Научная статья на тему 'Содружество Независимых государств: Трансазийский коридор развития'

Содружество Независимых государств: Трансазийский коридор развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЯЧЕСЛАВ КОМАРОВ / ЭКОНОМИКА СНГ / ТРАНСАЗИЙСКИЙ КОРИДОР РАЗВИТИЯ / МЕРКОСУР / СНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содружество Независимых государств: Трансазийский коридор развития»

СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ТРАНСАЗИЙСКИЙ КОРИДОР РАЗВИТИЯ

Вячеслав КОМАРОВ

кандидат экономических наук, сопредседатель Лизинговой конфедерации СНГ, начальник Управления департамента экономической политики правительства Москвы

(Москва, Россия)

Актуальность развития инвестиционной деятельности на экономическом пространстве государств СНГ предопределена сложностью проблем, возникших в экономических взаимоотношениях в связи с развалом СССР и образованием Содружества Независимых Государств, в которое вошли 12 бывших республик Советского Союза. Разрыв их прежних кооперационнотехнологических, инфраструктурных, торговых, социальных, информационно-технологических связей обусловил создание на постсоюзном пространстве совершенно новых политических и экономических реалий.

Образование СНГ — результат понимания необходимости продолжить взаимодействие с целью оптимального сохранения на переходном этапе экономического, технического и инфраструктурного потенциала своих стран. Одним из центральных аспектов их эффективного взаимодействия, направленного на выход из экономического кризиса, стаби-

лизацию и подъем национальных экономик, может стать развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.

Затянувшийся инвестиционный кризис в СНГ оказался главным препятствием на пути перехода к новому этапу — периоду экономического роста и фундаментальной структурной перестройки экономики стран Содружества.

Инвестиционная активность в каждом государстве СНГ в решающей степени определяется возможностями и поведением отечественных инвесторов. Вместе с тем годовая потенциальная потребность в прямых иностранных капиталовложениях в этих странах составляет, по оценкам экспертов, свыше 45 млрд долл.

Попытки выйти из глубокого системного экономического кризиса на основе проводившейся в некоторых республиках Содружества на протяжении ряда лет политики только финансовой стабилизации не привели к положительным результатам. Спад про-

изводства и инвестиционной активности продолжался. Учитывая сложившуюся ситуацию, представляется необходимым концептуально изменить подход к методам преодоления этого кризиса. Основными направлениями эффективной экономической политики должны стать инвестиционная поддержка пилотных секторов и проектов реальной

экономики, а также использование этого фактора для общей стабилизации и оживления промышленности и сельского хозяйства. Эти проблемы — стратегические и общие для всех стран СНГ, несмотря на то что в каждой из них имеются свои особенности, требующие тактической конкретизации и привязки к непосредственным условиям.

Экономика СНГ в 1991—2004 годах

В 1990-е годы экономическая ситуация в странах Содружества была неоднородной. На начальном этапе сходства и различия в их социально-экономическом состоянии придали рыночным реформам в СНГ многополюсную конфигурацию. Разновременное начало и непоследовательное проведение этих реформ уже на первых этапах разорвали единый хозяйственный механизм плановой экономики на национальные хозяйственные механизмы. Социально-экономические преобразования приобрели суверенный характер. Страны СНГ вышли на разноуровневые траектории экономических реформ и формирования рыночных хозяйственных механизмов, что стало решающим фактором вялой экономической интеграции данных государств, серьезной помехой на пути их активного многостороннего взаимодействия.

На начальном этапе экономических реформ (1991—1994 гг.) ни в одной стране Содружества не сложились полноценные институциональные условия для рыночной экономики, хотя соответствующие модели формировались по передовым мировым образцам. Усилий оказалось недостаточно, чтобы в одночасье разрушить складывавшуюся десятилетиями систему государственного управления социально-экономическими процессами и внедрить рыночные отношения. Намеченные на этот этап системные реформы по сути не состоялись. Созданные рыночные институты не смогли взять на себя регулирующие функции и адекватно заменить государственные экономические органы стран СНГ.

Второй этап преобразований (1995—1997 гг.) характеризуется антикризисными мерами в реальной экономике и денежно-кредитных отношениях, борьбой с инфляцией. Особенность макроэкономической стабилизации состояла в том, что принимаемые решения вводили в хозяйственную практику и жизнедеятельность общества новые, рыночные правила и условия. Основные усилия правительств большинства государств Содружества сконцентрировались на адаптации национальных экономик к сокращению бывших системных межреспубликанских хозяйственных связей СССР и автономном прорыве на мировые финансовые и товарные рынки. Наметилась тенденция к общей стабилизации и к началу восстановительных процессов в реальном секторе экономики. К положительным результатам этого этапа реформ и интеграционного развития следует отнести то, что под влиянием схожих подходов к антикризисным задачам наметилось сближение основных направлений рыночных преобразований, экономической и социальной политики. Практически во всех странах Содружества начал складываться программно-целевой подход к реформам на базе индикативного планирования социально-экономического развития и реализации государственных среднесрочных программ.

