Научная статья на тему 'Содействуя процветанию: исламский банк развития, подъем исламских банков и финансовых институтов в странах Центральной Азии'

Содействуя процветанию: исламский банк развития, подъем исламских банков и финансовых институтов в странах Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1187
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКОЕ БАНКОВСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ДЕЛО / ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ЮЖНОГО КАВКАЗА / ИСЛАМ В РЕСПУБЛИКАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ИСЛАМСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ / ИБР / ИБР И КАЗАХСТАН / АЗЕРБАЙДЖАН / КЫРГЫЗСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / УЗБЕКИСТАН / ТАДЖИКИСТАН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Греш Джеффри

Исламское банковское и финансовое дело переживает подъем и все прочнее утверждается в странах Центральной Азии. После распада Советского Союза в 1991 году и формирования новых независимых государств в мусульманских республиках региона наблюдается бурный рост исламских финансовых институтов. Многие авторы считают даже, что для бывших советских республик региона работа с этими банками и финансовыми учреждениями — новаторский путь экономической смычки с другими мусульманскими странами, расположенными за пределами Центральной Азии, и этот путь в конце концов обеспечит им дополнительные рыночные преимущества в конкурентной мировой экономике. Один из "ключей", открывающих доступ к мировым рынкам: стимулирование социально-экономического развития отдельных стран и региона в целом, а также либеральные экономические реформы. Советское наследие, сохраняющее в этих республиках господствующие позиции, прежде всего централизованное планирование экономики, было и остается существенным тормозом. Однако с приходом в регион исламских банков и финансовых учреждений социально-экономическое развитие мусульманских республик Центральной Азии и Южного Кавказа уже получило серьезный импульс, и есть надежда, что эта тенденция продолжится. На протяжении ХХ века ислам, хотя и подавляемый в Центральной Азии коммунистическим режимом, оставался важной отдушиной в культурной и религиозной жизни народов республик Центральной Азии. Теперь, когда эти мусульманские республики приоткрылись к влиянию таких глобальных перемен, как рыночные силы, революция в сфере информации и телекоммуникаций, а также к радикальному исламу, их власти всеми силами стремятся приспособиться к нынешней ситуации и сформировать политические и экономические структуры, позволяющие выживать во все более взаимосвязанном мире. Правители некоторых республик региона в ответ на давление этих глобальных факторов только крепче держатся за прежние модели и методы управления, основанные на командной экономике и однопартийной политической системе. Руководители же ряда других стран ЦА пытаются либерализовать национальные рынки, включив их в мировую экономику. Советское наследие по-прежнему мешает модернизации большинства прежних советских республик Центральной Азии, затрудняя проникновение в регион исламских банков и финансовых структур. И все же благодаря усилиям Исламского банка развития (ИБР) со штаб-квартирой в Джидде (Саудовская Аравия) присутствие исламского банковского и финансового капитала в регионе заметно возросло. В данной статье рассматривается роль ИБР в содействии социально-экономическому развитию стран региона. Более того, большинство республик Центральной Азии и Южного Кавказа видят в деятельности исламских банков и финансовых учреждений существенную возможность успокоить оппозиционные группы радикальных исламистов. Хотя ИБР и добился в регионе некоторых успехов, прочно укоренившееся советское наследие и неустойчивость политической ситуации весьма затрудняют его деятельность по продвижению и развитию исламских финансовых учреждений для решения задач, стоящих перед властями данных стран. И все же, несмотря на живучесть советского прошлого, активность исламских банков и финансовых учреждений в постсоветских мусульманских странах растет. ИБР служит важным инструментом легитимации для правящей элиты и новой номенклатуры региона, по-прежнему наталкивающихся на растущую оппозицию радикального ислама. Для целей настоящей работы мы сопоставим масштабы активности исламского банковского и финансового капитала в шести мусульманских республиках бывшего Советского Союза: Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Кыргызстане. Все они в большей или меньшей степени (в зависимости от характера своей политической и экономической системы в постсоветский период) интегрировали исламские институты в свой финансовый и банковский сектор, а основным катализатором этого процесса выступил ИБР. Исламский банковский и финансовый капитал активно выходит на рынок финансовых услуг в тех странах, где либеральные реформы в сфере экономики продвигаются более успешно, прежде всего в Азербайджане и Казахстане. Но, как будет показано ниже, и в этих двух государствах ИБР столкнулся со сложными политическими играми, характерными для стран-рантье. (К этой категории страна причисляется в том случае, если значительная часть ее национального дохода поступает от эксплуатации местных природных богатств, в том числе нефти и природного газа.) Чтобы исламские банки и финансовые институты могли утвердиться в этих странах, как, впрочем, и в других странах-рантье, например в Туркменистане или Узбекистане, местной политической элите, как полагают, необходимо непосредственно участвовать в формировании соответствующих банковских и финансовых учреждений, а также в последующих выгодах от их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Греш Джеффри

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содействуя процветанию: исламский банк развития, подъем исламских банков и финансовых институтов в странах Центральной Азии»

ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

СОДЕЙСТВУЯ ПРОЦВЕТАНИЮ: ИСЛАМСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ, ПОДЪЕМ ИСЛАМСКИХ БАНКОВ И ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Джеффри Ф. ГРЕШ

докторант Флетчеровской школы по специальности «Международные отношения», основное внимание уделяет изучению Юго-Западной Азии и исламской цивилизации, вопросам международной безопасности и морским проблемам.

