Научная статья на тему 'Содержательные сферы культурно-географического образа России в преподавании дисциплин гуманитарного цикла'

Содержательные сферы культурно-географического образа России в преподавании дисциплин гуманитарного цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
188
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СТРАНЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА / LINGUO-CULTURAL SCIENCE / LINGUO-CULTURAL COMPETENCE / CULTURAL AND GEOGRAPHICAL IMAGE OF A COUNTRY / NATIONAL LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / METHODOLOGY OF TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Галина Михайловна, Ротмистрова Ольга Валерьевна

В данной работе актуализируется включение понятия «культурно-географический образ страны» в понятийный аппарат лингвокультурологии и в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла; описываются выявленные по материалам текстов и экспериментов содержательные сферы, участвующие в формировании модели культурно-географического образа России; предлагается методика формирования лингвокультурологической компетенции студентов гуманитарных специальностей на материале содержательной модели культурно-географического образа России, а также приводятся результаты апробации данной методики. Результаты проведенного экспериментального обучения свидетельствуют о сформированности лингвокультурологической компетенции студентов, принявших участие в эксперименте, а модель культурно-географического образа России, которая была положена в основу экспериментального обучения, может быть включена в содержание обучения студентов гуманитарных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Галина Михайловна, Ротмистрова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The substantial spheres of the cultural and geographical image of Russia in teaching humanitarian disciplines

In this article the inclusion of the notion cultural and geographical image of a country into the conceptual apparatus of linguo-cultural science and into the process of teaching humanitarian disciplines is offered; the substantial spheres (revealed from the materials of texts and experiments) which participate in the formation of the cultural and geographical image of Russia are described; a methodology of linguo-cultural competence formation among students of humanitarian disciplines which is based on the substantial model of the cultural and geographical image of Russia is introduced, the approbation results of this methodology are also provided. Results of the carried-out experimental training testify about formation of linguo-cultural competence of the students who have taken part in experiment, and model of a cultural and geographical image of Russia, which was based on experimental training, can be included in the content of training of students of humanitarian specialties.

Текст научной работы на тему «Содержательные сферы культурно-географического образа России в преподавании дисциплин гуманитарного цикла»

УДК 811.161.1-054.6 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА РОССИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Галина Михайловна Васильева, доктор филологических наук, профессор,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург,

Ольга Валерьевна Ротмистрова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Аннотация

В данной работе актуализируется включение понятия «культурно-географический образ страны» в понятийный аппарат лингвокультурологии и в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла; описываются выявленные по материалам текстов и экспериментов содержательные сферы, участвующие в формировании модели культурно-географического образа России; предлагается методика формирования лингвокультурологической компетенции студентов гуманитарных специальностей на материале содержательной модели культурно-географического образа России, а также приводятся результаты апробации данной методики.

Результаты проведенного экспериментального обучения свидетельствуют о сформирован-ности лингвокультурологической компетенции студентов, принявших участие в эксперименте, а модель культурно-географического образа России, которая была положена в основу экспериментального обучения, может быть включена в содержание обучения студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: лингвокультурология, лингвокультурологическая компетенция, культурно-географический образ страны, национальная языковая картина мира, методика обучения дисциплинам гуманитарного цикла.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p25-29 THE SUBSTANTIAL SPHERES OF THE CULTURAL AND GEOGRAPHICAL IMAGE OF RUSSIA IN TEACHING HUMANITARIAN DISCIPLINES

Galina Mikhaylovna Vasilyeva, the doctor of philological sciences, professor,

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg Olga Valeryevna Rotmistrova, the candidate of pedagogical sciences,

Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences

Annotation

In this article the inclusion of the notion “cultural and geographical image of a country” into the conceptual apparatus of linguo-cultural science and into the process of teaching humanitarian disciplines is offered; the substantial spheres (revealed from the materials of texts and experiments) which participate in the formation of the cultural and geographical image of Russia are described; a methodology of linguo-cultural competence formation among students of humanitarian disciplines which is based on the substantial model of the cultural and geographical image of Russia is introduced, the approbation results of this methodology are also provided.

Results of the carried-out experimental training testify about formation of linguo-cultural competence of the students who have taken part in experiment, and model of a cultural and geographical image of Russia, which was based on experimental training, can be included in the content of training of students of humanitarian specialties.

