УДК 371.398
Липкина Нина Григорьевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,
Пермь, Россия
614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: [email protected]
Баяндина Татьяна Викторовна
магистр, руководитель структурного подразделения ЦДТ «Юность»
Центр детского творчества «Юность», Пермь, Россия
614000, Пермь, Боровая, 16, +7 (342) 229-25-10
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Nina G. Lipkina
PhD, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy
Perm State Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: nglipkina@gmail. com
Tatyana V. Bayandina
Magister, Head of Structural Subdivision
The Center of Children's Creativity «Yunost» 16, Borovaya, 614000, Perm, Russia
CONTENT AND ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL BASES OF THE ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AT INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN
Аннотация. В данной статье рассматриваются содержательные и организационно-педагогические основания организации внеурочной деятельности детей в учреждении дополнительного образования в сфере досуговой деятельности: ценностный принцип отбора содержания деятельности, а также взаимодействие основного и дополнительного образования детей в организации досуговой деятельности школьников. В качестве примера представлен опыт организации внеурочной (досуговой) деятельности МАОУ ДОД ЦДТ «Юность» с ОУ Дзержинского района г. Перми, реализующего программу «Взаимодействие».
© Липкина Н.Г., Баяндина Т.В., 2015
Ключевые слова: внеурочная деятельность; досуговая деятельность; ФГОС; взаимодействие основного и дополнительного образования.
Abstract. This article discusses the substantive and organizational-pedagogical bases of the organization of extracurricular activities of children in institutions of additional education in the field of leisure activities: a values-based principle of activity content selection, and the interaction of basic and additional education of children in the organization of leisure activity of students. As an example, presents the experience of organizing extracurricular (leisure) activities of Center of Children's Creativity «Yunost» with the Dzerzhinsky district of Perm, through the implementation of «Interaction» program.
Key words: extracurricular activities; leisure activities; federal state educational standards; the interaction of primary and secondary education.
Согласно ФГОС нового поколения внеурочная воспитательная деятельность входит в состав стандартов и приобретает особую значимость, поскольку именно она во многом призвана обеспечить духовно-нравственное воспитание и развитие школьников. Опыт реализации этой задачи в течение нескольких лет показал: большую роль в этом плане играет дополнительное образование, которое обладает широкими возможностями в плане духовно -нравственного развития личности ребенка и в котором на сегодня накоплен богатый опыт осуществления воспитывающей деятельности. Инвариантное образование первой половины школьного дня существенно дополняется вариативной частью внеурочной деятельности, когда каждый ученик может найти себе занятие по душе. Только будучи вовлеченным в активную деятельность, в которой ребенок имеет возможность реализовать свои творческие силы и самовыразиться, он обретает культурные новообразования. И в этом плане переоценить значение дополнительного образования невозможно, поскольку именно оно обеспечивает право личности на реализацию своих потребностей и интересов, здесь организацией внеурочной деятельности со школьниками занимаются специалисты - педагоги дополнительного образования, здесь ребенок вовлекается в мир интересного, значимого для себя, наполненного содержанием, полезным сегодня и нацеленным в успешное завтра. Особая роль принадлежит досуговой деятельности, организуемой педагогами дополнительного образования, общая цель которой - повышение культуры личности через приобщение как к общечеловеческим ценностям, так и к национальным традициям, через создание культурной среды. Досуговая деятельность, организуемая педагогами дополнительного образования, направляет внимание ребенка на объекты наивысшей значимости, формирует ценностные отношения современной культуры и одновременно учит наполнять свободное время духовно-нравственной деятельностью, дает социально значимые способы самовыражения.
Взаимодействие базового и дополнительного образования в процессе организации досуговой деятельности позволяет создавать широкий
общекультурный эмоциональный фон для формирования социально ценных отношений, предметно ориентировать детей, выравнивать их стартовые возможности, обеспечивать ситуацию успеха каждому ребенку, в том числе не очень успешному в сфере академического образования, способствовать самореализации ребенка.
В МАОУ ДОД ЦДТ «Юность» г. Перми реализуются различные программы организации внеурочной деятельности школьников Дзержинского района, направленные на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников. Особое место среди них занимают досуговые программы. Одна из них - программа «Взаимодействие». На ее основе выстроена устойчивая система внешних и внутренних связей учреждения дополнительного образования, расширяется зона воспитательного пространства Центра, ежегодно увеличивается число образовательных учреждений, привлеченных к сотрудничеству с ЦДТ «Юность».