В свое время был главным редактором журнала по проблемам Юго-Западной Азии и исламской цивилизации «Аль-Накла», издаваемого Флетчеровской школой права и дипломатии; стажером-стипендиатом фонда Ротари в Турции и стипендиатом Президентской программы в Американском университете в Каире (Медфорд, США)

Исламское банковское и финансовое дело переживает подъем и все прочнее утверждается в странах Центральной Азии. После распада Советского Союза в 1991 году и формирования новых независимых государств в мусульманских республиках региона наблюдается бурный

рост исламских финансовых институтов. Многие авторы считают даже, что для бывших советских республик региона работа с этими банками и финансовыми учреждениями — новаторский путь экономической смычки с другими мусульманскими странами, расположенными за пределами

Центральной Азии, и этот путь в конце концов обеспечит им дополнительные рыночные преимущества в конкурентной мировой экономике. Один из «ключей», открывающих доступ к мировым рынкам: стимулирование социально-экономического развития отдельных стран и региона в целом, а также либеральные экономические реформы. Советское наследие, сохраняющее в этих республиках господствующие позиции, прежде всего централизованное планирование экономики, было и остается существенным тормозом. Однако с приходом в регион исламских банков и финансовых учреждений социальноэкономическое развитие мусульманских республик Центральной Азии и Южного Кавказа уже получило серьезный импульс, и есть надежда, что эта тенденция продолжится.

На протяжении XX века ислам, хотя и подавляемый в Центральной Азии коммунистическим режимом, оставался важной отдушиной в культурной и религиозной жизни народов республик Центральной Азии. Теперь, когда эти мусульманские республики приоткрылись к влиянию таких глобальных перемен, как рыночные силы, революция в сфере информации и телекоммуникаций, а также к радикальному исламу, их власти всеми силами стремятся приспособиться к нынешней ситуации и сформировать политические и экономические структуры, позволяющие выживать во все более взаимосвязанном мире. Правители некоторых республик региона в ответ на давление этих глобальных факторов только крепче держатся за прежние модели и методы управления, основанные на командной экономике и однопартийной политической системе. Руководители же ряда других стран ЦА пытаются либерализовать национальные рынки, включив их в мировую экономику.

Советское наследие по-прежнему мешает модернизации большинства прежних советских республик Центральной Азии, затрудняя проникновение в регион исламских банков и финансовых структур. И все

же благодаря усилиям Исламского банка развития (ИБР) со штаб-квартирой в Джидде (Саудовская Аравия) присутствие исламского банковского и финансового капитала в регионе заметно возросло. В данной статье рассматривается роль ИБР в содействии социально-экономическому развитию стран региона. Более того, большинство республик Центральной Азии и Южного Кавказа видят в деятельности исламских банков и финансовых учреждений существенную возможность успокоить оппозиционные группы радикальных исламистов. Хотя ИБР и добился в регионе некоторых успехов, прочно укоренившееся советское наследие и неустойчивость политической ситуации весьма затрудняют его деятельность по продвижению и развитию исламских финансовых учреждений для решения задач, стоящих перед властями данных стран. И все же, несмотря на живучесть советского прошлого, активность исламских банков и финансовых учреждений в постсоветских мусульманских странах растет. ИБР служит важным инструментом легитимации для правящей элиты и новой номенклатуры региона, по-прежнему наталкивающихся на растущую оппозицию радикального ислама.

Для целей настоящей работы мы сопоставим масштабы активности исламского банковского и финансового капитала в шести мусульманских республиках бывшего Советского Союза: Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане и Кыргызстане. Все они в большей или меньшей степени (в зависимости от характера своей политической и экономической системы в постсоветский период) интегрировали исламские институты в свой финансовый и банковский сектор, а основным катализатором этого процесса выступил ИБР. Исламский банковский и финансовый капитал активно выходит на рынок финансовых услуг в тех странах, где либеральные реформы в сфере экономики продвигаются более успешно, прежде всего в Азербайджане и Казахстане. Но, как будет показано ниже, и в этих двух государствах ИБР столкнулся со сложными по-

литическими играми, характерными для стран-рантье. (К этой категории страна причисляется в том случае, если значительная часть ее национального дохода поступает от эксплуатации местных природных богатств, в том числе нефти и природного газа.) Чтобы исламские банки и финансовые институты могли утвердиться в этих

странах, как, впрочем, и в других странах-рантье, например в Туркменистане или Узбекистане, местной политической элите, как полагают, необходимо непосредственно участвовать в формировании соответствующих банковских и финансовых учреждений, а также в последующих выгодах от их деятельности.

Ислам в республиках Центральной Азии

Хотя публичное исповедание религии в Советском Союзе подавлялось, мусульманство (особенно суфизм — исламский мистицизм) играло важную роль в истории и культуре всех шести республик, рассматриваемых в настоящей работе. С распадом СССР политический ислам выдвинулся в этих республиках на передний край политической жизни. В период современных средств коммуникации исламистские группы (их яркий пример — движение «Хизб ут-Тахрир», исламистская партия, стремящаяся объединить всех мусульман планеты в едином исламском государстве, халифате) установили между собой более тесные связи, стали более организованными и воинствующими. Это тревожит многих лидеров государств региона. В большинстве случаев первая реакция властей — подавить предполагаемые террористические или оппозиционные группы. Например, в Узбекистане президент страны И. Каримов раз за разом обрушивал репрессии на все, что хоть как-то напоминало исламистское движение, не заботясь об обоснованности подобных мер. Однако такое насилие лишь настраивало многих людей против правительства республики. К тому же главе государства И. Каримову приходится искать линию поведения в отношении таких своих соседей, как Таджикистан или Афганистан, где из-за существующих проблем с поддержанием законности группы, подобные Исламскому движению Узбекистана (ИДУ) или «Хизб ут-Тахрир», легко находят убежище. В Казахстане, Азербайджане и Кыргызстане мусульманство, несмотря на подъем воинствующего исламизма в регионе, остается относительно стабильным фактором. Что же касается Туркменистана, то в свое время президент республики С. Ниязов до такой степени трансформировал традиционный ислам, что тот превратился в нечто весьма специфическое, ни на что не похожее.

