Научная статья на тему 'Содействие развитию народного образования как одно из направлений деятельности Вологодской губернской администрации в 1860-е годы'

Содействие развитию народного образования как одно из направлений деятельности Вологодской губернской администрации в 1860-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
162
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЛОГОДСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГУБЕРНСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ / АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунина Е. А.

В статье показано значение Вологодской губернской администрации в содействии развитию народного образования в условиях буржуазных реформ 1860-х гг. На основании анализа действующего зконодательста, архивных документов и опубликованных источников изложены система управления учреждениями образования в губернии и основные направления деятельности губернской администрации в сфере образования. Впервые введены в научный оборот сведения архивных документов, относящиеся к деятельности Вологодской губернской администрации 1860-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содействие развитию народного образования как одно из направлений деятельности Вологодской губернской администрации в 1860-е годы»

Е. А. Трунина

СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В 1860-е ГОДЫ

Работа представлена кафедрой истории и мировой политики Северо-Западной академии государственной службы. Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент Л. И. Комиссарова

В статье показано значение Вологодской губернской администрации в содействии развитию народного образования в условиях буржуазных реформ 1860-х гг. На основании анализа действующего зконодательста, архивных документов и опубликованных источников изложены система управления учреждениями образования в губернии и основные направления деятельности губернской администрации в сфере образования. Впервые введены в научный оборот сведения архивных документов, относящиеся к деятельности Вологодской губернской администрации 1860-х гг.

The article shows the significance of the Vologda provincial government in promoting popular education under the bourgeois reforms of the 1860s. Basing on the existing legislation, archive documents and published sources, the author describes the system of educational institutions' management in the province and the main lines of the provincial government's activity in the educational sphere. For the first time the author introduces the data of archive documents relating to the Vologda provincial government's activity in the 1860s.

В 1860-е гг. в Российской империи происходили важнейшие реформы в социальной, экономической и политической сферах. Они меняли облик страны, способствовали развитию капиталистической экономики, формированию социальной структуры буржуазного общества, вносили изменения в функционирование системы государственного управления, в том числе и губернских органов власти. Содействие развитию народного образования являлось важной составляющей деятельности губернских властей в 1860-е гг., в том числе и Вологодской губернской администрации. Особенностью этого периода является то, что в Вологодской губернии земства будут созданы только в 1870 г. и до этого времени руководство учреждений образования ведомства МВД, а также большей части ведомства Министерства народного просвещения осуществлялось Вологодской губернской администрацией.

Основными документами, вносившими изменения в образовательную систему в 60-е гг. XIX в., стали положение о начальных народных училищах от 14 июля 1864 г., определившее развитие начальной школы, гимназический устав от 19 ноября 1864 г. и Закон о создании образцовых сельских училищ от 25 мая 1869 г. Вологодская губерния в 1860-е гг. входила в Санкт-Петербургский учебный округ1 и относилась к категории губерний первого (самого высокого) разряда по оплате труда работников учебных заведений, принадлежащих ведомству Министерства народного просвещения. К этому учебному округу относилось восемь губерний. Руководство учебными заведениями губернии по линии ведомства Министерства народного просвещения осуществлялось училищной дирекцией, расположенной в Санкт-Петербурге. В Вологодской губернии, кроме образовательных учреждений Министерства народного просве-

щения, функционировали сельские училища при приходских церквах православного духовного ведомства, сельские школы ведомства МВД для вышедших из крепостной зависимости крестьян, сельские приходские училища и начальные школы грамотности ведомства Министерства государственного имущества, сельские приказные, приходские и частные школы удельного ведомства. Отдельного структурного подразделения, занимающегося вопросами народного образования, в Вологодской губернской администрации в 1860-е гг. не было. Вся ответственность за решение вопросов образования в губернии возлагалась по линии Министерства народного просвещения на директора училищ, а по линии губернской власти - на губернатора. В 1864 г. в Вологодской губернии в соответствии с законодательством был создан коллегиаль-ный орган управления - училищный совет, возглавляемый губернатором. Отчеты о деятельности училищного совета и о деятельности учебных заведений систематически публиковались в губернской газете «Вологодские губернские ведомости», издаваемой губернским правлением2. Таким образом, губернская администрация непосредственно имела отношение к вопросам развития народного образования. Нередко вопросы образования рассматривались на заседаниях Вологодского губернского статистического комитета3, являющегося коллегиальным органом и возглавляемого губернатором. Циркуляр Министерства внутренних дел «О содействии духовенству в деятельности по обучению народа»4 предписывал губернской администрации не вмешиваться в дела обучения населения в церковно-приходских школах, но в то же время способствовать духовенству в развитии благоустройства учебных заведений и оказанию им помощи по снабжению необходимыми материальными средствами.

