Библиографический список
1. Информационные системы как средство обучения и контроля знаний студентов: монография / Под ред. проф. Б.Г. Бобылева, П.И. Образцова. Орел: Орел ГТУ 2008. 276 с.
2. Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / Под ред. П.И. Образцова. Орел: Изд-во ОГУ, 2011. 338 с.
3. Технологии профессиональной подготовки специалистов. монография / Под ред. П.И. Образцова. -Palmarium Academic Publishing - ISBN-978-3-659-98274-3, 2013. https://www.ljubljuknigi.ru
References
1. Information systems as means of learning and knowledge control: monograph / Ed. prof. B.G. Bobylev, P.I. Obraztsov. -Orel: Orel State Technical University, 2008. - 276 p.
2. Training technologies of specialists in the system of professional education: monograph / Ed. P.I. Obraztsov. - Orel: Orel State University, 2011. - 338 p.
3. Technologies of professional training. Monograph / Ed. P.I. Obraztsov. - Palmarium Academic Publishing - ISBN-978-3-659-98274-3, 2013. https://www.ljubljuknigi.ru
УДК 792. 027 С.В. ПЕРШИНА
аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, преподаватель кафедры актерского искусства Белгородского государственного института искусств и культуры Е-mail: [email protected]
UDC 792. 027 S.V. PERSHINA
graduate student of pedagogy and methodology of vocational education, lecturer of dramatic art, Belgorod State Institute of Arts and Culture Е-mail: [email protected]
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
CONCEPTUAL COMPONENTS OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF AN AMATEUR THEATER GROUP LEADER IN CULTURE AND ARTS INSTITUTION OF
HIGHER EDUCATION
В статье рассматриваются содержательные компоненты организационно-педагогической компетентности руководителя любительского театрального коллектива, предлагается решение данного вопроса применительно к образовательным процессам всех вузов социокультурной сферы в системе повышения квалификации кадров профессионального образования на региональном уровне.
Ключевые слова: организационно-педагогическая компетентность, управленческая компетенция, художественно-педагогическая компетенция, коммуникативная компетенция, полисубъектное взаимодействие.
This article describes conceptual components of organizational and pedagogical competence of an amateur theater group leader, offers a solution of the issue with respect to the academic processes in Higher Education Institutions of social and cultural sphere in the system of professional improvement of vocational training personnel at the regional level.
Keywords: organizational and pedagogical competence, managerial competence, artistic and pedagogical competence, communicative competence, poly-subject interaction.
В современном российском обществе исследователями отмечается снижение культурного уровня населения, преобладание материальных ценностей над духовными. Основная масса молодежи ориентирована на атрибуты массовой куль-
туры, в ущерб подлинным духовным, культурным, национальным ценностям. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. Одной из причин такого состояния является недостаточный уровень профессиональной подготовки специали-
© С.В. Першина © S.V. Pershina
ста социокультурной сферы, его организационно-педагогический опыт.
В связи с усилением роли человеческого фактора, на первый план выдвигается проблема формирования востребованных временем социальных, профессиональных и личностных качеств будущих руководителей любительских театральных коллективов, их способность к эффективной работе в команде, лидерство, организационное видение и коммуникативные навыки.
В образовательном стандарте ФГОС ВПО третьего поколения предусматривается в качестве образовательного результата целый ряд общекультурных и профессиональных компетенций, которые порой дублируют друг друга. Педагогическое сообщество находится в постоянном поиске интегральных форм профессионального опыта, который бы целостно представлял сущность профессиональной деятельности. Одним из таких профессиональных результатов, на наш взгляд, является организационно-педагогическая компетентность будущего руководителя любительского театрального коллектива, отражающая управленческую и художественно-педагогическую составляющую этой деятельности.
В Белгородском институте искусств и культуры проводится исследование по разработке теоретических оснований формирования организационно-педагогической компетентности в образовательном процессе.
Опираясь на признаки педагогической компетентности, данные В.В. Сериковым [4], под организационно-педагогической компетентностью руководителя любительского театрального коллектива мы понимаем сформированность теоретической и практической готовности к полисубъектному взаимодействию с участниками любительского коллектива, определяющей организационную и педагогическую деятельность как сферу самореализации, в которой он осознает свои возможности, уверен в своих силах, владеет основой организационно-педагогической деятельности, включающей образ ее результата и процесса достижения его.
В качестве структурных компонентов мы выделяем следующие компетенции: управленческую, художественно-педагогическую и коммуникативную.
Само понятие «компетенция» исследователями рассматривается по-разному. Нам наиболее близко определение, данное А.В.Хуторским, он понимает под компетенцией совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений и навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно, продуктивно действовать по отношению к ним. [6; с.60];
Г. Н. Сериков рассматривает управленческую компетенцию как совокупность знаний, навыков, опыта, необходимых для эффективного управления организацией. [5] В нашем случае, организацией
является коллектив любителей, где профессионал взаимодействует с непрофессионалами, появляющимися в самодеятельном коллективе по собственному желанию. Поэтому необходимо проанализировать содержательную характеристику данной компетенции. Как показывает практика, основам психологии управления в подготовке руководителя любительского театрального коллектива, не уделяется должного внимания. Знания у специалиста наличествуют на обыденном уровне. Но будущему руководителю любительского театрального коллектива необходимо владеть способами межсубъектного взаимодействия, которые способствуют созданию благоприятной творческой атмосферы для самореализации участников, мотивируют к максимальному раскрытию у занимающихся творческих способностей, пробуждают в них интерес к творческому, коллективному, полисубъектному взаимодействию, когда все стараются чувствовать и понимать друг друга.