В целом же ислам в регионе проникает во все сферы жизни, и с 1990-х годов лидеры республик стремятся в большей мере включать его элементы в структуры государственной власти. В последние 10 лет увеличение количества приверженцев этой веры в регионе привело к громким протестам против светской власти1. Поскольку большая часть нынешних правительств сохранила множество прежних советских институтов, они сталкиваются с сильным давлением населения, которое требует интенсивнее включать в государственную жизнь различные аспекты ислама. Большинство региональных лидеров стремятся избежать подобных перемен, поскольку они означают изменение баланса в структуре правящей элиты. Трудности сбалансированного соединения прежних советс-

1 Cm.: Mann P. Religious Extremism in Central Asia // Strategic Analysis: A monthly journal of the IDSA, December 2001, Vol. 25, No. 9 (cm.: CIAO Net, 14 November 2007).

1S9

ких институтов с исламом и в дальнейшем останутся серьезной проблемой для властей, которую они будут вынуждены решать2.

ИБР и приход исламских банков и финансовых институтов в Центральную Азию

На фоне подъема ислама в Центральной Азии большинство стран региона стали приветствовать присутствие в нем международных исламских финансовых учреждений, в частности ИБР, поскольку они способны помочь властям сочетать идеи ислама с социально-экономическим развитием. Исламские банки и финансовые институты, в работе которых недопустимо ростовщичество (риба), только начали укореняться в регионе, и с их помощью можно перенаправить энергию мусульман, стремящихся полнее включить институты ислама в систему власти.

За время, прошедшее после распада Советского Союза, в ИБР вступили все шесть вышеперечисленных мусульманских республик: Азербайджан (1992 г.), Кыргызстан (1993 г.), Туркменистан (1994 г.), Казахстан (1995 г.), Таджикистан (1996 г.) и Узбекистан (2003 г.). К 1997 году ИБР открыл в Алматы (Казахстан) региональное представительство в Центральной Азии, чтобы облегчить свои усилия, направленные на социальное и экономическое развитие этих государств. Это представительство стало центром всей деятельности группы учреждений ИБР в регионе3.

Одна из наиболее перспективных задач ИБР — расширение сотрудничества и укрепление торговых связей между мусульманскими странами планеты. Добиваясь этой цели, Банк не скрывает своего стремления укрепить контакты бывших советских республик региона с государствами, входящими в Организацию Исламская конференция (ОИК): «ИБР привержен цели сблизить переходные экономики [мусульманских] стран СНГ (ни одна из них не имеет выхода к открытым морям) со странами-членами ОИК, способствуя торговле, инвестициям и распространению передового опыта путем оказания содействия в институциональном строительстве и развитии потенциала»4. В частности, многие проекты ИБР связаны с развитием инфраструктуры, то есть дорог, телекоммуникаций, аэропортов, каналов, а также с социальным развитием (строительство, оборудование школ и больниц). Кроме того, этот банк широко финансирует открытие в регионе мусульманских школ и центров подготовки священнослужителей5. В табл. 1 приведены данные о совокупных вложениях средств ИБР по состоянию на март 2003 года и о числе проектов, получающих в настоящее время финансовую поддержку от ИБР или проектов, где ИБР выступает поручителем по кредитам. В табл. 2 приведены данные об объемах финансирования с разбивкой по секторам. В полном соответствии с заявленной целью (связать страны ОИК со странами СНГ) наибольшие вложения в регионе приходятся на транспортный сектор. Наконец, следует отметить, что в таблицах приведены данные и по Албании, которая не рассматривается в настоящей работе из-за ее географического положения, но нет данных по Узбекистану, так как он вступил в ИБР лишь в 2003 году.

2 Сводный обзор по проблеме роли ислама в Центральной Азии см. в отчете Международной кризисной группы: Central Asia: Islam and the State, ICG Asia Report No. 59, 10 July 2003.

3 См.: Islamic Development Bank. Regional Office Almaty, Annual Report 1425H, 5 [http://www.isdb.org/],

1 April 2006.

4 Сопроводительное письмо вице-президента Исламского банка развития Амадоу Бубакара (там же).

5 См.: Bashir A.W. Islamic Development Bank (IDB) Delegation Returns from Inspection Tour of CIS Projects // Moneyclips, 5 September 1993 (см.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

Таблица 1

Распределение

по странам кумулятивных капиталовложений ИБР по состоянию

на 2003 год

Страна Доллары (млн) Финансируемые проекты

Азербайджан 81,660 19

Албания 59,844 17

Казахстан 76,275 20

Кыргызстан 64,839 16

Таджикистан 63,141 18

Туркменистан 74,345 11

^ Всего ^ 420,104 1 9 1

Таблица 2

Кумулятивное распределение капиталовложений ИБР по секторам по состоянию на 2003 год

Сектор Доллары (млн) % ]

Транспорт 137,398 34,5

Коммунальное хозяйство 100,047 25,2

Сельское хозяйство 75,893 19,1

Социальное развитие 56,480 14,2

Прочие 19,700 5,0

Техническое содействие 8,149 2,0

Всего 397,667 N

И с т о ч н и к: Исламский банк развития6. yl

I Г I VIII ГМ 1\1 Г I WJ IUIVIWIWIVI UUI ll\ UUUUVI I VI/I

В настоящее время объем операций группы ИБР в республиках Центральной Азии превышает 650 млн долл.7 Считается, что содействие ИБР развитию указанных секторов будет стимулировать экономический рост и откроет перед этими странами новые возможности на мировом рынке.