Keywords: linguo-cultural science, linguo-cultural competence, cultural and geographical image of a country, national language picture of the world, methodology of teaching humanitarian disciplines.

ВВЕДЕНИЕ

Представления о географическом пространстве страны, сложность которых обусловлена междисциплинарным характером феномена пространства вообще, формируют

ее комплексный культурно-географический образ, составляют значительный фрагмент национальной картины мира и потому должны быть включены в содержание обучения студентов в рамках дисциплин гуманитарного цикла.

Культурно-географический образ, который понимается как совокупность ярких, характерных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальные пространства [Замятин 2003: 48], органично вписывается в рамки лингвокультурологических исследований, дополняя ряд культурно маркированных единиц описания языка как предмета обучения и расширяя предметное поле лингвокультурологии, усиливая тем самым ее междисциплинарный характер. В свою очередь, культурногеографические образы страны, являясь сложными, оценочными, неоднозначными явлениями, объективируются многочисленными культурно маркированными лексическими средствами и буквально пронизывают значимые тексты культуры, без понимания которых лингвокультурологическая компетенция студентов, обучающихся по специальностям гуманитарного цикла, не может считаться сформированной.

В статье раскрывается следующее положение: методика формирования лингвокультурологической компетенции студентов гуманитарных специальностей должна опираться на модель культурно-географического образа России, раскрывающуюся в системе заданий и текстов, отражающих его основные содержательные сферы (параметры и обусловленные ими мотивы).

МЕТОДИКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Культурно-географический образ страны концентрирует в себе актуальный материал для формирования культурообусловленных компетенций студентов гуманитарного профиля. Компетенции, предполагающие знание особенностей национальной культуры, получают у методистов различные определения, которые соответствуют позициям авторов, а также специфике различных дисциплин гуманитарного цикла. К компетенциям, предполагающим знание национальной культуры, относят лингвострановедческую компетенцию, которая разрабатывается, прежде всего, в рамках обучения РКИ. В исследованиях по межкультурной коммуникации идет речь о необходимости формирования у студентов межкультурной компетенции: «Ввиду того, что современное вузовское образование призвано способствовать подготовке специалистов, осознающих растущую глобальную взаимозависимость между народами, то очевидной становится необходимость выработки механизма формирования готовности будущих специалистов-гуманитариев к меж-культурной коммуникации, а также конкретизация содержания, структурных компонентов и разработки технологии обучения в условиях вузовского преподавания» [Васильева, Харченкова 2011: 51]. Необходимость формирования компетенции межкультурного общения у студентов гуманитарных специальностей подчеркивают и иностранные методисты: «Умение вступления в контакт с представителями другой культуры <...> требует специальной подготовки и обучения многим видам социокультурной информации. Такая подготовка специалиста очень важна особенно среди выпускников гуманитарных специальностей» [Зенталя 2011: 101]. В рамках лингвокультурологического подхода используется понятие лингвокультурологической компетенции, которая определяется как «знание идеальным говорящим/слушающим особенностей национальной культуры, а также всей системы ценностей, выраженных в языке» [Воробьев 1997: 14]. Методисты указывают на различные характеристики этой компетенции (комплексность, динамичность, имплицит-ность, относительность), которые свидетельствуют о сложности процесса ее формирования [Васильева, Ротмистрова, 2011: 16-17].

Поскольку культурно-географический образ страны является гетерогенным по своей сути и формируется в чрезвычайно широком контексте, его реконструкция требует обращения к различным языковым средствам и источникам.

С целью учебного моделирования, предполагающего реконструкцию культурногеографического образа России были проанализированы материалы Национального корпуса русского языка и «Русского ассоциативного словаря» (под ред. Ю.Н. Караулова).

Анализ перечисленных источников позволил выделить содержательные сферы,

формирующие культурно-географический образ России, т.е. географические параметры, определяющие в сознании носителей русского языка пространство России, к которым относятся: размер территории страны, ее рельеф и ландшафт, протяженность по оси «запад-восток», степень освоенности территории, климат. На основании этих параметров были определены и обусловленные ими наиболее частотные мотивы, формирующие в сознании носителей русского языка устойчивый культурно-географический образ России: образ огромной, пустынной, равнинной, северной, евразийской страны, чрезвычайно вытянутой по оси «восток-запад», границы которой мыслятся неопределенно, даже, подчас, несколько вольно. Очевидно, что культурно-географический образ страны находится в сложных корреляциях с реальными естественнонаучными данными о географическом пространстве России. Показательно, что эти мотивы имеют различную оценку, Так, например, чрезвычайно большой размер страны или равнинность ее ландшафта интерпретируются как сугубо положительно, так и крайне отрицательно и т.д.

