Научная статья на тему 'Содружество опыта и молодого дерзания'

Содружество опыта и молодого дерзания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
45
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содружество опыта и молодого дерзания»

СОДРУЖЕСТВО ОПЫТА И МОЛОДОГО ДЕРЗАНИЯ

Ц-13 ноября 1999 года в Челябинске состоялась Уральская межрузовская научно-практическая конференция "Современное состояние фольклора Урала и Сибири". Главными ее участниками были студенты Екатеринбурга, Курска, Магнитогорска, Уфы и Челябинска.

Конференция была задумана именно как студенческая, хотя для участия в ней были приглашены и преподаватели, в том числе крупные ученые, профессора-фольклористы. Когда-то существовала традиция собирать студентов разных вузов, специализирующихся по фольклористике, для обмена опытом экспедиционной работы. Благодаря этим встречам студенты приобщались к большой науке, обретали навыки изложения своих наблюдений в форме научного доклада, знакомились с положением дел в других вузах и таким образом становились настоящими исследователями, реальными кандидатами в соответствующую аспирантуру. К сожалению, с началом "перестройки" в вузах возникли финансовые трудности, поэтому прекратилась не только организация студенческих конференций, но и сама практика экспедиционной работы.

И вот по инициативе Челябинского государственного педагогического университета и при поддержке других гуманитарных вузов города (ЧелГУ, ЧГИИК) было решено утраченную традицию возродить. Почти все университеты Урала откликнулись на приглашение и прислали на конференцию своих представителей — студентов и преподавателей, в общей сложности 84 докладчика.

Тематика конференции определялась результатами полевых (экспедиционных) исследований, проведенных летом 1999 года. Эти результаты позволяют судить об общей картине современного состояния фольклора Урала и Сибири. Студенческие экспедиции добыли изрядное количество этнографических и фольклорных материалов. Речь идет о десятках тысяч единиц хранения в архивах и фондах разного уровня. Доклады студентов и преподавателей, участников экспедиций, представляли собой попытку анализа этих материалов. В каждом из них были новые факты, а порой и очень любопытные наблюдения, размышления, попытки самостоятельного движения в неведомое.

На пленарном заседании прозвучали доклады "мэтров" — профессоров А.И. Лазарева (Челябинск) и Б.Г. Ахметшина (Уфа), которые наметили общее направление конференции. Видя ее значение в коллективном осмыслении процессов, совершающихся в современном народном творчестве, А.И. Лазарев уделил основное внимание фольклоризации произведений народного творчества. Только изучая этот процесс возможно ответить на главные вопросы фольклористи-

ки: как образуется фольклор, каково его отношение к действительности, каково соотношение понятий "современный фольклор" и "современное народное творчество". Б.Г. Ахметшин призвал рассматривать факты современного бытования фольклора с позиций новейших достижений в области теории фольклора (работы В.Е. Гусева, В.П. Аникина и др.).

Работа конференции велась в двух секциях. Одна называлась: "Современное состояние фольклора. Прозаические жанры". Проблематика докладов, на первый взгляд, очень пестрая: топонимические предания, современное состояние сказки, семейные родословные, фольклорный репертуар старообрядцев, фольклорные реминсценции в литературе и т.д., и т.п. Но если вдуматься в содержание докладов и постараться уловить их центральную идею, то станет ясно: все они объединены мыслью о сути совершающихся на наших глазах изменениях в фольклоре. Не случайно, наверное, так много докладов было посвящено самым "консервативным" слоям народного творчества — быличкам, легендам, заговорам, а также мифологическим образам преданий и сказок. На этом материале можно с наибольшей убедительностью показать, какие традиции в фольклоре оказались наиболее живучими и что, наоборот, не выдерживает испытания временем и почему.

Интересным было и то, что каждый студент-докладчик ставил перед собой и решал задачу частного плана, почему-либо его заинтересовавшую. 3. Азналина (БашГУ) рассматривала взаимоотношение башкирских и русских художественных традиций в топонимических и исторических преданиях. Ю. Андрушко (ЧГПУ) оригинально раскрыла тему функционирования мифологических образов в бытовой сказке, что само по себе говорит о смелости студентки, ибо жанр бытовой сказки в нашей науке с мифологией не очень связывался. Татьяна Архарова (ЧГПУ) поставила пред собой очень интересную задачу: сопоставить варианты преданий, легенд, песен, записанных фольклористами в одном и том же населенном пункте (с. Биянка, Миньярский района, Челябинской области) в разное время (1959 -1964 - 1999 гг.). Выводы получились весьма любопытными и поучительными — "все течет, все меняется". И.А. Голованов на конкретных фактах рассмотрел процесс трансформации сказочного фольклора Урала. О трансформации жанра былички в современных условиях очень убедительно говорила К. Коузова (ЧГПУ).