6 См.: Подробнее о деятельности ИБР в Азербайджане, Албании, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане см.: Islamic Development Bank, March 2003 [http://www.isdb.org/english_docs/idb_home/ idb_cis.htm], 20 March 2006.

7 Сопроводительное письмо вице-президента Исламского банка развития Амадоу Бубакара (см.: Islamic Development Bank. Regional Office Almaty, Annual Report 1425H).

Таким образом, мы получили общее представление о роли ИБР в государствах Центральной Азии. Ниже будут приведены данные по отдельным странам, позволяющие более конкретно рассмотреть деятельность в регионе как самого ИБР, так и исламских банковских институтов в целом. Политические и экономические условия, в которых создавались исламские банковские и финансовые структуры, весьма различались во всех шести странах.

Казахстан

В дополнение к учреждению частных исламских банков ИБР и Казахстан поддерживают партнерство в решении задач социального и экономического развития. Их хорошие отношения, интенсивно растущая экономика республики и наличие относительно сильного банковского сектора привели к тому, что ИБР открыл в Казахстане упомянутое нами выше региональное представительство. К тому же с точки зрения ИБР Казахстан представляет собой образец исламского банковского дела и финансов в регионе, поскольку правительство Казахстана добилось немалых успехов в деле интеграции самого ИБР и других частных исламских банков в банковский сектор страны. К тому же Казахстан продолжает либерализацию банковского сектора, что открывает более широкие возможности для дальнейшего проникновения исламских банков. Либеральные реформы в банковской сфере резко контрастируют с общей политикой президента Назарбаева, направленной на укрепление собственной власти и экономического положения благодаря доходам от нефти. Тем не менее за минувшие 10 лет ИБР выдавал кредиты или выступал поручителем по кредитам для следующих проектов.

■ Выделено 9,57 млн долл. в качестве кредита на сооружение дороги Алматы — Гульшад. Эта трасса, проходящая через промышленные и сельскохозяйственные районы, должна помочь их жителям улучшить свое экономическое положение, облегчить им доступ к новым рынкам и торговым путям8.

■ По инициативе ИБР 50 бизнесменов из Саудовской Аравии учредили в Казахстане Центральноазиатскую инвестиционную компанию для реализации проектов по развитию9.

■ Выдан кредит (20 млн долл.) на финансирование реконструкции участка Астана — Вишневка магистрали Астана — Караганда в Центральном Казахстане10.

■ 13,6 млн долл. выделено на финансирование строительства здания Академии при Казахстанском гуманитарно-юридическом университете11.

■ Открыта кредитная линия (14,7 млн долл.) для кредитования трех крупных банков страны: Народного банка Казахстана (акционерное общество открытого типа), Казахстанского коммерческого банка (акционерное общество открытого типа) и Банка ТуранАлем (акционерное общество открытого типа)12.

8 Cm.: IDB Board Executive Directors Approves New Finances // Moneyclips, 17 June 1998 (cm.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

9 Cm.: Saudis Set Up Investment Firm in Kazakhstan; Envoy Sees Scope for Tie-ups in Electricity Sector // Moneyclips, 3 August 1997 (cm.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

10 Cm.: Islamic Bank to Lend Kazakhstan $20 Million // Interfax News Agency, 26 January 2000 (cm.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

11 Cm.: Kazakhstan: IDB Session Approves US$278 mln Financing for new Projects // Infoprod, 3 September

2003 (cm.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

12 Cm.: Islamic Bank to Give 14.7m-Dollar Loan to 3 Kazakh Banks // BBC Monitoring, 11 November 2000 (cm.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

■ 30 млн долл. выделено на финансирование модернизации двух участков магист-

рали Астана — Алматы13.

Казахстан вложил значительную сумму в виде взноса в ИБР. И его участие в Банке было вознаграждено: в 2003 году Адильбек Джаксыбеков, прежний руководитель администрации президента и нынешний министр промышленности и торговли страны, избран председателем Совета управляющих ИБР. Хотя напрямую об этом никогда не говорили, но выдвижение на столь высокий пост казахстанского чиновника, входящего в правящую элиту и клановую систему Н. Назарбаева, свидетельствует, что в ИБР хорошо понимают, как делается политика и бизнес в таких странах-рантье, как Казахстан. Иными словами, любое международное финансовое учреждение, намеренное успешно работать в стране, которую в значительной степени контролирует небольшая правящая элита, сформированная по клановому признаку, должно поддерживать тесные связи с верхушкой правящего клана и обеспечивать его представителям возможность получать свою долю во всех финансовых сделках. Тем не менее для Казахстана это избрание — безусловный успех, демонстрирующий существенное укрепление отношений республики с ИБР в последние годы. Без сомнения, исламские банковские и финансовые учреждения Казахстана и дальше будут расширяться с помощью ИБР, а также благодаря относительно стабильной политической ситуации и процветающей экономике.

При этом директор Регионального представительства ИБР в Центральной Азии Ник Зайнал Абидин Ник Юсуф14 стремится установить более дружественные отношения между Казахстаном и Малайзией. Значение таких отношений обусловлено тем, что Малайзия — важный центр всей исламской банковской системы, она активно содействует использованию новаторских исламских банковских и финансовых продуктов в исламской банковской и финансовой системе по всему миру. В частности, региональный директор ИБР внес весомый вклад в развитие связей Национального банка Казахстана с малайзийскими банками, чтобы содействовать внедрению в РК новых банковских программ, в частности новых кредитных инструментов для облегчения работы еще недостаточно развитой финансовой системы15.

