменение уровня экономической безопасности Японии в рамках экономического патроната со стороны центрального банка и правительства Японии

Экономический патронат в условиях глобализации определяет прежде всего реализацию (соблюдение) различных норм, касающихся функционирования национального хозяйства на экономической территории государства при наличии различных внешних и внутренних угроз. Очевидно, что эффективность реализации (соблюдения) соответствующих действующих норм функционирования национальных хозяйств по предупреждению, нейтрализации, локализации различных внешних и внутренних угроз и/или устранению их негативных последствий в условиях глобализации может быть рассмотрена на примере мирового финансово-экономического кризиса 2008-2010 гг. и посткризисного периода.

Антикризисные меры правительства и центрального банка Японии. С началом кризиса властные структуры Японии активно включились в борьбу с негативными последствиями возникших дисбалансов как в мировом хозяйстве, так и в отечественной экономике. Несмотря на то, что многие меры антикризисной политики правительства и центрального банка Японии оказывали влияние сразу на несколько секторов экономики, укрупненно их можно разделить на следующие группы: меры по стабилизации

финансовой системы; меры денежно-кредитной политики; поддержки реального сектора экономики; повышения социальной защиты населения; налоговые меры, а также меры бюджетной политики.

Финансово-экономический кризис, безусловно, внес коррективы в перспективы экономического развития Японии, а также в изменение уровня экономической безопасности страны в ближайшее десятилетие. Кризис понизил общий уровень экономической безопасности этого государства, но по отдельным показателям экономическая безопасность Японии в последние годы не только не уменьшилась, но и возросла. Благодаря своевременно принятым мерам мировой финансово-экономический кризис также несущественно повлиял на возможности этой страны по повышению уровня своей экономической безопасности. Таким образом, реализованные антикризисные меры японского правительства и центробанка, программные выступления высоких должностных лиц Японии подтвердили, что эта страна и дальше будет по-прежнему твердо проводить активную финансовую политику в целях сохранения платежной системы страны, целенаправленно заниматься макрорегулированием, а также совершенствованием структуры экономики, уделяя при этом особое внимание инновациям, экономии энергии и защите окружающей среды.

Деятельность правительства и центрального банка Японии в посткризисный период. Избранный в декабре 2012 г. глава правительства Японии Синдзо Абэ выделил три приоритетных направления («стрелы») нового экономического курса: достижение 2%-ной инфляции; увеличение бюджетных расходов на общественные работы, а также стимулирование частного инвестирования. Первыми результатами проведения политики нового кабинета стало ослабление курса японской национальной валюты, увеличение акций японских компаний, стремительный рост в 2013 г. индекса Никкэй 225, одобрение парламентом рекордного бюджета, предусматривающего увеличение военных расходов и трат на проведение общественных работ.

В перспективе макроэкономическая политика правительства и центрального банка Японии будет заключаться в обеспечении устойчивой экономической динамики и сохранении за страной места одного из лидеров мировой экономики. Правительство Японии будет постепенно переходить от тактических антикризисных методов к стратегическим либеральным реформам

156 №р:/Лп-^а!г

- приватизации государственного сектора экономики, дерегулированию финансовых рынков, либерализации валютного режима, реформе бюджетной и банковской системы и пр., то есть к максимальному использованию рыночных методов. Потенциальные темпы экономического роста Японии до 2020 г., зависящие от ее ресурсного обеспечения, оцениваются в 1,9-2,2% в год5 [3, 9-16].