Хорошо, что студенты не замыкаются в рамках формальной фольклористики. Их интерес к народному творчеству сопряжен с вопросами филологии, с проблемами, занимающими умы философов, социологов, историков. Чрезвычайно интересным в этом плане пред-

ставляется доклад студента УрГУ Н. Каменских, который на материале уральского фольклора рассмотрел такую острую социальную проблему как сиротство ("Сиротство в онтологическом и социальном аспектах"). Так же глубоко обсуждался вопрос о судьбе девушки, изображенной в традиционном и новом фольклоре, в докладе Е. Харитоновой (УрГУ).

Не прошел мимо внимания студентов и тот факт, что в современных условиях как бы ожили традиционные связи фольклора и религии, их взаимное приближение и часто встречающийся антагонизм. Это явление, видимо, наиболее характерно для населения Курганской области, потому что о нем говорили преимущественно представители Курганского университета, а именно: Ю. Лиске — "Почитаемые святые у старообрядцев села Ильина", Н. Котова — "Семейное родословие Трубиных из села Колташова", О. Позднякова — "Репертуар знатока фольклора села Межборного".

Студенты учитывают важное общественное, культурно-воспитательное, педагогическое значение фольклора в наши дни и берут на заметку все, что наблюдается сегодня в окружающей нас жизни. Заслужил всеобщее одобрение доклад О. Крюковой (УрГУ) о сказке как школе русского речевого этикета. В этом же ракурсе прозвучали доклады И. Кульсариной и С. Шаулова (оба из БашГУ).

Некоторые сообщения порадовали глубоко профессиональным подходом к решению проблемы. Например, как всегда высоким научным уровнем отличался доклад профессора В.П. Федоровой ("Характер и роль комментариев носителей фольклора"). Восхищение взывала попытка аспирантки Н. Швабауэр (УрГУ) создать указатель сюжетных мотивов демонологической несказочной прозы рабочего, попытка, судя по докладу, вполне удавшаяся.

Другая секция называлась "Обрядовая поэзия и песенная лирика". Здесь отличились студенты из Магнитогорского педагогического университета, Челябинского института искусства и культуры, Челябинского государственного университета. Их доклады содержали не только описание новых фактов, добытых в экспедициях, но и оригинальные суждения. С. Гузема (ЧелГУ), пользуясь методом сравнительного анализа, рассматривает семиотику русского свадебного обряда и устанавливает своеобразие казачьей традиции — донской и оренбургской. С. Дремлюга (ЧелГУ) собрала интересные материалы, связанные с бытованием духовных стихов на Южном Урале. Оказывается, эта традиция еще живет, более того, судя по изложенным фактам, наметился процесс ее обновления.

Показательно, что докладчики изучают песенные тексты и мелодии в контексте современной праздничной, обрядовой и бытовой

культуры, то есть в полном соответствии с требованиями современной фольклористики. Так, А. Зырянов (ЧГИИК) исследует не просто песни оренбургских казаков, их мелодическое своеобразие, а "традиционную казачью культуру", благодаря чему его анализ получает дополнительную глубину. Ю. Кичигина (ЧГПУ) говорила об особенностях бытования лирических песен в городе Миньяре. Л.Г. Ованесян (ЧелГУ) привела немало примеров зависимости, которую испытывают на себе песни, исполняемые во время обряда. Благодаря этому они обретают новые краски и даже новое значение вербальных и музыкальных образов.

С большим вниманием были выслушаны доклады А. Пасынкова ("Характеристика юмора в частушке"), Г. Савиной ("Жанр бурлеска в русском эпосе"), Е. Светлышевой ("Свадебный обряд Октябрьского и Еткульского районов"), И. Скворцовой ("Поэтика лирических песен деревни Крутоярка...") и другие.

Конференция показала, что фольклор является живой и органической частью современной культуры Урала и Сибири. В то же время она продемонстрировала успехи вузов Урала в деле подготовки квалифицированных фольклористов.

Целесообразность и плодотворность проведения таких конференций, объединяющих усилия опытных педагогов-наставников и начинающих исследователей, очевидна. Подобное взаимодействие является лучшей гарантией того, что российская фольклористики будет успешно развиваться в будущем, а встречи на таком форуме станут регулярными.

Л. Косовненко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.