Проанализированные материалы позволили также выявить различные уровни содержания культурно-географического образа России: национально-стереотипный и ав-торско-интерпретационный. К национально-стереотипному уровню содержания культурно-географического образа России, представляющему собой его ядерную часть, относятся: а) частотные ассоциации на перечисленные выше стимулы; б) национальнопрецедентные высказывания. Авторско-интерпретационный уровень составляют индивидуальные рефлексии и представления о географическом пространстве России, содержащиеся в различных, прежде всего художественных, текстах.

Таким образом, культурно-географический образ России базируется на перечисленных выше географических параметрах, составляющих его каркас, и проявляется в различных ценностных, нередко имплицитных, «закодированных» мотивах, отражающих как стереотипное, так и индивидуальное восприятие географического пространства страны. Разработанная модель культурно-географического образа России, отражающего значительный фрагмент национальной языковой картины мира, может быть эффективно использована в процессе обучения дисциплинам гуманитарного цикла, поскольку будет способствовать направленному вниманию к культуромаркированным средствам языка, вербализующим соответствующий культурно-географический образ, и культуроинформативному текстовому материалу, что позволяет сформировать достаточный уровень лингвокультурологической компетенции, необходимый для обучения гуманитарным дисциплинам.

Разработка методики формирования лингвокультурологической компетенции студентов гуманитарных специальностей осуществлялась на базе названной модели, отражающей различную степень сложности данного феномена, начиная с собственно физикогеографических представлений о географическом пространстве России и кончая неоднозначным ценностно-оценочным восприятием, отражающим особенности «ментального освоения пространства».

С целью выявления исходного уровня сформированности лингвокультурологической компетенции студентов гуманитарных специальностей был проведен констатирующий эксперимент среди 30-ти студентов, обучающимся в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций по специальности «Культурология», которым было предложено: 1) проанализировать тексты поэтов, писателей, ученых об особенностях географического пространства России; 2) составить собственные тексты, раскрывающие содержание географического пространства России. Следует отметить, что результаты эксперимента позволили сделать выводы о несформированности лингвокультурологической компетенции студентов, что проявилось, во-первых, в непонимании кон-нотативного, оценочного, метафорического содержания авторских текстов; во-вторых, в ограниченном, стереотипном использовании материала, раскрывающего содержательные сферы, формирующие культурно-географический образ России. В тексты, составленные студентами, были включены сведения о размере и рельефе страны, которые носят преимущественно справочный характер, т. е. образ страны воспринимается ими как физикогеографическая, а не культурно-географическая категория. Практически студенты не ре-

ализовали лингвокультурологический потенциал культурно-географического образа России, его метафорическое, коннотативное, ценностно-оценочное содержание.

Эти выводы определили цель обучающего эксперимента, которая заключалась в повышении уровня знаний культурологического, этнопсихологического, ментального характера, которые существенно дополняют естественнонаучные знания. Формирование лингвокультурологической компетенции реализовывалось в содержании и структуре разработанного комплекса заданий и упражнений:

1) культурологический блок был направлен на формирование и активизацию знаний культурологического характера (об особенностях географического пространства России и их влиянии на мировосприятие этноса) и предусматривал работу с картами мира и России, работу с информативными текстами, использование приёмов ментального картографирования;

2) текстовый блок предполагал формирование умений адекватно воспринимать тексты, содержащие мотивы, формирующие культурно-географический образ России, а также умение создавать тексты, содержащие описания географического образа страны. В данный блок были включены тексты известных русских писателей, исследователей, философов, лингвистов (В.О. Ключевского, Д.С. Лихачева, А.П. Чехова, А.Д. Шмелева и др.).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты контрольного эксперимента позволили сделать следующие выводы: в процессе констатирующего эксперимента студенты не понимали тексты, предложенные им на культурологическом этапе, следовательно, собственные тексты они создавали стереотипно. Если на констатирующем этапе участники эксперимента воспринимали в основном стереотипные представления и ограниченно использовали языковые средства, вербализующие культурно-географический образ России, то после обучающего эксперимента стали воспринимать индивидуально-авторские образы и мотивы, дифференцировать ценностно-оценочное содержание КГОР, использовать языковые средства для создания собственных текстов. Следовательно, в текстах были отражены содержательные сферы КГОР, актуальные для национальной языковой картины мира.