Пороговыми (на диаграммах - единичными) уровнями экономической безопасности Японии считаются: 1) для объема валового внутреннего продукта (ВВП) - 2 000 млрд долл. США (в ценах 2003 г.); 2) для валового сбора зерновых - 55 млн т (масса до обработки); 3) для доли инвестиций в основной капитал - 16% к ВВП; 4) для доли расходов на оборону - 1% к ВВП; 5) для доли затрат на гражданскую науку - 1,5% к ВВП; 6) для доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции - 15%; 7) для доли машиностроения и металлообработки в промышленном производстве - 25%; 8) для доли лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всей численности населения - 7% ко всему населению страны; 9) для децильного коэффициента дифференциации доходов населения - 8%; 10) для уровня безработицы - 8% к экономически активному населению; 11) для уровня монетизации - 25% к ВВП; 12), 13) для внешнего и внутреннего долга - 40 и 30% к ВВП соответственно; 14) для доли расходов бюджета на обслуживание государственного долга - 20% к общему объему расходов бюджета центрального правительства; 15) для дефицита бюджета центрального правительства - 3% к ВВП; 16) для уровня инфляции - 25%; 17) для объема золотовалютных резервов - 57 млрд долл. США;

5 Кэйдзай токэй нэнкан (Ежегодник экономической статистики). Токио: 2007-2015; АлексеевВ.В. Экономика Японии: учеб. пособие. М.: Изд-во МГИМО-Университета, 2006. 244 с.; Ежегодник СИПРИ 2014. Вооружения, разоружение и международная безопасность / Научное издание. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 764 с.; Asian Development Bank, Key Indicators of Developing Asian & Pacific Countries. 2007-2015; IMF, International Financial Statistics Yearbook. Wash., 2007-2015; SIPRI Yearbook. Armaments, Disarmament and International Security. Oxford University Press, Oxford N.Y., 2007-2015; Statistical Yearbook. U.N., N.Y., 2007-2015; Statistical Abstract of the United States. N.Y., Wash., 2007-2015; Statistical Handbook of Korea. National Statistical Office Republic of Korea. Seoul, 2007-2015; The Military Balance. London, 2007-2015; UNCTAD, Handbook of Statistics (за соответствующие годы). N.Y., Geneva. 2007-2015; US Department of Commerce, BEA's Overview of the Economy. URL: http://bea.doc.gov/bea/glance; World Development Indicators. WB. Wash., 2007-2015; Перспективы развития мировой экономики. Октябрь 2008. Финансовый стресс, экономические спады и подъемы // World Economic Outlook, October 2008 (In Russ.). Wash.: IMF, 2008. 268 p.

18) для отношения выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта - 25%; 19) для доли продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов -20%.

Значения показателей экономической безопасности Японии, характеризующих экономический патронат со стороны правительства и центрального банка этой страны, представлены в табл. 2, и на рис. 16 [3, 9, 10, 17-19].

Сравнительная оценка уровня экономической безопасности Японии, государств - участников Транстихоокеанского партнерства и других стран мира, реализованного в рамках экономического патроната

Сравнительная оценка общего интегрального уровня экономической безопасности государств -участников Транстихоокеанского партнерства и других стран мира, реализованного в рамках экономического патроната, может базироваться на определении значений общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства

" 7

каждой страны .

Расчетная формула общего нормированного показателя безопасности национального хозяйства у-го государства может иметь вид:

где У

ЭБ(ЭПатронат)/

- общий нормированный

19

У

,/ = nß 11,0,01 <&:•/ < loo,

ЭБ(Патронат), /

6 Гордиенко Д.В. Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии. В кн.: Российское японоведение сегодня. К 20-летию Ассоциации японоведов. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 290-308. URL: http://ifes-ras.ru/images/abook_file/Rus_Japan_Conf_2015.pdf; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности Японии в условиях глобализации. В кн.: Проблемы обеспечения безопасности Северо-Восточной Азии: региональные измерения и российско-китайское сотрудничество. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 202-292. URL: http://ifes-ras.ru/images/abook_file/ProblemsSVA-2015.pdf

7 О подходе к оценке уровня экономической безопасности см., в частности, Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография.

М: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. 392 с.; Гордиенко Д.В. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях кризиса: учеб. пособие. М.: Дело, РАНХ и ГС, 2012. 368 с.; Гордиенко Д.В. Перспективы повышения уровня экономической безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. С. 42-56; Гордиенко Д.В. Сравнительная оценка уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2008. № 1. С. 14-20; Гордиенко Д.В. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России // Имперское возрождение. 2009. № 3. С. 6-13.