К концу 1997 года в этих странах практически была подавлена инфляция и появилась возможность выхода на траекторию экономического роста и расширенного воспроизводства. Приоритеты преобразований в этой сфере начали смещаться в область институциональных трансформаций, реформирования рыночной инфраструктуры, перестройки производства и реорганизации предприятий, расширения экспортного потенциала и роста внешних инвестиционных источников. Слабость внутренних возможностей экономического подъема предполагалось компенсировать широким и целевым привлечением иностранных инвестиций в разработку и реализацию государственных стратегических программ и проек-

тов, связанных с модернизацией традиционных и созданием новых отраслей и инновационных технологий, ориентированных на интеграцию в мировое хозяйство.

В России наметившаяся стабилизация экономики, при наличии косвенных признаков приближающегося кризиса, в 1998 году была взорвана финансовым крахом, сопровождавшимся гибелью рынка ценных бумаг, параличом банковской системы, обвалом курса рубля, скачком инфляции, резким снижением покупательной способности населения, уходом многих иностранных инвесторов с российского рынка. В 1997—1998 годах внешняя торговля РФ пострадала от резкого снижения мировых цен на энергоносители. Негативные процессы в стране отрицательно повлияли на экономику и ряда других государств СНГ, в первую очередь на наиболее тесно связанные с Россией Беларусь, Казахстан, Украину. Вместе с тем

финансовый кризис осени 1998 года был переломным моментом десятилетия реформ, создавшим благоприятные условия для национальных производителей.

Различия между странами СНГ по масштабам и структуре инвестиций весьма существенны. В то же время общими чертами инвестиционного процесса являются недостаток финансовых накоплений и снижение масштабов обновления основных фондов, минимизация национальных инвестиционных программ и проектов. Практически во всех государствах Содружества уменьшились капиталовложения в сельское хозяйство и легкую промышленность. Оживление инвестиционной деятельности отмечается в основном в нефтяной, газовой промышленности и в электроэнергетике. Инвестиционная активность перемещается из таких жизнеобеспечивающих отраслей экономики, как сельское хозяйство, медицинская и легкая промышленность, а также из инновационных сфер в нефте- и газодобычу, разработку сырьевых ресурсов, имеющих ярко выраженную экспортную направленность.

Современный этап экономических реформ, начавшийся в 1999 году, характеризуется определенной устойчивостью, экономическим ростом и структурной перестройкой реального сектора экономики СНГ. Развитие большинства его стран определяется целями и задачами среднесрочных и долгосрочных правительственных программ макроэкономической стабилизации и углубления экономических преобразований. По прогнозам аналитиков, для большинства этих стран итоги 2004 года могут стать лучшими за период реформ.

Однако межгосударственное инвестирование в экономике Содружества находится на начальном этапе и крайне недостаточно. Так, в 2003 году в экономику России из других стран СНГ в виде инвестиций вложено 890 млн долл. (в том числе максимальные поступления из стран Центральной Азии составили: из Казахстана — 195 млн долл., из Узбекистана — 89 млн долл.), а из государств дальнего зарубежья — 29 699 млн долл. (в 33 раза больше). Инвестиции РФ в экономику других республики СНГ в том же году равнялись 544 млн долл. (основной получатель — Казахстан) или почти вдвое меньше, чем эти страны вложили в Россию, при этом в дальнее зарубежье она инвестировала 23 264 млн долл., что в 43 раза превышает ее капиталовложения в другие республики Содружества. Очевидно, что реальную интеграцию в СНГ могут запустить только крупные межгосударственные инвестиционные проекты.

Межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития»

19 ноября 2004 года в Москве, в здании мэрии, состоялась международная конференция «О развитии международного научно-технического сотрудничества по проекту «Трансазийский коридор развития». Основными ее организаторами выступили правительство Москвы во главе с мэром российской столицы Ю. Лужковым и правительство Ханты-Мансийского автономного округа (ЮГРА) во главе с губернатором А. Филиппенко. В работе конференции также приняли участие представители законодательных и исполнительных органов, экономических и научных организаций России и Центральноазиатских стран Содружества Независимых Государств.