Азербайджан

Как мусульманская страна, к тому же стремящаяся развивать свою социально-экономическую сферу, Азербайджан в последние годы старается укреплять отношения с ИБР16. Банк даже выразил намерение в ближайшее время открыть свое отделение в Баку, что станет важным вкладом в успешное строительство партнерских отношений с республикой. В предыдущие 10 лет ИБР выполнял в Азербайджане ряд проектов17.

13 См.: Islamic Development Bank to Credit $30m to Upgrade Kazakh Road // BBC Monitoring, 26 May 2000 (см.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

14 Это назначение, одобренное лично президентом республики Н. Назарбаевым, — еще одно свидетельство того, что для успешного ведения дел ИБР приходится работать непосредственно с правящей элитой страны.

15 См.: M’sian Banks Urged to Venture into Kazakhstan’s Booming Economy // The Malaysian National News Agency, Bernama. 23 September 2003 (см.: Lexus Nexus, 25 March 2006).

16 См.: Economics Minister Stresses Necessity for Expansion of IDB-Azerbaijan Relations // AssA-Irada, 16 September 2004 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

17 См.: IDB to Open Representation in Baku // AssA-Irada, 29 June 2005 (см.: Lexus Nexus, 24 March

2006).

■ После прекращения огня в Нагорном Карабахе в 1994 году выделено 10 млн долл. на оказание помощи беженцам, в том числе на строительство школ, предприятий, дорог18.

■ 9,8 млн долл. предоставлено в виде кредита на мелиорацию и освоение 300 тыс. га засоленных земель19.

■ 9 млн долл. выдано в качестве беспроцентного займа на помощь в восстановлении школ, жилых домов, а также других принадлежащих государству зданий и сооружений после землетрясения 2000 года20.

■ 58 млн долл. выдано в виде кредитов на льготных условиях для финансирования проекта в сфере электроэнергетики, точнее — на строительство Хачмазской подстанции (северо-восточный Азербайджан) и прокладку линии электропередачи в 2004 году21.

■ 22 млн долл. выделено на помощь в реализации проекта строительства и ремонта дорог22.

■ Выдан кредит (13 млн долл.) на строительство Хачмазской подстанции и ее соединение с высоковольтной линией электропередачи Яшма — Дербент, объединяющей энергосистему Азербайджана с энергосистемой России23. В последние годы Азербайджан ищет возможность получить от ИБР помощь в развитии энергетики, не связанной с нефтяным сектором24.

■ Выдан финансовый заем (10,4 млн долл.) на строительство моста через реку Вал-валачай25.

Как мусульманская страна, Азербайджан может использовать ИБР в качестве позитивной силы, позволяющей сдерживать активность оппозиционных исламских групп в республике. Сегодня в стране нет сильных радикальных групп, которые серьезно угрожали бы правительству президента Ильхама Алиева. Однако руководство Азербайджана отдает себе отчет в наблюдающейся в регионе тенденции к усилению религиозности и к соответствующему росту исламских групп, прибегающих к насильственным действиям. Более того, имея в качестве соседей на севере Чечню, на юге — Иран, на юго-западе — Ирак, на востоке — Афганистан, руководству Азербайджана приходится учитывать настроение жителей страны и заботиться о том, чтобы радикальный исламизм не подорвал режим И. Алиева. Поэтому некоторые эксперты предполагают, что за минувшие 10 лет президенты страны (Гейдар Алиев и Ильхам Алиев) использовали членство в ИБР для

18 См.: Vadayar M. Azeri President Seeks Financial Help; Signs $9.8m Loan Pact with IDB // Moneyclips,

13 July 1994 (также см.: Islamic Development Bank to Allocate a Credit for Development of Primary Schools and Organization of Business Management in Azerbaijan // AssA-Irada, 25 May 1998) (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

19 См.: Azerbaijan Gets $9.8m IDB Loan // MoneyClips, 12 July 1994 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

20 См.: Islamic Banks Gives Azerbaijan 9M to Eliminate Aftermath of 2000 Quake // BBC Monitoring, 22 August 2003 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

21 См.: IDB to Allot $58M to Azerbaijan // AssA-Irada, 27 December 2004 (см.: Lexus Nexus, 24 March

2006).

22 См.: Saudi Arabia: IDB Allocates $22 MLN for Azerbaijani Road Projects // InfoProd, 18 May 2004 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

23 См.: Islamic Development Bank to Finance Energy Project in Northern Azerbaijan // BBC Monitoring, 23 July

2004 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

24 См.: Islamic Development Bank Pledges More Funding for Azerbaijan // BBC Monitoring, 5 January 2005 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

25 См.: Azeri Leader, World Islamic Bodies Discuss Cooperation in Saudi Arabia // BBC Monitoring, 11 March

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2005 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

демонстрации исламским лидерам своей готовности следовать нормам ислама в таких сферах, как социально-экономическое развитие26.

ИБР сумел доказать, что способен успешно действовать в финансовом секторе азербайджанской экономики. В связи с этим, возможно, правительство республики сочтет, что исламские финансы и банки заслуживают развития и в будущем. К тому же благодаря своим заслугам в сфере социально-экономического развития исламские финансовые и банковские институты способны стать существенным легитимирующим средством, обеспечивающим будущее президентства Ильхама Алиева.