показатель уровня безопасности национального хозяйства '-го государства, реализованный в рамках экономического патроната;

а{' - вес 7-го нормированного частного показателя, характеризующего экономическую безопасность '-го государства,

ßj - значение i-го нормированного частного показателя,

характеризующего безопасность j-го государства.

экономическую

Результаты расчетов значений общих (интегральных) показателей экономической безопасности государств - участников Транстихоокеанского партнерства и других стран мира в период 1997-2015 гг. и в перспективе до 2020 г. без учета влияния мирового финансово-экономического кризиса и с учетом такого влияния представлены на рис. 2.

Таким образом, становится очевидным влияние мирового финансово-экономического кризиса на уровень безопасности национальных хозяйств государств - участников Транстихоокеанского партнерства и других стран мира, а также относительное повышение уровня экономической безопасности этих государств в перспективе до 2020 г. в случае реализации Транстихоокеанского партнерства, планов экономического роста и социально-экономического развития стран [3, 9, 10, 20-22].

Заключение

На фоне медленного восстановления национального хозяйства Японии, как и всей мировой экономики, от последствий глобального финансово-экономического кризиса мировому сообществу предстоит найти новую модель взаимодействия и создать новые механизмы экономического развития. При этом Транстихоокеанское партнерство, будучи многосторонним соглашением, включает изменение тарифов, трудовых прав и межгосударственных инвестиций, и по замыслу разработчиков является отражением процесса регионализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе и должно служить целям достижения устойчивого развития национальных экономик Японии и других государств - участников соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве.

Таблица 1

Страны, подписавшие Соглашение об учреждении ТТП, присоединившиеся к переговорам и объявившие о заинтересованности в участии

Table 1

Countries that signed the Trans-Pacific Partnership Agreement, joined the talks and declared their interest in the participation

Страна Статус Дата подписания Соглашения об учреждении ТТП, присоединении к переговорам, объявлении о заинтересованности в участии

Бруней Учредитель Июнь 2005 г.

Чили Учредитель Июнь 2005 г.

Новая Зеландия Учредитель Июнь 2005 г.

Сингапур Учредитель Июнь 2005 г.

США Участник переговоров Февраль 2008 г.

Австралия Участник переговоров Ноябрь 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перу Участник переговоров Ноябрь 2008 г.

Вьетнам Участник переговоров Ноябрь 2008 г.

Малайзия Участник переговоров Октябрь 2010 г.

Мексика Участник переговоров Октябрь 2012 г.

Канада Участник переговоров Октябрь 2012 г.

Япония Участник переговоров Март 2013 г.

Тайвань Объявлено о заинтересованности Сентябрь 2013 г.

Колумбия Объявлено о заинтересованности Январь 2010 г.

Филиппины Объявлено о заинтересованности Сентябрь 2010 г.

Южная Корея Объявлено о заинтересованности Ноябрь 2013 г.

Источник: составлено автором

Source: Authoring Таблица 2

Значения показателей экономической безопасности Японии, характеризующих экономический патронат со стороны правительства и центрального банка страны

Table 2

Indicators of Japan's economic security that reflect economic protectorship of the national government and the Central Bank

Частные показатели экономической 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2015 г. 2020 г.

безопасности (оценка) (прогноз)

1. Объем ВВП р12 1,88 2,11 2,16 2,24 2,25 2,27 2,5

2. Валовой сбор зерновых Р2 2 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49 0,49

3. Инвестиции в основной капитал Р3 2 1,01 1,2 1,43 1,21 1,16 2,4 2,64

4. Уровень безработицы Р4 2 2,05 2 1,45 1,65 1,7 1,75 1,8

5. Уровень монетизации Р5 2 5,92 5,96 6,04 6,09 6,12 6,17 6,18

6. Внешний долг Р6 2 8,51 8,6 6,25 6,8 7 7,35 7,4

7. Расходы на оборону Р7 2 1 1 1 1 1 1 1

8. Расходы на гражданскую науку Р82 2,03 2,03 2,03 2,03 2,03 2,04 2,04

9. Инновационная продукция Р9 2 5,83 5,87 5,88 5,91 5,93 7,6 8

10. Уровень инфляции Рш 2 40 10 27,78 25,2 26 12 12

11. Объем золотовалютных 18,25 18,26 18,28 19,4 20 22,5 24

резервов Рп 2

12. Выплаты по внешнему долгу р^2 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78 27,78