В чем же состоит мотивационная сторона управленческой компетенции будущего руководителя любительского театрального коллектива? В.И. Ковалев и С. Л. Рубинштейн под мотивацией понимают систему разнообразных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Мотивационная сторона управленческой компетенции специалиста социокультурной сферы представляется нам в его желании самореализоваться в профессии через самореализацию участников коллектива; в стремлении создавать и вести за собой «команду единомышленников», в тяготении к интеграции творческого процесса. В подобном случае создание любительского театрального коллектива, его успешное развитие зависят от наличия у будущего руководителя знаниевой основы полисубъектного взаимодействия, высокой степени развитости навыков установления взаимооткрытых интенсивных отношений между ним и участниками и обеспечения связей данного любительского коллектива с внешним миром.
И.В. Вачков видит в полисубъекте целостное динамическое психологическое образование, определяющее феномен единства развития внутреннего содержания реальных субъектов, находящихся в субъект-субъектных отношениях и объединенных совместной творческой деятельностью. Полисубъект обладает такими свойствами, как способность к осознанию системы отношений между субъектами, совместная творческая активность, нацеленность на саморазвитие, семантическое пространство, общее для всех субъектов общности [1; с.18].
Владея навыками полисубъектного взаимодействия, будущий руководитель любительского театрального коллектива сможет выработать стратегию совместной деятельности участников, создать установку на взаимодействие. Мы полагаем, что специалист должен обладать культурой полисубъектного взаимодействия. Данный термин заимствован нами из исследований В.И. Коваленко. [3]
Под культурой полисубъектного взаимодействия руководителя любительского театрального коллектива мы понимаем необходимый диапазон знаний приемов и методики организационной работы, способы мыслетворчества и совместной деятельности, умение сочетать инициативу, самостоятельность, новаторство с преемственностью и консерватизмом во взаимодействии с актерами-любителями.
У руководителя любительского театрального коллектива, не наделенного высокой степенью культуры полисубъектного взаимодействия, умением общаться и не развившего этих качеств в процессе учебы, практики, постоянно будут возникать трудности с установлением необходимых отношений с участниками коллектива. Такой тип руководителя, даже при условии высокого развития прочих качеств организатора, будь то нравственно-психологические, деловые, может успешно осуществлять свою деятельность лишь в случае редких контактов с участниками коллектива, однако это невозможно. Совершенно иной тип руководителя востребован сегодняшним временем - руководитель, контролирующий своё поведение с участниками любительского коллектива, которое должно срабатывать как дополнительный стимул повышения активности актеров-любителей.
Управленческая компетенция руководителя любительского театрального коллектива представляет собой уровень овладения выпускником совокупностью знаний, умений, навыков, необходимых для создания высокохудожественного любительского театрального коллектива и организации его продуктивной деятельности.
Для того чтобы понять, что представляет собой художественно-педагогическая компетенция, необходимо также проанализировать ее мотивационную, когнитивную и деятельностную стороны.
Известный исследователь народной художественной культуры А. С. Каргин определяет деятельность руководителя любительского коллектива как художественно-педагогическую, обосновывая тем, что объектом данного вида профессиональной деятельности выступает человек, его внутренний мир, обогащение его интеллекта, культуры мышления и отношений, а основным средством воспитания выступает искусство, художественное творчество. [2; с.102]
По мнению ряда исследователей, наличие потребности в самореализации свойственно всем людям, но не у всех она реализуется в профессиональной деятельности. Для будущего руководителя любительского театрального коллектива стремление к самоактуализации заключается в сотворчестве с его участниками. Он ощущает потребность к организационной, педагогической деятельности, к формированию чувств, побуждений, совершенствованию эстетических вкусов членов любительского коллектива, к воспитанию личности творца, нешаблонности его мышления, его мироощущения.
Поэтому специалисту социокультурной сферы
необходимо обладать глубокими знаниями законов психологии творчества и воспитания, закономерностей психического развития личности, возрастной психологии, психологии индивидуальных различий и уметь применять их в практической работе с любительским коллективом.