Результаты обучающего эксперимента отражены в приведенной ниже таблице.

Знания и умения студентов Результаты экспериментального обучения

До обучающего эксперимента После обучающего эксперимента

Знания культурологического характера 21 чел / 70% 30 чел. / 100%

Понимание текстов, содержащих индивидуально-авторские образы 4 чел. / 13,3% 30 чел. / 100%

Использование в текстах лексического материала, отражающего ценностно-оценочное содержание КГОР 2 чел. / 6,7% 30 чел. / 100%

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты проведенного экспериментального обучения свидетельствуют о сформированности лингвокультурологической компетенции студентов, принявших участие в эксперименте, а модель культурно-географического образа России, которая была положена в основу экспериментального обучения, может быть включена в содержание обучения студентов гуманитарных специальностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильева, Г.М. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте / Г.М. Васильева, О.В Ротмистрова. - СПб. : Изд-во СПб гос. ун-та водных коммуникаций, 2011. - 198 с.

2. Васильева, Г.М. Основные направления формирования межкультурной компе-

тенции студентов гуманитарных специальностей / Г.М. Васильева, Л.И. Харченкова // Педагогический журнал, №2-3, Изд-во «Аналитика Родис» , 2012. - С. 51-63.

3. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы) / В.В. Воробьев. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1997. - 331 с.

4. Замятин, Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов / Д.Н. Замятин. - СПб. : Алетейя, 2003. - 331 с.

5. Зенталя, Г. А. Социокультурная компетенция как важнейший элемент обучения миру русского бизнеса в условиях межкультурной коммуникации, [w:] E. Dzwierzynska, (red.), Обучение РКИ - проблемы, тенденции, перспективы развития, Rzeszow 2011, Wyd. Uniwersytetu Rzeszowskiego, s. 87-103.

REFERENCES

1. Vasilyeva, G.M. and Rotmistrova, O.V. (2011), Cultural and geographical image of Russia in the linguo-cultural aspect, publishing house SPBGUVK, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Vasilyeva, G.M. and Harchenkova L.I. (2012), “Main directions of formation of in-tercultural competence of students of humanitarian specialties”, Pedagogicytskiy Gurnal, No. 23, publishing house «Analitira Rodis», pp. 51-63.

3. Vorobiov, V.V. (1997), Linguo-cultural science (theory and methods), publishing house RUDN, Moscow, Russian Federation.

4. Zamiatin, D.N. (2003), Humanitarian geography: space and language of geographical images, publishing house Aleteja, St.-Petersburg, Russian Federation.

5. Zentalya, G.A. (2011), Sociocultural competence as the most important element of training to the world of Russian business in the conditions of intercultural communication, publishing house Rzeshovskogo Universiteta, Rzeshov, Poland.

Контактная информация: olli-r@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2012.

УДК 796.01:61; 796.01:57

ОЦЕНКА И БИОРЕГУЛИРУЮЩАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕЗЕРВОВ АДАПТАЦИИ ГИМНАСТОК К ФИЗИЧЕСКИ НАГРУЗКАМ Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, профессор, Президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, Заслуженный тренер России, Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой гимнастики, судья международной категории, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Светлана Владиславовна Трофимова, доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по научной и клинической работе,

Александр Владиславович Трофимов, доктор медицинских наук, профессор, заведующий лабораторией генетики старения, Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН

(CM ИБГ СЗО РАМН)

Аннотация

Фундаментальные исследования в области повышения резервных возможностей организма человека являются основой, позволяющей повысить физическую работоспособность и способность к быстрому восстановлению ресурсов спортсмена после экстремальной нагрузки. Применение фармакологических препаратов, обладающих физиологическим действием, помогает достичь вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.