13. Внутренний долг Р13 2 0,24 0,24 0,17 0,15 0,15 0,15 0,15

14. Расходы на обслуживание 0,81 0,83 0,84 0,84 0,86 0,86 0,86

государственного долга р^ 2

15. Дефицит бюджета центрального 0,71 0,71 0,63 0,67 0,7 0,7 0,7

правительства р^ 2

16. Машиностроение и металлообработка в промышленном 1,22 1,2 1,16 1,14 1,12 1,18 1,2

производстве р^ 2

17. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума Рп 2 1,04 1,06 1,06 1,08 1,1 1,5 1,9

18. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения р^ 2 1,82 1,82 1,86 1,9 1,95 2,1 4

19. Доля продовольствия, поступившего по импорту Р19 2 0,41 0,41 0,41 0,42 0,42 0,42 0,42

Значения показателя экономической безопасности, характеризующего 19 3,01106 1,03106 1,18106 1,23106 1,48106 3,47-106 1,20107

экономический патронат П Р7- 2 7=1 '

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 1

Динамика изменения уровня экономической безопасности Японии в период 1997-2020 гг. без учета мирового финансово-экономического кризиса (a) и с учетом влияния мирового финансово-экономического кризиса (b)

Figure 1

Trends in Japan's economic security level within 1997-2020, excluding the effect of the global financial and economic crisis (a) and including the effect of the global financial and economic crisis (b)

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 2

Сравнительная оценка динамики изменения значений показателей экономической безопасности государств мира, характеризующих патронат со стороны их правительств и центральных банков, с учетом (a) и без учета (b) влияния мирового финансово-экономического кризиса

Figure 2

A comparative evaluation of trends in economic security indicators of countries worldwide that reflect the protectorship of their governments and central banks, including (a) and excluding (b) the effect of global financial and economic crisis

Источник: составлено автором Source: Authoring

Список литературы

1. Барабин В.В. Экономическая безопасность государства: монография. М.: Аванти, 2001. 181 с.

2. Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: монография. М.: Изд-во РАГС, 2007. 315 с.

3. Гордиенко Д.В., Яковлева Н.Г. Мировой финансово-экономический кризис и обеспечение экономической безопасности государства: монография. М: Аргамак-Медиа, 2013. 392 с.

4. Дворянков В.А. Экономическая безопасность. Теория и реальность угроз. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. 356 с.

5. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. М.: Анкил, 2010. 1120 с.

6. Сенчагов В.К., Губин Б.В., Павлов В.И. и др. Глобальный финансовый кризис: безопасность финансовой сферы России. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2010. 234 с.

7. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Создание Транстихоокеанского партнерства: американский вариант СЭВ как инструмент балансирования глобальных финансовых диспропорций // Экономические стратегии. 2015. № 8. С. 6-25.

8. Перская В.В. Транстихоокеанское партнерство: вызов для мировой экономики или эволюция интеграции в условиях перехода к многополярности? // Экономические стратегии. 2015. № 8. С.26-39.

9. Гордиенко Д.В. Уровень экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2013. С. 92-138.

10. Гордиенко Д.В. Оценка уровня экономической безопасности государств Азиатско-Тихоокеанского региона. В кн.: Северо-Восточная Азия: региональные измерения безопасности и российско-китайское сотрудничество. М.: Изд-во ИДВ РАН, 2014. С. 10-56.

11. Дробышевский С.М., Синельникова Е.В., Сорокина А.В. и др. Международный опыт антикризисной политики. М.: Дело, 2010. 224 с.

12. Завадников В. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 5-11.

13. Кудрин А. Ведущие страны в глобальной экономике // Экономическая политика. 2011. № 5. С. 5-8.

14. Набиуллина Э. Экономическая политика в условиях кризиса - анализ и перспективы // Экономическая политика. 2009. № 3. С. 73-85.