Кыргызстан

Со времени мирного смещения президента страны А. Акаева в ходе «революции тюльпанов» (2005 г.) политическая ситуация в Кыргызстане остается весьма нестабильной из-за отсутствия политического единства и широко распространенной коррупции. К тому же республика столкнулась с подъемом исламского радикализма, в том числе с насильственными вылазками Исламского движения Узбекистана (ИДУ), что еще больше усилило политическую нестабильность27.

Но, как бы то ни было, после того как Кыргызстан стал членом ИБР, проекты банка принесли большую пользу, поскольку вопросы социально-экономического развития чрезвычайно важны для страны. Считают также, что для правительства весьма полезна возможность разрекламировать перед оппозиционными группами, требующими повысить роль ислама в управлении страной, свое участие в работе финансового учреждения, действующего в полном согласии с нормами ислама. По утверждениям А. Акаева, в его правительстве ислам играл важную роль инструмента легитимации и объединения28. Доверие к мусульманству, которое демонстрировал А. Акаев, и объясняет значительный размах отношений республики с ИБР. Так, в предшествовавшие 10 лет Банк кредитовал следующие программы (или выступал их поручителем).

■ В 1997 году выданы кредит (10 млн долл.) на сооружение линий электропередачи, кредит (3 млн долл.) для обеспечения медицинским оборудованием и грант (280 тыс. долл.) на технико-экономическое обоснование строительства магистрали протяженностью 222 км29.

■ В 2001 году выделено 9,5 млн долл. на финансирование проекта модернизации аэропорта в г. Ош.

■ 36,4 млн долл. выдано в порядке кредитования проекта реконструкции дороги, связывающей Казахстан с Кыргызстаном30.

26 Для полного обоснования утверждения того, что власти бывших советских республик, стремящиеся успокоить исламскую оппозицию, используют ИБР в качестве инструмента своей легитимации, необходимы более широкие эмпирические исследования.

27 См.: Khamidov A. Kyrgyzstan: Organized Opposition and Civil Unrest // Eurasianet.org, 16 December 2002 [http://www.eurasianet.org/departments/civilsociety/articles/eav121602.shtml], 24 March 2006.

28 См.: Kyrgyzstan-Iran to Commence New Chapter in Relations // Moneyclips, 11 May 1992 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

29 См.: IDB and Kyrgyzstan Sign 3 Pacts // Middle East Newsfile, 18 November 1997 (см.: Lexus Nexus,

24 March 2006).

30 См.: Islamic Development Bank. Kyrgyzstan Sign Memorandum of Understanding // BBC Monitoring,

6 July 2001 (см.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

■ 54 млн долл. выделено в последние годы на финансирование 13 проектов в об-

щественном здравоохранении, промышленности, энергоснабжении и на транс-порте31.

Несмотря на то что республика получила от ИБР существенные кредиты для финансирования различных проектов, Кыргызстан по-прежнему остается бедной, слаборазвитой страной с соответствующим банковским сектором. И хотя в КР прилагают серьезные усилия для стабилизации политической ситуации, активность исламских банков и финансовых институтов в стране, скорее всего, будет ограничиваться такими секторами с относительно невысокими рисками, как транспорт или общественное здравоохранение. Тем не менее ИБР и впредь будет играть роль катализатора позитивных перемен, облегчая правительству, стремящемуся к более прочным связям с умеренными исламскими институтами, подобными ИБР, доступ к исламскому банковскому и финансовому капиталу.

Туркменистан

Во времена правления президента С. Ниязова исламские финансовые проекты носили весьма ограниченный характер, поскольку глава государства контролировал все общество и экономику. Вообще-то, С. Ниязов приветствовал прямые иностранные инвестиции и другие финансовые проекты, направленные на разработку весьма соблазнительных природных ресурсов страны, так как прибыль от экспорта газа шла непосредственно в карман президента, способствуя укреплению его власти. Но социально-экономическая сфера почти не развивалась. Хотя с 1994 года Туркменистан был членом ИБР, роль Банка в проектах развития оставалась весьма ограниченной из-за жесткого политического контроля над всей его деятельностью. Вот несколько примеров участия ИБР в реализуемых в стране проектах.

■ 8 млн долл. выделено в 1993 году на строительство дороги, связывающей Туркменистан с Ираном32.

■ 9,7 млн долл. выдано в качестве кредита правительству в 1999 году на строительство Диагностического центра33.

■ В 1996 году ИБР участвовал в кредитовании многомиллионного проекта, финансируемого совместно Ашхабадом и Тегераном по прокладке туркменского участка 711-километровой Трансазиатско-европейской волоконно-оптической линии связи, которая со временем пройдет от Франкфурта до Шанхая34.

Узбекистан

Узбекистан (как и Туркменистан) управляется авторитарным лидером, последовательно выстраивающим экономическую политику таким образом, чтобы удерживать в

31 Cm.: Islamic Development Bank to Allocate Kyrgyz 9M Dollars to Revamp Road // BBC Monitoring,

20 June 2003 (cm.: Lexus Nexus, 24 March 2006).

32 Cm.: Islamic Bank OKs Loans for Central Asia // Japan Economic Newswire, 6 April 1993 (cm.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

33 Cm.: IDB Approves Projects Worth $200 Million // Moneyclips, 8 December 1999 (cm.: Lexus Nexus, 20 March

2006).

34 Cm.: Turkmenistan: Economy // Quest Economics Database, 15 February 2001 (cm.: Lexus Nexus, 20 March

2006).