Исходя из того, что инвестиционное взаимодействие между Россией и другими республиками СНГ находится в критическом состоянии, в этой сфере требуются прорывные реше-

ния. Первым, реальным и наиболее значимым шагом на данном направлении может стать межгосударственный инвестиционный проект «Трансазийский коридор развития» с участием России, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Предварительные проработки выявили реальную потребность в социально-экономическом сотрудничестве Центральноазиатских стран СНГ и Уральского федерального округа России на основе интеграции базовых ресурсов.

В соответствии с новыми геополитическими реалиями устойчивое развитие России в перспективе практически невозможно без сотрудничества в масштабах этой территории. Ее меридианный коридор (с 55о по 65о) — от Карского до Аравийского моря — имеет богатейший, во многом не освоенный природный и людской потенциал. Хозяйственное освоение этих ресурсов, создание совместных предприятий и социальной инфраструктуры предполагается начать с формирования зоны экономической активности. Коридор развития будет обустраиваться, обживаться, заселяться и в конечном счете превратится в вертикаль единого социально-экономического пространства свободного предпринимательства, что обеспечит его безопасное и эффективное функционирование в рамках международного глобального сотрудничества.

Материально-техническую основу коридора развития должны составить территориальные реперные проекты: транспортный, строительный, промышленный, агропромышленный, топливно-энергетический и водообеспечивающий. Очевидно, что наилучшая форма начала реализации этого стратегически важного проекта — создание Международного консорциума коридора развития в виде транснациональной корпорации с контрольным пакетом акций государств Содружества.

Инвестиционную привлекательность данного проекта характеризуют следующие аспекты: значительное снижение транспортных издержек на всем евразийском континенте; загрузка Северного морского пути и Транссиба; открытие новых рынков сбыта, ранее недоступных из-за транспортных ограничений; снижение зависимости от портов Прибалтики, Финляндии и Дальнего Востока; создание в перспективе свободной экономической зоны и зоны свободной торговли в границах коридора развития — от Северного морского пути до Ирана.

В докладе мэра Москвы Ю. Лужкова подчеркнуто: «Наш анализ показал, что если потенциал этого региона использовать с учетом интересов всех стран, так или иначе заинтересованных в заселении и развитии этих земель, то, вне всякого сомнения, возникают мощнейшие синергетические эффекты, которые эти страны никогда не получат, если каждая из них будет сидеть на своем «сене».

Именно эта философия и именно эти предварительные расчеты убедили нас в том, что в данном регионе можно начать социально-экономический и политический процесс, подобный тому, который более 50 лет назад начался в Европе в момент создания Европейского объединения угля и стали. Мир теперь уже убедился на практике, что синергетика взаимовыгодного, добросовестного сотрудничества стран Европы вышла далеко за рамки согласованного использования железорудных и угольных месторождений. Вполне реалистично предположить, что и трансазийский проект, начавшись, образно говоря, как Российско-Центразийское объединение воды и солнца, послужит мотором аналогичных социальноэкономических и политических процессов, на благо наших народов. Для этого все мы должны проявить государственную мудрость и дальновидность, должны, хотя бы в этой сфере, поставить долгосрочные интересы наших стран и народов впереди сиюминутных политических или меркантильных выгод. Необходимо запустить социально-экономический процесс, который пусть не быстро, но неуклонно двигал бы нас к этой благородной цели.

Мы убеждены, что продвижение проекта Трансазийского коридора развития явится как бы стратегическим мостом из непростого настоящего в достойное будущее, внесет заметный вклад в развитие производительных сил всех стран-участниц проекта. Мы ожидаем, что в докладах и выступлениях на конференции найдет отражение всеобщее признание важности развития равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Это, несомненно, позволит подойти к получению адекватных ответов на многие вопросы, связанные с преодолением барьеров развития».

Крайне важно, что и президент РФ В. Путин считает наиболее перспективными сферами экономических контактов в Центральной Азии следующие направления: развитие промышленного производства, формирование общего транспортного пространства, стимулирование приграничной торговли, водопользование и гидроэнергетику.

Прежде всего стоит важный, стратегический вопрос совместного формирования правовых и экономических механизмов сотрудничества. Эффективность функционирования национальной экономики любого государства сейчас во многом зависит от масштабов и характера его включения в процессы глобализации. Центральной идеей экономической интеграции России, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана в Трансазийском проекте становится реализация баланса интересов всех сторон, с учетом синергетических последствий развития взаимных связей. Решение этой задачи обязательно предполагает формирование адекватной правовой и организационной базы для достижения оптимального взаимодействия национальных экономических систем.