15. Экономика Японии. М.: Изд-во Института востоковедения РАН, Восточная литература, 2008. 407 с.

16. Целищев И.С. Японская экономика переживает не лучшие времена // Экономические стратегии.

2015. № 8. С. 41-48.

17. Илларионов А. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. 1998. № 10. С. 35-57.

18. Кнобель А.Ю., Баева М.А., Фиранчук А.С. Участие России в торговых спорах в рамках ВТО: анализ конкурентоспособности. М.: Дело, 2016. 140 с.

19. Полутов А.В. КНР и Япония: борьба за ресурсы и острова Восточно-Китайского моря // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 2. С. 21-34.

20. Таларая Г.Д. Корейский тупик и «Большой проект» Северотихоокеанской системы сотрудничества. В кн.: Восточная и Юго-Восточная Азия - 2008: экономическое развитие в условиях мирового кризиса. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2009. С. 192-211.

21. Терских М.А. Подходы Вьетнама к развитию отношений с США // Проблемы Дальнего Востока.

2016. № 2. С. 39-41.

22. Федорович В.А., Муравник В.Б., Бочкарев О.И. США. Военная экономика: монография. М.: Международные отношения, 2013. 618 с.

Национальные интересы: National Interests:

приоритеты и безопасность 12 (2016) 153-163 Priorities and Security

ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations

ISSN 2073-2872 (Print)

THE AGREEMENT ON TRANS-PACIFIC STRATEGIC ECONOMIC PARTNERSHIP.

ENSURING ECONOMIC SECURITY OF JAPAN: ECONOMIC PATRONAGE OF THE GOVERNMENT

AND THE CENTRAL BANK

Dmitrii V. GORDIENKO

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russian Federation gordienko@ane.ru

Article history:

Received 6 July 2016 Received in revised form 29 August 2016 Accepted 22 September 2016

JEL classification: N45, O19

Keywords: Asia Pacific, global financial crisis, economic crisis, economic security

Abstract

Importance The article discusses prospects of change in the economic security of Japan, while it participates in the Trans-Pacific Partnership.

Objectives The research represents a comparative evaluation of economic security of Japan and member countries of the Trans-Pacific Partnership as part of economic patronage of governments and central banks of the countries.

Methods The research reviews Japan's economic security indicators. Using statistical and econometric methods, I evaluated how economic security of Japan might change as part of economic patronage of the government and Central Bank of the country.

Results The article proposes an approach to a comparative evaluation of changes in economic security of Japan and member countries of the Trans-Pacific Partnership. The approach facilitates identifying priorities of the national government's economic policies under the current circumstances.

Conclusions and Relevance The economic security level of Japan can be presented as multiplicands describing whether its national economy is protected. I conclude that the Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement should set forth new regulations of global trade, suggest new standards, considering new trends in global development, and increasing the economic security level of Japan and other member countries of the Trans-Pacific Partnership.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Barabin V.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva: monografiya [Economic security of the State: a monograph]. Moscow, Avanti Publ., 2001, 181 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Barlybaev Kh.A. Chelovek. Globalizatsiya. Ustoichivoe razvitie: monografiya [Man. Globalization. Sustainable development: a monograph]. Moscow, Russian Academy of State Service Publ., 2007, 315 p.

3. Gordienko D.V., Yakovleva N.G. Mirovoi finansovo-ekonomicheskii krizis i obespechenie ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstva: monografiya [The global financial and economic crisis and the economic security of the State: a monograph]. Moscow, Argamak-Media Publ., 2013, 392 p.

4. Dvoryankov V.A. Ekonomicheskaya bezopasnost'. Teoriya i real'nost' ugroz: monografiya [Economic security. Theory and reality of threats: a monograph]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2007, 356 p.

5. Senchagov V.K. Ekonomika, fmansy, tseny: evolyutsiya, transformatsiya, bezopasnost' [Economics, finance, prices: evolution, transformation, security]. Moscow, Ankil Publ., 2010, 1120 p.