своих руках непосредственный контроль над экономикой. Так, за последние 13 лет Узбекистан привлек лишь 70 млн долл. прямых иностранных инвестиций. Это поразительно мало для страны с населением 25 млн чел., к тому же располагающей значительными природными ресурсами, в том числе такими полезными ископаемыми, как золото, медь, свинец и цинк35. Тем не менее недавнее вступление Узбекистана в ИБР можно трактовать как попытку руководства страны противостоять опасному росту исламской оппозиции режиму президента И. Каримова. Иными словами, глава государства И. Каримов, скорее всего, пытается использовать членство в ИБР, чтобы продемонстрировать мусульманским слоям, на которые он опирается, и организациям (типа «Хизб ут-Тахрир»), что он выполняет их пожелания и усиливает исламскую составляющую в управлении страной. В последние годы И. Каримов сталкивается с растущей оппозицией активных исламистов, что заставляет его искать другие способы обращения с оппозиционными группами, а не только использовать прямое подавление и насилие.

Узбекистан не имеет выхода к морю, в связи с чем ИБР финансировал программы, призванные связать страну со странами-членами Организации Исламская конференция, которые (например, Иран) располагают морскими портами. За последние три года ИБР финансировал или выдавал гарантии по нескольким важным проектам и подписал ряд важных договоров:

■ Кредит (30 млн долл.) для финансирования совместно с Азиатским банком развития работ по улучшению системы водоснабжения в крупных городах, включая Бухару и Самарканд36.

■ Грант (54 млн долл.), из которых 15 млн долл. выделено Национальному банку внешнеэкономической деятельности Узбекистана на финансирование проектов в сфере малого бизнеса; 12,5 млн долл. — на модернизацию асфальтового завода, строительство дорог и закупку оборудования для этих целей; 25 млн долл. предназначено на строительство линии электропередачи, которая свяжет две действующие электростанции; 143 тыс. долл. — на подготовку проекта создания инвестиционной компании37.

■ В 2005 году Исламская корпорация по развитию частного сектора (член группы ИБР) подписала с Национальным банком Узбекистана соглашение о сотрудничестве по дальнейшему развитию частного сектора в стране38.

За три года, прошедшие со времени присоединения Узбекистана к ИБР, Банк сумел укрепиться в стране и стать для ее правительства источником финансовой поддержки многочисленных проектов. Эта тенденция, видимо, продолжится и в дальнейшем. В последние годы президент И. Каримов столкнулся с серьезной оппозицией консервативно настроенной части мусульманского населения и может использовать присутствие ИБР в качестве инструмента, позволяющего успокоить эту оппозицию, желающую придать исламу большее значение в управлении страной.

35 Cm.: Uzbek Bank. Islamic Financial Body Sign Cooperation Deal // BBC Monitoring, 8 October, 2005 (cm.: Lexus Nexus, 22 March 2006).

36 Cm.: Uzbekistan to Seek $470mln in Foreign Loans for Utilities by 2011 // The Central Times of Central Asia, 7 April 2005 (cm.: Lexus Nexus, 22 March 2006).

37 Cm.: Islamic Development Bank to Give Uzbekistan 52M-Dollar Grant // BBC Monitoring, 5 October

2004 (cm.: Lexus Nexus, 22 March 2006).

38 Cm.: Uzbek Bank. Islamic Financial Body Sign Cooperation Deal // BBC Monitoring, 8 October 2005 (cm.: Lexus Nexus, 22 March 2006).

Таджикистан

Таджикистан — одна из беднейших и наиболее слаборазвитых стран мира, а присутствие в республике исламских банковских и финансовых институтов до сих пор ограничивалось поддержкой со стороны ИБР национальных проектов в сфере инфраструктуры. В связи с тем что около 90% территории страны приходится на горную местность, Таджикистан остается весьма слабо урбанизированным, территориально разобщенным обществом, где 70% населения живут в сельских районах. Вот список некоторых проектов, поддержанных ИБР.

■ 52,4 млн долл. предоставлено в виде кредита и технической помощи как часть трехлетней программы ИБР (2001—2003 гг.) по развитию ряда секторов экономики и социальной сферы: здравоохранения, транспорта, образования, энергетики, ирригации39.

■ 9,1 млн долл. выделено в виде кредита на финансирование строительства дороги Шарон Игор в 2001 году40.

■ 2,5 млн долл. предоставлено в качестве кредитного финансирования Центра неотложной хирургии в 2001 году41.

■ 64 млн долл. выделено в 2003 году для продолжения финансирования ряда проектов (их 124), предложенных правительством республики. В их числе проекты в сфере гидроэнергетики, добычи золота и серебра, а также сооружение объектов транспортной инфраструктуры42.

■ 11,6 млн долл. выделено на строительство пяти мини-гидроэлектростанций в 2005—2006 годах43.

Наряду с финансированием проектов ИБР оказывал финансовую поддержку в подготовке и проведении исламских деловых конференций, призванных сформировать интерес инвесторов к РТ. Так, в 2003 году Банк пригласил в Таджикистан более 150 бизнесменов из мусульманских государств всего мира на трехдневную конференцию, посвященную инвестиционным и другим деловым возможностям в стране44.

В настоящее время складывается впечатление, что финансовые проекты, ориентированные на соответствие нормам ислама, в РТ будут развиваться и далее. Однако формирование полноценной исламской банковской системы в стране — вопрос будущего. Прежде чем Таджикистан сможет задуматься об интеграции исламского сектора в свою банковскую систему, ему придется всерьез заняться разрешением проблем социальноэкономического развития, с тем чтобы уменьшить бедность и обеспечить более быстрый экономический рост. К тому же близкое соседство групп узбеков, кыргызов и турок-мес-хетинцев, проживающих в Ферганской долине и поддерживающих постоянные трансгра-

39 Cm.: Tajik President Meets Head of Islamic Development Bank // BBC Monitoring, 20 September 2001 (cm.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

40 Cm.: 198th Session of the IDB Board of Executive Directors Approves New Financing for More than US$300 Million // Middle East Newsfile, 28 February 2001 (cm.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

41 Cm.: Saudi Gazette Staff. IDB Approves $507 Million for New Financing // Moneyclips, 9 January 2001 (cm.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

42 Cm.: Islamic Bank Chief Says 64M dollars Allotted to Support Tajik Businesses // BBC Monitoring, 25 September 2003 (cm.: Lexus Nexus, 20March 2006).