Программа «Взаимодействие» направлена на формирование воспитательного пространства ребенка через сотрудничество с педагогическими и родительскими коллективами образовательных учреждений Дзержинского района и МАОУ ДОД ЦДТ «Юность». Потребность в культурных формах досуга, стремление наполнить свободное время ребенка социально значимыми, ценными видами и формами занятий обязывает педагогический коллектив постоянно совершенствовать и развивать способы взаимодействия с ОУ, расширять арсенал досуговых форм и методов совместной со школами деятельности [3]. С введением новых ФГОС работа по данной программе стала наиболее актуальной и востребованной. Ее реализация позволяет объединить воспитывающую деятельность основного и дополнительного образования, урочную и внеурочную деятельности детей в условиях единого образовательного пространства района.
Программа включает в себя следующие направления деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное. В содержание программы входит рукоделие, хоровое пение, хореография, художественное искусство, а также мероприятия, посвященные знаменательным датам, календарным праздникам. Содержательным ядром программы являются социально значимые ценности -человек, Родина, общество, труд, природа и т.д., - отношения к которым формируются через активное включение ребенка в разнообразные виды деятельности, через осмысление своих связей с объектами окружающего мира, через эмоциональное переживание, реакции, состояния, чувства.
Структура программы обеспечивает возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который ему наиболее интересен. Учебный процесс характеризуется использованием на занятиях активных форм и методов обучения: игровых, исследовательских, проектных и т.д. Чтобы ребенок не уставал от однообразной деятельности, не
терял интереса, педагоги предоставляют возможность каждому менять виды деятельности, проявлять творческую активность, быть успешным и самостоятельным. Педагоги Центра, работающие по программе «Взаимодействие», создают условия учащимся школ для самовыражения, самореализации, самоорганизации, помогают детям увидеть ступени собственного развития и предоставляют возможность каждому ребенку попробовать себя в разнообразных видах деятельности.
Основным механизмом реализации программы является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Дети могут широко применить знания, полученные на уроках в школе, на занятиях дополнительного образования, и наоборот.
Уроки литературного чтения в школе перекликаются с занятиями изобразительного искусства: рисование портрета героя и лепка героев, создание иллюстраций к художественным произведениям. Такие занятия проводят педагоги изостудии и коллективов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения, полученные на занятиях по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству, применяются детьми при реализации творческих проектов, при оформлении костюмов и декораций в театральных постановках.
Уроки истории, литературного чтения в школе и занятия по хореографии коллектива «Алмаз» и хора «Глория» в Центре затрагивают темы о Великой Отечественной войне, малой Родине, народах России. Педагоги этих коллективов помогают учащимся осознать общие человеческие ценности, расширяют знания об исторических событиях России и других стран, вводят в мир традиционной культуры Пермского края, знакомят с традиционной культурой этнических групп Прикамья.
На уроках математики детям также помогают приемы, освоенные на занятиях по хореографии: это счет, выстраивание по геометрическим фигурам, диагоналям, параллельным прямым.
Занятия по изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству дополняют друг друга. Дети, осваивая различные техники и знакомясь с материалами (пластилин, акварель, гуашь, мелки, пастель, соленое тесто, глина), смело используют знания и на уроках в школе. Детьми создаются также открытки-поздравления, подарки для родных и друзей к различным праздникам [3].
Кроме этого как на базе ЦДТ «Юность», так и в образовательных учреждениях района проводятся различные досуговые мероприятия и театрализованные представления, такие как «Как бабка Канавка и дед Кювет Светофорик украли», «Азбука дорожной безопасности», «День знаний», «Новогодние представления», «23+8», «Прощание с азбукой», «Посвящение в первоклассники», «Выпускные балы» и др. Педагоги-организаторы, вовлекая ребенка в игровую деятельность, помогают ему сменить вид деятельности, повысить уровень культуры, творческий потенциал, развить коммуникативные качества [3].
Взаимодействие учреждений дополнительного образования и образовательных учреждений всех уровней является непременным условием успешной деятельности. На современном этапе организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной. Взаимодействие предполагает «горизонтальные» взаимоотношения, основанные на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений и совместной деятельности.
Анализ исследовательской литературы позволяет выделить следующие характеристики взаимодействия:
- объединяющая цель основана, как правило, на заинтересованности участников программы в использовании совместных статусных и информационных ресурсов;
- множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сотрудничества;
- добровольность связей - что позволяет использовать право выбора партнеров по принятию ответственности за свою позицию и достаточно самостоятельно определять структуру своего взаимодействия в рамках программы;
- независимость партнеров - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности и нести ответственность за конечный результат;
- взаимная совместная ответственность за деятельность и ее результаты и объединение усилий по достижению цели и решению проблемы.