6. Senchagov V.K., Gubin B.V., Pavlov V.I. et al. Global'nyi finansovyi krizis: bezopasnost' fmansovoi sfery Rossii [The global financial crisis: security of Russia's financial sector]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2010, 234 p.

7. Ageev A.I., Loginov E.L. [Creating the Trans-Pacific Partnership: the American version of the CMEA as a tool to balance the global financial disparity]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, no. 8, pp. 6-25. (In Russ.)

8. Perskaya V.V. [Trans-Pacific Partnership: a challenge for the world economy, or the integration evolution during transition to multipolarity?]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, no. 8, pp. 26-39. (In Russ.)

9. Gordienko D.V. Uroven' ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona [The level of economic security of the countries in the Pacific Rim]. Moscow, Institute for Far Eastern Studies RAS Publ., 2013, pp. 92-138.

10. Gordienko D.V. Otsenka urovnya ekonomicheskoi bezopasnosti gosudarstv Aziatsko-Tikhookeanskogo regiona. V kn.: Severo-Vostochnaya Aziya: regional'nye izmereniya bezopasnosti i rossiisko-kitaiskoe sotrudnichestvo [Evaluating economic security of the countries in the Pacific Rim. In: Northeast Asia: regional evaluation of the security and the Russian-Chinese cooperation]. Moscow, Institute for Far Eastern Studies RAS Publ., 2014, pp. 10-56.

11. Drobyshevskii S.M., Sinel'nikova E.V., Sorokina A.V. et al. Mezhdunarodnyi opyt antikrizisnoi politiki [International experience in crisis management policy]. Moscow, Delo Publ., 2010, 224 p.

12. Zavadnikov V. [On constructive economic policies of governments and authorities during the crisis].

Ekonomicheskayapolitika = Economic Policy, 2009, no. 2, pp. 5-11. (In Russ.)

13. Kudrin A. [Leading countries in the global economy]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2011, no. 5, pp. 5-8. (In Russ.)

14. Nabiullina E. [Economic policy in times of crisis: analysis and prospects]. Ekonomicheskaya politika = Economic Policy, 2009, no. 3, pp. 73-85. (In Russ.)

15. Ekonomika Yaponii [Japan's economy]. Moscow, Institute of Oriental Studies RAS, Vostochnaya literatura Publ., 2008, 407 p.

16. Tselishchev I.S. [The Japanese economy is going through a hard time]. Ekonomicheskie strategii = Economic Strategies, 2015, no. 8, pp. 41-48. (In Russ.)

17. Illarionov A. [Criteria of economic security]. Voprosy Ekonomiki, 1998, no. 10, pp. 35-57. (In Russ.)

18. Knobel' A.Yu., Baeva M.A., Firanchuk A.S. Uchastie Rossii v torgovykh sporakh v ramkakh VTO: analiz konkurentosposobnosti [Russia's participation in trade disputes under the WTO: a competitiveness analysis]. Moscow, Delo Publ., 2016, 140 p.

19. Polutov A.V. [The People's Republic of China and Japan: vying for resources and isles of the East China Sea]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2016, no. 2, pp. 21-34. (In Russ.)

20. Talaraya G.D. Koreiskii tupik i 'Bol'shoi proekt' Severotikhookeanskoi sistemy sotrudnichestva. V kn.: Vostochnaya i Yugo-Vostochnaya Aziya - 2008: ekonomicheskoe razvitie v usloviyakh mirovogo krizisa [Korean deadlock and the Big Project of the North-Pacific system of cooperation. In: East and Southeast Asia - 2008: economic development during the global crisis]. Moscow, Institute of Economics RAS Publ., 2009, pp. 192-211.

21. Terskikh M.A. [Vietnam's approaches to developing the relations with the USA]. Problemy Dal'nego Vostoka = The Far Eastern Affairs, 2016, no. 2, pp. 39-41. (In Russ.)

22. Fedorovich V.A., Muravnik V.B., Bochkarev O.I. SShA. Voennaya ekonomika: monografiya [The USA. Military economy: a monograph]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya Publ., 2013, 618 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.