43 Cm.: Islamic Bank to Invest in Tajik Mini-Hydroelectric Stations // BBC Monitoring, 14 April 2005 (cm.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

44 Cm.: Some 170 Investors from Islamic World Attending Conference in Tajikistan // BBC Monitoring, 25 September 2003 (cm.: Lexus Nexus, 20 March 2006).

ничные связи с Таджикистаном, делают страну в глазах инвесторов опасно нестабильной. И все же определенный успех, достигнутый Партией исламского возрождения Таджикистана, свидетельствует о наличии в стране активного мусульманского населения, стремящегося к более широкому воплощению норм ислама в деятельности высших эшелонов государственной власти. Поэтому весьма вероятно, что из-за поддержки населением исламских ценностей и Иран, и ИБР будут расширять финансирование проектов социальноэкономического развития.

3 а к л ю ч е н и е

За 10 лет мусульманские республики бывшего Советского Союза, расположенные в Центральной Азии и на Южном Кавказе, стали основными кандидатами на развертывание исламских банковских и финансовых учреждений. Эти страны, практически лишенные выхода к открытым морям, с помощью ИБР впервые включились в широкую сеть торговых и коммерческих связей, охватывающую весь мусульманский мир. ИБР не только на деле продемонстрировал свою поддержку социально-экономическому развитию, но и дал шести мусульманским республикам, входящим в сферу нашего исследования, возможность осуществлять разнообразные проекты в банковском и финансовом секторе в интересах своего экономического развития, не нарушая при этом норм ислама.

Хотя регион добился определенных успехов в распространении исламских проектов в сфере банков и финансов, в статье отмечены и проблемы, с которыми сталкивается данный сектор в регионе. Самая сложная из них — советское наследие, до сих пор буквально пронизывающее всю политическую и экономическую жизнь. В большинстве республик сохраняется централизованное планирование и жесткий контроль над банковским сектором. Однако две относительно богатые страны, располагающие значительными запасами нефти, Азербайджан и Казахстан, из-за их определенной открытости действию международных рыночных сил проявляют и большую склонность к либеральным реформам. Возможно, в этом и состоит одна из причин того, что эти государства активно участвуют в проектах исламских банковских и финансовых институтов. Туркменистан и Узбекистан располагают значительными запасами природного газа, однако их лидеры из-за своих диктаторских наклонностей по-прежнему стремятся удерживать жесткий контроль над обществом и национальной экономикой, что затрудняет проникновение ИБР в эти страны.

Доходы, которые получают эти четыре республики от продажи нефти и газа, выглядят весьма привлекательными, однако в регионе усиливается тенденция к формированию стран-рантье. В данной работе на примерах мы пытались показать трудности, с которыми приходится сталкиваться международным финансовым институтам, подобным ИБР, в попытках выйти на рынок финансовых и банковских услуг этих стран. Сама природа системы правящих кланов, утвердившейся после распада Советского Союза и последовавшего «нефтедолларового дождя», вынуждает ИБР действовать с оглядкой, чтобы не создавать угрозы для политических структур, основанных на клановой системе. Более того, полагают, что ИБР одобряет стратегию обслуживания интересов существующей политической структуры в странах-рантье, в рамках которой правящая элита должна оставаться неотъемлемым элементом любого проекта в банковской или финансовой сфере. Как бы то ни было, но если исламские банковские и финансовые институты намерены расширять свое присутствие и свои операции в этих странах-рантье, то им необходимо учитывать особенности местной политики.

Исламским финансовым институтам приходится сталкиваться с серьезными трудностями при налаживании отношений со странами-рантье, однако рост исламской религиозности в регионе трансформировался в серьезную проблему для властей всех шести мусульманских республик, о которых идет речь в настоящей работе. Со времени распада Советского Союза режимы, установившиеся в 1990-х годах, носят весьма светский характер, но еще не выбрались из однопартийной системы советского типа. Однако под воздействием усиливающегося радикального исламизма, охватившего регион в последние 10 лет, им пришлось пойти на соединение старых советских институтов с новыми исламскими. Как отмечено в статье, многие полагают, что большинство этих стран использовали ИБР, чтобы продемонстрировать стремление к реальной интеграции ислама в систему управления государством. Более того, власти этих стран и впредь могут использовать исламские банковские и финансовые институты для демонстрации своего отхода от светской системы правления, возникшей после распада СССР, и тем самым успокаивать протесты оппозиционных исламских групп.

В той или иной степени ИБР проник во все мусульманские республики Центральной Азии и Южного Кавказа. Однако действительно многообещающие перспективы перед исламскими банковскими и финансовыми институтами сегодня открываются лишь в Азербайджане и Казахстане. Остальные же четыре республики либо слишком нестабильны политически и неразвиты экономически, как Таджикистан и Кыргызстан, или слишком закрыты политически, как Туркменистан и Узбекистан. Однако исламские банки и финансовые институты только начинают активизировать свою деятельность в регионе, созревшем для социально-экономического развития, создания банковских и финансовых учреждений, функционирующих в соответствии с нормами ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.