Среди основных направлений деятельности губернской администрации по содей-

ствию образованию в Вологодской губернии в 1860-е гг. можно выделить следующие: открытие новых учебных заведений; подготовка кадров для учреждений обра -зования; заседание губернских коллегиальных органов; поощрение лиц, оказывающих благотворительную помощь образова-тельным учреждениям; инспекторские проверки образовательных учреждений; опубликование в «Вологодских губернских ведомостях» ежегодных отчетов уездных училищ и гимназий; проверка лично губернатором смет сельских школ, а также содействие в решении финасовых и материально-технических вопросов образовательных учреждений. Так, в связи с проведением крестьянской реформы много внимания было уделено созданию школ в сельской местности, число которых уже в 1862 г. в губернии удвоилось. С целью привлечения и поощрения благотворительных средств на содержание учебных заведений губернское правление систематически давало в губернской газете объявления и извещения о пожертвовании физических лиц в пользу учебных заведений имущества или денежных средств5.

Важное значение имела деятельность Вологодского губернского правления по разъяснению в официальном печатном органе губернской администрации изменений в сфере образования. На основании гимназического устава от 19 ноября 1864 г. в «Вологодских губернских ведомостях» были опубликованы правила для учеников Вологодской гимназии6. В соответствии с новыми правилами обучение в Вологодской гимназии стало доступно всем сословиям. Прием в учебные заведения осуществ -лялся один раз в год по результатам экзаменов, о чем также дополнительно сообща -лось в губернской газете. Отчеты уездных училищ также опубликовывались на страницах губернской газеты7. В них отражалось не только количество учащихся и персонала, но и предметы обучения, успеваемость, денежное содержание образователь-

Содействие развитию народного образования как одно из направлений деятельности Вологодской..,

ного учреждения. Хозяйственное содержа -ние учебных заведений осуществлялось за счет смет образовательных учреждений. Доходы учреждений складывались от получения незначительных средств Министерства просвещения, от платы за обучение с учащихся и от благотворительных обществ или взносов граждан. Отчеты о содержании училищ и сельских школ представлялись в канцелярию губернатора, например, отчет из Устьвельского волостного правления из книги по содержанию сельского училища за 1865 г.8, ведомости о сельских школах в селениях бывших государственных крестьян Никифоровской и Мо-сьевской волостей Верховажского посада9 и др. В связи с тем что земства в Вологодской губернии появились в 1870 г., всю деятельность по обеспечению учебных заведений дровами, водой, письменными принадлежностями, учебной литературой, по ремонту помещений осуществляли местные и губернские органы власти10. После введения земств эти обязанности были переданы в земские учреждения.

Подтверждением внимания к решению вопросов образования является тщательное изучение начальником губернии отчетов о расходовании денежных сумм, полагающихся на содержание учебных заведений. В некоторых из них губернатор лично делал резолюции с поручением проверить и дать пояснения по отдельным вопросам. Например, при изучении сведений о сельских школах Вельского уезда от 28 декабря 1865 г.11 губернатор С. Ф. Хоминский указал на неравномерность сумм, которые расходуются на содержание школ. Нередко по вопросам оказания содействия развитию образования в волостях или уездах губернатором объявлялись поощрения в форме благодарности. Была объявлена благодарность начальника губернии мировому посреднику третьего участка Никольского уезда и крестьянам Плесовской волости, а также членам Подосиновского волостного управления и крестьянам этой волости за оказан-

ное ими содействие и «усердие делу народного образования»12.

Существенную роль в развитии народного образования Вологодской губернии сыграло открытие в 1860-х гг. первого ремесленного училища и педагогических курсов. В 1866 г. в Вологодском губернском правлении с участием губернатора С. Ф. Хомин-ского рассматривался вопрос об открытии в г. Вологде ремесленного училища13. Первоначально предполагалось обучение только детей чиновников, но затем было решено обучать всех желающих на платной основе. 9 марта 1866 г. министр внутренних дел утвердил устав для открытия в г. Вологде ремесленного училища14. Решением губернского правления 28 октября 1867 г. было назначено общее собрание для рассмотрения вопросов о финансировании училища, о выборах директора и старшин в совет для управления училищем. Например, финансовые взносы представителей канцелярии губернатора составили: Николай Кедровский - губернский секретарь -588 руб. в год, Павел Обнорский - 120 руб. в год 15 ит. д. В 1868 г. ремесленное училище было открыто. Директором попечительного собрания стал купец А. Д. Девятков. Желающих обучаться ремеслу оказалось более 500 человек. Столярное дело выбра-ли 170 учащихся, сапожное - 150, переплетное - 140, токарное - 50. Среди учащихся ремесленного училища было более 100 человек городских и сельских сословий16. В целях обеспечения образовательных учреждений Вологодской губернии педагогическими кадрами по инициативе губернской администрации 14 мая 1866 г. были открыты педагогические курсы при Вологодском уездном училище. Набор составлял 30 человек в год со сроком обучения два года. Принимались на обучение лица всех сословий с 16 лет. Была установлена стипендия обучающимся от 5 до 10 рублей в месяц, назначаемая решением педагогического совета, либо обучение осуществлялось за счет собственных средств учащихся17.