К сожалению, политика, проводимая в регионе мировыми финансовыми институтами, ориентирована на поддержку выживания, но отнюдь не на развитие. Многие работающие в регионе эксперты открыто признаются, что они хотят научить не тому, как преодолеть бедность, а как жить в бедности. Естественно, это порождает еще ряд угроз безопасности, прежде всего — социальную нестабильность, криминализацию экономики, коррупцию, наркобизнес, значительную, большей частью нелегальную и неорганизованную миграцию.

Вклад Москвы в продвижении комплекса бизнес-проектов на его прединвестиционном этапе весьма велик. Это и подготовка информационно-аналитических и концептуальных документов, и организационно-правовое обеспечение создания управляющей структуры, и инвестирование его интеллектуальным потенциалом, и деловые связи, и мониторинг общественного мнения, а также работа со средствами массовой информации, организация публичных встреч и дискуссий.

Созданная правительством Москвы рабочая группа в кратчайшие сроки изучит конструктивные предложения, проанализирует их, чтобы использовать эти материалы на последующих, уже совместных стадиях исследования и проектирования.

* * *

Безусловно, данный проект вызовет интерес не только у отечественных, но и у зарубежных инвесторов Европы и Азии, в первую очередь у иранских и индийских финансистов.

Особо следует остановиться на западноевропейских партнерах. 11 ноября в Москве прошел день экономики Франкфурта-на-Майне. Обербургомистр этого города Петра Рот заявила, что в связи с замедлением инвестиционной активности в Германии бизнес Франкфурта-на-Майне и региона Рейн — Майн особенно заинтересован в инвестиционном и кооперационном взаимодействии с Москвой.

Одним из главных инвесторов проекта должен стать «Межгосбанк СНГ», созданный странами Содружества в первую очередь для реализации межгосударственных инвестиционных проектов.

Работа над проектом «Трансазийский коридор развития» может возвратить государствам СНГ уверенность в своих силах, помочь им выйти из затянувшегося экономического кризиса не меньшего, чем «великая американская депрессия».

Когда во время той депрессии встал вопрос: благополучие конкретного человека или «догмы свободного рынка», президент США Ф. Рузвельт сделал выбор в пользу человека, сломав при этом множество догм, до того считавшихся незыблемыми. Рузвельт в кратчайшие сроки сумел заставить нацию поверить в то, что кризис можно преодолеть, поставил задачу — мобилизовать как можно большее число людей, вернуть их к активной, созидательной жизни, помочь им обрести цель, мечту, идеал, смысл жизни.

«Счастье не в простом владении деньгами, — говорил президент Соединенных Штатов, — оно в наслаждении от достижений, блаженстве от творческих усилий. Удовольствие от рабо-

ты и ее моральное стимулирование не должны быть забыты в бездумных поисках недолговечных доходов. Эти мрачные дни будут стоить усилий, если они научат нас, что нашим настоящим назначением является не прислуживать кому-то, а служить себе и своим соотечественникам».

Основными положениями нового курса кабинета Рузвельта, относящимися к теме интенсификации инвестиционной деятельности в кризисный период, являлись: повышение роли правительства в создании рабочих мест; усиление государственного планирования и контроля над разными видами транспорта, связи и другими услугами, имеющими выраженный общественный характер; стимулирование и реорганизация использования природных ресурсов через занятость людей на производстве; обеспечение контроля над национальной валютой в целях ее оздоровления; предоставление помощи наиболее пострадавшим от депрессии и краха банковской системы; установление строгого контроля над банковским кредитованием и инвестициями.

Очевидно, что необходимо взять полезные элементы из механизма, позволившего американцам преодолеть свои невзгоды за довольно короткий отрезок времени. Проект «Трансазийский коридор развития» — один из таких базовых элементов.

Правовая база инвестиционной и строительной деятельности в СНГ

Реализации данного проекта во многом будет способствовать наработанная в СНГ правовая база по осуществлению межгосударственной инвестиционной, лизинговой и строительной деятельности. Основными документами в этой сфере являются:

■ Соглашение в области инвестиционной деятельности (24 декабря 1993 г.). Оно предусматривает сотрудничество в разработке и осуществлении инвестиционной политики, в том числе определены формы и методы капиталовложений на территории стран Содружества.

■ Конвенция «О защите прав инвесторов» (28 марта 1997 г.). Ее цель — создание общего гарантированного инвестиционного пространства, свободное привлечение капиталов и обеспечение правами инвесторов, вкладывающих деньги в экономику этих государств.