Деятельность руководителя любительского театрального коллектива отличается высоким уровнем рефлексии и психологической готовности к восприятию новшеств, постоянным поиском себя в этом новом, потребностью в создании нового видения различных форм художественной и педагогической действительности. Выпускник ориентируется в педагогических знаниях, благодаря которым он может осуществлять выбор лучшего варианта форм, методов, путей воздействия на людей для освоения ими конкретных художественных навыков и умений, всегда реализуемых с учетом интересов участников любительского коллектива. Он осознанно, организованно проводит воспитательную деятельность, с точным определением цели, методов и средств, обеспечивающих реализацию поставленных педагогических задач. Воспитательная работа заключается в повседневных контактах, общении, наставничестве, задача которых - формировать у участников глубокие чувства, активизировать деятельность морально-психологических механизмов, которые, в свою очередь, обеспечивают развитие нравственного самосознания участников коллектива. Важно говорить об обладании будущим руководителем любительского театрального коллектива, выполняющим роль педагога, огромным запасом терпения, выдержки, уважения, доверия, а иногда и строгости, непреклонности, но во всех случаях доброты и юмора, здесь не может быть шаблонного подхода. Вследствие этого немаловажным фактором является знание выпускником специфики профессиональной этики конкретного вида деятельности, так как это предпосылка предоставления нужного уровня нравственного воспитания коллектива. Именно с помощью педагогической этики руководителя любительского театрального коллектива формируются чувства и представления участников о ценности общения, проявляются сложившиеся в коллективе взаимоотношения и взаимодействия, при которых общие ценности и установки становятся средствами раскрытия богатства личностно-индивидуальных свойств.
Итак, под художественно-педагогической компетенцией нами понимается уровень овладения выпускником художественными и педагогическими методами, средствами, обеспечивающими продуктивность его профессиональной деятельности по обучению актеров-любителей театральному ремеслу, с целью повышения их культурного, эстетического уровня и создания условий для творческой самореализации каждого из них.
Рассмотрим коммуникативную компетенцию руководителя любительского театрального коллектива.
Термину «коммуникация» в последнее время
стали придавать обширное значение. В широком смысле слова термином «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, все существующие способы социальных связей и взаимодействий. В педагогических исследованиях и педагогической практике термин «коммуникация» определяется как процесс двухстороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию.
Мотивационный элемент коммуникативной компетенции представляет собой стремление будущего руководителя любительского театрального коллектива к духовно-творческому единению с участниками, когда ими совместно создается атмосфера поиска и совершенствования, атмосфера доброжелательства, искреннего дружеского соучастия при освоении новым участником знаний, норм и традиций коллектива, что положительно сказывается на его адаптации. Формируется атмосфера корпоративной ответственности, не разделенной на интересы коллектива и заботы руководителя.
Когнитивный элемент коммуникативной компетенции заключается в овладении руководителем приемами, методами и средствами театральной педагогики и социальной психологии, содействующими обоснованному, осмысленному взаимодействию специалиста с участниками-любителями. В умении руководителем оценить первоначальные возможности участников любительского театрального коллектива
и на основе этого композиционно выстраивать каждую встречу с коллективом, выдвигать требования к участникам любительского театрального коллектива, прогнозируя их возможности в будущем. Соблюдать и учитывать принцип интереса и демократичности, который заключается во владении инициативой актерами-любителями, когда каждый должен будет проявлять максимум самодеятельности и постоянно вносить в работу индивидуальное.
Коммуникативная компетенция руководителя любительского театрального коллектива - это владение способами организации полисубъектного взаимодействия участников любительского театрального коллектива, обеспечивающее его всестороннее гармоническое развитие.
Следуя терминологии современной педагогики, организационно-педагогическую компетентность руководителя любительского театрального коллектива можно назвать ключевой компетентностью, обеспечивающей эффективное формирование будущего специалиста социокультурной сферы, чётко осознающего свою гражданскую, этическую и эстетическую позицию, способного организовать дружный творческий любительский коллектив, растить таланты и воздействовать результатами художественного творчества коллектива на повышение культуры своих зрителей.
Библиографический список
1. Вачков И.В. Поле в школе // Школьный психолог. 2002. №1. С.18.
2. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика: учеб. пособие для вузов культуры и искусств. М.: Высш. шк., 1988. 270 с.
3. Коваленко В.И. Полисубъектное управление развитием образовательной системы: (на материале вузов МВД России): Монография. М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. С.300.
4. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога./ Педагогика № 5. 2010. С.29-37.
5. Сериков Г.Н. Управление образованием: системная интерпретация: Монография Челябинск: Изд. ЧГПУ «Факел», 1998. 664 с.
6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы// Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
References
1. Vachkov I.V. The field in the school // School Psychologist. - 2002. - № 17. - P.18.
2. Kargin A.S. Amateur art: History, Theory, Practice: Textbooks for higher educational institutions of Culture and Arts / A.S. Kargin. Vysshaya shkola, 1988. - 270 p.
3. Kovalenko V.I Poly-subject development management of the educational system: (on the materials of universities of MIA of Russia): Monograph. - Moscow, Belgorod: Belgorod State University, 2004. - P.300.
4. Serikov V.V. The nature of educational activities and especially teacher's vocational education. / Pedagogy, № 5. - 2010. - Pp.29-37.
5. Serikov G.N. Education Management: systemic interpretation: Monograph Chelyabinsk:CSPU "Fakel", 1998. -664 p.
6. Khutorskii A.V Core competencies as a component of student-oriented paradigm // Public Education. -2003. -№ 2. - Pp. 58-64.