Итогом реализации программы «Взаимодействие» в ЦДТ «Юность» является увеличение охвата школьников Дзержинского района дополнительным образованием, а также качественные изменения в структуре свободного времени детей при освоении ими дополнительных образовательных программ.
Личностные универсальные учебные действия по программе «Взаимодействие» отражают систему ценностных ориентаций ребенка, его отношение к окружающему миру; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся ЗУН; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе; учиться оценивать свои действия и поступки.
Для формирования личностных универсальных учебных действий педагогами ЦДТ «Юность» используются следующие виды заданий: активное участие детей в проектах; творческие задания; оценка события, происшествия; ведение портфолио своих достижений [1].
Тесная связь основного и дополнительного образования позволяет сделать более эффективной воспитывающую деятельность, создает условия для формирования активной жизненной позиции детей, поскольку они становятся активными участниками различных школьных, районных и городских
фестивалей и конкурсов. Благодаря участию в организации различных массовых мероприятий, выступлениям на сцене дети могут легко презентовать себя, не боятся публичных выступлений, умеют правильно организовать свое время.
Регулятивные универсальные учебные действия по программе «Взаимодействие» обеспечивают обучающимся способность самостоятельно организовывать и осуществлять различные виды деятельности.
Перед ребенком ставится задача оценивания своих результатов. Предметом оценивания являются учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности. Оценка становится необходима для того, чтобы разобраться и понять, каким образом следует совершенствовать учебный процесс [1].
Педагоги ЦДТ «Юность» используют в образовательном процессе такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, обсуждение участниками способов своего действия, заполнение рефлексивного портфолио.
Наблюдая за детьми - активными участниками деятельности, организуемой педагогами Центра, - мы отмечали рост их социальной активности, желание участвовать в мероприятиях. Исследования, проведенные учителями в школах, показали положительную динамику их культуры поведения, отношение детей друг к другу стало более бережным.
По итогам реализации программы взаимодействия основного и дополнительного образования в процессе организации внеурочной деятельности мы провели изучение удовлетворенности детей проведенными занятиями. Детям были заданы вопросы:
- Какое настроение преимущественно у тебя было во время занятия?
Сложились ли у тебя позитивные отношения с педагогом и другими
детьми?
- Сумел ли ты узнать что-то важное и новое для себя, чему-то научиться?
- Интересно ли было тебе участвовать в проводимых мероприятиях?
Результаты анкетирования показали высокий уровень удовлетворенности
детей - участников программы. Их привлекает возможность многое узнать и многому научиться в процессе занятий и проводимых массовых мероприятий, благоприятная психологическая атмосфера, отношения сотрудничества и сотворчества с педагогами и сверстниками, возможность пережить ситуацию успеха, а также удобное расписание, которое позволяет им распределить свое свободное время на занятиях внеурочной деятельностью.
Опыт совместной работы МАОУ ДОД ЦДТ «Юность» и ОУ Дзержинского района позволяет определить, что же дает сотрудничество всем субъектам образовательного процесса. Дети получают качественное дополнительное образование, у них появляется возможность проводить досуг под руководством педагогов. Творческая среда ЦДТ, вариативность
программного обеспечения позволяют учесть интересы каждого ребенка, сориентировать его на дальнейшее обучение по избранному виду деятельности.
Взаимодействие с ОУ помогло расширить и укрепить контакты, что открыло новые возможности для воспитательной работы. Благодаря такому взаимодействию, в ЦДТ «Юность» стабилизировался контингент учащихся, увеличилась нагрузка педагогов, расширился спектр образовательных услуг.
Таким образом, содержательным основанием внеурочной деятельности, организуемой в учреждении дополнительного образования детей, являются наивысшие ценности (человек, Родина, природа, «Я» как ценность индивидуальности и достоинство как ценностное отношение к самому себе и т.д.) как доминанты воспитательного процесса [5]. К организационно -педагогическим основаниям осуществления внеурочной деятельности относится тесная взаимосвязь и взаимодействие основного и дополнительного образования.
Список литературы
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2013.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
3. Дополнительная общеобразовательная программа «Взаимодействие» - МАОУ ДОД ЦДТ «Юность». - Пермь, 2001.
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
5. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010.