■ Конвенция «О межгосударственном лизинге» (25 ноября 1998 г.) — свод правил и необходимых условий развития межгосударственной лизинговой активности в странах СНГ. Она призвана содействовать производителям в реальном секторе экономики, так как позволяет в несколько раз снизить уровень стартового капитала, необходимого для начала предпринимательской деятельности, а также вовлечь финансовый сектор в созидательную работу. О жизненной необходимости этого документа говорит то, что, основываясь на созданной правовой базе межгосударственного лизинга, соответствующие национальные ассоциации Беларуси — «Белли-зинг», России — «Рослизинг», Украины — «Укрлизинг» совместно с Исполнительным комитетом СНГ создали Лизинговую конфедерацию Содружества Независимых Государств («СНГЛИЗИНГ»).

■ Соглашение «О сотрудничестве в строительной деятельности» (9 сентября 1994 г.) разработано в целях взаимовыгодной интеграции в использовании сырьевых ресурсов и материально-технической базы строительства, а также инвестиционного сотрудничества в строительной сфере.

■ Соглашение «О взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств-участников Содружества Независимых Государств» (27 марта 1997 г.).

■ Соглашение «О межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимной интерес для государств-участников Содружества Независимых Государств» (13 января 1999 г.).

■ Конвенция «О транснациональных корпорациях СНГ» (6 марта 1998 г.).

СНГ — МЕРКОСУР

В контексте мировых аналогий для России и других государств СНГ весьма интересен опыт регионального объединения МЕРКОСУР, в который входят страны Латинской Америки и Карибского бассейна: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай (при особом статусе Чили и Боливии). Эту интеграционную структуру называют также Общим рынком Южного конуса.

МЕРКОСУР — одна из крупнейших региональных экономических группировок мира, в настоящее время — емкий интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн долл.) и 40% прямых зарубежных инвестиций. В глобальном масштабе МЕРКОСУР представляет собой (по размерам и потенциалу) второй после ЕС таможенный союз и третью экономическую структуру после ЕС и САЗСТ (североамериканская зона свободной торговли).

МЕРКОСУР интересен нам тем, что его образование по времени совпало с созданием СНГ, да и стартовые условия были во многом идентичны. (Асунсьонский договор об образовании МЕРКОСУР также был подписан в 1991 г.) В январе 1994 года члены МЕРКОСУР приняли Протокол о взаимной защите и поощрении инвестиций, что придало мощный импульс процессам «физической» интеграции стран Южного конуса. Актуальность проекта «Трансазий-ский коридор развития» подтверждается параллелью осуществления МЕРКОСУРом межгосударственных стратегических проектов в реальной экономике. Так, в различной стадии реализации находятся несколько крупномасштабных инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры, энергетики, транспорта, среди которых выделяются следующие: строительство суперавтострады Сан-Пауло — Буэнос-Айрес протяженностью 2 100 км (стоимость первой очереди 3 млрд долл.); строительство моста Колония — Буэнос-Айрес длинной 51 км (стоимость около 1 млрд долл.).

Особый интерес вызывает проект «Единый водный путь в бассейне рек Парагвай и Парана» протяженностью 3 440 км и стоимостью 1,3 млрд долл. Он настолько корреспондируется с проектом «Трансазийский коридор развития», что опыт его реализации необходимо изучать и использовать.

Правительства государств-членов МЕРКОСУР рассматривают интеграцию в качестве стратегического приоритета национального развития, который, стимулируя технологическую модернизацию и структурную перестройку экономики, позволяет им наиболее адекватно адаптироваться к международному разделению труда, успешно конкурировать с другими региональными группировками, занять достойное место в мировой экономике.

* * *

Инвестиции были и остаются единственным фактором, гарантирующим способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. Выход из экономического кризиса в СНГ возможен на основе разработки и реализации доктрины, ядром которой могла бы стать стратегия рационального использования имеющихся ресурсов, основанная на активизации интеллектуальной и инновационно-инвестиционной деятельности.

Трансазийский коридор развития позволяет удачно сочетать эффективность, опыт его инициаторов, за плечами которых уже реально осуществленные проекты, организационные

структуры, авторитет и материально-техническая база, финансовые ресурсы российских ре-гионов-лидеров во главе с Москвой и ее мэром Ю. Лужковым. Все это делает Трансазийский коридор развития реальным проектом, способным стать связующим, стягивающим звеном на экономическом пространстве СНГ.

Проект позволит обеспечить оптимальные условия создания привлекательного инвестиционного имиджа России и других стран Содружества для отечественных и иностранных инвесторов, интенсифицировать межгосударственную инвестиционную и лизинговую деятельность с целью осуществления реальной интеграции в СНГ, эффективного развития экономики и повышения уровня жизни в его государствах-участниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.