Уже на первом заседании Вологодского губернского земского собрания в марте 1870 г. инспектор училищного совета докладывал о том, что крестьяне практически всех уездов желали содержать помещения и нести расходы на хозяйственное содержание школ для детей крестьян в сельской местности Вологодской губернии18. Уточним, что инициатива исходила не от земских управ, которые еще не приступили к своей деятельности в Вологодской губернии в 1869 г., а от волостных правлений и сельских обществ. Эта работа была организована Вологодской губернской администрацией. В отчете о состоянии начальных училищ Вологодской губернии за 1871 г. инспектором начальных училищ Е. Е. Тимофеевым19 отмечается, что значительно улучшено положение приходских и сельских училищ в губернии как по учебной части, так и по хозяйственной.

В целом в распространении образования в Вологодской губернии в 1860-е гг. произошли существенные изменения. Если в 1860 г. в губернии имелось всего 154 учебных заведения, то в 1870 г. их было уже 564, т. е. за десять лет появилось 409 новых учебных заведений, а количество учащихся за этот же период увеличилось с 6734 до 10 626 человек, или в 1,6 раза20. В 1860 г. количество обучающихся лиц в Вологодской гу-

бернии составляло 0,71% от населения губернии, в 1870 г. - 1,05%. Примечательно, что количество лиц мужского пола среди обучающихся увеличилось к 1870 г. на 3900 человек, но в то же время количество лиц женского пола среди обучающихся уменьшилось на 8 единиц и составляло в 1870 г. 9,11% от общего числа учащихся в губернии21 . Сохранились воспоминания о пребывании в дворянском пансионе в г. Вологде в 1856-1863 гг. Павла Владимировича За-содимского «В гимназии»22. В своих воспоминаниях он передает настроение учащихся и преподавателей начала 1860-х гг. в Вологде, а также атмосферу позитивных изменений в гимназии в 1862-63 гг.

Можно сделать вывод о том, что в 1860-е гг., несмотря на отсутствие земств, в Вологодской губернии проводилась определенная работа по развитию народного образования. Благодаря деятельности Вологодской губернской администрации была значительно расширена сеть образовательных учреждений, в том числе в сельской местности, улучшено их материально-техническое обес -печение. Впервые в истории Вологодской губернии были открыты двухгодичные педагогические курсы и ремесленое училище. Все это свидетельствует о значительной роли Вологодской губернской администрации в содействии народному образованию.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Таблица пространства и населения губерний и областей, входящих в состав учебного округа Министерства народного просвещения // Сборник справочных сведений по Министерству народного просвещения за 1862 и, частью, за 1863 и 1864 годы. СПб., 1864.

2 Вологодские губернские ведомости (ВГВ). 1865. 14 декабря № 44 и др.

3 Государственный архив Вологодской области (ГАВО). Ф. 17. Оп. 1. Д. 50. Л. 1-55.

4 Сборник циркуляров и инструкций Министерства внутренних дел за 1867 и 1868 годы. СПб.: Тип. Министерства внутренних дел, 1874. С. 253-254.

5 Вологодские губернские ведомости. 1861. 11 марта № 10; 1 апреля. № 13.

6 Вологодские губернские ведомости. 1866. 23 апреля. № 16.

7 Отчет о состоянии Устьсысольского второразрядного женского училища за 1864/65 учебный год // ВГВ. 1865. 13 августа. № 30; Отчет о состоянии Устьсысольского второразрядного женского училища за 1866/67 учебный год // ВГВ. 1867. № 45.

8 ГАВО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 50. Л. 52-54.

9Там же. Л. 55.

10Там же. Л. 52-54; ГАВО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 1. Л. 40-44.

11 ГАВО. Ф. 17. Оп. 1. Д. 50. Л. 41.

12 Вологодские губернские ведомости. 1870. 25 июля. № 30. С. 311.

13 ГАВО. Ф. 18. Оп. 1. Д. 1805. Л. 1-18.

14 Там же.

15 Там же.

16 Вологодские губернские ведомости. 1868. 19 февраля. № 9.

17Вологодские губернские ведомости. 1866. № 33. С. 327.

18 ГАВО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 1. Л. 45-48.

19 Отчет о состоянии начальных училищ Вологодской губернии за 1871 год инспектора народных училищ Е. Е. Тимофеева // Памятная книжка Вологодской губернии на 1873 год. Вологда, 1873. С. 82-83.

20 Памятная книжка Вологодской губернии на 1861 год. Вологда, 1861. С. 37; Памятная книжка Вологодской губернии на 1871 год. Вологда, 1871. С. 64.

21 Памятная книжка Вологодской губернии на 1861 год. Вологда, 1861. С. 37; Памятная книжка Вологодской губернии на 1871 год. Вологда, 1871. С. 64.

22 Засодимский П. В. В гимназии // Вологда в воспоминаниях и путевых записках: конец XVIII -начало XX века / Сост. М. Г. Ильюшина; Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина. Вологда: Русь, 1997. С. 183-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.